В какой момент юридическое лицо считается зарегистрированным
Перейти к содержимому

В какой момент юридическое лицо считается зарегистрированным

  • автор:

В какой момент юридическое лицо считается зарегистрированным

ГК РФ Статья 51. Государственная регистрация юридических лиц

(в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 51 ГК РФ

1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

2. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц.

3. До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

4. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в единый государственный реестр юридических лиц.

Заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц.

5. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц допускается только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации юридических лиц.

Отказ в государственной регистрации юридического лица и уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

6. Государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.

7. Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации юридического лица, уклонением от государственной регистрации, включением в единый государственный реестр юридических лиц недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного законом о государственной регистрации юридических лиц, по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

8. Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.

Юридическое лицо

Когда несколько человек или организаций хотят вести совместный бизнес или заниматься общественно полезным делом, они могут объединить вклады и создать компанию.

Ее регистрируют в налоговой, которая вносит запись о новой организации в ЕГРЮЛ — Единый государственный реестр юридических лиц. Теперь компания может работать официально.

Какими бывают юридические лица

Юридические лица бывают двух видов: коммерческие и некоммерческие. Главное отличие — первые создают с целью извлечения прибыли, а вторые — для достижения социально ориентированных целей.

Коммерческие фирмы могут работать в разных организационных формах, например общество с ограниченной ответственностью, или ООО, публичное акционерное общество, или ПАО, непубличное акционерное общество, или НПАО.

Общество с ограниченной ответственностью, или ООО, — это компания, уставный капитал которой — деньги или имущество, которое учредители внесли при регистрации, — разделен на доли. Ее проще всего зарегистрировать, поэтому это самая распространенная форма юридического лица в России.

ПАО и НПАО — акционерные общества. Акции ПАО можно купить на бирже, а акции НПАО могут принадлежать только ограниченному кругу лиц.

Некоммерческие организации создают не для заработка, а в образовательных, просветительских, культурных целях. Это отражают в уставе.

НКО тоже могут вести бизнес, но прибыль от него не распределяют между учредителями, а направляют на основную деятельность.

Например, НКО «Всероссийское добровольческое пожарное общество» ведет просветительскую работу с населением, а также помогает обеспечивать пожарную безопасность и защищать от ЧС села, города и объекты по всей России.

Как зарегистрировать юрлицо

Чтобы зарегистрировать компанию, нужно:

  1. Придумать название.
  2. Выбрать юридический адрес.
  3. Выбрать код ОКВЭД.
  4. Выбрать систему налогообложения.

После этого — собрать документы и подать в налоговую инспекцию в том районе, где будет находиться будущая компания. Можно лично, с помощью нотариуса или через сервис «Государственная онлайн-регистрация бизнеса». А если регистрируете ООО с единственным участником, это можно сделать через Тинькофф.

Обычно для регистрации компаний нужны такие документы:

  • заявление по форме № Р11001. В нем указывают название, адрес компании и данные об учредителях;
  • решение о создании — единственного учредителя или общего собрания учредителей, — оформленное протоколом;
  • устав. Если бизнес будет действовать на основании типового устава, то его составлять и представлять не нужно;
  • квитанцию об уплате госпошлины — 4000 ₽. Если подал документы в электронном виде, пошлину можно не платить.

Если документы в порядке, через три рабочих дня налоговая выдаст лист записи ЕГРЮЛ и устав с отметкой о регистрации — если не выбрали типовой устав. Лист записи приходит на электронную почту. Если регистрировались онлайн, устав также придет на почту.

Налоговая может отказать в регистрации, если подать неполный пакет документов, если наименование компании не соответствует требованиям закона и по некоторым другим причинам.

Если такое произошло, нужно выяснить причину отказа, исправить недочеты и подать документы заново.

Как закрыть юрлицо

Чтобы закрыть компанию, для начала нужно назначить ликвидатора или создать ликвидационную комиссию. Она займется закрытием юрлица. Например, сообщит в налоговую инспекцию, что фирму закрывают.

Закон не устанавливает правил создания ликвидационной комиссии, но обычно в нее входят директор, главный бухгалтер и еще один сотрудник компании. Ликвидатор может быть и один — например, директор или учредитель фирмы.

Минимум за два месяца до ликвидации бизнеса нужно подать документы в центр занятости и уведомить сотрудников о прекращении деятельности компании.

Еще нужно рассчитаться с контрагентами, отчитаться по налогам и взносам.

Сама процедура закрытия компании стартует с того, что ликвидационная комиссия готовит пакет документов:

  1. Заявление о ликвидации юрлица — по форме № Р15016.
  2. Ликвидационный баланс — это обычный бухгалтерский баланс, но со специальными отметками и кодами. Бывает промежуточный и окончательный. Промежуточный составляют после истечения срока для заявления кредиторами своих требований к компании — чтобы было понятно, сможет ли организация их удовлетворить или придется объявить о банкротстве. Окончательный ликвидационный баланс подают в налоговую после завершения всех ликвидационных процедур, чтобы показать, сколько и какое имущество осталось после расчетов с кредиторами, а затем его разделить или кому-то передать.
  3. Квитанцию об уплате госпошлины 800 ₽.
  4. Документ, подтверждающий подачу сведений об уволенных работниках в территориальный орган Социального фонда России. С 2023 года все отчеты свели в одну форму — ЕФС-1. Ее с подразделом 1.2 нужно сдать в СФР в течение месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Документы надо подать в налоговую инспекцию лично, онлайн или по почте. На шестой рабочий день после подачи документов налоговая выдаст лист записи ЕГРЮЛ, и фирма будет закрыта.

Создание юридического лица

Создание юридического лица – процесс, который предполагает приведение в соответствие с признаками юридического лица, указанного в законе, и государственную регистрацию некоего образования.

Здесь необходимо определить, в какой организационно-правовой форме будет функционировать юридическое лицо, понять, какая система регистрации предусмотрена в законодательстве. Исходя их порядка регистрации определяется, какие документы в какой государственный орган необходимо подавать.

Системы создания юридических лиц:

Явочная система (уведомительная система). При такой системе юридическое лицо считается созданным с момента сообщения об этом государственному органу, а этот государственный орган обязан зарегистрировать, то есть выдать документ (в наиболее радикальных правовых системах юридическое лицо считается созданным с момента волеизъявления учредителей).

Распорядительная система. Для регистрации юридического лица необходимо решение какого-либо субъекта или органа. Например, чтобы создать унитарное предприятие необходимо решение собственника – государственно-правового образования.

Разрешительная система. Для регистрации юридического лица необходима санкция (разрешение) органа публичной власти. Цель публичной власти – защита общественного интереса. Таким образом, данный способ применяется при создании тех юридических лиц, которые влияют на многих субъектов, имеющих публичное значение. Например, страховые¸ кредитные организации, предприятия-монополисты.

Явочно-нормативная система (заявительная, регистрационная система). Это система, при которой для создания юридического лица необходима воля учредителей, высказанная, а также соответствие учредительных документов закону.

Основания отказа в государственной регистрации:

Непредставление заявителем необходимых для этого документов

Предоставление документов в ненадлежащий орган

Подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации

Из того, что отсутствует прямой запрет на регистрацию организаций, учредительные документы которых не соответствуют закону, не следует, что устав может противоречить.

Сначала у НКО вопрос о соответствии устава закону решает государственный орган, а потом суд.

Для коммерческих организаций суд может принять решение о ликвидации в случае противоречия устава закону.

Подумать, какая система принята в РФ. Обратить внимание на закон о регистрации юридических лиц и статью об основаниях отказа в регистрации

Государственная регистрация – это административный акт, влияющий на гражданские правоотношения. Акт государственной регистрации означает появление нового субъекта правоотношений – начало правоспособности и дееспособности этого субъекта.

Правоспособность и дееспособность юридических лиц возникает одновременно и прекращается одновременно – в момент исключения из государственного реестра юридических лиц. Однако, есть некоторые исключения в отношении прекращения.

Правосубъектность – совпадающая правоспособность и дееспособность. Термин используется главным образом в отношении физических лиц.

Виды правоспособности юридических лиц:

Общая правоспособность (универсальная) – возможность осуществлять любые виды деятельности в независимости от указания в регистрационных документах. (Ею обладают коммерческие юридические лица)

Специальная правоспособность (ограниченная, целевая) (данные термины иногда дифференцируются) – возможность осуществлять только те виды деятельности, которые прямо указаны в законе или учредительных документах. (Ею обладают некоммерческие юридические лица)

Есть в обоих случаях исключения:

В отношении юридических лиц несобственников – унитарных предприятий. Они имеют специальную правоспособность.

В отношении юридических лиц, ведущих публичную деятельность (страховые, инвестиционные, кредитные) – в законе указано, что они обладают специальной правоспособностью

В отношении тех, коммерческих юридических лиц, которые сами для себя установили ограничения в уставе (АО, коммерческая организация).

Ограничение правоспособности: по уставу (сделки оспоримы), по закону (сделки ничтожны)

Однако различны последствия нарушения требований о специальной правоспособности.

Если сделка заключается за пределами специальной правоспособности, которая установлена законом, то она считается ничтожной.

Если сделка заключается за пределами специальной правоспособности, которая установлена уставом, то она по общему правилу действительна. Исключения возникают только в ситуациях, когда доказано, что контрагент знал об уставных ограничениях.

Теория фикции (Савиньи, Шершеневич). Признается тот факт, что юридическое лицо – это искусственный субъект, созданный для условной привязки прав и обязанностей. (persona ficta, corpus misticum). Идея появилась благодаря Папе Римскому Иннокентию IV. Она была поддержана Савиньи. То, что есть юридическое лицо – это конструкция, созданная государством, и все права предоставляются государством.

В рамках этой теории юридическое лицо действует не само, оно действует через представителей, следовательно, ответственность юридическое лицо само нести не может, а ответственность несет лицо, выступавшее от имени юридического лица.

Реалистические (органические) теории. Отто фон Гирке не соглашался с теорией фикции. Он обнаружил, что Иоанн XX (или XXII) получил подобный запрос и посчитал, что можно юридическое лицо отлучить от церкви, потому что хоть и фиктивная душа, но у него есть. Следовательно, это реальный субъект права.

Гирке заявил, что юридическое лицо реально, но не осязаемо. Мы можем провести аналогию с физическим лицом (голова – руководящие органы юридического лица и т.д.)

Следовательно, юридические лица обладают полной правоспособностью, а государство не создает его, а государство только разрешает и запрещает его деятельность. Действует и осуществляет свою волю само юридическое лицо, а руководитель, подписывающий документы, не является представителем, а выражает волю юридического лица. Ответственность юридическое лицо также несет самостоятельно.

Теория целевого имущества. Аллоиз фон Бринц сказал, что юридическое лицо существует, но это вовсе не люди, которые его составляют. На самом деле юридическое лицо представляет собой некое имущество, предназначенное для какой-то цели. В данном случае неважно, кто является обладателем данного имущества, и кто им управляет.

В советское время создавались иные теории.

Теория государства (Венедиктов). Все юридические лица принадлежат государству, оно же устанавливает его правоспособность. Юридические лица являются специальным органом государства для управления имущества.

Теория интереса. Юридическое лицо – коллектив работников

Теория коллектива. Юридическое лицо – это его руководитель, а его воля – воля юридического лица.

Статья 51. Государственная регистрация юридических лиц

1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

2. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц.

3. До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

4. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в единый государственный реестр юридических лиц.

Заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц.

5. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц допускается только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации юридических лиц.

Отказ в государственной регистрации юридического лица и уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

6. Государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.

7. Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации юридического лица, уклонением от государственной регистрации, включением в единый государственный реестр юридических лиц недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного законом о государственной регистрации юридических лиц, по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

8. Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.

Комментарий к статье 51 ГК РФ

1. Государственная регистрация юридических лиц является необходимым условием стабильности гражданского оборота и защиты интересов его участников. В процессе регистрации осуществляется государственный контроль за соблюдением установленного законом порядка образования юридического лица, а также учет юридических лиц для осуществления налогообложения и в иных предусмотренных законом целях.

Статья 2 ГК называет условие о регистрации в качестве одного из обязательных признаков лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (см. ст. 3 Закона об общественных объединениях). При этом право общественного объединения существовать без государственной регистрации не распространяется на политические партии, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии со ст. 15 Закона о политических партиях.

2. Комментируемая статья предусматривает обязательную государственную регистрацию юридических лиц в Российской Федерации. В соответствии с ГК регистрации подлежат создание юридического лица, изменения учредительных документов юридического лица, случаи прекращения его деятельности в связи с реорганизацией или ликвидацией (см. п. 3 ст. 52, п. 4 ст. 57 и п. 8 ст. 63 ГК).

Порядок государственной регистрации устанавливается Законом о государственной регистрации, регулирующим отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра юридических лиц.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, является МНС России (ныне ФНС России) (см. Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 (в ред. от 16.09.2003) <1>). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (см. п. 2 ст. 54 ГК, п. 2 ст. 8 Закона о государственной регистрации).

———————————
<1> СЗ РФ. 2004. N 20. Ст. 1872; N 33. Ст. 3222; 2003. N 18. Ст. 1715; N 38. Ст. 3667.

Состав документов, представляемых для государственной регистрации, определяется Законом о государственной регистрации и различается в зависимости от того, идет ли речь о создании юридического лица, создании юридического лица путем реорганизации, ликвидации юридического лица или об изменениях, вносимых в учредительные документы юридического лица. Регистрирующий орган не вправе требовать предоставления документов, не предусмотренных законом.

На основании предоставленных документов регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации и вносит соответствующую запись, содержащую сведения о юридическом лице, в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Со дня внесения записи в государственный реестр юридическое лицо считается созданным <1>.

———————————
<1> Государственная регистрация является завершающим этапом создания юридического лица, с которым закон связывает возникновение способности (см. ст. 49 ГК). В случае допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона оно может быть ликвидировано по решению суда. Причем судебное решение о ликвидации юридического лица должно приниматься только в том случае, если нарушения носят неустранимый характер (см. п. 2 ст. 61 ГК). См. также п. 2 ст. 25 Закона о государственной регистрации.

Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 (в ред. от 13.12.2005) <1>.

———————————
<1> СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2585; N 46. Ст. 4597; 2003. N 33. Ст. 3270; N 43. Ст. 4238; 2004. N 10. Ст. 864; 2005. N 51. Ст. 5546.

За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

3. Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок государственной регистрации отдельных видов юридических лиц.

В настоящее время специальный порядок государственной регистрации установлен для кредитных организаций, профессиональных союзов, политических партий и других общественных организаций, религиозных организаций, ТПП (см. Законы о банках, об общественных объединениях, о профсоюзах, о политических партиях, Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в ред. от 29.06.2004) <1>, Закон РФ от 07.07.1993 N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (в ред. от 08.12.2003) <2>).

———————————
<1> СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465; 2000. N 14. Ст. 1430; 2002. N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3029; 2004. N 27. Ст. 2711.
<2> Ведомости РФ. 1993. N 33. Ст. 1309; СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; 2002. N 12. Ст. 1093.

Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается ЦБ РФ; решение о государственной регистрации общественного объединения, религиозной организации, ТПП принимается Минюстом России или его территориальным органом. На основании принятого решения органами МНС России осуществляется внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации соответствующего юридического лица, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений.

Государственная регистрация профсоюзных организаций в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке, который не предполагает принятия решения о государственной регистрации. Для государственной регистрации профсоюзных организаций в органы юстиции предоставляются подлинники либо нотариально удостоверенные копии документов, необходимых для регистрации. Соответствующий орган юстиции направляет указанные документы в МНС России, которое на основании представленных документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о создании, реорганизации и ликвидации соответствующей профсоюзной организации (см. ст. 8 Закона о профсоюзах).

4. Гражданское законодательство исходит из признания свободы участников гражданского оборота в выборе способа ведения своих дел. Регистрирующий орган не вправе проверять решение об учреждении юридического лица на предмет его необходимости или хозяйственной целесообразности.

Отказ в государственной регистрации юридического лица возможен только по основаниям, предусмотренным законом. Согласно ст. 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случаях непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Специальные основания отказа в государственной регистрации юридических лиц устанавливаются федеральными законами, регулирующими деятельность юридических лиц соответствующего вида (кредитных организаций, общественных объединений и др.).

Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд. Регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине (п. 2 ст. 24 Закона о государственной регистрации).

5. Государственная регистрация является завершающим этапом создания юридического лица, с которым закон связывает возникновение правоспособности (см. ст. 49 ГК).

В случае допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона оно может быть ликвидировано по решению суда. В суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц вправе обратиться регистрирующий орган (п. 2 ст. 25 Закона о государственной регистрации). Судебное решение о ликвидации юридического лица должно приниматься только в том случае, если нарушения носят неустранимый характер (см. п. 2 ст. 61 ГК).

Другой комментарий к статье 51 Гражданского Кодекса РФ

1. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Таким образом, с точки зрения формально-юридической благодаря государственной регистрации «рождается» новый субъект гражданского права — юридическое лицо.

Именно с момента государственной регистрации юридическое лицо правоспособно, т.е. может иметь гражданские права и нести обязанности (до этого юридического лица просто не существует).

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц, является Закон о регистрации юридических лиц.

Комментируемая статья до 1 сентября 2014 г. существовала в редакции Федерального закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ. Сравнивая с тем, что было ранее, можно отметить появление ряда новых норм (включенных в абз. 2 — 3 п. 2, п. п. 3 и 4, абз. 1 п. 5 (частично новое правило), п. п. 6 и 7). Введение данных правил в ГК РФ носит отнюдь не юридико-технический характер, но обусловлено концептуальными соображениями. Система государственной регистрации юридических лиц несовершенна. В частности, это проявилось в том, что, стремясь создать максимально благоприятные условия для развития предпринимательства (бизнеса), закон установил сверхлиберальные правила регистрации юридических лиц (не проверялось содержание документов, представляемых при государственной регистрации, не был создан механизм обеспечения того, чтобы данные, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ), соответствовали действительности и т.д.). В результате появилась масса злоупотреблений (в том числе обилие фирм-однодневок).

В этой связи потребовалось менять систему государственной регистрации юридических лиц. В комментируемую статью включены основные начала, на которых должна базироваться эта система. Введение в ГК РФ таких начал потребовало изменений и дополнений многих законов и других нормативных актов (будут и другие изменения и дополнения).

2. Применяя правила комментируемой статьи, в первую очередь следует определиться с тем, что же подлежит государственной регистрации. В прежней редакции этой статьи говорилось о государственной регистрации юридического лица, о том, что данные регистрации включаются в ЕГРЮЛ, а также указывалось, что юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в указанный реестр.

В Законе о регистрации юридических лиц говорится о государственной регистрации юридических лиц при их создании, регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и т.д.

Очевидно, в комментируемой статье воплощено понятие государственной регистрации, содержавшееся в прежней редакции статьи. Акт государственной регистрации юридического лица входит в юридический состав, порождающий юридическое лицо. Этот акт совершается путем внесения записи о создании юридического лица и иных данных о юридическом лице в ЕГРЮЛ. Со дня внесения соответствующих записей в реестр юридическое лицо считается созданным.

В период существования юридического лица могут вноситься изменения в учредительные документы юридического лица — они подлежат государственной регистрации. Если изменяются иные данные, внесенные в реестр, не связанные с изменениями учредительных документов, то в ЕГРЮЛ должны быть внесены соответствующие изменения. В том числе в реестр вносятся записи при реорганизации и ликвидации юридических лиц (см. ст. 57, п. 8 ст. 63 ГК и соответствующий комментарий).

3. В ЕГРЮЛ содержатся сведения и документы о юридическом лице, указанные в Законе о регистрации юридических лиц (ст. 5). В частности, указываются сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, его учредителях, размере уставного капитала, лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, о филиалах и представительствах юридического лица и т.д.

4. В абз. 1 п. 2 рассматриваемой статьи провозглашается один из принципов государственной регистрации — открытость сведений Единого государственного реестра юридических лиц (иногда этот же принцип именуют принципом гласности или, говоря об открытости сведений, отмечают публичный характер государственной регистрации).

Обстоятельные правила, обеспечивающие открытость и общедоступность сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ в ст. ст. 6, 7, 7.1 Закона о регистрации юридических лиц и подзаконных актах. В частности, в ст. 7.1 данного Закона установлены правила опубликования сведений о юридическом лице в случаях, предусмотренных законом. Сведения, подлежащие опубликованию, в том числе уведомления о реорганизации, ликвидации юридического лица, а также ряд иных сведений (о создании юридического лица, об уменьшении или увеличении уставного капитала, об изменении места нахождения юридического лица и др.) вносятся в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Сведения, содержащиеся в этом реестре, подлежат размещению в сети Интернет.

В ст. 6 Закона о регистрации юридических лиц устанавливается, что сведения и документы, содержащиеся в государственном реестре юридических лиц, предоставляются в виде:

— выписки из реестра;

— копии документов, содержащихся в реестре;

— справки об отсутствии запрашиваемой информации. Здесь же указан субъект, уполномоченный установить форму и порядок предоставления сведений, предусмотрен максимальный срок предоставления информации (пять дней) и т.д.

Статьей 7 указанного Закона определено, что информация предоставляется за плату, если иное не предусмотрено законом. Указано, что размер платы устанавливается Правительством РФ, а также определено направление использования средств, «заработанных» за счет предоставления информации, — исключительно в целях создания, поддержания и развития системы государственной регистрации. Здесь же предусматривается, что в случаях и в порядке, которые установлены законом и актами Правительства РФ, регистрирующий орган бесплатно предоставляет содержащиеся в реестре сведения и документы ряду органов (правоохранительным, судам и др.).

Вместе с тем открытость сведений государственного реестра не может быть беспредельной. Так, в абз. 2 п. 1 ст. 6 вышеназванного Закона установлено, что сведения о номере, дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, могут быть предоставлены только органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ (данное ограничение не действует при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей).

5. В абз. 2 п. 2 комментируемой статьи закреплен принцип публичной достоверности.

Суть данного принципа в том, что сведения, содержащиеся в государственных реестрах, должны считаться истинными (соответствующими действительности). Если субъект полагается на данные государственных реестров, то он должен признаваться добросовестным. Он получил сведения из реестра, и ему не нужно другими способами собирать какую-либо информацию о том или ином юридическом лице (например, о том, соответствуют ли сведения, содержащиеся в реестре, уставу, кто может заключать договор от имени данного субъекта и т.д.). Государство в соответствующем случае должно гарантировать защиту интересов такого субъекта.

Вместе с тем если субъекту известно, что сведения, содержащиеся в реестре, не соответствуют действительности, но он ссылается на данные реестра, то его нельзя считать добросовестным. Например, если при заключении договора от имени юридического лица выступает субъект, обозначенный в реестре как лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица (предположим, генеральный директор), но контрагенту по договору известно, что в действительности генеральным директором является другой субъект, то поведение такого контрагента не может считаться добросовестным. Ссылка на то, что он «поверил» реестру, несостоятельна.

6. Если лицо добросовестно полагается на данные реестра о юридическом лице, но в реестре отсутствуют какие-либо сведения или в нем содержатся недостоверные данные, то юридическое лицо не может ссылаться на такие данные (которых нет в реестре), а также на недостоверность сведений, имеющихся в реестре. Например, в реестре в качестве генерального директора хозяйственного общества указан гражданин N. Некий субъект, добросовестно полагаясь на данные реестра, заключает договор с соответствующим обществом, от имени которого действует гражданин N. Впоследствии это общество не может ссылаться на то, что гражданин N. уже не является генеральным директором, поскольку полномочия прекратились, или на то, что он никогда не был генеральным директором, и т.д. и т.п.

Введение указанного правила призвано стимулировать юридические лица к тому, чтобы в реестре содержались достоверные данные и чтобы в него своевременно вносились изменения. Оно же призвано защитить лиц, добросовестно полагающихся на данные реестра.

Указанные негативные для юридического лица последствия не наступают, если несоответствующие действительности данные включены в реестр помимо воли этого юридического лица, в частности, в результате неправомерных действий третьих лиц или должностных лиц регистрирующих органов.

7. Юридическое лицо должно представлять для включения в реестр данные, соответствующие действительности (достоверные данные), и в установленные сроки. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения этих обязанностей оно должно возместить возникшие у кого-либо в результате указанного нарушения убытки (абз. 3 п. 2 рассматриваемой статьи).

8. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (ст. 8 Закона о регистрации юридических лиц). Очевидно, что в этот срок орган, осуществляющий государственную регистрацию, должен провести проверку достоверности данных, включаемых в ЕГРЮЛ. Необходимость такой проверки обусловлена стремлением обеспечить публичную достоверность реестра (см. п. п. 1, 5 — 7 настоящего комментария).

При наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности сведений, содержащихся в представленных в этот орган документах, он должен отказать в государственной регистрации (подп. «р» п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц).

Вопреки ожиданиям <1> в комментируемой статье не нашлось места указанию об обязательной проверке соответствия действующему законодательству содержания учредительных документов, вносимых в них изменений и т.д.

———————————
<1> См.: Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. М.: Статут, 2009. С. 52.

9. Регистрирующий орган должен сообщать заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава и предстоящем включении новых данных в реестр (абз. 1 п. 4 комментируемой статьи).

Рассматривая это правило, нужно обратить внимание на следующие обстоятельства.

Во-первых, регистрирующий орган несет такую обязанность лишь в случаях, установленных Законом о регистрации юридических лиц. Порядок доведения соответствующей информации до заинтересованных лиц также должен устанавливаться законом. Возможно создание некой группы норм, предусматривающих заключение договоров на информационное обслуживание, во исполнение которых извещение могло бы производиться посредством электронной почты и по иным каналам связи (телефон, факс и т.д.) <1>.

———————————
<1> Концепция развития законодательства о юридических лицах // Вестник гражданского права. 2009. N 2. С. 26 — 27.

Во-вторых, такие сообщения должны направляться заинтересованным лицам. Естественно, что в первую очередь имеются в виду участники юридического лица. Однако, думается, в некоторых случаях к числу заинтересованных лиц могут относиться органы государственной власти и местного самоуправления и, быть может, кредиторы юридического лица. Как представляется, правила о том, кого нужно (можно) считать заинтересованными лицами, следует включить в Закон о регистрации юридических лиц. Возможно, заинтересованных лиц следует делить на несколько групп. В частности, можно выделить тех заинтересованных лиц, которым обязательно должно направляться сообщение о предстоящей регистрации. В другую группу заинтересованных лиц могут быть включены субъекты, выразившие волю на получение рассматриваемых сообщений, разумеется, имеющие заинтересованность и действующие в пределах закона. В определенных случаях необходимость направления сообщения обусловлена стремлением обеспечить публично-правовые интересы, и соответствующая обязанность может быть предусмотрена иным законодательством (например, антимонопольным).

В-третьих, сообщения о предстоящей государственной регистрации должны направляться заблаговременно. Очевидно, подразумевается, что сообщение должно быть направлено с таким расчетом, чтобы заинтересованное лицо до государственной регистрации могло отреагировать, если оно не согласно с предстоящей регистрацией. Как указано в абз. 2 п. 4, такое лицо может направить возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава или предстоящего включения данных в реестр.

Регистрирующий орган обязан рассмотреть такие возражения. Разумеется, что, не являясь юрисдикционным органом, регистрирующий орган не рассматривает споры. И потому если возражения обоснованные и есть основания для отказа в государственной регистрации (ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц), то регистрирующий орган отказывает в регистрации. Если же возражения есть проявление произвола заинтересованного лица или сводятся к указанию обстоятельств, не являющихся основаниями для отказа в государственной регистрации (ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц), то регистрирующий орган должен произвести государственную регистрацию. Вероятно, в Законе следует предусмотреть возможность приостановления государственной регистрации (указав основания, порядок, срок приостановления).

Порядок и срок рассмотрения возражений заинтересованных лиц и принятия соответствующего решения должны предусматриваться Законом о регистрации юридических лиц.

10. Отказ в государственной регистрации допускается в случаях, установленных п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц.

Среди оснований указаны, в частности, такие факты (обстоятельства), как непредставление заявителем необходимых для регистрации документов, несоблюдение нотариальной формы представляемых документов в случаях, когда такая форма обязательна, возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в реестр и т.д.

Решение об отказе в регистрации должно содержать основание отказа с обязательной ссылкой на нарушения, указанные в п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц (п. 2 этой же статьи Закона).

Естественно, что отказ в государственной регистрации, а также уклонение от регистрации могут быть обжалованы в суде. Суд может обязать произвести государственную регистрацию, если отказ или уклонения являются необоснованными.

11. Признание государственной регистрации юридического лица недействительной возможно при грубых (!) нарушениях закона, допущенных при создании юридического лица. Причем только в том случае, если нарушения носят неустранимый характер. Например, регистрация произведена по заявлению лица, которое в действительности не изъявляло соответствующую волю (регистрация по украденному или потерянному паспорту).

Порядок признания государственной регистрации недействительной — судебный.

Признание регистрации юридического лица недействительной влечет ликвидацию юридического лица (см. ст. 61 ГК и комментарий к ней).

12. В период создания юридического лица либо впоследствии в реестре по каким-либо причинам могут оказаться недостоверные данные или (может и достоверные) внесенные в реестр с нарушением закона. Например, об учредителях, о лице, могущем без доверенности выступать от имени юридического лица, и т.д. Естественно, что включение таких данных может быть оспорено в суде. При наличии к тому оснований суд может признать соответствующую запись в реестре недействительной и во исполнение этого обязать регистрирующий орган аннулировать такую запись.

13. В п. 7 комментируемой статьи устанавливаются следующие основания гражданско-правовой ответственности органа, осуществляющего государственную регистрацию:

1) незаконный отказ в государственной регистрации. Основания отказа предусмотрены ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц. Отказ по иным причинам (не указанным в законе) является незаконным;

2) уклонение от государственной регистрации. Под уклонением как основанием ответственности регистрирующего органа следует понимать несовершение регистрирующим органом регистрационных действий при отсутствии к тому законных оснований. Причем обычно под уклонением (от чего-либо) понимается умышленное действие (бездействие). Как представляется, в данном случае форма вины правового значения не имеет. Ответственность регистрирующего органа должна наступать как в том случае, когда вина выражена в форме умысла, так и при неосторожности (простой или грубой);

3) включение в государственный реестр недостоверных данных о юридическом лице (например, о месте его нахождения);

4) нарушение предусмотренного законом порядка государственной регистрации.

Во всех случаях ответственность наступает при наличии вины регистрирующего органа. Нет вины — нет ответственности. Об отсутствии вины может свидетельствовать, например, введение этого органа в заблуждение (учредителями, органами юридического лица), если регистрирующий орган совершил все необходимые действия по проверке представленных ему данных, которые он должен проверять.

Ответственность за указанные нарушения всегда может выражаться только во взыскании убытков. Могут взыскиваться как реальный ущерб, так и упущенная выгода (см. ст. 15 ГК).

Убытки возмещаются за счет казны Российской Федерации. (В Законе о регистрации юридических лиц говорится, что в соответствующих случаях ущерб возмещает регистрирующий орган.)

Комментарии и консультации юристов по ст 51 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 51 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *