«Драгоценные билеты»: почему так взлетели цены на авиаперелеты по России
Средний чек на поездки по России в 2023 году вырос на 9-10 % по сравнению с годом ранее — до 46 тыс. рублей. Об этом сообщил президент Российского союза туриндустрии Илья Уманский на пресс-конференции в ТАСС. В формировании чека самую существенную роль играет цена на билеты. Ниже разбираемся в том, почему билеты стали такими дорогими.
По данным Росстата, средняя стоимость перелетов экономклассом достигла 6 972 руб. на 1 тыс. км. Для сравнения, годом ранее стоимость была 5 020 руб., а в 2021 — 4 942 руб.
Мы отлично помним, что еще год назад легко можно было урвать билеты в Санкт-Петербург за 10-12 000 руб. туда-обратно, сейчас же меньше чем за 20 000 руб. тяжело что-то найти.
Минеральные Воды обходились в 12 000 руб. туда-обратно, этим летом можно слетать на отдых за 24 456 руб.
Популярные последние годы Сочи тоже прибавили в стоимости: 21 000 руб. год назад к 27 528 руб. в этом году. Конечно, не так существенно, как другие направления, но шесть тысяч — тоже весомая цифра для кошелька.
Еще несколько примеров для сравнения стоимости в 2022 и 2023 годах в карусели ниже.
Отдельным грустным фактом стала отмена туристического кэшбэка, который действовал в 2022 году. Ещё одним важным наблюдением поделились ребята из телеграм-канала KJA: с февраля текущего года не было ни одной громкой распродажи, позволяющей купить билеты хотя бы за полцены.
Почему же билеты все дорожают и дорожают?
Для начала разберемся, какие факторы влияют на стоимость билетов? Помимо очевидных — сезон и спрос, важны: тип самолета, стоимость топлива и горюче-смазочных материалов, обслуживание самолетов в аэропортах.
Интересно, что цена топлива в разных аэропортах может расходиться в разы: например, из-за трудной логистики в Мирном горючее обходится вдвое дороже, чем в Красноярске. Бывает, что даже в аэропортах других стран топливо будет дешевле, чем внутри страны. То же касается и наземного обслуживания: его стоимость может отличаться в 10 раз!
Сейчас гражданская авиация испытывает проблемы из-за увеличения себестоимости перелетов. Например, происходит рост цен на горюче-смазочные материалы. В июле 2022 года средняя стоимость за тонну топлива для реактивных двигателей была 74 515 руб., а в июле 2023 достигла 75 573 руб. При этом разница в мае год к году составила 2 498 рублей.
Немалую роль оказывает и санкционное давление, из-за которого российские компании ограничены в доступе к комплектующим и зарубежным центрам сервисного обслуживания.
«Теперь перевозчики вынуждены завозить запчасти, по альтернативным каналам поставок, и осваивать дополнительные операции по обслуживанию локально, что неизбежно приводит к повышению цены», — прокомментировал РБК старший менеджер консалтинговой компании «НЭО» Вадим Топоров.
Если говорить о перелетах в туристические города на юге страны, то здесь на стоимость повлияло увеличение продолжительности рейсов из-за закрытия части аэропортов.
Конечно, государство пытается это отрегулировать. Однако субсидий не хватает, чтобы полностью покрыть издержки. Отсюда тот самый рост цен на билеты, который мы видим.
И как теперь летать на отдых?
Несмотря на повышение стоимости отдыха, красноярцы решили не отказывать себе в нем и продолжают летать на курорты.
Как рассказали Newslab в туркомпаниях, в начале лета красноярцы, узнав цены на отдых в Турции, просто шарахались. Кто-то переориентировался на отдых в Сочи, Дагестане, Абхазии, на Иссык-Куле. Кто-то решил ждать горящих путевок, а кто-то просто смирился и уже в июле пришел за «все включено» именно в Турции. К сожалению, до сих пор адекватной альтернативы отдыху на Анталийском побережье очень мало.
«В Египет и ОАЭ красноярцам сложно добираться — либо через Новосибирск, либо через Москву. Сейчас уже есть отели в Сочи, которые тоже работают по „all inclusive“, но стоят они баснословно дорого, и в отличие от Турции рассчитаны не на средний класс, а на весьма обеспеченных российских туристов. Пытается Азербайджан перетянуть часть российских туристов, и, кстати, неплохо справляется. Из Красноярска есть авиарейсы в Баку. Часть туристов этим летом рискнули и отдохнули не в сезон в Таиланде — на Пхукете и в Паттайе. Отмечу, что все возвращаются довольные — летом нет палящего солнца, а волны мало кого пугают. В общем, если люди хотят отдохнуть именно на море, то они, как правило, несмотря ни на что, находят такую возможность», — рассказала Любовь Катеренюк, директор красноярского турагентства «Центр горящих туров».
Как сэкономить на билетах
- Старайтесь выбирать непопулярные дни недели и время вылета. Немногие горят желанием куда-то лететь в 4 утра или в 11 вечера, поэтому перелеты в это время будут куда дешевле.
- Берите билеты сразу туда и обратно. Многие авиакомпании продают их гораздо дешевле, чем если брать два отдельных.
- Летом при покупке билетов избегайте первых и пятнадцатых чисел — это время для традиционных отпусков. На курорты лучше отправляться в конце августа, а не в начале сентября — опять-таки все будут смотреть начало сентября. На зимних каникулах дешевле вернуться перед Новым годом, а не после.
- При покупке обратите внимание на дополнительные услуги, которые компании вписывают в чек автоматически. Например, страховка, онлайн-терапевт и другие подобные навязанные «полезности». Вы можете самостоятельно их вычеркнуть и сэкономить на билете до 1 000 руб.
- Копите мили! Такая функция есть у большинства авиакомпаний. Вы всегда сможете списать мили и за счет этого уменьшить или даже полностью покрыть стоимость билета.
Мы желаем вам отличного отдыха и советуем не переживать, если не получится в этом году слетать на далекие моря. Делитесь в комментариях своими впечатлениями, советами и историями о том, как вы провели отпуск этим летом?
Субсидии самолетам зашли на посадку. Почему в России дорожают авиабилеты
Государственные ведомства России зафиксировали рост стоимости авиабилетов экономкласса. По данным Росстата, перелеты в мае 2023 года подорожали на 28% по сравнению с маем 2022 года, а по данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС) — на 4%. Эксперты рассказали aif.ru, почему в России растут цены на авиабилеты.
Что говорит статистика
Стоимость перелета в салоне экономического класса по России достигла 6972 рублей в расчете на 1 тысячу километров пути, пишет РБК со ссылкой на данные Росстата. Это максимальное значение с 2000 года, причем за первые пять месяцев 2023 года цена перелета увеличилась на 32%. Однако у ФАС совсем другие цифры.
По данным антимонопольщиков, полученных от Минтранса, рост цен на авиабилеты экономкласса, проданных на период январь—сентябрь 2023 года, не превышает официальный уровень инфляции, а это всего лишь 4,5–6,5%. В Минфине тоже не видят повода для беспокойства по поводу роста цен на авиабилеты.
«Вероятно, что данные Росстата ближе к истине, чем расчеты ФАС, — заявил aif.ru независимый аналитик Дмитрий Адамидов. — Те, кто летает или ездит железной дорогой по одному и тому же маршруту, наблюдают рост цен выше, чем на 4%. Со стороны правительства закрывать глаза на шалости авиакомпаний с ценами на билеты — это такая негласная мера поддержки, иначе транспортники придут с удвоенной силой просить деньги из бюджета, а Минфин не хотел бы дополнительных расходов».
«Ответ [на вопрос о мере роста цены] зависит от методик учета, которые у двух ведомств очевидно разные, — объяснил aif.ru эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. — К такой информации следует относиться с осторожностью. Каков средний ценник на самом деле, знают только в авиакомпаниях. Если вы будете мониторить своими силами, вы никогда не получите полную информацию, поскольку при продаже авиабилетов, как и билетов на поезда, применяется динамическое ценообразование».
Динамическое ценообразование означает, что чем выше спрос и ближе дата вылета, тем дороже стоят билеты. Цена может повыситься с 3-4 тысяч рублей до 25 тысяч на обычный рейс, например, из Петербурга в Москву, пояснил эксперт. «Сколько именно и по какой цене авиакомпания продала одинаковых билетов, достоверно знает только она сама. И авиакомпании не любят раскрывать эту информацию, это их коммерческая тайна, и они прячут ее друг от друга из-за конкуренции», — добавил Федор Борисов.
Причины роста цен на авиабилеты в 2023 году
Причины повысить цены на билеты у авиакомпаний действительно есть, а повод для этого всегда найдется, считает Дмитрий Адамидов. «По понятными причинам перевозки за границу сильно сократились, а именно они были для авиакомпаний самыми прибыльными. Они же служили источником валютных поступлений. Поэтому авиакомпаниям ничего другого не остается, как компенсировать свои затраты за счет внутреннего рынка России. Плюс авиакеросин подорожал, потому что нефтяники тоже поднимают цены», — перечислил аналитик.
«В этом году цены на билеты точно будут выше, чем в прошлом, прежде всего из-за сокращения субсидий, — отмечает Федор Борисов. — В прошлом году авиаотрасли было выделено дополнительно 100 миллиардов рублей субсидий, а в этом — только 25 миллиардов, и эти деньги уже давно закончились, еще зимой. Сократились субсидии на региональные перевозки. В результате авиакомпаниям придётся эту разницу зарабатывать на рынке, так что цены они будут поднимать».
«Кроме того, в прошлом году вдобавок к субсидиям авиакомпании предлагали массу скидок, даже в летний период. Таких историй, конечно, в этом году ожидать не следует, а если они и будут, то не массово. Вообще в прошлые годы реальная стоимость авиабилетов, с поправкой на инфляцию, снижалась. Неравномерно, на разных направлениях по-разному, но тем не менее. Теперь этот тренд может поменяться», — предупредил эксперт.
Также следует учитывать, что у авиакомпаний в какой-то период будет сокращаться флот, заметил Федор Борисов. Еще два года назад на фоне пандемии у них был существенный профицит, так как объем перевозок резко упал, особенно по международным направлениям. Сейчас часть самолетов пошла на запчасти, чтобы поддерживать летную годность остальных судов.
«Для поддержки иностранных самолетов по-прежнему нужно очень большое количество комплектующих, которые в полном объеме своими силами Россия заместить не может. Что-то делается внутри страны, что-то достают за рубежом через перекупщиков, потому что напрямую у официальных поставщиков купить невозможно в принципе. И это также влияет на рост издержек у авиакомпаний, что сказывается на цене билета», — пояснил он.
Крупным авиакомпаниям с большим парком самолетов приходится чуть легче, но, вероятно, к 2025 году на рынке на какой-то период существует риск возникновения дефицита провозной ёмкости, прогнозирует Борисов. Это будет зависеть от большого числа внешних факторов — санкций и организации путей альтернативных поставок, а также от того, насколько быстро получится заметить иностранные самолеты на воздушные суда отечественного производства.
«По всем этим причинам авиакомпании просто вынуждены поднять стоимость билетов по сравнению с прошлым годом. Однако поднять цены очень резко перевозчикам будет трудно, поскольку спрос на авиабилеты эластичный — когда становится слишком дорого, люди начинают летать реже. Поэтому авиакомпании ограничены в маневре. В целом давать оценки ситуации на этом этапе слишком рано — надо дождаться конца года, чтобы понять реальную динамику. Многое может и поменяться, и внешние факторы, и господдержка. Пока ясно только то, что в текущей ситуации нужно быть готовым к тому, что при существующем уровне спроса цены будут расти», — заключил эксперт.