Какие сферы финансовых отношений включает финансовая система
Перейти к содержимому

Какие сферы финансовых отношений включает финансовая система

  • автор:

Финансовая система страны, её сферы и звенья

Финансы органически связаны с функционированием государства. Финансовая система как форма организации финансов различна в разных государствах и меняется в любом обществе в ходе исторического развития.

Финансовая система любого государства может быть представлена как совокупность сфер финансовых отношений, каждая из которых имеет свои специфические особенности в формировании и использовании фондов денежных средств целевого назначения, различной ролью в общественном воспроизводстве и связанных между собой денежными потоками в рамках существующего законодательства т.е., финансовая система – это форма организации финансового кругооборота в стране, сложившаяся исторически и оформленная национальным законодательством. Каждое звено финансовой системы – это достаточно самостоятельная, относительно обособленная группа финансовых отношений, отличающаяся от других специфическими методами и формами образования и использования денежных фондов и доходов.

Таким образом, финансовая системаэто совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых формирует систему специфических форм и методов образования, распределения, и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Поскольку финансы – это распределительная категория, то критерием выделения в составе финансовой системы отдельных элементов следует признать характер самих этих отношений. Т.е. звенья финансовой системы выделены в зависимости от того, на каком этапе распределения, перераспределения и использования совокупного общественного продукта появляются те или иные финансовые отношения. Т.к. финансовые отношения организуются государством в законодательном порядке, в состав финансовой системы могут включаться и нефинансовые отношения (госкредит).

В общей совокупности финансовых отношений, образующих финансовую систему выделяется две крупных сферы – государственныеилицентрализованные финансыифинансы предприятий и организацийилидецентрализованные финансы. Каждая из этих сфер имеет свою организационную структуру и складывается из нескольких звеньев финансовых отношений.

Исторически исходной формой финансовых отношений являются государственные финансы, однако развитие финансовых отношений начинается в сфере предприятий материального производства, поэтому финансы предприятий сферы материального производства являются основным, базисным элементом финансовой системы, а государственные финансы играют ведущую роль в перераспределении финансовых ресурсовс целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Особое место в составе финансовой системы занимает страхование. Эти отношения производны от финансовых, так как они всегда связаны с перераспределением уже распределенных при помощи государства и хозяйствующих субъектов конечных доходов всех участников общественного производства.

Состав финансовой системы РФв настоящее время имеет следующий вид.

государственный бюджет, оформленный как бюджетная система;

система внебюджетных фондов;

Финансы предприятий и организаций–

финансыпредприятийматериального производства (сфера производства товарно-материальных ценностей);

финансыпредприятий, организаций и учрежденийнематериального производства (сфера услуг);

финансыучреждений и организацийнепроизводственной сферы (социальная сфера);

финансы общественных объединений и организаций.

4. Финансы домашних хозяйств.

Связь между различными элементами финансовой системы осуществляется при помощи различных финансовых потоков. Поэтому налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, оформленные в налоговую систему, страховые взносы и возмещения, ассигнования из госбюджета и прочие нефондовые формы финансов можно также включить в состав финансовой системы.

Несмотря на разграничение финансовой системы на отдельные звенья по особенностям формирования, использования денежных фондов, задачам и функциям деятельности каждого звена, финансовая система – единая система. Взаимосвязь и взаимозависимость ее элементов обусловлены единой базой ее финансовых ресурсов – национальным доходом, создаваемым в сфере материального производства.

Государственным финансампринадлежит ведущая роль в обеспечении развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределения финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, формами собственности, отдельными группами и слоями населения.

Государственные финансы находятся в собственности государства в соответствии с Бюджетным кодексом, включают в себя бюджетную систему, внебюджетные фонды и государственный кредит.

Основу государственных финансов составляет бюджетная система страны. Внебюджетные фонды в разное время могут быть созданы или ликвидированы в составе государственных финансов.

В самостоятельное звено в настоящее время выделяется государственный кредит. По сути своей госкредит не является финансовой категорией, однако он представляет собой особую форму отношений между государством и юридическими и физическими лицами по привлечению денежных средств в централизованные фонды государства. Специфика госкредита как элемента финансовой системы заключается в том, что он не решает проблему изыскания необходимых финансовых ресурсов, а лишь отдаляет ее на некоторое время, зачастую усложняя ее и углубляя.

Финансы предприятий и организацийсоставляют основу финансов государства. Они являются составляющей экономического базиса государства, обслуживают процесс создания и распределения ВВП и НД и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. В свою очередь предприятия и организации активно используют финансовые средства бюджета, государственного кредита, страхования.

В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют прибыль, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые средства для расширенного производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка.

Финансы предприятий материального производствавключают следующие группы финансовых отношений:

отношения, связанные с первичным распределением стоимости ВВП, с формированием первичных доходов и образованием целевых фондов внутрихозяйственного назначения;

отношения с вышестоящими управленческими структурами в рамках внутриотраслевого перераспределения финансовых ресурсов;

отношения с государством при образовании бюджетных и внебюджетных фондов и их использовании;

отношения между предприятиями, связанные с перераспределением чистой прибыли (уплата и получение штрафов, внесение паевых взносов и получение в результате этого прибыли, покупка акций и получение дивидендов и т.п.);

отношения со страховыми организациями;

отношения с организациями непроизводственной сферы (спонсорство, благотворительность, предоставление дополнительных медицинских услуг членам трудового коллектива за счет прибыли, подготовка кадров и повышение их квалификации и т.п.).

Специфика финансов предприятий, организаций и учреждений нематериального производствазаключается в том, что появление этих отношений связано с процессом перераспределения стоимости, созданной ранее в материальном производстве. Предприятия и организации этой группы (жилищно-коммунальные, бытовые, торгово-сбытовые, финансово-кредитные и т.п.) предоставляют услуги на основе коммерческого расчета. Полученный ими доход от продаж услуг распределяется аналогично распределению чистого дохода, созданного в материальном производстве. Однако источником доходов в этой сфере являются финансовые ресурсы, сформированные в процессе перераспределения чистого дохода, созданного в сфере материального производства. Поэтому в современной литературе обычно финансы предприятий и организаций и материального и нематериального производства (всего общественного производства) объединяются в одну группу – финансы коммерческих предприятий и организаций.

Финансы учреждений и организаций непроизводственной сферыпоявились в связи с необходимостью социального развития общества. Финансы непроизводственной сферы складываются в результате конечного перераспределения национального дохода через систему государственных финансов. Их функционирование происходит за счет общегосударственных средств. В условиях рыночной экономики финансы этой сферы деятельности имеют свою специфику. При дефиците государственных финансовых ресурсов многие учреждения и организации народного образования, науки, культуры, здравоохранения оказывают платные услуги населению и, следовательно, зарабатывают собственные доходы. Однако прибыль, полученная в результате этой деятельности, не является самоцелью и используется на осуществление основной цели и развитие учреждения, организации в строгом соответствии с уставными документами. Особенностью финансов этой сферы является и то, что в структуре затрат на осуществление уставной деятельности велика доля заработной платы, которая и является основным объектом финансовых отношений.

Финансы общественных объединений и организаций изначально создаются за счет вступительных, а функционируют за счет членских взносов. Расходуются на осуществление уставной деятельности, а не на получение доходов отдельными членами объединения. Эти организации объединяют людей по общим целям и интересам (напр., политические партии, профессиональные союзы, научные, творческие или спортивные объединения, садово-огородные товарищества и т.п.).

Особое место в составе финансовой системы занимает страхование, т.к. страховые отношения присутствуют в каждом ее элементе.

При внутреннем перераспределении доходов хозяйствующих субъектов и государства на микро- и макроуровне с целью возмещения возможного ущерба и покрытия различных убытков создаются резервные фонды. Такие финансовые отношения называются самострахованием. Финансы страховых компаний попадают в систему «Финансы предприятий и организаций», а государственное страхование, осуществляемое с позиций общественной целесообразности – в систему «Государственные финансы».

Специфика страховых отношений сводится к следующему:

нанесенный материальный ущерб распределяется между всеми участниками страхования;

распределение нанесенного ущерба носит замкнутый характер;

средства в страховой фонд мобилизуются на возвратной основе;

ущерб распределяется как между территориальными единицами, так и во времени.

Финансы гражданформируют доходы и используют их на текущие расходы, приобретение имущества, создание финансового портфеля.

Финансы граждан — отношения по поводу образования, распределения и использования денежных средств населения.

К финансовым отношениям граждан относятся их денежные отношения с различными контрагентами:

органами государственного управления по платежам различного рода;

органами налоговой службы при внесении налогов, сборов и других платежей;

органами муниципального управления при приватизации жилья, земельного участка и других объектов, при уплате сборов, административных штрафов и взносов, при выплате арендной платы за земельные участки и участки лесного фонда и т.п.;

банковской системой при получении и погашении кредитов, залоге имущества, купле-продаже валюты и ценных бумаг, при депозитных срочных вкладах, участии в лотереях и т.п.;

страховыми обществами по всем видам страхования;

негосударственными пенсионными фондами по вкладам и получению пенсий и выплат;

финансовыми и финансово-кредитными хозяйствующими субъектами при осуществлении трастовых операций, залоговых операций, селенге, купле-продаже ценных бумаг, участии в розыгрышах и лотереях и т.п.;

хозяйствующими субъектами при выплате арендной платы за землю и другое имущество, при арендном и бригадном подрядах, долевом участии в совместной деятельности, купле-продаже ценных бумаг, участии в перераспределении прибыли, выплате заработной платы, паевых долей, дивидендов по акциям и т.п.;

другими гражданами при выплате арендной платы за земельные участки, квартиры и другое имущество, наследовании и дарении имущества, оплате труда на условиях трудового подряда, взятии в долг, купле-продаже недвижимости и транспортных средств и т.п.

При этом происходит перераспределение собственности между физическими лицами, их взаимодействие с бюджетом, инвестиционная деятельность, участие в залоге, франчайзинге, страховании, а также перераспределение средств, направляемых на удовлетворение личных потребностей человека.

Финансы как экономическая категория

Многообразие финансовых отношений объективно требует их классификации. Результатом классификации является построение финансовой системы, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных, но обладающих вполне определенной спецификой денежных отношений распределительного характера (элементов финансовой системы). Структура финансовой системы зависит от признака, положенного в основу группировки. Группировочными признаками могут быть: степень централизации финансовых ресурсов и управления ими, субъект финансовых отношений, сферы общественной жизни, цель финансовой деятельности и др.

Финансовые отношения, в процессе которых создаются и используются финансовые ресурсы, имеющие единую форму организации в рамках экономической системы и управляемые из одного центра, представляют централизованные финансы. К централизованным финансам следует отнести отношения по поводу формирования и использования бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Финансовые отношения, а также порядок и цели использования сформированных финансовых ресурсов дифференцированы в зависимости от субъекта финансовых отношений; централизованно регулируются только косвенными методами, и поэтому представляют децентрализованные финансы. В их составе выделяют финансы организаций и финансы домашних хозяйств. С учетом особенностей характера формирования и использования финансовых ресурсов в составе финансов организаций целесообразно выделить два сектора — финансовый (страховые, кредитные, инвестиционные отношения) и нефинансовый (финансы производственных организаций и организаций, оказывающих нефинансовые услуги).

В современной экономике невозможно не учитывать и такой субъект хозяйствования, как домашнее хозяйство. Домашнее хозяйство — особая структурная единица , функционирующая на стадии потребления в воспроизводственном процессе. Она может состоять из одного и более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Основной функцией домашних хозяйств является потребление. Вместе с тем они могут заниматься как рыночным, так и нерыночным производством товаров и услуг. Такое представление получило адекватное отражение в принятой в Российской Федерации системе макроэкономического счетоводства — системе национальных счетов (СНС). Домашние хозяйства являются полноправными участниками финансовых отношений: получают доходы, платят налоги, инвестируют, кредитуют и т. д. Однако деятельность домашних хозяйств не является корпоративной. В структуре финансовой системы они образуют самостоятельный блок.

Таким образом, структура финансовой системы современной рыночной экономики должна включать централизованные и децентрализованные финансы, в том числе финансы домашних хозяйств. Исключение какого-либо блока не позволит сбалансировать производство, распределение и использование ВНП, являющегося результатом воспроизводственного процесса и базой финансового распределения.

Итак, финансовая система — это совокупность взаимосвязанных денежных отношений распределительного характера, определяемых экономической структурой общества, дифференцированных в зависимости от источников и способов формирования финансовых ресурсов, а также направлений и целей их использования (рис. 7.4).

Финансы также могут определяться и другими факторами. Так, финансовые отношения, связанные с движением денежных средств (их распределением и перераспределением), дифференцируются в зависимости от того, что является предметом производства — товар или нематериальная услуга, в какой отрасли произведен товар (оказана услуга), каковы организационно-правовая форма и характер деятельности (коммерческий, некоммерческий) субъекта хозяйствования.

Современная экономика представлена двумя сферами: производственной, которая производит и реализует товары и материальные услуги, и непроизводственной, оказывающей услуги нематериального характера. Общественное назначение и потребительские свойства продуктов этих сфер отличаются и определяют принципы организации производства в них. В первой — производство основано на коммерческой основе, во второй (за некоторым исключением) — деятельность имеет некоммерческий характер. Для одних целью является получение прибыли, для других — оказание социально значимой услуги или осуществление общественно полезного творческого процесса. В производственной сфере масштабы деятельности, в том числе финансовой, определяются прежде всего спросом конкретных потребителей. Непроизводственная сфера зависит от общего уровня социально-экономического развития общества, который определяет объем потребности в ее услугах. Все это обусловливает принципиальные отличия организации финансовых отношений.

Финансовые ресурсы организаций производственной сферы экономики формируются как за счет вкладов (паев и т. д.) собственников, так и за счет заемных источников (кредитов, облигационных займов). В процессе деятельности формируется особая группа финансовых отношений инвестиционного характера: амортизация основных фондов, формирование и использование фондов накопления, инвестирование чистой прибыли. Производство приводит к появлению добавленной стоимости, которая распределяется не только между собственниками и работниками, но и между ними и обществом в целом. Возникает сложная система финансовых отношений с государством, банками, страховыми компаниями и т. д.

К непроизводственной сфере относят, в частности, услуги финансово-кредитных учреждений: банков, бирж, страховых компаний, инвестиционных фондов и т. п. Содержание предоставляемых ими услуг имеет ярко выраженный денежный характер: передача денег во временное пользование (кредитование), приобретение финансовых активов, денежная компенсация понесенного ущерба. Совокупность этих учреждений есть финансовая система в узком смысле. Получение прибыли — неотъемлемая суть финансов данного сектора. В этом смысле они близки к финансам производственной сферы, но особый порядок формирования и использования фондов и характер услуги требуют их выделения в особый сектор.

Подавляющая доля услуг нематериального характера в непроизводственной сфере предоставляется на некоммерческой основе. Услуги, необходимые для достижения социального равновесия, предоставляемые отдельным (пусть даже значительным) группам населения или слоям общества, могут оказываться как на бесплатной, так и платной основе. Услуги, без которых невозможно существование общества как государства, могут предоставляться гражданам только на бесплатной основе. Это определяет специфику финансов соответствующих отраслей и позволяет выделить их в самостоятельные секторы.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЁ ЗВЕНЬЕВ

Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Понятие финансовой системы. Состав финансовой системы РФ

Финансовая система — это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений:

— государственную бюджетную систему;

— внебюджетные специальные фонды;

— фонды имущественного и личного страхования;

— финансы предприятий различных форм собственности.

Первые 3 звена обычно объединяет в одно общее – государственные финансы

Одним из главных звеньев финансовой системы является федеральный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют бюджеты субъектов РФ, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными или местными властями и формируются за счет налогов, отчислений из бюджета, специальных взносов. Внебюджетные фонды имеют целевое назначение — финансирование социальных услуг, предоставляемых населению. Наряду с государственными внебюджетными фондами социального назначения создаются фонды экономического назначения, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических задач. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов, имеют определенную самостоятельность.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства. Государственный кредит — это также внешние займы государства, когда государство берет кредит у зарубежных государств для покрытия дефицита бюджета.

Бюджетная система как звено финансовой системы

Бюджетная система РФ – совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права.

Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Бюджетная система состоит из бюджетов трех уровней:

¾ I уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

¾ II уровень — бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

¾ III уровень — местные бюджеты.

Все эти бюджеты функционируют автономно. Основные средства концентрируются в федеральном бюджете.

Существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.

Финансы организации как звено финансовой системы

Финансы предприятий различных форм собственности в совокупности являются составным звеном финансовой системы РФ.

Финансы организации представляют собой денежные отношения, посредством которых осуществляется производственно-хозяйственная деятельность по созданию, привлечению, распределению и использованию доходов и ресурсов. Такие денежные отношения имеют общие цели и задачи, функционируют на основе определенных хозяйственных принципов.

Финансовое состояние определяет конкурентоспособность организации, ее потенциал в деловых отношениях, в итоге — положение на финансовом рынке. При формировании, распределении и использовании денежных средств организаций возникают многообразные финансовые отношения.

Финансовые отношения на уровне организаций охватывают отношения с поставщиками и покупателями, заказчиками и подрядчиками, транспортом, с филиалами и дочерними организациями и другими хозяйственными звеньями при создании совместных предприятий разных юридических форм.

Со страховыми организациями финансовые отношения определяются условиями имущественного и личного страхования, развитием новых форм страхования ответственности, финансовых и коммерческих рисков. С налоговыми органами они возникают при уплате налогов и сборов в бюджетные и внебюджетные фонды, при уплате штрафов, пени в случае сокрытия доходов, прибыли, объекта налогообложения и нарушения сроков уплаты налогов и сборов.

Главная задача организации — обеспечить рациональное и эффективное размещение и использование денежных средств для ее устойчивого развития.

Основным источником формирования финансовых ресурсов, обеспечивающим экономическую независимость организации, выступают собственные средства: уставный капитал, паевые взносы, прибыль, целевые поступления.

Прибыль – один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (организаций и предпринимателей), ради которого и осуществляется предпринимательская деятельность. Прибыль– это разница между доходами (выручки от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг.

Финансы предприятий являются не просто одним из составных звеньев финансовой системы, а практически являются одним из основных звеньев финансовой системы Российской Федерации, занимая в ней определяющее положение. В этом звене финансовой системы формируются финансовые потоки, создаются валовой внутренний продукт и национальный доход, который в дальнейшем подлежит перераспределению через налоговую и бюджетную системы, производственные и социальные сферы. Особенности финансов отдельных предприятий зависят от формы собственности и организационно-правовой формы.

Таким образом, финансовая система — совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений.

1. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. для бакалавров / под ред. Л.А. Чалдаевой. – М.: Юрайт, 2012. – 540 с.

2. Финансы. Учебник. / Под ред. В.В. Ковалева. – М: ТК Велби, Проспект, 2007.

3. Финансы: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007, 2008.

Финансовая система Российской Федерации, её современное состояние

Финансовая система – это совокупность институтов и элементов экономических отношений в сфере формирования, распределения, использования денежных средств.

Финансовая система базируется на трех основополагающих принципах:

  • принцип функционального предназначения субъектов;
  • принцип территориальности;
  • принцип единства.

Первый из перечисленных принципов означает, что каждый элемент (субъект) финансовой системы связан с конкретной сферой финансовых отношений. Например, элемент «государственные финансы» связан с формированием государственных денежных фондов, их использованием; отражает отношения распределения финансовых ресурсов между государством, субъектами хозяйствования, населением.

Территориальность финансовой системы проявляется в том, что каждый регион, муниципальное образование имеют собственный финансовый аппарат, масштаб и функции которого зависят от места субъекта в структуре финансовой системе государства.

Единство финансовой системы проявляется в её функционировании на основе общей правовой основы и политики, определяемой государством.

В зависимости от того, какой принцип положен в основу формирования доходов выделяют централизованную и децентрализованную финансовую системы, а вся совокупность финансовых ресурсов делится на пять подгрупп:

  • государственные финансы; ;
  • финансы частных компаний; или личные;
  • международные финансы.

Роль финансовой системы может быть сведена к трем основным задачам:

  • обеспечение расширенного воспроизводства;
  • регулирование социально-экономических процессов;
  • стимулирование рационального использования имеющихся финансовых ресурсов.

Основная роль финансовой системы любого государства заключается в регулировании социально-экономических процессов при помощи финансовых инструментов. Оперативно формируя и распределяя финансовые ресурсы через финансовую систему, государство получает возможность реализовывать свои функции.

При помощи финансовой системы происходит аккумулирование и перераспределение денежных ресурсов. Этим занимается государство, финансовые институты и все мы, так как отдельные граждане также являются частью финансовой системы.

Перераспределяя финансовые ресурсы между отдельными регионами, отраслями, хозяйствующими субъектами, государство тем самым оказывает поддержку именно тем из них, чья деятельность в данный момент соответствует потребностям общества.

Структура финансовой системы России

Схематично финансовая система РФ представлена на рисунке:

Рисунок 1. Финансовая система РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Сферы, входящие в состав финансовой системы:

  • финансы хозяйствующих субъектов;
  • государственные финансы;
  • финансы страхования.

Также в состав финансовой системы входят инфраструктурные элементы при помощи которых осуществляется её организация и функционирование:

  • финансовые органы;
  • кредитные и страховые организации;
  • фондовый рынок;
  • совокупность правовых актов, регулирующих деятельность финансовой системы.

Финансовая система разделена на два больших уровня: централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные финансы – это фонды денежных средств, благодаря которым государство, его органы, органы местной власти могут реализовывать свои функции.

Основной компонент централизованных финансов – бюджет. Россия – федеративное государство, как следствие, бюджет Российской Федерации состоит из трех уровней:

    ;
  • бюджеты регионов;
  • бюджеты отдельных муниципальных образований.

Бюджеты аккумулируют налоговые поступления соответствующих уровней (федеральные, региональные, местные) и неналоговые доходы, а затем перераспределяют их в соответствии с конкретными задачами. Налоги – основной источник доходов бюджета.

Еще один элемент финансовой системы России – внебюджетные фонды.

Государственные внебюджетные фонды – это средства, формируемые благодаря обязательным отчислениям работающих граждан и работодателей, которые направляются на финансирование потребностей в социальной защите, медицинской помощи, пенсионном обеспечении.

Благодаря деятельности внебюджетных фондов граждане могут реализовать свои социальные права, гарантированные Конституцией.

Специфика финансов внебюджетных фондов – строгий целевой характер.

Виды внебюджетных фондов РФ:

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Ресурсы этого фонда предназначены для финансирования медицинского обслуживания граждан.
  • Фонд социального страхования. Накапливает и распределяет средства на финансирование социальной защиты и помощи.
  • Пенсионный Фонд. Создан в целях финансирования пенсионного обеспечения.

Децентрализованные финансы – это форма организации денежных ресурсов, формируемых коммерческими и некоммерческими хозяйствующими субъектами, а также гражданами.

Частично децентрализованные финансы перераспределяются в бюджет и внебюджетные фонды при помощи механизма налогов и взносов.

Современное состояние финансовой системы России

На современное состояние финансовой системы России оказывают влияние различные факторы:

  • снижение мировых цен на энергоносители;
  • замедление роста мировой экономики;
  • снижение темпов роста российской экономики;
  • пандемия covid-19.

Характерная негативная черта российской финансовой системы – недостаточное развитие финансового рынка. По этому показателю наша страна стоит на 107 месте в мировом рейтинге.

Еще один недостаток – высокая стоимость финансовых услуг (кредитных, страховых). По сравнению с развитыми и развивающимися странами, Россия занимает только 94 место в мировом рейтинге доступности финансовых услуг.

Преобладающий фискальный характер налогообложения снижает эффективность финансовой системы, которая не выполняет стимулирующей функции.

Высокая зависимость от доходов нефтегазового сектора экономики привела к сокращению доходов бюджета в условиях падения цен нефть.

Финансовые ресурсы недостаточно эффективно распределены между уровнями бюджетной системы. Муниципальная власть сталкивается с нехваткой ресурсов для реализации функций.

Таким образом, основные перспективные направления развития финансовой системы РФ: развитие финансового рынка, повышение доступности финансовых ресурсов, инструментов и услуг, поддержание устойчивости финансового сектора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *