Какие камеры фиксируют отсутствие страховки осаго
Перейти к содержимому

Какие камеры фиксируют отсутствие страховки осаго

  • автор:

Штраф за отсутствие ОСАГО в 2023 – проверяют ли по камерам

Штраф за отсутствие страховки выдают в размере 500 или 800 рублей – зависит от ситуации, о чем расскажем ниже. Камеры за езду без страховки пока не штрафуют, хотя обещают, что вот-вот будут – обещают уже 5 или 6 лет. Без полиса ездить нельзя, но иногда все же можно. За просроченную страховку могут арестовать, хотя это и незаконно. Это был краткий дайджест, ниже детально раскрываем каждый вопрос: что будет за отсутствие полиса, сколько именно платить, как заплатить со скидкой и так далее.

Как проверяют ОСАГО

Методы фиксации через камеру все еще толком не работают, поэтому полисы ОСАГО проверяют вручную, «по старинке». Для того, чтобы ваш полис проверили, вам нужно попасться сотруднику ГИБДД – он должен остановить вас. А остановить вас могут в двух случаях: 1) вы что-то нарушили; 2) патруль останавливает всех подряд для проверки. Есть еще 2 редких случая, в которых проверяют наличие страховых полисов: 1) вы въехали на территорию страны; 2) вы купили и регистрируете машину.

Оформить полис можно либо в бумажном виде, либо в электронном, полисом обязательного страхования можно пользоваться любым – они равноценны. Если вы выбрали первый вариант – бумагу нужно постоянно возить с собой, чтобы при необходимости предоставить ее сотруднику дорожной инспекции. Если же вы выбрали электронный вариант оформления полиса, нужно будет показать PDFку проверяющему (можно с телефона) или распечатку (тоже придется возить с собой).

Тут есть нюанс: у сотрудников дорожной полиции есть доступ к базе застрахованных, и сотрудник может проверить наличие у вас страховки, но он не обязан этого делать. Так что если у инспектора будет желание – он сможет до вас «докопаться» за отсутствие бумаги или разряженный телефон. Увы, иногда это случается, так что лучше перестраховаться и распечатать полис.

Проверка ОСАГО по камерам

Вы могли не раз слышать, что вот-вот уже введут систему штрафования с помощью камер за езду без ОСАГО, последнее заявление директора РСА гласило, что система заработает в 2023 году. Нюанс здесь в том, что эти заявления о «вот уже почти ввели» слышны еще с 2016 года, но результата нет.

Как в целом выглядит идея: проверять с помощью камер наличие бумажного или электронного полиса (по факту – записи в общей базе) у тех водителей, которые что-то нарушили, и это попало на камеру фиксации. Далее вам выпишут штраф, который придет по почте. Вроде идея выглядит логичной, но есть ряд проблем:

  • Камеры будут проверять только тех, кто что-то нарушил – то есть будут выписываться только «дополнительные» штрафы, если вы уже попались.
  • Общая база застрахованных все еще работает не так стабильно, как хотелось бы ее создателям.
  • Водителей можно штрафовать только за полное отсутствие страховки, если водитель не попадает в список, указанный в ОСАГО – это не получится отследить камерой.
  • Если случаи, когда можно ездить без ОСАГО (приведем ниже), и их сложно вовремя отследить – некоторым людям будут приходить неправомерные штрафы.
  • Камеры могут выписывать штраф раз в день, а инспекторы могут делать это сколько угодно раз – несостыковка со стороны законодательства.

Все это приводит к тому, что инспекторы ГИБДД, как и их начальство, не особо доверяют новой технологии и предпочитают проверять страховку вручную.

Штраф за отсутствие ОСАГО – или просроченный полис

Штрафы четко и однозначно прописаны в КОАП 12.37: если полиса вообще нет, то нужно платить 800 рублей; если полис есть, но в нем не указано лицо, управляющее ТС – нужно платить 500 рублей. При этом у административных штрафов есть скидка – 50%, если оплатите в течение 20 дней. То есть можно оплатить 400/250 рублей. Повторный штраф не увеличивают, то есть 800 рублей – потолок.

Что касается ужесточения наказания в 2023 году, то тут все работает так же, как и с фотофиксацией: много слов, мало дела. Обсуждали лишение прав за повторную езду без полиса – проект заглох на стадии рассмотрения. Хотели грозить штрафом в 3 000 рублей и 5 000 рублей – законопроекты разваливались на стадии составления или рассмотрения. В общем, сумма оплаты штрафа многие годы остается той же, и пока нет четких свидетельств того, что в ближайшие годы что-то изменится.

Но если вы не хотите оформлять полис и думаете: «Оплачу штраф и буду ездить спокойно», то есть плохая новость – никаких лимитов на количество взысканий нет. Вы можете попасться патрулю, получить бумажку на штраф, проехать 100 метров, снова попасться уже другому патрулю и снова получить взыскание на еще один штраф.

Неоплата штрафа за отсутствие ОСАГО

Владельцы ТС, которые вообще не оплатили взыскание в установленный срок, попадают под более серьезную статью – КОАП 20.25. По ней предусмотрен двойной штраф, арест либо обязательные работы. Если же вы оплатили взыскание, но не совершили покупку полиса и снова попались – вам снова выпишут 500/800 рублей, здесь никаких усложнений нет.

Точнее, не было бы, если бы не практика, которая сложилась в 2022-2023 годах. Если нарушители не оформляют страховку и попадаются повторно, дорожная полиция теперь может арестовать такого нарушителя. Задерживают по КОАП 19.3, часть 1, то есть за неповиновение полицейскому. Логика здесь следующая: если вам предписали оформить ОСАГО, вы этого не сделали и снова попались – вы не выполнили предписание, следовательно – попадаете под статью. И это, в общем-то, незаконно, потому что: а) штраф юридически не является предписанием; б) даже если мы предположим, что штраф – это предписание, это предписание должно иметь четкое время выполнения, а штраф его иметь не может. Владельцы транспортных средств, которых арестовали по КОАП 19.3 за повторное отсутствие ОСАГО, могут подать в суд, но дело они, скорее всего, проиграют. Если смотреть на текущую судебную практику, то суд чаще становится на сторону дорожной полиции.

И здесь самое время перейти к вопросу «Зачем нужно оформить электронный полис ОСАГО?». Обязательным страхованием покрывается ваша гражданская ответственность – то есть если по вашей вине вследствие аварии кто-то или что-то пострадает, то вам как виновнику ДТП выплачивать возмещения и компенсации не придется – за вас это сделает страховая. Естественно, есть ограничения и исключения: максимальная сумма составляет 400 000 рублей, вы будете нести полную ответственность, если устроите ДТП в состоянии опьянения, стоимость ущерба постараются занизить и так далее.

Наконец, упомянем пару вариантов, в которых полис не нужен:

  • Транспортное средство не может разгоняться больше 20 км в час.
  • Речь идет о специализированном транспорте для бездорожья (квадроциклы).
  • У вас уже есть такая страховка в другой стране, и она распространяется на выезды за рубеж.
  • Вы купили машину 10 дней назад или меньше.

Все случаи, когда полис не нужен, расписаны в части 3 этой статьи ФЗ-40.

Сколько можно ездить без ОСАГО после окончания страховки?

Нисколько. Если вчера ваш полис действовал последний день – сегодня вас оштрафуют, какого-то дополнительного периода не предусмотрено. Поэтому вам нужно оформлять новый полис заранее.

Как оформить ОСАГО?

Проще всего – онлайн, вам нужно знать госномер машины или ее характеристики. Вот здесь есть калькулятор, вводите данные – получаете стоимость страховки от разных страховых.

Забирают ли авто на стоянку, если нет полиса?

Нет, такое наказание в законодательстве не предусмотрено.

Что предусмотрено за подделку полиса?

Подделка полиса – серьезное правонарушение, за которое можно попасть в тюрьму. Самый простой и безопасный для вас вариант – это если вы купили бумажный полис у страхового агента, а затем оказалось, что агент вас обманул, подделав полис, и вы об этом не знали. В этом случае вас ждет стандартное взыскание – как будто полиса у вас не было вовсе (и то суд, скорее всего, отменит этот штраф). А вот если вы сами подделали страховое свидетельство – это уже 327 УК, по которому грозит до 2 лет лишения свободы.

Штрафы по камерам за езду без ОСАГО получат сперва нарушители ПДД, а через год — все

Уже в этом году дорожные камеры будут штрафовать водителей без полисов ОСАГО. Для начала — только нарушителей ПДД, но через 1-1,5 года организаторы системы планируют распространить её действие на всех автовладельцев России.

В конце февраля мы писали, что внедрение штрафов за езду без ОСАГО на основании показаний комплексов фотовидеофиксации в 2023 году столкнулось с техническими сложностями и забуксовало.

Трудности наблюдались при объединении информационных баз Российского союза автостраховщиков (РСА) и МВД для “бесшовного” обмена персональными данными водителей. Очень уж не хочется полиции пускать частника в свои информационные закрома, но, видимо, придётся.

Кроме того, обнаружилось, что для запуска системы необходимо внести изменения в КоАП. Однако бенефициарам проекта настолько невтерпёж, что запускать его собираются поэтапно, а потом “допиливать” на ходу.

На официальном сайте РСА 13 марта появилась новость: для внесения нужных поправок в КоАП создана рабочая группа из представителей Банка России и МВД. Словом, поправки в закон вносят прямо сейчас.

Техническая работа тоже не стоит на месте: разработчики отчитались о повышении отказоустойчивости базы данных автоматизированной информационной системы (АИС) ОСАГО до 99,98%. Однако объёмы обрабатываемых данных столь колоссальны, что внедряться штрафы для разных категорий водителей будут по мере наращивания технических мощностей.

Согласно планам РСА, на первом этапе внедрения системы дорожные комплексы будут проверять наличие полисов ОСАГО строго у нарушителей ПДД. Причём только у тех, кто нарушил правила в движении. Фиксируя, например, превышение скорости, камера заодно и “пробьёт” машину на наличие страховки.

При выписывании штрафа стоящей машине, скажем, за нарушение правил парковки, наличие ОСАГО пока что проверяться не будет — это ещё впереди, на втором этапе проекта.

Также обсуждается вопрос о первоочередной проверке машин, многократно попадающих в поле зрения камер. Уточняется, что при отсутствии ОСАГО таких водителей будут штрафовать не чаще раза в сутки, невзирая на то, сколько раз камеры зафиксировали машину в этот день.

На втором этапе запуска проекта отсутствие полисов ОСАГО камеры будут фиксировать у всех автовладельцев без исключений прямо в потоке дорожного движения. Вот тогда, по мнению автостраховщиков, и наступит всеобщее счастье.

Напомним, что штраф за отсутствие ОСАГО сейчас взимается в размере 800 рублей и оплатить его можно со скидкой 50%, если успеть погасить за 20 дней с момента получения. В РСА данную сумму считают не слишком аппетитной и настойчиво продавливают её повышение до 5000 рублей. Получается пока не очень. В очередной раз эту инициативу попытаются протащить через Госдуму при переходе ко второму этапу проекта.

Ещё бы! Ведь когда камеры начнут проверять наличие ОСАГО у всех, повышение суммы штрафа в шесть раз придётся как нельзя кстати. Впрочем, страховщики оставляют себе пространство для манёвра, рассуждая, что повышение размера штрафа может и вовсе не понадобится, если проект заработает штатно. Верим?

Дорожные камеры уже сейчас выписывают в районе 700 000 штрафов в день. Эксперты полагают, что полиса ОСАГО нет у каждого десятого нарушителя. В Национальном автомобильном союзе добавляют, что существенная часть таких нарушителей — таксисты.

Неокученная поляна такого масштаба, по мнению автостраховщиков, — если не грабёж, то уж точно возмутительная бесхозяйственность. Поэтому первый этап со штрафами за езду без полиса только нарушителей ПДД начнётся, как только МВД и Банк России “допилят” поправки в КоАП. А дальше — как пойдёт.

Кстати, согласно нацпроекту “Безопасные качественные дороги”, к 2024 году количество дорожных комплексов фотовидеофиксации во всех регионах РФ должно составить 211% от их базового количества на момент старта проекта в 2017 году. К 2030 году этот показатель планируется довести до 250%.

Камеры и радары скоро будут повсюду — и никого из водителей не минёт чаша сия. Даже если вы неукоснительно соблюдаете ПДД, установите качественный радар-детектор или комбо-устройство, благо они в России легальны, в отличие от многих стран мира. Сэкономите кучу денег, а главное — времени и нервов.

Держим руку на автопульсе! Подписывайтесь на телеграм-канал бренда автомобильной электроники iBOX и получайте горячие автоновости короткими постами, а также информацию об акциях и обновлениях сервисов бренда.

В 2023 году проверять наличие полисов ОСАГО будут камеры, но только у нарушителей

У камер фотовидеофиксации нарушений появится новая функция - вычислять не застрахованные по ОСАГО машины.

До сих пор только проходили эксперименты с подобным выявлением нарушителей. Но в следующем году этот механизм должен заработать полномасштабно, отметил глава ВСС. Базы данных страховщиков уже давно отлажены, информационная система Госавтоинспекции ФИС ГИБДД модернизирована, поэтому возможность ошибки сведена практически к нулю.

Но есть один тонкий момент. Таким образом проверяться наличие полисов будет только у нарушителей правил дорожного движения. Связанно это с техническими возможностями. Дело в том, что камеры не пишут и не фиксируют весь поток автомобилей, проезжающий под ними. Фиксируются и проверяются по базам данных только те автомобили, которые нарушили правила. Например, превысили скорость, нарушили требование знаков или разметки. Вот их-то заодно и проверят по базе данных ОСАГО на предмет наличия действующего полиса. И если окажется, что такого полиса нет, то автовладелец получит сразу два штрафа. За нарушение, выявленное камерой, и за отсутствие полиса. Напомним, что сейчас водителю, не вписанному в полис грозит штраф 500 рублей, а если полиса вообще нет — 800 рублей. Очевидно, что выявлять не вписанного в полис водителя камеры не смогут.

Хотя, как не раз говорил Евгений Уфимцев, есть планы увеличить этот штраф. Сделать его соразмерным стоимости полиса. Для забывчивых автовладельцев, которые вовремя не обновили страховку, — 3,5 тысячи рублей. А для тех, кто принципиально не покупает полис, — 5 тысяч рублей.

Предложение по увеличению штрафа поддерживает и Центробанк. Но пока соответствующих поправок в Кодекс об административных правонарушениях не разработано.

Все комплексы фотовидеофиксации нарушений также настроены таким образом, чтобы отслеживать транспортный поток. Работать по розыску автомобилей. Но чтобы проверять каждый проезжающий под камерой автомобиль на предмет наличия полиса ОСАГО, потребуются огромные ресурсы. Например, в Москве только под одной камерой в сутки проезжает 4 миллиона машин. А таких камер в столице 3,5 тысячи.

Напомним также, что штраф за отсутствие полиса ОСАГО с помощью камер будет выноситься один раз в стуки, а не за каждый проезд под камерой. Но очевидно, что пока он дойдет до автовладельца, пройдет не один день. Так что даже при нынешних 800 рублей отсутствие полиса ОСАГО будет довольно накладным нарушением.

В Госдуму внесен законопроект, в котором предлагается предоставить автовладельцу выбор: оформлять страхование своей гражданской ответственности или на машину. Сейчас у нас автовладелец страхует свою ответственность на конкретную машину. А если у него несколько машин, то полис ОСАГО оформляется на каждую, даже если управляет ими один человек. Согласно предложенному законопроекту, в такой ситуации автовладельцу достаточно одного полиса, если машины одной категории.

Другой случай: машина в семье одна, а пользуются ей несколько человек. Тогда логично застраховать именно ответственность того, кто пользуется машиной. То есть с привязкой к машине. Во всяком случае, так считают авторы законопроекта.

Авторы также предполагают, что при смене автомобиля автовладельцу не потребуется заключать новый договор ОСАГО, если срок действия старого полиса не истек, а также если новый автомобиль относится к той же категории.

Более того, водителю, у которого есть ОСАГО, можно будет доверить управление любой машиной соответствующей категории без внесения каких-либо изменений и дополнений в полис собственника авто.

В Российском союзе автостраховщиков напомнили, что поправки, предлагающие привязать полис ОСАГО к водителю, а не к автомобилю, вносятся в Госдуму уже не в первый раз. Подобные законопроекты ранее вносились в Госдуму в 2012 и 2017 годах и после тщательного анализа предложения экспертами, правительством и депутатами отклонялись. Так, в 2017 году минфин отклонил эту инициативу из-за того, что это навредило бы юридическим лицам, владеющим автопарками.

Кроме того, отметили в союзе, индивидуализация ОСАГО уже осуществляется за счет реформы тарификации полисов. Наибольшее влияние на стоимость обязательной «автогражданки» оказывает потенциальная аварийность водителя, а не то, какую именно машину он водит. Также поправки предлагают отказаться от применения коэффициента территории, а значит, не учитывать то обстоятельство, что в различных населенных пунктах частота ДТП существенно отличается: в Москве с напряженным трафиком движения она может быть в разы выше, чем в небольшом поселке.

При этом такое новшество сделает невозможным отслеживание по камерам наличия или отсутствия полиса ОСАГО на автомобиль, а значит, заблокирует предпринимаемые ГИБДД меры по сокращению количества водителей без полисов ОСАГО на дорогах. Это приведет к проблемам у добросовестных водителей, которые смогут чаще оказаться потерпевшими в ДТП, виновник которых не застрахован.

Когда камеры начнут фиксировать штрафы за езду без ОСАГО и где будут стоять?

WhatsApp

Не так давно комплексы автофиксации запускали в тестовом режиме, и владельцы автомобилей, не застраховавшие свою гражданскую ответственность, уже получали письма. Правда, это были пока ещё не штрафы. Но что тогда? В данной статье мы выясним, работают ли камеры, фиксирующие отсутствие ОСАГО, в 2023 году, штрафуют ли водителей в автоматическом режиме, где стоят средства фиксации и когда они начнут отслеживать автовладельцев без страховки.

Штрафуют ли камеры за ОСАГО сегодня?

Нет. По состоянию на 25 Сентября 2023 года ни один водитель или собственник автомобилей в России не получал штрафа за отсутствие страховки ОСАГО. И, если вы увидите где-либо информацию о том, что кому-то пришло «письмо счастья» – штраф за это, то это не более чем фейк.

Обратите внимание на то, что в сети блуждает якобы фотография, где отображено постановление со штрафом за езду без полиса в размере якобы 500 рублей. Это неправда. Хотя бы, потому что такой санкции именно за отсутствие ОСАГО не существует – наказание предусмотрено статьёй 12.37, частью 2, и штраф ГИБДД составляет 800 рублей.

«Утки» о начале фиксации также периодически опровергали в ГИБДД.

Когда начнут фиксировать?

Этого пока неизвестно. Дело в том, что материально-техническая база для возможности выписывания постановлений за вождение без страховки уже практически работает, фактически ни одна камера на дорогах не проверяет наличие договора ОСАГО.

Обновление от 1.03.2022 года.

Между тем, в сети появляются фейки якобы о том, что с 1 марта 2022 года средства автоматической фиксации нарушений ПДД научились «ловить» автомобили без ОСАГО. Это неправда – техническая возможность пока не реализована. По меньшей мере, вы не найдёте подтверждения тому ни на официальном сайте Союза автостраховщиков, ни на сайте ГАИ.

Чтобы понять, что на данный вопрос в настоящее время нет ответа, давайте проследим хронологию событий и узнаем, сколько раз запуск планировался, но откладывался.

  • Самые первые новости о начале видеофиксации за езду без ОСАГО появились ещё в конце 2015 года – тогда это было ещё инициативой с задачей проработать техническую часть.
  • В 2017 году по интернету начали ходить «фейки» в виде последних новостей о том, что камеры начали штрафовать водителей за отсутствие ОСАГО. Это оказалось неправдой.
  • Такие же публикации облетали интернет в период до 2019 года – причём, с явно прослеживающейся сменой начала фиксации езды без страховки, а затем информацией, что проверку наличия полиса отложили.
  • Между тем, в то же время Российский союз автостраховщиков (РСА) начал утверждать о готовности базы данных с госномерами машин для определения отсутствия ОСАГО. Но в ГИБДД ещё не были готовы.
  • Не так давно РСА снова пригрозилось о скором начале запуска фиксации этого нарушения камерами.
  • Но однажды такую автофиксацию запустили в тестовом режиме – вот только владельцам авто приходили не штрафы, а просто уведомления об отсутствии страховки. Таким образом система была протестирована и застрахована от последствий ошибок, собственно, отсутствием таких последствий, ведь наказания не назначались.
  • По состоянию на 25 Сентября 2023 года всё ещё идёт подготовка системы для начала запуска, планируется, что это произойдёт в Москве.

Пришёл штраф за езду без полиса ОСАГО

Как это будет работать?

Сложность и главное отличие фиксации других нарушений ПДД и езды без полиса ОСАГО заключается в интеграции сразу нескольких баз, ведь это не такое нарушение, которое может увидеть камера сразу на картинке.

Таким образом, необходимо плотное взаимодействие 3 структур:

  1. базы данных РСА, которая содержит информацию о наличии ОСАГО у конкретных автомобилей с госномерами застрахованных машин,
  2. базы ЦОДД, оперирующей камерами автофиксации, которая, собственно, считывает номера авто и проверяет при взаимодействии с первой базой наличие страховки,
  3. ГИБДД, которая впоследствии в автоматическом режиме будет выписывать штрафы (постановления) с камер, если проверка покажет отсутствие в базе РСА полиса.

Для водителя же всё выглядит предельно просто, также как и со штрафами, к примеру, за превышение скорости, красный сигнал светофора, пешехода и другими:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *