Банковская гарантия как способ обеспечения уплаты таможенных платежей
Перейти к содержимому

Банковская гарантия как способ обеспечения уплаты таможенных платежей

  • автор:

Способы обеспечения таможенных платежей

Таможенный кодекс РФ предусматривает использование различных форм обеспечения таможенных платежей. Необходимость развития этого института вызвана тенденцией мировой и российской практики к упрощению таможенных процедур. После оформления и контроля грузы не должны задерживаться, даже если возникают сомнения, например, в занижении таможенной стоимости. Принимая решение о выпуске товаров, таможенные органы должны предпринять все меры, обязывающие субъекта ВЭД или иное заинтересованное лицо исполнить обязанности уплаты пошлин, налогов и сборов. При этом они заинтересованы в скорейшем возмещении убытков в случае неисполнения такого обязательства.

Обеспечение таможенных платежей возможно также при предоставлении отсрочки или рассрочки, перевозке и хранении иностранных товаров. Обеспечения таможенных платежей не требуется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет менее 20 тыс. руб. В случае, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства плательщика будут выполнены, обеспечения также не требуется.

Согласно ст. 340 ТК РФ уплата таможенных платежей может быть обеспечена:

— залогом товаров и иного имущества;

— внесением денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в Федеральном казначействе (денежный залог);

В установленных правовыми актами случаях одним из способов обеспечения уплаты таможенных платежей может быть договор страхования.

Залог — одна из наиболее надежных мер обеспечения уплаты таможенных платежей. Залоговые отношения относятся к гражданско-правовым и регулируются нормами ГК РФ и Закона РФ "О залоге". Договор о залоге заключается в письменной форме. Он должен быть нотариально удостоверен в случае, если предмет залога составляют гражданские воздушные, морские и речные суда, подвижной состав железных дорог, а также если такая форма предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Сторонами договора о залоге выступают залогодержатель (таможенный орган) и залогодатель (как правило, субъект ВЭД). Залогодателем всегда является лицо, которому предмет залога принадлежит на праве собственности или хозяйственного ведения. Залогодатель обязан страховать за свой счет предмет залога на его полную стоимость на случаи утраты, недостачи или повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, совершения иными государственными органами действий и принятия ими актов, прекращающих хозяйственную деятельность залогодателя, либо препятствующих ей, либо неблагоприятно влияющих на нее (конфискация, реквизиция предмета залога), а также вследствие ликвидации организации-плательщика или признания ее несостоятельной либо объявления о несостоятельности независимо от того, остается ли предмет залога у залогодателя либо передается таможенным органам.

Предмет залога может быть оставлен и у залогодателя без права продажи или иного отчуждения с принятием необходимых мер для его сохранности. При залоге с оставлением предмета залога у залогодателя таможенный орган вправе: проверить по документам и фактически наличие, размер, состояние и условия хранения предмета залога; обязать залогодателя принять меры, необходимые для сохранения предмета залога; требовать от любого лица прекращения посягательств на предмет залога, угрожающего его утратой или повреждением.

Согласно ст. 334 ГК РФ залогодержатель имеет право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за изъятиями, установленными законом.

В качестве предмета залога могут быть использованы товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, и иное имущество, которое может стать предметом залога в соответствии с гражданским законодательством. В качестве залога не принимаются электрическая, тепловая и иные виды энергии; предприятия, здания, строения, сооружения, земельные участки, космические объекты; имущество, заложенное либо обремененное ранее; товары и транспортные средства, запрещенные к перемещению через границу; скоропортящиеся товары и некоторые другие. Товары, к которым подлежат применению меры нетарифного регулирования, могут быть предметом залога при условии наличия сертификата или прохождения ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов государственного контроля.

Свободная рыночная цена товаров, представляемых в качестве залога, не может быть ниже суммы обязательства субъекта ВЭД перед таможенными органами, а также 15%-ной надбавки на покрытие возможных издержек и расходов на реализацию. Данное обстоятельство делает залог выгодным для таможенных органов, поскольку этот способ "имеет реальную возможность обеспечить уплату таможенных платежей за счет стоимости реализованного имущества, а также имеет дополнительные гарантии, обеспечивающие сохранность заложенного имущества".

Обращение взыскания на предмет залога возможно, как правило, по решению судебных органов. Исключение составляют случаи, при которых в качестве предмета залога используются товары, находящиеся под таможенным контролем и переданные таможенным органам в качестве залога. Товары, принятые как предмет залога, реализуются на таможенных аукционах, товарных биржах, а также через торговые организации.

Банковская гарантия как способ обеспечения уплаты таможенных платежей представляет собой обязательство определенного лица уплатить таможенным органам денежные суммы в случае, если они не будут уплачены субъектом ВЭД, которому предоставляется такая гарантия. По сути, данная форма является страховкой от всех рисков, которые могут обернуться большими потерями для федерального бюджета. Банки-гаранты призваны помочь таможенным органам защитить интересы государства.

Согласно ч. 1 ст. 342 ТК РФ таможенные органы принимают гарантии, выдаваемые банками, кредитными или страховыми организациями. Согласно ст. 368 ГК РФ для оформления банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) выдают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате. Таким образом, плательщик таможенных платежей является принципалом, таможенный орган — бенефициаром, банк или страховая организация — гарантом.

Федеральная таможенная служба ведет реестр банков и иных организаций, которые могут быть гарантами перед таможенными органами. Основными критериями для принятия решения о включении банка (страховой организации) в реестр служат: наличие лицензии на проведение банковских операций, выданной Банком России (лицензии на право проведения страховой деятельности); отсутствие задолженности перед таможенными органами; зарегистрированный уставный капитал в сумме не менее 200 млн. руб. (для страховой организации — не менее 500 млн. руб.); собственные средства (капитал) не менее 1 млрд. руб.; соблюдение обязательных экономических нормативов на все отчетные даты в течение последнего календарного года и др. Страховая организация должна вести свою деятельность не менее пяти лет, а в течение последнего года у нее не должно быть убытков. Если названные учреждения не включены в реестр Федеральной таможенной службы, таможенные органы на местах не имеют права принимать от них банковскую гарантию.

Подтверждением наличия банковской гарантии служит гарантийный сертификат, который выдается таможней, принявшей такую гарантию. Гарантийный сертификат выдается на каждую перевозку товаров на каждом транспортном средстве.

Максимальная сумма одной банковской гарантии варьируется в зависимости от размера уставного капитала и может составлять от 100 тыс. до 5 млн. евро, а сумма всех одновременно действующих банковских гарантий — от 700 тыс. до 40 млн. евро. Для страховых организаций максимальная сумма одной банковской гарантии устанавливается равной 250 тыс. евро, максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий — 5 млн. евро.

Банковская гарантия утрачивает силу в случаях истечения срока ее действия, уплаты гарантом денежных средств в размере суммы банковской гарантии, отказа таможенного органа от прав по банковской гарантии. При неисполнении обязательств банковской гарантии банк, его филиал или страховая организация исключаются из реестра. Однако данное исключение не прекращает действия выданных ими и принятых таможенными органами банковских гарантий и не освобождает их от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий гарантий. Повторное введение организации в реестр возможно не ранее чем через один год при условии устранения причин исключения.

Денежные средства на счет таможенного органа вносятся в валюте РФ или в иностранной валюте с использованием безналичных расчетов, наличными деньгами в кассу таможенного органа или с помощью таможенных карт. Денежный залог может быть внесен плательщиком на счет таможенного органа в пользу третьего лица. За время хранения этих сумм на счете таможенного органа проценты на них не начисляются, внесенные суммы не индексируются. Данный способ создает объективные сложности для субъектов ВЭД, так как ведет к "замораживанию" денежных средств на счетах таможенных органов.

Денежный залог возможен при помещении товаров под специальные режимы реэкспорта, транзита, при ввозе в страну товаров с применением залога. Эта мера применяется также в случае, если физическое лицо имеет намерение ввезти в страну транспортное средство. Для этого гражданин заранее, до выезда из России, обращается в таможенный орган по месту своего жительства и вносит на депозит сумму в размере 1 — 15 тыс. евро в зависимости от даты выпуска и объема двигателя автомобиля. Итак, денежные средства должны быть внесены заблаговременно, до фактического пересечения товарами таможенной границы РФ. В подтверждение внесения денежного залога лицу, внесшему его, выдается таможенная расписка по установленной форме. Она не подлежит передаче другому лицу.

Лицо, внесшее денежные средства на счет таможенного органа, не вправе распоряжаться ими до завершения таможенного оформления товаров, за исключением отказа от ввоза товаров на таможенную территорию России.

При таможенном оформлении товаров денежный залог может быть использован для уплаты таможенных платежей и пени по таким товарам. Днем уплаты таможенных платежей в таком случае будет день принятия таможенным органом таможенной декларации, к которой приложены:

— письменное заявление плательщика об использовании денежного залога для внесения таможенных платежей, пени;

— документы, подтверждающие завершение выполнения обязательства, которое обеспечивалось внесением денежного залога на счет таможенного органа.

В случае невыполнения плательщиком обязательства, обеспеченного денежным залогом, таможенный орган, на счет которого внесены средства, со дня истечения срока выполнения такого обязательства принимает меры по их перечислению в федеральный бюджет.

Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством заключением договора между таможенным органом и поручителем. В качестве поручителя в соответствии со ст. 346 ТК РФ могут выступать таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также иные лица.

Обеспечение уплаты таможенных платежей в отдельных случаях бывает генеральным. При этом субъект ВЭД намерен провести несколько таможенных операций, а таможенный орган предпринимает различные способы обеспечения всех совершаемых операций.

Возврат сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов проводится не позднее трех дней после того, как таможенный орган удостоверился в исполнении обязательств, либо после прекращения деятельности, условием которой было такое обеспечение.

Возврат денежного залога обладает некоторыми особенностями, установленными ст. 357 ТК РФ. При исполнении субъектом внешней торговли обязательства заявление о возврате и таможенная расписка должны быть поданы в течение трех лет со дня, следующего за днем уплаты таможенных платежей. Возвращается залог либо таможенным органом, на счет или в кассу которого сумма денежного залога была внесена, либо там, где завершаются таможенная процедура и таможенный режим, обязательства исполнения которых были обеспечены денежным залогом. Денежный залог, как правило, возвращается в валюте платежа и в той форме (наличными или безналичными денежными средствами), которая использовалась при его внесении. При возврате сумм денежного залога проценты с них не выплачиваются, суммы не индексируются, комиссионное вознаграждение по банковским операциям выплачивается за счет переводимых средств.

Одним из способов обеспечения таможенных платежей Таможенный кодекс РФ называет страхование. Следует отметить, что в России данный институт возник в 1992 г. и активно развивается в последнее десятилетие. Его цель — защита имущественных интересов страхователей и застрахованных лиц. В соответствии с ч. 1 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). В области таможенного дела страхование может обеспечить защиту публично-правовых интересов посредством обязательства страховщика обеспечить уплату таможенных платежей.

Гражданским законодательством (ст. 935 ГК РФ) определены ограничения установления и применения обязательного страхования. Однако положения ст. 340 ТК РФ, не устанавливая обязательности страхования, предусматривают возможность его применения на добровольных началах в качестве способа обеспечения таможенных платежей. Соответственно, ограничения, установленные ст. 935 ГК РФ, на данный случай не распространяются. Кроме того, не подлежат применению ограничения ст. 933 ГК РФ, поскольку убытки федерального бюджета в виде неполучения доходов вследствие неисполнения лицами обязанности уплаты таможенных пошлин и налогов не могут быть отнесены к предпринимательскому риску в том его значении, которое определено п. 3 ч. 2 ст. 929 ГК РФ.

Часть 2 ст. 929 ГК РФ не содержит исчерпывающего перечня имущественных интересов, которые могут быть застрахованы. Соответственно, в качестве объекта страхования может быть и риск убытков федерального бюджета в виде неполучения доходов вследствие неисполнения обязанности уплаты таможенных пошлин и налогов.

Основным сдерживающим фактором на пути применения страхования в качестве способа обеспечения таможенных платежей следует рассматривать отсутствие соответствующей правовой базы. Внесение в Таможенный кодекс РФ норм, регламентирующих правила применения такого способа, расширило бы возможность его использования участниками внешней торговли, а также способствовало бы расширению таможенной инфраструктуры.

Банковская гарантия как способ обеспечения уплаты таможенных платежей

Таможенная гарантия в виде банковской гарантии является одним из основных способов обеспечения уплаты таможенных платежей.

Таможенная гарантия выдается банком-гарантом по поручению клиента-принципала таможенному органу (бенефициару). В соответствии с таможенной гарантией банк гарант обязуется в случае неисполнения клиентом — принципалом своих обязательств по уплате таможенных платежей различного рода произвести платеж таможенному органу — бенефициару в пределах указанной суммы денежных средств.

Банковская гарантия в пользу Федеральной Таможенной Службы (ФТС) может выдаваться для включения в Реестр ФТС.

Банковская гарантия в пользу Федеральной Таможенной Службы (ФТС) выдается в экспресс режиме на суммы от 35-50 до 300 млн руб
или на любую сумму через одобрение кредитного лимита,
для фармацевтических, торговых, строительных, производственных, транспортных компаний, а так же компаний иных отраслей с контрактным характером работы.

  • копия Свидетельства, подтверждающего нахождение Принципала в Реестре ФТС или копию предварительного подтверждения Таможенного органа на включение Клиента в Реестр ФТС («Уведомление о принятии предварительного решения о соблюдении иных условий включения в реестр/о соблюдении условий включения в реестр») для случаев, когда Клиент не включен в Реестр ФТС на момент обращения за БГ (БГ необходима Принципалу для включения в Реестр ФТС);
  • справка о наличии / отсутствии распоряжений, не оплаченных в срок к счетам Контрагента в Банках в размере, превышающем 25 % ЧА на последнюю отчетную дату,
  • для имеющих опыт деятельности в таможенной сфере, но ранее исключенных из Реестра ФТС, либо по иной причине прекративших деятельность в сфере таможенного дела, и заново подающих документы для включения в Реестр ФТС, дополнительно предоставляются:

— копия последнего недействующего Свидетельства, подтверждающего нахождение Принципала в Реестре ФТС;
— копия решения ТО об исключении Принципала из Реестра ФТС;
— в случае наличия факта правопреемственности (компания правопреемник запрашивает новую БГ, предыдущая БГ предоставлялась компании предшественнику) могут быть дополнительно запрошены документы, подтверждающие правопреемственность компании правопреемника.

Максимальная сумма таможенных гарантий выданных одним банком ограничивается Минфином РФ в зависимости от размера собственных средств и норматива достаточности собственных средств Банка.

Таможенные гарантии обеспечивают исполнение клиентом-принципалом:

1. Уплаты таможенных платежей (например, в случаях отсрочки и рассрочки):

(ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; таможенные сборы).

2. Выполнение своих обязательств:

  • как владельца таможенного склада или склада временного хранения:

банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение владельцем таможенного склада своих обязательств по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, хранящихся на таможенном складе, в случае их утраты либо выдачи без разрешения таможенного органа, а также таможенных пошлин, налогов в случае недоставки иностранных товаров в таможенный орган назначения, если владельцем таможенного склада получено разрешение на внутренний таможенный транзит.

  • как таможенного брокера:

банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение таможенным брокером перед таможенными органами своих обязательств по уплате сумм таможенных платежей, возможных процентов и пени, возникающих при осуществлении принципалом деятельности в качестве таможенного брокера.

  • как таможенного перевозчика:

банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение таможенным перевозчиком своих обязательств по уплате сумм таможенных платежей, возможных процентов и пени, возникающих при осуществлении принципалом деятельности в качестве таможенного перевозчика.

  • при внутреннем транзите:

банковская гарантия обеспечивает уплату таможенных платежей для получения разрешения на перевозку товаров по процедуре внутреннего таможенного транзита.

Использование банковской гарантии в качестве способа обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Банковская гарантия как способ обеспечения уплаты таможенных платежей представляет собой обязательство определенного лица уплатить таможенным органам денежные суммы в случае, если они не будут уплачены субъектом ВЭД, которому предоставляется такая гарантия. По сути, данная форма является страховкой от всех рисков, которые могут обернуться большими потерями для федерального бюджета. Банки-гаранты призваны помочь таможенным органам защитить интересы государства.

Согласно ч. 1 ст. 342 ТК РФ таможенные органы принимают гарантии, выдаваемые банками, кредитными или страховыми организациями. Согласно ст. 368 ГК РФ для оформления банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) выдают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате. Таким образом, плательщик таможенных платежей является принципалом, таможенный орган — бенефициаром, банк или страховая организация — гарантом.

Федеральная таможенная служба ведет реестр банков и иных организаций, которые могут быть гарантами перед таможенными органами. Основными критериями для принятия решения о включении банка (страховой организации) в реестр служат: наличие лицензии на проведение банковских операций, выданной Банком России (лицензии на право проведения страховой деятельности); отсутствие задолженности перед таможенными органами; зарегистрированный уставный капитал в сумме не менее 200 млн. руб. (для страховой организации — не менее 500 млн. руб.); собственные средства (капитал) не менее 1 млрд. руб.; соблюдение обязательных экономических нормативов на все отчетные даты в течение последнего календарного года и др. Подтверждением наличия банковской гарантии служит гарантийный сертификат, который выдается таможней, принявшей такую гарантию. Гарантийный сертификат выдается на каждую перевозку товаров на каждом транспортном средстве.

Максимальная сумма одной банковской гарантии варьируется в зависимости от размера уставного капитала и может составлять от 100 тыс. до 5 млн. евро, а сумма всех одновременно действующих банковских гарантий — от 700 тыс. до 40 млн. евро. Для страховых организаций максимальная сумма одной банковской гарантии устанавливается равной 250 тыс. евро, максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий — 5 млн. евро.

Банковская гарантия утрачивает силу в случаях истечения срока ее действия, уплаты гарантом денежных средств в размере суммы банковской гарантии, отказа таможенного органа от прав по банковской гарантии..

Применение операции взыскания таможенных пошлин, налогов.

Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.

Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 154 настоящего Федерального закона.

До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 настоящего Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган.

При солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов декларанта и таможенного представителя требования об уплате таможенных платежей выставляются одновременно декларанту и таможенному представителю с указанием об этом в данных требованиях. Требование об уплате таможенных платежей выставляется лицу, осуществлявшему декларирование товаров в качестве таможенного представителя, также в случае, если это лицо прекратило свою деятельность в качестве таможенного представителя. В случае, если возможность выставить требования об уплате таможенных платежей сразу двум лицам, указанным в настоящей части, отсутствует, таможенный орган выставляет требование об уплате таможенных платежей одному из этих двух лиц. При применении мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов при солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенные органы пользуются правами кредитора при солидарной обязанности по правилам, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.

5. Принудительное взыскание таможенных платежей не производится:

1) если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Банковская гарантия как способ обеспечения уплаты таможенных платежей

Статья 61. Банковская гарантия

1. В случаях, предусмотренных Кодексом Союза и настоящим Федеральным законом, исполнение обязанностей может обеспечиваться банковской гарантией.

2. В силу банковской гарантии банк, ВЭБ.РФ, Евразийский банк развития (далее — гаранты) обязываются перед таможенными органами (бенефициар) исполнить в полном объеме обязанность плательщика (принципал), а в случаях, предусмотренных Кодексом Союза и настоящим Федеральным законом, — обязанность иного лица (принципал) по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, если плательщик (иное лицо) не уплатит в установленный срок подлежащие уплате суммы таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства уплатить денежную сумму по требованию таможенного органа об уплате этой суммы.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. К правоотношениям, возникающим при принятии банковской гарантии в качестве способа обеспечения исполнения обязанностей, применяются положения гражданского законодательства Российской Федерации, законодательства об электронной подписи и настоящего Федерального закона.

4. Таможенные органы для обеспечения исполнения обязанностей принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в реестр банков, обладающих правом выдачи банковских гарантий (далее в настоящей главе — реестр), а также банковские гарантии, выданные ВЭБ.РФ или Евразийским банком развития. Реестр ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Банковская гарантия, выданная ВЭБ.РФ или Евразийским банком развития, принимается таможенным органом при соблюдении условий, установленных настоящей статьей, если не превышены максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий ВЭБ.РФ или Евразийского банка развития, установленные Правительством Российской Федерации, а также отсутствуют основания, предусмотренные пунктами 3 — 7 части 18 и частью 19 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Банковская гарантия представляется в таможенный орган в виде документа на бумажном носителе или электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, обладающего правом от имени гаранта подписывать банковские гарантии.

7. В банковской гарантии должны быть указаны сведения:

1) об условии, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных средств на счет Федерального казначейства;

2) об уменьшении размера обязательств гаранта по банковской гарантии на сумму платежа, осуществленного гарантом по банковской гарантии. В сумму платежа, на которую уменьшается сумма гарантии, не включаются суммы неустоек, уплаченные гарантом в связи с просрочкой исполнения обязательств по банковской гарантии;

3) об обязанности гаранта уплатить таможенному органу неустойку в размере 0,1 процента суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств по банковской гарантии;

4) о применении таможенным органом мер по взысканию с гаранта сумм, обязанность по уплате которых обеспечена банковской гарантией, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 75 и 80 настоящего Федерального закона, в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленного до окончания срока действия банковской гарантии;

5) о том, что банковская гарантия не может быть отозвана или изменена гарантом.

8. В случае представления банковской гарантии в качестве генерального обеспечения бенефициаром по такой банковской гарантии должны являться таможенные органы.

9. Банковская гарантия на день ее представления в таможенный орган должна быть вступившей в силу, если иное не предусмотрено частью 10 настоящей статьи.

10. Допускаются представление в таможенный орган и принятие им банковской гарантии до вступления ее в силу в целях соблюдения условия непрерывности обеспечения исполнения обязанностей, предусмотренных пунктом 4 статьи 63, пунктом 9 статьи 399 и пунктом 9 статьи 436 Кодекса Союза, при условии, что разница между днем представления банковской гарантии в таможенный орган и днем вступления ее в силу не превышает девяноста календарных дней, а срок действия ранее принятого обеспечения исполнения обязанностей истекает не ранее чем за один день до вступления банковской гарантии в силу.

11. Банковская гарантия в зависимости от обеспечиваемых обязанностей представляется:

2) в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, — для банковской гарантии, предоставляемой в качестве генерального обеспечения.

12. Банковская гарантия, выданная в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, представляется в таможенный орган гарантом в соответствии с порядком, предусмотренным частью 32 настоящей статьи.

13. Банковская гарантия, выдаваемая в виде документа на бумажном носителе, представляется в таможенный орган принципалом с сопроводительным письмом. Принципалом вместе с оригиналом банковской гарантии представляются оригиналы или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии документов, подтверждающих соответствующие полномочия лиц, подписавших банковскую гарантию, и заверенная в установленном порядке карточка с образцами подписей указанных лиц и оттиском печати (при наличии печати) гаранта, выдавшего банковскую гарантию, или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой карточки. В случае, если указанные документы и карточка ранее представлялись в этот таможенный орган, их представление не требуется.

14. Таможенный орган принимает предоставленную банковскую гарантию или отказывает в ее приеме в срок, не превышающий:

1) пяти рабочих дней со дня ее поступления, — для банковской гарантии, оформленной в виде документа на бумажном носителе;

2) одного рабочего дня, следующего за днем ее поступления, — для банковской гарантии, оформленной в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

15. Банковская гарантия принимается таможенным органом при соблюдении условий, установленных настоящей статьей, если выдавший ее банк на день поступления указанной банковской гарантии в таможенный орган включен в реестр и не превышены максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, указанных в реестре для данного банка, а также отсутствуют основания, предусмотренные частями 18 и 19 настоящей статьи.

16. В случае приема банковской гарантии таможенный орган в срок, не превышающий двух рабочих дней со дня ее приема, направляет принципалу таможенную расписку на сумму, указанную в банковской гарантии.

17. Если банковская гарантия представлена в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, таможенный орган направляет информацию о ее приеме гаранту, выдавшему банковскую гарантию.

18. Таможенный орган отказывает в приеме банковской гарантии, оформленной в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) отзыв Центральным банком Российской Федерации у банка, который выдал банковскую гарантию, лицензии на осуществление банковских операций, назначение в банк временной администрации по управлению кредитной организацией или введение моратория на удовлетворение требований кредиторов банка;

2) отсутствие банка, который выдал банковскую гарантию, в реестре на день поступления указанной банковской гарантии в таможенный орган;

3) отсутствие в банковской гарантии сведений, предусмотренных частью 7 настоящей статьи;

4) наличие в банковской гарантии ошибочных (неверных, недостоверных) сведений о гаранте, принципале и (или) бенефициаре, об обеспечиваемом обязательстве, если такие ошибочные (неверные, недостоверные) сведения могут повлечь отказ гаранта в выплате по банковской гарантии;

5) несоблюдение ограничения по максимальной сумме одной банковской гарантии и (или) максимальной сумме всех одновременно действующих банковских гарантий, указанных в реестре для банка, который выдал банковскую гарантию, или несоблюдение ограничения по максимальной сумме одной банковской гарантии и (или) максимальной сумме всех одновременно действующих банковских гарантий ВЭБ.РФ или Евразийского банка развития, установленных Правительством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) наличие в банковской гарантии указания на представление таможенным органом гаранту документов, которые не предусмотрены настоящей статьей;

7) срок действия банковской гарантии истекает ранее чем через три месяца после дня установленного срока исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обеспеченной банковской гарантией, либо срока наступления события, с которым связано исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

19. Таможенный орган отказывает в приеме банковской гарантии, оформленной в виде документа на бумажном носителе, и возвращает ее принципалу при наличии одного из оснований, предусмотренных частью 18 настоящей статьи, и (или) одного из следующих оснований:

1) непоступление от гаранта в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, информации в электронном виде о выдаче банковской гарантии в соответствии с порядком, предусмотренным частью 32 настоящей статьи;

2) подписание банковской гарантии лицами, не обладающими соответствующими полномочиями, и (или) лицами, чьи полномочия на подписание банковской гарантии не подтверждены;

3) несоответствие оттиска печати гаранта на банковской гарантии оттиску печати гаранта на карточке с образцами подписей лиц, подписавших банковскую гарантию, и оттиском печати гаранта (при наличии печати), выдавшего банковскую гарантию, если гарант имеет печать;

4) несоответствие подписей лиц, подписавших банковскую гарантию, на банковской гарантии образцам подписей лиц, указанных на карточке с образцами подписей лиц, подписавших банковскую гарантию, и оттиском печати гаранта (при наличии печати), выдавшего банковскую гарантию;

5) несоблюдение иных условий, установленных настоящей статьей.

20. Положения пункта 7 части 18 настоящей статьи не применяются в отношении банковских гарантий, обеспечивающих исполнение обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, и (или) обязанностей уполномоченного экономического оператора, а также банковских гарантий, применяемых в качестве генерального обеспечения, либо в случаях, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не возникла.

21. В случае отказа в приеме банковской гарантии таможенный орган в срок, установленный частью 14 настоящей статьи, информирует в виде документа на бумажном носителе или электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, принципала и гаранта, выдавшего банковскую гарантию, об отказе с указанием причин, послуживших основанием для отказа. Одновременно с отказом принципалу возвращается банковская гарантия, оформленная в виде документа на бумажном носителе.

22. Если банковская гарантия принята таможенным органом до возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, то банковская гарантия не может быть использована в целях обеспечения исполнения таких обязанностей, если срок действия банковской гарантии истекает ранее чем через три месяца со дня истечения установленного срока исполнения указанных обязанностей либо срока наступления события, с которым связано исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

23. Таможенный орган, принявший банковскую гарантию, направляет гаранту отказ от своих прав по банковской гарантии, если действие такой гарантии не прекратилось, в случаях, установленных пунктом 13 статьи 399 и пунктом 23 статьи 436 Кодекса Союза, а также в случаях, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, исполнение которой обеспечено такой банковской гарантией, исполнена в полном объеме, прекращена либо не возникла либо взамен банковской гарантии предоставлено и принято таможенным органом другое обеспечение исполнения обязанностей.

24. Отказ таможенного органа от своих прав по банковской гарантии оформляется в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Если банковская гарантия оформлена в виде документа на бумажном носителе, ее возврат не осуществляется.

25. В случае отзыва Центральным банком Российской Федерации лицензии на осуществление банковских операций у выдавшего банковскую гарантию банка, назначения в банк временной администрации по управлению кредитной организацией и (или) введения моратория на удовлетворение требований кредиторов банка принципал обязан не позднее одного месяца со дня отзыва лицензии представить таможенному органу новое обеспечение исполнения обязанностей.

26. В случае вступления в силу федерального закона, определяющего порядок и сроки ликвидации ВЭБ.РФ, принципал обязан не позднее одного месяца со дня вступления в силу указанного федерального закона представить таможенному органу новое обеспечение исполнения обязанностей.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

27. В случае вступления в силу международного договора Российской Федерации, определяющего порядок и сроки ликвидации Евразийского банка развития, принципал обязан не позднее одного месяца со дня вступления в силу указанного международного договора представить таможенному органу новое обеспечение исполнения обязанностей.

28. По истечении указанного в частях 25 — 27 настоящей статьи срока действие банковской гарантии прекращается.

29. Максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком, включенным в реестр, для принятия указанных гарантий таможенными органами устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, в зависимости от величины собственных средств (капитала), значений обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», и иных критериев.

30. Максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных ВЭБ.РФ или Евразийским банком развития, для принятия указанных гарантий таможенными органами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

31. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем выдачи банковской гарантии в виде документа на бумажном носителе, гарант направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в электронном виде сведения о выдаче банковской гарантии. Указанные сведения направляются и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, обладающего правом от имени банка подписывать соответствующие сведения.

32. Передача банками в таможенные органы, а также таможенными органами в банки электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, и информации в электронном виде, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела. Передача ВЭБ.РФ или Евразийским банком развития в таможенные органы, а также таможенными органами во ВЭБ.РФ или в Евразийский банк развития электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, и информации в электронном виде, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется в порядке, установленном соглашением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела, с ВЭБ.РФ или Евразийским банком развития.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

33. Состав и структура информации в электронном виде, направляемой банками в таможенные органы, а также таможенными органами в банки, предусмотренной настоящей статьей, устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела. Состав и структура информации в электронном виде, направляемой ВЭБ.РФ, Евразийским банком развития в таможенные органы, а также таможенными органами во ВЭБ.РФ, в Евразийский банк развития, предусмотренной настоящей статьей, устанавливаются соглашением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела, с ВЭБ.РФ или Евразийским банком развития.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

34. Банковская гарантия может использоваться для обеспечения исполнения обязанностей, указанных в пункте 16 статьи 399 Кодекса Союза, если это предусмотрено условием такой банковской гарантии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *