Mars & Beyond
“You want to wake up in the morning and think the future is going to be great — and that’s what being a spacefaring civilization is all about. It’s about believing in the future and thinking that the future will be better than the past. And I can’t think of anything more exciting than going out there and being among the stars.”
Why Mars?
At an average distance of 140 million miles, Mars is one of Earth’s closest habitable neighbors. Mars is about half again as far from the Sun as Earth is, so it still has decent sunlight. It is a little cold, but we can warm it up. Its atmosphere is primarily CO2 with some nitrogen and argon and a few other trace elements, which means that we can grow plants on Mars just by compressing the atmosphere. Gravity on Mars is about 38% of that of Earth, so you would be able to lift heavy things and bound around. Furthermore, the day is remarkably close to that of Earth.
Илон Маск, давай на Марс: самая большая ракета в истории человечества готовится к первому полёту
О новом этапе в своей космической эпопее заявил Илон Маск: «Старшип» собран и готов к пуску на следующей неделе в ожидании одобрения регулирующих органов».
На частном космодроме компании SpaceX в Техасе полностью собрали ракету-носитель «Старшип». Это самая большая ракета, когда-либо созданная человечеством — её длина с первой ступенью и головной частью в виде космического корабля составляет 120 метров! Это как здание в 40 этажей.
На днях начали ходить слухи, что «Старшип» впервые полетит 10 апреля 2023 года. Но скорее всего, первой датой пуска циклопической ракеты, скорее всего, станет уже 17 апреля. Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) опубликовало 6 апреля свой информационный план операций — именно 17 апреля открыли первое окно запуска для SpaceX. С трудом верится, что «Старшип» стартует именно в этот день — компании Илона Маска предстоит получить ещё кучу разрешений и собрать огромную кипу документов для первого орбитального запуска. Если условия не позволят ракете стартовать 17 числа, то FAA предоставило и резервные даты с 18 по 21 апреля.
ЗАЧЕМ НУЖЕН ЭТОТ «ШИП»
Как известно, Маск одержим полётами на Марс. Именно для них и была сконструирована сверхтяжёлая ракета-носитель «Старшип» (англ. Starship — звездолёт, звёздный корабль, прим. Ред.). Сама система состоит из двух частей — первой ступени многоразового использования под названием Heavy Booster («Тяжёлый ускоритель») и многоразового космического корабля-ракеты «Старшип». В многоразовом варианте ракета-носитель может доставлять на орбиту до 150 тонн полезной нагрузки, в одноразовом — до 250 тонн. В отличие от существующих сейчас космических кораблей на троих—четверых человек, «Старшип» предназначен для перевозки 100 пассажиров за раз, как это делает коммерческий самолёт между двумя земными городами.
Если вывести «Старшип» на орбиту Земли, а потом отправить к нему вторым пуском такой же гигантский заправщик, то «Старшип» способен долететь до Луны и Марса. Причём, в лунном варианте этот корабль смог бы «прилуниться», осторожно опуститься на бок и стать полноценной лунной базой.
Министерство обороны США параллельно исследуют возможность использования «Старшипа» как грузовика Земля—Земля. Предполагается, что ракета Илона Маска сможет стартовать с солдатами, техникой и прочими грузами, чтобы примерно через час—полтора приземлиться в любой точке планеты. Эдакий молниеносный план с «космическими десантниками». Остаётся только вопрос с площадкой для посадки такой штурмовой ракеты и ответными мерами ПВО страны, где «сюрприз» пожелает приземлиться.
Как только передовая и исключительно американская технология начнет распространяться, США придётся столкнуться с её последствиями. Что помешает другим странам сделать то же самое, и как в США отнесутся к этому?», — считает Уильям Хартунг, старший научный сотрудник Института Куинси, специализирующийся на военной промышленности и оборонном бюджете США.
Всё новое — хорошо забытое старое. Желание американских военных создать свой корпус «Ракетных коммандос» витало ещё в 1950-х годах. Бывший нацистский ракетчик Вернер фон Браун, возглавивший после Войны американскую космическую программу, мечтал о транспортировке войск с помощью ракет. Заодно он мечтал и об орбитальных станциях с ядерными боеголовками на борту. Кстати, в 1960-х гг. эта идея активно прорабатывалась. Оборонный подрядчик Douglas Aircraft представил Проект «Итака» — космический корабль, доставляющий 1200 солдат к месту назначения за час.
ТАК КОГДА НА МАРС?
Если «Старшип» успешно стартует 17 апреля, то во время полёта компания SpaceX полностью отработает все стадии орбитального полёта этой многоразовой системы:
— примерно через 170 секунд после старта первая ступень Heavy Booster отделится и начнёт выполнять возврат — ступень должна приземлиться в Мексиканском заливе примерно в 32 км от берега;
— после отделения от первой ступени включатся двигатели космического корабля-ракеты «Старшип» (да, и система в целом называется «Старшип», и корабль отдельно называется «Старшип»), которые выведут аппарат на орбиту;
— после почти полного витка вокруг Земли корабль начнёт свой спуск в атмосфере, чтобы приводниться к северу от Гавайев примерно через 90 минут после старта.
Маск обнародовал свои планы насчёт этой ракеты ещё в 2018 году. Изначально она называлась как ещё одна ракета-носитель из его семейства космической техники — Big Falcon (по аналогии с Falcon 1, Falcon 9 и Falcon Heavy). В то время он планировал облететь на этом корабле-ракете вокруг Луны к 2023 году, потом произвести высадку туристов на Луну, а потом уже и на Марс лететь. Но, как мы видим, 2023 год уже наступил, а «Старшип» ещё ни разу не летал на орбиту. Судя по текущему графику, если суборбитальные и орбитальные испытания пройдут успешно, SpaceX доставит астронавтов на Луну в 2025 году — NASA заявляет «Старшип» как резервный план, если с программой «Артемида» будут задержки.
Ну а для начала «Старшипу» нужно удачно стартовать.
Читайте также
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО "ИД "Комсомольская правда". ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Илон Маск заявил о возможном пуске ракеты к Марсу в 2024 году
Основатель SpaceX Илон Маск заявил, что созданная космической компанией ракета Starship в 2024 году может отправиться к Марсу. Об этом предприниматель рассказал в ходе видеоконференции Mars Society Convention 2020.
«Я думаю, у нас есть неплохой шанс использовать второе стартовое окно для полета на Марс», — сказал Маск в беседе с основателем Mars Society Робертом Зубриным. Стартовое окно (то есть оптимальные условия для полета на другую планету с минимальным расходом топлива) для запуска ракеты к Марсу появляется каждые 26 месяцев. В 2020 году миссии к Марсу отправили США, Китай и ОАЭ, следующее окно откроется в 2022 году, Маск планирует запуск Starship на второе стартовое окно, которое появится через четыре года, объясняет Space.com. К Марсу ракета Илона Маска полетит без экипажа.
SpaceX Starship — многоразовая ракета и космический корабль, который в настоящее время разрабатывается на предприятии компании в Южном Техасе, пишет издание. Компания Маска также планирует использовать эту ракету для полетов на Луну и суборбитальных полетов в любую точку Земли. По информации на сайте SpaceX, ракета способна перевозить более 100 тонн груза и около 100 человек.
На конференции Маск также сообщил, что в следующем году Starship с вероятностью 80-90% отправится на орбиту, а в 2022 году она будет готова к испытаниям орбитальной дозаправки. Впрочем, предприниматель отметил, что все названные им даты «очевидно, являются лишь предположениями» и могут измениться.
В мае этого года SpaceX впервые запустила корабль c астронавтами к Международной космической станции. Летевшие на нем астронавты NASA Боб Бенкен и Даг Харли провели на МКС два месяца.
Илон Маск назвал дату высадки на Марс. Как будет проходить колонизация Красной планеты?
16 марта основатель SpaceX и Tesla Илон Маск косвенно подтвердил планы своей корпорации на скорую колонизацию Марса. Предприниматель прокомментировал мем в Twitter, касающийся первой высадки человека на Красную планету. Маск был лаконичен: «2029». Таким образом популяризатор межпланетных путешествий обозначил сроки начала возможной марсианской экспедиции.
Глава SpaceX не в первый раз дает прогнозы относительно покорения другой планеты. Причем сроки высадки человека на Марс постоянно сдвигались. В 2016 году он обещал, что если все пойдет по плану, то его корпорация сможет доставить первых землян на Марс в 2024 или 2025 году. В 2020 году Илон Маск говорил, что у него есть амбиции построить тысячу космических кораблей за десять лет, чтобы к 2050 году переселить на планету миллион человек. Первый пуск был запланирован на 2026 год. Последний прогноз был дан бизнесменом совсем недавно в интервью журналу Time, который признал его человеком года. «Я удивлюсь, если через пять лет мы не приземлимся на Марсе», — заявил журналистам Маск.
Успешный полет на Марс совершит революцию в космической отрасли, а также, в теории, поможет решить проблему перенаселения на Земле. Освоение Красной планеты даст толчок развитию науки, позволит обнаружить и открыть новые элементы, материалы, полезные ископаемые, существенно расширит ареал обитания человека. Если считать, что именно компания Маска будет в авангарде колонизации, то сейчас частичное переселение людей тормозят технические проблемы и бюрократические трудности.
Планы по полету на Марс связаны с кораблем Starship, которым заинтересовались в Федеральном авиационном управлении (FAA) США. 9 декабря 2020 года корабль взорвался при контакте со стартовой площадкой — уже после возвращения с орбиты. Несмотря на инцидент, Илон Маск назвал тест успешным. Полностью многоразовая транспортная система Starship должна совершить первый орбитальный полет в 2022 году. Предприниматель не только надеется на исправность оборудования, но и ждет разрешения от властей. «Последняя проблема Маска — не техническая, а нормативная», — прокомментировал ситуацию эксперт по космической политике Рэнд Симберг.
В ноябре Маск обозначил проблемы с работающими на метане и кислороде двигателями Raptor, которые обеспечивают полет Starship. По словам предпринимателя, компания столкнулась с серьезным производственным кризисом: из-за «катастрофы» бизнесмену даже пришлось пожертвовать отпуском на День благодарения. «Мы столкнемся с реальным риском банкротства, если не сможем достичь частоты полетов Starship не реже одного раза в две недели в следующем году», — говорил Маск подчиненным. По мнению главы SpaceX, корпорация должна производить от 800 до 1000 двигателей в год. Проблемы с производством Raptor могут затормозить выпуск Starship — дефицит последних грозит срывом контрактов и снижением доходов от государства и частных клиентов.
Илон Маск в центре управления SpaceX
Кадр: Saturday Night Live / YouTube
В SpaceX объясняют, что Марс считается самым удобным соседом Земли в плане его заселения. Планета находится от нас на расстоянии около 225,3 миллиона километров, комфортное расположение позволяет получать необходимое для жизни количество солнечного света. Атмосфера Марса насыщена углекислым газом, азотом, аргоном и некоторыми другими микроэлементами, что в теории позволяет засадить планету полезными культурами. Представители SpaceX сообщают, что на Марсе «немного холодно, но мы сможем согреться». Гравитация на планете в 2,6 раза слабее земной, что позволяет без усилий поднимать тяжелые предметы. С точки зрения продолжительности светового дня эта планета тоже подходит — сутки здесь длятся 24 часа и 37 минут.
Недостатки идеи колонизации Марса — вероятно, как и в случае всех амбициозных проектов — слишком существенны, чтобы их игнорировать. Причем специалисты даже не учитывают, что ранее в своей истории человек никогда не предпринимал попытки отдалиться на такое гигантское расстояние от своей колыбели. Также если отбросить в сторону конкретные проблемы SpaceX, то Марс кажется ученым чрезвычайно опасным местом, чтобы рассматривать его в качестве резервного места обитания. «Люди даже не пытались жить в Антарктиде или под земными морями, которые гораздо менее опасны для человека, чем космос, так зачем им стремиться жить на другой планете?» — задается вопросом канадский ученый Джордж Дворский.
Илон Маск часто говорит о том, что Марс примет землян в том случае, если их родная планета станет непригодной для жизни. Также предприниматель огорчен, что за 50 лет изучения человечество так и не освоило ближайший спутник — Луну. «Колонизация кажется бегством от проблем, которые мы здесь создали», — не согласен с его тезисом доктор философии Джон Трафаган. Джон Логсдон, основатель Института космической политики, напоминает о более насущных проблемах: «Чем люди будут там заниматься, чтобы зарабатывать себе на жизнь? Что станет основой марсианской экономики?»
Демонстрационный ролик SpaceX, который показывает колонизацию Марса
Кадр: CNET Highlights / YouTube
Если предположить, что полет на Марс в 2029 году сорвется, то через семь лет SpaceX, очевидно, будет ближе к первому старту, чем сейчас — по крайней мере, теоретически. В корпорации уже разработали план полетов, согласно которому корабли американской корпорации будут непрерывно курсировать между Землей и Красной планетой. В SpaceX полагают, что основным перевозчиком людей на Марс окажется Starship — многоразовая двухступенчатая сверхтяжелая ракета-носитель, способная за один раз переносить десятки тонн груза. По оценке Илона Маска, грузоподъемность ракеты позволит снизить стоимость полета до десятков миллионов долларов, что очень дешево относительно современных расценок на космические запуски. После старта и выхода на низкую околоземную орбиту запасы топлива ракеты будут пополнены с помощью заправщика, который затем вернется на Землю.
Инженеры SpaceX оценивают длительность полета в одну сторону в полгода. После приземления Starship можно будет заправить с помощью марсианских запасов, а затем отправить обратно — для следующей экспедиции. Чтобы основать на планете колонию, человечеству, по оценке Илона Маска, потребуется около одного миллиона тонн материалов. В связи с этим на первом этапе освоения корабли его корпорации должны будут курсировать между Землей и Марсом непрерывно. «Я не могу представить себе ничего более захватывающего, чем отправиться в космос и оказаться среди звезд», — говорил Илон Маск. Футурологи считают, что если корпорация SpaceX не справится с трудностями при производстве кораблей и не решит другие насущные проблемы, полеты на Марс останутся предметом научной фантастики. Пока человечество удерживает на Земле нечто более сильное, чем гравитация.