44-ФЗ для чайников
Участие в госзакупках стало сегодня одним из самых эффективных способов получить заказ, причем с гарантированной оплатой из бюджета. А потому интерес к подобным торговым процедурам сильно возрос. Их проведение регламентируется №44-ФЗ. Первая версия Федерального закона принята 05.04.2013, актуальная редакция – 02.07.2021. Отечественное законодательство сложно назвать понятным для восприятия, а потому имеет смысл изложить основные положения №44-ФЗ в варианте «для чайников», то есть обычным языком и без сложных юридических терминов.
Что такое 44-ФЗ простыми словами
№44-ФЗ определяет правила проведения закупок для обеспечения нужд государства и муниципалитетов. То есть любых учреждений, предприятий, органов власти, деятельность которых финансируется из бюджетов разного уровня – федерального, регионального или местного. Речь идет о таких важных для жизни как государства в целом, так и отдельного человека сферах деятельности, как:
- образование;
- здравоохранение;
- правоохранительные органы, МЧС и другие ведомства исполнительной власти;
- многочисленные органы двух других ветвей власти – судебной и законодательной;
- и многое другое, необходимо для нормального функционирования государства.
Целью разработки и внедрения №44-ФЗ стало усиление контроля над расходованием бюджетных средств. Цель законодателей была очевидной – снижение общего уровня затрат. Сегодня, после нескольких лет практического применения Федерального закона, можно утверждать, что она в значительной степени достигнута.
Что регулирует и не регулирует 44-ФЗ
Положения №44-ФЗ регулируют все ключевые аспекты подготовки и проведения государственных закупок, включая:
- планирование;
- объявление;
- отбор исполнителей и поставщиков в рамках конкурентных торговых процедур;
- заключение государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ или предоставление услуг;
- контроль над исполнением обязательств в рамках государственных контрактов;
- общий аудит и мониторинг системы государственных закупок.
Требования рассматриваемого федерального закона распространяются на все виды закупок, которые финансируются из бюджетов разного уровня. Исключение составляют несколько категорий закупок, к числу которых относятся такие:
- у финансовых организаций, имеющих международный статус;
- связанные с обеспечением государственной защиты судей, участников судов, должностных и других лиц;
- драгметаллов и камней с целью пополнения Госфонда;
- услуг адвокатов для бесплатной помощи в суде;
- избирательных комиссий для непосредственного проведения референдумов и выборов.
Кто имеет право участвовать в госзакупках
Участники госзакупок делятся на две категории. К первой относятся заказчики, в число которых входят муниципальные и государственные организации. Их основной функцией выступает выставление заказов на торги.
Вторую категорию формируют поставщики, выступающие в статусе юридических лиц или ИП. Их задачей и интересом становится поставка товаров, работ или услуг для удовлетворения государственных или муниципальных нужд.
С некоторой долей условности еще одной категорией участников госзакупок можно назвать операторов ЭТП (электронных торговых площадок). В их функции входит создание условий для ведения закупочной деятельности. Контроль над соблюдением требований №44-ФЗ осуществляются контролирующие органы в лице различных федеральных ведомств и фактически приравненных к ним государственных корпораций, включая ФАС, Минфин, Прокуратуру, Росатом, Роскосмос, Рособоронзаказ и других.
Требования к участникам госзакупки
Единственным требованием к заказчикам госзакупок выступает финансирование из бюджета. Контроль над поставщиками предусматривает намного больше условий, выполнение которых требуется для допуска к участию в торгах. Первым и главным становится статус – ИП или ООО. Не допускаются к участию в госзакупках хозяйствующие субъекты, которые:
- имеют задолженности по налогам или обязательным сборам в размере, превышающем четверть стоимости активов;
- включены в реестр недобросовестных поставщиков;
- находятся на стадии приостановки деятельности;
- пребывают в процессе банкротства или ликвидации;
- признаны банкротом;
- имеют судимость за правонарушения в экономической сфере (распространяется на ИП, руководителей и учредителей ООО).
Наличие любого из перечисленных условий становится основанием для отказа от заключения с поставщиком государственного контракта или отклонения его заявки на участие в госзакупке. Исполнителю предоставлено право обжаловать такое решение в установленном порядке.
Преференции участникам
Актуальная версия базового Федерального закона в области государственных закупок предоставляет преференции двум категориям поставщиков. В первую входят организации инвалидов, а также учреждения системы УИС, во вторую – хозяйствующие субъекты, отнесенные к малому предпринимательству и социально ориентированным НКО. Для каждой из категорий установлены квоты, обязательные для всех видов государственных заказчиков. Дополнительной льготой становится снижение требований по сумме обеспечения заявки.
Виды госзакупок
Важной частью изложения №44-ФЗ для чайников становится перечисление возможных вариантов проведения конкурентной государственной закупки. Актуальная версия законодательства допускает семь видов подобных процедур:
- три разновидности конкурса – открытый, с ограниченным участием и двухэтапный;
- электронный аукцион;
- два вида запросов – котировок и предложений;
- закупка услуги, товара или работ у единственного поставщика.
Критериями выбора победителя, в зависимости от вида закупки, становится наименьшая цена или оптимальное соотношение стоимости и условия поставки товара/услуг. Самой распространенной формой проведения торгов выступает электронный аукцион. Его отличительными особенностями выступают: открытый и публичный характер, а также определение победителя по критерию низкой цены.
Площадки для проведения госзакупок
Одним из обязательных условий закупочных мероприятий в рамках №44-ФЗ выступает проведение в электронном формате. Законодательство жестко регламентирует перечень ЭТП, допущенных к подобным процедурам. Он размещается в свободном доступе в системе ЕИС закупки и включает на сегодня восемь торговых площадок. Использовать другие онлайн-платформы и сервисы для организации и проведения госзакупок запрещено.
Обеспечение заявки, контракта и гарантийных обязательств
Одним из ключевых условий участия поставщика в госзакупке становится предоставление обеспечения собственных обязательств. На сегодняшний день действует три их разновидности, применяемых на разных стадиях мероприятий:
- обеспечение заявки подтверждает серьезность намерений участника и предоставляется при «входе» в процедуру;
- ОИК или обеспечение исполнения государственного контракта требуется при его заключении с заказчиком и выступает в качестве страховки последнего;
- ОГО или обеспечение гарантийных обязательств позволяет исключить проблемы с качеством поставляемого товара/услуги или производимых работ.
Стандартной формой обеспечения считается банковская гарантия. Она должна быть оформлена в одном из банков, аккредитованных Минфином, и внесена в соответствующий реестр.
Снижение начальной цены госконтракта на 25%
Серьезной проблемой на начальных этапах действия №44-ФЗ стало установление некоторыми далеко не всегда добросовестными поставщиками демпинговых цен. Результатом становился срыв поставки, невозможной по настолько низкой стоимости.
Для защиты от недобросовестной конкуренции введены дополнительные требования к участникам закупки, предложившим снижение цены от начальной на 25% и более. В этом случае назначается повышенное в полтора раза обеспечение контракта. Причем оно рассчитывается от стартовой цены аукциона.
Реестр недобросовестных поставщиков (РПН)
Для защиты заказчиков и добросовестных поставщиков от действий недобросовестных создан реестр последних. Он размещается в свободном доступе в соответствующем разделе ЕИС Закупки и используется для отсеивания потенциально проблемных участников госзакупок. Фактически база данных представляет собой «черный список», попадание в который означает невозможность подачи заявки на электронный аукцион и другие закупочные процедуры в рамках №44-ФЗ в течение двух лет. Основанием для внесения поставщиков в реестр становится решение ФАС, которая занимается его ведением.
Часто задаваемые вопросы
Когда и с какой целью принят №44-ФЗ?
Федеральный закон принят 5 апреля 2013 года. Целью его разработки стало дальнейшее совершенствование правил проведения государственных закупок и снижение бюджетных расходов, направляемых на это.
Какие закупки подпадают под действие положения №44-ФЗ?
Практически все, осуществляемые для удовлетворения потребностей самых разных государственных и муниципальных организаций, включая учреждения исполнительной, законодательной и судебной власти, здравоохранения, образования и т.д.
Кто выступает участником госзакупок?
Выделяют несколько категорий участников госзакупок. Главными выступают две: поставщики и заказчики. Вспомогательные функции выполняют ЭТП, предоставляющие место для проведения торгов, и контролирующие органы, которые следят за соблюдением требований законодательства.
Какие основные критерии выбора победителя госзакупки?
Для большей части конкурентных торговых процедур, например, самой популярной из них – электронного аукциона, главным критерием определения выигравшего участника становится низкая цена. В некоторых случаях основным параметром для сравнения становится оптимальное соотношение цены и условий поставки, предложенных участником.
44-ФЗ о закупках для начинающих
44-ФЗ — это федеральный закон, который регулирует сферу закупок. В документе описан весь порядок проведения закупочной деятельности, но если вы начинающий поставщик, то сложный текст закона может показаться чересчур запутанным.
В этой статье мы объясним простыми словами, как происходит закупочная деятельность, и как к ней подготовиться.
Участники в закупках по 44-ФЗ
Участников закупок можно разделить на две группы: заказчики и поставщики. К первым относятся государственные и муниципальные организации (школы, фонды, больницы и т.д.), именно они выставляют заказы на товары и услуги. Ко вторым относятся поставщики, которые выполняют заказы (индивидуальные предприниматели и юридические лица).
К участникам косвенно можно отнести операторов электронных торговых площадок (ЭТП), где происходит закупочная деятельность. Кроме того, косвенно в закупках участвуют и федеральные органы власти: Минфин, ФАС, Рособоронзаказ, Росатом и Роскосмос. Вся сфера закупок регулируется этими органами власти.
Требования к участникам госзакупок
К поставщикам в системе государственных закупок законодательство выставляет определённые требования, и начинающий поставщик должен их знать. В первую очередь в качестве поставщиков могут выступать только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Их участие в закупках может быть ограничено, если:
индивидуальный предприниматель или организация находятся в процессе ликвидации;
у участника есть недоимки по налогам, сборам и другие задолженности за прошедший год (если общая стоимость превышает 25% от стоимости активов);
деятельность участника приостановлена;
у участника присутствует решение об открытии конкурсного производства;
индивидуальный предприниматель или организация признаны банкротом;
у участника есть судимость за преступления в сфере экономики;
участник входит в реестр недобросовестных поставщиков.
Заказчик может отказаться от составления контракта с исполнителем, если будет установлен факт нарушения правил. Поставщик же может обжаловать решение о своём отстранении или отказа заказчика от подписания контракта, если посчитает решение несправедливым.
Виды госзакупок
Заказчики выбирают поставщиков путём конкурентного определения. Законом выделены семь таких способов:
Конкурс с ограниченным участием.
Закупка товара у единственного поставщика.
Иногда заказчики при выборе опираются на наименьшую цену, иногда — на лучшее соотношение цены и условий.
Подрядчик выбирается по наименьшей цене, если способ определения — аукцион (торговый метод) или запрос котировок (неторговый метод). В первом случае поставщику, чтобы победить, нужно заполнить заявку без ошибок и постепенно снижать цену. При этом заказчик выберет того исполнителя, чья цена в итоге окажется самой низкой. При составлении заявки на участие в запросе котировок, поставщик также описывает товар или услугу и выставляет стоимость, но при этом возможность снижения цены отсутствует. Заказчик также выбирает того исполнителя, чья цена окажется самой низкой.
Конкурс (торговый метод) и запрос предложений (неторговый метод) — это такие способы определения подрядчика, в которых победителем становится тот, кто соответствует всем требованиям и предлагает лучшие условия.
Любая торговая и неторговая процедура может проходить как в один, так и в несколько этапов. Кроме того, конкурсы и аукционы могут быть как открытыми, так и закрытыми, когда выставляются те или иные ограничения на участие.
Подготовиться к участию в госзакупках можно с помощью «Астрал.Тендер». Вас научат не только работе на электронных площадках, но и, при необходимости, специалисты возьмут торги в свои руки, предоставив вам уже готовые сделки.
Место проведения госзакупок
Все закупки по 44-ФЗ проводят исключительно в электронном виде. Процесс происходит на электронных торговых площадках — сайтах, где заказчики и поставщики могут взаимодействовать.
Что потребуется для участия
Начинать работу с закупками можно только после подготовки. Первый этап подготовки к закупкам — это приобретение необходимых знаний, второй — необходимых инструментов. Для участия в торгах на электронных торговых площадках поставщик должен зарегистрироваться в ЕИС — сайте единой информационной системы в сфере закупок.
Один из основных инструментов в закупочной деятельности — это электронная подпись. Её применение обязательно для регистрации на ЕИС и ведения закупочной деятельности на площадках. При этом электронная подпись обязательно должна быть квалифицированной, такую ЭП выдают только аккредитованные удостоверяющие центры.
Помочь с поиском подходящих заказов может «Астрал.Тендер». Сервис проанализирует рынок и поможет с выбором выгодных предложений.
Как проходят закупки
Проведение госзакупок по 44-ФЗ происходит по определённой схеме, которая различается лишь некоторыми элементами (как, например, видом закупки). Для того чтобы схема была понятна даже для чайников, мы выделили в ней главные шаги:
Публикация заказа.
Инициатор госзакупки — это заказчик. Он выставляет подробное техническое задание. В нём он отражает все требования к необходимому товару, услугам или работам. Кроме того, заказчик указывает цену и условия.
Приём заявок.
Поставщики отправляют заявки на выполнение заказа, в которых указывают время его исполнения и другую важную для заказчика информацию. На этот этап уходит несколько дней, заказчик выставляет их самостоятельно.
Выбор исполнителя.
Определение исполнителя заказа выполняется в соответствии с типом госзакупки, при этом всегда выбор падает на самое выгодное предложение. Это может быть конкурс, аукцион, запрос котировок или запрос предложений. Отбор может проходить в один или несколько этапов, что также определяет заказчик.
Заключение контракта.
Как только заказчик выбирает исполнителя, они заключают контракт. Структура документа обязательно должна включать сроки оплаты, приёмки и оформления результатов приёмки. В контракте указываются дополнительные параметры, как, например, условия об ответственности заказчика и исполнителя.
Выполнение заказа.
Поставщик выполняет заказ и предоставляет его результат. Товар или услуги которые предоставляет исполнитель, должны соответствовать оговорённым условиям, а работа должна быть выполнена в срок.
В госзакупках по 44-ФЗ задействовано множество процессов, лишь косвенно связанных с действиями поставщика. Простыми словами: для того чтобы начать работать с заказчиками, достаточно приобрести электронную подпись, зарегистрировать на портале ЕИС и найти подходящий заказ.
Для участия в госзакупках по 44-ФЗ нужно использовать квалифицированную электронную подпись. «Астрал-ЭТ» подходит для участия в торгах, работе на государственных порталах и ведения электронного документооборота. Подпись лучше использовать со специально настроенным тарифом: «Базис» или «Универсальный».
Главное в 44-ФЗ для начинающих
Государственные закупки — крупный рынок для поставщиков. В 2018 году в Единой информационной системе закупок были опубликованы госзакупки общим объемом более 8 трлн руб., из которых более 1 трлн руб. отдано малому бизнесу.
Проведение госзакупок регулирует федеральный закон № 44 «О контрактной системе». В нем прописаны все правила проведения закупочной процедуры: от ее планирования, размещения в ЕИС до выполнения всех обязательств по контракту.
Кто может участвовать в госзакупках
В закупках по 44-ФЗ заказчиками являются государственные и муниципальные органы и учреждения, бюджетные организации. Участником госзакупок может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.
Участвовать в закупках не могут организации, ИП или физлица, которые:
- Находятся в процессе ликвидации, на стадии банкротства или конкурсного производства.
- Имеют задолженность более 25% от балансовой стоимости активов.
- Имеют судимость за экономические преступления по ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ.
- Привлечены к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (дача взятки) в течение двух лет до момента подачи заявки.
- Имеют конфликт интересов с заказчиком или другим участником закупки (близкие родственные связи).
- Являются офшорной компанией.
- Входят в реестр недобросовестных поставщиков.
- Подпадают под ограничения для участия в закупках, которые установило Правительство РФ.
Участник должен подтверждить, что может участвовать в госзакупке и не относится ни к одному из требований выше, на каждой электронной торговой площадке (ЭТП), где участвует в закупках.
Дополнительные требования к участникам госзакупок
Заказчики могут предъявить дополнительные требования к квалификации участников, их опыту, деловой репутации, финансовым ресурсам и оборудованию. Такие требования устанавливают, если закупка касается реконструкции объекта культурного наследия, строительству объекта капитального строительства, ремонту автодорог и других работ из перечня Правительства РФ №99. Подтвердить соответствие требованиям участник должен до подачи заявки на закупку — прикрепив документы в личном кабинете на федеральной ЭТП.
Заказчик может потребовать, чтобы участник закупки соответствовал требованиям на выполнение определенной деятельности — имел соответствующую лицензию для проведения работ, членство в саморегулируемых организациях и тд.
Участник должен иметь патент, лицензионный договор или другое подтверждение прав на результаты интеллектуальной деятельности. Это требование обязательно, если в рамках контракта заказчик получает права на результаты интеллектуальной деятельности. Требования не устанавливается, если по контракту поставщик создает или исполняет произведение литературы или искусства, финансирует прокат или показ национального фильма.
Преференции участникам
Некоторым участникам госзкакупок предоставляются льготы или приоритет при рассмотрении заявок. Например, госзаказчики обязаны проводить 15% от всего объема закупок среди субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).
Кроме СМП и СОНКО, преференции в госзакупках предоставляются:
- учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы,
- организациям инвалидов,
- поставщикам товаров из стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия).
Виды закупок
Госзаказчики могут закупить товар, работу или услуги 7 способами:
- открытый конкурс
- конкурс с ограниченным участием
- двухэтапный конкурс
- электронный аукцион
- запрос предложений
- запрос котировок
- закупка у единственного поставщика (проводится в ограниченных законом случаях).
В зависимости от вида закупки победителя определяют одним из двух способов:
- По минимальной цене, предложенной в ходе закупки — аукцион, запрос котировок.
- По лучшему сочетанию цены и условий исполнения контракта, предложенным в заявках или окончательных предложениях — в конкурсах и запросах предложений.
Что нужно для победы
Подать заявку без ошибок, снижать цену на онлайн-аукционе.
Лучшее сочетание цены и условий исполнения
Направить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами.
Запрос котировок
Отправить заявку, в которой согласиться с условиями исполнения контракта, описать товар и предложить цену.
Запрос предложений
Лучшее сочетание цены и условий исполнения
Направить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами. Условия можно улучшить один раз после вскрытия всех заявок.
Также заказчики по 44-ФЗ могут провести закрытые конкурсы и аукционы, чтобы закупить товары, связанные с гостайной и обеспечением безопасности страны, услуги для Госфонда драгоценных металлов и камней, приставов и судей. Информация о таких закупках не публикуется в открытом доступе, а заказчик направляет приглашения для участия потенциальным поставщикам.
Где проводят госзакупки
Все закупки по 44-ФЗ проводят в электронной форме. Они проходят на восьми федеральных электронных торговых площадках (ЭТП): ЕЭТП, РТС-тендер, Сбербанк-АСТ, ЗаказРФ, НЭП, Российский аукционный дом, ЭТП ГПБ, ТЭК-Торг.
Чтобы участвовать в торгах по 44-ФЗ, нужно зарегистрироваться в ЕИС. Она дает доступ к госзакупкам на восьми федеральных ЭТП, а также к закупкам по капремонту по 615-ПП и торгам по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего бизнеса. Регистрация в ЕИС бесплатная и действует три года.
Поскольку закупки проводятся в электронной форме, то для участия в них необходимо наличие усиленной квалифицированной подписи. Она понадобится для регистрации в ЕИС, отправки заявки, участия в аукционе и подписания контракта.
Обеспечение заявки, контракта и гарантийных обязательств
При подаче заявки на закупку по 44-ФЗ участник должен предоставить обеспечение заявки. Так он подтвердит свое намерение участвовать в тендере. Размер обеспечения заявки зависит от размера начальной максимальной цены контракта (НМЦК):
- если НМЦК от 0 до 20 млн руб., то обеспечение заявки от 0,5 до 1% НМЦК
- если НМЦК больше 20 млн руб., то обеспечение — от 0,5 до 5% НМЦК.
Обеспечение можно предоставить деньгами или банковской гарантией. Его вернут всем участникам после того, как определится победитель.
Победитель закупки при подписании контракта должен предоставить обеспечение исполнения контракта. Так он подтверждает, что исполнит свои обязательства по контракту. Размер обеспечения контракта составляет от 10 до 30% от НМЦК. Предоставить его можно деньгами на счет заказчика или банковской гарантией. Обеспечение заказчик полностью вернет, если поставщик выполнит все обязательства по контракту.
Также госзаказчик может потребовать обеспечения гарантийных обязательств. Если в закупке установлено такое требование, то заказчик может подписать акт о приемке только после предоставления обеспечения. Размер обеспечения гарантийных обязательств — не более 10% НМЦК.
Снижение начальной цены контракта на 25%
Если контракт с победителем заключен по цене, которая ниже НМЦК на 25% и больше, то к победителю применяются антидемпинговые меры:
- В закупках с НМЦК больше 15 млн руб. победитель должен предоставить обеспечение контракта увеличенное в 1,5 раза.
- В закупках с НМЦК меньше 15 млн руб. победитель может предоставить либо полуторное обеспечение контракта, либо подтвердить свою добросовестность и предоставить обеспечение в обычном размере (указан в документации). Добросовестность подтверждается тремя контрактами за 3 последние года, которые исполнили без неустоек. При этом цена одного из контрактов должна быть не менее 20% от НМЦК текущей закупки.
Кроме того, при снижении НМЦК на 25% и больше победитель не получит аванс, если он был предусмотрен в закупке.
Реестр недобросовестных поставщиков
Если компания попала в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), то она не сможет участвовать в закупках по 44-ФЗ и других закупках, если заказчик установит соответствующее требование.
Причины, почему победитель закупки может попасть в РНП по 44-ФЗ:
- Если он победил в закупке (или стал единственным допущенным участником закупки) и отказался заключать договор с заказчиком.
- Компания победила в закупке, но подписала контракт позже необходимых сроков.
- Победитель не предоставил обеспечение контракта, предоставил его поздно или с ошибкой.
- Если контракт расторгнут по решению суда, потому что победитель серьезно нарушил обязательства по контракту.
- Заказчик решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке.
При этом, если договор расторгнут по соглашению сторон, то компанию не включат в РНП. Включение в РНП можно оспорить в суде.
Закон 44-ФЗ подробно объясняет участникам госзакупок правила работы, регламентирует параметры при выборе победителя, обязывает заказчика заключить контракт с победителем и оплатить товар в срок. Поэтому он подходит начинающим участникам. Но нужно помнить, что нарушение требований 44-ФЗ на любом этапе закупки, влечет штрафы для заказчика, а участнику грозит занесением организации в реестр недобросовестных поставщиков.
44-ФЗ с чего начать заказчику
Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка
Антикризисное предложение до 05 октября
Полезные материалы для скачивания
Видеообзор изменений в госзакупках в связи с COVID-19
Изменения в законодательстве по госзакупкам
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
Новые условия заключения прямого договора
Аукцион в электронной форме
Обзор нормативной базы и порядка проведения и участия
Планирование закупок по 44-ФЗ
Кадровое обеспечение по 44-ФЗ
Требования к контрактной службе, комиссии по осуществлению закупок,
приемочной коммисии, профстандарты
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
- Виды закупок по 44-ФЗ
- С чего начать заказчику закупки по 44-ФЗ
- Нюансы, которые должен знать начинающий заказчик
Закупки по 44-ФЗ, с чего начать заказчику? Этот вопрос нередко возникает у тех, кто недавно стал контрактным управляющим и еще не имеет опыта проведения госзакупок. Возможно, такой человек даже слышал от опытных коллег, насколько тяжела эта работа, велика ответственность и сложность.
Конечно, в рамках небольшой статьи будет невозможно ответить на все вопросы, но об основных видах закупок, алгоритме и нюансах проведения мы расскажем. Это поможет еще не столь опытным управляющим организовать первые закупки без ошибок и получить положительный опыт проведения торгов.
Виды закупок по 44-ФЗ
Государственные заказчики имеют возможность проводить закупки товаров и работ для собственных нужд по нескольким схемам.
В большинстве случаев для этого используются электронные торговые площадки (ЭТП), список которых представлен ниже:
- Агентство по государственному заказу Республики Татарстан.
- Единая электронная торговая площадка.
- Российский аукционный дом.
- ТЭК — Торг.
- Электронные торговые системы.
- Сбербанк — Автоматизированная система торгов.
- РТС — тендер.
- Электронная торговая площадка ГПБ.
Для того чтобы иметь возможность предложить свои товары или услуги, поставщики должны получить аккредитацию на этих площадках и обзавестись электронной подписью – это первое, с чего надо начать потенциальному участнику торгов.
-
Электронный аукцион
6 из 10 сделок в сфере государственных закупок проводятся в форме открытого аукциона. Для этого выбирается одна из электронных площадок. Компания, ИП или физическое лицо, желающее принять участие в торгах, направляет заявку, в первой части которой изложено предложение, касающееся объекта закупки, а во второй содержится информация о потенциальном поставщике.
Решение о допуске на аукцион принимается заказчиком на основании сведений из первой части заявки. Если заявка принята, то потенциальный поставщик в назначенное время допускается для участия в аукционе на торговой площадке.
Само участие в процедуре предполагает, что продавцы падают предложения по цене объекта закупки, уменьшая их с шагом от 0,5 до 5 % от НМЦ. Торги продолжаются, пока поступают новые предложения. Если на протяжении 10 минут никто из участников не снизил цену в очередной раз, то победа присуждается субъекту, предложившему минимальную цену. Но предварительно изучается информация из вторых частей заявок, и только затем объявляется победитель. Потом следует процедура подписания контракта.
Заявки поступают на конкурс в запечатанных конвертах. В предложениях участников содержится информация не только по цене товара или услуги, но и по другим параметрам, которые способны предоставить претендентам конкурентные преимущества, а именно опыт работы в данной сфере, профессионализм сотрудников, качество товара и услуги. Закупочная комиссия оценивает заявки по всем этим критериям и выбирает наиболее выгодное предложение.
Эта процедура отличается простой схемой и наименьшими временными затратами. Её применяют, если объект закупки представляет собой типовой товар или услугу при сумме контракта до 0,5 млн руб. Каждому участнику даётся возможность предоставить одну заявку со своим ценовым предложением. Затем заказчик выбирает наименьшую стоимость и заключает контракт с предложившим ее субъектом.
Эту процедуру по 44-ФЗ заказчик должен начать с самостоятельного выбора поставщика. Обычно к такой схеме прибегают для небольших закупок до 100 000 руб. Закон обязывает с 1 марта 2019 года крупных заказчиков осуществлять закупки у единственного поставщика на Едином агрегаторе торгов «Березка».
Закон устанавливает и ряд других процедур, в ходе которых государственный заказчик выбирает поставщика. Это конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс и проч. Но четыре вышеописанные схемы используются чаще всего.
С чего начать заказчику закупки по 44-ФЗ
Далее разберём, как проводится закупка с точки зрения покупателя по 44-ФЗ, с чего начать заказчику и как действовать правильно на при выборе поставщика.
Итак, для любого контрактного управляющего необходимо хорошо разбираться в нормативной базе, касающейся закупок в своей сфере. На предприятии в обязательном порядке должно быть разработано Положение о контрактном управляющем, а также издаётся приказ о назначении КУ. Помимо этого, должны быть утверждены план закупок (ПЗ) и план-график закупок (ПГЗ). Эти документы являются основой, на котором в дальнейшем строится работа контрактного управляющего.
Начать следует с того, чтобы выделить первоочередные задачи. Потребуется определиться, какие объекты необходимо закупить прежде всего, в каком объёме, на какую сумму и в какие сроки. Затем нужно сверить, занесена ли данная закупка в план-график и когда именно.
Дело в том, что 44-ФЗ накладывает временные ограничения на различные этапы реализации государственных закупок. Изменения в законе с 01 июля 2018 года отменили десятидневный срок ожидания для публикации извещения после того, как закупка вносится в план-график. Но это касается сделок с единственным поставщиком и проведения повторных конкурсных процедур. Данное нововведение в 44-ФЗ позволяет заказчику быстрее начать закупку.
После определения ближайшей цели можно составлять план действий.
- В первую очередь нужно определить схему, по которой будет проводиться выбор поставщика: аукцион, конкурс, запрос предложений, запрос котировок, закупка у единственного поставщика. Важно учесть все ограничивающие факторы, которые установлены законом для той или иной процедуры, в частности не попадает ли объект закупки в обязательный аукционный перечень. Алгоритм дальнейших действий распишем на примере электронного аукциона.
- Вторым шагом сверяемся с планом-графиком. Если закупка в нём присутствует, то уточняем, какая именно информация занесена в план-график – объем закупки, её стоимость. Затем следует поднять документы, обосновывающие цену контракта. Если вы убедились, что вся информация актуальна и нужные бумаги в наличии, можно приступать к составлению конкурсной документации.
- Если у вас нет опыта проведения государственных закупок, то лучше всего в качестве примера взять документацию с предыдущих торгов, что позволит вам не изобретать велосипед и в то же время включить всю нужную информацию. Все положения необходимо сверить с актуальной редакцией закона. Затем документацию потребуется согласовать.
- 44-ФЗ жёстко регламентирует этапы аукциона по срокам. Поэтому необходимо соблюдать временные рамки всех действий: прием заявок, их рассмотрение, дата проведения самого аукциона, оформление результатов. Удобнее всего рассчитать сроки таким образом, чтобы прием заявок заканчивался в утренние часы на 8-й день после того, как будет опубликовано извещение об аукционе. Таким образом у вас окажется достаточно времени, чтобы оформить первый протокол. Помимо этого, нужно принимать во внимание, что при размещении извещения в системе оно подвергается казначейскому контролю, на что также требуется время.
- Аукцион может состояться только при условии, что на него подается не менее 2 заявок. Если вы только начинаете свою деятельность в должности конкурсного управляющего, то интересно и полезно наблюдать за ходом торгов через личный кабинет, находясь онлайн на электронной площадке. Как только аукцион закончен, вам потребуется подвести итоги, сформировать и разместить протокол, содержащий результаты рассмотрения вторых частей заявок. Затем следует процедура подписания контракта с победителем. Функционал электронной площадки не позволит сделать этого раньше, нежели установлено законом. Поэтому нужно внимательно наблюдать за подсказками в личном кабинете, и тогда вы сделаете всё вовремя.
- После подписания контракта стороны приступают к его непосредственному исполнению. С 01 июля 2018 года в 44-ФЗ были внесены изменения, сократившие количество процедур, по которым потребуется размещать в системе отчеты по результатам закупок. В настоящее время такая обязанность осталась, если предметом закупки являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, по сохранению объектов культурного наследия. А также в том случае, если начальная минимальная цена контракта больше 1 млрд руб. Соответственно, объём работы контрактного управляющего по всем остальным закупкам будет меньше.
Никакими нормативными документами нельзя предусмотреть весь спектр обстоятельств, возникающий для каждой конкретной закупки. Поэтому контрактный управляющий должен обладать широкими знаниями в разных сферах, чтобы быстро ориентироваться в любой ситуации и успешно справляться даже с самыми трудными моментами, уметь эффективно действовать при форс-мажорах.
От КУ потребуются навыки быстро концентрироваться на сложных вопросах, быть внимательным при проведении процедур. Также нужен аналитический ум и очень хорошая память, потому что для такого специалиста недостаточно знаний в узкой сфере. Помимо специфики своей отрасли, нужно хорошо разбираться и в тех вопросах, которые касаются непосредственно самой закупки. Любой контрактный управляющий должен быть одновременно и экономистом, и юристом. Но при этом учителю или врачу, ведущему контракт, например, по сооружению здания, понадобятся знания в сфере строительства.
Нюансы, которые должен знать начинающий заказчик
Каким ещё требованиям должны соответствовать потенциальные поставщики
Закон предоставляет заказчикам право выбирать исполнителя, способного не только предложить лучшую цену, но и имеющего соответствующую репутацию на рынке, квалифицированный персонал, надлежащий опыт работы, определённый финансовый уровень и производственную базу и пр. Также заказчик может установить требование по наличию лицензии для выполнения определенных работ или выбирать исполнителя исключительно из числа принадлежащих к саморегулируемым организациям.
Подобные требования предъявляются к исполнителям работ в сфере капитального строительства, дорожного ремонта, при восстановительных работах на объектах культурного наследия, а также для прочих видов деятельности, список которых изложен в Постановлении Правительства № 99.
Если подобные требования к исполнителю содержатся в извещении, то участники конкурсной процедуры обязаны в своём личном кабинете на электронной площадке разместить документы, подтверждающие соответствие потенциального поставщика указанным параметрам. Сделать это необходимо до момента подачи заявки.
Если же объектом заказа является интеллектуальный продукт, права на который в итоге передаются заказчику, то исполнитель обязан предъявить патент, лицензионный договор или другой подобный документ, удостоверяющий его права на результаты интеллектуальной деятельности. Государственное учреждение не должно выдвигать подобное требование, когда по его заказу создаётся или исполняется произведение литературы или искусства, в том числе прокат или показ фильма, автором которого являются отечественные субъекты.
Какие льготы могут быть предоставлены участникам закупок
44-ФЗ гарантирует определенные преференции ряду категорий экономических субъектов, участвующих в государственных закупках. Одной из таких категорий являются предприятия среднего и малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированные некоммерческие организации (СОНКО), которым госучреждения должны отдавать 15 % своих заказов.
Помимо вышеуказанных субъектов, на льготы в этой сфере могут рассчитывать:
- учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
- организации инвалидов,
- поставщики товаров из стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия).
- В каком порядке обеспечиваются заявка и контракт и как предоставляются гарантийные обязательства
44-ФЗ обязывает всех потенциальных поставщиков по государственным контрактам при подаче заявки внести определённую сумму на счёт заказчика (или предоставить банковскую гарантию), которая гарантирует серьезность намерений компании участвовать в конкурсе. Это так называемое обеспечение заявки, сумма которого устанавливается в зависимости от НМЦК:
- 0,5–1 % НМЦК при цене контракта 0–20 млн руб.;
- 0,5–5 % НМЦК при цене контракта свыше 20 млн руб.
По окончании торгов и выборе поставщика обеспечение заявки возвращается всем участникам.
Ещё одна гарантийная сумма – обеспечение исполнения контракта – вносится поставщиком в виде денежной суммы или банковской гарантии при подписании контракта. Таким образом продавец подкрепляет свои обязательства по договору. Данная гарантийная сумма устанавливается на уровне 10–30 % от НМЦК. После того как поставщик в полной мере выполняет свои обязательства по контракту, заказчик возвращает ему эти деньги.
Существуют дополнительные гарантийные обязательства, которые заказчик имеет право потребовать обеспечить. Это значит, что исполнитель должен будет перечислить на счёт покупателя ещё одну сумму – в пределах 10 % НМЦК – в качестве гарантии по объекту поставки. И только после этого будет подписан акт приемки товара (работ).
Каковы условия по уменьшению начальной цены контракта на 25 %
В ходе торгов начальная минимальная цена контракта может быть существенно снижена. Если победитель конкурса предложил стоимость, более чем на 25 % отличающуюся от начальной, то он подпадает под антидемпинговые меры.
Это означает, что обеспечение контракта для такого поставщика существенно возрастет – в 1,5 раза. При цене договора свыше 15 млн руб. это условие является обязательным. При меньшей стоимости контракта исполнитель вправе внести обеспечение в обычном размере, но при этом он должен предоставить документальное подтверждение своей добросовестности. Таковым считаются три в полной мере реализованных (без неустоек и прочих санкций) контракта за последние 3 года. В то же время хотя бы одна из сделок должна быть проведена по цене, которая меньше НМЦ настоящего контракта не более чем на 20 %.
Ещё одной антидемпинговой мерой является то, что поставщик, предложивший сниженную более чем на 25 % цену, теряет право на аванс, даже если он был заявлен в документации по закупке.
В каком случае исполнитель попадает в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП)
Субъект, победивший в конкурсе, но не исполнивший своих обязательств, вносится заказчиком в вышеуказанный реестр.
44-ФЗ предусматривает для этого следующие причины:
- Субъект победил в конкурсе (аукционе) или оказался единственным допущенным участником закупки, после чего уклонился от заключения договора.
- Победитель конкурсной процедуры нарушил сроки для подписания контракта.
- Победитель конкурсной процедуры не перечислил деньги в счет обеспечения контракта (не предоставил банковскую гарантию) или данные действия были выполнены с нарушением сроков или ошибками.
- Выигравший тендер субъект нарушил условия договора, в результате чего в судебном порядке контракт был расторгнут.
- Контракт расторгнут заказчиком в одностороннем порядке.
Если стороны пришли к соглашению и добровольно расторгли контракт, то исполнителю не грозит попасть в РНП.
Экономический агент, занесённый в РНП, лишается допуска к государственным закупкам по 44-ФЗ и прочим, если заказчик сочтет необходимым выдвинуть подобное требование.