Когда появился тендер в россии
Перейти к содержимому

Когда появился тендер в россии

  • автор:

Краткая история электронных госзакупок на Руси

В 2009 году решили поставить федеральный эксперимент по переводу закупок в цифровую форму. Это для открытости, чтобы активисты и конкуренты могли подавать друг на друга жалобы в ФАС и другие контролирующие органы, а ещё чтобы больше поставщиков приходило на торги, что тоже способствует снижению уровня коррупции.

Эксперимент сначала провели на Москве, благо закупки города больше, чем у нескольких субъектов Федерации. По некоторым позициям они вообще сопоставимы с общероссийскими.

Те, кто помнит 2010 год в Москве: у нас тут уже было цифровое общество. В регионах тогда не верили не то что в ЭЦП, а даже в оплату товаров картой. Причём не с доставкой, а просто в магазине. Именно это стало главной проблемой эксперимента: поставщики просто «не дружили» с компьютерами. Скажите спасибо, что у них (это по большинству — заводы) хотя бы Интернет был.

Параллельно обкатывалась другая идея: сделать площадку для публикации информации о торгах и просто объявлять, что происходит в бумажных процедурах. Это то, чем сейчас стал сайт Госзакупок (ЕИС): на нём содержится вся информация о предстоящей процедуре.

Как вы понимаете, эксперимент был успешен, и мы (будучи одной из трёх площадок, которые запустились тогда) в полной мере ощутили всю специфику на себе.

Но, прежде чем рассказывать дальше про историю цифрового мира, надо коснуться самих процедур. Дело вот в чём: госзаказчик формирует план закупок и план-график закупок в начале года, публикует его, а потом осваивает деньги этого плана весь год. Затраты разбиты по статьям, и сколько в статье лежит, столько и надо потратить, иначе останется излишек средств, и на этот излишек «порежут» план на следующий год. План-график для детсада, например, выглядит так: столько-то мы потратим на закупку продуктов, столько-то — на канцтовары, столько-то — на работы. Большая часть предприятий старается кластеризовать закупки в одну статью вроде «Расходники и одноразовая обувь»: это даёт возможность перекладывать деньги из расходников в обувь и наоборот. Перераспределять между статьями нельзя (точнее, можно, но это настолько сложная процедура, что нельзя). С точки зрения контроля расходов, чем детальнее, тем понятнее, на что потрачены деньги.

100 % совпадения, чего хотят и что получилось в реальности, нет, потому что 10–15 % процедур может не состояться (на закупку никто не пришёл, выигравший поставщик отказался от контракта и т. п.).

Понятно, что есть форс-мажоры, и законом предусматриваются случаи срочных закупок. На самом деле на такие закупки можно выделять требуемый объём финансов в рамках выделенных средств и затем уже вносить его в планы в день заключения контракта (если это закупка у единственного поставщика).

Но, какой бы план ни составлялся, всегда есть ситуации, когда нужно что-то закупить здесь и сейчас. Например, при ликвидации последствий стихийных бедствий. Палатки, обогреватели, продукты питания на такой случай не выйдет запланировать.

Так вот, в параллельной ветке эксперимента предполагалось, что сайт госзакупок будет в виде информационной базы данных по этим планам, чтобы было известно, кто, что и когда собирается закупать.

Наша ветка была смелая для того времени: не только информировала о закупках, но и проводила их.

Техническая возможность и понимание по закону были только в отношении аукциона (это одна из процедур — не самая простая, но очень распространённая из-за гибкости и относительной простоты подготовки документации). Точнее, редукциона: участники последовательно снижают НМЦК (начальную максимальную цену контракта) на исполнение ТЗ.

Реализовать можно было быстро. Краеугольный камень процедуры — прозрачность и экономия средств. Понимаем, на что тратимся, и понимаем, по какой цене. Есть чёткий критерий выбора без оценки непонятных факторов, для которых на тот момент не было точных алгоритмов. Например, «аналогичный опыт работы» очень тяжело автоматизировать.

В аукционе — три основные сущности: техзадание, НМЦК, предложения поставщиков.

В крупных компаниях старались реже проводить аукционы, потому что хотели застраховаться от «левых» участников. Обычно в стратегических отраслях, в нефтегазе: там «залётный» участник всегда означает риск. Привлечение поставщика без личной уверенности — это авария. А одна авария на магистральном трубопроводе — потом полстраны будет с этим разбираться. Поэтому их процедуры были неаукционные.

Через пару лет все проводившиеся аукционы стали играться на площадках в цифровом виде, а вот конкурсы, запросы котировок и запросы предложений оставались на бумаге. Курс был взят на то, чтобы все закупки сделать электронными: с 1 января 2019 г. все процедуры перешли в электронный вид за редким исключением (закупки заказчиков, расположенных на территории иностранных государств, и запросы котировок по ЧС).

Экономия обеспечивается конкурентностью. С конкуренцией было нездорово. Реальная конкуренция в закупках — это 3–4 поставщика. Но не стоит упрекать только заказчика. Многих поставщиков пугал электронный формат (в 2013-м, 2014-м, даже в 2015-м надо было убеждать этих людей): надо было аккредитоваться на площадке, получить электронную подпись, внести обеспечение, обучить сотрудника, чтобы он организовал процесс участия в торгах и подготовке всех необходимых документов.

Ещё особенность тогдашней редакции — долгая оплата. Ты выиграл, заключил, поставил, потом ты долго мучаешься и спустя очень длительное время получаешь деньги. Процесс растягивался неприлично, на месяцы.

Потом внесли правки по 44-ФЗ, сроки оплаты установили не более 30 дней. Но для кого-то и 30 дней ждать долго, поэтому начали развивать ещё один инструмент — факторинг. Это когда фактор (в частности, банк) перечисляет поставщику сразу все деньги, а потом ждёт уже платежа от заказчика. За это поставщик платит некоторую комиссию, но зато с отсрочкой платежа нет никаких проблем.

Сейчас тоже многие придираются на стадии актов. В общем, часто бывало так, что добросовестный поставщик выигрывал 1–2 процедуры, исполнил свои обязательства и со скандалом выбивал деньги. Потом говорил, что это сложно и неприкольно, и что он привык к тому, что его дело – привезти и поменять товар на деньги. Многие говорили, что они не коллекторы по госорганам и не хотят ими быть. Это многих отпугивало и отпугивает до сих пор.

Была сложность с применением требований законодательства о закупках как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ: мы проводили много мероприятий, ездили по регионам. Если в Москве — ещё в курсе, то в Калуге, во Владимире, в Рязани ничего не знали ни о сайте госзакупок, ни о процедурах. По местным меркам, есть крупный бизнес, например, большое производство молочной продукции. Мы им говорим: попробуйте поучаствовать в муниципальных закупках (муниципалитеты их района закупаются тоже на площадке; это не сравнить с федеральным масштабом закупок, конечно, но прилично). А там сейчас поставщик из соседнего города. Мы: заходите, конкурируйте, все были бы довольны, местный бизнес зарабатывает, власть обеспечивает нужды. Все счастливы. По факту — люди решают махнуть рукой и говорят, что ну его, в компьютере разбираться.

Тысячи людей сломались на электронной подписи. Понимание про электронную подпись входило в умы очень тяжело. Особенно про аналог собственноручной подписи, что это закреплено в законе. Мысль поставить подпись с помощью флешки парализовала умы. Вот как 200 лет назад палец прикладывали — это был понятный интерфейс. Сейчас то же самое с touch-id делаем. А тогда люди возмущались всем подряд. Например, что подпись действительна один год: «Это ж моя подпись! Она за год не изменится!» Или что подпись нельзя доверять другому, потому что это вещь строгой отчётности. Она в сейфе должна храниться. И должна соблюдаться конфиденциальность подписи. По факту гендир часто давал её сотруднику. Из-за этого всякое случалось. Пусть нечасто, но всё же. Например, уволился вместе с подписью сотрудник и ещё два месяца ею подписывал. Директор в одном случае даже на удостоверяющий центр в суд подать хотел, но ему провели понятную аналогию про печать организации, и он вроде понял.

Раньше надо было самостоятельно устанавливать ПО, а затем так же самостоятельно устанавливать сертификат ЭП. Получалось дольше, чем сегодня, и сложнее. Нужен был админ. Это сегодня носитель со всеми установочными файлами втыкается, и всё само ставится на Win-ПК. Тогда это был шаманский танец.

Электронная подпись с автоматической установкой появилась в 2014-м, распространилась в 2015-м. Кстати, это разработка нашего УЦ.

До этого ещё вирусы на ЭП разносили. Мы сделали встроенный антивирус. Ещё сделали так, что теперь для удобства всю необходимую документацию можно хранить на флешке вместе с ЭП. Ещё была проблема с ПО, необходимым для работы с ЭП, лицензия была на рабочее место, и человек был прикован к офису. Мы обошли это встраиваемой в ЭП лицензией, и торговаться можно хоть на пляже.

Развитие шло туго, проблемы сохранялись. Движений много, шума много, площадки и новые платформы открывались. Постоянно формировалась идея о полном переводе всех процедур в электронный вид. 44-ФЗ и 223-ФЗ правились постоянно.

А потом вдруг решили уйти от бумаги раз и навсегда. Нельзя сказать, что было всё хорошо: в законах при внесении изменений много копий было сломано, правок вносилось беспорядочно. Суетились очень долго, движение началось только в начале 2017 года, — когда сменили курирующий орган. 31 декабря были внесены масштабные правки. Дальше поставили сроки, как и в каком формате реализовать нововведения. Попутно всплыли вопросы в части финансирования деятельности площадок. Для 44-ФЗ тариф был когда-то, потом опять вернулись к тарифам: с кого брать, в каком размере, фиксированный размер или в процентах, со всех или с победителя. Вопросов было много. На почти все ответы были здравые: тот же тариф, например, взимать только с победителя.

Ветка по участию малого бизнеса в закупках стала отдельной веткой страданий.

Вообще такие активности носят регулярный характер. Периодически появляется мощная идея, под эту идею начинают клепать нормативные правовые акты. Сначала были инновации, потом — импортозамещение. В рамках импортозамещения надо было согласовать на межгосударственном уровне именно признание электронных подписей, созданных иностранными УЦ (например, Беларусь и другие друзья из СНГ). С РБ вышло просто: у них один удостоверяющий центр государственный, зоопарка нет. Белорусские поставщики могут у нас участвовать — подписи признаются и там и там. Казахстан с единым УЦ открестился — до сих пор не решён вопрос о признании казахской подписи. Их попросили внести страховой взнос на деятельность УЦ. Они: но он же государственный, как, вы нашему государству не доверяете? Качели продолжаются. Армения хотела проще: вообще предлагала по электронной почте подтверждать. Киргизы были дружелюбно настроены, говорят: приезжайте к нам в Бишкек, открывайте УЦ, будем с подписью.

В 2018 г. Минфин начал все эти вопросы закрывать. В 2016-м, 2017-м, даже в 2015 году было промежуточное состояние. Развивался только ЕИС: раньше был сайт госзакупок, просто доска объявлений по закупкам — по всем площадкам и по бумаге. У курирующего органа возникла идея, что ЕИС и так всё про всех знает, подключён ко всем госсистемам, хотели создать на его базе одну госплощадку. Заказчики — там, закупки — там, мол, торговалку приделаем и поставщиков заведём — и всё будет супер. Как раз в этот момент ЕИС лёг на 15 дней в январе (лёг, именно лёг, а не по регламенту, а регламентных работ у них больше 120 дней в году). То есть 80 % заказчиков не смогли опубликовать план-график. Это стало доводом в пользу того, что если бы госплощадка легла с конкурсами, то повеселилась бы вся страна. Если сейчас одна площадка ляжет — есть ещё варианты, останется семь целых.

Была создана площадка для закупок в рамках гостайны в результате грозных политических событий. Хотели сохранить электронный формат и закрыть доступ, поэтому придумали закрытую площадку. Были идеи внедрения второй закрытой площадки, чтобы конкуренция была по закупкам с гостайной. Но потом от неё тоже отказались. Закупки по гостайне — они очень дорогие в денежном выражении, но самих закрытых процедур не очень много по количеству. Это ограниченное количество очень дорогих закупок. Много закупок ракет быть не может. А до этого на обычных площадках всплывали разные интересные штуки. Был скандал интересный с тем, что на одной из площадок всплыла закупка по ремонту оборудования для подлодки. Если иностранцы прочитали — лавочку можно сворачивать.

Мы сейчас на последней стадии переноса всех процедур в электронный вид. С этого года электронные процедуры стали обязательными. С января 2019-го нельзя стартовать ни одну бумажную процедуру.

С этого момента для аккредитации на площадке поставщику нужна будет регистрация в ЕИС: с 1 января они должны зарегистрироваться в ней. Все, кто будет аккредитован на площадке до 1 января 2019 года и у кого аккредитация действует в течение 2019 года, должны будут до 31 декабря 2019 г. пройти регистрацию в ЕИС, им просто дали на это год. Тем, у кого аккредитация истекает до 1 января 2019 г., и они захотят аккредитоваться на площадке с 1 января 2019 г., придется сначала пройти регистрацию в ЕИС. А площадка прекращает вести реестр аккредитованных на ней участников с 1 января 2020 г.

А, да, и ещё очень много кто из поставщиков воспринимает нашу площадку как госфилиал.

Все претензии адресуют площадке. Единственное — малый бизнес ещё у дверей не караулят в ногу стрелять за долг. И то хорошо.

Но оно всё движется, движется. Скоро у нас будет город-сад. Но это неточно.

Как проводились первые в истории тендеры

два человека на весах

Есть один простой и быстрый способ, как заказчику любой сферы производственной деятельности найти лучшего исполнителя — провести тендер. Слово незнакомое, но на практике тендеры пользуются очень большой популярностью. Определение этого понятия и его историю Вы узнаете из нашей статьи.

Первый тендер

Как бы странно это не звучало, но первый тендер описывается в Библии. Всем известна трагическая история двух братьев, Каина и Авеля. Причиной зависти Каина послужило то, что Бог принял не его дары. Как раз тендер — это и есть подношение, предложение своих товаров или, с переходом в современной мир, услуг. Выигрывает тот кандидат, который максимально соответствует требованиям заказчика — организатора тендера.

В настоящее время проведение тендеров в России регулируется 223 фз о закупках, официально действующим законом. Схема проведения тендера простая: предприниматель объявляет начало торгов с целью поиска единственного кандидата, который должен максимально себя проявить. В то ж время участники тендера, то есть потенциальные кандидаты, соревнуются между собой за выигрыш в торгах.

Российская история тендера

молоток судьи на фоне страниц с надписями

Первые упоминания о проведении тендера можно найти в семнадцатом веке, когда был издан официальный документ о проведении торгов, предназначенных для поиска лучшего поставщика необходимых товаров с определенной ценой. Автором документа был царь Алексей Михайлович Романов.

Далее Петр I последовал примеру соотечественника,но уже с другой целью — обеспечение страны военными товарами. Именно в это время происходит развитие экономики и, как следствие, совершенствование системы проведения тендера. Подобные мероприятия контролировались специально созданным ведомством, что для того времени было настоящим прорывом в экономическом развитии России. Лишний раз можно убедиться в правдивости имени Петра I — Великий.

картина с изображением петра первого

Свой вклад в популяризацию тендеров позднее внесли Екатерина Великая, издавшая соответствующий документ, и Александр I, который разрешил изменять цену на предложении по торгам и присылать важные уведомления по почте.

Современный тендер, благодаря всемирной известности и экономической выгоде для всех его участников, успешно используется заказчиками как простой и незатратный способ найти подходящего исполнителя. Это говорит о том, что будущее экономики — тендер.

Как появились и развивались тендеры в России

Главный плюс любого конкурса — это возможность выбора лучшего исполнителя среди многих. Любому заказчику выгодно, когда услуга выполняется хорошо при этом по минимальной цене. Самым богатым и влиятельным заказчиком всегда является государство и в большинстве случае именно оно и является главным инициатором конкурсных отборов.

5 шагов для получения банковской гарантии

Казённые деньги и бояре

Первым попробовать совершить тендерный отбор решили при царствовании Алексея Михайловича ещё в 17 веке. Боярам было предложено завезти из Москвы в Смоленск сухари и муку. За перевозку такого груза назначалась разная цена и вёлся поиск исполнителей. Конечно конкурсом такое предложение можно назвать с большой натяжкой, но в дальнейшем такие государственные предложения стали предлагаться всё чаще.

В связи с тем, что первые торги были организованы на достаточно примитивном уровне, а контроля за выполнением работ практически не было никакого, выгоды от таких заказов государство практически не имело. Казённые деньги исчезали и разворовывались, подряды выигрывались за взятки, а затем не выполнялись. Тогда и начала формироваться некая система учёта, а также стали вводиться наказания. За потерю или порчу государственного имущества вводились большие штрафы. Отдельных же подрядчиков наказывали пытками или бросали в тюрьму. С течением времени Законы и Указы в Царской России изменялись и совершенствовались. А в 1900 году, когда был принят документ «Положение о подрядах и поставках» конкурсы практически были похожи на современные. Предложения на заказ подавались в запечатанном виде, подписывались обязательства и контракты, появилась система залога и уголовное наказание за преступления.

Простой на 70 лет и бурное развитие

Всё развалилось во времена Советского Союза. Во времена НЭПа государство со скрипом, но ещё проводило какие-то аукционы. При этом предпочтение отдавалось госконторам, но затем все конкурсы были свернуты, последний из которых прошёл в 1927 году. Больше о конкурсах газеты не писали очень долгое время. Наступила тишина на целых 70 лет.

Официально конкурсы вернулись в Россию только в 1997 году, после подписания Указа Президента № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд». Именно с этого момента и началась новейшая история торгов в России. Около восьми лет все тендеры регулировались Законом № 94 от 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд».

Но он имел массу минусов, основным из которых являлась возможность мошенничества с банковскими гарантиями. Их не проверяли и не контролировали. В результате выиграть конкурс запросто могла подставная фирма-однодневка.

Теперь все банковские гарантии должны быть указаны в соответствующем реестре. Но это не значит, что криминал окончательно исчез.

Роль тендеров в современном мире

Сегодня тендеры проводятся практически во всех сферах деятельности. Борьбу в большой игре можно вести как за покраску качелей в детском саду, так и за крупнейшие нефтяные месторождения. Правда в самых серьёзных заказах есть свои препятствия, которые нередко оказываются непреодолимыми.

В любом случае все дорогостоящие контракты могут быть заключены только в результате проведения конкурса или аукциона. Это отличная возможность для компаний заработать себе имя, обеспечить себя работой и получить отличный доход. Сейчас на российском рынке появляется всё больше и иностранных организаций. Законы постоянно совершенствуются и это говорит только о том, что тендеры в России не только занимают уверенное место в развитии экономики страны, но и продолжают своё активное развитие.

История тендеров: от зарождения до современности

Слово «тендер» пришло в русский язык из английского. «Tender» можно перевести как «предложение». Официальное определение тендера — конкурсная форма отбора различных предложений на оказание услуг или поставку товара. Успешный кандидат обязуется соблюсти сроки и условия, оговоренные в контракте, и готов выполнить задание по минимальной цене — это и является критерием отбора. Однако такая стандартизированная форма тендера не появилась сразу, развитие и становление происходило на протяжении долгих веков.

Самый первый «тендер» — полный провал

Первым в мире описанием неудачного тендера можно считать главу в Библии, где рассказывается о сыновьях Адама, Авеле и Каине, которые приняли участие в конкурсе на подношение даров Богу. Будучи земледельцем, Каин принес в дар плоды земли, тогда как пастух Авель решил привести нескольких овец. Бог выбрал дары Авеля, что очень разозлило Каина. Итог известен всем: братья вышли в поле, где обиженный Каин убил Авеля. Конечно, данная история в первую очередь является воплощением человеческих слабостей, однако можно усмотреть аналогии с современными тендерами.

Самые дешевые тендеры в Средневековье

Строительство роскошных замков, и сегодня поражающих взгляд, разумеется, требовало немало денежных средств. Финансовое состояние представителей знатных родов тех времен не было бесконечным, поэтому вопрос итоговой цены играл важную роль. За строительство отвечали архитекторы, которые занимались не только инженерными конструкциями, но и бюджетированием. До начала строительства заказчик нередко интересовался примерной ценой. Сохранилась оценка стоимости замка Бомарис, сделанная архитектором Jacques de Saint-Georges d’Espéranche (он руководил работой). Он объяснял заказчикам, откуда берутся такие большие еженедельные расходы, подчеркивая при этом, что и без того удается неплохо сэкономить на выплатах сотрудникам. В те времена на строительстве преимущественно трудились крепостные рабочие, то есть речь о зарплате просто не шла. Отсюда и сниженные издержки.

Первые тендеры в России

Первые публичные торги, которые вполне попадают под определение тендеров, были проведены во время правления царя Алексея Михайловича, который издал 7 июля 1654 года указ о подрядной цене на доставку в Смоленск сухарей и муки. Этот официальный государственный документ, в котором четко оговаривались условия сделки, был призван помочь отыскать исполнителей, готовых осуществлять поставки по установленной цене. Можно считать это первой попыткой осознанных экономических отношений между государством и производителем в России.

Петр I и рост популярности тендеров

С эпохой правления Петра I связана первая регламентация публичных торгов. Такая необходимость возникла в связи с резким увеличением военной активности Российской империи — государству требовалось все больше военных товаров. Торги XVIII века отличались публичностью и полной открытостью, что толь- ко способствовало их популяризации и повсеместному распространению. Для контроля было учреждено специальное ведомство, которое централизованно занималось вопросами поставок и продаж. Новая Канцелярия подрядных дел также проводила борьбу со злоупотреблениями и коррупцией.

Тендеры в XVIII-XIX веках

Модернизация системы продолжалась и при преемниках Петра I. Главные изменения: начала осуществляться печать объявлений о конкурсах в центральной газете, стали проводиться раздельные слушания, посвященные предложениям купцов. При Екатерине Великой был выпущен документ «О контрактах по подряду, поставках и откупах», который стал определяющим. Следующий пересмотр был сделан уже в эпоху правления Александра I. Император очень интересовался данной темой — об этом говорят свыше 100 государственных положений в данной сфере. Ключевым стал акт, разрешающий изменение суммы контракта. Также в XIX веке было разрешено присылать предложения на тендер по почте, результаты торгов с середины столетия печатались в «Ведомостях», выпускавшихся в Санкт-Петербурге и Москве. До революции 1917 года был принят еще один важный закон, в котором впер- вые появилось понятие системы обеспечения исполнения обязательств — была введена система финансового обеспечения заявки. Нерадивые «победители» конкурсов могли преследоваться по уголовному законодательству.

Самый неудачный тендер на снабжение армии

Желание «заработать много и прямо сейчас», предложив наименьшую цену, владело купцами во все времена. Широко известна афера Рябушинских, которые во время Первой мировой войны выкупили подряд на поставку военной амуниции для Российской армии. Тогда только появлялись кирзовые сапоги. На фронт приехали сапоги в необходимом количестве. Одно «но»: все они были с подошвой, сделанной из… картона.

Установление структуры тендера

После окончания Второй мировой войны США, занимающиеся восстановлением разрушенных европейских городов, столкнулись с небывалым уровнем коррупции. Известен факт: значительная часть денег, направленная на благие цели, осела в карманах чиновников американского правительства. Для предотвращения подобных ситуаций в будущем американскими политиками был разработан стандарт проведения торгов: акцент делался на максимальной объективности и прозрачности. Именно этот процесс сегодня принят во всем мире и является в какой-то мере определяющим для всей сферы. Будущее тендеров История тендера, как видно, достаточно проста: были и взлеты, и падения. Цель открытых конкурсов очень понятна: у каждого заказчика должна быть возможность сравнить предложения от разных поставщиков, здоровая конкуренция качества и цены только стимулирует экономику. В старину на тендерах искались поставщики для царских дворов, утверждались проекты замков, дворцов, мостов, распределялись заказы. Система, значительно усовершенствованная, успешно работает аналогичным способом и сегодня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *