Финансовая грамотность для детей: как научить ребёнка обращаться с деньгами
Одна из важных родительских задач – дать детям полноценное воспитание. При этом родители часто не пытаются научить ребёнка обращаться с деньгами, развивая в нём плохие финансовые привычки: жизнь не по средствам, любовь к долгам, непонимание денежных отношений в обществе и простых экономических процессов. Избегать этого помогает финансовая грамотность для детей, которую можно осваивать ещё до школы.
В этой статье мы собрали основные приёмы для детей разного возраста, которые лучше познакомят их с финансами.
Зачем ребёнку финансовая грамотность
Цель финансовой грамотности в том, чтобы помочь детям социализироваться и достичь успеха в будущем. Они узнают, как работает экономика в обществе и формируют правильное отношение к деньгам.
Воспитание финансовой грамотности помогает:
- Осознать, что деньги зарабатывают трудом и законными способами.
- Разобраться, как неправильное обращение с деньгами приводит к бедности.
- Грамотно управлять деньгами и копить их.
- Избегать небезопасных финансовых схем: кредитов и микрозаймов, зарплаты в конверте, пирамид и т.д.
Дошкольный возраст (3–7 лет)
В этом возрасте нужно привить ребёнку понимание дохода как результата труда. Важно, чтобы он знал, что родители работают и получают за это деньги. С этого и начинается формирование финансовой грамотности у детей.
Покажите ребёнку, как и для чего вы работаете
Рассказывайте ребёнку о своих успехах на работе или даже приведите его туда, чтобы показать, чем вы занимаетесь. Но объясните, что деньги – не единственное мерило отношений. Это поможет избежать одержимости карманными сбережениями. Покажите, что делаете работу по дому не ради вознаграждения, а потому что заботитесь о семье: «Я покошу газон на даче, чтобы нам было приятно смотреть на него и удобно вместе играть».
Придумывайте игры с деньгами
Показывайте ребёнку монеты и купюры разных номиналов и не бойтесь включать их в игровые сценарии. Такие игры для финансовой грамотности развивают моторику, внимание, речь, визуальную память, а также повышают интерес к математике. Сортируйте деньги по номиналу, цвету, размеру. Вместе ищите закономерности – одинаковые или лишние в ряду монеты и купюры.
Включайте детям мультики про финансы
Включите мультфильмы с образовательным подтекстом. Например, некоторые серии «Смешариков» посвящены кредитам, накоплениям, договорам и даже инвестициям. В «Фиксиках» рассказывают, откуда взялись деньги и почему из-за них нельзя ссориться. А в мультике «Три кота» можно узнать, как правильно вести себя во время первого похода в магазин. Есть и специальные мультфильмы – «Азбука денег тётушки Совы» и «Азбука финансовой грамотности для детей».
Поиграйте в «Магазин»
Он же «Рынок» или «Купи-Продай». Это репетиция реального шопинга. Необязательно использовать для оплаты листики, пусть дети привыкают к настоящим деньгам. Расставьте на столе разные товары и закрепите на них ценники, а потом решите, кто будет покупателем, а кто продавцом. Задача первого – собрать нужную сумму на покупку и получить сдачу, а задача второго – пересчитать полученное.
Младший школьный возраст (7–11 лет)
Обучение детей финансовой грамотности на этом этапе помогает в общении со взрослыми и одноклассниками. К начальной школе ребёнок должен уметь делать покупки и понимать, что такое размен и сдача или как работает оплата карточкой. Это важно, как минимум, для покупки обедов в столовой. Подарите ему копилку, чтобы он складывал туда денежные подарки.
Дайте понять, что у каждой вещи есть цена
В младших классах познакомьте ребёнка с покупками в крупных магазинах и смыслом чека. Попросите его самого расплатится на кассе. Постарайтесь не потакать минутным желаниям ребёнка на шопинге. Расскажите, что у вещей есть своя цена и почему каждая из них стоит по-разному. Затем составьте список желаемого и определите что нужно сделать, чтобы купить это.
Например: «Если выступишь на олимпиаде по математике, то мы сможем купить тебе эту вещь». Главное, не поощрять ребёнка за то, что он хорошо учится или убирается в комнате. Так, он может начать шантажировать. Поощряйте только сверхусилия – то, что не входит в его обязанности.
Читайте книги по финансовой грамотности для детей
Организуйте совместное полезное чтение. Например, у Сергея Федина есть книга «Финансовая грамотность» в двух частях. Это учебник с вопросами и задачами как о семейном бюджете, так и об истории экономических процессов. Другой вариант – «Пёс по имени MoneY» от Бодо Шефер. Главный герой – лабрадор, который учит девочку Киру разбираться в деньгах. Можно прочитать Игоря Липсица – «Удивительные приключения в стране Экономика».
Скачайте приложения по финансовой грамотности для детей
При поддержке Министерства финансов РФ разработана игра «Финзнайка» для детей 1–4 классов. Она доступна на Android или IOS . Там можно решать тесты, квесты, кроссворды и загадки на тему бюджета, банков, валюты и бизнеса. Плюс приложения в том, что родители могут зарегистрироваться как наставники и создавать свои задания.
Ещё можно пройти уроки по финансовой грамотности в «Умназии». Это онлайн-платформа, где есть целый интерактивный курс по финансовой грамотности для младших и средних школьников . В программе курса 5 ступеней, а задания сделаны в игровой форме. Они улучшат навыки обращения с деньгами, разовьют самостоятельность ребёнка, повысят интерес к учёбе, познакомят с банковскими продуктами и главными законами денег.
Поиграйте в «Монополию»
Легендарная настольная игра «Монополия» (она же «Менеджер», «Бизнесмен» или «Империя») – это отличный вариант обучения бюджету и планированию. «Монополия» развивает экономические мышление, целеустремлённость и внимательность.
Старший школьный возраст (11–14 лет)
Финансовая грамотность детей школьного возраста направлена на работу с первым бюджетом и навыками накопления. Ребёнка можно подробно познакомить с понятием карманных денег. Если регулярно давать ему их, он начнёт составлять свой первый бюджет, сравнивая расходы и доходы.
Расскажите про регулярные расходы, инфляцию и налоги
С 11 лет ребёнок уже понимает, кто зарабатывает деньги в семье. Однако воспринимает зарплаты взрослых как космические по суммам, так как не задумывается о тратах на продукты и ЖКХ. Будет хорошо, если вы проявите доверие и будете честны с ним, рассказав, какие основные статьи расходов у вас есть. Можно коснуться тем инфляции и налогов.
Доверьте ребёнку большую сумму денег
Чтобы научить детей финансовому планированию, договоритесь с ними, что дадите им деньги сразу на весь месяц. Объясните, что они должны правильно спланировать свои расходы и «растянуть» этот бюджет на весь срок. Если ребёнок обратился к вам за деньгами раньше срока, предупредите его, что в следующий раз не станете ему помогать (кроме самого нужного) до начала нового месяца.
Родителям важно быть последовательным в решениях. Когда ребёнок не выполнит договорённостей во второй раз, вы должны отказать ему в карманных деньгах, иначе он не поймёт урока.
Установите на смартфон ребёнка приложения, которые помогут ему в планировании
Чтобы помочь ребёнку с накоплениями, установите специальное приложение на смартфон, которое предостережёт от лишних трат и напомнит, что мечта ещё не исполнилась. Это могут быть Bankaroo (виртуальный банк) или Alzex Finance (семейный бюджет). Но учитывайте, что русский интерфейс есть не везде.
Сделайте ребёнку банковскую карту
Если вы открываете детям первую карточку, скачайте отдельные банковские приложения: Tinkoff Junior, СберKids, Райффайзен-Start. Там можно устанавливать лимиты трат и отслеживать расходы, но лучше, когда он сам будет контролировать свои деньги. Выбирайте софт, где есть кэшбек, бонусы, подарки от партнёров. Так ребёнок почувствует больше самостоятельности.
Выбирайте более сложные настольные игры
Когда игры в «Монополию» станет недостаточно, выберите усложнённые или альтернативные варианты. Поиграйте в «Денежный поток», «Капитал», «Миллионер», «Миллиардер» или в «Антимонополию». Игры помогут узнать, как строить финансовую империю, конкурировать в бизнесе и даже создавать налоговую систему.
Подростковый возраст (14–18 лет)
Этот возраст – репетиция взрослой жизни. Хорошо, если подросток устроится на работу хотя бы на лето. Вы можете помочь ему в этом, договорившись с друзьями семьи или другими родителями, чтобы подросток не испытывал лишний стресс в совсем чужой компании. Важно в этот момент рассказать, в чём суть договорных отношений и как вовремя отличить финансовых мошенников.
Составьте вместе финансовый план
Предложите ребёнку вести регулярный финансовый план. Личное планирование может быть не долгим – до года, но зато оно приучит к чёткому достижению целей. Распределите доходы по необходимым и второстепенным тратам, откладывая при этом 10% в копилку, а 5% – как финансовую подушку на чёрный день.
Покажите финансовые лайфхаки
Обучите методу пяти конвертов, где нужно разделить месячный бюджет на пять и разложить полученное по конвертам. Четыре конверта – это бюджет на месяц (один конверт на одну неделю). Пятый конверт – накопления, которые нельзя трогать.
Дайте подростку больше интересных книг
Подойдут «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Клейсона, «Юный инвестор» – Кэтрин Бейтам, «Деньги. Мастер игры» – Энтони Робинс. Ещё есть подростковая версия известной книги «Богатый папа, бедный папа» от Роберта Кийосаки. Финансовую грамотность выпускников школы можно подтянуть через комикс «Экономикс», где понятным языком и в картинках рассказывают даже про капитализм и меркантилизм.
Дети и финансовая грамотность. Как научить малышей распоряжаться деньгами?
Дети и финансовая грамотность: в этой статье разберем, как научить малышей распоряжаться деньгами.
Дети разного возраста и методы индивидуальной «прокачки»
Дети и обучение их грамотному использованию финансов – важный элемент адаптации в современном «оцифрованном» обществе. Почему? Потому что это – введение в социологию, экскурс в дебри арифметики и психологическая основа будущего выживания в быстро меняющемся мире.
Казалось бы, все просто: научите ребенка считать и проблема будет решена. На самом деле, речь идет о сложной системе, состоящей из многих отдельных аспектов.
Пример серьезного отношения к решению подобных вопросов
В учебных заведениях Британии еще семь лет назад ввели уроки по обучению финансовой грамотности. Умение распоряжаться деньгами, как посчитало британское Министерство образования, не менее важно, чем знание языка или физики.
И что же конкретно на этих уроках изучают?
Дети знакомятся с системой налогообложения, законами о займах, методами правильного использования кредитных и дебетовых банковских карт. На уроках дают практические советы по стратегии оборота денег, учат школьников делать накопления, планировать свое финансовое будущее. Как видите, все очень серьезно.
Карманные деньги – вчерашний день семейной экономики?
В странах Европейского Союза финансовые отношения в семьях меняются буквально на глазах. Перевод денег на виртуальный счет подростков стал обычным явлением. С точки зрения контроля это намного лучше карманных денег. У ребенка они, как известно, часто «пропадают» непонятно где.
В немецких семьях дарят школьникам презенты с чеком по случаю именин, и это уже давно никого не удивляет. При желании подарки можно сдать или обменять в магазине на что-то другое.
В Германии работает ряд специальных проектов, направленных на повышение финансовой грамотности детей дошкольного возраста и школьников.
Вопрос по «карманным» деньгам решается управлением по делам несовершеннолетних на основании строгих научных рекомендаций.
Дошкольники – два евро в месяц.
- Дети от десяти до двенадцати лет – 13–16 евро в месяц.
- Подростки до 17 лет – не больше 45 евро в месяц.
Обратите внимание. Одна из важных рекомендаций – выдавать школьникам «месячные деньги» не малыми частями, а сразу все, каждого первого числа. Обучение правильному распределению личных «карманных» финансов и стратегическое планирование будущих трат должны регламентироваться с чисто немецкой основательностью.
Азы финансовой социализации. Неужели в Европе все выглядит так оптимистично?
Увы, но статистика свидетельствует о серьезных проблемах в этой сфере. И речь даже не о детях, а о вполне взрослых, сложившихся людях.
Около тридцати процентов жителей европейских стран плохо разбираются в самой сути финансовых услуг.
Это бескомпромиссный показатель удручающей экономической неграмотности заметной части населения Европы.
О том, что перед нами серьезная проблема, свидетельствуют и неутешительные сводки новостей. Мошенники с поражающей скоростью «чистят» счета наивных пенсионеров по всему цивилизованному миру. А еще многие люди не умеют использовать «на все сто» банковские возможности, бонусы и акции по картам. Добавьте к этому неумение наращивать финансы и переоценку своих способностей – и вот вам обоснование взяться за исправление безграмотности в отношении денег всерьез и надолго.
Обучение азам финансовой грамотности следует начинать с самого юного возраста. Только так, и никак иначе этот вопрос не решается.
Экономика начинается с понятия стоимости и обмена. Эти базовые основы малыши способны постигать уже с трехлетнего возраста. Специалисты из Кембриджского университета на научной основе изучали проблему формирования у малышей финансовых привычек.
Их заключение чрезвычайно важно с точки зрения организации обучения детей обращению с деньгами: то, что сформировалось в семилетнем возрасте, изменить в дальнейшей жизни практически невозможно.
Семья – ячейка общества. Ее роль за последнее время сильно снизилась. Но ведь именно в ней формируется ребенок как личность со всеми будущими недостатками и преимуществами. «Финансовая социализация» начинается с того, что малыш копирует поведение своих родителей. Как правило, аккуратно обращаются с деньгами те дети, чьи родители «берегут копейку» и умеют грамотно распределять семейные финансовые потоки. То есть умение копить и хорошо считать деньги напрямую зависит от паттернов поведения, а они формируются в самом раннем детстве на основе культивируемых семейных ценностей.
И здесь мы смело вступаем в область психологии. Зефирный эксперимент, проведенный Стэнфордским университетом, еще в середине прошлого века указал четкий ориентир в воспитании «человека успешного». Вы готовы потерпеть сегодня, чтобы завтра получить больше? Тогда вас ждет неплохое с точки зрения рациональности будущее.
Вот что пишет финансовый эксперт Бетт Коблинер в своей книге «Make Your Kid a Money Genius»:
«Терпение – вот настоящий учитель жизни. Если ваш малыш терпеливо дожидается своей очереди для игры на детской площадке, через десять лет он с таким же упорством будет откладывать деньги».
Финансовая грамотность складывается из практического применения знаний и личных качеств ребенка. С какого возраста начинать обучение? С трех лет.
«Когда деревья были маленькими»
Начиная с трех лет, дети изучают базовые основы экономики на наглядных примерах. Практика и еще раз практика. Обычная игра в магазин или кафе – это ли не повод «по-серьезному» расплатиться за услуги? Ребенок в процессе увлекательной игры быстро усвоит все возможные виды денег и оплаты ими. Через время он сам предложит оплатить покупку еды через Google Play или снять деньги в банкомате. И вас уже не будет удивлять его предложение сравнить цены игрушек в разных виртуальных магазинах.
Тактильные ощущения
Важно к процессу обучения подключить как можно больше рецепторов. Дети должны понимать, что финансы – продукт сугубо материальный. Уделите время визуальному и тактильному изучению монет и купюр. Выполняйте транзакции возле терминала вместе со своим малышом.
Выбираете продукты в маркете? Объясните сыну или дочке, почему вы покупаете именно эту сметану. Например, она стоит дешевле (по акции) и при этом очень хорошего качества. Покупка дорогой вещи должна сопровождаться рассказом об экономии, планировании и стратегии грамотного выбора.
Личный бюджет
Ребенок должен иметь понятие о том, как накапливаются деньги на карточке, в конверте или копилке. Отдельно можно завести конверт для «далекой мечты».
А Адма Хо и Кеон Чи в своей книге «Дети и деньги» советуют заводить сразу три вида накоплений:
- на сбережения;
- на текущие расходы;
- на благотворительность.
На практике ребенок учится понимать, что такое бюджет, с помощью приоритетности покупок. Он может или тратить каждый день небольшую сумму, или отложить все деньги на приобретение более дорогой вещи.
Деревья приносят первые плоды
Дети от семи и до тринадцати лет пользуются «карманными» деньгами. От терпеливости, силы воли, финансовой грамотности малышей напрямую зависит их качество жизни.
Этот период жизни чрезвычайно важен в отношении формирования правильного мировоззрения, ведь дети все чаще замечают проявление социального неравенства. У Макса крутой «двенадцатый» от Эйпл. У его папы «бэха» последней модели. А у Эрвина старый телефон и двадцать накопленных евро в кошельке. Но это его потенциальный ресурс. Стартовая площадка для взлета в будущее. Макс живет на «расслабухе». У него все есть. Эрвин тем временем усиленно тренирует силу воли. Честно говоря, мы бы «поставили» на него больше.
Это просто наглядный пример и указание направления, куда следует двигаться. Социальное неравенство можно исправить в свою пользу. Конечно, если есть желание и воля к победе. Родители могут помочь своему чаду, давая мелкие поручения и выплачивая за это небольшие гонорары. Желательно – на детскую банковскую карточку.
Подросток начинает «ощупывать» со всех сторон свободу и понимать важную вещь: ее можно использовать как во благо, так и во вред лично себе.
Деревья стали большими
Дети от тринадцати до восемнадцати лет распоряжаются личными финансами вполне осознанно, а некоторые из них уже и «подрабатывают».
Поэтому важно ознакомить подростков с трудовым правом, законами о предпринимательстве и налоговой системой. Кстати, о налогах. Для немецких родителей взимание двадцатипроцентного налога с выдаваемых ими же карманных денег – распространенная практика.
Хорошо это или плохо? Правильный ответ – эффективно с точки зрения обучения финансовой грамотности.
В этом возрасте ребенку важно осознавать ответственность за свои действия в Интернете и заработки в социальных сетях. Легализация доходов – важная часть этой деятельности. А для отслеживания своих финансовых расходов предложите подростку использовать актуальное специальное приложение.
Заключение
Обучение финансовой грамотности – веяние времени. Именно поэтому в Венгрии в школе преподают планирование бюджета, в Швеции дети получают деньги на карманные деньги от государства, а американцы отправляют своих малышей в летние финансовые лагеря.
Финансовая грамотность не имеет ничего общего со скупостью.
Это выживаемость в современных реалиях бешеной конкуренции. Если вы любите своих детей, включите их в долгосрочную программу обучения и воспитания и дополните повестку дня регулярным обсуждением семейного бюджета вместе с детьми.
И, когда вырастут плоды, вы увидите в них вселенскую гармонию. А как могло быть иначе? Ведь деревья посадили и взрастили вы сами.
Как научить ребенка финансовой грамотности
Эту тенденцию подтверждает статистика. По результатам исследования Финансовая грамотность, финансовая инклюзия и финансовое благосостояние в Украине в 2021 году, наименее финансово грамотны люди в возрасте 18–19 лет.
Однако такая перспектива ждет далеко не всех. Уходить в самостоятельную жизнь из родительского дома можно подготовленным бойцом, знающим азы финансовой грамотности и умеющим управлять собственным бюджетом.
Таких бойцов родители готовят еще с детства, ведь в этот период закладывается фундамент хороших отношений с деньгами. Финансовый консультант Яна Федоряка рассказала:
- с какого возраста какие финансовые темы обсуждать;
- как научить ребенка управлять деньгами;
- как научить его создавать собственный бюджет и экономить;
- как инвестировать;
- о полезных ресурсах и играх для детей и родителей.
Финансовая грамотность и возраст: когда и о чем говорить
Эксперт рассказала, что дошкольный возраст — хороший старт для того, чтобы заложить основы финансовой грамотности.
С каждым этапом развития малыша следует затрагивать и исследовать новые темы финансовой грамотности и приобретать новые навыки их использования.
Пригодится смешанный подход: финансовые игры, книги, мультфильмы и объяснения от родителей. Эксперт дала основные темы для обсуждения в разном возрасте:
Дошкольники: три – шесть лет
Здесь разговоры о деньгах следует упрощать до уровня развития ребенка. Например, можно поиграть с малышом в Магазин, поиграть с монетами и объяснить, что такое деньги. Также обсуди:
- заработок денег;
- откуда берутся деньги в банке;
- цены на товары и услуги;
- обязательные и желаемые расходы.
Ребёнок уже понимает, что игрушки и сладости покупают за деньги, однако может не понимать величину суммы.
Поэтому, когда в магазине начнутся капризы “купи мне!”, следует напомнить, что каждый товар имеет свою цену и приоритет. А чтобы ребенок понял величину суммы, используй альтернативную стоимость.
К примеру, кукла стоит 800 грн. За эти деньги можно купить шесть наборов цветных карандашей. Последние сейчас в приоритете, ведь завтра тебе нужно принести их на урок, а кукла может подождать.
Дети начальных классов: семь – девять лет
- профессия родителей и их доходы;
- планирование расходов и бюджета;
- карманные деньги;
- на что тратят деньги в семье;
- большие финансовые цели, на которые родители экономят деньги.
Обсуждая с родителями финансовые цели, ребенок с раннего возраста будет понимать простую истину: чтобы получить желаемое, нужно подождать.
В будущем это поможет откладывать и инвестировать деньги без ожидания быстрого дохода.
Дети предподросткового возраста: 10-12 лет
- привлекай к ведению семейного бюджета. Суммы доходов можно не называть, но объясни, сколько и на что семья тратит каждый месяц;
- побуждай к созданию собственного бюджета и управлению карманными деньгами. В этом возрасте детям важно чувствовать самостоятельность. Однако следует готовить их и к ответственности;
- поговори об инвестициях.
Поскольку в это время есть первые попытки самостоятельного заработка, важно на собственном примере показать не только как зарабатывать деньги, но и как распоряжаться ими.
По возможности бери детей на работу. Это практическое объяснение: что такое доходы, какими бывают компании, как в конкретной профессии люди взаимодействуют между собой.
На первый взгляд, последнее направление не связано с финансовой грамотностью, но умения коммуницировать и организовывать работу часто влияют на заработок, — добавляет эксперт.
Карманные деньги: удачная сумма, премии и правила
Карманные деньги — инструмент для усвоения знаний о финансах, а также тренировки навыков управления собственными деньгами.
Важно, чтобы родители объяснили, почему именно такая сумма, соблюдали регулярность в выплатах и установили определенные договоренности по расходам, отмечает эксперт. Как все это сделать, она подробно объяснила.
Как подобрать удачную сумму
Важно понять, что карманные деньги — не плата за домашнюю работу, хорошие оценки или поведение. Это инструмент обучения финансовой грамотности.
Поэтому рекомендуемой суммы нет. Для ее расчета можно воспользоваться критериями:
- страна и уровень цен;
- уровень доходов семьи;
- цели расхода карманных денег. Например, если ребенок ездит в школу на транспорте и обедает в столовой, то сумма может быть выше, чем у ребенка, который учится онлайн и питается дома.
Яна отмечает, что дистанционная форма обучения не означает, что ребенку не нужны карманные деньги. Хотя бы минимальная сумма должна быть — это потенциал для развития здоровых отношений с деньгами.
Почему ребенок получает такую сумму: как объяснить
Обязательно объясни ребенку, почему он получает именно такую сумму. Рано или поздно эта тема выплывет в разговоре с друзьями, одноклассниками или соседями.
Если ребенок будет знать, почему родители дают именно столько денег и какие финансовые цели имеет семья, риск буллинга или ощущение неполноценности того, кто получает меньшую или большую сумму, уменьшится.
Если даешь ребенку минимальную сумму, расскажи причины. К примеру, ваша семья планирует купить квартиру или поехать отдыхать на море, поэтому нужно экономить. Это малыш сможет объяснить другим и избежать неприятностей.
Если возникла затруднительная ситуация с финансами, поговори об этом с ребенком. Объясни причины и последствия, но заверь, что ты контролируешь ситуацию и у тебя есть план действий.
Правила расходов
Карманные деньги ребенка — его зона ответственности. Однако момент контроля родителей все-таки должен быть. Поэтому Яна рекомендует установить четкие правила расходов.
Например, разрешить тратить эти деньги как вздумается, но установить определенный перечень запрещенного и систему наказаний: запрещено покупать сладкую воду, чипсы, петарды, сигареты, иначе сумма будет уменьшаться.
Если же давать или забирать деньги за поведение, это приведет к искаженному отношению к деньгам и к собственной самоценности, что повлияет на уровень дохода в будущем, — объясняет финансовая консультантка.
За что давать надбавки и премии
- Если ребенку не хватает карманных денег и он сам попросил надбавку, то можно предложить ему дополнительные, премиальные деньги за работу вне его обязанностей.
К примеру, убрать во всем доме, а не только в своей комнате, отсортировать мусор, помочь с чем-то.
- Альтернативой может быть денежное вознаграждение за призовые места на олимпиадах, турнирах, соревнованиях, ведь ребенок долгое время работал, чтобы добиться успеха.
Родители могут вознаградить за усердие и труд. Однако это должна быть отдельная сумма вне карманных денег, — отмечает эксперт.
Ведение бюджета — это привычка: с чего начинать
До семи лет требовать записи расходов не стоит, потому что дети только начинают считать и понимать цены. Однако при каждой выплате карманных спрашивай: “На что потратил(-а) деньги и доволен(-льна) ли купленным?” — советует эксперт.
С восьми – девяти лет постепенно вводи систему бюджета. Записывать доходы и расходы можно в отдельном блокноте или приложении на телефоне.
Сначала помогай ребенку, вместе с ним сделай четыре колонки и покажи, как их заполнять:
- Категория доходов: карманные от родителей, подарок от бабушки.
- Общая сумма доходов.
- Категория расходов: новый блокнот, круассан, проезд.
- Сумма издержек.
После каждой записи продолжай традицию обсуждений, спрашивай, доволен ли ребенок покупкой и приобрел бы он эту вещь сейчас.
Анализ — принципиальная составляющая учета денег. Без него нет смысла записывать расходы, — добавляет Яна.
Проанализировав расходы, поговори с ребенком о более крупных финансовых целях и сбережениях. Это поможет самостоятельно двигаться к большим целям маленькими шагами.
Позволь делать импульсивные покупки
Дай ребенку свободу для экспериментов. Видишь неуместные расходы — не ругай. Лучше учиться утолять и анализировать импульсивные желания с малым бюджетом, чем с большими суммами в будущем.
Неудовлетворенная потребность не исчезает, а возникает во взрослом возрасте. В будущем амбициозный ребенок будет строить карьеру, чтобы удовлетворить детское “хочу”. А менее амбициозный — жить по принципу: все что хочу, мне недоступно.
Как говорить об инвестициях
Далеко не все взрослые разбираются в инвестициях, поэтому им трудно объяснить тему ребенку. Но не обязательно начинать с того, как работает криптовалюта или как инвестировать в акции.
Однако игнорировать эту тему тоже не стоит, потому что для будущего инвестиционная грамотность будет уместна. Начни с книг, настольных игр и разговоров уже в 10–12-летнем возрасте.
Игры развивают навыки переговоров, продаж и партнерства, которые напрямую влияют на доход. Таким образом подростки могут узнать, что такое акции, ROI, способы получения пассивного дохода, а также прожить опыт принятия финансовых решений.
В процессе обучения они получат знания, которые дадут уверенность в своих действиях. Так что во взрослом возрасте не будут бояться инвестировать, — объясняет эксперт.
Еще одно преимущество инвестиций — распознавание маркетинговых или мошеннических ловушек, таких как: бинарные опционы, ставки на спорт и другие варианты достижения быстрых денег.
Источники полезной информации
Книги для детей:
- Котономика, или Как коты экономику строили, Алексей Геращенко. Для детей от восьми лет.
- Мечта на миллион. Двигайся в мир денег и бизнеса, Сергей Вожжов. Для детей 10–12 лет.
- Серия книг Финансовая грамотность для детей Анны Гресь. Читать его можно с шести – семи лет.
- Как превратить сотню долларов в миллион долларов, Мэтт Фонтейн, Джеймс МакКенна, Джанин Глайста.
Книги для родителей:
- Любовь и бюджет и Малыш и бюджет, Любомир Остапов.
- Как говорить с детьми о деньгах, Рон Либер.
- Сделайте из ребенка финансового гения, Бет Коблайнер.
Игры:
- Это Бизнес Крошка, для детей 9–12 лет.
- Лесные коммерсанты для детей от шести лет.
- Cashflow или альтернативная украинская игра Жизненный капитал. Рекомендуется играть со взрослым.
Очень часто нам не хватает реальных знаний и навыков, чтобы добиться успеха. Ведь реальная жизнь выходит за пределы школьной программы.
Но образовательный проект Навыки для успешной жизни расскажет школьникам больше, чем школьная программа. Детали в нашем материале.
Как научить детей финансовой грамотности
Основы финансовой грамотности лучше всего прививать с детства. Чем раньше ребенок научится правильно относиться к деньгам и расходам, тем успешнее может сложиться его финансовое состояние в будущем. Об основных правилах эффективного ведения бюджета для детей и взрослых читайте в материале Нурфин.
Научиться правильно копить и распределять деньги – крайне важный навык для обеспечения комфортной жизни.
В честь Международного дня защиты детей портал Fingramota.kz рассказал о восьми основных правилах по обучению детей основам финансовой грамотности.
Правило №1: Подавайте пример
Дети чаще всего копируют поведение родителей. Поэтому первый совет – будьте сами финансово грамотными.
Если вы не обладаете элементарными навыками планирования бюджета, то вряд ли ваши дети поймут, что такое долгосрочное планирование.
Правило №2: Расскажите о деньгах в игровой форме
Игры – это и развлечение и обучение. Основную информацию о мире дети получают именно в игровой форме. Примеры развивающих игр:
- Как выглядят деньги: представьте, что вы нашли клад. Расскажите, как можно распознать, это настоящие деньги или фальшивые.
- Откуда берутся деньги: можно устроить игру, например, в профессии. Дети выберут себе роль, будут обращаться друг к другу за услугами и расплачиваться за них, используя мелкие купюры или тиынки.
- Что можно купить на деньги: сыграйте в магазин и проставьте цену на разных товарах (игрушках). Кто-то из вас будет продавцом, кто-то — покупателем. Главное, чтобы ребенок понял, что вещи не достаются просто так – нужно за них сначала заплатить.
Иллюстративное фото: freepik.com
Правило №3: Поощряйте детские накопления
Ребенок должен научиться делать выбор — отказываться от ненужного и сиюминутного желания купить что-то в пользу чего-то важного и ценного. Например, не тратиться на конфетки каждый день, а накопить и купить в конце месяца новую игрушку.
Научите ребенка откладывать на мечты. В этом вам поможет копилка или простая банка (видно, как растет горка монет и купюр), подросткам – банковский депозит.
Правило №4: Карманные деньги
Карманные деньги — отличный способ научить финансовой грамотности. Важно установить правила: давать только оговоренную сумму и в определенный период.
Обязательно расскажите, как можно распоряжаться деньгами:
- тратить их в течение недели,
- копить на крупные покупки,
- класть в банк и получать за это проценты.
Если ребенок потратил все деньги в первый же день, придется посидеть без денег. Но данное правило не относится к первичным потребностям ребенка (дорожные расходы, обед в школе).
Иллюстративное фото: freepik.com
Правило №5: Доверяйте детям совершать покупки самостоятельно
Когда ребенок накопил определенную сумму, например на игрушку, дайте ему возможность самому выбрать и заплатить за нее. Он запомнит это чувство и будет гордиться тем, что самостоятельно достиг цели.
Приучайте их быть разумными и внимательными, сравнивать цены и экономить, но не в ущерб качеству. Сначала любые покупки стоит совершать в присутствии родителей, а затем позволять делать это самостоятельно.
Правило №6: Учите управлять своим бюджетом
Объясните ребенку, что деньги, которые вы ему даете или дарят родственники на день рождения, — полностью его. А значит, ответственность за любые решения ребенок несет самостоятельно.
На своем примере вы можете рассказать, как ведете семейный бюджет, как распределяете зарплату. Сколько денег уходит на обязательные платежи, сколько вы откладываете на отпуск.
Иллюстративное фото: freepik.com
Правило №7. Уважайте право ребенка на ошибки
Взгляд вашего ребенка на вещи, в том числе в денежных вопросах, может отличаться от вашего. Уважайте мнение ребенка. Ни в коем случае не критикуйте его поступки. Разрешите ему учиться на своих ошибках и при необходимости помогите ему советом.
Например, если он потратил деньги на сиюминутное желание, которые он планировал отложить на какую-то важную и крупную покупку, не ругайте его. Посчитайте вместе, насколько дольше теперь ему придется копить, и помогите найти новые возможности для заработка.
Правило №8: Предложите варианты для дополнительного заработка
Лучше сразу обозначить «работу» и «оклад». Например:
- обязательный выгул собаки и уход за домашними животными,
- присмотр за младшими братьями или сестрами,
- помощь бабушке с огородом и многое другое.
И самое главное, чтобы вы не меняли «тарифы» под свое настроение.
Придерживаясь этих простых, но основных правил, вы сможете привить правильное отношение к деньгам у ребенка с детства.