Организационные аспекты управленческого аудита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванкова О.Г., Кальницкая И.В.
Сложность управленческой структуры организации, рост требований к учетно-аналитическому обеспечению управленческих решений определяет необходимость изменения подходов к проведению аудита с позиции оценки эффективности управления организацией управленческого аудита, организационные аспекты которого рассмотрены в предлагаемой статье.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванкова О.Г., Кальницкая И.В.
Текст научной работы на тему «Организационные аспекты управленческого аудита»
Иванкова О.Г.1, Кальницкая И.В.2 ©
'Канд. экон. наук, доцент, заведующая кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и статистика» 2канд. экон. наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и статистика»
ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АУДИТА
Сложность управленческой структуры организации, рост требований к учетноаналитическому обеспечению управленческих решений определяет необходимость изменения подходов к проведению аудита с позиции оценки эффективности управления организацией -управленческого аудита, организационные аспекты которого рассмотрены в предлагаемой статье.
Ключевые слова: управленческий аудит, управление, эффективность.
Keywords: management audit, management, effectiveness.
Управленческий аудит является ключевой составляющей внутреннего аудита организации. Развитие управленческого аудита определяется как внутренними факторами (система управления и отраслевая специфика деятельности организации, организационная структура управления, обеспеченность ресурсами и др.), так и внешними факторами (конкуренция, диверсификация бизнеса, становление и развитие менеджмента и др.).
Идея разработки и практического применения управленческого аудита возникла по экономическим соображениям [4]. Деятельность управленческой команды, особенно ее высшего звена, как правило, очень дорого обходится собственнику организации, поэтому ему необходимо интересоваться реальной результативностью и эффективностью работы управленческой команды. Результаты управленческого аудита призваны удовлетворить обоснованный интерес работодателей к вопросам, касающимся возможностей повышения рентабельности вложенного капитала, и вооружить их надежными и абсолютно объективными средствами постоянного контроля эффективности работы и оправданности высокой оплаты труда нанятых управленческих команд [4, с.45].
Многообразие организаций, определяемое формами собственности, экономическими, юридическими, технико-технологическими и другими факторами, а также компетентность руководителей и их потребность в той или иной управленческой информации для принятия эффективных управленческих решений определяют разнообразие подходов к организации управленческого аудита. Роль управленческих решений в системе управления организацией раскрыта в работе [1]. Объем и содержание информации, формируемой по результатам управленческого аудита, зависит от потребностей управления и экономических возможностей организации. Обязательным критерием организации управленческого аудита является его эффективность. Эффективность управленческого аудита зависит от профессионализма проводящих его специалистов.
В идеале функциональные обязанности выполнения управленческого аудита должны быть возложены на специальное структурное подразделение организации — отдел управленческого аудита, что обусловлено необходимостью сохранения конфиденциальности информации. Однако в условиях финансового кризиса, а также с учетом масштабов деятельности организации и с целью оптимизации трудовых затрат исполнение функциональных обязанностей управленческого аудита может быть возложено на отдельного сотрудника без организации специального отдела.
©© Иванкова О.Г., Кальницкая И.В., 2014 г.
Управленческий аудит основан на методологии ситуационного подхода к управлению, при котором специфика и формы исследования в основном определяются характером объекта и предметом аудита. Пользователями информации управленческого аудита являются руководство организации и специалисты. Результаты управленческого аудита являются коммерческой тайной. Методика проведения управленческого аудита разрабатывается проверяющими самостоятельно. Методами управленческого аудита являются стандартные процедуры экспертного консультирования: установочные и экспертные интервью, анализ документов, сбор данных, формализованное описание процедур, построение схем и моделирование бизнеспроцессов и ключевых функций. Данные методы базируются на технологии структурного анализа и проектирования. Предмет проверки зависит от целевой направленности управленческого аудита. В частности, предметом управленческого аудита может быть организационная структура и структура управления, система экономических показателей, характеризующих результаты хозяйственной деятельности организации, результативность и эффективность отдельных сегментов деятельности организации.
Технология управленческого аудита представляет собой определенную
последовательность процедур, включающих следующие этапы:
1. Постановка проблемы — изучение информации о финансово-хозяйственной деятельности организации в целом (стратегия развития организации, определение границ бизнеса, финансовые данные, сведения об эффективности контроля и т.д.) и определение направлений аудиторского обследования (подготовка программы процедур управленческого аудита, составление план-графика, выбор методического инструментария и т.д.).
2. Сбор данных — планирование и реализация процедур сбора данных (анализ документов, формирование информационной основы для оценки, уточнение содержания процедур, последовательность их реализации, критерии оценки качества, функциональные и информационные взаимодействия и др.). Результатом являются модели бизнес-процессов и ключевых функций, а также информационная модель организации.
3. Оценка и анализ информации — определение достаточности сведений для принятия обоснованного решения, касающегося рассматриваемой проблемы (анализ и проверка моделей на соответствие общепринятым стандартам управления, выявление недостатков в процедурах ключевых функций управления и бизнес-процессов и т.д.). Результатом анализа моделей является перечень требований к изменению системы управления организацией.
4. Формирование выводов и рекомендаций. Аудиторское заключение включает характеристику состояния эффективности системы управления в разрезе ее элементов, направлений деятельности по управлению в организации, рекомендации по совершенствованию системы управления.
Информационное наполнение управленческого аудита включает большой объем разносторонней информации: бухгалтерская финансовая отчетность, бизнес-планы, отчеты кредитным учреждениям, экономические обзоры, сведения о технологии и оборудовании, производственные и сбытовые отчеты руководству, информация о движении материальных ценностей, данные оценки персонала, результаты экономического анализа и др. Можно сделать вывод, что информационное наполнение управленческого аудита составляет информация учетноаналитических систем организации, управленческий аспект которых рассмотрен в работе [2]. В процессе управленческого аудита используются следующие традиционные инструменты сбора информации: наблюдения, беседа (интервью), вопросники (анкеты), оценка служащих, аудиторский эксперимент и др.
Для реализации целевой направленности управленческого аудита, собранную информацию подвергают аналитической обработке. В аудиторском исследовании сочетаются методы анализа (изучение собранного фактического материала) и синтеза (выведение общих закономерностей на основе собранного материала). Построение целого из частей, принятие решений на основании анализа фактов и разработка рекомендаций начинается во время анализа. Если аудитор определяет, что исследуемая проблема подчиняется действию известного ему общего правила, применяется метод дедукции. Отсутствие возможности отнести исследуемую ситуацию к «известному» общему знанию предполагает применение метода индукции, т.е. сбор
и анализ необходимого объема фактического материала с целью выведения правила, действующего в данном случае.
Конечным результатом комплекса услуг по управленческому аудиту является оптимизация системы управления на основе положений аудиторского заключения. Аудиторские процедуры позволяют сформировать оценку деятельности организации в области управления, мнение аудитора о ее текущей эффективности и путях ее повышения. Управленческий аудит прекращается после обнаружения совокупности проблем, без практического решения которых не имеет смысла осуществлять дальнейшую диагностическую работу. Результаты управленческого аудита оформляются в форме заключения либо отчета, содержащего описание выполненных аудиторских процедур, их результаты, недостатки, обнаруженные в процессе аудита, рекомендации по совершенствованию политики и практики управления в организации.
Аудиторское заключение может содержать несколько частей: для руководителей
стратегического уровня управления организацией (заинтересованных и обладающих полномочиями для получении этой информации) и руководителей (специалистов) функциональных подразделений и специфических функций. Сотрудники, занимающиеся вопросами управленческих технологий, могут, пользуясь аудиторским отчетом, сконцентрироваться на проблемах, имеющих наибольший потенциал увеличения эффективности организации. Наиболее важное свойство аудиторского заключения — это возможность его использования для определения направлений развития в будущем, поскольку знание о настоящем состоянии позволяет планировать, устанавливать цели, которые в дальнейшем можно использовать в качестве стандартов оценки.
Управленческий аудит может проводиться в форме разовой проверки или иметь регулярный характер. Несомненно, что для целей эффективного развития организации управленческий аудит необходимо проводить на постоянной основе. В практике управления общепризнанно, что профилактическое диагностирование организации является одним из элементов эффективного менеджмента.
1. Иванкова О.Г., Кальницкая А.О. Управленческие решения как инструмент управления организацией // Проблемы экономики и менеджмента. 2013. № 11 (27). С. 89-93
2. Иванкова О.Г., Кальницкая И.В., Максимочкина О.В., Васина Н.В. Управленческий аспект учетноаналитической системы // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 6. С. 117-122
3. Иванкова О.Г., Кальницкая И.В., Максимочкина О.В. Учет, анализ и аудит управления персоналом // Российское предпринимательство. 2014. № 1 (247). С.4-13
4. Ревуцкий Л.Д. Основные задачи и перспективы развития управленческого аудита предприятий // Менеджмент сегодня. 2007. № 01 (37). С. 44-55
Введение
Экономический контроль в России становится одним из важнейших элементов рыночной экономики, реально выполняющим функцию управления хозяйственно-финансовой деятельностью организаций и предприятий. Важнейшей составной частью экономического контроля является независимый контроль — аудит, осуществляемый независимыми аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.
За относительно короткий период становления рыночной экономики в России аудит утвердился как самостоятельная предпринимательская деятельность и неотъемлемая часть инфраструктуры современной экономики.
Основная цель аудиторской деятельности состоит в установлении достоверности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
В последние годы особое внимание уделяется повышению прозрачности и достоверности бухгалтерской отчетности и качества аудиторских проверок, что должно снизить информационный риск принимаемых финансовых решений. Также динамично изменяющееся законодательство в области бухгалтерского учета, аудита и налогообложения, внедрение в практику современных информационных технологий, использование опыта ведущих зарубежных стран требуют от аудиторских организаций особой подготовки. Они должны уметь быст-ро ориентироваться в сложившейся ситуации, хорошо знать действующее законодательство, внедрять в практику работы стандарты аудиторской деятельности.
Целью данной курсовой работы является изучение аудиторской деятельности: ее организация и нормативное регулирование.
Задачи курсовой работы:
— изучение аудиторской деятельности в условиях внутрихозяйственного контроля;
— организация аудиторской деятельности в аудиторских фирмах;
— рассмотрение нормативного регулирования аудиторской деятельности.
Организационные аспекты аудиторской деятельности
Понятие, цели и задачи аудиторской деятельности
В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307 — ФЗ аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц).
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
При этом под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Аудитор должен подтвердить достоверность публикуемой финансовой (бухгалтерской) отчетности, это позволяет пользователям рассчитывать на то, что информационный риск невелик. Снижение риска появления неточных сведений в отчетности — одна из главных задач аудита.
Правило (стандарт) аудиторской деятельности в Российской Федерации «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности следующим образом определяют аудит бухгалтерской отчетности и его необходимость: «Под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта».
На макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:
а) бухгалтерская отчетность используется для принятия решений ее заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;
б) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей;
в) степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Аудит согласно закону об аудиторской деятельности в Российской Федерации не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органами государственной власти.
Согласно этому же закону аудитором является физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Аудиторская организация — это коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Отличие аудита от аудиторской деятельности состоит в том, что последняя предусматривает и различные аудиторские услуги. В последнее время главное внимание уделяется повышению эффективности системы управления предприятием, и, прежде всего системы внутреннего контроля. Системный подход подготовил почву для развития качественных аудиторских услуг, т.е. аудиторские структуры начали больше заниматься консультационной деятельностью, чем непосредственно аудитом.
Сопутствующие аудиту работы и услуги включают в себя:
1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;
5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
7) оценочную деятельность;
8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
Цели и задачи аудиторской деятельности весьма многогранны. Основные цели и задачи аудиторской деятельности приведены в ст. 1 Федерального закона « Об аудиторской деятельности».
Основная цель аудита — выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Под достоверностью понимается степень тонности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Общая классификация аудиторской деятельности представлена на рис. 1.1
Приведенная классификация позволяет рассмотреть цели и задачи аудиторской деятельности. Примат в этом отношении принадлежит внешнему аудиту, цель и основные задачи которого приведены в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» и федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности.
Главная цель внешнего аудита — дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.
Для этого необходимо предусмотреть выполнение следующих задач:
1. составление плана и программы проведения аудита;
2. определение видов, источников и методов получения аудиторских доказательств;
3. проведение аудиторской проверки экономического субъекта;
4. выражение мнения по результатам проведенного аудита о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита — помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции.
Аудит бывает инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия или его учредителей, или обязательным, если его проведение обусловлено прямым указаниям в федеральном законе или постановлении Правительства РФ.
Основная цель инициативного аудита — выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета в целом или отдельных его разделов; выявление состояния финансовой отчетности; организация делопроизводства по бухгалтерскому учету; оценка применяемых средств и методов автоматизации учета; оценка состояния расчетов по налогообложению и др.
Обязательный аудит проводится в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».
Аудит по специальным аудиторским заданиям проводится по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности, качественного состояния имущества, юридической и экономической экспертизы договоров (контрактов), регулирующих гражданско-правовые отношения, эффективности использования капитала и другим вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта.
Модуль 2. Организационные аспекты процесса внешнего аудита
Тема 4. Организация аудита в среде компьютерНых информационНых систем
Аудит на предприятии с компьютеризированным бухгалтерским учетом
Использование компьютерной техники в аудите
Выучив эту тему, Вы должны знать:
по каким направлениям целесообразнее рассматривать аудит в компьютерной среде;
в какой мере влияет применение компьютеров на процесс обработки, хранения и передачи учетной информации;
на что влияет компьютерная информационная система;
понятие компьютерной среды;
методику оценки степени влияния компьютерной среды на процесс превращения входной информации;
основные направления взаимодействия аудитора и эксперта по компьютерный технологиям;
перечень вопросов, которые освещает аудитор при описании организации системы компьютерной обработки учетных данных;
характеристику факторов, которые влияют на надежность системы внутреннего контроля;
виды рисков, которые связаны с использованием компьютерной информационной системы (КИС);
факторы влияния на уровень аудиторского риска;
направления использования компьютерной техники в деятельности аудиторов;
характеристику составляющей пакета компьютерных методов аудита.
ключевые термины и понятия
компьютерная информационная система (КИС);
эксперт по компьютерной технологии;
методика аудита в условиях КИС;
риск контроля в условиях КИС;
компьютерные методы аудита;
программа специального назначения;
программа управления системой;
встроенные аудиторские стандартные программы
На основе приобретенных теоретических знаний студент должен уметь:
использовать электронную таблицу для проверки бухгалтерской информации;
смоделировать аудиторскую процедуру с помощью автоматизированной системы.
При подготовке к семинарскому занятию следуют обязательно выучить содержание таких международных стандартов:
Закон Украины “Об аудиторской деятельности” от 22 апреля 1993 года с изменениями и дополнениями.
МСА 300 «Планирование»
МСА 620 “Использования работы эксперта”
Аудит в компьютерной среде следуют рассматривать как совокупность двух взаимосвязанных и взаимообусловленных направлений:
проведение аудита на предприятии, где клиент использует для обработки, хранения, взаимосвязи информационной системы управления и внутреннего контроля компьютерную технику;
проведение аудита с использованием компьютерной программы контроля и тестирования.
Среда компьютерной информационной системы (КИС) существует, если хозяйствующий субъект применяет компьютер любого типа, или размера, для обработки финансовой информации, важной для аудиторской проверки, независимо от того, используется ли хозяйствущим субъектом или третьей стороной.
Объем аудиторской проверки не изменяется в среде КИС. Однако применение компьютеров изменяет процесс обработки, хранения и передачи финансовой информации, а, следовательно, может влиять на систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля хозяйствующего субъекта. Соответственно, среда КИС может повлиять на:
процедуры, которых придерживается аудитор в процессе получения достаточного понимания системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
рассмотрение собственного риска контроля, с помощью которого аудитор проводит оценку риска;
разработку и осуществление аудитором тестов контроля и процедуры в сущности, необходимой для достижения цели аудиторской проверки.
Таким образом, компьютерная среда является информационной подсистемой (инструментарий, с помощью которого обрабатываются, сохраняются информационные потоки, осуществляется бухгалтерский учет, реализуется система управления и внутреннего контроля КИС).
Аудитору необходимо оценить влияние КИС клиента на процесс аудита на основании глубокого анализа и понимания следующих факторов.
Во-первых, таких как влияние компьютерной среды на систему учета и внутреннего контроля. Необходимо оценить степень влияния компьютерной среды на процесс превращения входной информации с первичных учетных документов до промежуточных итоговых показателей и выходных данных.
Другими словами, следуют установить:
соответствие алгоритма обработки данных законодательной и нормативной базе;
возможность ручного обхода программы, замену алгоритма расчетов, отбора и подделки данных;
доступность данных в виде файлов, печатного материала;
возможность системы регенерировать сообщения, принятые для использования в аудите;
уровень автоматизации компьютерной среды и его влияние на оценку риска внутреннего контроля.
Во-вторых, таких как влияние компьютерной среды на оценку риска.
В результате, нужно определить оптимальное выполнение процесса аудита при максимальном снижении достоверности необоснованного, неправильного вывода и рекомендации по определенным факторам, уровень риска, который возникает у аудиторов в условиях компьютеризации учетно-контрольного процесса.
При изучении этого вопроса нужно обязательно осознать, что система контроля в компьютерной среде зависит от точно заложенного алгоритма. Это существенно влияет на эффективность самой системы контроля.
Размер риска может увеличиваться из-за ошибки или мошенничества как в программных модулях, так и в базе данных. Вообще общий объем (потенциал) ошибки, искажений, недостатков, какие свойственны компьютерной системе, значительно выше, чем системе ручной обработки информации.
Следует помнить, что в процессе аудита аудитор не обязательно сам должен иметь соответствующую квалификацию в отрасли компьютерной технологии. Для этого возможно привлекать соответствующих консультантов, или экспертов, по вопросам компьютерной технологии. В определенных случаях работа таких специалистов регламентируется МСА – 620 “Использование работы эксперта”.
Основные направления взаимодействия аудитора и эксперта (консультанта по компьютерной технологии) представлены на рисунке 3.1.
Это позволяет обнаружить “слабые места” в программе по контрольной позиции, возможную ошибку, искажения, в программе с целью осуществления злоупотреблений и тому подобное.
В случае использования работы эксперта для оценки системы компьютерной обработки данных, которая применяется клиентом, аудитор должен планировать, регулировать и контролировать работу консультанта, сохраняя при этом ведущее положение.
В ходе предварительного изучения системы учета клиента аудитору, прежде всего, следуют ознакомиться с организационной формой обработки данных и уровнем автоматизации управленческих заданий, в частности, заданий бухгалтерского учета.
Встретить аудитора во всеоружии
Грамотная подготовка к аудиторской проверке, будь то обязательный аудит российской или же международной отчетности, позволит компании не только сократить сроки ее проведения, но и извлечь из нее дополнительные выгоды. О том, как выполнить ее правильно, рассказывает Павел Аникин, начальник отдела аудита по международным стандартам ЗАО «РУФАУДИТ».
Важный аспект
В процессе подготовки к аудиту можно выделить два аспекта: организационный и методологический. Первый касается «технического» обеспечения работы аудиторов, ко второму же относятся вопросы, непосредственно касающиеся учета и отчетности. В рамках организационного аспекта необходимо предпринять последовательные шаги, которые позволят в дальнейшем, при осуществлении аудита, избежать дополнительных временных затрат и затягивания сроков проверки.
Для начала необходимо назначить ответственного за работу с аудиторами. Логичнее всего, если это будет главный бухгалтер или его заместитель, так как в функции данного сотрудника входит непосредственное общение с аудиторами в ходе работы, оперативное представление информации по их запросам, а также координация взаимодействия с другими подразделениями компании.
Кроме того, нужно подготовить к проверке и прочих сотрудников компании, т. е. проинформировать всех, имеющих отношение к аудиту, о предстоящем мероприятии. Имеет смысл объяснить каждому отдельному сотруднику, что может потребоваться в ходе аудита лично от него. После этого нужно подготовить техническое обеспечение: предоставить аудиторам отдельное помещение или рабочие места, обеспечить доступ к средствам связи, к копировальной технике и т. п. Необходимые ресурсы должны быть обозначены в договоре на аудит, но не поленитесь оговорить их в устном порядке — например, с руководителем проверки.
Обязательным условием проведения проверки является обеспечение доступа к базе данных бухгалтерского учета. Если в компании установлено типовое программное обеспечение (например, 1С), то целесообразнее предоставить аудиторам доступ непосредственно в саму базу данных, чем делать отдельные выгрузки по запросам — последнее гарантированно удлинит срок проверки. Если же программное обеспечение является специфическим, то, скорее всего, придется выделить специалиста, который обеспечит выгрузку данных в формате Excel или другом приемлемом виде. Кроме того, не лишним будет составить график проверки так, чтобы он был удобен как сотрудникам фирмы, так и аудиторам — это поможет обеспечить максимально эффективное их взаимодействие.
Шаг за шагом
Методологический аспект включает в себя подготовку первичного списка необходимых документов. Такой список (если аудиторы сами его не прислали) можно запросить у руководителя или менеджера проекта. Форма его в большинстве случаев стандартна, и, как правило, в него входят учредительные документы, договоры с крупнейшими контрагентами, регистры по счетам бухгалтерского учета в зависимости от их существенности и т. п. В дальнейшем в ходе проверки будут запрашиваться дополнительные материалы, однако скорость их запроса напрямую зависит от того, насколько полно и оперативно будет подготовлен исходный комплект документов.
Необходимо составить перечень участков учета, на которые следует обратить особое внимание аудиторов (нетиповые, нестандартные и сложные операции). Он поможет аудиторам распределить свое время наиболее рациональным образом, а также снизит опасность необнаружения существенных ошибок в отчетности или налоговых рисков — последнее вообще свойственно аудиту в свете его выборочного характера. Благодаря всему вышеперечисленному указанная проверка принесет больше пользы. Также имеет смысл определить перечень хозяйственных операций, которые могут вызвать вопросы у аудиторов, и подготовиться к их обсуждению — это поможет вовремя предоставить полные комментарии и разъяснения. Они будут носить преимущественно устный характер.
В том случае, если проводится аудит отчетности, составленной по международным стандартам путем трансформации из российских, то необходимо подготовить полный перечень корректирующих проводок и трансформационную таблицу. Также следует приложить все расчеты вместе с объяснениями всех корректировок. Немалую пользу принесут и краткие письменные объяснения, отражающие суть корректировок. Более того, ответственные лица должны быть готовы представить все необходимые устные разъяснения. Всю необходимую информацию следует предоставить на самом раннем этапе, и это позволит параллельно вести аудит как российского учета, так и алгоритмов трансформации. Если будут выявлены нарушения в российском учете, то они вносятся во входящие данные трансформационной модели и автоматически меняют показатели отчетности по МСФО, при этом сам алгоритм может и не претерпеть изменений.
В том случае, если годовому аудиту предшествовала промежуточная стадия, то прежде всего необходимо устранить все нарушения (как минимум существенные), выявленные в ее ходе, так как в противном случае компании может быть выдано отрицательное аудиторское заключение или заключение с оговоркой.
Результат
Отдельным пунктом можно выделить согласование результатов аудита. Речь здесь идет прежде всего о содержании информационного письма. Лицо, ответственное за составление отчетности, должно ознакомиться с ним до предоставления руководству компании, т. к. в нем могут содержаться спорные замечания и неточности (например, в отношении квалификации отдельных операций компании), которые необходимо обсудить с аудиторами. В процессе такого обсуждения часть замечаний может быть удалена в силу их несущественности или некорректной трактовки операций. Кроме того, могут быть подкорректированы оценки последствий, которыми чреваты выявленные нарушения порядка ведения учета и составления отчетности. Эти усилия не пропадут даром — в итоге руководство получит всю необходимую и максимально точную информацию.
Если аудит проводится в отношении отчетности, составленной по МСФО, то проверка осуществляется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА).
Нормативная база
При подготовке к аудиту также полезно ознакомиться с нормативной базой, регулирующей процесс проведения проверки. С одной стороны, это позволит бухгалтеру понять свои права и обязанности применительно к работе с аудиторами, с другой же — повысит эффективность такой проверки. Ведь аудитор — это не ревизор, а помощник бухгалтера, который призван составить достоверную финансовую отчетность, избежать потенциальных налоговых рисков и повысить надежность системы внутреннего контроля.
Итак, при проведении проверки российской отчетности аудиторы руководствуются двумя основными документами: Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ и Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными постановлением правительства РФ 23 сентября 2002 г. № 696. Первый определяет базовые понятия аудиторской деятельности, цели и общие принципы проверки. Второй касается методических аспектов проведения проверки, конкретных аудиторских процедур и т. п. Если же аудит проводится в отношении отчетности, составленной по МСФО, то проверка осуществляется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), на основании которых разрабатывались российские правила аудита.