Что такое КВС и КБМ в ОСАГО?
Каждый владелец транспортного средства обязан застраховать его по ОСАГО. Коэффициент возраста и стажа водителей (КВС) и коэффициент бонус-малус (КБМ) влияют на стоимость полиса. КВС отражает качество управления автомобилем, а КБМ — безаварийную езду. Проверить свой КВС можно в таблице расчета, а КБМ формируется автоматически в зависимости от стажа безаварийной езды. В 2022 году КВС изменился незначительно, а при страховании авто, зарегистрированного за рубежом, КВС равняется 1,7.
Как узнать свой КВС?
Узнать свой КВС очень просто. Это постоянная информация, которая не меняется и не требует расчетных данных. Достаточно проверить данные в таблице расчета КВС. Отметим, что при страховании прицепов КВС не применяется, а для юридических лиц КВС равен 1.8.
Как рассчитать КВС ОСАГО
При расчете КВС ОСАГО для полисов с несколькими водителями выбирается максимальный коэффициент, соответствующий самому молодому и неопытному водителю из перечисленных в полисе лиц. Стаж учитывается по дате получения водительского удостоверения соответствующей категории. КО равен 2.32 для физических лиц и 1.97 для юрлиц при неограниченной страховке, а КВС равен 1. Учитывая это, стоимость страховки может возрасти более чем в 2 раза, особенно если допущен к управлению молодой и неопытный водитель.
Как рассчитать КВС ОСАГО
При расчете стоимости ОСАГО используется КВС. Для выбора коэффициента принимается во внимание возраст и опыт водителя, а также количество допущенных к управлению лиц. Важно знать, что если в полисе указано несколько водителей, выбирается максимальный коэффициент – КВС самого молодого и неопытного из них. Для расчета стажа учитывается дата получения водительского удостоверения соответствующей категории.
При неограниченной страховке коэффициент ограничения количества водителей (КО) принимает значение 2.32 для физических лиц и 1.97 для юридических лиц, а КВС равен 1. Это значит, что стоимость страховки увеличивается более чем в 2 раза в случае неограниченного количества лиц, допущенных к управлению, особенно если среди них есть молодой и неопытный водитель.
Классы КБМ
Кроме этого, скидку можно получить за безаварийную езду, используя коэффициент бонус-малус (КБМ). Коэффициент зависит от количества аварий, произошедших по вине водителя и породивших выплаты пострадавшим.
После получения водительских прав, автоматически устанавливается 3-й класс и коэффициент 1.17. Дальнейшая логика состоит в том, что если за период с 1 апреля прошлого года по 31 марта текущего года не было выплат по ДТП, то 1 апреля текущего года ваш класс повышается на 1, что соответствует снижению коэффициента. Если в этот период были выплаты по ДТП, то класс понижается. Если за отчетный период произошло 4 и более ДТП, то класс понижается до М, независимо от предыдущего значения.
В 2022 году коэффициент бонус-малус стал более жестким для водителей, допустивших аварии, так как коэффициент за наименьший класс «М» увеличился с 2.45 до 3.92. Безаварийным водителям сделали небольшую скидку, уменьшив минимальный коэффициент с 0.5 до 0.46.
Максимальный класс – 13, ему соответствует коэффициент 0.46. Максимальная скидка от КБМ может составлять 54% стоимости страховки, и для ее получения необходимо в течение 10 лет не допускать аварий. Согласно статистике, большинство автолюбителей получают скидку 35%, что соответствует классу 10.
При участии водителя в ДТП и выплате страховых возмещений его класс снижается на 1-13 позиций. Класс 3 считается нейтральным и устанавливается для всех водителей без исключения, у которых нет истории страхования, например, при первом заключении договора. В этом случае КБМ равен 1 и не влияет на стоимость страховки. Классы 2, 1, 0 и М ведут к увеличению стоимости полиса на 76%, 125%, 194% и 292% соответственно. Класс М является наихудшим, за страхование в этом случае придется заплатить в 3,92 раза больше.
КБМ привязывается к конкретному физическому лицу, а не к автомобилю. Если в полисе указано несколько водителей, то класс присваивается каждому из них, а для расчета цены используется коэффициент водителя с наихудшим показателем. Если страховка оформляется на неограниченное количество допущенных к вождению лиц, то цена полиса определяется по владельцу транспортного средства.
Покупка нового автомобиля не приводит к сбросу КБМ, что означает, что сохраняется ранее заработанный бонус-малус. Если вы уже демонстрировали безаварийную езду в прошлом и приобретаете новый автомобиль, то вам не нужно начинать с начального коэффициента.
Насколько выгодно будет оформление страховки с учетом КБМ и КВС?
Минимальные значения коэффициентов для КБМ и КВС составляют соответственно 0,46 и 0,83. Если перемножить эти значения, получится 0,3818. Это означает, что водитель старше 59 лет с опытом вождения более 15 лет и без аварий за последние 10 лет будет платить за страховку почти в 3 раза меньше, чем водитель в возрасте 35-39 лет с опытом вождения от 3 до 4 лет и с безаварийным стажем в 1 год.
Что такое КВС и КБМ в ОСАГО
Каждый владелец транспортного средства обязан застраховать его. Стоимость полиса обязательного страхования регулируется государством и зависит от ряда факторов. На цену полиса среди прочих влияет коэффициент возраста и стажа водителей (КВС), а также качество его управления автомобилем или коэффициент бонус-малус (КБМ).
Как узнать свой КВС?
Узнать свой КВС достаточно просто. Информация постоянная, не содержит изменяющихся переменных или расчетных данных. Достаточно выбрать ячейку, которая соответствует возрасту и стажу вождения гражданина.
Возраст
От 16 до 21 года
От 22 до 24 лет
От 25 до 29 лет
От 30 до 34 лет
От 35 до 39 лет
От 40 до 49 лет
От 50 до 59 лет
От 60 лет
Отметим, что числа в таблице – новые, введенные с 1 апреля 2022 года. КВС в 2022 году изменился, хотя и слабо – страховка стала немного дороже для новых водителей и немного дешевле для опытных.
Если страхуется автомобиль, зарегистрированный за рубежом, КВС равняется 1,7.
Коэффициент возраста и стажа не применяется при страховании гражданской ответственности владельцев прицепов. Если собственником транспортного средства является юрлицо, КВС = 1.8.
Как рассчитать КВС ОСАГО?
Для расчета КВС достаточно выбрать необходимое значение из приведенной выше таблицы. Если в полисе указывается несколько водителей, допущенных к управлению, выбирается максимальный коэффициент, то есть КВС самого молодого и неопытного из перечисленных лиц.
В расчет стажа принимается дата получения водительского удостоверения соответствующей категории.
При неограниченной страховке коэффициент ограничения количества водителей (КО) принимает значение 2.32 для физических лиц и 1.97 для юрлиц , а КВС равен 1. Таким образом, стоимость страховки возрастает более чем в 2 раза и в случае неограниченного количества лиц, допущенных к управлению, и если ТС управляет молодой и неопытный водитель.
Формула
Стоимость страховки ОСАГО определяется по формуле:
Цена ОСАГО = TБ*KT*KБM*KВC*KO*KM*KC*KН,
ТБ – базовый тариф, утвержденный правительством РФ
КТ – коэффициент, устанавливаемый для регионов
КБМ – коэффициент бонус-малус
КВС – коэффициент возраста и стажа
КО – количество допущенных к управлению транспортным средством водителей
КМ – мощность двигателя автомобиля
КС – срок, на который заключается договор страхования
КН – количество нарушений
На что влияет коэффициент возраста стажа?
На окончательную стоимость страховки. Как вы могли заметить, коэффициенты бывают как повышающими (больше единицы), так и понижающими (меньше единицы). КВС может быть и повышающим, и понижающим: если мы говорим о водителе в возрасте 20 лет со стажем в 1 год, страховка обойдется ему на 92% дороже, чем «базовому» водителю в возрасте 36 лет со стажем в 4 года; если же у водителя в 36 лет есть 15 лет стажа, страховка обойдется ему на 7% дешевле, чем «базовому».
Максимальная скидка от КВС и КБМ
Выше мы уже разобрались с тем, что при определенном КВС ОСАГО снижает свою стоимость, потому что КВС может быть понижающим. Кроме него, получить скидку можно и за безаварийную езду – для этого существует КБМ (коэффициент бонус-малус). Значение коэффициента зависит от числа аварий, которые произошли по вине водителя и по которым имели место страховые выплаты пострадавшим.
Чтобы понять суть работы КБМ, вам нужно ознакомиться с двумя таблицами. Первая – это соответствие класса и самого коэффициента:
Класс
Коэффициент
Как только вы получаете права, вам автоматически устанавливается 3-й класс, то есть ваш коэффициент – 1.17. Дальше действует такая логика: если в период с 1 апреля прошлого года по 31-е марта текущего года вы ни разу не попадали в ДТП с выплатами, 1-го апреля текущего года ваш класс увеличивается на 1 (и, соответственно, снижается коэффициент). Если же вы попадали в ДТП с выплатами за этот период, то ваш класс уменьшается:
Класс на 1-е апреля прошлого года
1 ДТП за период
2 ДТП за период
3 ДТП за период
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Если же вы за отчетный период попали в 4 и больше ДТП, ваш класс понижается до М вне зависимости от того, какой класс у вас был до этого.
Заметим, что и эта таблица – свежая, за 2022 год. КБМ в 2022 году стал более «кусачим» для аварийных водителей – коэффициент за самый низкий класс, «М», в 2022 году увеличили с 2.45 до 3.92. Безаварийным водителям же сделали небольшую скидку – минимальный коэффициент теперь равен 0.46, а не 0.5.
Максимальный класс 13, ему соответствует КБМ = 0,46. Таким образом, максимальная скидка от КБМ может составлять 54% стоимости страховки. Чтобы ее получить необходимо в течение 10 лет демонстрировать безаварийное вождение. По статистике, большинство автолюбителей получают скидку 35%, которая соответствует 10 классу.
Если водитель в течение года становился участником ДТП и виновным выплачивались страховые выплаты, класс понижается на 1-13 позиций. Класс 3 считается нейтральным. Он присваивается всем без исключения водителям, у которых нет истории страхования, например, при первом заключении договора. КБМ в этом случае равняется 1 и на стоимость страховки не влияет. Класс 2, 1, 0 и М ведут к удорожанию полиса на 76%, 125%, 194% и 292% соответственно. Наихудшим считается класс М, за страхование в этом случае придется платить в 3,92 раза дороже.
КБМ привязывается к конкретному физическому лицу, а не к машине. Если в полисе указывается несколько водителей, то класс присуждается каждому из них, а в расчет цены берется коэффициент водителя с наихудшим показателем. При оформлении страховки на неограниченное количество допущенных к вождению лиц цену полиса определяют по владельцу транспортного средства.
А теперь ответим на основной вопрос: какую максимальную скидку можно получить от КБМ и КВС? Минимальный коэффициент КБМ – 0.46, минимальный коэффициент КВС – 0.83. Перемножаем – получаем 0.3818. Это значит, что водитель старше 59 лет со стажем вождения в 15+ лет и отсутствием аварий за последние 10 лет заплатит за страховку почти в 3 раза меньше, чем водитель в возрасте 35-39 лет со стажем 3-4 года и безаварийным стажем в 1 год.
Что такое КВС в полисе ОСАГО и на что он влияет
Стоимость полиса ОСАГО складывается из нескольких пунктов: из базового тарифа страховой компании в рамках тарифного коридора, который устанавливает ЦБ, и набора индивидуальных параметров, которые могут существенно изменить итоговую цену. В их числе коэффициент возраст-стаж (КВС). Разбираемся, что это такое, как его рассчитать и какие есть нюансы при оформлении страхового полиса, связанные с КВС.
Что такое КВС в страховом полисе
В целом стоимость полиса ОСАГО рассчитывается по такой формуле:
БТ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС = итог
- БТ (Базовый тариф) — от 1 646 руб. до 7 535 руб.
- КТ (Территориальный коэффициент): от 0,64 до 1,88.
- КБМ (Коэффициент бонус-малус): с апреля 2022 года — от 0,46 до 3,92 (чем больше стаж безаварийной езды, тем выше скидка, при получении прав он равен 1).
- КВС (Коэффициент возраста и стажа): от 0,83 до 2,27
- КО (Коэффициент ограничения, влияет на стоимость полиса при покупке страховки с неограниченным числом водителей): 1 — если водитель один или их несколько и все вписаны в полис; 2,32 при оформлении полиса с функцией «мультидрайв».
- КМ (Коэффициент мощности двигателя): от 0,6 до 1,6 (чем мощнее авто, тем выше коэффициент).
- КС (Коэффициент сезонности, зависит от того, сколько месяцев в году используется авто): от 0,5 до 1.
Итак, сокращение КВС в ОСАГО — это коэффициент возраста и стажа, то есть соотношение возраста водителя и опыта вождения. Полностью этот коэффициент называется так: коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством, в обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Оформить ОСАГО c экономией до 74% на Банки.ру
По сути все просто: законодательно считается, что более молодые и неопытные водители создают больше рисков и чаще попадают в ДТП, чем водители в возрасте, которые способны быстрее и точнее оценить ситуацию на дороге и не допустить аварийную ситуацию. Поэтому полисы для неопытных водителей стоят дороже.
Обратите внимание: водительский стаж начинает накапливаться с момента получения первого водительского удостоверения и присвоения водительской категории.
Как рассчитывается КВС
Рассчитать для себя КВС довольно просто.
Максимальный КВС назначается водителю до достижения 21 года при нулевом стаже, то есть для только что сдавших экзамен он равен 2,27. К трем годам стажа у юных водителей коэффициент снизится до 1,65. Если стаж вождения у водителя до 22 лет превышает 3 года, то его коэффициент снижается до 1,62. Для водителя с минимальным стажем, но старше 22 лет КВС составит 1,88. При этом, если человек решил получить права уже в зрелом возрасте, то его КВС в первые годы управления автомобилем будет ниже — 1,43–1,36.
Для некоторых категорий водителей КВС может быть понижающим: например, для водителей старше 30 лет, стаж у которых превышает 10 лет, коэффициент будет 0,97.
КВС, равный единице (в этом случае стоимость полиса будет равна базовому тарифу страховой компании), предусмотрен только для одной категории водителей — в возрасте от 35 до 39 лет при стаже вождения 3–4 года.
Как рассчитывается полис ОСАГО — формулы, коэффициенты
Подробно расскажу от чего зависит стоимость ОСАГО. Какие формулы применяются и коэффициенты при расчете полиса. В конце статьи можно скачать актуальные тарифы на ОСАГО на 2023 год.
Для расчета стоимости автогражданки используется тарифное руководство, которое едино для всех регионов и компаний. В руководстве прописаны базовые показатели и поправочные коэффициенты.
Что касается базового показателя, то он напрямую зависит от типа автомобиля: легковой, грузовой, специальная техника, автобус, мотоцикл и т.д.
Важно! На законодательном уровне утвержден максимальный и минимальный тариф. Какой выбрать – решает страховщик. Информацию по выбранному тарифу необходимо передать в РСА и Центральный банк и использовать только его при формировании расчета.
Поправочные определяются исходя из условий страхования. Все коэффициенты необходимо подставить в формулу и перемножить.
Форума для расчета страховой премии:
Для экономии времени сформировать расчет можно не только вручную по формуле, но онлайн на официальном сайте РСА.
В указанном разделе кликнуть «Расчет стоимости ОСАГО» и внести все необходимые сведения, которые запрашивает калькулятор.
- кто собственник и где зарегистрирован;
- тип транспорта;
- мощность;
- кто будет управлять: возраст и стаж;
- на какой срок приобретается автогражданка;
- класс на момент страхования.
После внесения сведений появится подробный отчет, в котором будет указан размер страховой премии, исходя из минимального и максимального базового показателя.
Какие коэффициенты влияют на стоимость
Как уже было сказано ранее, для определения стоимости принимается во внимание тарифное руководство. Именно в нем прописаны все коэффициенты, которые влияют на окончательную цену полиса ОСАГО.
Коэффициенты, которые влияют на стоимость:
Главное условие, чтобы срок действия временной регистрации не был менее срока действия полиса страхования.
Несомненным преимуществом является тот факт, что ежегодно скидки суммируются. Максимальный предел по коэффициенту может достигать 50%.
Что касается аварийных водителей, то им потребуется переплатить по автогражданке, поскольку при расчете применяется повышающий.
Если нужно вписать больше водителей, то выбирается условие: к управлению допущено неограниченное количество водителей.
· застрахованный участник движения специально становился виновником ДТП, в сговоре с потерпевшим, чтобы получить прибыль (возмещение);
Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договор обязательного страхования) (КБМ)
Класс на на- чало годово- го срока страхо-вания |
Коэф- фици- ент |
Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования |
||||
0 страхо-вых выплат | 1 страхо- вая выплата |
2 страхо- вые выплаты |
3 страхо- вые выплаты |
4 и более страховых выплат |
||
М | 2,45 | 0 | М | М | М | М |
0 | 2,3 | 1 | М | М | М | М |
1 | 1,55 | 2 | М | М | М | М |
2 | 1,4 | 3 | 1 | М | М | М |
3 | 1 | 4 | 1 | М | М | М |
4 | 0,95 | 5 | 2 | 1 | М | М |
5 | 0,9 | 6 | 3 | 1 | М | М |
6 | 0,85 | 7 | 4 | 2 | М | М |
7 | 0,8 | 8 | 4 | 2 | М | М |
8 | 0,75 | 9 | 5 | 2 | М | М |
9 | 0,7 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
10 | 0,65 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
11 | 0,6 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
12 | 0,55 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 0,5 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (КО)
Сведения о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством | Коэффициент |
Договор обязательного страхования предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством |
1 |
Договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством |
1,8 |
Коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (КВС)
Возраст и стаж водителя транспортного средства | Коэффициент |
До 22 лет включительно со стажем вождения до 3 лет включительно | 1,8 |
Более 22 лет со стажем вождения до 3 лет включительно | 1,7 |
До 22 лет включительно со стажем вождения свыше 3 лет |
1,6 |
Более 22 лет со стажем вождения свыше 3 лет | 1 |
Коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «B») (КМ)
Мощность двигателя (лошадиных сил) | Коэффициент |
До 50 включительно | 0,6 |
Свыше 50 до 70 включительно | 1 |
Свыше 70 до 100 включительно | 1,1 |
Свыше 100 до 120 включительно | 1,2 |
Свыше 120 до 150 включительно | 1,4 |
Свыше 150 | 1,6 |
Коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства (КС)
Период использования транспортного средства | Коэффициент |
3 месяца | 0,5 |
4 месяца | 0,6 |
5 месяцев | 0,65 |
6 месяцев | 0,7 |
7 месяцев | 0,8 |
8 месяцев | 0,9 |
9 месяцев | 0,95 |
10 месяцев и более | 1 |
Коэффициент страховых тарифов в зависимости от срока страхования (КП)