Госдума разъяснила, как принимается закон о федеральном бюджете
Разъяснения, размещенные сегодня на официальном сайте Госдумы, приурочены к внесению в нижнюю палату парламента законопроекта о федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов.
Так, выделено шесть основных этапов рассмотрения и утверждения закона о федеральном бюджете 1 :
- этап 1 – внесение законопроекта в Госдуму (согласно ст. 194 Бюджетного кодекса проект документа должен поступить на рассмотрение депутатов до 1 октября) с одновременным представлением его Президенту РФ, а также направление в течение трех дней после поступления в Госдуму в комитеты для внесения замечаний и предложений, Совет Федерации и в Счетную палату для подготовки заключения;
- этап 2 – рассмотрение документа в первом чтении (этот этап посвящен обсуждению концепции законопроекта, оценке прогноза социально-экономического развития страны, объема ВВП и уровня инфляции, направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, объема доходов и расходов, предельного размера внутреннего и внешнего долга);
- этап 3 – прохождение второго чтения, на котором рассматриваются текстовая часть проекта бюджета и приложения, касающиеся бюджетных ассигнований по направлениям, основных показателей государственного оборонного заказа, перечня субсидий бюджетам субъектов РФ, а также программы государственных внутренних и внешних заимствований страны и т. д.
- этап 4 – принятие закона в третьем чтении и направление его в Совет Федерации в течение пяти дней после этого;
- этап 5 – рассмотрение закона в Совете Федерации (в течение 14 дней со дня представления Госдумой)
- этап 6 – утверждение главного финансового документа страны подписанием соответствующего закона Президентом РФ.
Должны ли учитываться нормы закона о федеральном бюджете при ведении бухгалтерского учета в конкретной организации государственного сектора? Узнайте из материала «Бухгалтерский учет в организациях госсектора» в «Энциклопедии решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль» в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
С проектируемыми параметрами федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов можно ознакомиться в нашем материале.
1 С текстом законопроекта № 802503-7 «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
Стадии принятия бюджета
Федеральный бюджет — это финансовый план на следующий год и двухлетний плановый период, в котором государство рассчитывает не только будущие доходы и расходы на обязательства перед гражданами, дефицит и источники его финансирования (или профицит), но и прогнозирует уровень инфляции и определяет направления социально-экономической и бюджетной политики страны. Ежегодно он утверждается в форме федерального закона, а затем корректируется.
В 2022 году трижды вносились изменения в правила составления проекта федерального бюджета. Согласно этим поправкам были изменены сроки подготовки проекта бюджета, а также полномочия отдельных участников бюджетного процесса.
Мы решили разобраться в сложной системе принятия бюджета страны и коротко рассказать о её основных этапах.
Как принимается федеральный бюджет
Федеральный бюджет России — главное звено бюджетной системы страны. Он утверждается в форме федерального закона.
Порядок формирования и исполнения бюджета регламентируется Бюджетным кодексом РФ.
Проект бюджета вносится в Государственную Думу каждый год до 15 сентября (в 2022 году срок был продлен до 1 октября). Одновременно с этим он направляется Президенту РФ.
После внесения в Государственную Думу проект бюджета в течение трех дней направляется в комитеты ГД для внесения замечаний и предложений, Совет Федерации и Счетную палату для подготовки заключения.
Этап 2. Рассмотрение документа в первом чтении
На этом этапе обсуждается:
- концепция закона;
- прогноз социально-экономического развития страны, объем ВВП и уровень инфляции;
- направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики;
- объем доходов и расходов;
- предельный размер внутреннего и внешнего долга.
Этап 3. Прохождение второго чтения
Во втором чтении рассматриваются текстовая часть проекта бюджета и приложения:
- бюджетные ассигнования по направлениям;
- основные показатели государственного оборонного заказа;
- перечень субсидий бюджетам субъектов РФ;
- программа государственных внутренних и внешних заимствований страны и др.
Этап 4. Принятие в третьем чтении
В третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом с учетом бюджетных ассигнований, принятых во втором чтении.
Федеральный закон о бюджете в течение пяти дней со дня принятия Государственной Думой передается на рассмотрение Совета Федерации.
Этап 5. Рассмотрение в Совете Федерации
Совет Федерации рассматривает закон о бюджете в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой.
Последний этап в утверждении главного финансового документа страны — подписание бюджета Президентом РФ.
Бюджетный процесс
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, бюджетный процесс — деятельность государственной власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению, исполнению бюджетов и контролю за их исполнением.
Задачи бюджетного процесса
Этапы бюджетного процесса
Составление бюджета — первый этап бюджетного процесса. В этот момент решаются вопросы об объемах бюджета, налоговой и денежно-кредитной политике на предстоящий период, основных методах покрытия дефицитов бюджета, а также о распределении расходов между элементами бюджетной системы.
Рассмотрение бюджета — второй этап бюджетного процесса. Он начинается за 6 месяцев до законодательного утверждения. В этом процессе участвуют: правительство, финансовые, кредитные организации, местные органы власти. Законодательная власть рассматривает бюджет в нескольких чтениях, чтобы согласовать все спорные вопросы. Принятый законодательно бюджет становится общегосударственным законом.
Исполнение бюджета — третий этап, в котором участвуют ведомства, властные структуры и государственные организации. После сбора доходов во время исполнения бюджета начинается осуществление расходов.
Перед распределением бюджетных средств определяется, кому и в каком объеме они положены. Для этого составляют бюджетную роспись.
С помощью бюджетной росписи определяют получателей бюджетных средств, распорядителей денег. Росписи, которые относятся к получателям бюджетных средств, утверждают распорядители бюджетных средств.
Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. В конце года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и каждого государственного внебюджетного фонда в частности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам.
Признаки бюджетного процесса
Главный признак — соблюдение всех стадий. Результат оформляют в виде федерального закона «Об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета» или нормативного правового акта на уровне субъектов РФ и муниципальных образований.
Каждую стадию определяют ее цели и задачи. Например, задачей составления проекта бюджета является составление проекта бюджета к определенному времени на основе послания президента.
Для бюджетного процесса необходим прогноз социально-экономического развития, основных направлений бюджетно-налоговой политики, прогноз сводного финансового баланса, планов развития определенных секторов экономики для обеспечения расходных обязательств.
Для реализации бюджетного процесса на каждой стадии необходим определенный круг субъектов с определенными полномочиями.
Участники бюджетного процесса
Участниками бюджетного процесса являются:
— органы законодательной и исполнительной власти;
— органы денежно-кредитного регулирования;
— органы государственного и местного финансового контроля;
— распорядители бюджетных средств.
В бюджетный процесс может входить часть по бюджетному регулированию — это частичное распределение средств между бюджетами разных уровней.
Бюджетный процесс длится около 3,5 лет. Этот временной промежуток называют бюджетным периодом.
Для бюджетного процесса важно понятие финансового года. Он представляет собой период, в течение которого должны исполнить госбюджет.
Финансовый год может совпадать с календарным годом или сдвигаться на 1 марта или 1 апреля.