Что не является целью специальной оценки условий труда
Статья 3. Специальная оценка условий труда
1. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
2. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
3. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями — религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 553-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.
Статья 2. Регулирование специальной оценки условий труда
1. Регулирование специальной оценки условий труда осуществляется Трудовым кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Нормы, регулирующие специальную оценку условий труда и содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, должны соответствовать нормам Трудового кодекса Российской Федерации и настоящего Федерального закона.
3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
4. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Дополнение частью — Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)
Статья 3. Специальная оценка условий труда
1. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
2. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
3. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями — религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 553-ФЗ)
4. Проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
Статья 4. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда
1. Работодатель вправе:
1) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов ее проведения;
2) проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
3) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным статьей 19 настоящего Федерального закона;
4) обжаловать в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда;
5) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подтверждения внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее — информационная система учета). (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 27.12.2019 № 451-ФЗ)
2. Работодатель обязан:
1) обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона;
2) предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений); (В редакции Федерального закона от 01.05.2016 № 136-ФЗ)
3) не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;
4) ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
5) давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
6) реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда;
7) рассмотреть замечания и возражения работника относительно результатов специальной оценки условий труда, представленные в письменном виде в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, и принять решение о проведении в случае необходимости внеплановой специальной оценки условий труда. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 27.12.2019 № 451-ФЗ)
Статья 5. Права и обязанности работника в связи с проведением специальной оценки условий труда
1. Работник вправе:
1) присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
2) обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее также — эксперт), с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте; (В редакции Федерального закона от 01.05.2016 № 136-ФЗ)
3) обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона;
4) представлять работодателю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, и (или) в выборный орган первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии) в письменном виде замечания и возражения относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 27.12.2019 № 451-ФЗ)
2. Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.
Статья 6. Права и обязанности организации, проводящей специальную оценку условий труда
1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе:
1) отказаться в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, от проведения специальной оценки условий труда, если при ее проведении возникла либо может возникнуть угроза жизни или здоровью работников такой организации;
2) обжаловать в установленном порядке предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов. (В редакции Федерального закона от 24.07.2023 № 381-ФЗ)
2. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана:
1) предоставлять по требованию работодателя, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников обоснования результатов проведения специальной оценки условий труда, а также давать работникам разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах;
2) предоставлять по требованию работодателя документы, подтверждающие соответствие этой организации требованиям, установленным статьей 19 настоящего Федерального закона;
3) применять утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, и (или) методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений и соответствующие им средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее — поверка); (В редакции федеральных законов от 01.05.2016 № 136-ФЗ, от 27.12.2019 № 451-ФЗ)
4) не приступать к проведению специальной оценки условий труда либо приостанавливать ее проведение в случаях:
а) непредоставления работодателем необходимых сведений, документов и информации, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда;
б) отказа работодателя обеспечить условия, необходимые для проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, в соответствии с гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона;
5) хранить коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую известной этой организации в связи с осуществлением деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 7. Применение результатов проведения специальной оценки условий труда
1. Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для: (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 451-ФЗ)
1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
4) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
5) организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
6) установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
7) установления дополнительного тарифа страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте; (В редакции Федерального закона от 28.12.2022 № 569-ФЗ)
8) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
9) обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
10) подготовки статистической отчетности об условиях труда;
11) решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
12) рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
13) определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
14) принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
15) управления профессиональными рисками; (В редакции Федерального закона от 24.07.2023 № 381-ФЗ)
16) иных целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 451-ФЗ)
2. Результаты проведения специальной оценки условий труда для целей, указанных в части 1 настоящей статьи, могут применяться при условии, если сведения о них внесены в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Результаты проведения специальной оценки условий труда, содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, могут применяться для целей, указанных в части 1 настоящей статьи, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. (Дополнение частью — Федеральный закон от 27.12.2019 № 451-ФЗ)
Глава 2. Порядок проведения специальной оценки условий труда
Статья 8. Организация проведения специальной оценки условий труда
1. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
2. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
3. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
4. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. На рабочих местах, указанных в части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых действует декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, повторное проведение специальной оценки условий труда не требуется до наступления обстоятельств, установленных частью 5 статьи 11 настоящего Федерального закона. (В редакции федеральных законов от 27.12.2019 № 451-ФЗ, от 30.12.2020 № 503-ФЗ)
5. В случае проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда работников, допущенных к сведениям, отнесенным к государственной или иной охраняемой законом тайне, ее проведение осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне.
6. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда, но не позднее чем через пять рабочих дней со дня заключения с работодателем гражданско-правового договора о проведении специальной оценки условий труда обязана передать в информационную систему учета сведения, указанные в подпунктах «а», «в» и «в1» пункта 1 части 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, и получить для предстоящей специальной оценки условий труда идентификационный номер, который присваивается информационной системой учета в автоматическом режиме в порядке, установленном в соответствии с частью 7 статьи 18 настоящего Федерального закона. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана сообщить указанный идентификационный номер работодателю до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда. (Дополнение частью — Федеральный закон от 27.12.2019 № 451-ФЗ)
Статья 9. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда
1. Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее — комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.
2. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
3. При проведении у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, специальной оценки условий труда в состав комиссии включаются работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной о
Что такое спецоценка условий труда и как ее провести
По закону работодатель должен убедиться, что работники трудятся в безопасных для жизни и здоровья условиях: не задыхаются от пыли и не теряют слух от шума.
Если условия вредные, нужно знать, кому назначить компенсацию, дать дополнительный отпуск или сократить рабочий день. Обо всем этом работодатель узнает из результатов СОУТ. Рассказываем, что это за процедура и как ее проводить.
Что такое СОУТ
СОУТ — специальная оценка условий труда. Она нужна, чтобы назначить каждому рабочему месту класс условий труда. От класса зависит, нужно ли платить компенсацию работникам, выдавать молоко и проводить медосмотры.
Оценка проходит так: на завод, в ресторан, больницу или офис приходят люди, общаются с работниками, делают замеры, проверяют оборудование и смотрят документы. А потом в лаборатории анализируют данные и выносят заключение.
Организовать спецоценку должен работодатель. Обычно в компании за это отвечает специалист по охране труда: готовит приказы, собирает комиссию, выбирает экспертную организацию и договаривается с ней, а затем следит, чтобы условия труда улучшились, а трудовые договоры, если нужно, изменили в интересах работников.
Должность специалиста по охране труда или даже целая служба должны быть у любого работодателя из производственной сферы с численностью персонала от 50 человек. Если компания маленькая и специалиста по охране труда нет, спецоценку может организовать ответственный за охрану труда кадровик или руководитель.
Кто обязан проводить СОУТ
Спецоценку обязаны проводить все работодатели — компании и ИП с сотрудниками, которые работают по трудовому договору.
Работодатели могут не проводить СОУТ:
- по рабочим местам надомников;
- по рабочим местам дистанционных сотрудников;
- по вакантным рабочим местам.
Если по трудовому договору работник должен трудиться в офисе, а по факту работает дистанционно, проводить спецоценку все равно нужно.
Проведение специальной оценки условий труда, если в компании один сотрудник
Если в организации числится один директор, который работает по трудовому договору, то проводить спецоценку нужно. Он будет единственным членом комиссии.
Если предприниматель работает в одиночку и у него нет наемного персонала, то создавать комиссию и проводить спецоценку условий труда не надо. Так как сам для себя предприниматель работодателем не является.
Что будет, если не проводить СОУТ
Отсутствие СОУТ может выявить трудовая инспекция при плановой или внеплановой проверке. Если не провести спецоценку труда, трудинспекция может оштрафовать:
- ИП, малое предприятие и должностное лицо — от 5000 до 10 000 ₽;
- среднюю или крупную компанию — от 60 000 до 80 000 ₽.
Если повторить нарушение и не пройти спецоценку вовремя, штраф будет:
- для должностных лиц, малых предприятий и ИП — 30 000—40 000 ₽;
- для средних и крупных компаний — 100 000—200 000 ₽.
Еще могут приостановить работу компании или ИП на срок до 90 дней.
Как часто нужно проводить спецоценку
Спецоценка бывает двух видов — плановая и внеплановая.
Плановую СОУТ проводят раз в пять лет. Если хотя бы на одном рабочем месте выявили вредные или опасные условия труда, через пять лет нужно обязательно провести СОУТ заново. Если по итогам предыдущей спецоценки вредных и опасных факторов не выявили и за пять лет условия не изменились, новую оценку проводить не придется: будут действовать результаты старой.
В первый раз спецоценка проводится не позднее года после регистрации компании или оформления первого работника ИП.
Внеплановую СОУТ проводят, когда условия труда изменились так, что нужно заново определять их вредность. Например, изменился технологический процесс: заменили ручную обработку деталей на механическую, и теперь это по-другому влияет на безопасность сотрудников.
Или когда компания или ИП переехали в другой офис и теперь нужно заново проводить СОУТ. Вот все поводы и сроки для внеплановой спецоценки.
Если вводите новые должности или меняете названия должностей, но при этом рабочие места не меняются, внеплановая СОУТ не нужна. Но решение об этом должна принять комиссия. Чтобы у трудовой инспекции не было претензий, лучше оформить такое решение актом об отсутствии оснований для проведения внеплановой спецоценки.
Куда можно обратиться для проведения спецоценки
СОУТ проводит не сама компания или ИП, а специализированная организация, аккредитованная в области охраны труда. Найти ее можно в реестре на сайте Минтруда. В фильтре выберите свой регион — и получите список с адресами ближайших компаний.
ИП или компания самостоятельно выбирает организацию-оценщика и заключает договор с ней. Если в вашем городе нет организаций, которые проводят СОУТ, можно заключить договор с компанией из другого города.
СОУТ в упрощенном порядке для микропредприятий
Некоторые компании и ИП могут проводить СОУТ в упрощенном порядке: не нужно привлекать специализированную организацию, а можно самостоятельно ответить на вопросы в проверочных листах. Это поможет понять, есть ли на рабочих местах вредные или опасные факторы. Рекомендуемая форма проверочного листа — в приказе Минтруда.
Компании и ИП должны соответствовать двум критериям: числиться микропредприятиями и работать в определенных сферах бизнеса.
Микропредприятия — это компании и ИП со средней численностью работников до 15 человек и годовой выручкой до 120 млн рублей, которые внесены в реестр малого и среднего бизнеса.
Работа в определенных сферах бизнеса. Микропредприятия могут проводить СОУТ в упрощенном порядке, если их основной ОКВЭД, например, относится к сфере:
- разработки компьютерного программного обеспечения, консультационных услуг в этой области и других сопутствующих услуг;
- деятельности в области информационных технологий;
- финансовой и страховой деятельности;
- деятельности в области права и бухгалтерского учета.
Нельзя проводить СОУТ в упрощенном порядке, если у микропредприятия есть:
- рабочие места работников, профессии, должности или специальности которых предоставляют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
- рабочие места, в связи с занятостью на которых сотрудникам положены гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда;
- рабочие места, на которых по результатам ранее проведенной СОУТ, установлены вредные или опасные условия труда.
В этих случаях микропредприятию для СОУТ придется привлекать специализированную организацию.
Cтоимость спецоценки и кто ее оплачивает
Для микропредприятия, которое имеет право провести СОУТ самостоятельно, процедура бесплатная. В остальных случаях цена СОУТ — договорная. Ее устанавливает экспертная организация по согласованию с заказчиком. Обычно работодатель отправляет ориентировочный перечень рабочих мест и получает цену за одно место. В стоимость пропорционально включается плата за анализ вредных факторов и составление отчета. Поэтому, чем больше у вас рабочих мест, тем дешевле обойдется спецоценка каждого.
В компании на 20 рабочих мест стоимость спецоценки может быть 1500 ₽ за одно место, то есть 30 000 ₽ за СОУТ. А в компании на 120 рабочих мест — 500 ₽ за одно место, или 60 000 ₽ за СОУТ. Рабочих мест в шесть раз больше, но проведение спецоценки только вдвое дороже.
Услуги по спецоценке полностью оплачивает работодатель. Стоимость спецоценки можно включить в налоговые расходы только на ОСН. Зато затратами на СОУТ можно вернуть до 20% взносов на травматизм в СФР за предыдущий год. Но если в прошлом году были несчастные случаи или профзаболевания, сумму к возврату уменьшат на размер больничных и оплату льготного проезда к месту лечения.
Какие документы нужны для проведения СОУТ
Если работодатель — не микропредприятие, до начала оценки рабочих мест нужно оформить:
- договор с организацией-оценщиком;
- приказ о проведении СОУТ;
- перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке;
- график проведения СОУТ.
Полный пакет бумаг зависит от специфики компании или ИП, мы перечислили базовую документацию.
Этапы специальной оценки условий труда
Спецоценку проводят в шесть этапов. Дальше расскажем про каждый.
1. Заключить договор с компанией, которая будет проводить спецоценку. В нем указывают стоимость и порядок оплаты, сроки, обязанности и ответственность сторон.
Чтобы подстраховаться от утечки коммерческой тайны, пропишите условие конфиденциальности: «Исполнитель не вправе передавать информацию третьим лицам без письменного согласия Заказчика, независимо от причины прекращения действия договора».
2. Подготовить приказ о проведении СОУТ. В нем нужно утвердить комиссию, которая будет проводить спецоценку. По закону в комиссии должно быть нечетное количество человек из числа персонала работодателя. Обязательно — руководитель или ИП, представитель профсоюза при его наличии и специалист по охране труда или тот, кто выполняет его обязанности. Экспертов организации-оценщика включать в комиссию не нужно.
Еще в приказе указывают сроки проведения спецоценки, а в приложении — график проведения СОУТ. В график включают четыре основных этапа СОУТ: формирование комиссии, утверждение перечня рабочих мест, проведение исследований и составление отчета.
3. Подготовить и утвердить перечень рабочих мест. Его составляют на основании штатного расписания. Считать нужно реальные рабочие места, а не занятых на должностях работников.
Две уборщицы убирают одну и ту же территорию посменно — рабочее место одно. Но если одна убирает коридоры, а другая — кабинеты, условия разные, значит, рабочих мест два.
В законе есть понятие «аналогичное рабочее место». Можно проводить спецоценку 20% таких мест, а результаты распространить на все.
Если в двух однотипных цехах стоят одинаковые станки, одинаковая вентиляция, отопление и освещение, а работники имеют одинаковую профессию и выполняют сходные функции, их рабочие места будут считаться аналогичными.
Какие рабочие места считать аналогичными, а какие нет, решает специалист из организации-оценщика. Затем решение утверждает комиссия работодателя.
Вносите в перечень все места, если проводите спецоценку в первый раз. В следующий раз места, на которых уже проводили оценку и не обнаружили вредные или опасные факторы, повторно проверять не надо.
4. Провести СОУТ. В оговоренные рабочие дни эксперты компании-оценщика приходят к работодателю и проверяют рабочие места. Комиссия работодателя должна присутствовать при проведении.
Хорошо, если работники тоже окажутся на местах: специалисты расспросят их об особенностях работы. Для замера некоторых вредных факторов нужны сами люди.
У работников с перфораторами, электропилами или бормашинами измеряют воздействие вибрации, устанавливая датчики на кисти рук.
По запросу оценщиков работодатель должен предоставить экспертам всю техническую информацию, которая нужна для оценки: например, марки и номера машин, сертификаты соответствия на оборудование, проект здания, где трудятся работники.
5. Получить и подписать отчет. Проверка рабочих мест может занять несколько дней. После этого оценщики готовят отчет — пакет документов с информацией о каждом рабочем месте и условиях труда в целом.
В течение 30 дней со дня направления работодатель должен подписать отчет и отправить его обратно — организации-оценщику.
6. Получить подтверждение о передаче сведений во ФГИС. Компания-оценщик в течение десяти дней размещает сведения о проведенной спецоценке в федеральной системе учета и в течение трех дней отправляет подтверждение об этом — обычной почтой или электронной, если оно подписано усиленной электронной подписью. После этого СОУТ считается завершенной.
Результаты СОУТ: какие документы вы получите
Перед тем как все распечатать и отправить на подпись, компания-подрядчик пришлет вам по электронной почте на согласование архив файлов.
Титульный лист. На нем обязательно должен быть идентификационный номер работодателя и подписи всех членов комиссии.
Сведения об экспертной организации. Кроме юридической информации и номера в реестре Минтруда, в документе должны быть перечислены все измерительные приборы, которыми оборудована лаборатория компании-оценщика.
Перечень рабочих мест. Подробная таблица всех мест в вашей компании с перечислением вредных факторов и пометками, если их обнаружили.
Сводная ведомость Еще две таблицы с указанием классов вредности по всем рабочим местам.
Карты СОУТ. Карта рабочего места — документ со всеми факторами вредности, рекомендациями по улучшению условий, гарантиями и компенсациями, которые нужно предоставить работнику. Карт должно быть столько, сколько рабочих мест в перечне.
Протоколы измерений, если они проводились. По каждому рабочему месту будет отдельный файл с измерениями освещенности, шума, тяжести и прочего.
Перечень мероприятий по улучшению условий труда — таблица рабочих мест с указанием компенсаций и гарантий, которые нужно предоставить работникам.
Заключение эксперта по результатам СОУТ. Это подтверждающий документ, в котором указано, сколько рабочих мест проверено, сколько из них вредных, допустимых и опасных, за подписью эксперта лаборатории оценщика.
Специалист по охране труда просматривает все документы. Если все в порядке, компания-оценщик присылает или приносит весь пакет на бумаге.
Что делать работодателю по итогам СОУТ
По окончании спецоценки работодатель должен сделать следующее.
Составить декларацию соответствия условий труда государственным требованиям. В ней указывают только те рабочие места, на которых микропредприятие или оценщики не выявили вредных условий. Также работодателю, кроме микропредприятия, обязательно нужно указать номер заключения эксперта СОУТ и номера протоколов испытаний, если их проводили.
Готовую декларацию нужно отнести в местную инспекцию труда или отправить по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Если у компании или ИП есть усиленная электронная подпись, можно подать декларацию онлайн на сайте Роструда.
На подготовку и отправку декларации у работодателя есть 30 дней с даты подписания отчета о СОУТ.
Выпустить приказ о завершении СОУТ. Это не обязательно, но если трудовая инспекция будет проводить проверку, приказ покажет, что СОУТ завершили и руководитель компании или ИП отдал распоряжения улучшить условия труда по рекомендациям экспертов-оценщиков.
В приказе указывают ответственных за все мероприятия, которые нужно провести после спецоценки, и сроки.
Ознакомить под подпись всех работников с картами их рабочих мест. Карта специальной оценки условий труда показывает, какие вредные факторы выявили эксперты и какие льготы и гарантии положены каждому работнику, занятому на этом месте.
Вот основные гарантии и компенсации, которые назначают работникам по результатам СОУТ в зависимости от выявленной вредности.
Условия труда | Класс | Надбавка — от 4% к окладу | Дополнительный отпуск — от 7 дней | Сокращенная рабочая неделя — 36 часов вместо 40 |
---|---|---|---|---|
Оптимальные | 1 | × | × | × |
Допустимые | 2 | × | × | × |
Вредные | 3.1 | ✓ | × | × |
Вредные | 3.2 | ✓ | ✓ | × |
Вредные | 3.3 | ✓ | ✓ | ✓ |
Опасные | 4 | ✓ | ✓ | ✓ |
Все работники должны расписаться в карте своего места — так они подтверждают, что согласны с оценкой условий труда. Если после СОУТ нанимаете нового сотрудника, его тоже нужно ознакомить с картой под подпись. Кроме работников, в каждой карте должны расписаться все члены комиссии СОУТ.
Работник может не согласиться с оценкой в карте. Например, если после СОУТ ему отменили компенсацию, а условия почти не изменились. Тогда он может пожаловаться в профсоюз, который выносит письменную рекомендацию провести внеплановую спецоценку труда. Если в компании нет профсоюза, работник может пожаловаться в инспекцию по труду, и она придет с проверкой, по результатам которой результаты спецоценки подтвердят или отменят.
Заключить допсоглашения к трудовым договорам. Класс условий труда должен быть указан в трудовом договоре. Если раньше не проводили спецоценку или после СОУТ классы изменились, с работниками нужно заключить допсоглашения, в которых указать утвержденный класс.
Если по итогам СОУТ рабочее место признали вредным, в соглашении нужно указать размер надбавки к окладу. Если установили класс 3.2 или выше — прописать дополнительный отпуск, а если 3.3 или 4 — еще и сокращение рабочей недели. Информацию об этом берут из карт СОУТ.
Если работник откажется подписывать допсоглашение, работодатель может изменить трудовой договор в одностороннем порядке. Компания должна письменно уведомить об этом сотрудника минимум за два месяца. Для ИП такого срока нет, но обычно уведомляют по крайней мере за две недели.
Разместить на сайте результаты СОУТ: сводную ведомость и план мероприятий по улучшению условий труда. Если у работодателя есть официальный сайт, нужно разместить на нем сканы документов в течение 30 дней.
Специальная оценка условий труда: что нужно знать работодателю
Специальная оценка условий труда — это целый комплекс мероприятий по проверке условий труда на местах, где трудятся работники.
Проверяющие оценивают, насколько такие производственные факторы отклоняются от установленных нормативов и как влияют на здоровье работников.
Спецоценкой занимаются независимые специализированные фирмы . По результатам СОУТ рабочим местам присваивают классы условий труда:
- 1 — оптимальные;
- 2 — допустимые;
- 3 — вредные (делятся ещё на четыре подкласса вредности);
- 4 — опасные.
Вредными считаются условия труда, которые могут привести к профессиональному заболеванию, а опасными — к травме.
Набор льгот, гарантий и компенсаций вредникам зависит от присвоенного класса и подкласса условий труда.
Кто обязан проводить СОУТ и для каких рабочих мест
Проводить СОУТ обязаны все работодатели — организации и ИП , включая представителей малого и среднего бизнеса. Численность работников значения не имеет — спецоценка нужна даже если у вас один работник. Но её проводят не на всех рабочих местах.
Условия труда оценивают только у тех, кто работает по трудовому договору, в том числе по срочному. Под СОУТ подпадают все виды рабочих мест: от производственных до офисных . Проводить её нужно и у совместителей, и у работников, которых перевели на неполный рабочий день или неделю.
СОУТ не проводят:
- на рабочих местах надомников и дистанционных работников, даже если с ними заключён трудовой договор (ч. 3 ст. 3 закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 );
- на местах, где выполняют работу исполнители по договорам ГПХ, так как СОУТ касается только трудовых отношений;
- на вакантных рабочих местах, то есть куда ещё не приняли работников. При СОУТ изучают вредные и опасные производственные факторы непосредственно в процессе работы и учитывают оборудование и материалы, которые применяет работник. Поэтому оценивать конкретное рабочее место нужно, когда там есть кому работать;
- по рабочему месту ИП. Он не может сам с собой заключать трудовой договор, назначать себе должность и по трудовому законодательству его деятельность не считается работой. Если у ИП нет работников, заключивших с ним трудовой договор, проводить СОУТ не нужно.
Спецоценку не придётся проводить на всех аналогичных рабочих местах — тех, которые соответствуют условиям из ч. 6 ст. 9 закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 : расположены в таком же помещении, одинаково оснащены, работники на них выполняют те же работы в одном режиме времени.
В этом случае можно оценить только 20% от общего числа таких мест, но не менее двух. Какие рабочие места отнести к аналогичным, решает эксперт специализированной организации, которая проводит СОУТ.
Отчётность в ИФНС, ПФР и ФСС в 2022 году
практическое пособие для работодателя
Получите бесплатно 62 страницы экспертного контента!
Оставьте заявку в форме ниже, и мы вышлем вам запись.
Проводить ли СОУТ, если в ООО только директор — единственный учредитель
Согласно ст. 274 гл. 43 ТК директор — тоже работник организации, на которого распространяются нормы трудового законодательства, в том числе право на спецоценку условий труда на своём рабочем месте.
Согласно ч. 2 ст. 273 гл. 43 ТК положения главы 43 ТК не распространяются на руководителя — единственного участника ( учредителя ). То есть СОУТ по нему не проводят.
На своём официальном сайте трудовая инспекция иногда даёт ответы, что спецоценку по директору — единственному учредителю не проводят только в случаях, когда он дистанционщик или надомник .
Однако его рабочее место не может считаться дистанционным. Организация должна регистрироваться по месту, где находится её постоянно действующий исполнительный орган — руководитель. Если директор — единственный учредитель работает из дома, там же должен быть адрес государственной регистрации ООО. Дистанцироваться от него нельзя.
В других ответах трудовой инспекции говорится, что для директора — единственного учредителя СОУТ не обязателен .
Сроки проведения СОУТ
Работодатели обязаны проводить СОУТ не реже, чем раз в пять лет . Срок отсчитывают со дня внесения информации о прошлой СОУТ в федеральную систему учёта результатов СОУТ.
Новые организации и ИП проводят первую спецоценку в течение 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию рабочих мест, то есть с момента, с которого работник приступил к работе.
Результаты спецоценки действуют до тех пор, пока на проверенных рабочих местах не поменяются условия труда. Тогда провести её нужно ещё до истечения пяти лет.
Ситуации, когда СОУТ проводят досрочно — в течение 12 месяцев со дня таких изменений:
- рабочее место переместили в другое помещение, например, в новый офис;
- рабочее место изменили так, что это существенно повлияло на производственный процесс и на уровень воздействия вредных и опасных факторов — например, установили другое оборудование, заменили материалы, поменяли защитные средства работников;
- организовали новое рабочее место и работник приступил на нём к своим обязанностям.
Бывает, что внеплановую спецоценку нужно провести ещё раньше — в течение шести месяцев с даты таких событий:
- работодатель получил предписание от инспекции по труду (ГИТ) из-за того, что были нарушения в прошлой спецоценке или в охране труда;
- на рабочем месте произошёл несчастный случай на производстве, причём не по вине третьих лиц;
- у работника обнаружили профзаболевание, которое появилось из-за воздействия вредных и опасных производственных факторов.
Моё дело Бюро
Справочно-правовая система для бухгалтеров, юристов, кадровиков и профессиональный консалтинг
Как провести СОУТ
1. Создайте комиссию по проведению СОУТ
До начала СОУТ нужно создать комиссию, которая будет в ней участвовать. Состав участников утверждают приказом руководителя. Количество членов комиссии должно быть нечётным ( п. 1 ст. 9 гл. 2 закона № 426-ФЗ ).
В комиссию нужно включить специалиста по охране труда или того, кто выполняет его функции. Такой специалист должен быть у всех работодателей, включая малые и микропредприятия, так как они обязаны вести работу по охране труда. В зависимости от численности работников, организовать её можно по-разному:
- более 50 человек — нужно создать отдельную службу из штата специалистов во главе с руководителем (начальником) или вместо этого назначить кого-то на должность специалиста по охране труда;
- 50 человек и менее — есть варианты: обязанности по охране труда может взять на себя сам работодатель, поручить эту работу штатному сотруднику или передать на аутсорсинг.
Кроме специалиста по охране труда, в комиссию по проведению СОУТ включают кадровиков, юристов, бухгалтеров и других работников, а также представителей профсоюза ( если есть ). Председателем может стать сам работодатель ( директор или ИП ) или его представитель.
Приказ о проведении СОУТ и создании комиссии составляют в свободной форме. В нём прописывают:
- сроки проведения СОУТ;
- ФИО и должности членов комиссии и её председателя;
- поручение комиссии утвердить перечень рабочих мест и разработать график этапов СОУТ.
С приказом нужно ознакомить всех членов комиссии под подпись.
2. Заключите договор со специализированной организацией
Для проведения СОУТ нужно пригласить независимую специализированную фирму и заключить с ней договор ГПХ.
Она должна быть аккредитованной и соответствовать требованиям ст. 19 Закона № 426-ФЗ от 28.12.2013, в частности:
- основной вид её деятельности — проведение специальной оценки условий труда;
- не менее пяти сертифицированных экспертов в штате, в том числе как минимум один из них с высшим образованием по специальности «Общая гигиена», «Гигиена труда» или «Санитарно-гигиенические лабораторные исследования»;
- одно из её структурных подразделений — аккредитованная испытательная лаборатория.
СОУТ — это платная услуга . Стоимость складывается из количества рабочих мест, специфики оборудования, количества вредных и опасных факторов, которые нужно оценить. Стоит запросить коммерческие предложения в разных организациях, чтобы сравнить цены и выбрать подходящую.
3. Получите иднетификатор
До начала работы, но не позднее чем через пять рабочих дней со дня заключения договора, специализированная организация должна получить идентификационный номер предстоящей спецоценки. Его автоматически присваивает ФГИС СОУТ — федеральная государственная информационная система учёта результатов СОУТ.
Организация сообщает этот номер работодателю тоже до начала спецоценки — направляет уведомление заказным письмом или электронным документом, подписанным УКЭП.
4. Предоставьте экспертам информацию
В ходе СОУТ работодатель обязан предоставить по запросу специализированной организации документы, которые характеризуют условия труда на рабочих местах, например:
- технологическую документацию;
- список оборудования, материалов и сертификаты на них;
- штатное расписание;
- должностные инструкции.
5. Утвердите отчёт о результатах СОУТ
По итогам СОУТ специализированная организация составляет отчёт — документ с информацией об условиях труда на каждом проверенном рабочем месте. Он будет храниться у работодателя.
На титульном листе указывают идентификационный номер СОУТ. В отчёт входят:
- сведения об организации, проводящей СОУТ;
- перечень рабочих мест с информацией о том, какие вредные и опасные факторы на них исследовали;
- карты СОУТ по форме из приложения № 3 — оформляют отдельно на каждое рабочее место, указывают должность и СНИЛС работника, вредные факторы с их оценкой, льготы и компенсации, положенные работающему;
- протоколы исследований и измерений вредных факторов (если есть);
- протокол оценки эффективности средств индивидуальной защиты (СИЗ) — если СОУТ проводили, чтобы снизить уже присвоенный класс или подкласс условий труда;
- сводная ведомость результатов спецоценки;
- перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда, если были выявлены вредные условия труда;
- заключение эксперта организации, проводящей СОУТ.
К отчёту могут быть приложены письменные замечания и возражения работника по результату спецоценки на его рабочем месте, если они у него были.
Если кто-то из комиссии не согласен с выводами экспертов, то может письменно изложить мотивированное особое мнение. Его прикладывают к отчёту о СОУТ. Несогласные могут затем подать заявление в трудовую инспекцию и запросить у неё экспертизу качества проведённой спецоценки, а также обжаловать результаты СОУТ в судебном порядке. Работодатель может подать жалобу в трудовую инспекцию на действия или бездействия специализированной организации.
Не позднее 30 календарных дней со дня, когда специализированная организация отправила отчёт работодателю, его подписывают все члены комиссии и утверждает председатель. После утверждения отчёта работодатель обязан в течение трёх рабочих дней:
- Уведомить специализированную организацию о том, что документ подписан. Сделать это можно любым удобным способом, но таким, чтобы осталось подтверждение, что уведомление отправлено.
- Копию утверждённого отчёта о СОУТ направить в адрес специализированной организации — почтовым отправлением с уведомлением о вручении или электронно по защищённым каналам связи, подписав её УКЭП.
Моё дело Бюро
Справочно-правовая система для бухгалтеров, юристов, кадровиков и профессиональный консалтинг
Что сделать после СОУТ
После утверждения отчёта у работодателя есть ещё несколько обязанностей, связанные со спецоценкой.
1. Получите уведомление о внесении данных во ФГИС СОУТ
Специализированная организация в течение 10 рабочих дней с даты утверждения отчёта вносит результаты спецоценки в информационную систему учёта от Минтруда — ФГИС СОУТ. После этого в течение трёх рабочих дней сообщает работодателю о том, что информация о СОУТ зарегистрирована в системе.
Уведомление отправляют в бумажном виде заказным письмом или в электронном, подписанном УКЭП. К нему прикладывают копии подтверждающих документов ( ч. 3 ст. 18 закона № 426-ФЗ ). Результаты спецоценки действуют с даты внесения их во ФГИС СОУТ.
2. Ознакомьте работников с результатами СОУТ
В течение 30 календарных дней после утверждения отчёта работникам нужно подписать карты спецоценки по своим рабочим местам. В этот срок не включают периоды, когда работник болеет, находится в отпуске или командировке.
Новых работников информируют о результатах спецоценки условий труда и об имеющихся опасных или вредных производственных факторах при вводных инструктажах.
Образец карты спецоценки
3. Разместите информацию на своём сайте
Если у организации или ИП есть официальный сайт, нужно разместить на нём сводную информацию о результатах СОУТ:
- какие классы, подклассы и степени условий труда установлены на рабочих местах;
- перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.
Сделать это нужно не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчёта. Если сайта нет, информацию нигде не публикуют.
4. Сдайте декларацию в трудовую инспекцию
Не позднее 30 рабочих дней со дня внесения сведений о результатах спецоценки во ФГИС СОУТ работодателю нужно подать декларацию соответствия условий труда.
Декларацию подают в трудовую инспекцию по месту нахождения работодателя или по месту нахождения его филиала, представительства по рабочим местам, на которых:
- не выявили вредные или опасные факторы;
- условия труда признали оптимальными или допустимыми.
Сдать декларацию можно любым способом — лично, отправить почтой с описью вложения и уведомлением о вручении или заполнить форму на сайте Роструда , подписать её КЭП и отправить дистанционно.
5. Внесите изменения в кадровые документы
Если по итогам СОУТ выявлены рабочие места с вредными или опасными условиями труда, занятым на них работникам нужно предоставить гарантии и компенсации , предусмотренные законодательством.
Это может быть доплата к зарплате, сокращённое рабочее время, дополнительный отпуск, уплата страховых пенсионных взносов по доптарифам, выдача молока, обязательные медосмотры.
Если были выявлены улучшения условий труда по сравнению с предыдущей спецоценкой, класс или подкласса понизится и список льгот работнику может уменьшиться.
Во всех случаях нужно изменить кадровые документы:
- трудовой договор — если его положения поменялись, например, добавились льготы за вредную или опасную работу или они, наоборот, отменились;
- правила внутреннего трудового распорядка — если у кого-то из работников будет другой режим работы, например, ему установили сокращённое рабочее время;
- график отпусков — если вредникам нужно предоставить ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска;
- список работников, обязанных проходить периодические медосмотры — если по итогам СОУТ его нужно дополнить.
Также нужно проанализировать тексты других локальных нормативных актов и при необходимости их изменить. Точные сроки изменений кадровых документов по итогам СОУТ не установлены, но лучше с этим не затягивать.
6. Обновите информацию о СОУТ в отчётё 4-ФСС
Для информации о спецоценке предназначена таблица 5 формы 4-ФСС. Сведения в этой таблице приводят по состоянию на 1 января отчётного года и в течение всего календарного года они не меняются.
Что будет, если не провести СОУТ
Соблюдение работодателем требований законов о проведении спецоценки контролирует государственная инспекция труда (ГИТ). Она может проводить проверки:
- плановые — планы проверок ежегодно публикуют на своём сайте местная трудовая инспекция;
- внеплановые — по жалобам работников или если у инспекции есть информация о нарушениях, например, когда компания не провела СОУТ в положенный срок.
Проверки ГИТ бывают документарные — инспекторы запрашивают документы и проверяют их у себя в кабинете и выездные, когда проверяющие приезжают на предприятие. Проверять могут соблюдение трудового законодательства в целом и отдельные вопросы, например, спецоценку условий труда: как она проходила, выполняет ли работодатель мероприятия, установленные по её результатам.
Если работодатель не провёл СОУТ или нарушил её порядок, ему грозят штрафы по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП :
- от 5 тыс. до 10 тыс. руб . — на должностное лицо организации (например, директора), но штраф могут заменить на предупреждение;
- от 5 тыс. до 10 тыс. руб . — на ИП;
- от 60 тыс. до 80 тыс. руб . — на саму организацию.
После проверки работодатель получит от трудовой инспекции предписание об устранении нарушений. Его нужно выполнить в указанный срок, иначе добавятся штрафы по ч. 1 ст. 19.5 КоАП :
- от 10 тыс. до 20 тыс. руб . — на организацию;
- от 1 тыс. до 2 тыс. руб . — на должностное лицо или ИП.
Моё дело Бюро
Справочно-правовая система для бухгалтеров, юристов, кадровиков и профессиональный консалтинг