Цена полисов ОСАГО скоро достигнет предела: страховщики предложат новые варианты
Стоимость полисов ОСАГО — переменная величина, которая зависит от множества факторов. Например, в прошлом году произошло расширение тарифного коридора. Коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев был расширен на 26 процентов, чтобы страховщики могли учитывать индивидуальные риски водителей в условиях подорожания запчастей.
Условно стоимость ОСАГО также связана с курсом доллара, ведь 75 процентов проданных полисов приходится на иномарки, а цена запчастей прямо коррелируется с курсом валюты. Справочники запчастей периодически пересматривают и учитывают этот фактор.
Стоит отметить, что у страхового рынка есть свои особенности. Например, он не так быстро реагирует на изменения, как банковский: горизонт планирования у страховщиков больше.
Если страховщики понимают, что в перспективе года будут значительные колебания стоимости восстановительного ремонта, дефицит запчастей или могут сработать любые иные факторы, то нужно уже в моменте повышать цены. Ведь при наступлении страховых случаев в течение будущего года им придется регулировать убыток уже по более высокому курсу.
С учетом текущих реалий кажется, что ОСАГО может только дорожать, в крайнем случае мы за всю историю еще ни разу не видели, чтобы полисы дешевели.
Какой предел у стоимости полиса
Стоимость полисов ОСАГО уже скоро может достичь предела. Цена на полис всегда находится в дельте, которую устанавливает ЦБ. И страховщик в зависимости от оценки риска клиента может динамически установить базовый тариф.
Сейчас верхняя планка составляет около 7,5 тысячи рублей. По нашей статистике, около 50-55 процентов полисов продается в верхних границах максимальной планки. Это значит, что большинство владельцев авто, даже клиенты с отличным КБМ (показатель безаварийного вождения), все равно вынуждены платить весомые суммы за полис.
При этом страховщики в последнее время конкурируют друг с другом не так агрессивно, как раньше. Они понимают, что наиболее приоритетно в текущих реалиях копить ресурсы, чтобы в случае убытков суметь выполнить свои обязательства перед клиентами в будущем.
Поэтому предел по стоимости ОСАГО, с точки зрения ценообразования, уже близок. Если сравнивать 2022 и 2023 годы, в прошлом году средняя цена полиса составляла 6800 рублей для водителей легковых машин (6200 за первые 6 месяцев 2022 и уже 7350 за вторые 6 месяцев 2023). В этом году средняя стоимость по итогам августа составила около 7200 рублей — пока на рынке идет фиксация.
Что будет с ОСАГО в будущем
За первые шесть месяцев 2023 года страховые компании собрали по ОСАГО 153 млрд рублей против 120 млрд рублей в 2022 году. При этом сборы выросли за счет подорожания ОСАГО: договоров больше не стало. Выплаты за период были соразмерными — 79 млрд рублей в 2023 году против 76 млрд в 2022 году.
Но это не значит, что страховщики в 2023 году обогатились — их убытки проявятся в будущем. Думаю, через полгода мы увидим, что выплаты начнут расти. Это значит, что в перспективе качество ОСАГО страдать не должно, но за эту цену клиент не получит никакой новой дополнительной ценности. Судя по отзывам, чаще всего клиенты как раз жалуются на затягивание сроков ремонта. Клиенты страховых услуг вправе ожидать, что вместе со стоимостью полиса вырастет и качество сервиса, но этого пока не происходит.
Поэтому основной фактор, который может изменить рынок ОСАГО — поиск дополнительной ценности для клиента. Среди возможных инструментов могут быть уменьшение срока ремонта или увеличение выплат, чтобы они стали больше соответствовать ущербу по заявленным случаем.
При этом именно по размеру выплат полис ОСАГО сейчас защищает водителя на 70-75 процентов от стоимости ущерба. В будущем страховщики могут решить эту проблему созданием иного продукта. Это может быть расширенное страхование с большими выплатами и более оперативным сроком ремонта. Вместе с этим такие полисы будут стоить существенно дороже, но предложат защиту ответственности уже на 100 процентов.
Подорожание ОСАГО в 2023 году: последние новости
Собственники автомобилей разных моделей активно обсуждают последние новости, связанные с подорожанием ОСАГО в 2023 году. Сейчас повышение стоимости полиса уже стало фактом, как и расширение тарифного коридора базовых ставок.
На 2023 год запланирован первый этап преобразования ОСАГО, он коснётся всех собственников автомобилей. Уже имеется информация, что введены новые коэффициенты для расчёта стоимости страховки. Их регламентирует Центральный банк РФ указанием №5000-У, зарегистрированное в Минюсте РФ №53241.
Главным образом увеличение стоимости ОСАГО в 2023 году связано с повышением таких параметров:
- Базовые страховые ставки.
- Коэффициент КБМ.
- Количество страхуемых водителей.
- Возраст автомобилистов и опыт вождения.
Для определения коэффициента бонус-малус и дальше нужно будет направлять запрос в РСА. Если водитель имеет право на получение скидки, будет выдана справка о размере КБМ.
Многих интересует вопрос: подорожала ли страховка ОСАГО в 2023 году? Ответ: да. Новые правила стали действовать с 9 января. Познакомимся с ними подробнее.
Повышение цен на ОСАГО из-за изменённой базовой ставки
Базовые ставки изменены для каждой категории транспортных средств. Они представляют собой коридор цен, страховая компания может по своему усмотрению выбрать наиболее подходящее для себя значение. Обычно организации указывают самый высокий показатель или близкий к нему.
Внимание! Страховая компания должна не только выбрать базовую ставку, после чего направить её в РСА и ЦБР. Страховщик не уполномочен самостоятельно изменять показатель, когда он будет зарегистрирован. Все действия со ставкой должны всякий раз быть зарегистрированы в РСА и ЦБР.
Старые и новые базовые ставки ОСАГО на 2023 год приведены в таблице:
Категория транспортного средства
Старый тариф, рубли
Новый тариф, рубли
Изменение базовой ставки отражает то, на сколько подорожала страховка ОСАГО. Исключением является только мототехника, автогражданка по которой теперь стоит дешевле. На другие категории ТС цена возросла.
Как на подорожание ОСАГО повлиял коэффициент КБМ
КБМ или коэффициент бонус-малус применяется к базовому тарифу для расчёта окончательной цены. Он может привести к подорожанию ОСАГО в 2023 году или к снижению его стоимости. Множитель должен быть определён для каждого водителя, который вписан в полис. Для расчёта будет использоваться самое высокое значение. Если водитель расценивается в качестве опасного, тогда по отношению к нему применяется повышающий коэффициент.
Некоторые коэффициенты были изменены. На их величину влияет, были ли страховые выплаты в предшествующих периодах. Ранее для этого использовался класс, а не показатель. Такое изменение было сделано в первый раз за 16 лет.
В соответствии с новыми правилами коэффициент КБМ будет изменяться каждый год 1 апреля. Такое изменение упростит проверку, вычисление показателя и обновление данных в базе. При расчёте коэффициента принимают во внимание аварии за предшествующий период, при этом дата покупки полиса не принципиальная. В базе данных РСА хранятся коэффициенты КБМ по каждому водителю. Информация доступна страховым компаниям, поэтому они могут использовать её для определения того, на сколько подорожает ОСАГО в 2023 году для каждого конкретного водителя.
Коэффициент возраста и стажа водителей
Повышение тарифов ОСАГО коснулось и коэффициента КВС. На него влияет возраст и опыт управления автомобилем. Раньше использовалось только четыре значения коэффициента, с 2023 года их количество было значительно увеличено.
В прошлом множитель находился в диапазоне от 1 до 1.8. Изменения затронули водителей, которые управляют транспортным средством менее 3 лет. На сегодняшний день для таких категорий автомобилистов применяются коэффициенты 1.63 и 1.87. Точное значение зависит от возраста водителя. Больше всего повышение ОСАГО в 2023 году затронуло водителей возрастом до 21 года без опыта вождения.
А вот автомобилисты возрастом старше 59 лет стали платить меньше. В прошлом для них использовался коэффициент 1, сейчас же множитель составляет 0.93. А это на 7% дешевле.
Подорожание ОСАГО в зависимости от количества водителей в полисе
В зависимости от численности автомобилистов в полисе применяется лишь 2 коэффициента:
- 1. Коэффициент используется для фиксированного количества автомобилистов, на которых распространяется действие полиса.
- 1.87. Применяется для договоров на неограниченное количество водителей.
В первом случае в полис можно вписать не больше 5 водителей. При использовании коэффициента 1.87 количество автомобилистов, на которых распространяется договор, не ограничено. Водителям достаточно иметь при себе права нужной категории.
Раньше для неограниченной страховки использовался множитель 1.8. Банк России увеличил его до 1.87. Использование коэффициента является идеальным решением для тех случаев, когда автомобилем будет управлять большое количество автомобилистов. Для юридических лиц параметр и дальше будет составлять 1.8.
Как видно, подорожание ОСАГО объясняется несколькими факторами. Зная их, можно без особых усилий избежать максимальной суммы платежа и оптимизировать свои расходы на страхование автотранспорта.
Эксперты увидели рост стоимости ОСАГО на четверть за первое полугодие
Средняя стоимость полисов ОСАГО по России в первом полугодии 2023 года увеличилась на 24% по сравнению с тем же периодом 2022 года — с 5632 руб. до 6984 руб., говорится в полученном Autonews.ru исследовании маркетплейса «Сравни», который специализируется на подборе финансовых и страховых услуг.
Заметнее всего в крупных городах стоимость увеличилась в Республике Татарстан (+31%), на втором месте — Санкт-Петербург (+30%), на третьем — Москва (+23%).
В первом полугодии 2023 года больше всего полисов ОСАГО купили владельцы Kia Rio, Hyundai Solaris, Lada Granta, Ford Focus и Lada Vesta. В 2022 году среди топ-5 марок находился Renault Logan, в 2023 году его опередила Lada Granta.
При этом в большинстве случаев россияне страхуют автомобили с мощностью 150 л.с. На втором месте — модели с мощностью 123 л.с., на третьем — 106 л.с. Средний возраст страхователя в первом полугодии 2023 года увеличился на 1,5% (до 45,3 лет) по сравнению с 2022 годом.
В Российском союзе автостраховщиков (РСА), в свою очередь, в беседе с Autonews.ru отметили, что в 2022 году также наблюдался заметный рост средней премии по ОСАГО, который, однако, оказался ниже, чем рост средней стоимости запчастей. Однако в конце 2022 — начале 2023 года произошла стабилизация цен, из-за чего средняя премия понемногу снижается, несмотря на рост средней выплаты по ОСАГО.
Так, в мае 2023 года средняя премия по ОСАГО составила 7,6 тыс. руб., что на 2% ниже, чем показатель за январь—апрель 2023 года (7,8 тыс. руб.) и на 4% ниже, чем по итогам первого квартала 2023 года (7,9 тыс. руб.).
ОСАГО подорожало в 2023 году
Согласно действующему российскому законодательству, каждый водитель обязан оформить полис обязательного страхования автогражданской ответственности — ОСАГО. Без действующего полиса управлять транспортным средством запрещено.
Стоимость страховки ежегодно пересчитывают по разным причинам: обновление законодательной базы, изменение тарифов, аккуратность вождения. Как и почему ОСАГО подорожало для автовладельцев в 2023 году, разобрался сотрудник сервиса Бробанк.
- ОСАГО: как считают стоимость страховки
- Базовые тарифы
- Коэффициенты
- Формула
- Подорожание ОСАГО в 2023 году
- Расчет полиса ОСАГО
ОСАГО: как считают стоимость страховки
ОСАГО — обязательный вид автострахования под контролем государства и Банка России. Регулирует его Федеральный закон №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Страховые компании рассчитывают стоимость страховки индивидуально для каждого водителя. Для расчета используют коридор базовых тарифов и коэффициенты, которые могут повышать или понижать изначальный тариф.
Базовые тарифы
Банк России устанавливает базовые тарифы, на которые ориентируются страховщики, и ежегодно их пересматривает. На момент написания статьи действуют значения, которые закреплены в Указании Банка России от 08.12.2021 №6007-У «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Банк России устанавливает тарифный коридор базовых ставок для разных категорий ТС
В документе указан тарифный коридор — это максимальные и минимальные значения базовой ставки страхового полиса. Он зависит от типа транспортного средства, собственника и назначения или цели использования ТС.
Коэффициенты
В приложении 2 указаны коэффициенты страховых тарифов. Всего их шесть:
- Коэффициент мощности двигателя ТС — КМ. Чем больше показатель, тем выше расчетный коэффициент.
- Территории — КТ. Водители в крупных городах чаще попадают в аварии, чем жители сельской местности, поэтому для них коэффициент выше.
- Возраст и стаж водителя — КВС. Чем моложе водитель и меньше стаж автовладельца, тем выше будет стоимость полиса. — КБМ. Определяет безаварийный стаж, чем он больше, тем выше скидка за аккуратную езду.
- Cрок использования ТС — КС. Чем меньше период использования транспорта, тем дешевле полис.
Практически все коэффициенты можно найти в Приложении от регулятора. КБМ удобно считать в сервисе от Российского Союза Автостраховщиков — РСА в разделе «Проверить КБМ».
Формула
Для расчета страховки нужно перемножить базовый тариф на все коэффициенты, которые применимы к ситуации водителя. Итоговая формула выглядит так:
БТ * КМ * КТ *КВС * КБМ * КС
Страховые компании могут по своему усмотрению учитывать и иные факторы. Например: возраст транспортного средства, его пробег, семейное положение и наличие детей у водителя, установка на автомобиле телематических устройств. Все они должны быть указаны на официальном сайте страховщика.
Подорожание ОСАГО в 2023 году
Несколько лет назад регулятор начал постепенное реформирование системы ОСАГО. Цель изменений — установление справедливой цены за страховой полис, поощрение аккуратных водителей и повышение доступности услуг страховщиков для населения.
- 13 сентября 2022 года ЦБ РФ расширил коридор базового тарифа на 26% для большинства категорий автовладельцев. Это было сделано по причине значительного подорожания автомобильных запчастей.
- 1 апреля 2023 года Банк России ввел новые классы и обновил значения коэффициента бонус-малус. Тарифы КБМ пересматривают ежегодно, и автоматически обновляют для всех водителей. Минимальный коэффициент для аккуратных водителей с безаварийным стажем 10 лет и больше составил 0,46. Для водителей с большим количеством ДТП коэффициент повышен — 3,92. Тарифы действуют до 31 марта 2024 года.
- В июне 2023 года РСА обновил справочник средней стоимости автозапчастей по стране. Этот документ используют страховщики для подсчета выплаты по ОСАГО с учетом актуальных колебаний рынка.
Данные о наличии или отсутствии ДТП по вине водителя хранятся в автоматизированной системе — АИС РСА. В ней указаны сведения о договорах ОСАГО, которые заключены с 1 января 2011 года. Их передают сами страховщики.
Если в 2022 году водитель не попадал в ДТП по своей вине, и его страховщик не выплачивал страховое возмещение пострадавшей стороне, полис ОСАГО для него окажется дешевле. Максимально возможная скидка — 54%.
А если по вине водителя были аварии со страховыми выплатами, полис ОСАГО обойдется ему дороже. Подорожание происходит за счет увеличения КБМ и удорожания запчастей.
Для сохранения класса КБМ нужно покупать полис каждый год в соответствии с п. 6 Приложения 4 к Указанию ЦБ РФ. Если водитель не покупал страховку более года, его КБМ обнуляется — ему присваивают третий класс, что соответствует коэффициенту КБМ 1,17.
Расчет полиса ОСАГО
Страховые компании рассчитывают стоимость страховки в границах коридора базовых ставок страховых тарифов. Они могут использовать как минимальное значение базового тарифа, так и максимальное.
Именно от этого, в основном, и зависит стоимость ОСАГО, потому как коэффициенты устанавливает ЦБ РФ, и на них страховщики повлиять не могут. Для экономии на страховке выбирайте компании, которые для расчета используют минимальные или усредненные тарифы.
Найти их можно с помощью сервиса «Калькулятор ОСАГО», который размещен на портале Бробанк. Введите госномер авто и получите расчетную стоимость страхования сразу в нескольких компаниях. Сравните значения и выберите тот вариант, который окажется бюджетнее.
Рассчитать стоимость ОСАГО можно самостоятельно, без обращения в офисы
Если у транспортного средства еще нет государственного номера, проведите расчет по дополнительным параметрам. Для этого укажите данные водителя и марку автомобиля. Расчет бесплатный, оформление происходит на сайте страховщика, что делает использование сервиса безопасным. Ваши личные данные сервис не хранит.