Формула уровня безработицы
В соответствии со стандартами Международной организации труда (МОТ) к безработным гражданам можно отнести лиц в возрасте, который установлендля измерения экономической активности населения. Эти лица должны удовлетворять следующим условиям:
- не иметь работы (занятия, приносящего доход);
- заниматься поиском работы, т.е. обращаться в государственную (частную) службу занятости, использовать или помещать объявления в печати, непосредственно обращаться к администрации предприятиям (работодателям), использовать личные связи или предпринимать шаги к созданию собственного дела;
- быть готовым начать работу в течение обследуемой недели.
Также в качестве безработных учитываются обучающиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды, если данные лица занимались поиском работы и готовы приступать к ней.
Уровень безработицы представляет собой отношение численности безработных соответствующей возрастной группы к численности населения, являющегося экономически активным (определенной возрастной группы). Данный показатель рассчитывается в процентном соотношении.
Формула уровня безработицы
Формула уровня безработицы рассчитывается отношением доли безработных к общей величине рабочей силы (%):
u=U/L * 100%
Здесь u- уровень безработицы,
U – количество безработных,
L – количество занятых и безработных (рабочая сила)
Виды безработицы
Существует несколько видов безработицы, для каждого из которых расчет формулы уровня безработицы имеет свои особенности:
- Структурная безработица, являющаяся самой массовой, поскольку ее наличиесвязано с постоянными изменениями рыночного спроса на товар (если спрос падает, то и нужда в специалистах будет уменьшаться). Формула уровня безработицы для структурной безработицы выглядит так:
УБстр = Qстр / ЧРС * 100%
Здесь УБстр – уровень структурной безработицы,
Qстр — количество структурных безработных;
ЧРС — количество занятых и безработных (рабочая сила).
- Фрикционная безработица, характеризующая незанятость граждан, которые имеют определенную квалификацию. Этот тип возникает при закрытии определенных предприятий, спаде производственных мощностей. Формула уровня безработицы для данного вида:
УБфр = Q / ЧРС * 100%
Здесь УБфр – уровень фрикционной безработицы,
Qфр — количество фрикционных безработных;
ЧРС — количество занятых и безработных (рабочая сила).
- Сезонная безработица, связанная с работой, которая носит сезонный характер. Формула уровня безработицы для сезонной безработицы:
УБсез = Q / ЧРС * 100%
Здесь УБсез – уровень сезонной безработицы,
Qсез — количество сезонных безработных;
ЧРС — количество занятых и безработных (рабочая сила).
- Циклическая безработица, связанная с экономическими циклами, постоянно проходящими в различных странах. На время снижения ВВП начинается циклическая безработица, которая характеризуется уровнем незанятой рабочей силы по причине временного сокращения производственных мощностей и освобождением их из процесса производства. Формула уровня циклической безработицы:
УБцик = Q / ЧРС * 100%
Здесь УБцик – уровень циклической безработицы,
Qцик — количество циклических безработных;
ЧРС — количество занятых и безработных (рабочая сила).
Другие показатели безработицы
Для того, что бы осуществить более глубокий анализ безработицы, не достаточно знать способы расчета по соответствующим видам безработицы.
Часто используют понятиеестественного уровня безработицы. Формула уровня безработицы:
2. Определение уровня безработицы
Определение уровня безработицы усложняется тем, что на практике трудно установить фактическую величину безработицы. Данные о количестве безработных могут быть получены в службах занятости, а также с помощью опросов, и все-таки они не дают полного представления о ситуации в сфере занятости. Так, например, человек может быть фактически безработным; работать неполный день, но если он не зарегистрирован на бирже труда, то официально не будет числиться безработным.
Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к общей численности рабочей силы, выраженное в процентах. Формула применяется для расчета как фактического, так и естественного уровня безработицы.
Уровень безработица (фактическая)
(фактической) численность рабочей силы
Рабочая сила, или экономически активное население – это часть общей численности населения, за исключением:
— лиц, которые еще не достигли трудоспособного возраста;
— тех, кто находится в специализированных учреждениях, например, в исправительных заведениях;
— лиц, «выбывших из состава рабочей силы», то есть тех, кто потенциально имеет возможность работать, но по какой-либо причине не работающих и не ищущих работу (пенсионеры; учащиеся дневных отделений колледжей и вузов; лица, прекратившие по какой-либо причине поиски работы).
Рабочая сила может быть рассчитана как сумма:
общее число безработных + общее число наемных занятых + число самостоятельно занятых + число лиц в вооруженных силах (в США вооруженные силы в расчет рабочей силы не включаются). В России студенты и армия входят в состав рабочей силы.
В России по данным на 2002 г. экономически активное население составило 71,7 млн. чел, численность безработных была равна 5,7 млн. чел, (в том числе в службе занятости было зарегистрировано 1,3 млн. чел), уровень безработицы составил 8% = (5,7:71,7) * 100.
Реальный объем национального производства и безработица. Известный исследователь в области макроэкономики Артур Оукен (1928-1980) установил важную количественную взаимосвязь между экономической активностью и безработицей. Ее суть в следующем. Ежегодный прирост реального ВНП на уровне примерно 2,7% удерживает процент безработицы на постоянном уровне. Каждые дополнительные 2% прироста реального ВНП уменьшают уровень безработицы на 1%. Аналогичным образом каждое дополнительное сокращение темпов прироста ВНП на 2% сопровождается ростом безработицы на 1%.
Эта взаимосвязь включает две части:
1. Определенная величина роста ВНП необходима, чтобы не дать увеличиться уровню безработицы. Численность рабочей силы ежегодно возрастает, и ее использование становится более производительным. По этим причинам от 2,5 до 3% ежегодного прироста реального ВНП необходимо для создания новых рабочих мест, способных удержать безработицу на прежнем уровне.
2. Более быстрый рост сокращает безработицу, тогда как относительное падение темпов роста увеличивает долю безработных. Если темп прироста увеличился с 3% до 5%, то доля безработных падает примерно на 1%. Эта зависимость (правило 2:1) является особенно важной, поскольку указывает, каким должен быть экономический рост, чтобы решить проблему безработицы.
Предположим, что уровень безработицы равен 8%, а задача правительства – снизить безработицу до 6%. Для этого необходимо обеспечить такой экономический рост, чтобы, во-первых, не допустить увеличения безработицы и, во-вторых, добиться ее сокращения на 2процента. На основе вышесказанного, темп прироста ВНП должен составить 6,7%. Из них 2,7% необходимо, чтобы удержать процент безработицы на прежнем уровне, и еще 4% для того, чтобы сократить безработицу на 2%.
Социальные и экономические издержки безработицы. Закон А. Оукена. Циклическая безработица сопровождается тяжелыми социальными издержками как для безработных и их семей, так и для общества. Это потеря квалификации работниками; потеря самоуважения; упадок моральных устоев; распад семьи; общественные и политические беспорядки. История показывает, что массовая безработица иногда приводит к радикальным политическим переменам, в том числе к установлению и общественной поддержке тоталитарных режимов.
Экономические издержки безработицы проявляются в отставании фактического объема ВНП от потенциального. Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто может и хочет работать, потенциальное производство товаров становится недостижимо. Экономика производит меньший объем товаров и услуг, чем это было бы возможно в условиях полной занятости. Отношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП выражает закон Оукена: если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень безработицы на 1%, то отставание объема ВНП составляет 2,5 %. Это соотношение определено эмпирически, поэтому в разных странах и в разные периоды времени оно может быть различным.
Закон Оукена можно записать в виде формулы:
(Y* — Y)/ Y = — β (u – u*),
где Y* — потенциальный ВНП;
Y – фактический ВНП;
(Y* — Y)/ Y – отклонение ВНП от потенциального, выраженное в процентах;
u – фактический уровень безработицы;
u* — естественный уровень безработицы;
β – коэффициент Оукена в абсолютном выражении.
Предположим, естественный уровень безработицы составляет 6%, фактический – 8%, коэффициент Оукена β равен 2,5. Фактический уровень ВНП равен 8000 дол. Требуется определить отставание ВНП от потенциального и величину потенциального ВНП.
Решение. Отставание фактического ВНП от потенциального составит (8% — 6%) * (-2,5) = — 5%, то есть Y* — Y / Y = — 5%.
Подставим в эту формулу значение фактического ВНП и найдем потенциальный ВНП:
Безработица
Безработица — экономическое явление, при котором люди, готовые и способные работать, не могут найти работу. В экономическом контексте безработица — состояние рынка труда, когда на нем есть свободные ресурсы, но при этом не хватает спроса на труд со стороны работодателей.
Безработица может иметь множество причин, включая конъюнктуру рынка, экономический кризис, технологические изменения, низкую квалификацию работников, дискриминацию.
— Функциональная безработица означает процесс смены работы работниками.
— Структурная безработица фиксирует следствие влияния научно-технического прогресса и неравномерного экономического развития отдельных регионов.
— Циклическая безработица является следствием спада производства.
Уровень безработицы определяется как процентное отношение числа безработных людей к общему числу трудоспособного населения.
Виды безработицы
Размер безработицы
Определяется как процентное отношение числа безработных людей к общему числу трудоспособного населения. Размер безработицы может определяться несколькими способами.
Суть безработицы
На рынке труда есть люди, которые готовы и желают работать, но не могут найти подходящей работы — такое состояние может иметь серьезные негативные последствия для экономики и общества в целом.
Безработица может снижать производительность экономики, поскольку люди, не имеющие работы, не могут внести свой вклад в производство товаров и услуг. Одной из главных задач государства является борьба с безработицей, например, путем создания новых рабочих мест, обучения и переквалификации работников, стимулирования экономического роста и инвестирования в инфраструктуру и социальные программы.
Выплаты по безработице — это денежные средства, которые государство предоставляет безработным людям для поддержки до тех пор, пока они не найдут новую работу. Правила выплат по безработице обычно основываются на следующих принципах:
Учет по безработице — система сбора, обработки и анализа информации о незанятых людях, которая позволяет определить размер и уровень безработицы и проводить меры по ее снижению. Обычно это:
— регистрация в центре занятости населения;
— сбор данных о безработных. Центры занятости населения и другие учреждения могут использовать различные методы для сбора информации о безработных людях, такие как опросы, интервью и анализ данных о заявителях на выплаты;
— обработка данных. Полученная информация обрабатывается и анализируется, чтобы определить характеристики безработных, такие как возраст, образование, опыт работы и другие факторы, которые могут влиять на уровень безработицы;
— предоставление статистических данных. Информация о безработных людях и уровне безработицы может быть использована для составления статистических отчетов и анализа динамики безработицы в течение определенного периода времени.
Безработица как социально-экономическое явление в РФ
Темпы экономического роста значительно влияют на благосостояние экономики любого государства. Уровень занятости населения страны является одним из основных важных показателей экономического роста, потому как его спад оказывает значительное негативное влияние на экономику. Для безработицы в России присущи достаточно разнообразные и нетипичные черты. Экономическая нестабильность в целом, мировой экономический кризис, неполноценность рыночной инфраструктуры, миграция населения страны, а также высокая численность населения в отдельных регионах страны являются основными причинами безработицы в РФ. В настоящее время уровень безработицы в России является удовлетворительным, если сравнивать с зарубежными странами, однако проблема занятости остается достаточно актуальной. Это прямо связано с демографической ситуацией в России, где доля населения пенсионного возраста очень высока (более 30% ). На сокращение количества рабочих мест оказывает влияние введение международных санкций и уход некоторых крупных иностранных компаний с российского рынка, что значительно ухудшает экономическую ситуацию. Результатом повышения уровня безработицы могут служить социальные и экономические проблемы в стране и в целом в обществе.
Безработица характеризует потери ограниченных ресурсов необходимых для производства товаров, вследствие, снижаются возможности экономического роста предприятий. От масштабов безработицы значительно зависят основные микроэкономические и макроэкономические показатели: уровень прибыли, издержек, рентабельности; уровень инфляции, реального объема ВНП, размер налоговых пополнений бюджета, уровень и качественность жизни населения. Главным требованием времени становится изучение безработицы, с одной стороны, как социально-экономическая система, воспроизводящая себя, а с другой – как элемент, воспроизводимый развитием экономики и влияющий на эффективность деятельности предприятий.
Безработица как социально экономическое явление
Сущность и причины возникновения безработицы
Безработицей называется социально-экономическое явление, во время которого определенная часть экономически активного населения не может найти себе работу и вследствие этого становится «невостребованным». Безработица может быть представлена как в широком, так и в узком смысле данного слова.
В широком смысле безработица – это недоиспользование людей способных и готовых быть использованными в качестве как трудовых (например, рабочая сила), также и нетрудовых (например, физический капитал и земля) экономических ресурсов, их обладатели активно разыскивают возможности их применения.
В узком смысле слова безработица – это недоиспользование отдельно только трудовых ресурсов (рабочей силы). Данное недоиспользование замечено, когда носители рабочей силы (рабочие), в первую очередь, работоспособны и хотят быть нанятыми на работу и в тот момент, когда они активно ищут работу или находятся в ожидании возвращения на свои предприятия.
На основании закона России «О занятости населения в Российской Федерации» безработными не могут признаваться граждане:
— которые не достигли возраста 16 лет;
— которые в соответствии с законодательством РФ получили трудовую пенсию по старости (либо получили часть трудовой пенсии по старости), досрочная также учитывается, либо пенсию, которая предусмотрена пунктом 2 статьи 32 Закона О занятости, либо пенсию по старости или пенсию за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
— которые отказались в период 10 дней со дня регистрации их данных в органах службы занятости населении в целях подбора подходящей работы от предложенных им двух вариантов подходящей работы, также включаются работы носящие временный характер, а также лица, впервые ищущие работу (ранее не работающие) и при этом не имеющие специальности – в случае регистрации двух отказов от предложенной оплачиваемой работы, не исключая работу временного характера или отказ от получения профессиональной подготовки. Гражданину не имеют право предложить одну и ту же работу (профессиональную подготовку, а также переподготовку и повышение квалификации по одной и той же специальности) дважды;
— которые не появились без уважительных причин в период 10 дней с момента их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости населения для предложения им подходящей работы, а также те, кто не появился в срок, зафиксированный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
— которые приговорены решением суда к исправительным работам, а также имеющие наказание в виде срока лишения свободы;
— которые представили документы, которые содержат заведомо ложные сведения об отсутствии заработка и работы, а также представили другие неподтвержденные данные для признания их безработными гражданами;
— лица, которые перечислены в статье 2 Закона О занятости.
Чтобы узнать какое количество безработных в стране, необходимо подразделить все население страны на группы различные по степени его трудовой активности. Чтобы это сделать, необходимо воспользоваться классификацией рабочей силы, которая применяется с 1993 года в российской статистике (в ней также применены рекомендации Международной организации труда).
Для начала все лица разделяются на две группы:
1. Население экономически неактивное – сюда включены жители страны, которые не включаются в состав рабочей силы. Здесь находятся
— учащиеся и студенты очных учебных заведений;
— пенсионеры (пенсия по старости, а также другим основаниям);
— лица, у которых нет необходимости работать (включаются независимо от имеющегося источника дохода);
— лица, которые ведут домашнее хозяйство (в том числе осуществляют уход за детьми, больными и другое.);
— лица, которые отчаялись найти работу.
2. Население экономически активное – сюда включена часть трудоспособных лиц, которая составляет рабочую силу для осуществления производства товаров и услуг.
Исходя из данной структуры, рассчитывается уровень экономической активности населения страны, так называется доля численности экономически активных людей во всей численности населения. Этот уровень подсчитывается по следующей формуле:
В свою очередь, население, являющееся экономически активным, разделяется на две группы:
1. Занятые лица, сюда включаются лица в возрасте 16 лет и старше (а также люди младших возрастов), которые:
— работают по условиям найма за определенное вознаграждение (на условиях полного или неполного графика рабочего времени);
— трудятся без оплаты труда на семейных предприятиях.
2. Безработные лица, сюда включены лица старше 16 лет, которые:
-не имеют никакой работы (занятия, приносящего доход);
-занимаются поиском подходящей работы (обращаются в службы занятости и др.);
-готовы приступить к выполнению работы;
-обучаются, имея направление от государственной службы занятости.
На основании о занятости и безработицы возможно определить уровень безработицы. Уровнем безработицы называется удельный вес численности безработного населения в численности экономически активного населения в стране. Данный уровень рассчитывается по формуле:, (1.2)где, Kбезраб – уровень безработиц; Sбезраб – численность безработного населени; Sэан – численность экономически активного населения страны
Численность безработного населения характеризуется как абсолютными, так и относительными показателями.
Абсолютная численность безработного населения определяется как одномоментный показатель на начало месяца ежемесячно. Внутри месячного цикла наблюдается динамика: на основании того, сколько безработных снято с учета, сколько трудоустроено, количество оформленных на досрочную пенсию, направленных на профессиональное обучение, количество трудоустроенных после завершения профессионального обучения. К относительным показателям относится процент безработных граждан в общей численности незанятых трудоспособных граждан, которые поставлены на учет в службах занятости, и процент граждан, получающих пособие по безработице. В процессе развития рынка труда страны и совершенствования инфраструктуры рынка, в том числе существующего законодательства, определенные критерии присвоения статуса безработного будут, конечно, меняться и больше соответствовать реальному положению вещей.
Экономическими причинами возникновения безработицы являются:
1. Высокая стоимость рабочей силы (заработная плата), которую требуют работники или профсоюз. Поведение работодателя на рынке рабочей силы рассчитывается, исходя из соотнесения затрат на приобретение рабочей силы и дохода, который работодатель получит от ее использования через определенный отрезок времени с теми расходами, которые он понесет, купив машину, заменяющую рабочую силу и того результата, который в дальнейшем принесет ему эта машина. Если такое сравнение будет в пользу машины, то предприниматель откажется от приобретения рабочей силы и отдаст свое предпочтение в пользу машины. Рабочая сила человека останется непроданной, а сам он окажется в качестве безработного. Научно-технический прогресс и увеличение технического строения производства является одной из причин безработицы в современных условиях.
2. Низкая стоимость рабочей силы (заработная плата), которая устанавливается покупателем (работодателем).В данном случае продавец (наемный работник) не соглашается продавать за почти даром свою рабочую силу и пытается найти другого покупателя. Таким образом, в течение определенного отрезка времени он может оставаться без работы и на тот момент относится к категории безработных.
3. Отсутствие стоимости, и как следствие цены рабочей силы. В любой стране всегда есть граждане, которые не могут быть привлечены в производственный процесс по причине отсутствия у них как таковой рабочей силы или наличие рабочей силы такого низкого качества, что покупатель (работодатель) просто не хочет ее приобретать. Сюда относятся бродяги, деклассированные элементы, инвалиды и другие.
Таким образом, необходимо сделать вывод, что главной причиной возникновения безработицы становится нарушение уровня равновесия на рынке рабочей силы. Это неравновесие значительно усиливается в период экономических спадов в стране, войн, стихийных бедствий.
Формы безработицы и их специфика
Безработными гражданами признаются трудоспособные лица, не имеющие никакой работы и заработка, которые являются зарегистрированными в органах службы занятости для поиска работы, граждане, которые ищут работу и готовы приступить к ней.
Существуют следующие современные формы безработицы.
Фрикционная безработица. Этот вид безработицы связан с профессиональными, возрастными, а также региональными перемещениями работников. Это участники наемного труда, которые, покинули предыдущее место работы и в данный момент находятся в процессе перехода на новое место работы. Отличительным признаком этого вида безработицы является добровольность плюс низкая продолжительность.
Структурная безработица. Данная безработица является результатом некоторых изменений в технологии, оснащенности и структуре производства, а также изменения в структуре потребительского спроса, создающая несоответствие структуры рабочих мест на предприятии и профессиональной структуры работников. Этот вид безработицы как правило носит долговременный характер, требует осуществления дополнительных затрат общества и граждан на переквалификацию, а иногда и изменение места жительства.
Циклическая безработица. Этот вид безработицы обусловлен циклическим характером воспроизводственного процесса, существующего в рыночной экономике страны. Она увеличивается в период экономического кризиса, а в условиях подъема уровня экономики снижается. Особенно увеличивается безработица в период перехода к новым технологиям и способам производства на основе всеохватывающих инноваций в области техники, технологии, в области организации производства.
Сезонная безработица. Данная безработица обуславливается сезонными колебаниями в объеме производства для некоторых отраслей: например, сельском хозяйстве, строительной отрасли, а также промыслах, в которых в течение года случаются резкие изменения спроса на труд. Уровень сезонной безработицы прогнозируется и учитывается при подписании договоров работодателя и работника.
Региональная безработица. Данная безработица появляется в результате диспропорций спроса и предложения рабочей силы на определенной территории. Данная безработица складывается под влиянием неравномерного экономического развития различных территорий, находится под воздействием демографических факторов, исторических, культурных и других специфических факторов.
Существуют предложения о выделении конверсионной и экономической безработицы в особую форму, так как они приобретают особую значимость в ходе проведения в переходный период конверсии ВПК и увеличения различных конъюнктурных колебаний.
По времени и продолжительности безработицы выделяется застойную и текучую формы. Длительность безработицы определяется промежутком времени в период между потерей места работы и трудоустройством на новое рабочее место.
Текучая форма безработицы охарактеризована увольнением работников с предприятий по инициативе администрации предприятия или собственному желанию. Причины увольнений могут быть весьма разнообразными, они носят как объективный, так и субъективный характер. Часто причиной увольнения работника по собственному желанию является финансовое состояние предприятия, размер предприятия (малое, крупное), форма собственности предприятия (например, государственное, приватизированное, выкупленное частными лицами). Коэффициент увольнения работников и доля уволенных работников в связи с сокращением значительно выше на приватизированных предприятиях, чем на частных предприятиях или государственных предприятиях.
Добровольная безработица обуславливается тем, что определенная часть рабочих выходит на трудовой рынок и становится добровольными безработными по разным причинам (с целью найти наиболее выгодную работу, где лучшие условия труда и заработной платы и др.).
Безработица подразделяется на открытую и скрытую, долгосрочную и краткосрочную. К долгосрочной безработице относят циклическую и структурную, а к краткосрочной – сезонную и фрикционную. Также в экономике страны появляются повторная (периодическая) безработица и «застойная» безработица, она учитывает лиц, которые отчаялись найти работу и, вследствие этого, окончательно выбыли из числа рабочей силы.
Скрытая безработица определяется как недобровольная и неполная занятость работающего населения. В настоящее время она также остается одним из самых угрожающих социальных явлений. Из многообразия ее негативных последствий выделяют:
а) значительное ухудшение материального положения работников, особенно в недостаточно защищенных семьях;
б) значительные метастазы предприятия (неполная загрузка предприятия приводит к простоям в работе и потерям рабочего времени, также прочих предприятий данной технологической цепочки, а также смежников);
в) долгосрочные негативные последствия для предприятий (снижение уровня квалификации работников и потерю кадрового потенциала работников, ослабление трудовой мотивации работников и дисциплины на производстве и пр.).
Скрытая безработица подразделяется на две наиболее четко выраженные разновидности:
1) «невидимая», безработица, при которой излишнее количество рабочей силы полное рабочее время находится на рабочем месте, то есть создает видимость занятости;
2) явная, безработица, при которой работник большую часть времени лишен возможности осуществлять свои функции и не находится на рабочем месте.
Первая разновидность безработицы свойственна для предприятий и производств, на которых нечетко очерчены контуры рабочего места и функции работника. Это работа в таких сферах, как например, торговля, строительство жилья, сельское хозяйство. Перенасыщенность этих отраслей рабочей силой наблюдалась и до перестроечного периода. В настоящее время она является более распространенным средством для скрытия потенциальных безработных.
Явная скрытая безработица наиболее преобладает на тех предприятиях, где фиксированы рабочие места и применяется четкое функциональное место каждого работника в производственном процессе. Сюда включается большая часть промышленных предприятий. Неявная скрытая безработица здесь наблюдается только в конторах предприятий, а также подсобных цехах и вспомогательных цехах.
Таким образом, изучая проблемы занятости населения России, при формировании структурной политики и применения решений о государственной поддержке предприятий необходимо иметь в виду следующие признаки: несомненность и неизбежность (в результате нахождения в числе незанятых); ухудшение характеристики существующего кадрового потенциала на предприятии; разрыв в цепочке «человеческой составляющей» процесса производства и критическое сокращение или выпадение некоторых ее звеньев (к примеру, инженерно-технических работников); значительное по своим объемам разбавление массы экономически-активного населения необученными, низкоквалифицированными кадрами, а также ухудшение в ряде профессий гендерных соотношений.
Взяв за основу теоретические данные можно перейти к непосредственному исследованию безработицы и ее социально-экономических последствий в России.
Анализ экономических и социальных последствий безработицы в Российской Федерации на современном этапе
Анализ уровня безработицы в России
Проведем анализ уровня безработицы в России за период времени с 2006 по 2019 год.
На рисунке показана динамика численности занятых граждан в России за период 2006-2019 годов.
На данной диаграмме особенно заметными являются два пункта: первый пункт – резкое снижение количества занятых в 2008-2009 годах. Мировой финансовый кризис привел к производственному спаду во многих экономических отраслях. В октябре 2008 года по России наблюдается волна сокращений. Основными слабыми звеньями оказались отрасли строительства, металлургии, автопром, а также кредитные и банковские организации. Второй пункт относится к росту занятых вплоть до 2015 года и дальнейшее стабильное положение, и даже уменьшение численности занятых. Объяснить такое явление можно как старением населения, так и демографической стагнацией, ее причиной является демографическая яма 1990 года.
Далее рассмотрим динамику уровня безработицы в Российской Федерации в период 2006-2019 год.
Численность работников в возрасте 15 лет и старше в январе 2019 года составила 74,9 млн. человек, из них 71,2 млн. человек классифицировались как занятые в экономической деятельности и 3,7 млн. человек – как безработные по критериям Международной Организации Труда.
По данным на диаграмме пик борьбы с безработицей в России приходится на 2009 год. В данный период правительством были определены мероприятия по борьбе с безработицей, среди мероприятий можно выделить внедрение общественных работ для неработающих граждан, выдача кредитов для открытия собственного предпринимательского дела и организация курсов для переквалификации работников. Снижение уровня безработицы в 2018 году достигает рекордной отметки в 4,8%, однако данное явление определяется сокращением количества трудоспособного населения РФ.
Уровень безработицы в январе 2019 года составляет 4,9% (без исключения сезонного фактора). Общая численность безработных граждан, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в пять раз превысила численность безработных граждан, которые зарегистрированы в органах службы занятости населения. В конце января месяца 2019 года, по данным Роструда, в органах службы занятости населения зарегистрировано на учете в качестве безработных граждан 733 тыс. человек, что на 5,8% больше, чем в декабре 2018 года и на 5,8% меньше, чем в январе 2018 года.
Проанализируем структуру безработицы в России за последние пять лет по гендерному аспекту. Для наглядности заполним таблицу, в которой данные по безработным сведем воедино, а точнее отразим долю мужчин и женщин в общей численности безработных граждан в России.
По приведенным данным в таблице, следует сделать вывод о том, что в течение пяти лет сохраняется почти неизменным соотношение безработных мужчин и женщин. Доля мужской безработицы находится на уровне между 53,4-56,6%, а женской держится в пределах 43,7- 46,6%.
Так, численность занятых граждан составила на 2019 год 1832,5 тыс.человек, что соответствует уровню занятости населения 55,8%.
В соответствии с данными об уровне безработицы населения в возрасте от 15 до 72 лет по субъектам РФ за 2019 год, можно выделить 5 субъектов с наиболее высоким уровнем безработицы, а именно: В Республике Ингушетия уровень безработицы составляет 26,8%, в Республике Тыва – 12,4%, в Чеченской Республике – 13,5%, в Республике Северная Осетия-Алания – 12,2% и в Республике Дагестан – 13%. Субъектами с самым низким уровнем безработицы, в свою очередь, являются, г. Москва с уровнем безработицы – 1,4%, г. Санкт-Петербург – 1,4%, Тюменская область – 3,0%, Московская область – 2,7%. На рисунке представлен уровень безработицы по Федеральным округам России за 2019 год.
Согласно этой диаграмме самый высокий уровень безработицы приходится на Северо-Кавказский округ с общим показателем уровня безработицы 11,1%, а в Центральном самый низкий – 2,9%. Можно сделать вывод, что в Северо-Кавказском федеральном округе наибольшие проблемы с занятостью трудоспособного населения, что напрямую влияет уровень благосостояния жителей данного субъекта.
Социальные последствия безработицы
Кроме экономических последствий, нельзя не учитывать значительные социальные и моральные последствия безработицы, также ее негативное влияние на ценности общества и жизненные интересы граждан. Вынужденная бездеятельность большой массы трудоспособного населения и каждого человека в отдельности приводит к жизненной депрессии, потере практических навыков; снижается уровень нравственности, растет преступность, ухудшается самооценка, распадаются семьи, растет социальная напряженность в обществе, все это также характеризуется ростом числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний граждан. В конечном итоге физическое здоровье общества определенно оказывается подорванным.
Из-за потери работы большинство семей оказались за чертой бедности.
Бедность – это такое экономическое состояние людей, когда они не имеют минимальных (по меркам страны) средств к существованию. Число бедных людей в России резко возросло с 1992 года и продолжает неуклонно расти в течение следующих 15 лет. Количество бедных людей изменяется вместе с переменами в экономической структуре страны. В России, по некоторым данным, число малообеспеченных семей превышает 25% от их общего числа, и в это число не входят семьи алкоголиков и наркоманов, дети которых практически живут на улицах городов. Как видно по графику на рисунке наивысший уровень бедности был зафиксирован 2000 году и составил 42,3 млн. человек, что составляет 29% от общей численности населения, а самый низкий уровень бедности в 2012 году и составил 10,7% (15,4 млн. человек).
Неустойчивая ситуация на рынке труда страны, экономические реформы, безработица, социальная незащищенность особенно в сфере молодежи влечет рост преступлений, наркомании и алкоголизма относительно молодого населения нашей страны. По данным Госкомстата численность преступлений, совершенных несовершеннолетними, неумолимо растет. В 2007г. было возбуждено 3879 тыс. уголовных дел, о преступлениях несовершеннолетних. Сюда включены как мелкие хулиганства, так и кража имущества. Но нередко, за всеми этими преступлениями находятся более взрослые люди.
Многие семьи, оказавшись на грани бедности, в связи с потерей работы, а, следовательно, единственного источника дохода, ищут средства к существованию в теневом бизнесе. Одним из таких доходов является распространение наркотических средств, а также в большей степени их распространение, среди молодежи, что негативно складывается на умственном и физическом развитии молодежи и детей. В целом, за последние 5 лет количество зарегистрированных преступлений с наркотиками не особо меняется и составляет около 200 тыс. в год. Однако, сокращается количество обвиняемых. Так в 2019 году число обвиняемых по делам о наркотиках составило 85 тыс. человек, а в 2016 году их было около 116 тыс. человек.
Социальные последствия безработицы поражают своими масштабами и своей жестокостью, влиянием, как на молодежь, так и на людей пред пенсионного возраста. Борьба с наркоманией, беспризорностью, алкоголизмом обязательно должна быть выдвинута на первый план, если в стране планируется вырастить здоровую нацию.
Мероприятия по сокращению безработицы в России
Сложная ситуация с трудоустройством молодежи возникает в результате неверных маркетинговых стратегий вузов, направленных на запросы абитуриентов, желающих удовлетворить свои амбиции без учета ситуации на рынке труда и без учета прогнозов его изменения. Ориентация на социальные стереотипы и престиж высшего образования приводит к перекосам на рынке труда, вызванным избытком одних специалистов и нехваткой других. Доля лиц с высшим образованием в общей численности экономически активного населения России достигает 23% . Только в Нидерландах, США и Норвегии этот показатель выше, чем в нашей стране. В некоторых развитых странах, таких как Испания, Япония, Канада и Великобритания, значительно меньший процент населения имеет высшее образование.
Трудности с адаптацией после окончания вуза вынуждают выпускников устраиваться на работу не по полученным специальностям, переквалифицироваться или покинуть страну. Часто молодые специалисты с высшим образованием разочаровываются в низкой зарплате и идут работать по другой специальности. Высшее образование в России является универсальным, а не специальным. Его ценность заключается не в сумме знаний, которые сейчас не востребованы, а в сумме компетенций, которые хорошо реализуются в новой экономической структуре. В России преобладает скрытая безработица, которая наиболее распространена на северо-востоке и Дальнем Востоке страны.
Ситуация усугубляется тем, что жители этих регионов ищут работу самостоятельно и не доверяют службе занятости. Многие люди из этих регионов вовлечены в криминальную сферу. Одной из главных проблем безработицы как социально-экономического явления является то, что правовая база в Российской Федерации во многом несовершенна. Это выражается в том, что в настоящее время не разработано отдельного правового акта, который бы регулировал безработицу. Одним из основных нормативных документов, используемых при изучении данного явления, является Федеральный закон «О занятости населения Российской Федерации», который дает понятие безработицы и информирует о том, кто может быть безработным.
Еще одной не менее важной проблемой безработицы является тот факт, что Россия входит в первую десятку стран с самым высоким уровнем риска, который связан со старением населения страны. По данным Bloomberg, в России на одного пенсионера приходится 2,4 работника. Исходя из среднего возраста 65 лет, на одного пенсионера приходится 5,1 работника.
В свете выявленных проблем можно предложить следующие направления реформирования сферы занятости:
— совершенствование нормативно-правовой базы занятости населения;
— реализация государственной программы стимулирования предприятий к приему на работу выпускников высших учебных заведений страны;
— совершенствование механизма учета численности безработных;
— создание современного механизма мониторинга рынка труда;
— совершенствование российского трудового законодательства;
— реализация политики занятости должна включать программы по созданию рабочих мест, которые имеют антикризисное направление;
— повышение производительности труд; — важнейшим направлением политики на рынке труда должно стать дальнейшее развитие структуры малого бизнеса.
Необходимо избегать возрастных ограничений при приеме на работу. Это касается как молодых, так и зрелых специалистов. Для борьбы с безработицей необходимо укрепить региональные службы занятости финансово, инфраструктурно, кадрово и информационно. Для борьбы с безработицей необходимо перейти на страховые принципы. Только в этом случае общество увидит, что государство заинтересовано в рациональном функционировании рынка труда.
Учитывая замедление инфляции и текущую динамику, ожидается, что реальная заработная плата в экономике в целом в 2019 году покажет рост на 3,2%. В 2018 году темпы роста достигнут пика в среднесрочной перспективе за счет целевых категорий бюджетного сектора, динамика ускорится до 4,1%. В целом реальная заработная плата в экономике в целом по базовому варианту увеличится на 10,5% в 2019 — 2020 годах.
Прогноз прожиточного минимума на 2019-2020 годы рассчитывается с учетом потребительской корзины, установленной в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2014 года № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Реальные располагаемые доходы населения уже в этом году могут показать рост на 1,3%. После ускорения темпов роста заработной платы, ожидаемого в 2018 году, реальные располагаемые доходы населения также покажут рост на 2,3% с дальнейшей стабилизацией динамики на уровне 1,1-1,2% в 2019-2020 годах. рост реальных располагаемых доходов населения может составить 6%.
В среднесрочной перспективе факторами, определяющими развитие рынка труда, станут растущие демографические ограничения, вызванные сокращением численности трудоспособного населения, что приведет к сокращению численности рабочей силы.
В этих условиях большое значение приобретает политика, направленная на привлечение определенных категорий граждан, испытывающих трудности в трудоустройстве (прежде всего молодого поколения и женщин с маленькими детьми, а также старшего поколения).
Так, в соответствии с планом мероприятий на 2018 — 2020 годы по реализации первого этапа Стратегии действий в интересах пожилых граждан в Российской Федерации до 2025 года в прогнозном периоде будут реализованы меры, направленные на стимулирование занятости пожилых граждан, такие как профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, а также развитие института наставничества. Кроме того, разработан план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2019-2020 годы. Планируется усовершенствовать механизм квотирования рабочих мест для инвалидов и контроля за трудоустройством инвалидов на квотные рабочие места, повысить эффективность работы органов службы занятости и создать условия для расширения возможностей трудоустройства инвалидов.
Прогнозный период также включает реализацию Национальной стратегии действий Российской Федерации в интересах женщин на 2019-2022 годы, которая предусматривает вовлечение женщин в предпринимательскую деятельность. Реализация этих мер в условиях сокращения численности трудоспособного населения на 3,1 млн человек (с 83,7 млн в 2018 году до 80,6 млн в 2020 году) позволит частично компенсировать потери в общей численности работников: сокращение составит около 1 млн человек (с 76,3 млн в 2018 году до 75,3 млн в 2018 году). человек в 2020 году). С учетом того, что экономический рост, как ожидается, превысит 2% в год в среднесрочной перспективе, безработица, по прогнозам, снизится с ожидаемых 5,2% в 2019 году до 4,7% в 2020 году.
Одной из социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы. Безработица влечет за собой огромные потери ее основной производительной силы, значительное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, а также значительные производственные затраты государств на выплату пособий по безработице и их трудоустройство. Безработица также наносит значительный ущерб жизненным интересам людей, мешая им реализовать свой творческий потенциал, применяя свои навыки в том виде деятельности, в котором человек может наилучшим образом проявить себя и, самое главное, резко ухудшая материальное положение семей безработных, способствуя росту заболеваемости и преступности, обостряя социальную напряженность в обществе. Таким образом, уровень безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики.
В связи с этим проблема безработицы в Российской Федерации в контексте развития рыночных отношений становится чрезвычайно актуальной. Эта проблема нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и разработке практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимально социально приемлемого уровня.
Под безработицей понимается наличие той части экономически активного населения (т. е. не пенсионеров, школьников, детей и т. д.), которая не имеет постоянного места жительства.) кто хочет работать, но не может найти работу.
Согласно Международной организации труда, безработный – это тот, кто одновременно является безработным, ищет работу и готов ее начать. Отношение числа безработных к общей численности экономически активного населения (в процентах) называется уровнем безработицы – одним из основных показателей экономического развития страны. Например, тот факт, что уровень безработицы в Зимбабве составляет около 95%, а в Либерии-85%, дает определенное понимание того, что экономика этих стран очень печальна. В России уровень безработицы составляет около 5,2%. Для поддержания уровня безработицы на низком уровне государству необходимо проводить грамотную политику, способствующую увеличению занятости населения.
В Российской Федерации для снижения уровня безработицы предлагаются следующие меры:
— ограничение выхода миграционной неквалифицированной рабочей силы на государственный рынок труда, что, в свою очередь, будет способствовать повышению уровня заработной платы и привлечению трудовых ресурсов страны в те сферы производства, в которых мигранты наиболее часто трудоустраиваются;
— развитие кадровых отделов на предприятиях. Деятельность отдела кадров должна быть направлена на подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников, что позволит избежать сокращения штатов;
— стимулирование правительства к обеспечению работодателей рабочими местами для определенных групп населения (инвалидов, молодежи);
— активное формирование и развитие служб занятости и бирж труда.
Следует отметить, что безработица является одним из важных явлений, характеризующих уровень экономического развития страны. Что касается России, то можно сказать, что динамика численности безработных в стране носит отрицательный характер, что свидетельствует о положительной тенденции по данному показателю. Стоит также отметить, что государственные органы активно участвуют в разработке программ и мер, способствующих снижению уровня безработицы.