Мелкая закупка по 223 фз что это
Перейти к содержимому

Мелкая закупка по 223 фз что это

  • автор:

Закупки по 223-ФЗ

Детальные и очень подробные инструкции для желающих участвовать в закупках по №223-ФЗ можно найти на официальном интернет-портале ЕИС Закупки в соответствующем разделе, который находится в свободном доступе. Но размещенные на сайте руководства пользователей сложно назвать простыми для понимания. Поэтому имеет смысл объяснить положения №223-ФЗ максимально кратко и понятно, то есть обычными словами и без юридических терминов.

223-ФЗ о закупках простыми словами

Положения №223-ФЗ регламентируют закупки, которые проводят компании, на половину или более принадлежащие государству, а также их дочерние и зависимые структуры. Также заказчиками по №223-ФЗ выступают:

  • монополии (типичный пример – РЖД), ГУПы и МУПы;
  • организации из регулируемых сфер деятельности (водоснабжение и подготовка, энергетика);
  • различные бюджетные учреждения.

Целью разработчиков №223-ФЗ стала унификация правил проведения закупок и снижение расходования бюджетных средств. Анализ практики применения требований Федерального закона показывает, что поставленные задачи с той или иной степенью успешности были решены.

Особенности госзакупок по 223-ФЗ

Главной особенностью №223-ФЗ выступает сравнительно небольшой объем требований к проведению госзакупок. Фактически в тексте Федерального закона содержатся общие правила реализации подобных мероприятий. Детальные условия их проведения разрабатываются непосредственно заказчиками и подлежат официальному опубликованию.

Виды закупок по 223-ФЗ

Положениями №223-ФЗ допускается проведение конкурентной закупки одним из следующих способов:

  1. Конкурс. Критерии определения победителя – оптимальное соотношение цены и условий исполнения контракта.
  2. Аукцион. Самая распространенная форма конкурентной закупки. Ключевым параметром для выявления выигравшего участника становится цена его коммерческого предложения.
  3. Запрос предложений. Победитель определяется на основании нескольких критериев, определенных тендерной документацией.
  4. Запрос котировок. Критериев выявление выигравшего участника становится соответствие требованиям из тендерной документации и самая низкая из предложенных цена поставки товара или услуги.
  5. Другие способы проведения государственной закупки, предусматривающие ее конкурентный формат.

Неконкурентной формой тендера по №223-ФЗ выступает закупка у единственного поставщика. Она допускается в строго ограниченных случаях при выполнении нескольких дополнительных условий.

Отличие от 44-ФЗ

Основная разница между №223-ФЗ и №44-ФЗ состоит в уровне детализации и жесткости требований к участникам закупок. Положения второго из указанных Федеральных законов намного объемнее и досконально регламентируют как процедуру торгов в целом, так и каждый из ее отдельных этапов.

В то же время, требования №223-ФЗ носят общий характер. Они предоставляют заказчикам закупок право определять большую часть условий их проведения самостоятельно. Другими словами, они разрабатывают тендерную документацию собственными силами, хотя и могут при этом использовать шаблоны и многочисленные наработки, которые содержатся в №44-ФЗ.

Еще одним важным отличием становится возможность организации торгов по №223-ФЗ на любых электронных площадках. На сегодняшний день их общее количество превышает полторы сотни. Закупки в рамках №44-ФЗ проводятся исключительно на восьми специально аккредитованных ЭТП.

Кто работает по 223-ФЗ

Заказчики, на которых распространяются требования №223-ФЗ, перечислены выше. В качестве поставщиков в закупках участвуют как юридические лица, так и ИП.

Требования к участникам

К участникам госзакупок предъявляется ряд требований. Общими из них выступает отсутствие запущенной процедуры ликвидации или банкротства, а также задолженностей перед бюджетом. Более детальные требования определяются положениями тендерной документации по конкретной закупке, разрабатываемой непосредственно заказчиком.

Необходимые документы

Еще одним обязательным условием участия в госзакупке по №223-ФЗ становится регистрация на ЭТП, где она проводится. Для этого требуется предоставить ряд документов, включая:

  • паспорт (дли ИП) или комплект учредительной документации (для ООО);
  • регистрационные документы хозяйствующего субъекта;
  • документы, подтверждающие полномочия руководителя;
  • налоговую или финансовую отчетность;
  • документацию, подтверждающую квалификацию персонала;
  • при необходимости – лицензии, разрешения, сертификаты и т.д.

Как подготовиться к закупкам по 223-ФЗ

Первым и главным правилом для участников госзакупок становится внимательное изучение тендерной документации. При отсутствии собственных специалистов по данному вопросу реальным способом грамотного оформления и подачи заявки становится приглашение консалтинговой фирмы. Дополнительные расходы компенсируются гарантированным участием в госзакупках.

Минимальные сроки на подачу заявок

Важным условием участия в государственных закупках, осуществляемых в рамках №223-ФЗ, становится соблюдение установленных сроков для подачи заявки. Они зависят от статуса поставщика и вида тендера.

Что такое малые закупки по 223-ФЗ?

Малые закупки по 223-ФЗ — это закупочные процедуры, цена по которым не превышает 100 тысяч рублей, либо 500 тысяч рублей, если годовая выручка заказчика более пяти миллиардов рублей.

Закупки малого объема в рамках 223-ФЗ не имеют строгих требований и регламентов, в отличии от малых закупок по 44-ФЗ.

Единственное упоминание о проведении и отчетности малых закупок в 223 Федеральном законе находится в части 15, ст. 4.

В данной части говорится о том, что заказчик на свое усмотрение принимает решение о размещении в Единой информационной системе сведений о проведении закупок до 100 тысяч рублей. А в случае, если годовая выручка заказчика превышает 5 млрд. руб., то он вправе увеличить цену процедуры до 500 тыс. руб.

Из этого можно сделать вывод, что единственным параметром выявления малых закупок является цена контракта

Правила проведения закупок малого объема

В законодательстве РФ отсутствуют какие-то конкретные требование к суммарному объему прямых торгов до 100 тыс. и 500 тыс. руб. от общего объема проведенных торгов заказчика.

Указаны только общие правила:

основанием проведения процедуры может выступать внутренний документ компании-заказчика;

заказчик вправе на свое усмотрение отражать информацию о проведении торгов малого объема по 223-ФЗ в плане закупок и ЕИС;

заказчик должен в ежемесячных отчетах, в срок не позднее 20 дней следующего за отчетным, отражать такие процедуры.

Крупные компании, проводящие закупки малого объема в рамках 223-ФЗ, разрабатывают собственные регламенты, определяющие данные процедуры. В таких положениях описывается весь процесс организации закупок до 100 тыс. руб. и 500 тыс. руб. 223-ФЗ.

Некоторые крупные торговые площадки, создают специальные разделы на своих порталах исключительно для проведения упрощенных процедур прямых закупок.

Сопровождение в тендерах

побеждайте в любых закупках (44-ФЗ, 223-ФЗ, коммерческие торги), с оплатой за результат

Способы проведения закупок малого объема

Такой вид приобретения товаров, работ или услуг значительно упрощает сам процесс и позволяет экономить средства заказчика.

Прямые закупки проводится двумя способами:

направлением предложения конкретному поставщику, подрядчику или исполнителю на заключение контракта;

принятием предложения конкретного исполнителя.

Т.к. закупки малого объема до 100 тыс. руб. (500 тыс. руб) осуществляются у единственного поставщика, то некоторые недобросовестные заказчики идут на обман, разбивая крупные тендеры на несколько более мелких закупок, и проводят их за несколько месяцев.

Таким образом они обходят ограничения по приобретению товаров, работ или услуг у единственного поставщика, которые могут осуществляться только при соблюдении определенных условий.

Ответственность перед ФАС

Многократное искусственное разделение закупок на более мелкие, с дроблением цены до 100 тыс. или 500 тыс. руб., может привести к пристальному вниманию со стороны Федеральной антимонопольной службы.

Уже были прецеденты, когда заказчиков наказывали за это, т.к. подобные действия ведут к нарушению ст. 17 Закона о защите конкуренции, а также противоречат требованиям ч. 1 ст. 1; п. 1 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 223-ФЗ, а именно:

развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений;

информационной открытости закупки.

Таким образом проведение прямых торгов до 100 тыс. руб. и 500 тыс. руб. всегда должны быть обоснованы и рациональны, для максимальной выгоды заказчика и соблюдения законодательства.

Что такое малые закупки и как в них участвовать поставщику

Закупки малого объема по 44-ФЗ — отличный способ потренироваться на небольших заказах перед участием в крупных тендерах. Войти в эту нишу проще и быстрее, а первый контракт можно подписать за пару дней. Рассказываем, как поставщику участвовать в малых закупках, какие есть преимущества и сопутствующие траты.

Что вы узнаете

Что такое малые закупки

Малые закупки — это покупка товаров и услуг по 44-ФЗ на электронной площадке с ускоренным оформлением сделки до 5 рабочих дней.

До какой суммы проводят малые закупки:

  1. 600 тыс. руб., если годовой объем закупок не превышает 2 млн руб., или 10% от всех закупок. Максимальный лимит 50 млн руб. Он не распространяется на закупки сельских поселений, но в этом случае стоимость одного контракта не должна превышать 600 тыс. руб. (ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44) — закупки малого объема .
  2. 5 млн руб. при условии, что закупка проводится на государственной электронной площадке и заказчик соблюдает лимиты, описанные выше, — закупки по принципу «товар с полки», лимит закупок «с полки» — 100 млн руб. в год .

Закупки «товар с полки» не так популярны, как закупки малого объема, несмотря на лимит в 5 млн руб. В этом случае поставщик выкладывает товары и услуги на электронную площадку — витрину — и ждет, когда его заметит оператор. Оператор сам выбирает поставщиков по принципу «только самые дешевые» и приносит список заказчику.

Преимущества малых закупок перед тендерами

С учетом повышения лимитов закупки до 5 млн и относительно простым сценарием участия — малые закупки стали отличной альтернативой тяжелым тендерам.

Можно быстро заключить несколько контрактов вместо долгой борьбы над одним тендером. И головной боли в этом случае меньше:

  • нет аукционов на понижение цены
  • быстрое заключение контракта в течение пары дней после закрытия закупки
  • один этап выбора поставщика
  • не нужно готовить десятки документов для подачи заявки
  • не нужно иметь на счете 30% стоимости сделки для ее обеспечения, достаточно 5%

Для участия в малой закупке достаточно зарегистрировать компанию на площадке — магазине — и добавить товары на витрину. В этот же день вы уже можете откликаться на закупки без ограничений по количеству контрактов. Все остальное за вас сделает площадка.

Кто в них участвует и где их проводят

Можно быстро заключить несколько контрактов вместо долгой борьбы над одним тендером. И головной боли в этом случае меньше. Для участия в малых закупках нужно иметь:

  • квалифицированную электронную подпись
  • подтвержденную учетную запись на Госуслугах
  • регистрацию в системе госзакупок

Самый большой и известный магазин малых закупок — агрегатор «Березка». Его используют органы исполнительный власти и их подведомственные учреждения. «Березка» собирает данные с восьми площадок, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1447 от 12.07.2018. На сайте агрегатора также можно напрямую разместить объявление о закупке и продаже в обход утвержденных площадок, это не считается нарушением.

Региональные органы и органы местного самоуправления самостоятельно решают, работать с «Березкой» или нет. Например, администрация Краснодара работает с площадками «РТС Тендер» и «Сбербанк АСТ». Некоторые регионы создают собственные площадки для закупок малого объема, например у Калужской области есть своя площадка. А у поставщиков Московской области — своя.

Не все региональные подразделения исполнительной власти работают с «местными магазинами». Проще вести закупки централизованно — через «Березку». Например, УФСИН по Ярославской области закупает канцтовары через единый агрегатор, а не на площадке госзакупок Ярославской области.

СБИС собирает информацию со всех торговых площадок по вашему запросу: сумма, ключевая фраза, регион поставки. Выбирайте торги по всей России и участвуйте в них в одном окне.

Найти тендеры по своему запросу в один клик

Как участвовать в закупках малого объема

Порядок проведения малой закупки по ФЗ № 44 разъяснил Минфин в Письме № 24-06-08/9591 от 12.02.2022. Разберем инструкцию по малым закупкам для поставщика на сайте ЕАТ «Березка».

  1. Зарегистрироваться на сайте агрегатора

Для этого нужно подтвердить учетную запись компании или физлица на Госуслугах. И получить квалифицированную электронную подпись. И только после этого можно заполнять заявление на аккредитацию поставщика «Березки». Анкета довольна простая: реквизиты и контактные данные организации. В конце нужно выбрать сертификат ЭП и завершить регистрацию. Решение об аккредитации пришлют в течение одного рабочего дня.

Вы можете использовать сертификат, который получили для работы на ЕИС «Закупки».

  1. Добавить информацию о товарах в каталог ТРУ

Внести данные можно вручную или через классификатор ЕАТ. Можно также загрузить фотографии товаров. Оператор проверит качество описания и изображений. В случае нарушений исключит позицию из каталога ТРУ и вернет вам для исправлений.

  1. Перевести деньги на обеспечительный счет

Это нужно для откликов на заявки. Когда вы предлагаете свои услуги или товары по закупке, «Березка» блокирует на вашем счете 5% от стартовой цены. Если на счете денег нет, подать предложение не получится.

Деньги разблокируют через одни рабочие сутки в любом случае:

  • заказчик отменит закупку до окончания подачи предложений
  • вы проиграете в закупке

В случае победы деньги разблокируют после того, как подпишете контракт.

  1. Откликнуться на закупку и дождаться результата

После окончания закупочной сессии в течение часа оператор сформирует итоговый протокол, в котором победителем автоматически будет компания с самым дешевым предложением. Но заказчик может отказаться от сотрудничества с ней и выбрать из списка другого поставщика. Если вас выбрали победителем, есть 5 дней на то, чтобы принять предложение.

  1. Подписать контракт с заказчиком

В течение первых 2 дней нужно отправить замечания к контракту заказчика. А в течение 4 дней суммарно — подписать его.

Поставщик-победитель платит комиссионный сбор 1–1,2% от стартовой цены заявки. Сбор списывают с обеспечительного депозита. Остальную сумму разблокируют после подписания контракта.

Какие есть риски у поставщика и заказчика

Если поставщик не подписал контракт

В случае с «Березкой» можно потерять до 10% от стартовой цены закупки:

  • Оператор заблокирует дополнительные 5% (комиссионный сбор). Итого на счете заблокировано 10% от стартовой цены
  • Спустя 30 дней просрочки подписания оператор спишет в свою пользу комиссионный сбор 5, а 5% обеспечительного депозита переведет заказчику по письменному заявлению
  • Если заказчик не напишет заявление, обеспечительный депозит вернут поставщику спустя 60 дней

У поставщика может быть на счете 10% от стартовой цены. В этом случае при списании 5% комиссионных счет станет отрицательным.

Если поставщик нарушил срок поставки

Заказчик может взыскать пени. Условия прописывают в контракте, который подписывают с поставщиком.

Как посчитать размер пени: (1/300 от ключевой ставки ЦБ) × Стоимость контракта × Число дней просрочки

Пени капают со следующего дня после окончания срока поставки. Ключевую ставку указывают на момент подписания контракта.

Например, больница заключила контракт с поставщиком постельного белья на 500 тыс. руб. Срок доставки 10.11.2021. А фактически товар привезли 15.11.2021. Поставщик должен заплатить за 5 дней просрочки 62 500 руб.

Если поставщик привез товар неподходящего качества

Товар может быть бракованным или другой спецификации. В этом случае штрафы также прописывают в договоре.

Размер штрафа для малых закупок до 5 млн руб. — 10% от стоимости контракта.

Пример: Росгвардия заказала патриотические венки из искусственных цветов с георгиевскими лентами. Стоимость контракта 200 тыс. руб. Поставщик привез венки в срок, но из живых цветов и без лент. В этом случае сумма штрафа 20 тыс. руб.

Заказчик может использовать и пени, и штраф одновременно. Пени для компенсации просроченных дней поставки. Штрафы в случае поставки неподходящего товара.

Если заказчик просрочил оплату по контракту

Оплатить весь заказ нужно в течение 15 календарных дней после подписания актов приемки. Если поставщик СМП — в течение 10 рабочих дней. Наказание за просрочку оплаты согласно ст. 7.32.5 КоАП РФ:

  • штраф от 30 до 50 тыс. руб. сотруднику, который вовремя не перевел деньги
  • дисквалификация сотрудника от 1 до 2 лет за повторное нарушение

Еще один вид санкций — пени за количество дней просрочки оплаты. Формула расчета: 1/300 ключевой ставки ЦБ × Неуплаченную сумму. Пени начисляют за каждый день просрочки оплаты, рабочий или выходной.

Поставщик выполнил контракт на 150 тыс. руб. Заказчик задержал оплату на 6 дней после приемки товара и перевел деньги не 10.11.2021, а 16.11.2021. В итоге набежали пени на 22 500 руб. (3750 руб. за день просрочки).

Если заказчик не прислал контракт выигравшему поставщику или не подписал его

Никаких санкций по отношению к заказчику не будет. Поставщику разблокируют 5% обеспечительного депозита.

СБИС проверит заказчика на надежность и покажет, какие компании и как часто выигрывали его прошлые тендеры. Вы сможете принять верное решение — стоит ли участвовать в закупке.

Закупки малого объема

С 1 апреля 2021 года ЗМО осуществляются по новым правилам. Вступили в действие поправки в статью 93 № 44-ФЗ. Изменения произошли в части повышения лимитов с 600 тыс. ₽ до 3 млн. ₽. В этой статье разберем, как при закупках малого объёма действовать заказчикам и поставщикам.

Как определяются закупка малых объемов?

Как определяются закупки малого объема

Сам по себе термин малых закупок в федеральных законах не встречается. В случае № 44-ФЗ под этим скрывается «закупка у единственного поставщика». В законе № 223-ФЗ речь идет о праве не публиковать информацию на портале ЕИС, если сумма не превышает определенных параметров. Общий смысл в том, что при небольших тратах можно упростить закупку, чтобы избежать лишней волокиты.

Закупка малых объемов по закону №223-ФЗ

Согласно этому закону, любая трата денег на нужды организации менее 100 тыс. ₽, относится к категории малых закупок. Если же предприятие за финансовый год расходует на процедуры более 5 млрд. ₽, то тогда лимит для ЗМО повышается до 500 тыс. ₽. Объем и сумма здесь определяется на основе данных бухгалтерской отчётности.
Это значит, что такие малые закупки можно не публиковать в Единой информационной системе (ЕИС). Как правило, так происходит при выборе единственного поставщика. Заказчики могут самостоятельно определять список товаров, работ или услуг, а также выбор поставщиков или исполнителей, в отношении которых применять упрощённые процедуры. Для оплаты таких товаров, работ или услуг требуется в качестве обоснования только приказ по компании или распоряжение ответственного лица. Вся информация указывается в ежемесячной финансовой отчётности.

Требования закона №44-ФЗСумма затрат на закупок такого типа по требованиям № 44-ФЗ не может превышать 3 млн. ₽. В некоторых ситуациях устанавливается лимит, в 5% от годового объёма приобретений товаров, работ или услуг. Общая сумма при этом не может составлять более 50 млн. ₽.
Исключение могут составить компании, занимающиеся сельским хозяйством. Также есть ряд организаций, которые имеют лимит по сумме однократной траты на ЗМО в размере до 400 тыс. ₽. При этом лимит повышается до 50% общего валового объёма совокупного годового объема закупок (СГОЗ). Это организации следующего профиля:

  • учреждения культуры муниципального назначения;
  • парки культуры и отдыха, заповедники и муниципальные зоопарки;
  • организации, оказывающие телерадиовещательные услуги населению;
  • музеи и библиотеки, в том числе сельские.

Перед проведением расчёта суммы малых трат предварительно организуется расчёт всех уже оплаченных или требующих оплаты контрактов на текущий финансовый год. Также отклонятся от норм могут учреждения муниципальной власти, которые самостоятельно для себя устанавливают суммы договоров.
В случае превышения установленных законом лимитов возможна административная ответственность заказчика или самого юридического лица. Размер административных штрафов может достигать 30 тыс. ₽.

Порядок проведения закупок малого объема

Порядок проведения закупок малого объема

Порядок организации закупок объема зависит от способа выбора контрагента. Обычно такие виды расходования средств проводятся путём выбора единственно возможного поставщика, без прохождения конкурсного выбора. Для этого компании или организации нужно разработать соответствующее внутреннее положение, где будут указаны такие моменты:

  • включается ли малая закупка в план;
  • размещается ли извещение о ее проведении в ЕИС;
  • направляются ли итоговые сведения в реестр заключенных договоров.

В законе № 223-ФЗ по этому поводу нет единых требований. Руководствоваться нужно внутреннем положением вашей компании.

Дробление затрат

Дробление затрат

Если это не противоречит внутреннему положению компании, можно покупать одинаковые товары, работы или товары в течение отчётного периода небольшими партиями. Однако лучше не злоупотреблять таким способом, потому что можно столкнуться с обвинениями со стороны контролирующих органов в ограничении конкуренции. Не стоит заключать одновременно несколько договоров суммой до 100 тыс. ₽, если одновременно действуют таких условия:

  • вы проводите ряд одинаковых сделок за короткий промежуток времени (например, за один месяц с одной и той же подрядной организацией заключены договоры на ремонт офиса, или же если эти договора носят однотипный характер);
  • при этом общая сумма всех договоров превышает установленный в положении лимит.

В случае совпадения всех указанных параметров есть вариант, что затраты будут признаны нарушающими требования 135-ФЗ (“О защите конкуренции”), а заключенные договора станут недействительными. Это может произойти,как по требованиям со стороны поставщиков, так и по распоряжению контролирующих органов.

Нормативное регулирование

Нормативное регулирование

Информация обо всех закупках должна включать в отчёт о количестве и фактической стоимости заключаемых с поставщиками и контрагентами услуг, формируемый на ежемесячной основе. Размещается такая отчётность в ЕИС, причём делается это не позже, чем 10 числа месяца, который следует за отчётным периодом. В нее включаются данные о счетах, которые были выставлены без подписания сторонами договора, о любых покупках за наличные и т.д.
В реестр малых закупок на небольшие суммы включаются, если этот момент прописан и указан в вашем Положении. В процессе поставки фактическая стоимость договора может изменится и превысить установленный максимум в 100 тыс. ₽. Тогда включение информации о договоре в отчет становиться обязательным. В противном случае возможны штрафные санкции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *