Крипта
Кри́пта (от др.-греч. κρυπτή «крытый подземный ход; тайник») — в средневековой западноевропейской архитектуре одно или несколько подземных сводчатых помещений, расположенных под алтарной и хоральной частями храма и служащих для погребения и выставления для почитания мощей святых и мучеников. Другое название крипты — «нижняя церковь».
В Древнем Риме криптой называли любое сводчатое подземное или полуподземное помещение.
В качестве синонима слова крипта может использоваться латинский термин sepulcrum (могила, гробница), в дохристианские времена означавший место ритуальных сожжений умерших, позднее — христианских захоронений.
Первоначальная форма крипты была унаследована от гробниц апостолов в римских базиликах времени правления Константина. Начиная с VII века в криптах, имеющих полукруглую форму, которая повторяет форму апсиды, хранились мощи святых и мучеников, в честь которых освящён храм. В X — XI веках форма крипты претерпела изменения: она стала удлинённой, располагаясь уже не только под апсидой, но и под нефами и трансептами храма, что привело к фактическому превращению крипты во вторую — подземную — церковь.
Как устроен храм: что такое крипта
Греческое слово krypt е, от которого происходит слово «крипта» — «подземное помещение храма», означает «тайник». Что же хранится в нем? Об этом рассказывают преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Никита ГАЙДУКОВ и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ.
Гробница святого
Крипта как архитектурный элемент появилась еще в языческих храмах. «Открытый языческий храм не являлся храмом с нашей точки зрения, — рассказывает Никита Гайдуков. — Там не происходило богослужение, собрание общины. Языческий храм — это, в наших категориях, часовня. Община же языческая собиралась где-то в роще, на горе — не в храме. А крипта была местом совершения тайных обрядов: посвящений, мистерий».
Но в христианстве нет тайных обрядов и закрытых мистерий. Зачем же тогда крипта в христианском храме? Впервые крипты начали устраивать для того, чтобы можно было почитать отдельные реликвии. К этому времени возникает не просто почитание святых, но и почитание мощей, в первую очередь мощей мучеников. Мощи, нетление тел свидетельствуют о прикосновении к святыне, о прикосновении к Богу, ведь по законам природы тело должно истлеть. Поэтому мощи мучеников с благоговением перевозились в крипты, которые могли себе устроить состоятельные христиане и завещать там похоронить их и их род.
Одно из первых христианских сооружений с криптой — это Мавзолей святого Анастасия в Салоне (рубеж III — IV веков, территория нынешней Хорватии). «Там жила некая знатная дама, — говорит Никита Гайдуков. — И она хотела быть похороненной рядом с мучеником. У этой дамы было место на кладбище. Она выкупила тело мученика, перенесла его на свой участок кладбища и похоронила в крипте под храмом. Устройство этого здания было такое: алтарь, под алтарем стоял саркофаг с телом мучника, а посередине крипты она завещала похоронить себя, что и было сделано».
Впервые крипта не с частным захоронением, а такая, в которую мог спуститься каждый желающий, появилась в IV веке. Это было подземное сооружение в Ватикане, где хранился надгробный памятник апостола Петра.
Постепенно мощи повсеместно начинают переносить с мест захоронения в храм, иногда в другой город. Такая практика зарождается в середине IV века. Поначалу это было непросто, потому что по закону для того, чтобы перенести тело умершего, нужно было либо разрешение его родственников, либо специальный эдикт императора.
Первый зафиксированный факт — перенесение мощей мученика Вавилы, епископа Антиохийского, в IV веке. Его мощи были перенесены в предместье Антиохии Дафну, где был языческий храм Аполлона, а когда город стал христианским, надо было этот культ как-то разрушить. В Дафне была построена небольшая церковь, и в большом каменном ковчеге в нее были положены мощи святого. Когда к власти пришел Юлиан Отступник (он правил с 361-го по 363 год), он приказал эти мощи вынести (как повествует житие св. Вавилы, во время похода на персов Юлиан захотел узнать у идола об исходе войны, но идол не ответил из-за того, что рядом хранились мощи мученика). Христиане перенесли мощи обратно в Антиохию, а после смерти Юлиана — назад в Дафну.
Второй яркий случай — это перенесение мощей апостолов Луки, Андрея и Тимофея в Константинополь. К концу первой трети IV века, когда умирал император Константин Великий, одним из немногих достроенных храмов в Константинополе был храм святых апостолов. Константин завещал похоронить себя в этом храме так: в середине крипты поставить его собственный саркофаг, а вокруг 12 саркофагов с именами апостолов, но поскольку самих мощей апостолов в Константинополе не было, саркофаги должны были остаться пустыми. Такой способ захоронения ужаснул своей претензией и его сына, и епископов, поэтому они не стали выполнять завещание. А в храм были перенесены мощи апостолов Луки, Андрея и Тимофея.
Скоро оказалось, что храмов значительно больше, чем мощей. И ко второй половине IV —V веку мощи стали разделять. Части мощей могли храниться и в криптах.
«Идея того, что Престол должен стоять на мощах и освящается вложением мощей, постиконоборческая, — говорит Никита Гайдуков. — Иконоборцы выступали против почитания не только икон, но и реликвий. В ответ на иконоборчество за мощами закрепляются два места в храме: Престол и крипта. Если мощи неразделенные, то их хранили в саркофагах в крипте под Престолом. Иногда под Престолом устраивалась имитация крипты — небольшое крестообразное углубление, куда при освящении вкладывался ковчежец с мощами. Небольшие частицы мощей вкладывали в специальное отверстие с восточной стороны Престола».
Но жесткой связки «крипта — мощи мученика» нет. «Бывают крипты — просто подземные помещения для индивидуальных молитв, — говорит Никита Гайдуков. — Такое обычно встречается в монастырях — какой-нибудь подвижник выкапывал себе под кельей или под храмом место, где он мог спокойно молиться. Иногда в криптах устраиваются храмы, как, например, в храме Троицы в Никитниках (Москва). Там служба идет в крипте, которая предназначалась для погребения уже не мученика, а просто ктитора (попечителя) храма — купца Никитникова».
Где увидеть крипту?
«Крипта в греческих храмах обычно располагается под алтарем. В русских храмах, если крипта и находится под всей площадью (как в Богоявленском соборе в Коломне, в котором при реставрации мы обнаружили крипту с захоронением первого игумена Григория), сами захоронения находятся под алтарем. Помещение крипты создает определенное отрешенное настроение: столбы огромного размера, поскольку это фундамент, тяжелые своды, толстые стены, мало света», — рассказывает архитектор Андрей Анисимов.
Никакого особенного оформления в криптах обычно нет, хотя у каждой есть свои черты. «Например, в одной из известнейших крипт — в Бари (Италия) мощи святителя Николая находятся под сенью, навесом, — объясняет архитектор Андрей Анисимов. — Обычно вход в крипту никак не акцентируется — это небольшая дверка. А в Новоспасском монастыре, в усыпальнице бояр Романовых (она находится в крипте), входной портал вынесен на улицу и украшен майоликой. В московском Сретенском монастыре недавно сделали крипту, в которую были помещены огромные слайды в натуральную величину Туринской плащаницы. Особенность этой крипты в том, что там сделали Престол. Обычно в крипте для службы ничего не предусмотрено: ни алтаря, ни Престола».
Часто ли сегодня строят крипты и для чего? Андрей Анисимов: «Когда мы начали проектировать храмы по частным заказам, я предложил одному заказчику: “Давайте мы для вас сделаем там захоронение”. У него было удивление, смешанное с радостью: он даже и подумать не мог, что может лежать не рядом с храмом, а под этим храмом. Мы заготовили там места для него, для его сына и сделали места для его родителей, которых он сейчас, наверное, уже перенес из какой-то деревни, откуда он родом. И это не единичный случай.
Недавно я был в Краснодаре. Там в кафедральном соборе Святой Екатерины есть огромная крипта, в которой прямо в стене (толщиной три метра) сделаны ниши, туда замуровываются почившие. Эти ниши закрывается мраморными плитами, на которых написано, кто здесь покоится. И с десяток плит чистых, заготовки. Сейчас у настоятеля есть желание возродить эту традицию и предложить свободные места потенциальным попечителям».
«Крипта — необязательная часть архитектуры, — подводит итог Никита Гайдуков. — И в ней необязательно хранятся мощи. Это может быть просто подземный храм, захоронение ктиторов, попечителей или духовенства».
Товарищество Реставраторов. Мастерские Андрея Анисимова. Проектирование и строительство храмов.
http://www.tovrest.ru/works/proektirovanie/khramy/
Код для размещения ссылки на данный материал:
Как будет выглядеть ссылка:
Греческое слово krypt е, от которого происходит слово «крипта» — «подземное помещение храма», означает «тайник». Что же хранится в нем? Об этом рассказывают преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Никита ГАЙДУКОВ и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ
Читайте также: |
Владимир Ресин умеет быстро строить храмы
Бывший первый заместитель мэра Москвы, а ныне депутат Госдумы РФ, Владимир Ресин занял должность советника Патриарха Кирилла по вопросам строительства. Как сообщили в пресс-службе патриарха, работать Владимир Ресин будет на общественных началах.
Почему у новых храмов архаичная архитектура?
Одна из секций Рождественских чтений была посвящена храмовой архитектуре. В ходе дискуссии священник и архитектор Андрей Юревич поставил коллег перед проблемой отсутствия в Русской Православной Церкви современной церковной архитектуры
Сплошные праздники, или о единственном храме Рождества в Москве
Вы удивитесь — в Москве в пределах старого города сохранился лишь один храм Рождества Христова. Больше Христорождественских храмов в Москве нет. Измайлово, Рождествено — это бывшие села, вошедшие в состав столицы в послевоенное время, улица Рождественка названа по монастырю Рождества Богородицы. Получается так: важнейший из церковных праздников «не имеет прописки» на сакральной карте Первопрестольной
Гаражи против храма
В Москве идут общественные слушаниях по поводу участков для 200 новых храмов. Они проходят не без проблем: московское правительство выделяет землю под храмы по остаточному принципу, часто это спорные участки, где-то уже стоят гаражи, где-то расположены скверы. Возможно ли мирное урегулирование споров вокруг конкретных участков? Корреспондент НС побывал на слушаниях и обратился за комментарием к директору правозащитного центра «Территории Церкви», редактору портала «Религия и СМИ» Александру ЩИПКОВУ
В Москве строят самый новый Иерусалим
В московском храме Покрова в Ясеневе из иерусалимского мрамора создали копии святынь Святой земли: Гроба Господня, Камня помазания, Голгофы, пещеры Рождества Христова и гробницы Богородицы. Смогут ли эти копии заменить настоящие святыни?
Зачем копировать святыни?
В Москве построят храм с копиями всех главных святынь мирового Православия. Есть ли смысл в таком копировании? С этим вопросом мы обратились к православным искусствоведам Александру РАКИТИНУ и Ирине ЯЗЫКОВОЙ.
Протодиакон Андрей Кураев: мы не должны подражать Пакистану и Саудовской Аравии
Отец Андрей Кураев пояснил, почему, с его точки зрения, не стоит преследовать хулиганок, спевших кощунственную песню на амвоне храма Христа Спасителя. «Когда люди рассуждают о расправах, я думаю, что то поругание, которое происходит в храме их души, гораздо серьезней, чем тот безобразный танец на амвоне храма Христа Спасителя», — убежден известный миссионер и публицист
Ни копейки из бюджета: новые храмы в столице Церковь построит самостоятельно
Строительство двухсот новых храмов в спальных районах Москвы не будет финансироваться государством. Все храмовые комплексы, запланированные в рамках патриаршей программы, Церковь построит самостоятельно, то есть на пожертвования прихожан и меценатов
Как молятся копты?
6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.
Прот. Всеволод Чаплин откроет арт-клуб в крипте храма
Церковь приютила опальный клуб, за долгие годы своего существования объединивший вокруг себя целую генерацию художников и музыкантов. Концерты и мероприятия клуба будут проходить прямо в крипте, то есть в подвале храма
Зачем освящать уже освященный престол?
В храме святителя Николая в Кузнецкой слободе, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин Великого освящения престола. Многие в связи с этим событием спрашивали: «Зачем освящать престол, который уже освящен?» На этот наш вопрос отвечает клирик Николо-Кузнецкого храма, заместитель декана Богословского факультета ПСТГУ священник Николай Емельянов
Православные святыни: Риза Господня и Гвоздь от Креста будут выставлены в храме Христа Спасителя
8 апреля, в Вербное воскресенье, по окончании литургии в Храме Христа Спасителя состоится торжественное изнесение ковчега с частицей Ризы Господней и Гвоздя от Креста Господня на середину храма
Ветер перемен и церковное искусство
Прошло 25 лет с начала нового церковного строительства в России. Первым построенным в новейшей российской истории храмом можно считать Введенскую церковь в поселке Сухарево Белгородской епархии. Она была заложена в 1986 году, освящена к 1000-летию Крещения Руси в 1988-м (архитектор Андрей Родыгин)
Архитектура современного храма: где взять образец?
Современная церковная архитектура не сложилась как единый стиль, но есть попытки разных людей — архитекторов, попечителей, священников — построить современный храм. Собственно, современным храмом является любой храм, который строят сейчас, независимо от того, на образцы какого века ориентируется храмоздатель
Музей гонимой Церкви
В воздухе носятся далеко не все идеи. Признаюсь, что мне никогда не приходила в голову идея создания музея гонимой Церкви. И лишь оказавшись в Амстердаме, я совершенно случайно узнал о том, что здесь работает музей, созданный в тайном католическом храме времен гонений со стороны протестантов. Я был поражен красотой замысла и пошел посмотреть
Поруганные святыни показали журналистам
Сегодня в Храм Христа Спасителя привезли пять изрубленных топором икон из Великого Устюга и пострадавший от вандала с ножом поклонный крест из Невинномысска. Святыни вынесут для поклонения на молебне в защиту веры, который состоится 22 апреля
Участница «Pussy Riot» извинилась перед православными
Неожиданное продолжение получила история с «панк-молебном» в храме Христа Спасителя. Одна из участниц обратилась к общественности с покаянием, которого так долго ждала Церковь
Как устроен храм: паперть и притвор
Вход в храм начинается раньше, чем мы переступаем порог притвора. Вот мы с молитвой дошли до ограды храма — что мы за ней увидим прежде, чем войдем в храм? Рассказывают кандидат искусствоведения Лев МАСИЕЛЬ-САНЧЕС, преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Александр ТКАЧЕНКО и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ
Как устроен храм: иконостас как история человечества
В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Но если мы зайдем в храм, то далеко не всегда увидим перед собой пять рядов икон, соответствующих схеме из книжки. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и Лариса ГАЧЕВА, иконописец, преподаватель ПСТГУ
КРИПТА
Крипта — Сен Лоран в Гренобле. 7 8 вв. КРИПТА (латинское crypta, от греческого krypte крытый подземный ход, тайник), в Древнем Риме сводчатое подземное помещение, в западноевропейской средневековой архитектуре часовня под алтарной частью храма для… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
крипта — склеп, ход, углубление, часовня Словарь русских синонимов. крипта сущ., кол во синонимов: 4 • склеп (7) • … Словарь синонимов
КРИПТА — (лат. crypta от греч. krypte), в Др. Риме сводчатое подземное помещение; в западноевропейской средневековой архитектуре часовня под храмом, служившая для погребения … Большой Энциклопедический словарь
Крипта — (лат. crypta, от греч. krypte крытый подземный ход, тайник), в Древнем Риме сводчатое подземное помещение, в западноевропейской средневековой архитектуре часовня под алтарной частью храма для почётных погребений. Капелла Сан Лоран в… … Художественная энциклопедия
Крипта — (Krypta) в первые века христианства капелла в катакомбах, вкоторой погребались святые и мученики и происходили молитвенные собранияверующих. Впоследствии, вероятно, как воспоминание о таких подземныхусыпальницах, название К. получили в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Крипта — погребальная камера под храмом или над которой возводится часовня. Источник: СП 31 103 99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов (принят Постановлением Госстроя РФ от 27.12.1999 N 92) … Официальная терминология
крипта — Сводчатое подземное или полуподземное помещение в культовых зданиях, предназначенное для захоронения и богослужения [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные понятияздания,… … Справочник технического переводчика
Крипта — погребальная камера под храмом или над которой возводится мемориальная часовня. Источник: МДС 31 9.2003: Православные храмы. Том 2. Православные храмы и комплексы. Пособие по проектированию и строительству (к СП 31 103 99) … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Крипта — У этого термина существуют и другие значения, см. Крипта (значения). Крипта собора Байё … Википедия
КРИПТА — сводчатое подземное или полуподземное помещение в культовых зданиях, предназначенное для захоронения и богослужения (Болгарский язык; Български) крипта (Чешский язык; Čeština) krypta (Немецкий язык; Deutsch) Krypta (Венгерский язык; Magyar)… … Строительный словарь
КРИПТА
Кри́пта (от греч. kryptē — тайник) — в первые века христианства капелла в катакомбах, в которой погребались святые и мученики и происходили молитвенные собрания верующих.
Впоследствии, вероятно, как воспоминание о таких подземных усыпальницах, название крипты получили в западно-европейской церковной архитектуре особые помещения, со сводами и подпирающими их столбами, устраивавшиеся под хоровой частью храмов и служившие отчасти для погребения уважаемых и знатных покойников, главным же образом, для отправления богослужения и потому имевшие один или несколько алтарей. Величина крипты весьма различна: одни из них занимают пространство только под хором и апсидой, другие простираются, кроме того, под пересечением продольного нефа с поперечным и даже под всем поперечным нефом.
С XII в. устройство крипты в церквах стало выходить из употребления и в XIV в. было совершенно оставлено.
Древнейшая из существующих крипт — в соборе острова Торчелло, близ Венеции; к числу наиболее обширных и любопытных принадлежат крипты в церкви св. Гереона, в Кельне, в соборах боннском, шпейерском, наумбургском, страсбугском, шартрском, в усыпальнице франц. королей в Сен-Дени, близ Парижа, в церкви св. Франциска, в Ассизи, и т. д.