Почему авиакомпании приобретают самолеты в лизинг, а не покупают их в кредит или арендуют?
Наверное, вы знаете, что почти любой самолет, на котором вы летите в свой отпуск или рабочую командировку, не принадлежит компании-перевозчику. Чаще всего авиакомпании берут самолеты в лизинг у специализированных лизинговых компаний. Почему именно в лизинг? И почему лизинг получил такое особенное распространение именно в этой отрасли?
Чем лизинг отличается от покупки и аренды?
Но сперва определимся в понятиях. Авиакомпании приобретают самолеты в так называемый финансовый лизинг. Финансовый лизинг — это долгосрочный (обычно 5-10 лет) договор, в котором одна сторона берет в длительное пользование какое-либо имущество, при этом платежи вносятся в течение всего срока договора. Бывает также операционный лизинг — то есть классическая аренда, когда какой-то объект берется во временное пользование (обычно до года). Отличие между операционным и финансовым лизингом лежит именно в сроке договора — в случае финансового лизинга он обычно составляет значительную часть от срока жизни имущества.
По существу, финансовый лизинг по своей сути гораздо ближе к традиционному кредиту, нежели к аренде (операционному лизингу).
Действительно, вы также можете взять в банке кредит и на эти деньги приобрести необходимое вам имущество. В этом случае вы будете пользоваться объектом и выплачивать постепенно основной долг и проценты. Платежи по финансовому лизингу рассчитываются по той же схеме, что и платежи за кредит — они включают в себя основной долг и проценты, в обоих случаях для расчетов платежей обычно применяется так называемая аннуитетная схема. Иными словами, и банк, и лизинговая компания зарабатывают в первую очередь на процентах, в то время как арендодатель зарабатывает на той наценке, которую он делает на принадлежащее ему имущество (сверх суммы, покрывающей физический износ этого имущества в процессе использования арендатором).
Так в чем же отличие кредита от финансового лизинга? В первую очередь, в цене. При прочих равных, одно и то же имущество в лизинг будет стоить дороже, чем в кредит. Такая ценовая разница вытекает из разных бизнес-моделей банка и лизинговой компании. Банк привлекает средства (вклады) у населения и выдает их в кредиты. Иными словами, он имеет доступ к максимально дешевому источнику денег (депозитам). Лизинговая компания берет средства в кредит у банка и покупает на них имущество, которое она затем предоставляет лизингодателям. Естественно, что она тоже стремится на этой операции заработать, что означает для конечного пользователя более высокую стоимость. Обычно проценты у лизинговых компаний на 3-4% выше, чем аналогичные кредитные предложения у банков.
В свою очередь, стоимость краткосрочной (операционной) аренды обычно в разы больше, чем стоимость приобретения объекта в кредит или лизинг. Поэтому обычную аренду обычно выбирают тогда, когда нет уверенности, что данное имущество будет необходимо в течение длительного срока.
С другой стороны, лизинговый кредит получить проще, чем обычный. Мы имеем в виду даже не об общую платежеспособность заемщика, так как она будет одинаковой в обоих случаях, при этом и банки, и лизинговые компании заинтересованы в работе только с платежеспособными заемщиками. В силу того, что банк привлекает вклады у населения, его деятельность гораздо в большей степени контролируется регулятором, чем деятельность лизинговой компании. У банков больше требований к качеству предоставляемых документов, в большей степени регулируются виды выдаваемых кредитов и требования к оформлению имущества, передаваемого в залог. На практике для покупателя это означает, что согласование кредитной сделки занимает гораздо больше времени, нежели лизинговой. Поэтому, если компания согласует запуск большого проекта на кредитные средства (инвестиционные расходы по которому включают не только покупку движимого имущества, но и много других направлений расходов), либо регулярно берет кредиты на общие цели, лизинг ей скорее всего будет неинтересен. Если ей необходимо быстро приобрести небольшое количество единиц определенного движимого имущества, то зачастую лизинг становится подходящей опцией.
Стоит также упомянуть, что очень часто с лизингом сопряжены определенные налоговые выгоды. Основная из них связана с налогом на прибыль. В России лизинговые платежи можно амортизировать быстрее (действуют повышающие коэффициенты амортизации), а значит, в ближайшие после покупки годы можно заплатить меньше по налогу на прибыль. Также следует учитывать, что в случае лизинга можно принять НДС к вычету не только со стоимости самого приобретаемого имущества (как в случае покупки), так и с процентов. Впрочем, лизинговая компания этот НДС сначала начислит, так что экономия эта во многом мнимая. Если объект остается на балансе у лизингодателя, то покупатель также не платит налог на имущество — впрочем, это тоже мнимая экономия, так как она означает лишь то, что лизингодатель заложил эти расходы в стоимость лизингового платежа.
В чем преимущества лизинга именно для авиакомпаний?
Самолеты — основная статья инвестиционных расходов для авиакомпаний. Так почему авиакомпании выбирают более дорогой вариант с лизингом? Ведь в масштабах стоимости самолета даже 2-3% экономии на процентных расходах весьма существенны в абсолютных величинах. Также очевидно, что самолет — это не ситуативная незначительная покупка для авиакомпаний, такие сделки планируют и взвешивают, поэтому процедурная простота получения лизингового кредита здесь также не играет большой роли.
Сразу оговоримся, что вариант с обычной (операционной) арендой абсолютно неприемлем для авиакомпаний в силу его дороговизны. Срок службы гражданских магистральных самолетов составляет 20-30 лет, горизонт планирования авиакомпаний составляет не более 10 лет — на этом временном отрезке они обычно понимают, по каким маршрутам они будут летать и какие самолеты им для этого потребуются.
Но на горизонте более 10 лет неопределенностей у авиакомпаний гораздо больше. Может существенно поменяться их маршрутная сеть. Во-первых, меняются предпочтения пассажиров — например, они могут начать чаще летать по средним маршрутам, нежели по ближним или дальним. Во-вторых, меняются объемы пассажиропотоков на конкретных маршрутах. В-третьих, происходит конкуренция с другими видами транспорта (железные дороги, автомобильный транспорт). Наконец, меняются сами конструкции воздушных судов — например, появляются новые материалы для производства корпуса судна, меняются конструкции двигателей и других систем, что позволяет более современным самолетам тратить меньше топлива, обеспечивать более безопасные перевозки, повышать оборачиваемость рейсов и сокращать затраты на обслуживание.
На разных маршрутах и при разных пассажиропотоках эффективны разные типы воздушных судов. Компаниям нужны ровно те самолеты, которые при их планируемой маршрутной сети обеспечивают наиболее дешевую себестоимость перевозок.
При этом авиакомпаниям достаточно трудно самостоятельно продать самолет, если он стал ей по каким-то причинам не нужен. Убытки же при неблагоприятном для нее сценарии развития событий могут быть весьма значительны. Глобальные лизинговые компании, специализирующиеся на лизинге самолетов, сотрудничают с авиаперевозчиками по всему миру, и им гораздо проще найти нового покупателя на конкретный тип судна. Кроме того, такие лизинговые компании зачастую выкупают и новые самолеты у производителей (Боинга и Аэробуса) — тем самым становясь своеобразным магазином самолетов на все случаи жизни.
Как результат, авиакомпаниям обычно выгодно брать судно в лизинг на срок около 10 лет, а не покупать его, так как общая переплата в процентах не столь велика.
Таким образом, покупка самолета в лизинг — это плата не только за самолет, но и за риски, которые берет на себя лизинговая компания.
В других отраслях лизинг тоже используют, но он далеко не всегда является основным способом покупки имущества (уступая кредитам). Например, лизинг наряду с кредитом используют при приобретении строительной, сельскохозяйственной техники, грузовых автомобилей, карьерных самосвалов и пр. Чаще всего это связано с тем, что срок службы такого имущества обычно сопоставим с горизонтом планирования компаний (около 10 лет). Кроме того, сценарии использования имущества в этих отраслях более стабильны и обычно определяются используемой технологией и в меньшей степени зависят от колебаний потребительского спроса.
Почему одни страны, города или компании добиваются экономического успеха, а другие — вынуждены влачить жалкое существование? Почему экономический рост такой слабый, а неравенство доходов все выше? Как новые технологии могут изменить глобальный экономический ландшафт? Присоединяйтесь к нашей группе ВКонтакте, чтобы получать больше информации о долгосрочных трендах в экономике и бизнесе.
Специфика лизинга воздушных судов
Покупка самолетов и вертолетов большинству компаний не по карману — это дорогостоящая авиационная техника, стоимость которой может достигать миллионов долларов. Оптимальным решением для большинства компаний, желающих приобрести данный вид транспорта, является лизинг.
Определение
По своей сути это долгосрочная аренда, которая дает возможность выкупить лизинговый предмет в собственность в будущем. Авиализинг часто подразумевает получение в распоряжение не только техники, но и дополнительной инфраструктуры, комплектации и оборудования.
Компания-лизингополучатель имеет возможность приобрести новый или бывший в употреблении самолет/вертолет, а также выбрать марку и модель авиационной техники.
Изначально услугами компаний-лизингодателей пользовались только авиаперевозчики, которые нуждались в расширении или обновлении парка авиатехники. Теперь авиализинг популярен также среди компаний, желающих приобрести самолет для личных потребностей.
Однако частные лица не имеют право приобретать авиатехнику посредством лизинга.
Лизингом авиатехники занимаются не все современные компании-лизингодатели. Те, которые специализируются на данном виде аренды, предлагают различные условия, и изучать их нужно до подписания договора. Обратите внимание на:
Особенности основных компаний-лизингодателей
У данного лизингодателя имеется собственный парк авиатехники. Компания предлагает приобрести новые самолеты. Специализация — магистральные воздушные судна.
Компания предлагает авиационную технику в финансовую аренду на срок до 120 месяцев, с первоначальным платежом 30% от стоимости предмета лизинга. Предельная сумма финансирования 500 млн рублей. Специализация — малогабаритные воздушные судна.
Лидер в авиасегменте лизингового рынка России. Поставляет технику для крупнейших компаний-лизингополучателей.
Минимальный размер аванса составляет 10%, максимальный срок договора до 120 месяцев. Удорожание предмета лизинга составит от 5,4%. Компания предлагает широкий выбор самолетов для деловой авиации, воздушную технику для сельского хозяйства и других нужд.
Виды лизинга воздушных судов
Авиализинг развивается намного динамичнее, чем остальные направления, ведь стоимость данной техники высока, и купить ее за счет собственных финансовых средств способно небольшое количество компаний. Однако авиатехника имеет свои особенности оформления, регистрации, регулярного техобслуживания, поэтому авиализинг разделяют на три вида:
Практика показывает, что после лизинга подержанные самолеты часто продаются на условиях рассрочки.
Отличается от оперативного усложненной схемой оформления и длительным сроком лизингового договора. Финансовый авиа-лизинг обходится дешевле, но при этом компания, получившая в аренду самолет/вертолет, несет ответственность за эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт воздушного судна.
Это форма долгосрочной финансовой аренды, поэтому лизингополучателя более тщательно проверяют на платежеспособность. Финансовый лизинг часто доступен только крупнейшим авиакомпаниям с высоким кредитным рейтингом. При расторжении договора раньше срока компанию ждут серьезные штрафные санкции.
Данный вид авиализинга не столь популярен как предыдущие. Это сравнительно новый формат, который пока не прижился в России. Суть в том, что компания-лизингополучатель должна самостоятельно договариваться с авиапроизводителем о выгодных условиях поставки воздушных судов.
После подписания договора, компания передает права на заказанную у производителя авиатехнику лизинговой фирме для получения финансирования. При этом компания-лизингополучатель дает обязательство взять в долгосрочную аренду заказанные самолеты на ранее оговоренных условиях.
Преимущество возвратного авиализинга — скидки от компании-производителя на воздушные суда и заказ техники с необходимыми параметрами. Данный формат подходит для крупнейших авиаперевозчиков, которых устраивает длительный срок аренды.
Часто на практике лизингополучатели выбирают лизинговые компании на конкурсной основе, чтобы получить максимально выгодные условия возвратного лизинга.
Плюсы приобретения авиатехники в лизинг
Лизинг дает возможность оперативно и на выгодных условиях получить в долгосрочную аренду необходимую авиатехнику. При этом нужно собрать сравнительно небольшой пакет документов и нет необходимости беспокоиться об остаточной стоимости воздушного судна (самолета/вертолета).
Достоинства лизинга особенно оценят авиакомпании-новички, которые еще не успели приобрести достаточную известность. С помощью арендованной техники они могут расширить географию присутствия на рынке авиаперевозок. Оперативный авиализинг позволяет авиаперевозчикам обновлять парк раз в 6-7 лет, а вот финансовый дает серьезные налоговые преференции.
Требования к компании-лизингополучателю
Чтобы оформить в лизинг магистральный самолет, компания-лизингополучатель должна обладать сертификатом эксплуатанта и быть финансово стабильной.
Коммерческую авиатехнику могут приобрести компании среднего размера. Но здесь есть обязательные условия — не менее одного года деятельности и наличие финансовой прибыли.
Требования к авиатехнике
Самыми жесткими будут требования при оформлении операционного лизинга, а при финансовом лизинге они практически отсутствуют.
Особенности
Лизингополучателю придется смириться с тем, что страхование авиатехники по КАСКО будет дорогим. Также придется выполнять ремонт самолета при его возврате.
Лизинг самолетов что это простыми словами
Авиационный лизинг – аренда воздушного судна с последующей возможностью его приобретения или без нее. Высокая стоимость самолетов и вертолетов создает условия для развития этого направления. В 2015 году рынок авиационного лизинга оценивался в 179 миллиардов долларов. По прогнозам Research and Markets, в 2021 году он достигнет 245 миллиардов долларов. Данной тенденции способствуют низкие процентные и арендные ставки, а также увеличивающийся спрос на новые самолеты.
Лизингополучатель может приобрести новое или б/у воздушное судно необходимой марки. Авиационный лизинг первоначально был востребован перевозчиками для увеличения или обновления парка самолетов. Сейчас этой услугой могут воспользоваться фирмы, которым требуется воздушное судно для собственных нужд.
Типы авиационного лизинга
Авиационный лизинг имеет особенности, отличающие его от других видов этой услуги. Они связаны с регистрацией, оформлением, а также регулярным обслуживанием.
Выделяют два вида лизинга: «сухой» и «мокрый». Основные различия между ними состоят в сроках договора и наличии дополнительных опций.
«Сухой» лизинг
«Сухой» лизинг – предоставление владельцем/арендодателем только самолета. Экипаж, страховка, регистрация, техническое обслуживание не включены в аренду. Срок действия договора составляет от двух лет.
«Мокрый» лизинг: преимущества и недостатки
«Мокрый» лизинг в авиации подразумевает эксплуатацию воздушного судна с дополнительными опциями. Лизингодатель оплачивает страховку, регистрацию, обслуживание ремонт, топливо, запасные части, обучение персонала. Договор заключается на срок от одного месяца до двух лет. Лизингополучатель оплачивает администрирование по часам. Данная схема авиационного лизинга подразумевает, что оплата налогов, сборов аэропортов и других пошлин ложится на арендатора.
Для лизингополучателя
Преимуществами «мокрого» лизинга для арендатора являются:
- Использование дополнительных самолетов в пик сезона или в случае открытия новых рейсов.
- Выбор модели транспорта, обладающей необходимыми техническими характеристиками.
- Возможность осуществления перелетов в страны, в которые арендатор не может перевозить пассажиров по политическим причинам. Например, EgyptAir совершает перелеты в Израиль, поэтому пользуется услугами «мокрого» лизинга компании Air Sinai.
- Обязательное техническое обслуживание, ремонт, страхование самолета лизингодателем. Он также может заниматься подготовкой персонала, поставкой сырья и т.д.
- Внесение платежей по договору лизинга позволяет получить льготы на прибыль.
Взять самолет в лизинг могут молодые компании, у которых не хватает средств на приобретение авиационной техники. Для оформления услуги не требуется большое количество документов. Благодаря ей недавно появившиеся авиаперевозчики могут усилить позиции на рынке и быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям.
Основные недостатки сделок:
- Нахождение в собственности транспортного средства в течение всего срока действия договора. Если лизингополучатель не внесет платеж, владелец имеет право изъять воздушное судно без решения суда.
- Выплаты не могут быть прекращены, а договор расторгнут, если транспортное средство морально устарело.
- Вся ответственность за сохранность воздушного судна лежит на лизингополучателе.
Для лизингодателя
Данная услуга имеет преимущества для владельца воздушного судна:
- Право собственности на самолет у лизингодателя сохраняется, пока лизингополучатель полностью не выплатит его стоимость, включая процентную ставку, которую устанавливает владелец.
- Возможность правильного распределения собственных средств для получения наибольшей прибыли, так как соглашение о лизинговых платежах устанавливается перед передачей самолета в пользование.
- Лизингодатель имеет право на получение налоговых льгот. Они распространяются на налоги на прибыль, имущество. Кроме того, предусмотрена возможность возврата НДС с платежей по договору лизинга.
Негативными сторонами «мокрого» лизинга самолетов являются:
- Оплата страхования и обслуживания воздушного судна. Дополнительные затраты делают сделку менее выгодной, поэтому лизингодатели нередко прибегают к увеличению размера удержания.
- Трудности, связанные с ведением бухгалтерии из-за того, что участниками сделки являются несколько сторон.
- Сложности, сопровождающие ввоз в страну дорогостоящего воздушного судна.
Особенности оформления в России
Авиационный лизинг в России имеет свои особенности. Предметом двух третьих лизинговых договоров являются новые и бывшие в эксплуатации иностранные воздушные судна. Тенденция обусловлена тем, что они являются более безопасными и привлекательными для пассажиров.
«Мокрый» лизинг не применяется в РФ. Однако возможно заключение договоров на международном уровне. Условия в каждом случае определяются индивидуально.
Авиационный лизинг – востребованная услуга, которая дает возможность проверить на практике дорогостоящее воздушное судно перед тем, как приобретать один или несколько самолетов.
Как авиакомпании пополняют свой флот: лизинг самолетов для чайников
Техника, обслуживающая самолет. Фото: avianews.com
Каталожная цена самых популярных авиалайнеров в мире Airbus A320 или Boeing 737 превышает $100 млн. Именно по этой причине большинство авиакомпаний берет самолеты в аренду, т.е. лизинг, а не покупает. Однако виды лизинга бывают разные — в чем отличия?
Финансовый лизинг
Это по сути кредит на 10 лет и больше. Авиакомпания получает самолет, использует его и параллельно выплачивает тело кредита и проценты. После завершения выплат воздушное судно переходит в собственность авиаперевозчика.
Недостатком такого лизинга является привязанность на многие годы к определенному самолету и невозможность более гибко менять флот в зависимости от ситуации на рынке.
Сухой лизинг
Лизинговая компания предоставляет самолет в аренду на несколько лет, по завершении которой самолет возвращается обратно собственнику. Это наиболее популярный в мире вид аренды воздушных судов.
При таком виде лизинга авиакомпания самостоятельно обеспечивает страховку самолета, техническое обслуживание, обучает экипажи, вносит авиалайнер в свой сертификат.
Когда срок лизинга заканчивается, авиакомпания может его продлить или же вернуть воздушное судно обратно.
Например, лайнеры-гиганты Airbus A380 из-за изменения ситуации на рынке стали проигрывать по эффективности самолетам меньшего размера. В результате авиакомпании после завершения срок лизинга начали их выводить их флота, а забота о том, что делать с остаточной стоимостью самолета и убытками, легла на плечи лизинговых компаний.
Мокрый лизинг
Мокрый лизинг предусматривает краткосрочную передачу самолета в аренду вместе со страховкой, экипажем, техническим обслуживанием. Заказчик при этом заправляет самолет, платит аэропортовые сборы и несет все коммерческие риски по заполнению салона пассажирами.
Обычно к такому виду аренды авиакомпании прибегают во время резкого роста авиаперевозок, например, в летний сезон, когда не могут оперативно увеличить свой флот или его рост не является целесообразным.
Также такой вид лизинга является спасением, когда у авиакомпании поломался самолет. В результате пассажиров можно оперативно отправить к месту назначения, а не заставлять ожидать много часов или даже дней, пока починят авиалайнер.
Благодаря такому лизингу на рынке даже появились авиакомпании, которые специализируются только на передаче своих самолетов и экипажей в аренду другим авиаперевозчикам.
Возвратный лизинг
Авиакомпания может купить по хорошей цене сразу целую партию самолетов. Однако чтобы освободить финансовые ресурсы, она перепродает воздушные суда лизинговой компании, возвращает деньги и берет самолеты уже на условиях сухого лизинга во временную аренду на несколько лет.