Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Информация об изменениях:
Пункт 1 изменен с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ
1) контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — контрактная система в сфере закупок) — совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено настоящим Федеральным законом), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд;
2) определение поставщика (подрядчика, исполнителя) — совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
3) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее — закупка) — совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
Информация об изменениях:
Пункт 4 изменен с 1 января 2023 г. — Федеральный закон от 16 апреля 2022 г. N 104-ФЗ
4) участник закупки — любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пунктом 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее — офшорная компания), либо юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»;
Информация об изменениях:
Часть 1 дополнена пунктом 4.1 с 9 июля 2022 г. — Федеральный закон от 28 июня 2022 г. N 231-ФЗ
4.1) поставщик (подрядчик, исполнитель) — участник закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключен контракт;
Информация об изменениях:
Пункт 5 изменен с 22 декабря 2020 г. — Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 435-ФЗ
5) государственный заказчик — государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки;
6) муниципальный заказчик — муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ в пункт 7 статьи 3 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
7) заказчик — государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки;
Информация об изменениях:
Пункт 7.1 изменен с 16 апреля 2022 г. — Федеральный закон от 16 апреля 2022 г. N 104-ФЗ
7.1) заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, — заказчик из числа дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, торговых представительств Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, а также заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства;
Информация об изменениях:
Пункт 8 изменен с 8 января 2020 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 449-ФЗ
8) государственный контракт, муниципальный контракт — гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд;
Информация об изменениях:
Пункт 8.1 изменен с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 277-ФЗ
8.1) контракт — государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона;
Информация об изменениях:
Пункт 8.2 изменен с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ
8.2) контракт жизненного цикла — контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование объекта капитального строительства, создание товара в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара;
Информация об изменениях:
Пункт 8.3 изменен с 16 апреля 2022 г. — Федеральный закон от 16 апреля 2022 г. N 104-ФЗ
8.3) контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, — контракт, предусматривающий поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, медицинских изделий, технических средств реабилитации, топлива, отсутствие которых приведет к нарушению нормального жизнеобеспечения граждан;
Информация об изменениях:
Часть 1 дополнена пунктом 8.4 с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ
8.4) отдельный этап исполнения контракта — часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с настоящим Федеральным законом документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
Информация об изменениях:
Часть 1 дополнена пунктом 8.5 с 9 июля 2022 г. — Федеральный закон от 28 июня 2022 г. N 231-ФЗ
8.5) контракт со встречными инвестиционными обязательствами — контракт на поставку товара, оказание услуги, заключенный в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона и предусматривающий встречные инвестиционные обязательства поставщика (исполнителя) по созданию, модернизации, освоению производства такого товара и (или) по созданию, реконструкции имущества (недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой), предназначенного для оказания такой услуги;
9) единая информационная система в сфере закупок (далее — единая информационная система) — совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальный сайт);
10) уполномоченный орган, уполномоченное учреждение — государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, на которые возложены полномочия, предусмотренные статьей 26 настоящего Федерального закона;
11) специализированная организация — юридическое лицо, привлекаемое заказчиком в соответствии со статьей 40 настоящего Федерального закона;
12) федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок;
Информация об изменениях:
Пункт 13 изменен с 24 июня 2023 г. — Федеральный закон от 13 июня 2023 г. N 228-ФЗ
13) контрольный орган в сфере закупок — федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа, орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну (далее — контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа);
14) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок — орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок) реализации государственной политики в сфере закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, организации мониторинга закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, а также по методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
15) эксперт, экспертная организация — обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 140-ФЗ статья 3 дополнена пунктом 16
16) совокупный годовой объем закупок — утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году;
Информация об изменениях:
Пункт 17 изменен с 1 апреля 2021 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 449-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2020 г. N 124-ФЗ)
17) электронная площадка — сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», соответствующий установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме (за исключением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме), а также закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона;
Информация об изменениях:
Статья 3 дополнена пунктом 18 с 1 июля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 504-ФЗ
18) оператор электронной площадки — непубличное хозяйственное общество, в уставном капитале которого иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам принадлежит не более чем двадцать пять процентов долей (акций) такого общества и которое владеет электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям и включено в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень операторов электронных площадок;
Информация об изменениях:
Статья 3 дополнена пунктом 19 с 1 июля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 504-ФЗ
19) специализированная электронная площадка — соответствующая установленным в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям информационная система, доступ к которой осуществляется с использованием защищенных каналов связи и на которой проводятся закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме;
Информация об изменениях:
Статья 3 дополнена пунктом 20 с 1 июля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 504-ФЗ
20) оператор специализированной электронной площадки — российское юридическое лицо, которое владеет специализированной электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям и включено в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень операторов специализированных электронных площадок.
2. Утратила силу с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ
Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов; (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 449-ФЗ)
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — контроль в сфере закупок).
2. Настоящий Федеральный закон не применяется к отношениям, связанным с:
1) оказанием услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;
2) закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и Федеральным законом от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»;
3) закупкой драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней соответствующих субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты драгоценные металлы и драгоценные камни; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 28.12.2013 № 396-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 203-ФЗ)
4) назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации либо судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации или в административном судопроизводстве в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 28.12.2013 № 396-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 08.03.2015 № 23-ФЗ)
5) привлечением адвоката к оказанию гражданам юридической помощи бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 28.12.2013 № 396-ФЗ)
6) закупкой товаров, работ, услуг участковыми избирательными комиссиями, территориальными избирательными комиссиями, в том числе при возложении на них полномочий иной избирательной комиссии, окружными избирательными комиссиями, избирательными комиссиями муниципальных образований (за исключением избирательных комиссий муниципальных образований, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации) во исполнение полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, а также при подготовке проведения общероссийского голосования; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 04.06.2014 № 140-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 27.02.2020 № 27-ФЗ)
7) привлечением избирательными комиссиями, комиссиями референдума граждан к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с обеспечением полномочий избирательных комиссий, комиссий референдума в период подготовки и проведения выборов, референдума, при подготовке проведения общероссийского голосования, по гражданско-правовым договорам, заключаемым с физическими лицами, в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 09.03.2016 № 66-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 27.02.2020 № 27-ФЗ)
8) осуществлением строительного контроля в процессе строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта объектов инфраструктуры, предназначенных для подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, закупкой товаров, работ, услуг, связанных с изготовлением, учетом, выдачей, заменой, использованием и поддержкой (обеспечением) функционирования персонифицированных карт зрителей чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, созданием и эксплуатацией необходимых информационных систем, созданием и функционированием средств связи и информационных технологий в соответствии с Федеральным законом от 7 июня 2013 года № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 03.07.2016 № 266-ФЗ)(В редакции Федерального закона от 29.12.2017 № 475-ФЗ)
9) закупкой товаров, работ, услуг Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, в том числе при возложении на них полномочий окружной избирательной комиссии, при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти, при подготовке проведения общероссийского голосования; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 28.12.2016 № 474-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 27.02.2020 № 27-ФЗ, от 29.05.2023 № 184-ФЗ)
10) взиманием оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки платы в соответствии с частью 4 статьи 241 настоящего Федерального закона; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 31.12.2017 № 504-ФЗ)
11) заключением соглашения об установлении сервитута в случаях и порядке, которые предусмотрены земельным законодательством; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 27.12.2019 № 449-ФЗ)
12) оплатой судебных издержек (издержек) в случаях и в порядке, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ)
3. Особенности регулирования отношений, указанных в части 1 настоящей статьи, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут быть установлены отдельными федеральными законами. (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 396-ФЗ)
Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
1. Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее — нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок). (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 216-ФЗ)
3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи. (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 351-ФЗ)
4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
41. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Дополнение частью — Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)
5. Федеральные законы, вносящие изменения в положения настоящего Федерального закона, касающиеся планирования закупок товаров, работ, услуг, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе установления новых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), контроля в сфере закупок, мониторинга закупок товаров, работ, услуг, аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг, вступают в силу не ранее 1 января очередного календарного года, следующего за годом их принятия, за исключением случаев их принятия после 1 октября текущего календарного года, при которых такие федеральные законы вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за очередным календарным годом. (Дополнение частью — Федеральный закон от 24.04.2020 № 124-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ)
6. Положения настоящего Федерального закона, касающиеся субъектов Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, применяются к федеральным территориям, органам публичной власти федеральных территорий, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, соответственно. (Дополнение частью — Федеральный закон от 02.07.2021 № 351-ФЗ)
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: (В редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 502-ФЗ)
1) контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — контрактная система в сфере закупок) — совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено настоящим Федеральным законом), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд; (В редакции федеральных законов от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 02.07.2021 № 360-ФЗ)
2) определение поставщика (подрядчика, исполнителя) — совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
3) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее — закупка) — совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
4) участник закупки — любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пунктом 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее — офшорная компания), либо юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»; (В редакции федеральных законов от 13.07.2015 № 227-ФЗ, от 16.04.2022 № 104-ФЗ, от 05.12.2022 № 498-ФЗ)
41) поставщик (подрядчик, исполнитель) — участник закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключен контракт; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 28.06.2022 № 231-ФЗ)
5) государственный заказчик — государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки; (В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 188-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 22.12.2020 № 435-ФЗ)
6) муниципальный заказчик — муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;
Закупки по 44-ФЗ простыми словами: последние изменения 2020 года
Федеральный закон 44-ФЗ принят 5 апреля 2013 года и начал действовать с января 2014 года. Он регулирует порядок государственных и муниципальных закупок. За два истекших года он подвергся существенным корректировкам, последние изменения вступили в силу совсем недавно. Ниже мы расскажем простым понятным языком, как осуществляются госзакупки и что обязательно нужно знать поставщикам товаров и услуг.
Получите/закажите консультацию по банковской гарантии прямо сейчас!
Когда вышла последняя редакция 44-ФЗ
Изменения в 44 закон о госзакупках вносятся ежегодно, причем ряд поправок начинает действовать сразу, а другие – только с начала следующего года. Последние корректировки подписаны Президентом 30 декабря 2020 года и вступили в силу с 1 января 2021 года. Редакция от 30 июня также предполагала ряд норм, актуальных лишь с нового года.
В полной версии закон о государственных закупках содержит более сотни статей, которые объединены в восемь глав. Вот краткое содержание ФЗ о госзакупках в редакции 2013 года с последующими изменениями:
- В главе 1 перечисляются термины и определения закона о тендерах и основополагающие принципы торгов.
- Вторая глава посвящается планированию, техническому и финансовому обоснованию и гласному обсуждению госзакупок.
- В третьей главе подробно рассматривается процесс торгов, процедуры от размещения тендера и рассмотрения заявок поставщиков до определения победителей и расторжения контрактов.
- Глава 4 посвящена аналитике и оценке эффективности тендерной системы.
- В пятой главе рассматриваются методы контроля исполнения обязательств сторон. Контроль ведут как заказчики, так и уполномоченные органы. По результатам контроля составляются реестры договоров и недобросовестных поставщиков.
- В главе 6 рассматриваются вопросы ответственности сторон и обжалования действий (или бездействия) участников торгов.
- Глава 7 трактует особые виды закупок, в которых возможны ограничения категорий поставщиков и публичной информации о предмете закупки. Это контракты, заключаемые с предприятиями энергетического и военно-промышленного комплекса, с подразделениями Министерства обороны и правоохранительных органов.
- В главе 8 участники торгов информируются обо всех изменениях предыдущих редакций 44-ФЗ (даты опубликования, вступления в силу и отмены).
По этой ссылке вы можете скачать полный текст ФЗ-44 о госзакупках в формате pdf.
О чём говорит закон?
44 федеральный закон – объёмный нормативный акт с большим количеством межстатейных связей, определений и терминов. В документ регулярно вносятся исправления. Актуальные принципы и положения закона обязан знать и уметь трактовать любой поставщик, стремящийся добиться успеха на рынке госзакупок. Закон определяет:
- порядок, в соответствии с которым заказчик выбирает поставщика товаров или услуг;
- пошаговую процедуру проведения разных видов закупок;
- принципы подписания, исполнения и возможного расторжения договоров.
44 закон о госзакупках детально трактует и другие сферы взаимоотношений поставщиков и заказчиков, но именно три перечисленных пункта наиболее важны для понимания обеими сторонами.
Цель закона – не только разово свести поставщика и казенного потребителя на оптимальных для бюджета условиях. Важно, чтобы сформировалась работающая система устойчивых связей госсектора и бизнеса, приносящая выгоду обеим сторонам. В то же время закон направлен на исключение из системы госзакупок недобросовестных участников, стремящихся нарушить нормы разумной конкуренции или предлагающих заведомо некачественные товары и услуги.
Мы постарались рассказать о контрактной системе максимально просто, создав нечто вроде курса «44-ФЗ для чайников». Но если вы не хотите или не имеете времени разбираться в юридических хитросплетениях самостоятельно, обращайтесь к нашим консультантам. Мы обучим работе в рамках 44 ФЗ, проконсультируем по конкретным вопросам правоприменения и поможем во время участия в торгах и на этапе исполнения контракта.
5 шагов для получения банковской гарантии
Как проводятся закупки по 44 ФЗ?
Остановимся на базовых понятиях нормативного акта.
Заказчик – государственное или муниципальное предприятие (орган законодательной или исполнительной власти, бюджетное учреждение и т.д.) публикует на специальном сайте запрос о том, что нуждается в поставке товара, оказании услуг или исполнении работ. В извещении даётся ссылка на тендерную документацию в виде электронных файлов.
Поставщики – юридические или физические лица (к последним относятся индивидуальные предприниматели и самозанятые граждане) – подтверждают соответствие требованиям 44-ФЗ и направляют заявку на участие в тендере. В заявке указываются качественные и количественные параметры поставки (работ, услуг) и необходимая информация о поставщике.
Заказчик оценивает заявки и потенциальных поставщиков, отказывает в участии тем, кто не соответствует параметрам тендера. Затем в ходе одной из возможных электронных процедур выбирается самое выгодное предложение.
Используя средства электронного документооборота и сертификаты электронной цифровой подписи (ЭЦП), стороны заключают контракт.
Поставщик в оговоренный срок исполняет условия контракта, заказчик принимает товар или работу и рассчитывается с поставщиком.
В перечень государственных и муниципальных заказчиков по 44-ФЗ могут входить:
- организации дошкольного, среднего и среднего специального, высшего и дополнительного образования;
- бюджетные медицинские учреждения;
- налоговые органы, пенсионный и внебюджетные фонды;
- органы государственного казначейства;
- предприятия сферы ЖКХ и благоустройства и т.д.
Все закупки по 44-му закону проходят по заранее утверждённому плану и финансируются из федерального или местных бюджетов.
Если предприятие с участием государства выделяет на закупку собственные ресурсы, такая сделка подпадает под нормативы 223-ФЗ.
Помимо непосредственных участников торгов (поставщиков и заказчика) в них принимает участие электронная торговая площадка (ЭТП), на базе которой и проходит тендер. Кроме того, в процедуре могут быть задействованы:
- уполномоченные контролирующие органы;
- аккредитованные эксперты и оценщики;
- банковские учреждения, обеспечивающие финансовые гарантии исполнения контрактов и выдающие поставщикам целевые кредиты.
Сорок четвёртый закон обеспечивает экономию бюджетных средств и прозрачность сделок, повышение качества товаров и услуг, снижает риск коррупционной составляющей при госзакупках. Частые изменения в законе направлены как раз на противодействие вновь появляющимся коррупционным схемам и устранение недоработок прежних редакций 44-ФЗ.
Оплата контрактов
Базовый принцип – постоплата. Авансирование встречается в исключительных случаях, например, при заключении социально значимых контрактов, требующих экстренного исполнения. В остальных случаях поставщики обязаны рассчитывать на собственные средства, кредиты или сторонние инвестиции. Увы, недоверие со стороны государственных заказчиков имеет под собой реальную почву: в прошлом никому не известные победители тендеров получали аванс и исчезали, не выполнив условия контракта. Постоплата – гарантия того, что на тендер заявится компания, прочно стоящая на ногах и имеющая опыт профильной хозяйственной деятельности.
Место проведения госзакупок
Закупки по 44-ФЗ проводятся на восьми аккредитованных виртуальных площадках. В прошлом поставщикам нужно было регистрироваться на каждой из них, что требовало значительных материальных и временных затрат, либо вынуждало отказываться от участия в перспективных тендерах.
Сейчас достаточно один раз зарегистрироваться в Единой информационной системе (ЕИС) и получить доступ сразу на все площадки. Альтернатива ЕИС – пользовательская система Тендерплан.
При регистрации поставщик получает доступ к полному реестру всех госзакупок в рамках 44-ФЗ, а также к реестру недобросовестных поставщиков. Ещё раз отметим, что обучение у нас не только поможет вам побеждать в тендерах и исполнять контракты, но и убережёт от попадания в черный список. Новички нередко невольно оказываются там из-за незнания элементарных принципов работы в сфере госзакупок.
Конкретный пример. ФЗ о госзакупках не требует непременного документального подтверждения заявленных в анкете сведений, действует декларативный принцип. Но если после заключения контракта выявится разночтение, это может стать чисто формальным поводом для расторжения контракта, внесения исполнителя в стоп-лист и отлучения от госзакупок на два года. Под удар попадает не только юридическое лицо, но и его директор и учредители. Даже если они создадут новую фирму, её участие в торгах останется под вопросом до снятия санкций с проштрафившейся компании.
- Копия паспорта ген. директора и учредителя (ВСЕ страницы).
- Карточка компании (реквизиты).
Контроль в государственных закупках
Каждый заказ по 44-ФЗ рано или поздно проверяется сотрудниками Минфина России. Проверка может иметь разную глубину, но это основная гарантия прозрачности конкурсных процедур.
За соблюдением здоровой конкуренции следит Федеральная антимонопольная служба. Любой поставщик вправе оспорить итоги тендера, если считает, что заказчик нарушил его права, отклонив заявку или отдав победу другому участнику. В случае признания жалобы, обоснованной итоги конкурса отменяются.
Кто может стать поставщиком?
Намереваясь влиться в ряды исполнителей госконтрактов, определите свое соответствие требованиям 44-ФЗ. К участию допускаются как представители малого и среднего бизнеса, так и крупные компании, а также некоммерческие объединения, индивидуальные предприниматели, самозанятые и просто физические лица.
Участник госзакупок не имеет права:
- иметь просроченную задолженность в бюджет;
- находиться в стадии ликвидации или банкротства;
- принадлежать к оффшорной юрисдикции;
- привлекаться к административной ответственности в течение двух последних лет;
- находиться в реестре недобросовестных поставщиков или иметь ограничение на участие в тендере по иной причине.
Руководитель и главный бухгалтер предприятия, а также ИП или физлицо не должны иметь непогашенных судимостей. Запрещены любые формы аффилированности между поставщиком и заказчиком.
При подаче заявки поставщик безусловно декларирует соответствие перечисленным требованиям. Заказчик проверять его не обязан. Если в дальнейшем выясняется, что предприниматель ввел заказчика в заблуждение, контракт расторгается, а нарушитель попадает в чёрный список на два года.
По статистике ежемесячно в России РНП пополняют до тысячи юридических и физических лиц. В настоящий момент в реестре около 16 тысяч нарушителей. Многие попали туда по незнанию правил и легкомыслию.
Механизм государственных закупок
Последняя редакция 44-ФЗ ориентируется на общемировую практику и предполагает исключительно электронную форму проведения конкурсных процедур. Исключения – лишь некоторые закрытые аукционы по оборонному заказу, поставкам стратегического сырья и т.д.
Схема торгов выглядит так:
- Заказчик составляет план-график закупок на год и определяет форму тендеров.
- Устанавливается начальная максимальная цена контракта (НМЦК).
- Выкладывается извещение о торгах.
- Публикуется подробная тендерная документация. Доступ к ней открыт для всех.
- Потенциальные поставщики подают заявки на участие в тендере.
- Заказчик отклоняет или одобряет заявки.
- Проводится непосредственная конкурсная процедура, на основании которой определяется победитель.
- Стороны подписывают контракт.
- Поставщик исполняет контракт. В ходе исполнения возможно заключение дополнительных соглашений без назначения нового тендера.
- Заказчик принимает товар или работу и публикует отчёт о завершении тендера. Если условия контракта не выполнены, запускается процедура расторжения и объявляется новый тендер. Расчёты в таком случае приостанавливаются до рассмотрения дела в суде.
Все перечисленные этапы предполагают массу тонкостей. Рассмотрим их подробнее.
Планирование
Публичный план-график закупок 44-ФЗ последняя редакция определяет как единственный электронный документ на финансовый год. Раньше основой считался план, который нельзя было менять. План-график – более гибок, закупки можно менять местами, расширять и сужать номенклатуру. План-график в виде схем и таблиц удобнее для изучения специалистами поставщика. В нём заказчик указывает:
- в каких товарах и услугах он нуждается;
- какие требования предъявляет к поставщикам;
- предполагаемые способы закупок;
- НМЦК по каждой закупке;
- условия участия;
- сроки;
- требования по обеспечению исполнения контракта (залог, банковская гарантия);
- критерии выбора победителя (в основном это лучшая цена, но возможна и оценка по совокупности параметров товара или услуги).
План-график – своеобразное подтверждение серьезности намерений заказчика, который заранее дает возможность претендентам ознакомиться с требованиями.
Размещение сведений о закупке
НМЦК, указанная в плане-графике, может быть скорректирована перед публикацией извещения о тендере. Потом менять её уже нельзя. Статья 22 44-ФЗ прописывает методику назначения НМЦК. От неё начинается снижение в ходе электронного аукциона.
Начальная цена определяется в результате:
- Анализа рыночной конъюнктуры.
- Расчета по норме затрат (ст.19 44-ФЗ).
- По методике расчёта тарифов (актуально для сферы ЖКХ и электросвязи, в том числе закупок услуг интернета).
- Исходя из составленного локального сметного расчёта (сфера строительства и ремонта).
Закон позволяет сочетание методов определения НМЦК, поскольку некоторые нормативы могут быть устаревшими.
Это важно! Необоснованное снижение цены в ходе аукциона не гарантирует победу! Закон 44-ФЗ предполагает действенные антидемпинговые механизмы. Снижение цены более чем на четверть от НМЦК автоматически требует от претендента предоставления финансовых гарантий исполнения контракта (даже если такого условия изначально в документации не было). Более мягкий вариант – предоставление сведений о качестве поставляемого товара и подтверждение исполнения аналогичных контрактов в прошлом (обычно берутся три последних записи из истории поставщика). Если за год контрактов не было вообще, придётся привести доказательства четырех безупречных поставок за последние два года. Если и такого опыта нет – только предоставление банковской гарантии или внесение залога на специальный депозит.
Извещение о тендере
Извещение публично размещается в ЕИС. Оно содержит максимально подробную информацию о конкурсной процедуре. В документе указываются контакты ответственного лица заказчика, которое предоставит дополнительную информацию. Также извещение информирует о:
- детальных условиях контракта (что, куда, в какие сроки поставить, какую услугу оказать, какие работы выполнить и т.д.);
- источнике финансирования (федеральный или региональный бюджет, совместное финансирование);
- критериях выбора поставщика;
- ограничениях или привилегиях для определенных категорий поставщиков (например: в закупке могут участвовать только субъекты малого и среднего бизнеса (МСП), она запрещена для иностранных участников и т.д.).
- цене контракта.
В последнем случае может быть указана НМЦК, примерная цена или даже формула, по которой рассчитывается стоимость;
Если тендер предполагает обязательное финансовое обеспечение заявки, в извещении указывается сумма депозита или банковской гарантии.
Разновидности тендеров
Законодатель разрешает в исключительных случаях делать заказ единственному поставщику, однако в приоритете – конкурентный способ определения исполнителя контракта (статья 24 44-ФЗ).
- Открытый конкурс.
- Открытый конкурс с ограничением участников.
- Открытый конкурс, проводимый в два этапа.
- Закрытый конкурс.
- Электронный аукцион.
- Запрос котировок.
- Запрос предложений.
Конкурсы обычно призваны выявить исполнителей по самым крупным и общественно значимым проектам. В конкурсе важна не столько цена, сколько соотношение сроков, цены и качества.
При открытом конкурсе вся документация размещается в ЕИС, одинаковые требования предъявляются всем претендентам. Заказчик тщательно изучает заявки кандидатов, их опыт в выполнении аналогичных проектов, техническое оснащение, квалификацию персонала. Победителем считается компания, предложившая оптимальные условия по нескольким актуальным параметрам.
Ограниченный конкурс объявляется в случае закупки специфических услуг, выделенных постановлением Российского правительства от 04.02.2015 г. Их исполнители должны соответствовать строгим квалификационным требованиям, иметь лицензии или допуски саморегулируемых организаций. Такие конкурсы проводятся в сфере транспорта, реставрации памятников культуры, IT-индустрии, обеспечения пожарной безопасности и т.д. Помимо лицензии на определенные виды деятельности претендент должен предоставить подтверждение финансовой состоятельности, квалификации работников, опыта реализации подобных проектов.
Двухэтапный конкурс предполагает изначальную подачу заявок без цены. Заказчик оценивает силы претендентов и отбирает лучших. Они соревнуются в предложении наименьшей стоимости контракта. Такие тендеры чаще всего объявляются в сфере капитального строительства, науки, высоких технологий.
Информация о закрытых конкурсах на ЕИС не публикуется. Заказчик высылает предложения каждому выбранному им кандидату. Такая форма тендера связана с необходимостью сохранения коммерческой или государственной тайны, особой ценностью предмета закупки. Все участники закрытых конкурсов проходят проверку ФАС и правоохранительных органов – это исключает применение коррупционных схем.
Электронный аукцион – наиболее популярная и динамичная форма проведения госзакупок в рамках 44-ФЗ. 6 тендеров из 10 проходят именно в таком формате. Он регламентируется статьей 68 закона о закупках.
Документация об аукционе (информационная карта и приложения) размещается на ЕИС. Изучив её, поставщик подает заявку, состоящую из двух частей – анонимной и персонализированной. Заказчик видит только первую часть. Оценив соответствие безымянных претендентов, он по формальным признакам одобряет или отклоняет заявки.
С началом аукциона допущенные участники играют на понижение, соблюдая шаг аукциона и время подачи предложений. Назвавший наименьшую цену признается победителем. После этого заказчику становятся видны вторые части заявок. Он проверяет соответствие 44-ФЗ конкретного победителя и, если всё в порядке, заключает с ним контракт. Если поставщик по формальным признакам не мог участвовать в аукционе, но все же подал заявку, его победа аннулируется, сам он отправляется в РНП, а заказчик переходит к работе с поставщиком, занявшим второе место.
Запрос котировок – самая старая, простая, но негибкая форма тендера. Претенденты присылают единственную заявку с фиксированной ценой. Кто предложит меньше, тот и победитель. Ввиду архаичности запросов котировок существует ограничение – они используются при закупках на сумму не более полумиллиона рублей.
Запрос предложение используется, когда конкурс не состоялся или победитель отказался исполнять контракт, а времени на новый конкурс нет. Заказчик вправе обратиться к оставшимся участникам с запросом предложений.
Как обеспечивается подача заявок?
В недавнем прошлом случаи, когда победители уклонялись от подписания контракта, были массовыми. Для предупреждения недобросовестного поведения ещё до принятия 44 ФЗ о закупках стали активно использоваться механизмы обеспечения заявки.
Сейчас их две – депозит на специальный счёт и гарантия кредитной организации.
Размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе должен составлять:
1) от 0,5% до 1% начальной (максимальной) цены контракта, если размер начальной (максимальной) цены контракта меньше двадцати миллионов рублей;
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
2) от 0,5% до 5% НМЦК, если она превышает двадцать миллионов рублей.
Если стоимость закупки невелика, подрядчику проще внести собственные средства. Для обеспечения крупных контрактов они обращаются в банки. Получить гарантию дешевле и проще, чем взять кредит, тем более на крупную сумму.
Если, внеся обеспечение или заручившись гарантией банка, исполнитель уклонится от заключения контракта, его деньги (или деньги банка) будут перечислены заказчику в качестве компенсации за сорванную закупку. Компания попадет в РНП. Кроме того, ей еще предстоит разбираться с банком. Коллизии, возникающие по этому поводу при удержании обеспечения, рассматривает статья 104 закона о госзакупках.
Если выполняется закупка у СМП, участник освобождается от внесения обеспечительного взноса, представив доказательства успешного выполнения трех контрактов в течение года. Не платят взнос также исполнители — бюджетные учреждения.
Сумму залога на спецсчёт рекомендуется переводить заранее, приложив электронную копию поручения к тендерной документации.
Банковская гарантия дается безотзывно. Если поставщик нарушит условия контракта, деньги автоматически спишутся с корреспондентского счета банка в пользу заказчика. Минфином определен ограниченный перечень 208 российских банков, имеющих право выдавать гарантии в рамках 44-ФЗ.
Обязанности заказчика по 44-ФЗ
Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка
Антикризисное предложение до 05 октября
Полезные материалы для скачивания
Видеообзор изменений в госзакупках в связи с COVID-19
Изменения в законодательстве по госзакупкам
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
Новые условия заключения прямого договора
Аукцион в электронной форме
Обзор нормативной базы и порядка проведения и участия
Планирование закупок по 44-ФЗ
Кадровое обеспечение по 44-ФЗ
Требования к контрактной службе, комиссии по осуществлению закупок,
приемочной коммисии, профстандарты
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
- Кто является заказчиком по 44-ФЗ
- Общие обязанности заказчика по 44-ФЗ
- Обязанности заказчиков по отчетам в рамках 44-ФЗ
- Административная ответственность заказчика за несоблюдение своих обязанностей
- Уголовная ответственность заказчика
Закупочная деятельность строго регламентирована, и обязанности заказчика по 44-ФЗ не стали исключением – закон обозначает как общие положения, так и необходимую отчетность. За нарушение тех или иных пунктов предусмотрена административная ответственность, а в некоторых случаях – уголовная.
Однако, прежде чем начать рассмотрение обязанностей заказчика, будет необходимо определиться с терминологией и понять, кто именно является заказчиком с точки зрения законодательства. Обо всем этом расскажем в нашей статье.
Кто является заказчиком по 44-ФЗ
Условия функционирования системы государственных закупок жестко регламентированы законодательством. Заказчиками выступают различные государственные и муниципальные организации, финансирование которых осуществляется из бюджета соответствующего уровня. Перечень типов учреждений, которые являются заказчиками, приведен в статье 3 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок».
Законодательством также установлено, что учреждения, имеющие различную организационно-правовую форму, выступая в роли заказчика, наделяются своим объемом полномочий.
Чтобы обеспечить регулирование в сфере госзакупок и разграничить права и обязанности заказчика по контракту 44-ФЗ, законом принято разделение государственных бюджетных учреждений на следующие виды:
- госорган (в том числе орган государственной власти);
- орган управления внебюджетным фондом;
- казённое учреждение;
- бюджетное учреждение;
- унитарные предприятия (за исключением ФГУП, которые имеют существенное значение для защиты прав и интересов граждан, а также обороны и безопасности страны);
- корпорация «Росатом»;
- корпорация «Роскосмос».
Что касается организаций муниципального уровня, которые также являются заказчиками в системе госзакупок в соответствии с 44-ФЗ, то они подразделяются на муниципальные органы и казенные учреждения, представляющие интересы муниципального образования. Их деятельность ограничена бюджетным законодательством, в соответствии с которым на данные учреждения возлагаются определенные бюджетные обязательства.
Общие обязанности заказчика по 44-ФЗ
Вне зависимости от типа бюджетного учреждения права и обязанности заказчика по 44-ФЗ одинаковы. Однако закон предусматривает определенные ограничения, в частности для автономных учреждений, когда для реализации закупки действуют особые правила.
Права заказчиков по 44-ФЗ:
- приобретение товаров, работ и услуг, финансируемое из бюджета соответствующего уровня;
- проведение закупок в электронной форме с использованием ЭТП;
- свобода выбора способов закупок с учетом норм 44-ФЗ;
- делегирование уполномоченной организации функций заказчика по закупке в любом объеме;
- участие в разборе жалоб на действия заказчиков в рамках закупок;
- заключение государственных и муниципальных контрактов.
К обязанностям заказчиков по 44-ФЗ относятся:
- назначение лиц, ответственных за реализацию закупки: закупочная комиссия, контрактный управляющий;
- составление плана-графика закупок с указанием сроков и периодичности;
- публикация в ЕИС извещения о закупке и конкурсной документации;
- разработка понятных критериев, по которым проводится оценка заявок участников;
- анализ поступивших заявок и выбор победителя конкурсной процедуры;
- разъяснение содержания документации по закупке по запросам участников;
- выполнение экспертизы объекта поставки, если требуется;
- приемка товаров, работ и услуг в оговоренные сроки;
- оплата поставки по контракту в оговоренные сроки;
- оформление и направление в соответствующие инстанции отчетной документации;
- направление информации о недобросовестных поставщиках в РНП.
Обязанности заказчиков по отчетам в рамках 44-ФЗ
Как было указано выше, одной из обязанностей заказчика по 44-ФЗ является составление и направление отчетов. До введения поправок к закону 44-ФЗ заказчик должен был формировать 4 отчета. Теперь же информация предоставляется только по одному направлению:
- по количеству закупок у СМП и СОНКО в течение года.
Сведения по объему закупок у предприятий малого бизнеса и некоммерческих организаций социальной направленности должны быть размещены в ЕИС до 1 апреля года, следующего за отчетным. В соответствии с законом заказчики обязаны закупать у данных организаций не менее 15 % от годового объема товаров, работ и услуг. В отчет в том числе должны быть включены сведения о закупках, которые не состоялись по любым причинам, если контрагентами были представители СМП и СОНКО.
Помимо этого, заказчик обязан в ЕИС заполнить ежегодный отчет, в который заносятся данные по осуществлению крупных проектов с участием государства. В законе нет указания, в какой срок необходимо предоставить данный отчет.
Раньше, до 12 мая 2019 г., заказчик обязан был отчитываться по результатам исполнения контракта. Но после упразднения ч. 9–12 ст. 94 44-ФЗ делать этого не требуется. Отчет по закупкам у единственного поставщика с аргументацией такой необходимости потерял актуальность с 31 июля 2019 года.
Административная ответственность заказчика за несоблюдение своих обязанностей
С 1 января 2021 года планируется введение поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) и Гражданский процессуальный кодекс РФ. 30 января 2020 года Минфин разместил проект этих нормативных актов на соответствующем сайте. Вопросу нарушений при проведении государственных закупок в новом административном кодексе посвящена 28 глава. Также в ней приводятся санкции за несоблюдение закона отдельными видами юридических лиц и представителями сферы гособоронзаказа в ходе закупочных процедур.
Размер штрафов за нарушение законов 44-ФЗ, 223-ФЗ и 275-ФЗ останется без изменений. При неисполнении своих обязанностей заказчик по контракту в рамках 44-ФЗ и прочих нормативных актов должен заплатить неустойку в размере до 500 000 руб., максимальный размер штрафа для должностных лиц — 50 000 руб.
ВАЖНО! Если нарушение будет квалифицировано как малозначительное, то мерой наказания за него является предупреждение.
В соответствии с поправками к Кодексу РФ об административных правонарушениях, которые вступят в действие с 2021 года, предусматриваются следующие санкции за нарушение закона:
Статья в новом КоАП
Ответственность
Нарушения положений контрактного законодательства при выборе процедуры определения поставщика и разработке ее условий наказываются штрафом.
Нарушение требований по размещению информации в ходе государственной закупки наказывается штрафом.
Нарушения порядка, предусмотренного для проведения госзакупки, наказывается штрафом.
Нарушение процедуры и сроков при возврате обеспечения заявок, исполнения контракта наказывается штрафом. Также штраф предусмотрен, если не соблюдается порядок или сроки блокировки спецсчета, на который вносятся вышеуказанные суммы.
Нарушения в ходе проведения электронной процедуры наказываются штрафом.
Нарушения, допущенные в процедуре заключения контракта, а также в регламенте его корректировки, наказываются штрафом.
Нарушения, допущенные при оплате за поставленные товары, выполненные работы или услуги, в том числе несоблюдение сроков, наказываются штрафом.
Нарушения, допущенные в ходе закупок отдельными видами юридических лиц, наказываются штрафом.
Отказ или уклонение подрядчика от подписания государственного контракта, если закупка проводится в сфере гособоронзаказа (ГОЗ), наказывается штрафом. То же самое относительно договора, исполнение которого требуется для реализации ГОЗ.
Нарушение обязательных требований к продукции, относящейся к оборонной сфере, наказывается штрафом.
Ликвидация или перепрофилирование промышленного оборудования, продукция которого является объектом поставки по гособоронзаказу, наказывается штрафом.
Использование на другие цели бюджетных средств, выделенных для закупок в сфере гособоронзаказа, наказывается штрафом.
Нарушение требований в отношении ведения раздельного учета в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности наказывается штрафом.
Неисполнение или исполнение не должным образом государственного контракта в сфере гособоронзаказа, а также действия (бездействие) подрядчика, результатом которых стало неправомерное увеличение цены ГОЗ, наказываются штрафом.
Отклонение от положений государственного контракта в сфере гособоронзаказа наказывается штрафом.
Непредоставление информации относительно заключения и исполнения контрактов в сфере гособоронзаказа по предусмотренным законом правилам наказывается штрафом.
Проведение уполномоченным банком непредусмотренных соответствующим законодательством транзакций по контрактам в сфере гособоронзаказа наказывается штрафом.
Несоблюдение регламента банковского сопровождения, нарушение уполномоченной финансово-кредитной организацией обязанностей, связанных с реализацией контрактов в сфере гособоронзаказа, наказываются штрафом.
Нарушение в регламенте обнародования сведений в ИАС, в том числе при сравнении цен на однотипные товары, работы, услуги при осуществлении госзакупок в сферах ГОЗ и гражданской, наказываются штрафом.
Уголовная ответственность заказчика
Если при нарушении регламента проведения государственной закупки виновные несут административную ответственность, то при выявлении фактов должностных злоупотреблений, мошенничества, взяточничества правовое регулирование осуществляется в соответствии с Уголовным кодексом РФ. Как ни прискорбно, в сфере госзаказов подобные преступления происходят регулярно.
К уголовной ответственности по фактам нарушения закона при осуществлении государственной закупки могут привести действия контрагентов, предусмотренные следующими статьями Уголовного кодекса РФ:
- Статья 159 «Мошенничество». Например, мошенничеством является хищение денежных средств в ходе государственной закупки. Статья предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет.
- Статья 290 «Получение взятки». Привлекается к ответственности должностное лицо со стороны заказчика, уличённое в получении денег или иных ценностей, услуг от участника конкурсной процедуры, например, за победу в ней. Статья предусматривает штраф, равный 70-кратному размеру взятки, либо заключение под стражу на максимальный период 15 лет.
- Статья 291.1 «Посредничество во взяточничестве». Ответственность предусмотрена для субъекта, который по поручению участника передает взятку должностному лицу со стороны заказчика. Также в качестве посредничества расценивается любое участие в переговорах и прочие действия, направленные на передачу взятки представителю заказчика (контрактному управляющему, члену закупочной комиссии и т. д.). Виновному присуждается штраф, в 30 раз превышающий сумму взятки, или заключение под стражу сроком до 7 лет.
- Статья 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств». Данное действие заказчика попадает в правовое поле Уголовного кодекса РФ, когда бюджетные средства израсходованы в сумме свыше 1,5 млн руб. Наказание к виновному применяется в виде лишения свободы сроком до 5 лет. При меньших объемах нецелевых трат наступает ответственность в соответствии со статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде дисквалификации либо штрафа до 50 000 рублей.
В частности, не просто нарушением, а преступлением, ответственность за которое предусмотрена уголовным законодательством, будут действия участника конкурсной процедуры, когда он заплатил некоторую сумму представителю заказчика, за что последний поспособствовал победе этой организации в тендере и последующему заключению контракта.
Еще один пример: бюджетной организацией заключен контракт на оказание услуги, заказчик подписал акт выполненных работ, перечислил деньги исполнителю, хотя сама услуга оказана не была. Средства заказчик и исполнитель делят между собой. Такие действия также квалифицируются как преступление, преследуемое в рамках уголовного права.
Одним из главных звеньев сферы государственных закупок является заказчик. Законодательство о контрактной системе, учитывая статус этой стороны, наделяет ее значительным спектром полномочий, позволяющих наиболее эффективно осуществлять снабжение государственных и муниципальных органов и расходовать бюджетные средства. Также правовые нормативные акты устанавливают перечень обязанностей заказчика (по 44-ФЗ и прочим документам), неисполнение которых влечет за собой административную и уголовную ответственность.
При этом следует иметь в виду, что наказание в виде штрафов предусмотрено не только для юридического лица, но и сотрудники заказчика несут персональную ответственность за собственные неправомерные действия (бездействие) – на должностных лиц также накладываются штрафы и применяются дополнительные меры, такие как дисквалификация.