История создания Бреттон-Вудской валютной системы
Бреттон-Вудская система, Бреттон-Вудское соглашение — это мировая валютная система, оформившаяся на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе, проходившей с 1 по 22 июля 1944 года. Она сменила финансовую систему, основанную на «золотом стандарте». Названа от имени курорта Бреттон-Вудс (англ. Bretton Woods) в штате Нью-Гэмпшир, США.
Австралия, Бельгия, Боливия, Бразилия, Великобритания (возглавлял делегацию британский экономист, лорд Джон Мейнард Кейнс (1-й барон Кейнс CB), Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Греция, Доминиканская республика, Египет, Индия, Иран, Ирак, Исландия, Канада, Китай(делегацию возглавлял государственный деятель Китая — Чан Кайши, президент Китайской Республики, маршал и генералиссимус), Колумбия, Коста-Рика, Куба, Либерия, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Никарагуа, Норвегия, Новая Зеландия, Панама, Парагвай, Перу, Польша, Сальвадор, Соединенные Штаты Америки(делегацию возглавлял начальник отдела валютных исследований Министерства финансов США Гарри Декстер Уайт), Союз Советских Социалистических Республик(возглавил делегацию заместитель министра внешней торговли Михаил Степанов), Уругвай, Филиппины, Франция(делегацию возглавил лево-центристский политический деятель, заместитель министра финансов Пьер Мендес-Франс), Чехословакия, Чили, Югославия, Южно-Африканский Союз, Эквадор, Эфиопия.
Бреттон-Вудская валютная система состояла из договоров о создании Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития. Главный принцип Бреттон-Вудской валютной системы — функция мировых денег оставалась за золотом, однако масштабы его использования в международных валютных отношениях значительно снижались, а в качестве международного платежного средства в международном обороте вводился доллар США. Для смягчения кризисов отдельных валют государства выдавали друг другу кредиты через МВФ. Бреттон-Вудская валютная система представляла собой систему межгосударственного золото-долларового стандарта и ставила доллар США в привилегированное положение, благодаря чему США могли погашать свои долги не золотом, а долларами. Быстрое развитие экономики стран Западной Европы в 60-х гг. и другие причины привели к международному валютному кризису.
В 1971-1978 годах Бреттон-Вудскую систему сменила Ямайская валютная система, основанная на свободной торговле валютой (свободной конвертации валют). СССР, принимавший участие в конференции, подписал соглашение, но позднее не ратифицировал.
Далее, предлагаю рассмотреть причины предшествовавшие созданию Бреттон-Вудской системы, ее функции, влияние на мировую экономику и причины ее последующего кризиса.
Вторая мировая война привела к углублению кризиса Генуэзской валютной системы. Разработка проекта новой мировой валютной системы началась еще в годы войны (в апреле 1943 г.), так как страны опасались потрясений, подобных валютному кризису после первой мировой войны и в 30-х годах. Англо-американские эксперты, работавшие с 1941 г., с самого начала отвергли идею возвращения к золотому стандарту. Они стремились разработать принципы новой мировой валютной системы, способной обеспечить экономический рост и ограничить негативные социально-экономические последствия экономических кризисов. Стремление США закрепить господствующее положение доллара в мировой валютной системе нашло отражение в плане Г.Д. Уайта (начальника отдела валютных исследований министерства финансов США).
В результате долгих дискуссий по планам Г.Д. Уайта и Дж.М. Кейнса (Великобритания) формально победил американский проект, хотя кейнсианские идеи межгосударственного валютного регулирования были также положены в основу Бреттон-вудской системы.
- свободная торговля и движение капиталов;
- уравновешенные платежные балансы, стабильные валютные курсы и мировая валютная система в целом;
- золотодевизный стандарт;
- создание международной организации для наблюдения за функционированием мировой валютной системы, для взаимного сотрудничества и покрытия дефицита платежного баланса.
На валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г. были установлены правила организации мировой торговли, валютных, кредитных и финансовых отношений и оформлена третья мировая валютная система. Впервые в истории были созданы международные валютно-кредитные организации МВФ и МБРР.
Принятые на конференции Статьи Соглашения (Устав МВФ), освещали основные принципы функционирования Бреттон-Вудской валютной системы и сводились к таким основополагающим;
- в новой системе сохранилась роль золота как общего эквивалента, платежного средства и расчетной единицы в международном обороте. В тексте Бреттон-Вудского соглашения (статья IV, раздел І устава МВФ) было записано: «Паритеты валют всех государств-участников должны выражаться в золото, которое выступает общим эквивалентом, а также в долларах США за его золотым содержимым на 1 июля 1944 года». Однако, фактически это положение валютного соглашения не придерживалось. Среди валют стран, которые входили в МВФ, лишь доллар США сохранял внешнюю конвертируемость (для центральных банков других государств) в золото. В этом было его коренное отличие от всех других валют, которые такой конвертируемости не имели. Благодаря тому, что паритеты почти всех валют было зафиксировано в МВФ в долларах США, их связь с монетарным товаром осуществлялся за системой «золото — доллар — национальные валюты». В этом объединении доллар выступал как знак золота и разновидность мировых денег;
- одним из требований Бреттон-Вудской валютной системы, как и системы золотого стандарта, было соблюдение принципа фиксированных валютных курсов, которое имело существенное значение для развития внешней торговли. Официальные курсы валют устанавливались через определение их золотого содержимого (масштаба цен) и соответственно этому твердо фиксировались относительно доллара. Они не могли отвергаться более чем на 1 % в оба стороны без соответствующего согласия МВФ;
- доллар, функционируя в режиме золотого стандарта, приравнивался к золоту за определенным паритетом на основе фиксации рыночной цены на золото: содержимое доллара = 0,888 г золота; цена одной унции (31,1 г) золота — 35 долларов;
- важной нормой Бреттон-Вудской системы был запрет свободной (частной) купли-продажи золота. Эти операции могли осуществляться лишь на уровне центральных банков на основе фиксированной цены — 35 долл. за одну унцию. Эта норма была направлена на обеспечение соответствующей стабилизации валютной системы.
Таким образом, эта система являлась системой жестких валютных нормативов, функциональное регулирование и контроль за соблюдением которых осуществлял МВФ. Если та или другая страна теряла возможность содержать курс своей валюты к доллару в установленных границах колебаний (±1%), она могла обратиться к таким действиям:
- использовать долю своего золотовалютного резерва для проводки стабилизирующих операций на валютном рынке;
- обратиться к целевым займам, которые предоставлялись со специального фонда МВФ;
- провести девальвацию собственной денежной единицы.
Изменение стоимости (масштаба цен) денежной единицы свыше 10% могла осуществляться лишь за соответствующей санкцией МВФ. На протяжении продолжительного периода эффективность функционирования Бреттон-Вудской системы «золото — доллар — национальная валюта» обеспечивалась высоким уровнем стойкости и доверия к доллару, который выполнял функцию международного средства платежа и резервной валюты. Это доверие базировалось на том, что, в отличие от всех других валют, доллар сохранял за собой на валютном (внешнем) рынке антиинфляционный иммунитет, который гарантировался его конвертируемостью для центральных банков в золото. Такая конвертируемость обеспечивалась накоплением США значительной доли (свыше 70% в первые послевоенные года) централизованных запасов золота. В 1949 г. централизованные запасы золота США оценивались в 24,6 млрд долларов, что в 3,15 раза превышало общую сумму долларов, которая была размещена в иностранных банках. Следует учитывать и чрезвычайно высокий удельный вес США в мировой торговле и экспорте капитала, а также бездефицитность на протяжении продолжительного времени платежного баланса этой страны. При этих условиях доллар выполнял функцию резервной валюты Бреттон-Вудской системы.
США в значительной мере потеряли на мировом рынке свои конкурентные преимущества, возник дефицит платежного баланса, начали развиваться инфляционные процессы, резко сократились запасы золота. В 1971 г. их стоимость составляла 11,1 млрд долларов. Эта сумма в 6 раз была меньше долларовой массы, которая находилась в межгосударственном обращении. Началась массовая погоня за золотом как более стойким денежным активом и соответствующий отказ от доллара. Образовалась двойная цена на золото: официальная — 35 долларов за одну унцию и рыночная, что в несколько раз превышала официальную.
В этой ситуации США, в сущности, полностью потеряли свою способность осуществлять обмен долларов на золото по фиксированной цене и, таким образом, содержать его функцию международной резервной валюты. Определяя это, 15 августа 1971 г. Президент Р. Никсон принял решение о прекращении конвертируемости доллара в золото. Отход от одного из определяющих принципов Бреттон-Вудской системы означал ее фактический крах и соответствующее изменение сил в мировой экономике.
В отличие от монополизма США, что был господствующим в первые послевоенные десятилетия, в конце 60-х — начале 70-х лет сформировалось три центра мирового экономического соперничества — США, Западная Европа и Япония. Как следствие, полицентризм в фактической расстановке экономических сил в мировом хозяйстве вступил в разногласие с основанным на монопольном положении доллара моноцентризмом в сфере международных валютных отношений. Кризис Бреттон-Вудской системы породил много проектов ее реформирования: от создания коллективной резервной валюты, выпуска мировой валюты, которая была бы обеспеченная золотом и товарами, к возвращению к золотому стандарту.
Кризис Бреттон-Вудской системы
- Девальвация фунта стерлингов в ноябре 1967 года
- Распад «золотого блока» и изменение рынка золота
- Девальвация французского франка в августе 1969 года
- Ревальвация марки ФРГ в октябре 1969 года
- Девальвация доллара в декабре 1971 года
- Девальвация доллара в феврале 1973 года
- Взаимосвязь кризисов 1967-1973 гг., 1973 г. и 1974-1975 гг.
Причины возникновения кризиса Бреттон-Вудской системы можно подразделить на две отдельные группы — фундаментальные и дополнительные причины.
Эта система могла существовать лишь до тех пор, пока золотые запасы США могли обеспечивать конверсию зарубежных долларов в золото. Крах доллара был предопределен. Золотые запасы США таяли буквально на глазах: временами по 3 тонны в день. И это опять же несмотря на все мыслимые и немыслимые меры, которые предпринимали США, чтобы остановить утечку золота, сделать так, чтобы доллар был «обратим, пока не потребуют его обратимости» (Ш. Де Голль). Возможности для обмена долларов на золото были всячески ограничены: он мог осуществляться только на официальном уровне и только в одном месте — в Казначействе США. Но цифры говорят сами за себя: с 1949 по 1970 год золотые запасы США сократились с 21 800 до 9838,2 тонны — более чем в два раза.
Последнюю точку в этом «бегстве от доллара» и поставил генерал де Голль, не ограничившись только декларацией о необходимости ликвидации приоритета доллара. От слов он перешел к делу, предъявив США к обмену 1,5 миллиарда долларов США. Разразился скандал. США стали давить на Францию как партнера по НАТО. И тогда генерал де Голль пошел еще дальше, объявив о выходе Франции из НАТО, ликвидации всех 189 натовских баз на территории Франции и выводе 35 тысяч натовских солдат. В довершение ко всему во время своего официального визита в США он предъявил к обмену на золото 750 миллионов долларов. И США были вынуждены произвести этот обмен по твердому курсу, поскольку все необходимые формальности были соблюдены. Генерал де Голль создал опаснейший для США прецедент.
Достаточно сказать, что только с 1965 по 1967 год США были вынуждены обменять свои доллары на 3000 тонн чистого золота. Вслед за Францией к обмену на золото предъявила доллары ФРГ. Но и США вскоре приняли не менее беспрецедентные защитные меры, в одностороннем порядке отказавшись от всех своих принятых ранее международных обязательств по золотому обеспечению доллара.
В начале 70-х годов окончательно произошло перераспределение золотых запасов в пользу Европы, а в международном обороте участвовало все больше наличных и безналичных долларов США. Появились значительные проблемы с международной ликвидностью, так как добыча золота была невелика по сравнению с ростом объемов международной торговли. Доверие к доллару, как резервной валюте, дополнительно падало из-за гигантского дефицита платежного баланса США. Образовались новые финансовые центры (Западная Европа, Япония), и их национальные валюты начали постепенно также использовать в качестве резервных. Это привело к утрате США своего абсолютного доминирующего положения в финансовом мире.
Отчетливо проблемы данной системы были сформулированы в дилемме (парадоксе) Триффина: эмиссия ключевой валюты должна соответствовать золотому запасу страны-эмитента. Чрезмерная эмиссия, не обеспеченная золотым запасом, может подорвать обратимость ключевой валюты в золото, что вызовет кризис доверия к ней. Но ключевая валюта должна выпускаться в количествах, достаточных для того, чтобы обеспечить увеличение международной денежной массы для обслуживания растущего количества международных сделок. Поэтому ее эмиссия должна происходить невзирая на размер ограниченного золотого запаса страны-эмитента. В процессе развития системы для частичного снятия этого противоречия было предложено использование искусственного резервного средства — Специальные права заимствования. Этот механизм действует и сегодня.
Дополнительные причины кризиса Бреттон-Вудской валютной системы
- неустойчивость в экономике. Начало валютного кризиса в 1967 году совпало с замедлением экономического роста;
- усиление инфляции отрицательно влияло на конкурентоспособность фирм. Поскольку разные темпы инфляции в разных странах по разному влияли на динамику курса валют, это создавало условия для «курсовых перекосов», что поощряло спекулятивные перемещения «горячих» денег;
- в 1970-х годах спекуляции обострили валютный кризис. Избыток долларов в виде стихийной лавины «горячих» денег периодически обрушивался то на одну, то на другую страну, вызывая валютные потрясения и бегство от одной валюты к другой;
- нестабильность национальных платежных балансов. Хронический дефицит у одних стран (особенно США, Великобритании) и положительное сальдо других (ФРГ, Япония) усиливали колебания курсов валют;
- несоответствие принципов Бреттон-Вудской системы изменению соотношения сил на мировой арене.
Валютная система, основанная на национальных валютах, пришла в противоречие с интернационализацией мирового хозяйства. Это противоречие усиливалось по мере ослабления экономических позиций США и Великобритании, которые погашали дефицит своих платежных балансов эмиссией национальных валют, используя их статус резервных валют.
Таким образом, постепенно возникла необходимость пересмотра основ существующей валютной системы. Ее структурные принципы, установленные в 1944 г., перестали соответствовать реальному положению дел. Суть кризиса Бреттон-Вудской системы заключается в противоречии между интернациональным характером международных экономических отношений и использованием для этого национальных валют (преимущественно доллара США), подверженных обесцениванию.
Справка: Бреттон-Вудская валютно-финансовая система
Согласно сформировавшейся в 1944 году Бреттон-Вудской валютно-финансовой системе, наряду с золотом в качестве международного платежного средства был введен доллар США.
Конференция в Бреттон-Вуде, 1944 годФото: AP
Согласно сформировавшейся в 1944 году Бреттон-Вудской валютно-финансовой системе, наряду с золотом в качестве международного платежного средства был введен доллар США.
Под Бреттон-Вудской валютно-финансовой системой понимают форму организации международных денежных отношений и торговых расчетов, применявшуюся с середины 40-х до середины 70-х годов XX века. Главной особенностью этой системы стал переход от золотого стандарта к золотовалютному, в рамках которого роль мировой валюты наряду с золотом стал выполнять доллар США.
Основы Бреттон-Вудской системы были определены в ходе Международной валютно-финансовой конференции ООН в местечке Бреттон-Вудс (США) в 1944 году. Система положила начало таким организациям, как Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международный валютный фонд (МВФ). Она сыграла важную роль в углублении международного разделения труда, глобализации производства и интенсификации внешнеэкономических связей во второй половине XX века.
Особая роль США
До 1944 года основной единицей мировых расчетов являлось золото. В рамках Бреттон-Вудских соглашений был введен долларовый стандарт международной валютной системы, в результате чего национальная валюта США стала базой валютных паритетов и преобладающим средством международных расчетов. Отныне США могли погашать свои долги не золотом, а долларами, что ставило их в привилегированное положение по отношению к другим государствам.
Помимо этого важной особенностью Бреттон-Вудской валютной системы стало то, что она впервые утвердила международный контроль над курсами национальных валют, поддерживая их практическую неизменность, поскольку допускала курсовые изменения в диапазоне лишь 1 процента.
Крах системы
В результате быстрого развития экономик стран Западной Европы в 1960-х годах и перераспределения золотых запасов из США в пользу Европы в 1971 году размен долларов на золото был прекращен, и все валюты утратили какую-либо связь с золотом.
На место Бреттон-Вудской валютной системы на основе решений сессии МВФ в январе 1976 года пришла Ямайская валютная система, для которой стало харaктерно колебание обменных курсов. (юс)
Что такое Бреттон-Вудское соглашение?
Вспоминая экономику 20 века, нельзя обойти вниманием знаменитые Бреттон-Вудские соглашения, серьезно повлиявшие на мировую экономику и превратившие одну единственную национальную валюту в фактического лидера, на которого опирались валюты множества стран.
Определение
Бреттон-Вудское соглашение — система валютных отношений, ставившая доллар США на место единого мерила международных валютных расчетов и хранения резервов. Просуществовала с 1944 года по 1976 год и значительно повлияла на мировую экономику.
Основные положения
Соглашение преследовало три основные цели:
- Создание равновесия в международной системе обмена валют.
- Восстановление международной свободной торговли.
- Создание государственных резервных запасов, которые могли бы использоваться для преодоления экономических кризисов.
Основные положения Бреттон-Вудского соглашения:
- Главной мировой расчетной валютой становится доллар США (USD). Он стал учитываться на одном уровне с золотом в статусе международного финансового резерва и стал единственной национальной валютой, которую можно было обменивать на золото. Говоря проще, доллар США стал единственным эквивалентом золота.
- Все крупные мировые валюты привязываются к доллару США. Британский фунт (GBP) получил статус второй «резервной валюты».
- Все Центральные банки других стран обязаны обеспечивать стабильные курсы своих национальных валют.
- Всем странам, участвующим в соглашении, разрешается использовать девальвацию и ревальвацию национальных валют, при необходимости.
- Для преодоления возможных трудностей и достижения поставленных целей были созданы несколько финансовых организаций: Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития.
Создание и влияние
До появления Бреттон-Вудского соглашения, единственным финансовым мерилом для обмена валют было золото. Каждая страна самостоятельно устанавливала обменный курс национальной валюты, которая была привязана к золоту. Череда экономических кризисов и Вторая Мировая война показали, что система мировой экономики нуждалась в обновлении. Многие страны начали отказываться от «золотого стандарта», останавливая свободную конвертацию национальных валют в золото. Там же участилась девальвация валют, что сильно дестабилизировало мировую экономику.
В июле 1944 года в американском городе Бреттон-Вудс прошла трехнедельная встреча делегатов 44 стран-членов антигитлеровской коалиции — Валютно-финансовая Конференция ООН. Ее итогом стало подписание соглашений, которые и получили название Бреттон-Вудских соглашений.
Главным результатом соглашений стало решение, что к золоту будет привязана лишь одна валюта, как некий эталон, и именно ее будут использовать в расчетах все страны-участники. Официальным курсом стал: 35 долларов США за тройскую унцию золота. Так как в Европе и Азии все еще шли боевые действия, и экономика тех стран была в шатком положении, выбор пал на американский доллар, так как в США была наиболее устойчивая экономическая система, которая постепенно усиливалась. Также, США владели наибольшим запасом золота и могли гарантировать обмен своей национальной валюты на драгоценный металл. Учитывая влияние Великобритании, ее валюта — британский фунт был признан запасной «резервной валютой».
Таким образом, мировые валюты были привязаны к американскому доллару. Для помощи в достижения стабильности новой системы были созданы специальные организации.
Международный валютный фонд занимался предоставлением кредитов странам-участницам соглашений, которые использовались как поддержка курсам национальных валют и исправления дефицита платежного баланса.
Международный банк реконструкции и развития (Всемирный банк) занимался помощью другим странам в восстановлении их экономик.
Там же было основано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), чьей задачей было заниматься снижением торговых пошлин. Впоследствии эта организация была реорганизована во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Все страны, которые входили в Международный валютный фонд, конвертировали доллары США в золото, по установленному курсу, что было удобно на тот момент. В результате все мировые цены стали устанавливаться в долларах США, что привело к своего рода валютной гегемонии США в мировой экономике.
Новая система положительно повлияла на стабильность валютных курсов, что улучшило мировую экономику в целом и международную торговлю в частности.
В сути новой системы должен был стоять некий знак равенства между золотом и долларом США, чтобы страны могли совершенно спокойно хранить свои резервы как в долларах, так в драгоценном металле. При этом эмиссия доллара обязана была быть обеспечена золотым запасом США. И многие страны действительно предпочли хранить собственные валютные резервы в долларах США, вместо золота. Но тут была одна сложность: чем больше было международных сделок, тем больше требовалось выпускать долларов, чтобы обеспечивать конвертацию все больших и больших денежных средств.
Порог неконвертируемости был достигнут в 1964 году, когда запасы долларов США в международных банках достигли размеров золотого запаса США. При этом долларовые резервы продолжали увеличиваться, в то время как золотые запасы США наоборот — начали уменьшаться. В связи с этим росло недоверие к США, к их способности выполнять договоренности по обмену долларов на золото.
Влияла на рост недоверия и политическая ситуация. Рост цен на нефть, рост инфляции в ряде стран, многочисленные споры между европейскими государствами и США — все это увеличивало недовольство множества стран в отношении гегемонии доллара в мировой экономике. Все больше стран предпочитали переходить на плавающие валютные курсы, вместо того чтобы сохранять прежний фиксированный курс к доллару США. Финальным ударом по Бреттон-Вудской системе стало падение курса доллара США. В 1967 году девальвации подвергся британский фунт стерлингов. В 1968 году несколько стран Европы отказались поддерживать стабильность золотовалютного рынка.
Конец Бреттон-Вудским соглашениям наступил в 1976 году, когда была принята Ямайская валютная система, актуальная и сегодня. Валютные курсы становились плавающими и больше не имели привязок к золоту. Курсы других валют начали расти и укрепляться. Доллар потерял свой статус главной валюты мира.
Тем не менее, 30 лет работы Бреттон-Вудской системы оставили свое наследие. Несмотря на усиление других валют, включая евро и юани, доллар остается ключевым игроком в экономике, и мажорные валютные пары связаны, в первую очередь, с ним. Влияние экономики США на всемирную экономику также сохраняет определенную значимость. Это особенно заметно по тому влиянию, которое оказывают резкие экономические кризисы американской экономики, а также геополитические новости на курсы валют по всему миру.
Долгий путь к интеграции. Ч.2 Бреттон-Вудская система
В прошлой части мы поговорили о играх в международной политики до того, как Рубикон Бреттон-Вудской конференции был перейден. Сегодня речь пойдет о том, как строился фундамент современной экономической системы.
Прочитать статью целиком можно по ссылке.
КАБИНЕТНЫЕ БАТАЛИИ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: КОНФЕРЕНЦИИ, ОПРЕДЕЛИВШИЕ МИР
Хочешь мира – готовься к войне. Не хочешь новой войны – подготовься к миру.
Вторая мировая не была неожиданностью, лишь закономерным стечением обстоятельств. И Лига Наций не имела никакой возможности этому воспрепятствовать. Главный вопрос был в том, почему же политика не дала требуемых результатов.
Важным фактором оказалось то, что Лига Наций так и не стала по-настоящему всемирной системой. В ней не были представлены ни США, отказавшиеся ратифицировать Версальский договор, ни Россия, отношения с которой были достаточно напряженными в период безвременья [18].
Важным местом стала также проблема в фундаментальных вопросах: основной принцип самоопределения народов был обесценен предположением, что некоторые народы не прошли еще свой путь развития, и более развитые страны должны из чисто человеколюбивых помыслов помочь им с развитием. Своего рода продолжение идеи «бремени белого человека» на более цивилизованный лад. Разумеется, источником данной несправедливости стала Британская колониальная империя [18].
Не менее важный пункт – отсутствие полномочий и международных институтов, которые обеспечили бы мир и процветание.
Бреттон-Вудс
С самого начала Второй мировой войны было абсолютно понятно, что повторившийся единожды сюжет может повториться снова. Необходимо было извлечь из истории урок. Одной из причин войны считался, и считается до сих пор, мировой экономический кризис. В американской риторике, единственная страна, способная обеспечить гармоничное развитие «сытых соседей» — это США. Средствами для этого должны были стать крупная промышленность и огромный золотой запас.
Председателем конференции был министр финансов США, Генри Моргентау
Американцы еще помнили проблемы с возвратом долгов после Первой иировой, также внесшие свою лепту в ухудшение международных отношений, потому не планировали выдавать новые кредиты. Поддержка должна была быть более вещественной: избыток сельскохозяйственной продукции должен был помочь Британии, являющейся на тот момент крупнейшим импортером продовольствия, а военная помощь приняла вид Ленд-лиза – передачи взаймы или в аренду стратегического сырья, военных материалов, медикаментов, оружия, продуктов питания, обмундирования странам, воюющим против Оси.
Главный донор военной поддержки на первом этапе войны – Великобритания. На начало войны СССР получал снабжение за счет золота, и в достаточно небольших количествах. Лишь по мере улучшения положения на фронте увеличивались объемы поставок [16; 19; 20].
Главный интерес США на начало войны – обменять военную помощь на доступ к британским рынкам под лозунгом свободной торговли. Кейнс всячески пытался отстоять «стерлинговый блок» и найти компромисс. После войны Великобритании очень пригодились бы рынки сбыта, на которых английская продукция имела преимущество [16].
По мере того, как итог войны становился все очевиднее, страны все больше уделяли внимание геополитическому устройству после окончания военных действий. В 1943 году взлетела первая ласточка международного сотрудничества – Московская конференция, в ходе которой министры иностранных дел США, СССР и Великобритании заложили фундамент экономических взаимоотношений.
Рузвельт, будучи своего рода учеником Вудро Вильсона, прекрасно помнил, что международные органы должны, во-первых, быть по-настоящему международными, во-вторых, касаться не только политики, но и экономики. Новая экономическая система, валютная ООН, рождалась на курорте Бреттон-Вудс в 1944 году – между Тегеранской и Ялтинской конференциями. Торговая система была сформирована намного позже – в 1947 году.
В строительстве будущего было два доминирующих подхода: американский, продвигаемый Гарри Уайтом и Генри Моргентау, и британский, лоббируемый Кейнсом. СССР поддерживал главным образом проект США, по причине необходимости кредитов на восстановление страны, которые Штаты могли и хотели предоставить [5;10].
После Второй мировой США были страной с самым большим золотым запасом и самой развитой промышленностью. Военные заказы подняли экономику до поразительных высот, однако ее требовалось переводить на мирные рельсы. Огромные мощности надо было перепрофилировать.
Франклин Делано Рузвельт
Окно 3. Рузвельт – крайне неоднозначная фигура. Как неоднозначен и его «Новый курс». Долгое время его образ как политика больше походил на мессианский – спаситель экономики, вытащивший страну из виража Великой депрессии, друг рабочих, борец с безработицей. Он легализовал профсоюзы, запретил детский труд, дал людям работу на социальных проектах.
Сейчас взгляд на его персону стал категоричнее: либеральное крыло экономистов достаточно убедительно проработало теорию, согласно которой Великая депрессия стала результатом не сущности капитализма, а неумелой политики Федеральной резервной системы, «перегревшей» экономику и наводнившей рынок денежной массой (рост оной составил 62 %). И роль Рузвельта в ней перестает быть резко положительной. Вместо спасителя экономики он становится человеком, который продлил кризис, не дав рынку восстановиться за счет установления ограничений, главным образом на цены.Несмотря на огромный политический вес, Рузвельту противостояла серьезная оппозиция среди американского истеблишмента.
Внешнюю политику США в период формирования отношений с Советским Союзом стоит разделить на два этапа, до и после смерти Рузвельта.
В ходе Второй мировой войны Рузвельт делал ставку на дружественные отношения с Советским Союзом, справедливо считая, что систему по-настоящему международных отношений невозможно построить без страны, победившей объединенную под нацистскими стягами Европу. При этом роль Британии необходимо было понизить рангом: стерлинговый блок был отличным рынком сбыта, временно недоступным для американского капитала.
Внутренний рынок был явно мал для экономики,
снабжавшей во время войны продовольствием и техникой
страны-союзники. Чтобы избежать снижения производства
требовалось найти новые рынки сбыта продукции и
обеспечить бесперебойное снабжение метрополии дешевым
сырьем.
Внутренний рынок был явно мал для экономики, снабжавшей во время войны продовольствием и техникой страны-союзники. Чтобы избежать снижения производства требовалось найти новые рынки сбыта продукции и обеспечить бесперебойное снабжение метрополии дешевым сырьем.
И если ресурсные интересы были главным образом в сфере влияния США, то самыми перспективными рынками сбыта были Европа и стерлинговый блок.
Экономическую политику США проводили Генри Моргентау и Гарри Декстер Уайт. Первый не был опытным теоретиком, однако полностью разделял взгляды Рузвельта на послевоенное устройство Европы. Уайт же был экономистом высокого уровня и довольно нетрадиционных для своего времени взглядов. О нем ходили слухи как об агенте советской разведки и тайном коммунисте. Впрочем, слухи эти были скорее результатом борьбы с ветряными мельницами в начале холодной войны, захлестнувшей оба лагеря.
Политический истеблишмент того времени разделялся на две группировки: один лагерь составляли противники поддержки Советского Союза, другой был убежден в необходимости сотрудничества. С одной стороны, СССР был государством, в основании которого лежала идея о мировой революции, с другой — страной, победившей гитлеровскую Германию.
Нельзя назвать политику США до смерти Рузвельта просоветской, и считать последнего чрезмерно сочувствующим СССР и лично Сталину (хотя в литературе часто отмечается личная симпатия между главами государств и схожесть политических взглядов). Но однозначно можно сказать, что он и его администрация были достаточно нейтрально, и даже положительно, настроены к Советскому Союзу. По крайней мере, на фоне резко негативного отношения остального истеблишмента.
Что касается Англии, то она войну проиграла. Промышленность страны разрушена, экономики нет. Но есть огромное влияние в колониях, мечтавших о самостоятельности и активно ее требовавших. На Бреттон-Вудской конференции интересы своей страны отстаивал великий экономист своего времени Джон Мейнард Кейнс. Его задачей было сохранить сферу торгового влияния под давлением США и СССР, которые, посредством ООН, освобождали Британию от колоний.
Проект американской стороны, подготовленный Гарри Уайтом, подразумевал использование в качестве мировой резервной валюты доллара, привязанного к золоту по фиксированной цене. Остальные валюты должны были быть привязаны курсом к американским деньгам. Главный довод – огромный золотой запас, сформировавшийся за время мировых войн, и аккумулированный изъятием золота из обращения во времена Великой депрессии Рузвельтом, способный обеспечить стабильность доллара на долгие годы вперед [11].
Это ставило США в выгодное положение. Де-факто доллар становился валютой, без которой невозможно участвовать в международной торговле, вследствие чего все участники мировой торговли оказывались зависимы от торгового баланса с США.
Иными словами, для стабильности своей валюты странам необходимо было иметь достаточно американской валюты. Возникала необходимость что-то в США экспортировать.
А в США был спрос прежде всего на дешевые ресурсы. В основном, данные интересы распространялись на колонии и Южную Америку.
В качестве регулятора создавался Международный валютный фонд (МВФ), специализирующийся на кратковременных кредитах, компенсирующих колебания торгового баланса.
В свою очередь, проект Кейнса подразумевал создание новой единой валюты – банкора – в качестве инструмента для коррекции курсов, обеспеченной не золотом, а договоренностями государств. В качестве инструмента регулирования должен был использоваться Международный клиринговый союз (МКС)[16].
Финансовые средства МВФ должны были складываться из взносов стран-участниц. Частично в золоте, частично в национальных валютах. В зависимости от размера взносов определялось и количество голосов в руководстве фонда и размер квот, на которые могли рассчитывать страны [16].
Окно 4. Сравнение валютных регуляторов в британском и американском проектах.МВФ: в ходе международной торговли страны обеспечивают определенный обменный курс. В случае ненулевого торгового баланса государство вынуждено изменять размер своих резервов. При необходимости МВФ предоставляет для этих целей кредиты.МКС: валютные курсы зафиксированы, а страны в международной валюте рассчитываются с другими за отрицательный торговый баланс.
Нельзя сказать, что американская сторона жадно желала установить главенство доллара: в американском проекте также могла использоваться международная валюта, по сути очень сильно напоминающая банкор Кейнса (в творчестве плагиата нет, есть заимствование концепций). Но американской делегации удалось договориться на расчет в долларах.
Важной частью системы был Международный банк реконструкции и развития (сокр. МБРР, англ. International Bank for Reconstruction and Development). Его задачей было «запустить» экономику разрушенной Европы за счет долгосрочных целевых кредитов.
Помимо прочего, МВФ и МБРР устанавливали определенные ограничения для стран-участниц для обеспечения выполнения заявленных в уставе целей: стабильности валют и расширения мировой торговли. Соответственно, политика центральных банков не должна была идти вразрез с политикой МВФ. А МБРР требовал от кредитуемых стран отчетности по целевому использованию средств.
Большие споры с СССР велись о степени разглашения данных об экономиках участников. Тем не менее, несмотря на то, что в западной культуре доминирует позиция об отсутствии уступок с нашей стороны, уступки были. И весьма значительные, в том числе и по вопросу разглашения информации (а также в области снижения взносов в золоте для разрушенных войной стран)[10;11].
Несмотря на то, что на момент старта Бреттон-Вудской системы было принято не создавать дополнительную валюту, в 1969 году парадокс Триффина привел к созданию специальных прав заимствования (Special Drawing Rights, SDR) в качестве дополнительного актива.
Окно 5. Парадокс Триффина: для того, чтобы цен- тральные банки могли обеспечить свою валюту до- статочным количеством резервов (долларов), США должны были поддерживать постоянный дефицитный торговый баланс (покупать на большую сумму, нежели продавать), что било бы по стабильности резервной валюты.
Послевоенное устройство создавалось на многих конференциях и переговорах. Но одна из них определила все остальные — Ялтинская. В ходе нее был определен вектор дальнейшего развития международных отношений. Важнейшими ее пунктами были «Польский вопрос», вопрос вступления СССР в войну против Японии, судьба Германии и создание ООН.
Проходила она в Крыму с 4 по 11 февраля 1945 года, и во многом ее исход был предрешен успешными действиями Красной армии — союзники в этот момент еще только планировали масштабные наступления.
Рузвельт прекрасно помнил уроки истории. И прекрасно понимал, что немыслимо строить дивный новый мир, не включив в него СССР. По его мнению, чрезвычайно важно было, чтобы во все международные институты входили все значимые игроки, и извлечь их оттуда не представлялось возможным ни при каких условиях. Именно этим и было определено право вето у постоянных членов Совета Безопасности ООН. Также важно было и участие СССР в международной экономике и валютной политике.
Шедевр рекламного творчества, идеально дополняющий статью
Помимо прочего, чрезвычайно важно было, чтобы Союз выполнил свои союзнические обязательства перед США и помог в войне против Японии.
Ради этого Рузвельт готов был пойти на уступки СССР в вопросе Польши. Чего не мог себе позволить Черчилль. В Лондоне находилось польское правительство в изгнании. Именно из-за нападения Германии на Польшу Англия была втянута во Вторую мировую войну. И именно перед правительством Польши, находящимся в Лондоне, у Англии были обязательства.
В интересы СССР входило создание «дружественных» режимов на своих границах и большой политический вес на внешнеполитической арене. Вопрос этики и степени правомерности действий стран-союзников дискуссионный.
Окно 6. «Действующее ныне в Польше Временное правительство должно быть поэтому реорганизовано на более широкой демократической базе с включением демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы. Это новое правительство должно затем называться Временным правительством национального единства».
Де-факто Советский Союз добился своего: признания действующего правительства. Несмотря на отсутствие широкой поддержки среди населения, при формировании нового истеблишмента у СССР был козырь в виде войск и НКВД, находившихся на территории Польши, что позволило обеспечить лояльность данного государства [32].
Просоветский режим, установленный в Польше, по сути, обесценивал всю войну. Коммунистические режимы следовали за Красной армией и вовсе не входили в интересы Британии.
Помимо прочего, еще в Тегеране Рузвельт планировал предоставить СССР огромный кредит в 6 миллиардов золотых долларов на восстановление народного хозяйства. Позже, по совету Уайта, помощь предполагали уже в размере 10 миллиардов [10].
Торговые соглашения
В области торговли дела пошли не совсем гладко. Протекционизм, как бы этот экономический подход ни был сейчас нерукопожатным, имеет серьезные преимущества. В случае идеального мира, конкуренция является добросовестной, и никто не использует демпинг для вытеснения конкурентов. Но на практике возможны, и регулярно происходили, «торговые войны» для завоевания нового жизненного пространства, где высокие таможенные тарифы нивелировали заниженные цены.
Окно 7. Примером попытки демпинга может послужить недавний выход России из «ОПЕК+».
Помимо прочего, порог вхождения в большинстве современных отраслей экономики очень высок. И без тех или иных протекционистских мер (речь не только о тарифах, но и о дотациях, налоговых послаблениях и т.д.) рынок со слабым инвестиционным потенциалом сам по себе не сможет «родить» высокотехнологичную область. По этой причине в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (General Agreement on Tariffs and Trade, GATT, ГАТТ) 1947 года допускаются протекционистские меры в малых масштабах.
Свобода передвижения капитала и товаров может дать огромный толчок к развитию всех стран, в ней участвующих. Но при этом внутри стран может происходить вытеснение местных производителей, что неизбежно приведет к безработице и, в случае возможности у населения, миграции в страны с большим спросом на рабочую силу. И нет никакой гарантии, что на место этих предприятий придут другие.
Что характерно, с этим существуют проблемы далеко не только у развивающихся стран. Часто и из более развитых стран капитал и производство перекочевывают в менее развитые с дешевой рабочей силой. При этом часто (если не сказать всегда, примеры — Европа, Япония, Китай и Индия) теряется относительное экономическое превосходство страны-донора.
Очень важно также понимать, что если страна не будет участвовать в международном обмене, и при этом ее ресурсы (в том числе людские) не составляют половину мировых, экономика будет, скорее всего, отставать в развитии. Как минимум из-за отсутствия обмена (технологиями, ресурсами и т. д.).
В области торговли США были очень заинтересованы в новых рынках сбыта и поставщиках ресурсов. В этом плане оказались весьма соблазнительны территории, находящиеся под контролем ближайшего союзника – Британии.
Окно 8. Система торговых преференций – взаимные таможенные уступки Британии и колоний [11].
V. БРЕТТОН-ВУДСКАЯ СИСТЕМА: УСТРОЙСТВО
Одной из причин мирового кризиса тридцатых являлась проблема урегулирования платежных балансов, приводящая к неоптимальному распределению золотого запаса и появлению «горячих» денег.
Окно 9. Горячие деньги: денежная масса, актив- но перемещаемая между финансовыми системами для получения прибыли на колебаниях рынков. И одна из причин колебаний рынков, угрожающих мировой торговле.
Поэтому одним из важнейших институтов нового миропорядка должен был стать Международный валютный фонд (МВФ) – организация, задача которой обеспечивать стабильные валютные курсы и препятствовать спекулятивным тенденциям на рынке, предоставлять краткосрочные кредиты.
Второй важный пункт, необходимый после Второй мировой войны – обеспечить восстановление Европы. Для этого необходимо иметь средства. Именно с этой целью создавался Международный банк реконструкции и развития: через него должны были течь средства для восстановления мировой торговли.
Несмотря на довольно жесткую позицию США на Бреттон-Вудской конференции по поводу судьбы Банка международных расчетов и его морального устаревания, данная организация не канула в прошлое.
Международный валютный фонд
Эмблема МВФ
Каждая страна-участница Фонда имеет свою квоту. В зависимости от ее размера, каждая страна имеет соответствующее количество голосов в Совете управляющих, принимающем все основные решения [33]. Для стран, присоединившихся до момента старта Бреттон-Вудской системы (31 декабря 1945 года [33], подписание переносилось ввиду ожидания СССР [10; 11]), взнос составлял:
2 % от суммы национального дохода в 1939 году;
5 % золотовалютного запаса страны на январь 1944 года;
10 % среднего ежегодного объема импорта за период 1934–1938 годов;
10 % от максимального показателя экспорта за те же годы.
В случае ратификации СССР данного соглашения, распределение голосов основных игроков было бы следующим [10]:
Международный банк реконструкции и развития
Эмблема МБРР [36]
Похожая организация и у МБРР. Размер квот определялся следующими показателями:
4 % от количества ожидаемого национального дохода;
6 % от средней суммы, составляющей ежегодный доход от внешней торговли за период 1934–1939 годов;
при наличии особых обстоятельств была возможность увеличить или уменьшить итоговую сумму на 20 %.
При ратификации СССР данного соглашения, распределение голосов основных игроков было бы следующим [10]:
Генеральное соглашение по тарифам и торговле
Эмблемма ГАТТ
Пускай Международную торговую организацию (МТО) не удалось создать по причине нератификации договора США, однако Генеральное соглашение по тарифам и торговле (General Agreement on Tariffs and Trade, GATT, ГАТТ) было принято в Женеве в 1947 году. И, по сути, аббревиатура ГАТТ стала обозначать документ и систему поддержания договоренностей одновременно. Основное, к чему обязывало это соглашение – отсутствие дискриминации по отношению к одинаковым товарам. Для этого, в свою очередь, была создана всеобщая классификация товаров, что, по существу, сделало таможенную систему такой, какой она является сейчас. Также внимание уделили и недобросовестной конкуренции, и антидемпинговым мерам.
VI. ЧТО ПОШЛО НЕ ПО ПЛАНУ?
Гарри Трумэн принял обязанности президента США после смертиРузвельта 12 апреля 1945 года
В конце войны в политике царило огромное напряжение. Передел сфер влияния, ранее оговоренный «большой тройкой», пошел не совсем по плану. Трумэн, став президентом, не был согласен с договоренностями [21]. Помимо прочего, вопросы вызывала гражданская война в Греции.
Потсдамская конференция, по сути, поставила точку на мечтах о безоблачном мире. Не столь важно, имел ли место «атомный шантаж», или можно считать это простым информированием, но факт остается фактом: в распоряжении США оказалось оружие огромной разрушительной силы, которого не было у СССР. Советскому Союзу потребовалось создавать в строжайшей секретности целую индустрию и использовать урановые месторождения Германии (прочитать об этом подробнее можно в статье «Советский атом: ”Through the never”» первого выпуска данного журнала). В условиях необходимости догонять западный мир в области создания ядерного оружия предоставление данных о своей экономике не является лучшим решением. Тем более, сотрудничество уже стояло под вопросом.
Учитывая, что главный интерес участия СССР в Бреттон-Вудской системе – получение средств для восстановления разрушенной страны, вполне естественно, что мы к ней не присоединились.
Западный мир с опаской относился к возможности предоставления Союзу кредита: средства могли пойти на создание ядерного оружия. «Дар» Рузвельта не был подарен.
План Маршалла, по которому должны были пойти средства на восстановление Европы, являлся, в том числе, и геополитическим ходом с соответствующими требованиями к правительствам [8]. Его следствием является Первый Берлинский кризис, с дальнейшей эскалацией и постепенным формированием двух противоположных лагерей.
Фултонская речь Черчилля в СССР считалась началом холоднойвойны, 5 марта 1946 года
Мир оказался хрупким и не очень-то мирным. Взаимное недоверие сторон подогревало новый милитаризм, начиналась холодная война…
Читайте также о политике президентов Франции в статье про Голлизм.
Информация о произведении
Статья написана в рамках второго номера журнала «Стройка Века»:«Страны, деньги, две войны».
Над статьей работали:
Автор: К.А. Овчинников
Редакторы: И.А. Нестеров, Л.В. Рогов
Рецензент: В.А. Стецюра
Условия использования: свободное некоммерческое использование при условии указания автора и ссылки на первоисточник (статьи на действующем сайте интернет-журнала «Стройка Века»).
Для коммерческого использования — обращаться на почту:
buildxxvek@gmail.com
[1] JEFFREY SACHS, FLIPE B. LARRAI MACROECONOMICS IN THE
GLOBAL ECONOMY // Перевод с английского. Академия народного хозяйства при правительстве Российской Федерации. Москва Издательство «Дело», 1996 г.
[2] Р.П. Толмачева. «Экономическая история»: учебник. Втор. Изд. Исправленное и дополненное // М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»
[3] Четвериков Артем Олегович. Забытые страницы истории интеграционного права: интеграционные проекты Лиги Наций и их влияние на правовые системы Всемирной торговой организации, Европейского союза и Евразийского экономического союза //Актуальные проблемы российского права. 2015. No3.
[4] Гринин Леонид Ефимович. Великая депрессия 1929-1933 гг // Философия и общество. 2009. No2.
[5] Д.И. Победаш, Уральский Университет. «Бреттон-Вудская конференция 1944г. и интересы великих держав»
[6] «A history of the Anglo-American Special Relationship»
[7] «Международный валютный фонд: сегодня, завтра» , И.В. Андронова
[8] В.Д. Боброва. Программа американской помощи в восстановлении экономики послевоенной Европы (план Маршалла)
[9] В.О.Печатнов. На излете «Великого альянса»: Сталин, Трумэн и Черчилль в конце Второй Мировой Войны (по новым документам)
[10] В.Г. Сироткин, Д.С.Алексеев СССР и создание Бреттон-Вудской системы 1941-1945 гг.: политика и дипломатия
[11] Минкова Кристина Владимировна. «Советская делегация считает целесообразным вступление советского Союза в состав членов фонда»: СССР и Международный валютный фонд в 1943-1946 гг // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2017. No1.
[12] С. З. Мошенский. От глобальных дисбалансов к «Великой депрессии» (1914–1939) // London Xlibris 2014
[13] Усанов Павел Валерьевич. Новый курс Ф. Рузвельта: ревизия политики и ее результатов // Экономическая политика. 2018. No5.
[14] Явнова И.И., Акатьева П.А. «Новый курс Ф. Рузвельта в США» //Инновационная наука. 2016. No11-3.
[15] Zaicenko I. История международно-правового сотрудничества государств в сфере защиты экономической конкуренции //Legea şi Viaţa. – 2016. – Т. 295. – No. 7/2. – С. 57-61.
[16] Сидоров Андрей Анатольевич. Бреттон-Вудская конференция и строительство послевоенного мирового порядка // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2014. No4.
[17] Мотылев Вениамин Вольфович. Программы президентов США. Вудро Вильсон // Экономический журнал. 2014. No1 (33).
[18] Портнягин Д. И. Британская дипломатия на Парижской мирной конференции 1919 г // Вестник СПбГУ. Серия 6. Политология. Между-народные отношения. 2009. No3
[19] Бурова Т. Т. и др. Программа ленд-лиза. – 2010.
[20] Максимова В. С., Безмен А. В. Ленд-лиз как зеркало отношений союзников : дис. – Белорусский государственный экономический университет, 2015.
[21] Мотылёв Вениамин Вольфович. Программы президентов США. Гарри С. Трумен // Экономический журнал. 2012. No25.
[22] https://www.globalpolicy.org/component/content/article/209/42675.html
[23] https://ria.ru/20170410/1491649116.html
[24] https://studme.org/155599/ekonomika/bankmezhdunarodnyhraschetov
[25] https://ru.talkingofmoney.com/brief-history-of-international-trade-agreements
[26] https://cyberpedia.su/6×7593.html
[27] https://investprofit.info/gold-standard/
[28] https://goldenfront.ru/articles/view/vozvrashenie-britanii-k-zolotu-v-1925-godu/
[29] http://militera.lib.ru/memo/russian/berezhkovvm2/05.html
[30] http://militera.lib.ru/memo/russian/berezhkovvm2/04.html
[31] http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/WarC onf/krim20.htm
[32] Учебные материалы Белорусского Государственного университета
[33] https://www.imf.org/external/pubs/ft/aa/rus/index.pdf
[34] http://docs.cntd.ru/document/901746496
Изображения взяты из открытых источников и используются в образовательных целях.