Теперь под западные санкции попали еще и российские нефтепродукты. А эти бесконечные эмбарго и потолки цен вообще работают? Как в этом разобраться?
5 февраля страны Евросоюза прекратят импорт российских нефтепродуктов. Такое решение было принято еще в июне и закреплено в шестом пакете санкций . С тех пор Европа готовилась: усиленно закупала российское дизельное топливо (в декабре — рекордные 720 тысяч баррелей в сутки) и параллельно искала ему альтернативы.
Одновременно с эмбарго на нефтепродукты в силу вступит и дополнительное ограничение в форме ценового потолка от G7 , ЕС и Австралии.
Напомните, что такое потолок цен?
Простыми словами — это договоренность группы покупателей о верхней границе цены, по которой можно покупать определенный товар (в данном случае — российские нефтепродукты).
Ценовые потолки могут преследовать разные цели. Это может быть компромиссом между желанием нанести ущерб экономике какой-то страны (для этого имело бы смысл ввести полное эмбарго) и необходимостью удержать баланс спроса и предложения на глобальном рынке, зависимом от поставок из этой страны.
Еще одна цель — обеспечить более эффективное исполнение других санкций. В случае с российскими нефтепродуктами потолок цен помогает поддержать эмбарго на их закупку западными странами.
Так, а какие вообще бывают нефтепродукты?
Топливо (бензин, дизельное топливо, керосин, мазут и другое), смазочные материалы, растворители, сырье для нефтехимии — все, что получается из нефти и нефтяных газов в результате перегонки. Все они крайне важны для экономики.
Нефтепродукты в зависимости от глубины переработки можно поделить на темные (они непрозрачные из-за тяжелых фракций нефти; это мазуты, гудроны, битумы) и светлые (очищенные от тяжелых фракций — бензин, керосин и дизель). Первые стоят дешевле, вторые — дороже. И Запад решил ввести сразу два ценовых потолка.
Разные потолки на темные и светлые нефтепродукты?
По сути, да. Один потолок для нефтепродуктов, которые традиционно торгуются дешевле сырой нефти (это в основном темные), другой — для тех, которые торгуются дороже (светлые). Потолки составят 45 долларов за баррель для первой группы и 100 — для второй.
Такие границы изначально предложили страны G7. Но ЕС эти значения долго не одобрял, поскольку вплоть до 3 февраля не мог договориться внутри себя. Польша и страны Балтии традиционно выступали за более низкие границы (и заодно предлагали понизить потолок и на сырую нефть, раз уж Urals сегодня торгуется сильно ниже действующего потолка 60 долларов за баррель). Дипломаты других крупных стран ЕС уже устают от такой принципиальности и «сыты по горло моральным шантажом», признавался Politico один из них на условиях анонимности.
Надо отметить, что предложенное авторами инициативы деление весьма условно — внутри групп, торгующихся дешевле и дороже нефти, довольно широкий разброс цен. Дизель, например, стоит дороже бензина. И воздействие потолка может получиться неравномерным: одно и то же значение может ударить условно по поставкам только российского бензина и в то же время нарушить баланс спроса и предложения на всем мировом рынке дизельного топлива.
Если Запад не собирается импортировать российские нефтепродукты, зачем нужен еще и потолок?
Как и в случае с нефтью, потолки нужны, чтобы эмбарго ЕС привело к падению доходов России от экспорта (и следовательно, к сокращению возможностей Кремля финансировать продолжение войны в Украине), но не вызвало при этом взлет мировых цен. Смысл — в том, чтобы Россия не смогла продавать нефтепродукты по высоким ценам третьим странам.
Работать потолки тоже будут так же, как потолок на нефть: участники коалиции запретят своим компаниям перевозить по морю и страховать суда, которые везут российские нефтепродукты, купленные дороже потолка. При этом если нефтепродукты (и нефть) вывезли в третью страну и дополнительно переработали, то товар уже не подпадает под ограничения. Но смешивание российского топлива с другим от потолка не освобождает.
Не подпадают под потолок нефтепродукты, приобретенные до его вступления в силу и доставленные не позднее 1 апреля 2023 года. Этот факт генерировал ажиотажный спрос в последние недели — продажи нефтепродуктов на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже бьют рекорды.
В будущем России должно быть также сложнее находить альтернативные рынки сбыта, что и без потолка кажется нетривиальной задачей. Ведь на ЕС приходилась большая часть поставок нефтепродуктов из России (60%). Переключить их на те же азиатские страны, в которые перенаправили российскую нефть, непросто: перерабатывающие заводы в Индии и Китае есть свои, и на них есть даже избыток мощностей. Так что им выгоднее покупать дешевую российскую нефть и поставлять нефтепродукты по рыночным ценам в ЕС. К тому же потолки дополнительно усложнят ситуацию, затруднив транспортировку.
А с нефтью одновременный ввод эмбарго и потолков сработал?
На этот счет есть разные точки зрения. С одной стороны, официально цена на российскую нефть обвалилась: баррель марки Urals стал торговаться на 40 долларов дешевле, чем баррель Brent . В среднем в январе баррель Urals стоил в 1,7 раза меньше, чем в том же месяце 2022 года (49,48 доллара — потолок, напомним, 60 долларов за баррель).
С другой — в тихоокеанских портах, видимо, наладили отгрузку в обход нефтяного потолка с использованием российского или теневого флота. Нефть марки ESPO (по-русски ВСТО — по названию нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан») с отгрузкой из порта Козьмино стабильно дороже 70 долларов, отмечал нефтегазовый эксперт Сергей Вакуленко. Эта нефть поставляется в основном в Китай и Корею, так что транспортные расходы остались прежними.
Кроме того, если считать стоимость сырья со всеми издержками — фрахтом с учетом удлиненных маршрутов, премией за российские риски (то есть дополнительной наценкой, которую поставщики выставляют за риски, которые берут на себя, транспортируя российские энергоресурсы в условиях санкций) — для покупателей и сорт Urals не сильно дешевле, чем Brent. «С введением ценового потолка резко взлетели ставки фрахта из-за нехватки танкеров, готовых взять на себя новые риски, связанные с перевозкой российской нефти», — объясняет эксперт по энергетике Татьяна Митрова.
Что можно сказать точно — бюджет РФ сегодня недосчитывается доходов, так как исходит из официальных котировок Urals. По итогам января нефтегазовые доходы оказались на 52 миллиарда рублей ниже, чем планировал Минфин, а в феврале, как ожидается, будут уже на 108 миллиардов ниже. Если динамика цен не изменится, заложенные в федеральный бюджет 8,9 триллиона рублей нефтегазовых доходов (37% от всех планируемых на 2023 год доходов) превратятся в лучшем случае в 8 триллионов.
Минфину уже пришлось продавать юани из Фонда национального благосостояния на 54,5 миллиарда рублей, чтобы покрыть дефицит бюджета. В феврале, если Urals останется в районе 40 долларов за баррель, недостача и, соответственно, продажа валюты может составить уже 200 миллиардов рублей, прогнозируют аналитики SberCIB Investment Research.
Вернемся к нефтепродуктам. А какие из них в основном экспортирует Россия?
Россия экспортирует оба вида нефтепродуктов, поэтому потолок и делают двойным. Мазута и прочих темных нефтепродуктов в дальнее зарубежье она продает 60 миллионов тонн (данные за 2021 год Российского энергетического агентства), дизельного топлива — 40 миллионов тонн, остальных светлых нефтепродуктов — еще 44 миллиона тонн.
При этом в ЕС из России шел 91 миллион тонн нефтепродуктов в год, что составляло 14% от потребления региона. Европа в первую очередь была заинтересована в дизеле (около 30% всего его экспорта из России). Еще 20 миллионов тонн российских поставок идет в Африку и Латинскую Америку; 19 миллионов тонн — в Азиатско-Тихоокеанский регион. И даже в США в 2021 году было поставлено 12 миллионов тонн нефтепродуктов (8% экспорта из России).
В целом Россия занимает третье место в мире (после США и Китая) по производству нефтепродуктов, на ее экспорт приходится 9,3% всех глобальных поставок по морю (это на 0,5 процентного пункта больше, чем доля страны на рынке сырой нефти), следует из данных аналитиков Clarkson Research Services Ltd., собранных Bloomberg.
И много Россия на этом зарабатывала?
Безусловно. Всего от продажи российских нефтепродуктов за рубеж страна в 2021 году выручила примерно 70 миллиардов долларов (более 5 триллионов рублей по текущему курсу). Это сопоставимо с продажами нефти — на 111 миллиардов долларов за тот же период.
Компании, которые перерабатывают и поставляют нефтепродукты за рубеж, — это, как правило, те же компании, которые добывают нефть: из 5,4 миллиона баррелей в сутки общих мощностей нефтеперерабатывающих заводов в стране 2 миллиона приходится на заводы «Роснефти».
Бюджет от этих поставок получает экспортную пошлину. В 2021 году государство таким образом заработало 390 миллиардов рублей, в 2022 году — 270 миллиардов (нефтепереработка в этот период сократилась на 3,5%). Косвенные доходы бюджета — это также другие налоги с компаний-производителей.
А откуда теперь Запад планирует импортировать нефтепродукты?
Видимо, в первую очередь из Китая и Индии, активно закупающих российскую нефть. То есть стран, которые помогают ей обходить нефтяное эмбарго. На рынке нефтепродуктов они выступают ее конкурентами. Пекин в конце 2022 года как раз повысил экспортные квоты на топливо. Индия вместе с Саудовской Аравией также активно увеличивают свою долю на глобальном рынке. Нарастить поставки собирается и Кувейт, способна это сделать и Турция. «Можно констатировать, что альтернатива российскому дизельному топливу у ЕС есть — указанные страны вполне могут закрыть выпадающие российские объемы», — отмечают аналитики Промсвязьбанка.
А как вообще новые санкции скажутся на ценах?
Вероятно, цены на дизель в Европе могут вырасти из-за сокращения предложения. Сейчас они недостаточно высоки, чтобы мотивировать нефтепереработчиков в США, Саудовской Аравии и Индии транспортировать его, отмечал аналитик Sparta Commodities Филип Джонс-Люкс в WSJ. С другой стороны, низкие цены могут говорить и о том, что пока никто сильно не обеспокоен проблемой поставок дизеля в Европу после введения эмбарго, рассуждал эксперт.
Последствия ограничений могут дойти даже до США, где уже обеспокоены возможным дефицитом бензина летом (восточное побережье США летом зависит от трансатлантического импорта), пишет Bloomberg.
Надо учитывать и «зеленый переход» в ЕС — то есть отказ от использования ископаемого топлива в пользу возобновляемых источников энергии и в целом развитие энергосберегающих технологий. В рамках этого перехода в Европе планово закрываются НПЗ — это тоже может стать дополнительным фактором роста цен.
Дисбаланс на рынке нефтепродуктов наблюдался еще до вторжения России в Украину. Тон ему задавал «зеленый переход» Китая — ужесточение внутреннего контроля и экспортной политики привели к сокращению поставок дизельного топлива из КНР на 85% (с 535 тысяч баррелей в сутки в первом полугодии 2021 года до всего 85 тысяч баррелей во второй половине года). И сейчас определяющим фактором, вероятно, будет именно поведение Китая. «Политика Китая задает правила, поскольку у КНР есть ключ ко всем избыточным перерабатывающим мощностям в мире», — объясняет директор по исследованиям Wood Mackenzie Ltd. Марк Уильямс.
А России теперь куда экспортировать свои мазут и дизель?
С этим все сложно. Ограничения на нефтепродукты стране будет перенести тяжелее, чем на нефть. Ведь если нефть Китай и Индия берут с удовольствием, то переработка нефти у них налажена своя. Мало будет найти, кому продать, — необходимо еще и преодолеть новые сложности с транспортировкой, которых будет даже больше, чем в случае с сырой нефтью.
Большая часть экспортной торговли нефтепродуктами из России была тщательно отлажена и нацелена на то, чтобы перевозить относительно небольшие партии топлива на относительно небольших танкерах короткими рейсами в Европу. Дело в том, что нефтепродукты возят небольшие (по сравнению с нефтяными танкерами) суда, менее приспособленные для дальних поставок (а ведь теперь маршруты неминуемо удлинятся). Вариант — перегружать товар на полпути. Это возможно, но увеличит расходы на транспортировку, а значит, дополнительно будет давить на цены.
К тому же суда не всегда взаимозаменяемы и перед перевозкой другого вида топлива могут нуждаться в очистке (например, нельзя после темных нефтепродуктов в тот же резервуар заливать светлые).
«Мы ожидаем, что большая часть экспорта сырой нефти из России продолжит находить покупателей. Но мы прогнозируем, что санкции в отношении нефтепродуктов приведут к большим перебоям в экспорте и добыче нефти в России, потому что найти альтернативных покупателей, а также тех, кто готов транспортировать и оказать другие услуги, вероятно, будет сложнее, чем в случае с сырой нефтью», — говорится в сообщении американского Управления энергетической информацией (EIA).
Так что наиболее вероятный сценарий — сокращение объемов переработки в России и наращивание объемов экспорта сырой нефти. Российские НПЗ уже готовятся к сокращению производства на 15%. Вслед за этим может упасть и добыча нефти в 2023 году — на 7-8%, ожидает вице-премьер Александр Новак. К 2030-му переработка в России может снизиться на 13% в лучшем сценарии и на 25,3% в худшем, прогнозирует Российское энергетическое агентство.
Выходит, экономика России будет еще больше зависеть от добычи сырья?
Получается, что так. Ведь сильнее всего просядет именно переработка (больше, чем добыча) — а это заводы, инвестиционные программы крупных компаний, рабочие места и налоги, а также смежные отрасли — многочисленные подрядчики, целая индустрия транспортировки внутри страны и экспорта.
Пределовой подход: каким будет потолок цен на российскую нефть
Введением потолка цен на нефть Запад не столько стремится ограничить получение Россией сверхдоходов, сколько получить доступ к отечественным углеводородам на равных условиях с азиатскими покупателями, считают опрошенные «Известиями» эксперты. В качестве аргументов они приводят информацию о том, что предельная стоимость продолжает расти по мере ее обсуждения плюс для ряда европейских стран и Японии ослабят эмбарго. Решение о потолке цен ожидалось 23 ноября, однако пока сведений о нем нет. По последним данным, США и их союзники обсуждали планку в $60–70 за баррель. Впрочем, президент России Владимир Путин заявлял: наша страна не будет поставлять нефть в страны, которые введут потолок цен. В ближайшее время можно ожидать снижения экспорта черного золота на 0,7–1,2 млн баррелей в сутки, но значимая часть этого объема, вероятно, будет перенаправлена в Азию, полагают аналитики.
Потолок с оговорками
Министерство финансов США распространило руководство по реализации политики ограничения цен на нефть российского происхождения в рамках договоренностей стран G7. Как следует из документа, идея введения потолка стала куда мягче, хотя предельный уровень еще официально не объявлен.
Американский минфин указал, что «расходы на доставку, фрахт, таможню и страхование не включены в предельную цену и должны быть выставлены отдельно по коммерчески обоснованным тарифам». Из документа следует, что, после того как российская нефть прошла таможенную очистку «в юрисдикции, отличной от РФ», ограничение цены не распространяется на дальнейшую продажу на суше. Но если топливо вновь будут вывозить морем «без существенной переработки за пределами РФ, ограничение цены по-прежнему применяется».
Российский нефтяной танкер «Полар Рок» в Баренцевом море
В руководстве предусмотрены дополнительные послабления для ряда стран ЕС и Японии. Например, разрешаются «определенные операции», связанные с импортом российской нефти в Болгарию, Хорватию или государства — члены Евросоюза без выхода к морю. До 30 сентября 2023 года Японии разрешено заниматься транспортировкой сырой нефти, добываемой в рамках проекта «Сахалин-2» при условии, что она предназначена только для ввоза в эту страну.
Также будет разрешена разгрузка с судов, перевозящих российскую нефть, в случае чрезвычайных ситуаций, связанных с состоянием здоровья членов их команды или угрозой окружающей среде. Но введение ценового потолка на нефть не отменяет запрет на ее импорт в США, пояснено в документе.
Плавучая буровая установка «Северное сияние» в акватории Кольского залива
В нем сказано, что Вашингтон ожидает объявления предельной цены на российскую нефть «в ближайшее время». Ранее издание The Wall Street Journal со ссылкой на свои источники сообщало, что на 23 ноября запланирована встреча представителей 27 стран ЕС, которые постараются единогласно согласовать потолок. На 19:30 мск новостей об итогах встречи не было. По данным газеты, США и их союзники планируют договориться о потолке не выше $60–70 за баррель.
Очевидное и вероятное
Хотя эмбарго на российскую нефть вступит в силу 5 декабря вместе с потолком цен, эксперты полагают, что это слабо отразится на экспорте из РФ.
— Уже сегодня понятно, что страховать российские суда могут как российские компании, так и фирмы из дружественных стран. Например, в Индии был создан специально для страхования российских нефтеперевозок страховой пул объемом $60 млн. Кроме того, в документе, который распространил минфин США, очень поверхностно прописана история со смешением российской нефти с какой-либо другой, что позволяет по-разному интерпретировать этот аспект, — сказала управляющий партнер WMT Consult Екатерина Косарева.
По мнению заместителя генерального директора Института национальной энергетики Александра Фролова, предельные цены на отечественное черное золото установят на выгодном для РФ уровне.
— После того как соглашением ОПЕК+ квоты добычи РФ сократили на 500 тыс. баррелей, наши западные партнеры стали обсуждать более высокий уровень предельных цен. Получается, они выстраивают эту систему так, чтобы России было выгодно и мы захотели бы к ней присоединиться. А своей аудитории они пытаются продать как сдерживание получения доходов РФ, — сказал эксперт.
Потолок стараются подогнать под реальную цену реализации российской нефти в странах АТР, которая сейчас как раз приближается к $70, согласен доцент Финансового университета при правительстве РФ, эксперта аналитического центра «ИнфоТЭК» Валерий Андрианов. Учитывая, сюда не включены расходы на транспортировку и страхование, можно говорить, что для РФ эта мера ничего не меняет, сказал эксперт. По его мнению, в таком случае потолок цен может не снизить, а, наоборот, потенциально увеличить экспорт российской нефти.
Как полагает Валерий Андрианов, Запад сам создает лазейку для обхода эмбарго с помощью введения предельной стоимости. Если нефть будет подпадать под ограничение цены только тогда, когда ее впервые приобретает покупатель на суше, получается, никто не запрещает перепродавать это топливо.
Нефтехранилище компании «Транснефть» в Усть-Луге Ленинградской области
Впрочем, ранее президент Владимир Путин заявлял, что Россия не будет поставлять нефть в те страны, которые ограничат цены на нее. А значит, цель, которую ставит перед собой Запад, достигнута не будет — потоки сырья продолжат идти преимущественно в Азию, и именно этот регион получит конкурентные преимущества в глобальной экономической борьбе, подчеркнул Валерий Андрианов.
«Известия» направили запросы в Минэнерго, «Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз» и «РуссНефть».
Эмбарго со стороны Запада в обсуждаемом виде может привести к сокращению экспорта на 1,2 млн баррелей в сутки, причем 0,5 млн может быть перенаправлено в Азию, считает Александр Фролов.
Руководитель Центра развития энергетики Кирилл Мельников оценил потенциальное сокращение морского экспорта нефти в декабре-январе в 1 млн баррелей в сутки.
— Это сокращение примерно на 20%, что будет существенно для рынка. Продолжатся поставки в дружественные страны, которые предоставят для этого танкеры и страховое покрытие, — в первую очередь в Китай, — считает эксперт.
Экспорт российской нефти в страны дальнего зарубежья в 2021 году составлял 4,62 млн баррелей в сутки. Как отмечал ранее экс-глава ОПЕК Мухаммед Баркиндо совокупный объем поставок нефти и нефтепродуктов из РФ на мировой рынок составляет около 7 млн баррелей в сутки.
Сверху постучали. Почему «потолок цен» на российскую нефть работает хуже, чем ожидалось
Санкции против российской нефти действуют уже более полугода. Полное эмбарго на поставку в западные страны и «потолок цен» для продажи в третьи страны — все это было призвано сократить нефтяные сверхдоходы до минимума. Однако же эффект оказался не столь масштабным: Индия и Китай в значительной степени заместили западные страны, в Азии возник новый рынок с оплатой за нефть в юанях и рупиях. Уже сегодня понятно: нынешних санкций точно недостаточно, чтобы остановить российскую военную машину, хотя проблемы у нее возникнут серьезные — падение нефтяной выручки на 40% создало дефицит валюты, серьезно затрудняющий экспорт военных технологий.
Потолок цен на нефть. Как он скажется на России и мировом рынке
Егор Алеев / ТАСС
После нескольких месяцев споров и подготовки 5 декабря США и другие страны G7 ввели ценовой потолок на российскую сырую нефть. За 10 месяцев войны это первая серьезная попытка Запада урезать нефтяные доходы России, которые остаются основным источником поступлений в российский бюджет. До этого большинство санкций касалось финансового и технологического секторов. Лишь США, Великобритания, Австралия и Канада ввели эмбарго на импорт российской нефти и нефтепродуктов еще в марте, но объемы их импорта были незначительными. А Евросоюз отложил введение принятого в июне эмбарго до декабря по нефти и до февраля — по нефтепродуктам. Но вот время пришло, и теперь мир может посмотреть, как повлияет на нефтяную отрасль этот новый санкционный инструмент.
Санкционный креатив
Потолок цен на нефть должен решить, казалось бы, нерешаемую задачу: сократить доходы российского бюджета (и, соответственно, способность страны финансировать военные действия), но не спровоцировать при этом взлет мировых цен на нефть из-за исчезновения с рынка одного из крупнейших экспортеров. Ведь резкое подорожание нефти вполне могло бы компенсировать России сокращение объемов экспорта. Такое целеполагание (сначала — стабильность поставок и цен, и лишь затем — сокращение российских доходов) объясняет особенности этого механизма, которые часто вызывают недоумение и критику.
Вообще, санкции никогда не вводят для наказания провинившихся и немедленного восстановления справедливости. У них другая задача: медленно, но неотвратимо удушить подсанкционную экономику, изъять не текущий денежный поток, а перспективы развития. Все меры вводятся на законодательном уровне, и отменять их потом сложно и долго. Так что принятые сейчас решения, скорее всего, будут действовать десятилетиями.
«Все, что нужно знать о санкциях». Как Путин увеличивает добычу нефти
История показывает, что когда дело касается нефти, которая до сих пор остается кровью мировой экономики, санкции вводят осторожно и постепенно — Иран тому хороший пример. Такой же медленный процесс предполагается и с потолком цен. Но эта медлительность не отменяет того, что уже принятое решение каждые два месяца пересматривать уровень этого потолка и устанавливать его не менее чем на 5% ниже рыночной цены теперь прописано в юридической системе Запада и останется надолго.
Потолок цен часто описывают как картель покупателей, но, скорее, это картель поставщиков услуг. G7 позволит компаниям из своей юрисдикции оказывать услуги, сопутствующие продаже российской нефти, только если она продается ниже установленной цены. Перечень услуг включает доставку, фрахт, таможенное посредничество, страхование, маркировку и так далее. Расходы на эти услуги не включаются в предельную цену и выставляются отдельно по коммерчески обоснованным тарифам. Завысить их стоимость и таким образом компенсировать потери в цене нефти не получится. То есть речь идет о введении ценового потолка для цены FOB российской нефти, поставляющейся по морю.
Давление будет значительным, если учесть, что более половины всех морских поставок российской нефти осуществляется греческими судами, а около 95% глобальных морских перевозок застраховано через лондонскую Международную группу P&I Clubs.
Страховые, брокерские и иные компании из стран G7 не имеют права обслуживать суда под флагом третьих стран в течение 90 дней после даты выгрузки российской нефти, приобретенной по цене, превышающей потолок. Это серьезная угроза для всех компаний в этом бизнесе. Попытка обмануть систему и предоставить ложные данные по цене поставки ведет к жестким санкциям со стороны США и других стран G7. Немногие пойдут на такой риск, а если пойдут, то потребуют от России дополнительную премию, что снизит российскую маржу.
Ценовой потолок применяется с момента отгрузки российской нефти морским транспортом до первой продажи на суше в другой юрисдикции, то есть после таможенной очистки ценовой потолок не распространяется на дальнейшую перепродажу нефти на суше. Аналогично произведенные из импортированной российской нефти нефтепродукты в случае последующего экспорта не подпадают под ценовой потолок. Однако смешение нефти не признается переработкой. Если после таможенной очистки сырая нефть вывозится дальше морем без существенной переработки, потолок действует.
Как обычно, есть исключения, но их не много. Они касаются российской нефти, которая была загружена в танкеры до 5 декабря 2022-го и разгружена до 19 января 2023 года. Сделано также послабление для Японии — ей до 30 сентября 2023 года разрешаются все операции, связанные с морской транспортировкой нефти, добываемой в рамках проекта «Сахалин-2», при условии, что она «предназначена исключительно для ввоза в Японию».
Третьи страны
После введения санкций весной 2022 года Россия в основном перенаправляла свои поставки нефти в Китай, Индию и Турцию. На эти же рынки, плюс рынки остальных развивающихся стран, предстоит перенаправить и оставшиеся 1,2 млн баррелей в сутки, которые до последнего времени шли в Европу. Первая неопределенность связана с поведением азиатских стран — импортеров нефти: как они отреагируют на ценовой потолок, рискнут ли использовать незападных перевозчиков и страховщиков и выстраивать альтернативные логистические цепочки с Россией?
Индия уже заявила, что продолжит покупать российскую нефть и планирует использовать для этого незападные компании. Страна перерабатывает все больше российской нефти и замещает своими поставками российские нефтепродукты в Европе. Но тут есть чисто технологические ограничения на объемы российской нефти, которые Индия потенциально готова принимать из России.
Китай и Турция четко свою позицию не обозначили. Но турецкий импорт из России за последний год существенно вырос, и можно предполагать, что Турция останется хабом для российской нефти. Дальнейший рост китайского спроса ограничен, с одной стороны, последствиями ковида, с другой — соображениями энергобезопасности и четкими ориентирами по диверсификации источников импорта. Поэтому переключить российские поставки с Европы на Азию вряд ли получится легко и быстро.
Более того, в самом этом переключении уже заложено заметное сокращение маржи российских компаний. Транспортное плечо до азиатских рынков намного больше, чем до традиционных европейских, а свободных транспортных мощностей мало. Все это толкает ставки фрахта вверх, увеличивает транспортные расходы российских компаний и сокращает их прибыль практически при любом уровне ценового потолка.
Кроме того, ценовой потолок позволяет азиатским покупателям российской нефти добиваться больших скидок. Китай и Индия не собираются официально присоединяться к потолку, но сложно представить, что в ходе переговоров с российскими поставщиками китайские и индийские компании не будут пользоваться таким прекрасным аргументом, чтобы сбить цену. Собственно, это уже и происходит — некоторые грузы в Китай с погрузкой в январе были проданы со скидкой в $4–6 за баррель.
Ответ России
Вторая неопределенность — насколько жестко Россия будет противостоять ценовому потолку, пойдет ли из принципа на резкое сокращение поставок? Российские официальные лица неоднократно отказывались принять ценовой потолок, угрожая перестать работать с теми, кто на него согласится, даже если для этого придется сократить добычу.
С экономической точки зрения такое поведение не будет рациональным, но полностью исключить его нельзя. На газовом рынке Россия уже показала, что готова идти до конца из геополитических соображений, невзирая на потери для отрасли и бюджета. Путин заявил 9 декабря, что Россия рассматривает вариант сокращения добычи в ответ на введение потолка цен и решение будет оформлено в виде президентского указа.
Сейчас обсуждается три варианта, как это обеспечить. Первый — это полный запрет на продажу нефти всем странам, кто поддержал ограничение, даже если они приобретают сырье у России не напрямую, а через посредников. Однако с 5 декабря получается, что все страны, присоединившиеся к ценовому потолку, и так ввели эмбарго на поставки российской нефти, поэтому такой запрет не имеет особого смысла.
Второй вариант — это запрет на экспорт по контрактам, куда включено условие потолка цен, вне зависимости от того, какая страна выступает получателем. Эта мера касается в основном трейдеров — вряд ли Индия или Китай, не присоединившиеся к потолку, будут настаивать на его фиксации в контрактах.
Наконец, третий вариант — введение индикативной цены, то есть определение максимального дисконта российской нефти Urals к эталонному сорту Brent. Если допустимая скидка будет превышена, то продажа будет запрещена. Такое регулирование создает дополнительное давление на любые ценовые переговоры российских компаний, а потому маловероятно.
Помимо реакции в области регулирования, Россия в последние месяцы активно занималась практическими вещами: расширяла собственный флот (прежде в этом не было особой нужды — российские компании могли пользоваться услугами международных перевозчиков), выстраивала взаимодействие с «теневым флотом», который сформировался много лет назад для обслуживания иранских поставок, создавала собственную страховую компанию и налаживала связи со страховыми компаниями в развивающихся странах.
Влияние на Россию
На второй неделе декабря рыночные цены на российскую Urals на деле были ниже ценового потолка ($60), опускаясь 7 декабря до $43,73 при отгрузке из порта Приморска. Также с введением ценового потолка резко взлетели ставки фрахта из-за нехватки танкеров, готовых взять на себя новые риски, связанные с перевозкой российской нефти. Например, ставки по маршруту Балтика — Сингапур стали в семь раз выше, чем в начале 2022 года.
Стоимость фрахта из черноморских портов выросла на 28% при отправке в Европу и на 5% при отправке в Сингапур. Несмотря на короткое транспортное плечо, на 25–27% выросли ставки фрахта из российского дальневосточного порта Козьмино в Китай. Если такие цены на транспортировку сохранятся, то чистая выручка продавцов нефти Urals может снизиться до $40–45 за баррель на экспортном базисе FOB Приморск, Усть-Луга и Новороссийск, что значительно ниже установленного потолка в $60 за баррель.
Скорее всего, адекватно оценить последствия нового регулирования в ближайшие полгода мы еще не сможем. На первой неделе после введения потолка цен морские поставки российской нефти резко сократились: по данным аналитической компании Kpler, 6 декабря — на 16% или примерно на полмиллиона баррелей в сутки. TankerTrackers.com зафиксировал еще более резкое падение ежедневных отгрузок: на 50% — в основном из-за снижения в черноморских и балтийских портах, через которые нефть доставляется в Европу.
По всей видимости, ситуация будет развиваться примерно как в марте-апреле. Сначала будет некоторый шок и падение объемов экспорта, вызванное развалом части прежних цепочек поставок, высокой неопределенностью, негативными ожиданиями и накладками в работе самого механизма. То есть после стабилизации и даже небольшого роста российской нефтедобычи в 2022 году, в начале 2023-го можно ожидать снижение и объемов экспорта, и добычи — но с перспективами последующего восстановления и того, и другого.
Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозирует, что в 2023 году российская нефтедобыча упадет на 1,4 млн баррелей в сутки (на 18%), но вполне вероятно, что падение окажется менее существенным — ближе к официальному прогнозу российского правительства (9%). Однако тут важнее динамика доходов. По оценкам МЭА, в марте 2022 года Россия получила около $20,8 млрд от экспорта нефти, но к октябрю эта сумма снизилась на 17%, до $17,3 млрд — и это при том, что объем экспорта немного увеличился.
Антиамериканское братство. Готова ли Венесуэла заместить Россию на нефтяном рынке
Сейчас практически невозможно предсказать, насколько ценовой потолок сократит доходы России через месяц, три или полгода — слишком много неопределенностей сохраняется и на рынке, и в работе самого механизма. Но дальнейший тренд на сокращение этих доходов представляется неизбежным. После введения ценового потолка российский Минфин уже увеличил более чем вдвое оценку ожидаемого дефицита федерального бюджета — до 2% ВВП вместо 0,9%, заложенных летом. В следующем году Минфин ждет падения нефтегазовых доходов на 23%, но эти оценки могут оказаться слишком оптимистичными: в бюджет заложили нефть по $62–70 за баррель.
Что касается физических объемов российской нефтедобычи, то в конце мая вице-премьер Александр Новак прогнозировал, что по итогам 2022 года она может снизиться с 524 млн тонн до 480–500 млн, то есть на 4,6–8,4%. Но 6 декабря чиновник представил новый, более оптимистичный прогноз — снижение если и будет, то незначительным.
Тем не менее не стоит ждать коллапса российской экономики из-за сокращения нефтяных доходов. Вероятнее всего, в 2023 году этот спад будет сопоставим с ковидным в 2020 году и вряд ли сам по себе сможет остановить боевые действия. Накопленных средств Фонда национального благосостояния хватит на то, чтобы сохранять финансирование военных расходов еще год-полтора даже при радикальном падении нефтяных доходов. Но вот развития, долгосрочных инвестиций в новые проекты (как в ископаемое топливо, так и в зеленые технологии) будет все меньше и меньше, и через десятилетие статус России как энергетической сверхдержавы, на который она претендовала, уйдет в прошлое.
Влияние на мировой рынок
На мировом рынке нефти продолжается восстановительный рост спроса. К концу 2022 года глобальный спрос вернулся к 99 млн баррелей в сутки, каким он был в допандемийном 2019 году. Пока никаких признаков пика потребления не наблюдается. Ожидание глобальной рецессии, жесткие ковидные ограничения в Китае — все это, конечно, сдерживает рост. Но даже в Европе, по оценкам МЭА, спрос в этом году вырос на 400–500 тысяч баррелей в сутки из-за восстановления авиаперевозок, транспортного бума в отпускной период и переключения с дорожающего газа на нефтепродукты.
При этом новых источников поставок, способных заменить российскую нефть для Европы, мало — сказывается недоинвестирование в добычные мощности по всему миру в последние годы (дефицит инвестиций в 2022 году, по оценкам МЭА, составил $170 млрд). И в силу длительного инвестиционного цикла ожидать их появления в 2023 году тоже не приходится.
Основные проблемы возникают для Европы — с начала войны морские поставки российской нефти в регион уже упали на 1 млн баррелей в сутки, но даже после этого падения на них приходятся ощутимые 10% европейского импорта нефти (около 1,2 млн). Заменить их будет непросто. Конечно, дополнительные объемы к середине 2023 года могут направить США и Норвегия (0,5–1 млн баррелей в сутки), а также страны Латинской Америки.
А вот у ближневосточных и африканских производителей возможности нарастить добычу в краткосрочной перспективе ограничены. И основная часть их текущего производства уже законтрактована на азиатских рынках. Конечно, ближневосточные поставщики могли бы перенаправить часть своих поставок из Азии на открывающийся с уходом России европейский рынок, но никто из них пока не хочет терять позиции на быстро растущем и многообещающем рынке в Азии. Так что с этим перенаправлением возможны задержки и сбои.
Важен для нефтяных рынков и сам факт введения потолка цен — недаром страны ОПЕК выражают свое неудовольствие: все понимают, что в определенных ситуациях его могут применить не только к России. Октябрьское решение ОПЕК+ о сокращении квот добычи на 2 млн баррелей сутки — это, скорее всего, сигнал для G7 о солидарности производителей перед лицом «сервисного картеля».
Вкупе с активным переходом на расчеты за нефть в национальных валютах такая фрагментация нефтяного рынка, вероятно, знаменует начало принципиально нового этапа в международной торговле нефтью, примерные черты которого пока только начинают проявляться.