"Что такое экономика"
знакомство с понятием «экономика», его многозначностью.
Задачи урока:
— обеспечить усвоение знаний учащимися по теме урока;
— рассмотреть главные задачи экономики
Просмотр содержимого документа
«»Что такое экономика»»
МКОУ «Булуктинская средняя общеобразовательная школа»
Конспект открытого урока по обществознанию в 6 классе
на тему «Что такое экономика»
Учитель: Инджеев Р.С., учитель истории и обществознания МКОУ «Булуктинская СОШ» Приютненского района РК
урок получения новых знаний.
знакомство с понятием «экономика», его многозначностью.
Задачи урока:
— обеспечить усвоение знаний учащимися по теме урока;
— рассмотреть главные задачи экономики
Основные понятия и термины:
производство, производитель, потребности, блага, потребитель
Дидактические цели:
Образовательные:
— продолжить формирование умения учащихся работать с текстом;
— формировать навыки сравнения и анализа социальных явлений.
Воспитательные:
— воспитание экономической культуры;
-формировать умение работать в парах;
Развивающие:
— обогащать словарный запас учащихся;
— развивать способность к проблемному мышлению.
Оборудование:
1. Учебник: А. И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание. Учебник для 6 кл. общеобраз.учрежд., 11-е изд.,- М.: Русское слово, 2010
2. Мультимедийная презентация.
3. Компьютер с мультимедийным проектором.
Оргмомент. Положительная установка на урок.
II. Актуализация знаний учащихся.
Вставьте пропущенное слово (слайд №2)
Сферы жизни общества
Политическая социальная духовная ? __________________
Дайте характеристики вышеназванным сферам жизни человека.
К экономической сфере относятся производство необходимых для людей товаров и услуг и их распределение между ними. Благодаря этой сфере происходит удовлетворение потребностей человека и общества в материальных благах: питании, одежде, жилище и т.д.
III. Изучение нового материала.
Слово учителя.
Мы все с вами живем в домах. Скажите, без чего дом как здание не может существовать? (без фундамента)
Почему? (фундамент – это основа)
Экономика в обществе то же самое, что фундамент дома. (Слайд №3) .
Экономика – древнегреческое слово и оно означает «искусство вести домашнее хозяйство».
Экономика – 1)хозяйство страны;
2) рационально организованная экономическая деятельность людей, направленная на создание предметов и услуг, удовлетворяющих потребности людей.
Ребята, как вы понимаете, что такое потребности? (слайд №4).
В стихотворении Корнея Ивановича Чуковского, у ворот росло чудо – дерево. На нём поспевали, словно яблоки, чулки, башмаки, туфельки, сапожки и многое другое. Назовите потребности?
Чудо – деревьев в реальной жизни, к сожалению, нет и эти и другие необходимые вещи людям приходится делать самим.
Нарисуйте свои потребности на чудо – дереве. Объясните? С чем связаны прежде всего ваши потребности?
Современные предприятия, работающие в экономике, намного превосходят по своим возможностям сказочное чудо – дерево.
Открытый урок по обществознанию. Что такое экономика? 6 класс
Открытый урок по обществознанию в 6 классе. Тема урока: "Что такое экономика?". Учащиеся на уроке узнали определения понятий:"экономика","потребность","потребитель","производство","производитель"; узнали основные законы экономики.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по обществознанию в 6 классе на тему Что такое экономика»
Конспект урока по обществознанию в 6 классе по теме: «Что такое экономика?»
Тип урока: урок получения новых знаний.
Цели урока: рассмотреть экономическую сферу общественной жизни; знакомство с понятием «экономика», его многозначностью.
— обеспечить усвоение знаний учащимися по теме урока;
— рассмотреть главные задачи экономики
Основные понятия и термины : экономика, производство, пр оизводитель, потребности, потребитель
1. Учебник: А. И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание. Учебник для 6 кл. общеобраз.учрежд., 11-е изд.,- М.: Русское слово, 2008
2. Мультимедийное учебное пособие по курсу обществознание. ЗАО «Новый диск», 2014 г
3 . Компьютер с мультимедийным проектором.
Продолжительность урока: 40 минут.
Подготовка к усвоению материала
Уч-ль: ребята, посмотрите, пожалуйста, фрагмент из м.ф «Буратино »
1. Что делают герои мультфильма?
2. Что очень заинтересовало лису и кота? Что им хотелось забрать?
3. Каковы были желания Буратино?
Купить куртку и Азбуку.
Уч-ль: совсем недавно начался уч. год. Вспомните, как вы с вашими родителями готовились к нему. Что вы делали?»
Уч-ся: приобретали школьную форму, тетради и др.
Уч-ль: а что вам для этого понадобилось?
Уч-ль: А где вы их взяли?
Уч-ся: родители заработали
Уч-ль: А как вы думаете, есть ли наука, которая и занимается изучением товаров, денег, заработной платы и т.п.
Посмотрите на слайд и попробуйте составить из приведённых греческих слов название науки, которая и занимается изучением товаров, денег, заработной платы и т.п. ( 1 слайд)
Ойкос – хозяйство , номос – закон
Уч-ся: предпол ответ : законы ведения хозяйства, ЭКОНОМИКА (2 слайд)
Уч-ль: итак, тема нашего урока «Что такое экономика?» ( 3 слайд)
Уч-ся: записывают тему урока в тетради.
Уч-ль: А теперь давайте подумаем, что мы должны узнать сегодня на уроке?
Помощь в формулировке целей:
Знать определение понятия «экономика», «потребитель», «производитель».
Выяснить основные законы экономики . ( 4 слайд)
Это цели на несколько наших уроков, посвящённых экономике.
Усвоение новых знаний и умений
Давайте вернёмся к греческим словам Ойкос- хозяйство ,дом, номос – закон и сформулируем определение понятия ЭКОНОМИКА.
работа с учебником. С49-50 (5 слайд)
Заполнение схемы либо таблицы (записывают в тетради, либо на листах ) (6 слайд)
Экономика – хозяйство в широком смысле этого слова
Домашнее хозяйство
Хозяйство предприятий
Хозяйство городов
Хозяйство государаства
Экономика – рационально организованная деятельность людей
направленная на
Создание предметов и услуг Удовлетворение потребностей людей в:
-пище, одежде, жилище
-получении образования итд…
IV Физ. Минутка
Знакомство с понятием потребности
Уч-ль: Вернемся к нашим героям из м.ф «Буратино»
Уч-ль: Для чего нужны были Буратино куртка и Азбука?
Уч-ся: Папе Карло подарит, т.к. холодно, учиться идт
Уч-ль: Другими словами куртка и Азбука должны были принести пользу своим владельцам, они их будут использовать, т.е. ПОТРЕБЛЯТЬ. Нужда человека в чем-либо называется ПОТРЕБНОСТЬ, а сам человек…
Уч-ся: ПОТРЕБИТЕЛЬ (7слайд)
Уч-ль: А откуда берутся вещи, которые мы потребляем?
Уч-ся: Их кто-то изготавливает, производит.
Уч-ль: Производство – процесс создания разных видов товаров и услуг, предназначенных для продажи.
Кто может выступать в роли производителя?
(Производители – человек, семьи, фирмы, государство ) (8слайд)
Уч-ль: Итак, подводим первый итог.
Вернемся к тому, что экономика — рационально организованная деятельность, направленная на создание предметов и услуг и удовлетворение потребностей людей (9 слайд)
Соответственно, на какие группы можно разделить все население?
Уч-ся: производители и потребители.
Составляем схему, записываем в тетрадь.
Экономика включает в себя 2 группы населения:
Потребитель производитель (10 слайд)
А как вы думаете, производитель может быть потребителем?
Уч-ся: производитель (выпекая хлеб, собирая автомобили) в роли потребителя ( покупая в магазине одежду или делая прическу в парикмахерской)
Уч-ль: т.е. это не раз и навсегда закреплённая за человеком позиция. Он может быть и производителем, и потребителем.
Уч-ль: Ребята, вспомните « Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, вспомните как росли желания главной героини-старухи.
Сначала корыто, затем изба, потом высокий терем…
И действительно, кому из нас не хочется получать все, что он желает…
Давайте вернемся к ситуации с 1 сентября, все ли вы могли себе позволить, чего вам хотелось, при покупке тех или иных вещей,
Уч-ся: нет, зависело от средств
В нашем современном общаестве наши желания и потребности постоянно растут, а материалы, ресурсы, из которых изготавливают различные товары ограничены, например, природные,(нефть,газ, уголь) ,вы назвали денежные ресурсы
Наши потребности безграничны, а используемые в хозяйстве природные, трудовые, денежные ресурсы ограничены.
Какой вывод мы можем сделать из этого?
Уч-ся: нужно организовывать производство разумно (рационально), учитывать ограниченность ресурсов. (обратить уч-ся к заполненной схеме)
Уч-ль : Представьте, что вы в будущем решили заняться каким-либо производством в нашем селе
Например, производить молоко, картофель, хлеб…
Что вы будете делать?
— определить, что он будет производить?
— подумать, как нужно организовать производство? ( какие природные ресурсы, материалы, техника, технология изготовления, деньги итд)
— решить для кого будут произведены товары или услуги? ( кто будет их покупателем, потребителем?)
Уч-ль: итак, принято выделять три главных вопроса экономики
Что производить?
Как производить?
Для кого производить ? ( 11 слайд)
Уч-ся : записывают в тетради три главных вопроса экономики
Закрепление изученного материала
Уч-ль: а теперь подумайте и скажите – так зачем же нам надо учить экономику ?
Уч-ся: Знать как себя вести с продавцами, как правиль сделать покупку, не быть обманутыми ни продавцами, ни производителями.
Уч-ль: Давайте теперь вы самостоятельно выполните задание в печатной тетради и этим проверите себя – насколько вы усвоили новый материал.
Откройте рабочие тетради на с. 26, задание № 3. Выполните его.
Уч-ся: выполняют задания в раб тетр
Подведение итогов
Уч-ль: Давайте посмотрим на цели, которые мы с вами сформулировали в начале урока.
Какой цели мы уже достигли?
Уч-ся: Узнали определение понятия «Экономика» и многих других.
Уч-ль: Вторая цель нами достигнута?
Уч-ся: Пока нет. М ы с вами обязательно всего добьёмся на след. уроках, посвящённых экономической сфере общества.
Д.з Прочитать: & 7. Выучить словарь урока (записи в тетради), практикум №2, с. 53 .(11 слайд)
Урок по обществознанию для 6 класса. «Что такое экономика?»
Экономика включает в себя 2 группы населения
Что такое экономика?
Человек постоянно испытывает множество потребностей. Ему необходимо принимать пищу, одеваться, слушать музыку, покупать предметы быта. С развитием общества количество потребностей возрастает, а средств для их удовлетворения становится всё меньше. Для того чтобы решить данную проблему, появилась экономика. Познакомимся с понятием «экономика» и рассмотрим, из чего состоит эта сфера.
Определение понятия
Существует два определения экономики в обществознании.
- Экономика — это наука, изучающая способы удовлетворения потребностей человека в условиях ограниченности ресурсов.
- Экономика — это такой способ организации хозяйства, при котором создаются блага для удовлетворения потребностей.
Первый термин больше относится к теоретической стороне экономики, второй — к практической. Экономика как наука должна рассчитывать соответствие количества производимых благ с потребностями общества. С практической точки зрения экономика основывается на определённых видах деятельности: производстве, распределении, обмене, потреблении.
Потребности и ресурсы
Самой важной проблемой экономики является удовлетворение постоянно растущих потребностей людей при ограниченности ресурсов.
Потребность — это нужда в чём-либо отдельного человека, группы людей, общества в целом, без удовлетворения которой условия жизнедеятельности людей ухудшаются. Например, если у человека нет денег на еду, он останется голодным, что повлечёт за собой снижение работоспособности и ухудшение самочувствия.
По мере развития личности потребности меняются, их количество возрастает. Младенцу необходимо получать полноценное питание, внимание и заботу со стороны взрослых, находиться в тепле. Взрослый человек должен реализовать себя в трудовой деятельности, создать семью, получить признание.
Все потребности можно разделить на несколько групп.
- Биологические (пища, сон, одежда).
- Социальные (общение, признание, дружеское участие).
- Духовные (творчество, получение новых знаний, обретение смысла жизни).
Для удовлетворения потребностей необходимы ресурсы — предметы, средства, с помощью которых производят блага. Из-за ограниченности ресурсов возникла необходимость в их разумном использовании. Одни из них можно восполнить (например, посадить лес взамен вырубленного), другие воспроизвести невозможно (запасы нефти и каменного угля).
Рис. 2. Добыча нефти.
Согласно исследованиям учёных, при сохранении современных норм выработки полезных ископаемых человечество уже через несколько десятков лет столкнётся с проблемой их нехватки. Природный газ может закончиться через 40–50 лет, нефть — через 30, алюминий — через 100.
Свободные и экономические блага
Если говорить о том, что входит в экономику, следует упомянуть блага. Так называют средства, с помощью которых удовлетворяются потребности. Они несут пользу для жизнедеятельности людей и их развития.
Все блага делятся на две большие группы.
- Свободные блага одинаково доступны для всех людей. К ним относятся такие природные ресурсы, как вода, воздух, энергия ветра.
- Экономические блага получены путём производства в ограниченном количестве. Кратко и понятно их можно проиллюстрировать на примере изготовления бытовой техники, автомобилей, предметов гигиены.
Производство благ лежит в основе экономической деятельности человека.
Что мы узнали?
Экономика — это система организации хозяйственной деятельности людей, направленная на удовлетворение их потребностей. Она изучает проблему ограниченности ресурсов, получения свободных и экономических благ.