Что в интернете запрещено законом
Перейти к содержимому

Что в интернете запрещено законом

  • автор:

Стоп, контент: новые обязанности владельцев соцсетей и права пользователей

Роль социальных сетей в современном мире сложно переоценить. В настоящее время они не только служат целям общения, но и активно используются для ведения бизнеса, а также для распространения общественно значимой информации. Однако практика последних лет показала, что в условиях возрастающего значения социальных сетей в процессе информирования граждан существенно повысились и угрозы их использования в противоправных целях – например, для дезорганизации избирательных кампаний, развязывания внутригосударственных и международных конфликтов.

Для того, чтобы противостоять указанным угрозам, российские законодатели утвердили ряд поправок в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ). Они призваны решить задачу устранения из общедоступного информационного пространства информации, распространение которой запрещено законодательством РФ, на ранних этапах без увеличения численности контролирующих органов и полной блокировки информационных ресурсов. Изменения вступили в силу с 1 февраля текущего года.

Новые нормы, посвященные особенностям распространения информации в социальных сетях, регулируют следующие аспекты:

  • признаки социальных сетей;
  • обязанности владельцев социальных сетей и права пользователей;
  • порядок блокировки нелегального контента;
  • правила включения соцсети в реестр соцсетей.

Остановимся на указанных и иных аспектах более подробно.

Правовые основы

Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 530-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» впервые на законодательном уровне введено понятие «владелец социальной сети», в котором прослеживаются признаки социальной сети. Под последней понимается сайт, страница сайта или информационной системы, программы для ЭВМ, которые предназначены или используются их пользователями для предоставления и распространения информации посредством созданных ими персональных страниц. При этом дополнительными признаками соцсетей являются:

  • более 500 тыс. находящихся на территории России пользователей в сутки;
  • распространение информации на государственном языке РФ, государственных языках республик в составе России или иных языках народов РФ, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания находящихся на территории страны потребителей.

Примечательно, что в процессе работы над нормами, регулирующими распространение информации в социальной сети, рассматривалось несколько вариантов определения и признаков соцсетей. Так, в первоначальном тексте законопроекта, который был внесен в Госдуму еще в июле 2017 года, предлагалось взять под контроль те информационные системы и программы для ЭВМ, количество пользователей которых превышает 2 млн. При этом не было оговорки ни об ограничении количества пользователей в сутки, ни о рекламе, направленной на привлечение внимания пользователей. Зато упоминалось о назначении социальной сети – она предназначена и используется для приема, передачи или обработки электронных сообщений в целях обмена электронными сообщениями между пользователями Интернета, в том числе для передачи электронных сообщений неопределенному кругу лиц.

В ходе доработки документа в апреле 2018 года вышел его обновленный вариант, в котором вместо категории «организатор распространения информации в сети «Интернет» вводилась категория «владелец публичной сети», а в качестве признака социальной сети рассматривалось размещение электронных сообщений в форме письменного текста, голосовой информации, изображений, звуков, видео- или иных формах, предназначенных для лиц, прошедших идентификацию в системе или программе, а также для обмена электронными сообщениями. Но в окончательный текст закона не вошли ни эти признаки, ни упоминаемое там ограничение по количеству пользователей в сутки – более 100 тыс., ни обязанность создать на территории России представительство владельца публичной сети.

Обязанности владельцев соцсетей

Перечень обязанностей владельцев соцсетей теперь установлен в отдельном пункте ст. 10.6 Закона № 149-ФЗ и объединен общим предписанием – соблюдать требования законодательства РФ. Список более конкретных обязанностей содержит 11 позиций.

Владельцы соцсети обязаны не допускать использование социальной сети в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань. Помимо этого, владельцам соцсети предписано препятствовать распространению информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями. Эта обязанность вытекает из необходимости соблюдения закрепленного в ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Основной закон страны запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Дискриминация влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 1-3 тыс. руб., на юрлиц – 50-100 тыс. руб. (ст. 5.62 КоАП).

Кроме того, в числе обязанностей владельцев соцсетей – соблюдение запретов и ограничений, предусмотренных законодательством о референдуме и выборах (например, в части соблюдения «дня тишины» накануне выборов и т. п.), а также прав и законных интересов граждан и организаций, в том числе чести, достоинства и деловой репутации граждан, деловой репутации организаций.

Отдельный блок обязанностей связан с необходимостью осуществления мониторинга социальной сети в целях выявления запрещенного контента, к которому относится информация:

  • о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
  • о способах совершения самоубийства, а также призывов к суициду;
  • нарушающая требования законодательства о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием Интернета и иных средств связи;
  • содержащая предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой и непищевой продукции, этилового спирта, розничная продажа которых ограничена или запрещена законодательством;
  • выражающая в неприличной форме, оскорбляющая человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам госвласти России;
  • содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в несанкционированных массовых мероприятиях, недостоверную общественно значимую информацию, распространяемую под видом достоверных сообщений, создающую угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка или общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории России, сведения, позволяющие получить доступ к указанным информации или материалам;
  • направленная на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и здоровья либо для жизни или здоровья иных лиц;
  • материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних или объявлениями о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера.

При этом в случае выявления запрещенного контента пользователей начнут уведомлять о принятых мерах по ограничению доступа к их информации и об основаниях такого ограничения.

По данным, обнародованным на официальном сайте Лиги безопасного интернета, в 2020 году из соцсетей были удалены 1560 страниц с детской порнографией, 1845 – с информацией о продаже наркотических средств. Кроме того, волонтеры обнаружили в соцсетях более 33 тыс. фейков, из которых пока удалено только 11%. По оценке специалистов Лиги, порядка 43 млн россиян состоят в деструктивных сообществах (кибербуллинг, пропаганда суицидов, продажа наркотиков, экстремистско-террористические сообщества, группы о серийных убийцах и маньяках, шок-контент, треш-стримы), из них около 8 млн – несовершеннолетние.

Поправками предусмотрен и ряд организационных обязанностей для владельцев соцсетей – например, в части размещения в социальной сети документа, устанавливающего правила использования соцсети с указанием в них не противоречащих законодательству РФ требований к распространению в соцсети информации, прав и обязанностей пользователей и владельца соцсети, порядка рассмотрения обращений пользователей и порядка осуществления мониторинга соцсети в целях выявления незаконного контента, рассмотрения обращений о выявлении соответствующей информации. Правила использования соцсети должны быть размещены на русском языке при условии обеспечения беспрепятственного и безвозмездного доступа к ним пользователей. При этом в случае внесения изменений в правила использования соцсети владелец должен проинформировать об этом каждого пользователя, направив им в течение трех дней уведомление с описанием корректировок.

Также владельцам соцсетей необходимо установить одну из предлагаемых Роскомнадзором программ для ЭВМ, предназначенных для определения количества пользователей ресурсом, и разместить адрес электронной почты для направления юридически значимых сообщений, фамилию и инициалы (для физлица) или наименование (для юрлица), электронную форму для направления обращений о распространяемой с нарушением закона информации. Владельцы соцсетей будут ежегодно отчитываться о результатах обращений, поданных с использованием указанной электронной формы, а также о результатах мониторинга соцсети на нелегальный контент. Требования к форме, составу и размещению данного отчета установит Роскомнадзор.

Порядок блокировки запрещенного контента: обязанности владельцев соцсетей и права пользователей

Часть новых норм ст. 10.6 Закона № 149-ФЗ посвящена конкретизации порядка принятия мер по ограничению доступа к информации, размещенной с нарушением требований российского законодательства. Так, в случае выявления нелегального контента (независимо от того, как он выявлен – самим владельцем соцсети в ходе мониторинга или по результатам рассмотрения обращения пользователя о выявлении соответствующей информации) владелец соцсети обязан незамедлительно принять меры по ограничению доступа к нему. Однако, если владелец соцсети не может самостоятельно оценить, является информация незаконной или нет, то он должен не позднее суток с момента выявления такой информации направить ее в Роскомнадзор, который в течение суток направит ее по системе взаимодействия в уполномоченные органы для рассмотрения и принятия необходимых решений. Но в любом случае до принятия ведомством решения, касающегося мер по ограничению доступа к информации или отказа в этом, доступ к указанной информации должен быть временно заблокирован.

В свою очередь, у пользователя соцсети, в отношении информации которого приняты меры по ограничению доступа, есть право обратиться к владельцу соцсети с жалобой на такое решение, которая должна быть рассмотрена в течение трех дней со дня ее поступления. При этом в случае несогласия с ответом владельца соцсети пользователь может обратиться в Роскомнадзор с заявлением об отмене мер по ограничению доступа к информации пользователя, принятых владельцем соцсети. Если же обращение касается иных вопросов, то они будут рассмотрены в срок не более 30 календарных дней со дня поступления – именно такой срок должен быть указан в правилах использования соцсети.

Стоит учитывать, что Роскомнадзор может не только сохранить ограничения, но и отменить их, вынеся требование владельцу соцсети об отмене мер по ограничению доступа к информации пользователя, принятых во исполнение установленных обязанностей. Равно, как может направить владельцу соцсети и предписание об осуществлении мониторинга соцсети в целях выявления информации, схожей до степени смешения с информацией, меры по удалению которой владелец сети обязан принимать на основании ранее направленного требования или уведомления.

Наконец, лица, права и законные интересы которых были нарушены владельцем соцсети в результате неисполнения им требований, установленных в ст. 10.6 Закона № 149-ФЗ, вправе обратиться за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации (ч. 5 ст. 17 Закона № 149-ФЗ).

Реестр социальных сетей

Согласно новым нормам социальные сети, насчитывающие более 500 тыс. пользователей в сутки, попадут под контроль Роскомнадзора и будут включены в специальный реестр социальных сетей. В целях ведения такого реестра при обнаружении в Интернете информационного ресурса, обладающего признаками соцсетей (по целям использования, распространяемой информации и количеству пользователей в сутки) служба будет признавать информационный ресурс социальной сетью и включать его в реестр соцсетей, определять провайдера хостинга или иное обеспечивающее размещение соцсети в Интернете лицо и направлять последнему уведомление в электронном виде на русском и английском языках о необходимости предоставления данных, позволяющих идентифицировать владельца соцсети с фиксацией даты и времени направления такого уведомления.

Провайдер или иное лицо, обеспечивающее размещение соцсети в Интернете, обязан в течение трех рабочих дней с момента получения уведомления предоставить данные, необходимые для идентификации владельца соцсети, после предоставления которых соцсеть будет включена в реестр. Владельцу соцсети придет уведомление о включении его информационного ресурса в реестр соцсетей с указанием требований законодательства РФ, применимых к такого рода информационным ресурсам.

Включение в реестр обяжет владельца соцсети в течение двух месяцев привести правила использования соцсети в соответствие с требованиями российского законодательства и ознакомить с указанными правилами пользователей.

Отметим, Лига безопасного интернета уже направила в Роскомнадзор список IT-площадок для включения в реестр соцсетей. В этом перечне значатся YouTube, Facebook, Tik Tok, Instagram, Twitter, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram и WhatsApp. «Мы призываем Роскомнадзор не медлить с созданием реестра, чем быстрее он будет создан, тем быстрее заработает сам закон и быстрее соцсети в России будут очищаться от запрещенной информации», – подчеркнула директор Лиги Екатерина Мизулина.

Согласно поправкам, если посещаемость соцсети на протяжении трех месяцев будет менее 500 тыс. пользователей в сутки, то социальная сеть по заявлению ее владельца исключат из реестра, о чем владелец будет дополнительно уведомлен. Но даже если заявление об исключении социальной сети из реестра не поступит, Роскомнадзор сделает это автоматически, если в течение полугода доступ к соцсети будет составлять менее 500 тыс. пользователей за сутки.

Ответственность

По общему правилу, нарушение требований Закона № 149-ФЗ влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Самыми часто применимыми в свете рассматриваемой темы являются административные санкции.

Специальной ответственности для владельцев соцсетей по аналогии с санкциями для владельцев новостных агрегаторов и организаторов распространения информации в Интернете пока не установлено, но на них распространяются общие нормы КоАП РФ. При этом с 10 января текущего года заработала ст. 13.41 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за нарушение порядка ограничения доступа к информации, информационным ресурсам, доступ к которым подлежит ограничению в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации, и (или) порядка удаления указанной информации. В этой норме установлены штрафы за:

  • непринятие мер по ограничению доступа к информации, информационному ресурсу или сайту в случае, если обязанность по принятию таких мер предусмотрена законодательством (штраф для граждан составляет от 50 тыс. до 100 тыс. руб., для должностных лиц – от 200 тыс. до 400 тыс. руб., для юрлиц – от 800 тыс. до 4 млн руб.);
  • неудаление владельцем сайта или владельцем информационного ресурса в Интернете информации или интернет-страницы в случае, если обязанность по удалению такой информации, интернет-страницы предусмотрена законодательством (размер штрафов аналогичен тому, что применяется за непринятие мер по блокировке запрещенной информации);
  • повторное совершение указанных деяний (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 тыс. до 200 тыс. руб., на должностных лиц – от 500 тыс. до 800 тыс. руб., на юрлиц – от 1/20 до 1/10 совокупного размера суммы выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году выявления административного правонарушения, но не менее 4 млн руб.).

При этом повышенные санкции в размере 100-200 тыс. руб. для граждан, 400-800 тыс. руб. для должностных лиц и 3-8 млн руб. для юрлиц установлены за непринятие мер по блокировке контента, содержащего призывы к осуществлению экстремистской деятельности, материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних или объявления о привлечении их в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, информацию о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств и психотропных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений, а также за неудаление владельцем сайта или информационного ресурса указанной информации или интернет-страницы, содержащей ее. За повторное совершение таких административных правонарушений штрафы для граждан могут доходить до 500 тыс. руб., для должностных лиц – до 1 млн руб., а для юрлиц – до 1/10-1/5 совокупного размера суммы полученной от реализации всех товаров (работ, услуг) выручки за предшествующий календарный год, но не менее 8 млн руб.

Действие рассматриваемой статьи не затрагивает случаи ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением авторских или смежных прав в Интернете, и удаления такой информации.

При этом пользователям соцсетей также стоит помнить о возможных санкциях за нарушение правил распространения информации в соцсетях. Так, например, распространение в соцсети предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции может повлечь штраф для граждан в размере 3-5 тыс. руб., должностных лиц – 20-40 тыс., юрлиц – 100-300 тыс. руб. (ч. 8 ст. 13.15 КоАП РФ). За пропаганду в соцсети наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, предусмотрен штраф для граждан в размере 5-30 тыс. руб., для должностных лиц – 50-100 тыс. руб., для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, – 50-100 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, для юрлиц – 1-1,5 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 1.1 ст. 6.13 КоАП РФ).

В свою очередь, размещение информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим госвласть, расценивается как мелкое хулиганство и грозит нарушителю штрафом в размере 30-100 тыс. руб. (ч. 3 ст. 20.1 КоАП РФ). А распространение заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее негативные последствия, может стать основанием для применения штрафов к гражданам в размере 30-100 тыс. руб., к должностным лицам – 60-200 тыс. руб., к юрлицам – 200-500 тыс. руб. (ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ).

Некоторые деяния, как, например, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма, совершенные через соцсети, могут повлечь и уголовную ответственность вплоть до лишения свободы на срок от 5 до 7 лет (ч. 2 ст. 205.2 Уголовного кодекса), а призывы к экстремистской деятельности и к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ, – вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет (ч. 2 ст. 280 УК РФ). В свою очередь, доведение лица до самоубийства, совершенное в Интернете, считается преступлением с отягчающим обстоятельством, повышающим максимальный срок лишения свободы с 6 до 15 лет (ч. 2 ст. 110 УК РФ). Распространение, публичная демонстрация или рекламирование материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних через Интернет наказывается лишением свободы на срок до 10 лет (п. «г» ч. 2 ст. 242.1 УК РФ).

Также с 15 января вступила в силу норма КоАП РФ об ответственности за совершенное публично с использованием Интернета оскорбление, в том числе выраженное в нецензурной форме. Такое деяние влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5-10 тыс. руб., на должностных лиц – 50-100 тыс. руб., на юрлиц – 200-700 тыс. руб. (ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФ). Как пояснил депутат Госдумы Александр Хинштейн, такая поправка не связана напрямую с матом и человеком, который просто сквернословит в соцсетях, не оскорбляя другого. «Употребление ненормативной лексики – это неправильно. Но с формально правовой точки зрения мат не является именно оскорблением, если он не адресован какому-то конкретному лицу», – подчеркнул парламентарий.

Несмотря на отсутствие до 1 февраля 2021 года в Законе № 149-ФЗ норм, регулирующих порядок распространения информации в социальных сетях и обязанностей по мониторингу и блокировке неправомерной информации, судебная практика последних лет содержит немало примеров дел, связанных с незаконным контентом в соцсетях. Отдельные дела нашли отражение в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации (например, постановления ВС РФ от 20 декабря 2019 г. № 1-АД19-4, от 18 июня 2019 г. № 49-АД19-2, от 10 апреля 2019 г. № 31-АД19-4, от 11 декабря 2018 г. № 24-АД18-6 и т. д.), а также в Обзорах судебной практики ВС РФ (в частности, в п. 60 Обзора судебной практики ВС РФ, утв. Президиумом ВС РФ 10 июня 2020 года, п. 2 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 26 июня 2019 года). Но в большинстве своем они касаются нарушений со стороны пользователей соцсети и лишь косвенно затрагивают неисполнение обязанностей или превышение полномочий владельцами соцсетей.

Поскольку большинство современных социальных сетей зарегистрированы на иностранных юрлиц и не имеют представительств на территории России, инициировать спор с владельцами таких соцсетей проблематично. Хотя определенные тенденции по урегулированию этой проблемы уже имеются в судебной практике – так, 9 июня 2020 года ВС РФ рассмотрел дело по иску российских граждан к иностранной организации «Facebook inc», в котором истцы ссылались на то, что в нарушение условий публичной оферты, а также права на свободу выражения мнений и их авторских прав, ответчик удалял отдельные сообщения истцов, блокировал и удалил их аккаунты (Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 9 июня 2020 г. № 5-КГ20-49).

Главный вывод, сделанный Судом, сводится к тому, что граждане РФ могут подавать иски к компании в российские суды, ведь, во-первых, ответчик распространяет рекламу в Интернете, направленную на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ, во-вторых, сам иск вытекает из договора, по которому полное или частичное исполнение должно иметь место на территории нашей страны, в-третьих, по делу о защите прав субъекта персональных данных истец имеет место жительства в России. А это согласуется с положениями ч. 3 ст. 402 Гражданского процессуального кодекса, допускающими в некоторых случаях рассмотрение судами в РФ дел с участием иностранных лиц. В итоге определения нижестоящих судов в части возвращения искового заявления отменены, а материал в указанной части направлен в суд первой инстанции для разрешения вопроса о принятии искового заявления.

Определенные шаги в этом направлении предпринимает и законодатель – Комитет Госдумы по информационной политике уже разрабатывает законопроект об открытии представительств иностранных IT-компаний в России. Предполагается, что поправки коснутся преимущественно интернет-компаний, входящих в реестр операторов распространения информации. «На мой взгляд, мы должны и дальше совершенствовать российское законодательство, дать государству максимально широкий набор инструментов для воздействия на иностранные интернет-платформы», – считает Член ОП РФ Александр Малькевич.

В обосновании необходимости принятия поправок в Закон № 149-ФЗ указывалось, что социальные сети являются основным средством, повышающим трансграничность и дислокальность обмена информации в коммуникационном пространстве, на практике делающим информацию доступной для миллионов пользователей Интернета. «В этой связи исключительно важно сохранить информационную функцию социальных сетей, но при этом не допустить их использование в противоправных целях», – подчеркивали авторы законодательной инициативы, положенной в основу утвержденных изменений. Ожидается, что принятые поправки, вступившие в силу с 1 февраля, позволят создать действенный и оперативный механизм пресечения распространения в социальных сетях противоправной и недостоверной общественно значимой информации.

К слову, вчера эту тему затронул и Президент РФ Владимир Путин на встрече с лауреатами конкурса «Учитель года России». Говоря о мерах по защите детей от вредоносного материала, в том числе исходящего из социальных сетей, глава государства подчеркнул, что эти платформы преследуют цель извлечения прибыли. «К сожалению, очень часто это делается любой ценой. Плевать они хотели, что тот или иной контент наносит какой-то ущерб категории людей, на которых он направлен. Зачастую эти современные информационные платформы все больше и больше начинают управлять сознанием, просто изучают своего, условно говоря, «клиента» и подбрасывают ему то, что они считают нужным. Человек начинает принимать решение, даже не осознавая того, что им руководят. Это очень тонкая вещь», – заключил президент, заверив, что государство будет на это реагировать, но без принятия решений, ограничивающих свободу человека, свободу выбора и свободу слова.

«Новая жизнь» для пользователей социальных сетей

Действительно ли в соцсетях теперь запрещена нецензурная брань? За что персональную страницу заблокируют и как оспорить это решение? И за какое поведение пользователя привлекут к административной или уголовной ответственности?

«Новая жизнь» для пользователей социальных сетей

Под конец прошлого года традиционно было принято сразу несколько важных законов. Среди них – Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 530-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”» (далее – Закон), которым установлены специфические обязанности и правила для социальных сетей. В частности, теперь соцсети обязаны выявлять и блокировать определенные виды запрещенной законом информации, распространяемой пользователями.

Закон вступил в силу 1 февраля 2021 г.

В чем суть принятого закона?

Законом, во-первых, вводится новая категория владельца интернет-сайта – «владелец социальной сети» – и, во-вторых, возлагаются на таких лиц дополнительные обязанности:

  • утвердить правила социальной сети, разместить их в общем доступе и информировать пользователей об их изменениях;
  • не допускать использования социальной сети для совершения уголовно наказуемых деяний;
  • не допускать распространения информации, дискриминирующей граждан по отдельным признакам, а также порочащей их честь, достоинство и деловую репутацию;
  • соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством о референдумах и выборах;
  • соблюдать иные права и законные интересы граждан и организаций;
  • установить один из рекомендованных Роскомнадзором счетчиков количества посетителей;
  • осуществлять мониторинг информации в социальной сети на предмет выявления информации, запрещенной к распространению, и в случае ее выявления – блокировать такую информацию с уведомлением пользователя, ее разместившего, о блокировке;
  • разместить адрес электронной почты и специальную форму для направления жалоб на противоправную информацию;
  • ежегодно публиковать отчет о рассмотрении жалоб и блокировке выявленного контента.

Существенная часть введенных обязанностей социальной сети связана с выявлением и блокировкой информации, запрещенной к распространению. Ранее соцсети блокировали такую информацию только на основании судебного решения или решения уполномоченного органа. Теперь же пользователи, судя по всему, будут чаще сталкиваться с блокировкой размещенной ими информации, поскольку у социальной сети намного больше возможностей для ее выявления.

На какие социальные сети распространяются требования нового закона?

Законом социальная сеть определена как интернет-сайт, соответствующий следующим критериям:

  • предназначен или используется для распространения контента с помощью персональных страниц пользователей;
  • контент распространяется на русском языке или на ином языке народов России;
  • на сайте может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания российских граждан;
  • количество посетителей сайта из России составляет более 500 000 в сутки.

Следует отметить, что в Законе не содержатся критерии, связанные с местом хранения данных социальной сети или местом нахождения ее владельца. Соответственно, требования Закона будут распространяться не только на российские, но и на иностранные соцсети, соответствующие указанным выше критериям, например Facebook, Twitter, Instagram.

Какую информацию социальная сеть будет блокировать?

Закон содержит общее требование к владельцу социальной сети не допускать ее использования для совершения уголовно наказуемых деяний, в том числе для разглашения сведений, составляющих государственную тайну или иную охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, и других экстремистских материалов.

Кроме того, владелец социальной сети обязан не допускать распространения:

  • материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости;
  • материалов, содержащих нецензурную брань;
  • информации, дискриминирующей или порочащей граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями;
  • информации, порочащей честь, достоинство и деловую репутацию граждан и организаций;
  • информации, распространяемой с нарушением избирательного законодательства.

Однако обязанность по осуществлению мониторинга и блокировки установлена в отношении лишь некоторых видов информации из указанных выше. Согласно п. 5 ч. 1 и ч. 4 введенной ст. 10.6 Закона об информации владелец социальной сети осуществляет мониторинг и блокировку без участия Роскомнадзора или иного уполномоченного органа только в отношении следующих видов информации:

  • детской порнографии и объявлений о привлечении несовершеннолетних к участию в мероприятиях порнографического характера;
  • информации о способах изготовления, приобретения и использования наркотиков и иных подобных веществ;
  • информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
  • информации, направленной на привлечение к участию в азартных играх и лотереях, осуществляемых онлайн;
  • предложения розничной продажи алкогольной и иной подобной продукции, если такая продажа запрещена законом;
  • информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни или здоровья либо для жизни или здоровья иных лиц;
  • информации, выраженной в неприличной форме и оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность или проявляющей явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам России, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в России;
  • призывов к массовым беспорядкам или участию в несанкционированных массовых мероприятиях;
  • призывов к осуществлению экстремистской деятельности;
  • fake news (недостоверных сообщений, распространяемых под видом достоверных и представляющих важность для общества);
  • информационных материалов нежелательной иностранной или международной неправительственной организации.

Владелец социальной сети также обязан выявлять и блокировать сведения, позволяющие получить доступ к указанной выше информации.

Блокировка информации осуществляется немедленно после ее выявления. Если же владелец социальной сети не может точно установить, относится ли информация к одной из указанных категорий, он все равно должен заблокировать ее и направить запрос в Роскомнадзор, который примет окончательное решение.

Могут ли пользователи, чей контент или страницы заблокированы социальной сетью, оспорить это решение?

Да, причем такое оспаривание осуществляется в несколько этапов.

Изначально пользователь направляет владельцу социальной сети жалобу на блокировку. Это можно сделать в том числе по электронной почте или с помощью специально предусмотренной владельцем социальной сети формы для заполнения. Владелец обязан рассмотреть такую жалобу и направить ответ пользователю в течение 3 дней со дня ее поступления.

Если владелец социальной сети отказался удовлетворить жалобу, пользователь вправе обратиться в Роскомнадзор с заявлением об отмене мер по ограничению доступа к информации.

Кроме того, пользователь вправе обратиться в суд с требованием к владельцу социальной сети об отмене мер по ограничению доступа к информации, а также с требованием о возмещении убытков и компенсации морального вреда. При этом Закон прямо не предусматривает, что до обращения в суд пользователь должен принять указанные выше меры по досудебному обжалованию решения владельца социальной сети.

Действительно ли в социальных сетях теперь запрещена нецензурная брань?

Как указано выше, с одной стороны, Закон содержит формальное требование к владельцу социальной сети не допускать распространения нецензурной брани. С другой стороны, она не входит в перечень видов информации, подлежащей выявлению и последующей блокировке. Ответственность за само по себе распространение нецензурной брани в социальной сети также не установлена, если только такая брань не связана с оскорблением иного лица. В результате возникает неоднозначная ситуация, когда у владельца социальной сети есть обязанность «не допускать распространения», но нет обязанности выявлять и блокировать нецензурную брань.

При этом, если верить одному из соавторов Закона – депутату А.Е. Хинштейну, принятый Закон «не носит репрессивного характера и направлен на саморегулирование самих соцсетей» 1 . То есть, судя по всему, владельцу социальной сети, несмотря на установленную обязанность, действительно предлагается самому решать, удалять нецензурную брань или нет. Однако неизвестно, будет ли поддержано такое толкование положений Закона судами.

Что касается оскорбления с помощью нецензурной брани, то нужно учитывать, что в конце прошлого года были внесены изменения в ст. 5.61 КоАП РФ («Оскорбление»), в которой, в числе прочего, предусмотрели ответственность за оскорбление другого лица в интернете. Соответственно, пользователь социальной сети может быть привлечен к ответственности по данной статье, в том числе в случае оскорбления с помощью нецензурной брани.

Предусмотрена ли ответственность для пользователей за поведение в социальной сети?

Принятый Закон не вводит ответственность или обязанности для пользователей социальной сети – только для ее владельца.

Однако следует учитывать, что за распространение информации, которую владелец социальной сети теперь обязан блокировать, и так почти во всех случаях предусмотрена административная или уголовная ответственность. Например, ответственность за призывы к массовым беспорядкам предусмотрена ч. 3 ст. 212 УК РФ, за призывы к осуществлению экстремисткой деятельности – ст. 280 УК РФ и т.п. За оскорбление в интернете, как указано выше, предусмотрена административная ответственность.

Более того, с 10 января 2021 г. вступили в силу поправки в ст. 128.1 УК РФ, предусматривающую ответственность за клевету, т.е. за «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию». Поправками, в частности, предусматривается уголовная ответственность в виде лишения свободы за распространение клеветы в интернете (подробнее – в статье «За клевету собираются сажать на 5 лет»).

Следует отметить, что за распространение сведений, не соответствующих действительности, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию другого лица (т.е. за «диффамацию»), предусмотрена также гражданско-правовая ответственность – в виде компенсации морального вреда или ущерба, причиненного деловой репутации (ст. 152 ГК РФ). Причем если при распространении иной информации обычно достаточно точно можно определить, относится ли она к запрещенной, то в случае с диффамацией критерии более сложные.

Чтобы снизить риск привлечения к ответственности за диффамацию, в том числе в социальной сети, стоит придерживаться следующих правил:

Что в интернете запрещено законом

Статья 10.6. Особенности распространения информации в социальных сетях

(введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 530-ФЗ)

1. Владелец сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются их пользователями для предоставления и (или) распространения посредством созданных ими персональных страниц информации на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации или иных языках народов Российской Федерации, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более пятисот тысяч пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации (далее — владелец социальной сети), обязан соблюдать требования законодательства Российской Федерации, в частности:

1) не допускать использование сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются их пользователями для предоставления и (или) распространения посредством созданных ими персональных страниц информации на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации и иных языках народов Российской Федерации, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более пятисот тысяч пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации (далее — социальная сеть), в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, насилие и жестокость, и материалов, содержащих нецензурную брань;

(в ред. Федерального закона от 05.12.2022 N 478-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) не допускать распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями;

3) соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о референдуме и законодательством Российской Федерации о выборах;

4) соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций;

5) осуществлять мониторинг социальной сети в целях выявления:

а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;

б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;

в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

г) информации, нарушающей требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ «О лотереях» о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи;

д) информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции;

е) информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц;

ж) информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации;

з) информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», сведений, позволяющих получить доступ к указанным информации или материалам;

и) информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения, педофилию, смену пола;

(пп. «и» введен Федеральным законом от 05.12.2022 N 478-ФЗ)

6) разместить в социальной сети адрес электронной почты для направления ему юридически значимых сообщений, свои фамилию и инициалы (для физического лица) или наименование (для юридического лица), а также электронную форму для направления обращений о распространяемой с нарушением закона информации, требования к которой устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи;

7) ежегодно размещать отчет о результатах рассмотрения обращений, поданных с использованием указанной в пункте 6 настоящей части электронной формы, а также о результатах мониторинга, осуществляемого в соответствии с пунктом 5 настоящей части. Требования к форме, составу и размещению данного отчета устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи;

8) разместить в социальной сети документ, устанавливающий правила использования социальной сети;

9) в случае внесения изменений в правила использования социальной сети в течение трех дней со дня внесения таких изменений информировать об этом пользователей социальной сети путем направления каждому из них уведомления об этом с описанием внесенных изменений;

10) установить одну из предлагаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, предназначенных для определения количества пользователей информационным ресурсом в сети «Интернет» программ для электронных вычислительных машин;

11) уведомлять пользователя социальной сети о принятых мерах по ограничению доступа к его информации в соответствии с пунктом 5 настоящей части, а также об основаниях такого ограничения.

2. Правила использования социальной сети должны содержать:

1) не противоречащие законодательству Российской Федерации требования к распространению в социальной сети информации;

2) права и обязанности пользователей социальной сети;

3) права и обязанности владельца социальной сети;

4) порядок рассмотрения обращений пользователей социальной сети, обеспечивающий их рассмотрение в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня их поступления;

5) порядок осуществления мониторинга социальной сети в целях выявления информации, указанной в пункте 5 части 1 настоящей статьи, а также рассмотрения обращений о выявлении такой информации.

3. Правила использования социальной сети должны быть размещены в социальной сети на русском языке. Владелец социальной сети должен обеспечить беспрепятственный и безвозмездный доступ пользователей к правилам использования социальной сети.

4. В случае выявления информации, указанной в пункте 5 части 1 настоящей статьи, при осуществлении мониторинга социальной сети или по результатам рассмотрения указанного в пункте 6 части 1 настоящей статьи обращения, а также в случае выявления информации при осуществлении мониторинга социальной сети в соответствии с предписанием, предусмотренным частью 18 настоящей статьи, владелец социальной сети обязан незамедлительно принять меры по ограничению доступа к ней, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.

5. В случае, если владелец социальной сети не может оценить степень соответствия информации, выявленной в процессе осуществления мониторинга социальной сети или по результатам рассмотрения указанного в пункте 6 части 1 настоящей статьи обращения, информации, указанной в пункте 5 части 1 настоящей статьи, он обязан не позднее суток с момента выявления такой информации:

1) направить ее в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Критерии определения направляемой в указанный орган информации, ее состав и порядок направления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи;

2) до принятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, решения о принятии мер по ограничению доступа к информации, предусмотренных настоящим Федеральным законом, или об отказе в принятии таких мер, принять меры по ограничению доступа к указанной информации.

6. При поступлении от владельца социальной сети информации, направленной в соответствии с частью 5 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в течение 24 часов направляет ее по системе взаимодействия в уполномоченные государственные органы для рассмотрения и принятия решений в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 15.1, частью 1 статьи 15.1-1, частью 1 статьи 15.3 настоящего Федерального закона.

7. Порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, информации, указанной в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также порядок взаимодействия с уполномоченными государственными органами, устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. Пользователь социальной сети, в отношении информации которого приняты меры по ограничению доступа владельцем социальной сети в соответствии с частью 4 или 5 настоящей статьи, вправе обратиться к владельцу социальной сети с жалобой на решение, предусмотренное частью 4 или 5 настоящей статьи. Владелец социальной сети обязан рассмотреть такую жалобу и направить ответ пользователю социальной сети в течение трех дней со дня поступления такой жалобы. В случае несогласия с ответом владельца социальной сети, пользователь вправе обратиться с заявлением в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, об отмене мер по ограничению доступа к информации пользователя, принятых владельцем социальной сети в соответствии с частью 4 или 5 настоящей статьи.

9. Пользователь социальной сети, в отношении информации которого приняты меры по ограничению доступа владельцем социальной сети в соответствии с частью 4 или 5 настоящей статьи, в случае несогласия с принятым решением вправе обратиться с заявлением в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, об отмене мер по ограничению доступа к информации пользователя, принятых владельцем социальной сети в соответствии с частью 4 или 5 настоящей статьи.

10. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи на основании обращения, указанного в части 8 или 9 настоящей статьи, или при осуществлении мониторинга социальной сети может вынести требование владельцу социальной сети об отмене мер по ограничению доступа к информации пользователя, принятых владельцем социальной сети в соответствии с частью 4 или 5 настоящей статьи. Порядок и сроки рассмотрения обращений, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, а также порядок вынесения требования владельцу социальной сети устанавливается Правительством Российской Федерации.

11. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, ведет реестр социальных сетей. В целях обеспечения формирования реестра социальных сетей федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи:

1) организует мониторинг информационных ресурсов;

2) утверждает методику определения количества пользователей информационного ресурса в сутки;

3) вправе запрашивать у владельца социальной сети и иных лиц информацию, необходимую для ведения такого реестра. Указанные лица обязаны предоставлять запрашиваемую информацию не позднее чем в течение десяти дней со дня получения запроса федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

12. В случае обнаружения в сети «Интернет» информационного ресурса, который предназначен и (или) используется его пользователями для предоставления и (или) распространения посредством созданных ими персональных страниц информации на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации, на котором может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которому в течение суток составляет более пятисот тысяч пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации, включая рассмотрение соответствующих обращений органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан или организаций, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи:

1) признает информационный ресурс в сети «Интернет» социальной сетью и включает его в реестр социальных сетей;

2) определяет провайдера хостинга или иное обеспечивающее размещение социальной сети в сети «Интернет» лицо;

3) направляет провайдеру хостинга или указанному в пункте 2 настоящей части лицу уведомление в электронном виде на русском и английском языках о необходимости предоставления данных, позволяющих идентифицировать владельца социальной сети;

4) фиксирует дату и время направления указанного в пункте 3 настоящей части уведомления провайдеру хостинга или указанному в пункте 2 настоящей части лицу в соответствующей информационной системе.

13. В течение трех рабочих дней с момента получения уведомления, указанного в пункте 3 части 12 настоящей статьи, провайдер хостинга или указанное в пункте 2 части 12 настоящей статьи лицо обязаны предоставить данные, позволяющие идентифицировать владельца социальной сети.

14. После получения данных, указанных в пункте 3 части 12 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, направляет владельцу социальной сети уведомление о включении его информационного ресурса в реестр социальных сетей с указанием требований законодательства Российской Федерации, применимых к данным информационным ресурсам.

15. В течение двух месяцев со дня включения информационного ресурса в реестр социальных сетей владелец социальной сети обязан обеспечить приведение правил использования социальной сети в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона и ознакомление с указанными правилами пользователей своей социальной сети.

16. В случае, если доступ к социальной сети на протяжении трех месяцев составляет в течение суток менее пятисот тысяч пользователей сети «Интернет», расположенных на территории Российской Федерации, данная социальная сеть по заявлению ее владельца исключается из реестра социальных сетей, о чем владельцу социальной сети направляется соответствующее уведомление. Данная социальная сеть может быть исключена из реестра социальных сетей при отсутствии заявления ее владельца, если доступ к данной социальной сети на протяжении шести месяцев составляет в течение суток менее пятисот тысяч пользователей сети «Интернет», расположенных на территории Российской Федерации.

17. Порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с владельцами социальных сетей устанавливается указанным федеральным органом исполнительной власти.

18. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, вправе направить владельцу социальной сети предписание об осуществлении мониторинга социальной сети в целях выявления информации, схожей до степени смешения с информацией, меры по удалению которой владелец данной или иной социальной сети обязан принимать на основании ранее направленного требования или уведомления указанного федерального органа в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Что представляют собой отдельные законы об интернете и безопасности данных?

Закон об интернете, или киберзакон, – это набор правовых принципов и нормативов, регулирующих использование интернета. Законы об интернете не всегда ясны и понятны по следующим причинам:

  • Интернет является относительно новой областью и продолжает развиваться, поэтому правовая база не всегда успевает за его изменениями.
  • Законы об интернете часто используют принципы из различных областей права, например, законы о конфиденциальности и договорное право, разработанные еще до появления интернета, которые могут быть интерпретированы по-разному.
  • Нет единого закона, регулирующего конфиденциальность в интернете. Вместо этого применяется комбинация федеральных и государственных законов. Кроме того, в разных юрисдикциях применение законов о конфиденциальности в интернете может иметь разные интерпретации.

В Европейском союзе действует единый закон о конфиденциальности данных, известный как GDPR – Общий регламент по защите данных. В США, напротив, нет единого федерального закона о конфиденциальности в интернете, а существует набор вертикально ориентированных федеральных законов о конфиденциальности и несколько законов о защите конфиденциальности потребителей в разных штатах. В этом обзоре рассматриваются важные законы о безопасности в интернете, о которых следует знать.

Закон США о конфиденциальности 1974 г.

Несмотря на то, что Закон о конфиденциальности 1974 года был принят еще до появления интернета, его можно считать основой большинства законов, регулирующих конфиденциальность данных и интернета в США. Закон был принят в связи с ростом количества личных данных, хранящихся в компьютерных базах данных правительственных агентств США. Закон включал следующие права и ограничения:

  • Право граждан США на доступ к данным, хранящимся в государственных учреждениях, и право на копию этих данных.
  • Право граждан на исправление любых информационных ошибок.
  • Право агентств собирать только необходимый минимум относящейся к делу информации, необходимой для достижения их целей.
  • Ограничение доступа к данным по принципу служебной необходимости.
  • Ограничение на обмен информацией между федеральными и нефедеральными агентствами: обмен разрешен только при определенных условиях.

Однако с появлением интернета изменилось определение конфиденциальности и потребовалось принятие новых законов о безопасности данных, касающихся электронных коммуникаций.

Закон о Федеральной торговой комиссии

Законом о Федеральной торговой комиссии 1914 года была учреждена Федеральная торговая комиссия США. Целью его разработки также было объявить вне закона недобросовестные методы конкуренции и недобросовестные действия и методы, влияющие на торговлю.

В настоящее время Федеральная торговая комиссия напрямую не определяет, какая информация должна входить в политику конфиденциальности веб-сайтов, однако использует свои полномочия для принятия нормативных актов, обеспечения соблюдения законов о конфиденциальности и защиты потребителей. Например, Федеральная торговая комиссия может предпринять действия против организаций, которые:

  • Не соблюдают опубликованную политику конфиденциальности.
  • Передают личную информацию способом, не описанным в политике конфиденциальности.
  • Используют неоднозначные с точки зрения потребителей формулировки о конфиденциальности и безопасности в политиках конфиденциальности.
  • Не реализуют и не поддерживают необходимые меры по обеспечению безопасности данных.
  • Не соблюдают принципы саморегулирования, применяемые в отрасли организации.

Федеральная торговая комиссия играет важную роль в регулировании интернета, не в последнюю очередь потому, что проверяет вводящие в заблуждение заявления ведущих технологических компаний и компаний-разработчиков социальных сетей о конфиденциальности собираемых ими пользовательских данных. Например, Федеральная торговая комиссия рассматривала жалобы на Facebook за использование пользовательских данных.

Закон о защите конфиденциальности детей в интернете

Закон 1998 года о защите конфиденциальности детей в интернете (COPPA) является федеральным законом США. Его цель – дать родителям возможность контролировать информацию, собираемую о детях в интернете. Этот закон распространяется на операторов коммерческих веб-сайтов и онлайн-сервисов (включая мобильные приложения и устройства интернета вещей), предназначенных для детей младше 13 лет и получающих от детей личную информацию.

Ключевые положения закона COPPA включают:

  • Веб-сайты, приложения и онлайн-инструменты, предназначенные для детей младше 13 лет, перед началом сбора информации от детей должны выполнить уведомление и получить согласие от родителей.
  • Они должны иметь четкую и исчерпывающую политику конфиденциальности.
  • Они должны хранить полученную от детей информацию надежным и безопасным способом.

Несмотря на то, что этот закон появился на заре интернета, он стал особенно актуальным в эпоху социальных сетей и таргетированной рекламы. Ключевым вопросом закона является степень, в которой сайт ориентирован на детей младше 13 лет. Федеральная торговая комиссия США оценивает сайты на основе различных критериев, в том числе:

  • Тема
  • Содержание
  • Использование анимированных персонажей
  • Использование ориентированных на детей упражнений и мер поощрения
  • Возраст моделей
  • Присутствие знаменитых детей или известных лиц, которые нравятся детям
  • Присутствие на сайте рекламы, ориентированной на детей

Некоторые веб-сайты и сервисы проверяют возраст пользователей, что освобождает их от обязанности соблюдать закон COPPA. Например, многие социальные сети, бизнес-модель которых основана на сборе и монетизации пользовательских данных, устанавливают минимальный допустимый возраст регистрации равным 13 лет.

Другой вопрос, затрагиваемый законом COPPA, заключается в том, что подразумевается под термином «сбор личной информации». В эту категорию попадает сбор имен, адресов и фотографий. Менее очевидными являются рекламные объявления, отображаемые на основе анализа поведения. Для их отображения отслеживается поведение пользователей на веб-сайтах и ​​в приложениях, что в соответствии с COPPA также является сбором личной информации. Даже если эти рекламные объявления показывает стороннее лицо, но на веб-сайте, ориентированном на детей, владелец сайта несет за них ответственность. Учитывая, что таргетированная реклама составляет значительную часть экосистемы интернета, это имеет серьезные последствия для веб-сайтов, предназначенных для детей.

Закон о защите конфиденциальности детей в интернете разработан для защиты детей младше 13 лет от сбора личной информации в интернете. На изображении показана девочка, использующая ноутбук для дистанционного обучения.

Закон Калифорнии о защите конфиденциальности потребителей

В 2018 году был подписан закон Калифорнии о защите конфиденциальности потребителей (CCPA). Его цель заключалась в решении проблемы конфиденциальности потребителей для жителей Калифорнии путем расширения мер защиты конфиденциальности потребителей на интернет. CCPA считается наиболее полным законом США о конфиденциальности данных в интернете, не имеющим аналогов на федеральном уровне.

Как и GDPR в Европейском союзе, CCPA дает потребителям право доступа к данным, а также право удалять данные и отказываться от обработки данных в любое время. Однако GDPR, в отличие от CCPA, предоставляет потребителям право исправлять неверные личные данные. CCPA не предусматривает такой возможности. GDPR также требует явного согласия в момент предоставления личных данных, в то время как CCPA только указывает, что на веб-сайтах доступно положение о конфиденциальности, информирующее о том, что потребители имеют право отказаться от сбора определенных данных. Другие положения CCPA описывают следующие права:

  • Потребители имеют право на доступ к своим данным, отправив соответствующий запрос.
  • Компании не имеют права продавать личную информацию потребителей без уведомления и без предоставления им возможности отказаться.
  • Потребители имеют ограниченное право на подачу иска в суд, если они стали жертвой утечки данных.
  • Генеральный прокурор штата имеет более широкие полномочия предъявлять иски компаниям от имени потребителей.

В CCPA приводится широкое определение личной информации: «информация, которая идентифицирует, относится к, описывает, может быть связана, прямо или косвенно, с конкретным потребителем или домохозяйством». Это похоже на расширенное описание личных данных в GDPR.

Общий регламент по защите данных

Общий регламент по защите данных (GDPR) Европейского Союза вступил в силу в 2018 году. Это правовая база, устанавливающая правила сбора и обработки персональной информации лиц, проживающих в Европейском союзе. GDPR применяется независимо местонахождения веб-сайтов. Его должны придерживаться все сайты, привлекающие посетителей из Европы. GDPR считается одним из самых строгих законов о безопасности данных в мире.

Согласно GDPR, необходимо уведомлять пользователей веб-сайтов о данных, собираемых на сайте, и пользователи должны дать свое явное согласие на сбор этих данных. Поэтому на многих веб-сайтах отображаются всплывающие окна с просьбой дать согласие на использование файлов cookie – небольших файлов, содержащих собираемую личную информацию, такую ​​как настройки и предпочтения для этого сайта.

Основное положения GDPR:

  • Потребители имеют право знать, как собираются и используются их данные.
  • Потребители могут запрашивать (бесплатно), какая информация о них была собрана на веб-сайте.
  • Если в данных потребителей есть ошибки, они имеют право потребовать их исправления.
  • Потребители имеют право запросить удаление своих данных.
  • Потребители имеют право отказаться от обработки данных, например, в маркетинговых целях.
  • Сайты обязаны уведомлять пользователей о фактах компрометации или взлома данных.

На официальном сайте Европейской комиссии приведены подробные разъяснения касательно GDPR . Ряд крупных компаний был оштрафован на внушительные суммы за нарушение GDPR. Google получил штраф в размере 57 миллионов долларов за сокрытие важной информации от пользователей при настройке новых телефонов Android: пользователи не знали, с какими политиками сбора данных они соглашались. British Airways была оштрафована на 28 миллионов долларов за то, что в результате атаки было украдено 500 000 записей о бронировании.

Закон о преемственности страхования и отчетности в области здравоохранения

Закон 1996 года о преемственности страхования и отчетности в области здравоохранения (HIPAA) – это федеральный закон США, направленный на регулирование медицинского страхования, включающий разделы о конфиденциальности и защите данных. Он не позволяет поставщикам медицинских услуг, а также сотрудничающим с ними компаниям и частным лицам раскрывать информацию о здоровье потребителей без их разрешения.

При упоминании HIPAA обычно ссылаются на Правило конфиденциальности, принятое в 2003 году. Это правило, в частности, было введено из-за того что Конгресс США признал, что использование интернета повышает вероятность нарушения конфиденциальности в отношении информации о здоровье. Правило конфиденциальности HIPAA дает потребителям право контролировать раскрытие своей медицинской информации: они могут определять, на раскрытие какой информации они согласны.

Однако закон HIPAA защищает только медицинскую информацию, имеющуюся у медицинских организаций определенных типов. Например, медицинские данные вашего фитнес-трекера обычно не попадают под действие HIPAA. Генетические данные, указываемые на таких сайтах, как Ancestry.com, также не подпадают под действие этого закона. Эти данные могут попадать под защиту других законов и соглашений, например, о раскрытии конфиденциальной информации, требуемых для многих приложений.

Закон Грэмма-Лича-Блайли

Закон Грэмма-Лича-Блили (GLBA), также известный как Закон о финансовой модернизации 1999 года – это закон о банковской и финансовой деятельности, содержащий положения о конфиденциальности и защите данных. Положения о защите персональной информации в этом законе основаны на предыдущих законах о финансовых данных потребителей, таких как Закон об объективной кредитной отчетности (FCRA).

По сути, GLBA защищает непубличную личную информацию, которая определяется как «информация, собранная о физическом лице в связи с предоставлением ему финансового продукта или услуги, если эта информация не является общедоступной в иных источниках». Термин «общедоступный» относится к записям о собственности или данным об ипотеке, которые могут находиться в открытом доступе.

В рамках защитных мер, предусматриваемых GLBA, необходимо, чтобы организации, осуществляющие сбор данных, обеспечивали безопасность собранной личной информации, а также наличие систем защиты данных соответствующего размера. Другими словами, крупным национальным банкам требуются более сложные системы защиты, чем, например, кредитному кооперативу соседей.

Требуется проведение регулярной проверки защитных мер. Более того, в повседневной деятельности необходимо соблюдать такие меры безопасности, как проверка биографических данных сотрудников и разработка плана действий в случае атаки.

GLBA не допускает использование претекстинга. Претекстинг – это получение неправомерного доступа к закрытой информации. Этот термин часто ассоциируется с атаками социальной инженерии, когда злоумышленник выдает себя за менеджера банка или агента правоохранительных органов для получения информации. Еще одним примером претекстинга является фишинговое мошенничество, которое иногда включает создание поддельных веб-сайтов, обманным путем заставляющих пользователей предоставлять личную информацию. Закон GLBA требует от финансовых учреждений принятия мер по предотвращению претекстинга в рамках планов безопасности.

Законы о конфиденциальности в интернете. Заключение

В разных юрисдикциях по всему миру действуют собственные законы о конфиденциальности и защите данных в интернете. Например, в Бразилии действует Общий закон о защите данных (Lei Geral de Proteção de Dados, LGPD), а в Канаде – Закон о защите конфиденциальности потребителей (CPPA). Каждый из них, в целом, аналогичен европейскому GDPR или закону CCPA Калифорнии.

В США нет единого федерального закона, регулирующего конфиденциальность данных. Законодательное регулирование интернета – это сложный набор законов, относящихся к различным отраслям и средствам передачи информации, включающий законы и постановления, касающиеся телекоммуникаций, медицинских данных, кредитной информации, финансовых учреждений и маркетинга.

Один из лучших способов обеспечения конфиденциальности и безопасности данных в интернете – использование комплексного антивирусного решения. Например, Kaspersky Total Security блокирует обычные и сложные угрозы: вирусы, программы-вымогатели, приложения-шпионы и хакерские атаки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *