Кто регулирует ценообразование?
Согласно действующему законодательству Российской Федерации цены на товары не подлежат государственному регулированию, являются свободными и формируются продавцами самостоятельно, исходя из складывающейся на рынке конъюнктуры (спроса и предложения).
Кто устанавливает цены на продукты?
Цена, которую устанавливает продавец, зависит и от количества товара, которым располагает продавец: чем большее количество товара предложено к продаже, тем меньше стоимость издержек на каждую единицу продукции, и тем самым продавец может предложить более низкую цену для покупателей, не теряя при этом прибыль.
Какие цены считаются регулируемыми?
Цены регулируемые — цены, изменение которых допускается в определенных пределах и по определенной методике, устанавливаемой государством.
Кто регулирует цены в России?
НА КОТОРЫЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН (ТАРИФОВ) НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Кто контролирует цены в магазинах?
В рамках антимонопольного регулирования ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги), в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение.
Как регулируются цены в РФ?
В основном государственное регулирование цен основывается на Федеральных законах, таких как "О естественных монополиях" , " О газоснабжении в Российской Федерации", " О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", "Об электроэнергетике" , " О государственном .
Что входит в стоимость?
Цена любого товара формируется из нескольких элементов. Во-первых, это себестоимость, то есть затраты на производство товара. Сюда входят цена сырья, зарплата работников, вспомогательные материалы, накладные расходы, затраты на покупку станков и оборудования, его замену (это называется «амортизация»).
В чем разница цены и стоимости?
Иногда в интернете можно встретить определение цены, как суммы стоимости товара и прибыли, что в корне неверно. ЦЕНА = СТОИМОСТЬ, соответственно, цена не может быть больше или меньше стоимости товара, она отражает эту стоимость в денежном эквиваленте.
Что такое цена своими словами?
Понятие цены Денежное выражение стоимости; Денежное выражение ценности товара (услуги) при экономическом обмене; Денежное выражение системы ценообразующих факторов; Количество денег (товаров, услуг), за которое продавец готов продать, а покупатель готов купить 1 единицу товара (услуги);
Что является функцией цены?
Цены выполняют следующие функции: учетная функция; стимулирующая функция; распределительная функция; функция установления баланса между спросом и предложением; функция рационального размещения производства.
Что будет, если государство ограничит цены?
Цены быстро растут, и все кругом говорят, что их нужно ограничивать. Но в нашей истории уже было регулирование цен, и, кажется, было не очень.
Всегда ли регулирование цен кончается плохо? Или есть исключения?
к. э. н., доцент РАНХиГС
После 24 февраля все чаще звучат предложения начать регулировать цены на товары массового спроса. Депутаты даже подготовили поправки об этом.
В перечень товаров, подлежащих государственному регулированию, могут войти продукты питания, детские товары, стройматериалы, сельхозудобрения, сельхозтехника и запчасти к ней, бытовая химия, зоотовары, лекарства и медикаменты.
Профильные чиновники эту идею не поддерживают. Пока торговые сети добровольно ограничивают наценку только на ряд социально значимых товаров, в том числе на сахар. Тем не менее идея ограничить цены остается популярной. Расскажу, к чему это может привести.
Почему цена важна для рыночной экономики
Цена в рыночной экономике — результат равновесия, компромисс между желанием продавца продать, основанным на его затратах при производстве, и желанием покупателя купить, основанным на его понимании стоимости товара.
Также цена — это информация. Она рассказывает потребителям о качестве товара, его свойствах, том, насколько он востребован. Безусловно, есть исключения, но, как правило, чем качественнее товар, тем он дороже.
Еще цена дает сигнал производителям. Ее рост означает, что товар востребован и его стоит производить. И что товар важен для покупателя: он готов его покупать по более высокой цене.
Кроме того, цена — это информация для государства и его регулирующих органов. Например, если рынок сильно монополизирован, то цены отражают не качество товара, а уровень рыночной власти компаний. Есть общее правило: чем больше компаний-продавцов на рынке, тем ниже будут цены при прочих равных.
Рынок всегда стремится к экономии ресурсов, а информация тоже ресурс, причем весьма дорогой. Чем меньше информации нужно потребителю или производителю для принятия решений, тем лучше. А цена товара на рынке одновременно дает информацию производителю, продавцу, покупателю и органам власти. Именно поэтому цена играет такую важную роль в рыночной экономике.
Что происходит, когда государство начинает регулировать цены
Если на рынке нарушается равновесие — например, товара стало меньше или вырос спрос, — начинает расти цена.
Государство может повлиять на ситуацию рыночным способом — увеличить предложение товара на рынке, пустив на него больше продавцов, местных или из-за рубежа. Либо административным способом — начать регулировать цены, то есть делать их ниже рыночных.
Вот что тогда произойдет:
- Поставщиков на рынке станет меньше. Цена стала слишком низкой, и производить или продавать этот товар теперь невыгодно. Конечно, это коснется не всех поставщиков, а только наиболее слабых с точки зрения эффективности.
- Покупателей станет больше. Их число точно возрастет, ведь после снижения цены товар стал доступен большему числу потребителей.
В итоге товара на рынке станет меньше, а вот спрос на него вырастет. Это первый и самый очевидный результат ограничения цен — несоответствие между желающими продать, которых мало, и желающими купить, которых теперь больше, чем нужно. Так на рынке возникает дефицит товара.
Конечно, дефицит возникнет не завтра и не послезавтра после ограничения цен. Но обязательно возникнет в будущем. Никакого волшебства в экономике нет, и если бы продавцам было выгодно продавать товар дешевле, то они обязательно бы это делали. Значит, ограничение цен сделает выпуск товаров для кого-то менее выгодным, а для кого-то — вовсе убыточным.
В условиях дефицита те, кому не хватило товара, будут пытаться все равно его получить. Это можно сделать, только если договориться с продавцом, что товар идет именно тебе, а не кому-то другому. Чтобы продавец захотел так поступить, ему нужен некий дополнительный бонус от клиента. Так появляется черный рынок, где товар фактически стоит дороже.
Как регулирование цен работало в СССР
Многие сторонники регулирования цен сейчас пытаются апеллировать к опыту СССР. Советский Союз был одним из редких примеров стран, которые отвергали рынок и определяли цены директивно. На продукты питания, например, цены устанавливались низкие, чтобы люди могли их купить. А на предметы роскоши, такие как хрусталь, автомобили или бытовая аппаратура, — высокие.
В Советском Союзе для этого был создан Государственный комитет цен — Госкомцен. Он определял, что и по каким ценам продавать. Но поскольку стоимость приходилось устанавливать одновременно на сотни тысяч наименований товаров, то ни о каком научном расчете речи не шло. Чаще всего цены устанавливали по аналогии с уже существующими товарами или исходя из затрат на их изготовление.
Вот к чему это приводило.
Дефицит и перепроизводство. Стремление назначать цены директивно приводило к огромным перекосам. Дешевый хлеб в магазинах было выгодно покупать, чтобы кормить скот. Качественная одежда и обувь в магазинах исчезала в мгновение ока, а то, что оставалось на полках, носить было невозможно.
Автомобили на черном рынке стоили дороже, чем их отпускная цена, которая и так была очень высокой для большинства советских граждан. А квартиры, за исключением кооперативных, вообще не продавались. Поэтому существовал сложный неофициальный рынок обмена жилья, где формировалась своя система неофициальных цен, — государство их никак не регулировало.
Черный рынок. Мы привыкли, что в России действует рынок покупателя: продавцов много, и они конкурируют между собой. В СССР все было наоборот. Из-за того, что желающих купить было намного больше, чем желающих продать, формировался рынок продавца.
Покупатели шли на различные ухищрения, чтобы получить товар: использовали связи и давали взятки. Многие наверняка помнят эпизод из фильма «Ирония судьбы», где Женя и Надя рассказывают друг другу, сколько они заплатили сверху за мебельный гарнитур.
Территориальное неравенство. Во многих городах купить, например, колбасу было невозможно. Жители Калуги или Переславля-Залесского были вынуждены ездить за продуктами в Москву. В этом случае к цене купленного товара нужно было прибавлять цену автобусного или железнодорожного билета, а также потерянное время.
Дополнительные издержки. Регулируемые цены и дефицит приводили к тому, что потребители в СССР несли огромные дополнительные затраты. Сюда входили и взятки продавцам, и затраты на поездку за товаром в другой город, и время на очереди и длительный поиск товара в разных магазинах. Об этом ходили многочисленные анекдоты. Например, про Бермудский треугольник в Москве: «ГУМ — ЦУМ — „Детский мир“».
Формы и методы воздействия государства на цены
Регулирование цен и их соотношений на микроэкономическом уровне осуществляется на основе спроса и предложения (устанавливаются равновесные цены). На макроуровне регулирование цен должно осуществляться государством.
Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установления определенных правил ценообразования.
В условиях рыночной экономики регулируемые, как и свободные, цены устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям.
Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий-монополистов.
Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста. Например, прогнозируемый рост уровня цен предусматривался на 2003 г. — 10-12% в год, на 2004 г. — 8-10%, на 2005 г. — 6,5-8%, на 2008 г — 5- 7% в год. Достигнуть этой величины без государственного участия невозможно (в 2000 г. рост цен составил 120,2%, в 2002 г. — 115,1%). Главной целью ценовой и денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе остается последовательное снижение инфляции.
Решение о необходимости регулирования цен принимается на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой продукции и в удовлетворении спроса на нее.
Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования
1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики), или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары), или временный или частичный запрет на изменение цен.
Например, вместо ежеквартально меняющихся тарифов на электроэнергию Федеральная энергетическая комиссия предложила заморозить их сроком на 1 год и ввела с 1 января 2003 г. стабильные тарифы на электроэнергию, учитывающие темпы инфляции и другие факторы. По мнению экспертов, это внесло стабильность в отношения между поставщиками и получателями энергии.
2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Решению о введении фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям (независимо от форм собственности)и индивидуальным предпринимателям нормативной прибыли. Субъекты ценообразования, в случае введения фиксированных цен, обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.
Фиксированные цены стали одним из основных видов цен, применяемых при заключении государственных контрактов. В этом случае фиксированная цена устанавливается на стадии заключения контракта, обладает определенной степенью жесткости, т. е. не изменяется при исполнении контракта. Предварительная фиксация цены предполагает ограниченный контроль за затратами в ходе выполнения контракта со стороны заказчика. Предприятие-изготовитель в данном случае принимает на себя хозяйственный риск и получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат.
3. Установление предельных цен или коэффициентов, пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельного уровня цены, т. е. максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен в конечном счете ведет к сокращению производства.
Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от ценового диктата производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления.
Многие цивилизованные страны с развитой рыночной экономикой уже прошли этап регулирования верхних пределов цен на товары первой необходимости, в частности на продукты питания, и теперь уже отказались от этой меры. Но отказались не потому, что она плоха, а потому, что надобность в ней отпала, поскольку рынок полностью насыщен, существует эффективная конкуренция не только между теми, кто производит товары, но и теми, кто их реализует, полностью исключен монополизм производителей и торговцев путем действия эффективного антимонопольного законодательства.
В своей деятельности российское правительство с 1996 г. ведет практику регулирования предельных минимальных цен на продукцию ликероводочной отрасли промышленности. С учетом изменения норм и правил производства и оборота алкогольной продукции периодически утверждаются минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28% в качестве нижней границы реализации при осуществлении оптовой и розничной торговли этой продукцией на внутреннем рынке.
Установленные минимальные цены включают оптовые цены предприятий-изготовителей, ставки акциза, НДС, лицензионный сбор, а для продукции, производимой или ввозимой из стран, не входящих в СНГ, — таможенную стоимость и таможенные платежи. Минимальные цены утверждаются и при необходимости пересматриваются Министерством экономического развития и торговли на основании представлений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.
4. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.) Чаще всего предельные уровни рентабельности утверждаются на продукцию предприятий-монополистов. Размер их может быть дифференцирован по отраслям и группам продукции.
Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны пересматриваться предприятиями в сторону снижения. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня.
За рубежом этот метод практически не используется. Он имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприятия в снижении издержек. В мировой практике уровень цен регулируется через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.
5. Установление фиксированных или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня названных надбавок и наценок может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах соответствующей территории.
6. Для биржевой торговли и внебиржевого оборота может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора, и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.
7. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации.
Органы ценообразования вправе принимать решение о регистрации декларируемой цены, либо отказать в ее регистрации, либо принять решение об обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлением предприятия-декларанта о причинах изменения, если при формировании декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства.
С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене не выше зафиксированной в декларации.
8. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Такая практика имеет место в некоторых странах, например в США, Японии. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные.
Косвенное воздействие на формирование цен осуществляется с помощью разнообразных способов:
с помощью мер, направленных на изменение величины затрат, включаемых в себестоимость товаров, услуг;
путем регулирования доходов производителей продукции, продавцов и покупателей;
путем использования и применения совокупности разных способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке;
путем регулирования налогов как на производимую, так и на потребляемую продукцию (система льготного налогообложения).
Управленческий учет: с нуля до настройки в 1С, Excel и Google-таблицах
Уметь настраивать и вести управленку — значит быть полезным для руководителей. Научитесь понимать, откуда приходят и куда уходят деньги компании на курсе повышения квалификации от «Клерка». Стоимость курса с удостоверением ФИС ФРДО
21900 руб.6490 руб. до 30 сентября
Путем льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, государственного финансирования на разработку и создание новых видов продукции снижаются затраты на производство, что является основой стабилизации или снижения цен для потребителей. Государственное субсидирование — существенный фактор поддержки малодоходных, но важных для национальной экономики отраслей, а также предприятий, находящихся в состоянии реконструкции или кризиса, что, в свою очередь, может оказать влияние на стабилизацию уровня цен на товары первой необходимости.
Субсидирование цен широко практикуется через систему компенсационных выплат производителям конкретного вида товара в целях возмещения потерь от реализации продукции по ценам, не покрывающим издержки их производства либо не приносящим определенного уровня дохода.Что касается дотаций, то, как правило, дотируются низкорентабельные и убыточные производства, важные для экономики в целом. Широко распространены дотации сельскохозяйственного производства.
В связи с высоким урожаем в 2001 и 2002 гг. возник переизбыток зерна, и цены на него резко снизились, не возмещая затрат на производство. Государство решило продолжить в 2002 г., как и в предыдущем, интервенции по закупке зерна. Цель такой акции — поддержать сельхозтоваропроизводителей, скупить у хозяйств их зерно, удержать цены от дальнейшего падения. Правительством было выделено на эти цели 6 млрд. руб.
В результате цены на зерно поднялись на 14%. Увеличение цены составило 300 руб. на тонну. Эта прибавка к цене есть не что иное, как дотации государства товаропроизводителям зерна. Все закупленное государством зерно было заложено на хранение, застраховано и в любой момент могло быть использовано для операций по стабилизации рынка зерна.
Органы государственной власти могут заключать с юридическим или физическим лицом договор о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги, а также могут поощрять заключение соглашений между производителями и потребителями продукции в части принятия производителями продукции односторонних обязательств, направленных на ограничение роста цен.
К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами:
создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства. Так, для повышения эффективности производства предприятий естественных монополий Правительством РФ намечено постоянно проводить анализ обоснованности затрат монополистов, организовывать торги по закупке продукции, используемой предприятиями естественных монополий;
эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по дефицитным или предназначенным для социально незащищенных слоев населения видам продукции;
разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований;
государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий.
Кто устанавливает цены на товары и услуги
Сумма, которую продавец хочет получить за товар
Сумма, которую продавец хочет получить за товар
Это количество денег, за которое продавец согласен продать товар. В нее входят стоимость производства и надбавки.
Что такое цена
Цена — это деньги, которые продавец планирует получить за товар, работу или услугу.
Например, ювелир продает украшение за 13 000 ₽ — это и будет ценой. Если покупатель придет в день скидки, цена будет ниже.
Цена состоит из себестоимости и наценки продавца. Себестоимость — это выраженные в деньгах затраты на производство товара, оказание услуги или выполнение работы. Вот что в них учитывают:
- производство: например, сырье, воду и электричество;
- аренду помещений;
- амортизацию оборудования и помещений;
- зарплату сотрудников и отчисления на социальные нужды;
- маркетинг, расходы на продвижение;
- транспортировку товаров;
- налоги.
Вернемся к примеру с ювелиром, который продает украшение за 13 000 ₽.
Ювелир изготавливает украшение: он покупает металл, расходники, арендует на пару часов мастерскую. На материалы и аренду он потратил 10 000 ₽ — это себестоимость. Чтобы получить прибыль, он продаст украшение с наценкой в 3000 ₽. Цена — это себестоимость с наценкой, то есть 10 000 ₽ + 3000 ₽ =
Одновременно для одного товара может быть несколько разных цен. Например, на овощебазе обычный клиент может купить перцы по 120 ₽ за килограмм. Владельцы овощных киосков закупают сразу 20 килограммов перцев: для них действует оптовая цена — 100 ₽ за килограмм.
В чем разница между ценой и стоимостью
В обычном общении цена и стоимость могут считаться синонимами. Стоимость — это деньги, которые продавец планирует получить за всю покупку.
Например, цена килограмма перцев — 120 ₽. Клиент купил пять килограммов, стоимость покупки — 600 ₽.
В экономике стоимостью называют определенное количество ресурсов, затраченных на производство товара, выполнение работы или оказание услуги. Этими ресурсами могут быть деньги или, например, трудочасы.
Для чего нужна цена
Цена — один из рычагов управления экономикой. Она помогает понять, насколько востребованы продукты, чтобы эффективно управлять бюджетом и производством. Рассмотрим функции цены подробнее.
Поддерживает равновесие на рынке. Если аналогичных товаров на рынке слишком много, их цена падает. Предпринимателям и компаниям становится невыгодно их продавать, и они начинают вкладывать деньги в другие. Избыточное производство останавливается, и начинается производство дефицитных продуктов.
Помогает распределять деньги. Цена помогает государству распределять деньги между разными отраслями, регионами страны и социальными группами населения.
Например, есть высокорентабельные товары — на их продаже компании зарабатывают больше, чем на обычных. Государство устанавливает на них акциз — налог, который должны платить производители, переработчики и импортеры этих товаров. К высокорентабельным товарам относится алкоголь: компании платят за него налог в бюджет. Эти деньги идут на общественные нужды: например, на зарплату бюджетникам.
Позволяет контролировать развитие сфер экономики. Чтобы поощрить развитие производства, государство может ввести ограничения для продавцов импортных товаров. Например, повысить таможенные пошлины. Произвести товар внутри страны будет выгоднее, чем привезти его из-за границы. Цена отечественного товара будет ниже цены зарубежного аналога.
Привлекает инвестиции. Инвесторы вкладывают деньги только в перспективные отрасли: там, где высокие цены, высокая прибыль. Так рынок развивается.
Виды цен
Классификаций цен много. Рассказываем о тех, что встречаются чаще всего.
По способу международных расчетов. Есть два вида цен: экспортная и импортная.
Экспортная цена. Ее устанавливают компании, которые поставляют отечественную продукцию в другие страны.
Импортная цена. Ее платят те, кто покупает продукцию за рубежом.
По способу установления и влиянию на контракт. Различают твердые, подвижные и скользящие цены.
Если в договоре прописана определенная сумма, которая не меняется в течение действия договора, ее называют твердой ценой.
Цены на некоторые товары постоянно меняются: например, на сырье для промышленности. Тогда поставщики могут заключить с предприятиями договор с подвижными ценами: в соглашении прописывают условие, что цена изменится, если изменится рыночная цена товара.
Рыночная цена — это цена товара, работы или услуги, которая формируется под влиянием спроса и предложения. То есть цена достигает такого значения, сколько денег покупатели готовы заплатить за продукт.
В долгосрочных контрактах часто указывают скользящие цены. В договоре не прописывают цену товара, но указывают, что ее предусмотрят на момент поставки или оплаты.
По степени влияния государства. Выделяют свободные рыночные и регулируемые цены.
Свободные рыночные цены. Их устанавливают производители, импортеры и продавцы на основе спроса и предложения.
Регулируемые цены. Их ограничивает государство. Власти могут установить конкретную цену на продукт или ограничить планку роста. Например, в России государство регулирует цены на проезд в общественном транспорте.
По условиям поставки и продажи. Есть цена-нетто и цена-брутто.
Цена-нетто. Это «чистая» цена, после вычета скидок и надбавок. Фактически это выручка продавца за товар.
Цена-брутто. Это полная стоимость товара с учетом дополнительных наценок: например, налогов и страховки. Цену-брутто иногда называют валовой.
Эти понятия используют в разных сферах. Например в туризме: нетто — цена услуг для туристов без комиссии посредника, а брутто — с наценкой.
Ценообразование: что это и как происходит
На цену влияет много факторов, главный из которых — себестоимость производства. Кроме нее есть еще четыре ключевых фактора, которые влияют на ценообразование:
- количество посредников;
- спрос;
- уникальность;
- сезон.
Количество посредников. Цена зависит от количества этапов, который проходит товар, прежде чем его купит конечный потребитель. Чем больше этапов и участников, тем выше цена.
Допустим, ИП Василий печет хлеб. Чтобы открыть бизнес, он:
- Арендовал помещение.
- Закупил оборудование: печи, тестомесы, расстоечные шкафы, холодильники, мойки, стеллажи, столы, противни.
- Нанял персонал.
- Нашел поставщиков сырья: муки, яиц, соли, сахара, дрожжей.
- Организовал производство, хранение и доставку готовой продукции в ближайший магазин.
Все эти этапы требуют вложений, которые составляют себестоимость товара. Но производитель хочет не только вернуть затраты на производство, но и заработать на продаже. Поэтому он делает наценку на товар.
Например, себестоимость булки белого хлеба — 20 ₽. Чтобы получить прибыль, Василий будет поставлять ее в магазин по цене 25 ₽. 5 ₽ — наценка.
Если бы Василий производил и продавал табачные изделия, ему бы пришлось платить акциз — косвенный налог. Чтобы отбить себестоимость, нужно поднимать цену — пачка сигарет стоила бы уже не 25 ₽, а минимум 27 ₽.
Вернемся к хлебу. Есть еще один налог, из-за которого увеличивается цена, — НДС. Обычно его платят компании на основной системе налогообложения или едином сельскохозяйственном налоге. Но ИП тоже могут его платить, если ввозят товары из-за границы или закупают у продавцов на основной системе налогообложения.
Василий поставлял булки в магазин по 25 ₽, но они плохо продавались. Он решил закупать сырье напрямую у французских производителей, чтобы улучшить качество выпечки. Теперь он налоговый агент и вынужден платить НДС — хлеб придется продавать по 30 ₽.
Иногда в этой схеме возникает посредник. Например, оптовики закупают у производителей одежду и перепродают ее в магазины. При перепродаже они делают наценку. Магазин тоже хочет получить доход от продажи, поэтому делают свою.
Магазин покупает у Василия хлеб по 28 ₽ — в эту цену входят стоимость производства, наценка производителя и часть НДС. Чтобы получить прибыль, он продает товар на 3 ₽ дороже. В итоге розничная цена товара, которую видит конечный потребитель, равна 31 ₽.
Самый короткий путь по цепочке ценообразования проходят отечественные товары, которые не подлежат маркировке и продаются напрямую от производителя: у них только одна наценка.
Спрос. Чем больше желающих купить товар, тем выше цена. И наоборот: отсутствие спроса снижает цену. В экономике для оценки спроса используют термин «потребительская стоимость». Это полезность продукта, его способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность. У потребительской стоимости нет установленных единиц измерения, полезность может быть низкой, высокой или выражаться в конкретном действии — например, накормить человека.
Уникальность товара. Если в сегменте нет конкурентов или производство товара ограничено, можно устанавливать высокие цены. Например, за вещи из лимитированной коллекции покупатели заплатят больше, чем из обычной. Ограничений по размеру наценки нет: обычно ее устанавливают после анализа рынка.
Сезон. В высокий сезон бизнес предлагает больше товаров и устанавливает низкие цены. Например, клубника летом доступнее и дешевле, чем зимой.
Как установить цену
Определите, чего хотите достичь. Например, компания выводит йогурты на рынок в соседний регион. Чтобы покупатели попробовали новый йогурт вместо привычного, можно установить цену ниже конкурентов, а спустя время — поднять до рыночной.
Если цель бизнеса — установить справедливую рыночную цену, то алгоритм ценообразования может состоять из следующих четырех шагов.
- Проанализировать конкурентов. Нужно определить разброс цен на их предложения и понять, какие качества обусловливают такую цену.
- Проанализировать целевую аудиторию, определить спрос на ваши товары, работы или услуги. Выделите ваши конкурентные преимущества, найдите наиболее схожее предложение на рынке, если такое есть.
- Рассчитать издержки производства — какой будет себестоимость единицы вашего продукта. Для этого посчитайте расход сырья, материалов, рабочей силы и других ресурсов на единицу продукта.
- Выбрать метод ценообразования. Их всего три: затратный, ценностный и пассивный. Расскажем о них подробнее.
Затратный метод. Подход ориентируется на издержки на производство и реализацию продукта. Для расчета можно брать:
- среднюю себестоимость, например за три месяца работы бизнеса;
- предельную себестоимость — использовать максимальные зафиксированные за этот период издержки, чтобы не допускать снижения прибыли в будущем;
- стандартную себестоимость для вашей отрасли — придется внимательнее изучить конкурентов.
К себестоимости добавляют прибыль, при которой бизнес готов работать.
Ценностный метод. Цена формируется, исходя из ценности, которую ваше предложение представляет для потребителя. Другими словами, нужно представить, сколько покупатель был бы готов заплатить за этот товар в магазине. Для большей реалистичности прогноза стоит узнать мнения нескольких людей из разных социальных слоев.
Ценность предложения может меняться, например, в зависимости от сезона или условий. Так, вы готовы продавать магнитик с городской ратушей за 50 ₽. Но в туристический сезон ценность этого магнита возрастает, поэтому уместным будет установить цену в 100 ₽.
Пассивный метод. Этот подход подразумевает простое следование за рынком. Нужно найти самый похожий товар и назначить схожую цену. Затем можно менять ее вслед за общим изменением рыночных цен.
На цену одновременно влияют ваши затраты, ценность предложения и общее движение рынка. Поэтому наиболее выигрышной стратегией будет сочетание всех трех методов.