Цена на нефть. Основные факторы формирования
Цена на нефть, ее прогнозирование и особенности торговли энергоресурсами на Форекс
Нефть – один из наиболее востребованных инструментов на товарно-сырьевой и валютной биржах. Это не случайно. Цена на нефть определяет состояние отраслей промышленности и экономики государств.
«Черное золото» – эффективный инструмент стимулирования и сдерживания экономического развития.
В силу наличия множества факторов, влияющих на текущую цену нефти, работа с этим инструментом требует отслеживания намерений стран-экспортеров (ОПЕК), направлений развития экономики и отношений крупных мировых держав.
Цена нефти прямо или косвенно влияет на ценообразование товаров и услуг. Из нее получают бензин для автомобилей, топливо для ТЭЦ, лекарственные препараты, косметику, одежду и т. д.
Каждый из нас, покупая товар или услугу, определяет рыночный спрос на нефть, цена которой растет при повышенном потреблении и падает при его снижении. Свою лепту в ценообразование вносят и крупные биржевые игроки.
Роль анализа цен на нефть в торговле на Форекс
Нет необходимости в глубоком анализе, чтобы констатировать связь цен на нефть и курсов мировых валют.
Рост стоимости «черного золота» вызывает падение базовой валюты, иены и рубля, а в отношении канадского доллара наблюдается прямая корреляция.
Тенденции очевидны, но спекулянтов, торгующих Brent или WTI, интересует обратное – прогноз цен на нефть. И чем точнее, тем лучше.
Сложность заключается в том, что на котировки этого инструмента влияет множество факторов:
- Решения стран ОПЕК.
- Политическая ситуация.
- Экономическая ситуация.
Прогноз цены на нефть определяют также форс-мажорные ситуации и события, включающие:
- Достижения науки в области технологий использования альтернативных источников энергии.
- Террористические акты или аварии, затрагивающие тему нефтедобычи.
- Открытие новых месторождений и истощение старых.
Только фундаментальный анализ факторов, связанных с нефтью, может служить основанием для ценового прогноза долгосрочной тенденции.
Ее определение важно для долгосрочного инвестирования в «черное золото» и более глубокого понимания настроений рынка в целом.
Когда трейдер владеет информацией о перспективе изменений цен на нефть, форекс прогноз движения других валютных пар и золота значительно облегчается.
Особенности торговли нефтью на Форекс
Рынок энергоносителей имеет особенности, учитывать которые необходимо при построении торговой стратегии.
Они заключаются в следующем:
- Высокая волатильность. Котировки цен на нефть интенсивно меняются под влиянием скрытых и явных причин.
- Торговые сделки по энергоносителям привязаны к определенным биржам, имеющим свой график работы.
- На рынке энергоносителей торгуются контракты, которые имеют определенный период действия.
К спекуляциям «черным золотом» проявляют интерес трейдеры, предпочитающие среднесрочную торговлю. Это обусловлено тем, что цена на нефть Форекс меняется в 2-4 раза интенсивнее, чем цены других инструментов.
В основе стратегии внутридневного трейдинга лежит технический анализ и учет новостей. Для комфортной торговли, при совершении сделок в 0.1 лота, необходимо иметь депозит от $1500.
Стратегии долгосрочного инвестирования в Форекс опираются на фундаментальный анализ, поскольку технический неспособен предсказать цену на нефть в долгосрочной перспективе.
Торговые сделки по «черному золоту» совершаются 24 часа в сутки в рабочие дни. Необходимо учитывать наличие перерывов в торговле инструментом Форекс Брент с полуночи до 2:59, а WTI — до 0:59.
Нельзя открывать сделки и совершать операции с открытыми ордерами во время перерыва. Торговля нефтью Брент на Форекс начинается в 3:00, а WTI — в 0:59 с понедельника, а завершается в пятницу в 23:59 по восточноевропейскому времени.
Каждый торговый инструмент на валютной бирже коррелирует с несколькими другими.
С ценой нефти на Форекс связано большинство валютных пар, тогда как обратная связь прослеживается не столь явно, но тоже имеет место. Ее выявление может стать основой успешной стратегии для торговли «черным золотом».
Что означает выражение «цена на нефть»
Что есть «мировые цены на нефть», о которых говорится в СМИ, где они формируются и почему нефтяные бенчмарки зачастую не являются в строгом смысле ценами на нефть.
Мировые цены на ряд товаров: нефть, некоторые металлы, сельскохозяйственную продукцию и многие другие – являются не тем, чем это себе представляют большинство людей на основе личного жизненного опыта. Это далеко не всегда цены на наличные запасы того или иного ресурса, готовые к немедленной продаже, а стоимость финансовых контрактов по поставке данных товаров к некоей дате в будущем.
Поэтому понимание принципов ценообразования на основополагающие ресурсы требует наличия некоторого объёма знаний в области срочных биржевых операций.
Торговля может быть биржевой и внебиржевой. Основным видом торговли является внебиржевая, при которой продавец и покупатель напрямую договариваются между собой об объекте сделки, цене, сроках поставки и иных условиях.
Но если продавцов и покупателей много, а объект сделки стандартизирован (нефть или зерно определённого сорта и объёма или ценные бумаги, выпущенные в рамках единого проспекта эмиссии какой-либо компании), то продавцам и покупателям не имеет смысла договариваться о качественных характеристиках объекта сделки. Основной задачей в этом случае является поиск контрагента, готового заключить сделку требуемого объёма и по приемлемой цене. Для упрощения этой задачи была создана биржа – информационная система, сводящая вместе продавцов и покупателей и способствующая заключению между ними контрактов.
Одним из преимуществ биржи является публичность информации о ценах и объёмах торгов при сохранении конфиденциальности сторон сделок. Тем самым биржевые цены становятся ориентиром для участников рынка и потому способствуют развитию конкуренции на рынке, в том числе энергоносителей.
На бирже можно торговать как существующими активами, так и контрактами, позволяющими отделить момент заключения сделки от момента расчётов по ней и/или поставки объекта сделки (называется «дата экспирации» или «дата исполнения»). Первый режим торгов называется спотовым, а второй – срочным. На биржевом срочном рынке обращаются стандартизированные биржей контракты, называемые деривативами, основными из которых являются фьючерсы, опционы и свопы.
Ценообразование товарно-сырьевых рынков происходит в основном с использованием фьючерсов (англ. Futures). Фьючерс является стандартным контрактом на поставку к определённой дате в будущем товара по цене купли-продажи данного контракта. То есть полугодовой фьючерс на баррель нефти, купленный в феврале 2021 года по цене 70 долларов, теоретически означает, что его покупатель получит в течение июля того же года бочку нефти вне зависимости от того, будет ли она на тот момент стоить 60 или 80 долларов. Продавец фьючерса, в свою очередь, берёт на себя обязательство такой поставки.
Фьючерсы могут быть поставочными, предполагающими на товарных рынках физическую передачу товара от продавца фьючерса его покупателю, или беспоставочными (расчётными). В случае последних биржа осуществляет выплату вариационной маржи: разницы между ценой торгуемого фьючерса на ту же дату экспирации и ценой уже заключённого фьючерсного контракта. Указанный спред платится покупателю, если разница положительная, или продавцу, если она отрицательная, за счёт противоположной стороны сделки.
Впрочем, биржей может быть разработан и механизм погашения расчётного фьючерса в обмен на заключение контракта о физической поставке базового актива с привязкой к цене фьючерса: EFP (Exchange of Futures for Physicals).
Биржа может предоставить возможность продавать и покупать фьючерсы на разный срок. При этом дата окончания торгов, как правило, не совпадает с датой экспирации. Так, условный шестимесячный поставочный фьючерс на сахар, проданный в январе 2021 года, может торговаться в течение января-апреля, после чего операции с ним, например, в течение всего мая проводиться не будут, а к концу июня его держатель должен будет получить товар.
Данный шестимесячный фьючерс будет считаться пятимесячным фьючерсом в феврале и так далее. Поэтому фьючерсы идентифицируют по месяцу и году экспирации. В данном случае – июньский фьючерс 2021 года. По мере приближения фьючерса к дате исполнения его цена стремится к спотовой цене базового актива (если таковая существует) либо к цене самого близкого к дате экспирации фьючерса.
Ситуация, когда цена «дальнего» фьючерса выше цены «ближнего» фьючерса или спотовой цены базового актива, называется «контанго». Обратная ситуация называется «бэквордация» («бэквордейшн»). Смена конъюнктуры с контанго на бэквордацию или наоборот свидетельствует о высокой волатильности рынка. Из этого следует, что при анализе какого-либо актива целесообразно анализировать цены различных по срочности фьючерсов на него.
Рынок деривативов является самым сложным сегментом финансового рынка, требующим от инвестора не только наличия развитых навыков трейдинга и понимания двух рынков сразу: базового актива и срочных контрактов на его основе, – но и знания большого количества правовых, технологических, а в ряде случаев даже логистических нюансов. Поэтому относительно безопасно и эффективно оперировать на нём, как правило, могут лишь крупные институциональные инвесторы, имеющие в штате не только опытных трейдеров, но и высококвалифицированных юристов, аналитиков, бухгалтеров, контролёров, риск-менеджеров и IT-специалистов.
Нефть является важнейшим ресурсом для населения большинства стран. Она служит первичным сырьём для производства не только топлива, но и широкого перечня продукции: от стройматериалов до лекарств. Поэтому цена на неё всегда будет предметом пристального внимания, а её рынок постоянно испытывает геополитический прессинг. Достаточно сказать, что на нём действует межгосударственный картель производителей в лице Организации стран – экспортёров нефти (ОПЕК), к которому могут присоединяться и иные нефтедобывающие государства (в форматах ОПЕК+ или ОПЕК++). На стороне импортёров нефти также действует профильный лоббистский институт: Международное энергетическое агентство, членами которого являются экономически развитые страны и при этом, как правило, чистые потребители нефти.
Мировое потребление нефти в 2019 году составило 36,4 миллиарда баррелей и 33,2 миллиарда в 2020 году. Ожидается, что в 2022 году потребление нефти вернётся к допандемийному уровню.
Бенчмарк цен на нефть, то есть общепризнанный количественный ориентир, является одним из важнейших экономических показателей.
То, что называют «ценой на нефть», по умолчанию есть текущая стоимость одного трёхмесячного фьючерсного контракта Brent Crude Futures, торгующегося на бирже ICE Futures Europe.
Данная площадка находится в Лондоне и является частью глобальной сети бирж и клиринговых центров Intercontinental Exchange (ICE), в состав которой также входит крупнейшая в мире Нью-йоркская фондовая биржа (NYSE).
Спецификация контракта, приведённая на сайте биржи, содержит следующие важные его характеристики:
базовый актив – 1 американский нефтяной баррель (примерно 159 литров) нефти марки Brent, добываемой с четырёх месторождений в Северном море;
валюта расчётов – доллар США (отсюда растут корни понятия «нефтедоллар»);
Таким образом, на биржевом рынке нефти работают очень богатые и влиятельные инвесторы, причём как спекулятивные, так и профильные: нефтедобывающие компании, нефтехимические предприятия, вертикально-интегрированные энергетические холдинги, нефтетрейдеры. Двойственный поставочно-расчётный механизм фьючерса, с одной стороны, не отменяет возможность спекуляций, однако делает их намного более рисковыми для спекулянта, поскольку противоположная сторона контракта может предъявить требование о реализации опции EFP.
Именно Brent является эталонной маркой нефти для стран Европы, что обусловливает повышенную долю международных контрактов и делает Brent Crude Futures наиболее репрезентативным показателем нефтяных цен в мире. Цены почти 70% объёма торгуемой в мире сырой нефти «привязаны» к марке Brent.
Помимо Brent существуют также два других общепризнанных нефтяных бенчмарка:
1. WTI (West Texas Intermediate или Texas Light Sweet) – основная марка нефти для рынка США, ценообразование на которую происходит на Нью-йоркской товарной бирже (NYMEX), входящей в группу Чикагской товарной биржи (CME Group). Основным индикатором является двухмесячный поставочный фьючерс WTI Crude Oil Futures.
2. Dubai Crude – базовая марка ближневосточной нефти, которая активно закупается, в том числе, странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Фьючерсы на данную марку торгуются на Дубайской товарной бирже (DME), но исторически их котировки очень сильно коррелируют с котировками фьючерсов на марку Brent.
То есть по факту, под «мировой ценой на нефть» понимается цена трёхмесячного поставочно-расчётного фьючерса на Brent (в Евразии, Африке, Австралии и Южной Америке) или двухмесячного поставочного WTI (в Северной Америке). Спред между ними обычно небольшой; фьючерс на Brent в большинстве случаев дороже фьючерса на WTI.
Главной российской маркой экспортной нефти является Urals, а профильной биржей – Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа (SPIMEX), на которой происходят торги поставочным фьючерсом Urals Crude Futures, цена которого также «привязана» к Brent Crude Futures.
Помимо срочного существует и спотовый рынок нефти, где заключаются поставочные краткосрочные контракты. Спотовый рынок менее транспарентный и «оперативный», чем биржевой фьючерсный. Наиболее авторитетными агрегаторами информации о конъюнктуре спотового рынка являются информационные агентства S&P Global Platts (США) и Argus Media (Великобритания).
Порты Роттердама (Нидерланды) и Сингапура являются основными «физическими» центрами международной спотовой торговли нефтью для Атлантического и Индо-Тихоокеанского регионов соответственно. Спотовый рынок США в основном работает с расположенным рядом с городом Кушинг (Cushing) штата Оклахома одноимённым нефтетерминалом, крупнейшим в стране.
Наконец, существуют и долгосрочные нефтяные контракты, подписываемые напрямую между производителями и оптовыми покупателями и зачастую заключаемые на уровне глав государств.
Специфика рынка нефти в значительной степени обусловлена жидким агрегатным состоянием данного вещества. В отличие от, например, угля, для хранения нефти и нефтепродуктов требуются профильные мощности. Её транспортировка – это тоже весьма непростой процесс. Поэтому на ценообразование физических поставок нефти влияет не только баланс спроса и предложения, но и объём доступных ёмкостей нефтехранилищ и степень загрузки нефтетранспорта.
Так, в конце апреля 2020 года цена на поставочные майские фьючерсы на нефть WTI достигла отрицательных значений, впервые в истории. Причина заключается в том, что из-за обвала цен на нефть после введения экономического локдауна потребители массово закупили её и заполнили все нефтехранилища. В итоге держатели майских фьючерсов в конце апреля (когда подходил к концу период их торгов, то есть фьючерс де-факто превращался в спотовую сделку), не имея возможности хранить физическую нефть, начали массово и быстро распродавать контракты, «сбив» их цены ниже нуля.
Фундаментальная проблема нефтяного рынка заключается в том, что добыча, транспортировка, переработка и потребление нефти есть непрерывные и взаимосвязанные процессы. Нарушение хоть одного из них может повлечь крайне нежелательные для экономики последствия. Поэтому одним из важнейших факторов устойчивости этих процессов является оперативная и объективная информация об энергобалансе и движении энергоресурсов.
По этой причине в ряде стран даже участники внебиржевых сделок с энергоносителями обязаны сообщать о них на товарные биржи, которые в данном случае являются также и информационными агрегаторами.
Одними из наиболее активных участников и фьючерсного, и спотового рынков являются нефтетрейдеры. Годовые обороты каждой из топ-5 крупнейших мировых нефтетрейдерских компаний превышают отметку 100 миллиардов долларов США.
как формируется цена на нефть
Москва, 25 мар — ИА Neftegaz.RU. Нефть знакома людям 1000-летия.
Ее сжигали в лампах, ею склеивали кирпичи и бальзамировали покойников.
Нефть не надо было добывать — в мире были места, где «черная кровь земли» сама выступала наружу.
С тех пор все поменялось.
В 1997 г. в море вышли буксиры с самым тяжелым в мире искусственным объектом, когда-либо перемещавшимся по воде.
Весящая более 1 млн тонн морская нефтяная платформа (МП) Hibernia — одно из современных чудес света — отправилась в открытое море, чтобы достать нефть из-под дна.
Моторизованный 20 век сделал нефть главным товаром, а цену на нее — объектом всеобщего интереса, особенно в России.
А собственно, что это за цена и чем она определяется?
Североморский эталон
Нефть — биржевой товар или, как говорят экономисты, коммодити.
Таких в мире около 100, и в основном это сырье вроде меди, хлопка или концентрата апельсинового сока.
Сырье и другие биржевые товары продаются и покупаются по всей Земле и далеко не всегда на биржах.
Но нервная работа биржевых брокеров дает миру цену-ориентир, отражающую колебания спроса и предложения на конкретный товар.
Вот нам сообщают, например, что цена нефти поднялась до 48 долл. США/барр (1 барр.= 159 л).
Это стоимость нефти сорта Brent, добываемой шотландскими и норвежскими нефтяниками на месторождении, открытом в 1970 г. и находящемся под дном Северного моря.
Почему именно Brent?
Потому что этой нефти довольно много и она ценная.
Черное золото — сырье практически безотходное, и для всех его составляющих можно найти применение в химической промышленности, в строительстве или где-то еще.
Но более ценится нефть менее плотная, в составе которой заключено максимальное количество легких компонентов (фракций), пригодных для изготовления автомобильного бензина и ряда других видов топлива.
Конечно, современные технологии позволяют дробить большие молекулы тяжелых углеводородов на мелкие и таким образом искусственно создавать легкие фракции из тяжелых, но каждый подобный процесс требует дополнительных затрат.
Сорта нефти типа Brent по-английски называют Light Sweet, то есть «легкие сладкие».
С «легкими» все ясно, а вот «сладость» указывает на небольшое содержание серы.
Сера — это еще один компонент, избыток которого делает высокосернистую нефть менее ценной.
Сибирско-приволжский коктейль
Brent относится к так называемым маркерным сортам, которые торгуются на крупнейших биржах мира и цены на которые являются индикаторами для нефтяного рынка.
В Америке есть свой маркерный сорт — West Teхas Intermediate (WTI).
По качеству он не уступает Brent, хотя в последнее время и торгуется с премией, а вот азиатский маркерный сорт Dubai/Oman отличается от предыдущих большим содержанием серы, что классифицирует его не «сладким», а «кислым».
В России маркерная нефть тоже есть.
Она добывается в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах и по плотности практически не уступает Brent и WTI (хотя содержит больше серы).
Однако цена нефти зависит не только от качественного состава, но и от условий ее транспортировки.
Так исторически сложилось, что легкая западносибирская нефть идет европейским поставщикам через систему построенных еще в СССР магистральных нефтепроводов (МНП), в которых сырье смешивается с плотной и высокосернистой нефтью поволжских и уральских месторождений.
Получающаяся смесь имеет название сорт Urals и по качеству уже уступает европейскому маркерному сорту.
Цена на нашу нефть формируется из цены Brent, помноженной на понижающий коэффициент.
То есть когда нам сообщают биржевые котировки сорта Brent, мы должны понимать, что сорт Urals Россия будет продавать дешевле.
Чтобы улучшить российскую экспортную нефть, в последние годы применяется практика снижения в ней содержания плотной высокосернистой нефти Поволжья.
Значительную часть последней теперь перерабатывают поблизости от места добычи.
Чистая политика
Последние полвека знали неоднократные головокружительные перепады цен на нефть, и объяснить их исключительно качеством и удобством доставки сырья невозможно.
Мировая экономическая конъюнктура и, конечно, политика — вот что всегда влияло и будет влиять на нефтяные котировки.
В октябре 1973 г. между Египтом и Сирией с одной стороны и Израилем с другой началась так называемая война Судного дня.
Тогда же Египет и Сирия, поддержанные Организацией арабских стран — экспортеров нефти (ОАПЕК), объявили о прекращении поставок нефти поддержавшим Израиль западным странам и Японии.
Мировые цены выросли сразу в 4 раза (с 3 до 12 долл. США/баррель), и на Западе начался энергетический кризис.
Для привыкших к дешевому топливу развитых индустриальных экономик это был тяжелый удар.
- необходимо развивать энергетические технологии, альтернативные тем, что связаны со сжиганием углеводородов.
- важно создавать стратегические резервы нефти, в частности Стратегический нефтяной резерв США, которые могли бы застраховать экономику от шоковых действий стран-экспортеров.
- чтобы снизить зависимость от арабских поставщиков, Запад значительно увеличил закупки советской нефти. Разрядка напряженности между Западом и соцлагерем была в разгаре: Советскому Союзу доверили ХХII летнюю Олимпиаду, в космосе обменялись рукопожатиями экипажи «Союза» и «Аполлона», а отечественная экономика впервые ощутила серьезный приток нефтедолларов.
Новости с биржи
Каждое последующее 10-летие обязательно приносило с собой какой-нибудь эксцесс, связанный с ценами на нефть.
Во 2 й половине 1990 х гг. в результате азиатского экономического кризиса нефть резко подешевела, т.к. предполагалось, что из-за сокращения потребления энергии на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии нефти будет в переизбытке.
Россия тогда узнала неприятное слово «дефолт».
В 2000 е цены на нефть рванули вверх с космической скоростью и достигли 147 долл. США/барр. и недвижимости в США.
Инвесторы, спасая свои деньги, принялись скупать биржевые фьючерсы (срочные контракты) на поставку нефти.
Нефть как таковая покупателям была в основном не нужна, они видели во фьючерсах лишь перспективный финансовый инструмент.
Получился своего рода пузырь, который, лопнув, вновь обрушил цены в 2008 г .
Нашу страну опять лихорадило, хоть это в некотором роде было в чужом пиру похмелье.
Не прошло и 10 лет после кризиса 2008 г., как цены на нефть, взлетев, опять рухнули и уже 2 года выражаются скромными двузначными цифрами.
Если Америка — крупнейшая экономика мира — снизила свою зависимость от импортной нефти, то логичным шагом для стран-экспортеров, в основном объединенных в организацию ОПЕК, было бы снижение добычи в попытке сдержать падение цен.
Но опековцы весьма неохотно идут на это.
Почему?
Ответ на вопрос, возможно, затрагивает еще одну специфическую проблему нефтяной индустрии: себестоимость добычи 1 барреля нефти неодинакова.
В Саудовской Аравии — одном из лидеров ОПЕК — нефть Arab Light залегает неглубоко от поверхности и себестоимость ее рекордно низка.
В то же время себестоимость нефти, добываемой в сложных географических и климатических условиях, на континентальном шельфе, из сланцевых пород и битуминозных песков выше в несколько раз.
При высоких ценах на нефть дорогие технологии ее добычи рентабельны, при низких — в выигрыше остаются в основном добывающие страны Персидского залива, особенно из Саудовской Аравии.
Остальные работают в убыток или разоряются.
Откуда берутся цены на нефть
Самиздат продолжает знакомить читателя с таинственным и непостижимым миром энергоресурсов. На этот раз преподаватель экономического факультета СПбГУ Константин Лещенко объясняет, почему нефть стоит столько, сколько она стоит, как трейдеры и посредники зарабатывают на продаже сырья и почему цены на Brent существуют только в будущем времени.
Как мы уже знаем, от цен на нефть часто зависит благосостояние целых стран и их политика. Но как формируются эти цены? Этот процесс заслуживает особого внимания, тут всё не так просто.
Во-первых, конечно же, нефть — это реальный товар, и ключевой момент в образовании цены на него — сделка купли-продажи. Встречаются покупатель и продавец и договариваются о количестве, цене и условиях поставки. Продавцом может быть как сама производящая нефтяная компания, так и трейдер, который перекупает у компании её нефть и затем перепродаёт её другим покупателям. Продавцом нефтепродуктов (бензина, пропана, битума, дизеля, керосина и так далее) может выступать нефтеперерабатывающий завод, а может и какой-то трейдер, который точно так же перекупил у НПЗ определённые объёмы.
Покупателями нефти тоже могут быть НПЗ или трейдеры. Но при этом покупатели нефтепродуктов более разнообразны — это и автозаправки, и заправщики самолётов, и химические компании, и асфальтовые заводы, и бункеровочные компании (те, которые занимаются заправкой кораблей), и компании тепло- и электроснабжения. Ну а конечный покупатель — это тот, кто заливает себе всё это дело в бак или покупает укладку дороги и прочее.
В деле купли-продажи нефти крутится огромное количество посредников, которые знают или говорят, что знают людей, готовых либо купить определённые объемы нефтепродуктов, либо поставить эти объёмы. У нас в стране особенно популярны люди, «продающие» дизель. Как правило, они пытаются познакомить относительно небольших продавцов и покупателей друг с другом и заработать на этом процент от сделки. Но иногда они стремятся получить банковскую гарантию на выплату определённых средств при условии, что представят документы об отгрузке или наличии определённых объёмов топлива у несуществующего поставщика. Затем они подделывают эти документы, получают по ним деньги (счёт идёт на десятки миллионов долларов), а дальше — ищи ветра в поле. Причём второй сценарий встречается гораздо чаще, чем первый. В данном случае речь идёт о небольших объёмах товара, так что торговля через таких посредников серьёзного влияния на мировые или региональные цены на нефть не оказывает.
Конечно, к таким посредникам не следует относить трейдеров, которые покупают реальный товар и, продавая его, получают разницу между суммами покупки и продажи. При этом они на некоторое время становятся собственниками товара. Как правило, трейдер — это фирма, занимающаяся оптовой закупкой энергоресурсов (зачастую такие фирмы торгуют не только нефтью, но ещё и углём, газом, электроэнергией и так далее). Крупнейшие трейдеры в мире — Vitol, Glencore, Cargill и прочие.
И вот тут начинается самое интересное: исходя из чего и как определяется цена на нефть и нефтепродукты, которая затем записывается в контракт? Сторонам нужно от чего-то отталкиваться. И здесь не вполне работает обычная логика: производитель знает свои издержки, покупатель знает свой бюджет, и дальше они пытаются встретиться где-то посередине между «красными линиями» друг друга. Есть несколько причин, почему эта схема не работает:
1. Спрос на нефть и нефтепродукты неэластичен — в краткосрочной перспективе (до пяти лет) изменения цен лишь немного влияют на реально закупаемый объём. Неважно, стоит ли она 150 долларов или 50 — её всё равно постоянно нужно примерно одинаковое количество. Как мы видели в этой и этой статьях, нефть нечем заменить, человечество просто не может её не потреблять. Поэтому у конечных покупателей не существует такого понятия, как фиксированный бюджет на нефть — если нужно будет заплатить больше, придётся заплатить больше или ходить пешком и не делать ещё много чего.
2. Производители нефти получают от продажи нефти доход, который зачастую нужен им, чтобы оплачивать кредиты и займы, привлечённые для разработки месторождений, которые окупаются временами довольно долго. Поэтому, даже когда цена на нефть устанавливается ниже себестоимости её производства и доставки до пункта продажи, многие нефтяные компании всё равно продолжают производить и продавать, чтобы получать хоть какие-то деньги (та же логика применима и к государствам, бюджет которых зависит от нефтяных доходов). А значит, и у производителей та самая «красная черта», за которую нельзя залезать при заключении сделки, тоже достаточно размыта.
3. Трейдерам не так уж важно, сколько стоит нефть. Им куда больше важна разница, которую они получают после купли-продажи. Ключевой их актив — это сеть сбыта, они знают производителей и покупателей и заботятся о том, чтобы и тем, и другим было выгодно торговать через них, а не напрямую.
4. Цены на нефть формируются под влиянием ожиданий не только продавцов и покупателей реального товара, но также и финансовых рынков.
Последний пункт заслуживает особого внимания, потому что он в корне меняет всю систему ценообразования. Дело в том, что, когда мы по телевизору или в газетах видим цены на нефть марок Brent и WTI, это цены по большей части не на реальный товар с поставкой сегодня. Это цены на контракты на поставку нефти как минимум через месяц. Торгуются эти контракты на биржах в Лондоне (Brent) и Нью-Йорке (WTI). Покупают и продают эти контракты с двумя целями:
— Компании и покупатели реального товара хотят зафиксировать себе определённую цену на товар в будущем, это такая подстраховка, которая по-умному называется хэджированием.
— Инвесторы, у которых много денег, хотят приумножать эти деньги и заключают сделки на покупку и продажу тех же самых контрактов (с целью перепродажи). Это могут быть контракты на поставку реального товара; а также контракты на цену на контракты на куплю-продажу реального товара или контракты на разницу в ценах; на право купить или продать при определённых уровнях цен; контракты на право обменять права на покупку или продажу при определённых ценах и так далее. Это удивительный мир биржевой флоры и фауны, который по объёмам торговли на бирже во много раз превышает объёмы торговли реальным товаром. Общие объёмы торгов составляют около двухсот миллионов баррелей в день, а реального товара в распоряжении участников по разным подсчётам — всего в районе четырёх миллионов баррелей. То есть многократная перепродажа + огромный оборот производных финансовых инструментов — это каждодневные реалии товарных бирж, торгующих срочными контрактами. Такому явлению есть название — «бумажная нефть». По разным оценкам, от 70% до 90% котировок на смесь Brent и WTI формируются благодаря торговле этой самой бумажной нефтью. В результате в новостных программах деловых СМИ мы видим цифры: например, баррель Brent стоит 47 долларов 15 центов (на 14 июля 2016 года). Эта цифра довольно условна, всегда говорят, что «нефть торгуется в районе отметки», то есть подразумеваются колебания, которые происходят каждую секунду во время рабочих часов биржи.