Статья 10 БК РФ. Структура бюджетной системы Российской Федерации (действующая редакция)
К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
местные бюджеты, в том числе:
бюджеты муниципальных районов, бюджеты муниципальных округов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 10 БК РФ
Комментируемая статья раскрывает составляющие бюджетной системы РФ.
Необходимо учитывать, что положения абзаца 5 статьи 10 БК РФ о включении в бюджеты бюджетной системы РФ бюджетов городских округов с внутригородским делением применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2015 год (на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 года). На это указывает часть 6 статьи 4 Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ.
Зачастую на практике возникает вопрос о включении в бюджеты бюджетной системы РФ бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В Определении ВАС РФ от 30.04.2008 N 5515/08 суд заключил, что требования пункта 2 статьи 155 и пункта 2 статьи 156 БК РФ в полной мере распространяются и на денежные средства государственных внебюджетных фондов, поскольку в соответствии со статьями 10 и 143 БК РФ бюджеты государственных внебюджетных фондов входят в состав бюджетной системы РФ, а средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности.
В Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 N 17АП-12262/2013-АК суд удовлетворил требования о признании незаконными действий ТФОМС, выразившихся в требовании о восстановлении на счет ТФОМС средств ОМС и штрафных санкций, а также признал незаконными действия ТФОМС, выразившиеся в требовании о восстановлении на счет ТФОМС средств РПМЗ и штрафных санкций. Суд обратил внимание на то, что по смыслу статей 10 и 13 БК РФ бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
В Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2013 N 05АП-9220/2013 суд частично удовлетворил требования о признании незаконным решения Управления ПФР о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах и взыскании судебных расходов. Суд подчеркнул, что по смыслу статьи 10 БК РФ бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, его доходная и расходная части ежегодно утверждаются федеральным законом, которым расходы на оплату услуг представителей не предусмотрены.
Статья 10. Структура бюджетной системы Российской Федерации
К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
местные бюджеты, в том числе:
бюджеты муниципальных районов, бюджеты муниципальных округов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.
Судебная практика и законодательство — Бюджетный кодекс. Статья 10. Структура бюджетной системы Российской Федерации
Конституционные положения о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, получили конкретизацию в Бюджетном кодексе Российской Федерации, предусматривающем выделение бюджетов местного самоуправления (местных бюджетов) в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 28 и 29) и устанавливающем принцип самостоятельности бюджетов, из которого вытекает право органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, иметь собственные источники доходов бюджетов, определять направления расходования бюджетных средств (статья 31).
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации входит в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, для работников системы Фонда социального страхования Российской Федерации порядок финансирования ежемесячных компенсационных выплат, установленных Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1994 года N 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан», в связи с принятием определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не изменился.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, который вступает в действие с 1 января 2000 года, организация, созданная для осуществления функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из бюджета государственного внебюджетного фонда, является бюджетным учреждением (ст. 161). Бюджеты государственных внебюджетных фондов, предусматривающие их доходную и расходную часть, в том числе и конкретно расходы на содержание аппаратов фондов, ежегодно утверждаются федеральным законом и входят в бюджетную систему Российской Федерации (ст. 10).
Уровни бюджета
Те доходы, которые государство аккумулирует, не находятся в едином общем мешке, из которого каждый может получить по мере своих потребностей. Распределение и направления расходования государственных финансов особо принципиальный вопрос, который находится в строгих законодательных рамках.
Основной инструмент правового характера, с использованием которого происходит образование и распределение государственных денег – это государственный бюджет.
Бюджет – это совокупность форм образования и расходования денежных фондов, которые в свою очередь предназначены для выполнения государством своих социальных, экономических, политических задач.
Бюджет как экономическая категория подразумевает совокупность экономических взаимоотношений, которые в свою очередь образуются между субъектами в процессах образования, перераспределения и расходования денежных фондов на разных уровнях.
Бюджет любого уровня – юридический документ, принимаемый представительным органом власти соответствующего уровня. Так, государственный бюджет РФ принимает Федеральное Собрание в виде Федерального закона о бюджете на очередной финансовый год.
Бюджетная система РФ
Российская Федерация – страна с федеративной формой устройства, в которой общепризнанны права местного уровня власти. Бюджетная система России строится на соблюдении определенных принципов, главными из которых являются:
- единство существующей бюджетной системы
- самостоятельность всех бюджетов
- сбалансированность бюджета
- гласность бюджетного процесса
На сегодняшний день бюджетная система РФ представлена тремя уровнями: федеральный, региональный, местный.
В ходе реформирования бюджетной системы и бюджетного процесса третий местный уровень подразделили на подуровни, где самым низким является уровень сельского/городского поселения.
Федеральный уровень представлен федеральным бюджетом РФ и бюджетами государственных внебюджетных фондов – ПФ РФ, ФСС и ФОМС.
На втором уровне расположены бюджеты субъектов РФ, а также бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. На региональном уровне бюджет характеризуется как центр финансовых ресурсов, предназначенных для выполнения функций и задач субъекта РФ.
Третий уровень бюджетной системы РФ (муниципальный) представлен бюджетами муниципальных районов, а также поселений и городских округов. На местном уровне отсутствуют бюджеты внебюджетных фондов.
Кроме тех уровней бюджетов, что перечислены выше, существует еще понятие консолидированного бюджета. Он представляет собой группировку или своего рода свод бюджетов всех уровней, представленных на конкретной территории.
Например, в консолидированный бюджет РФ входят и федеральный бюджет, и бюджеты субъектов РФ. В состав консолидированного бюджета субъекта РФ включаются региональный бюджет и все муниципальные бюджеты муниципальных образований, включенных в состав соответствующего субъекта РФ.
Основной функцией бюджета соответствующего уровня является своевременное финансирование мероприятий. Каждый вышестоящий бюджет служит как бы гарантом выполнения нижестоящим бюджетом своих функций в минимальном объеме, т.е. если в нижестоящем бюджете не хватает средств для выполнения государственных полномочий, то нехватка восполняется из вышестоящего бюджета. Иными словами, все звенья бюджетной системы РФ находятся в тесной взаимосвязи, а также являются обуславливающим фактором друг для друга.
Бюджетная система
Бюджетная система — это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех бюджетов государства, взаимосвязанных между собой установленными законом отношениями.
Бюджетная система страны основывается на политическом строе общества, экономической системе государства и его административно-территориальном делении.
Социально-экономические и организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов характеризует бюджетное устройство страны.
Бюджетная система может состоять из 2 х или 3 х звеньев.
В унитарных (единых) государствах имеются центральный и местные бюджеты; в федеративных существует также среднее звено — бюджеты членов федерации (например, в Российской Федерации — субъектов Федерации, в США — штатов, в ФРГ — земель, в Швейцарии — кантонов и т. д.).
Бюджетная система Российской Федерации — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве совокупность всех бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, регулируемая нормами права Российской Федерации и ее субъектов.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов 3 х уровней:
1 й уровень — федеральный бюджет РФ и государственные федеральные внебюджетные фонды;
2 й уровень — бюджеты субъектов РФ и государственные территориальные внебюджетные фонды;
3 й уровень -местные бюджеты.
Бюджетная система РФ децентрализована: входящие в ее состав бюджеты самостоятельны: вертикаль исполнительной власти, предусмотренная Конституцией РФ, не распространена на бюджетную систему.
В структуре бюджетной системы Российской Федерации в качестве самостоятельных звеньев выделяются: федеральный бюджет РФ; бюджеты 89 субъектов Федерации; различные категории местных бюджетов (бюджеты районов, городов, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов).
Несмотря на самостоятельность бюджетов, все уровни бюджетной системы тесно взаимосвязаны между собой, и функционируют на единых принципах.
Организация бюджетной системы России основывается на принципах единства бюджетной системы Российской Федерации; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельности бюджетов; полноты отражения доходов и расходов бюджетов; сбалансированности; эффективности и экономности использования бюджетных средств; гласности; достоверности, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
Особое место в бюджетной системе РФ занимают консолидированные бюджеты, используемые в качестве информационной базы о состоянии и тенденциях развития бюджетной системы, а также государственные внебюджетные фонды, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, имеющие социальную и экономическую направленность, используемые в целях перераспределения доходов общества в интересах отдельных социальных слоев населения.