Иностранные поставщики платежных услуг кто это
Перейти к содержимому

Иностранные поставщики платежных услуг кто это

  • автор:

Что такое поставщик платежных услуг или PSP?

Если вы подпишитесь на услугу по ссылке на этой странице, Reeves and Sons Limited может получить комиссию. Смотрите наши заявление об этике.

Если вы читаете это, есть хороший шанс, что вы уже думаете о запуске бизнеса. Возможно, вы просмотрели несколько статей об электронной коммерции и обнаружили, что если вы хотите использовать методы онлайн-платежей, вам нужны правильные инструменты.

Во-первых, такие термины, как «поставщик платежных услуг» или «платежный шлюз», могут сбивать с толку новичков. Это особенно верно, когда многие люди, кажется, не знают разницы между торговым счетом или поставщиком платежных услуг — двумя отдельными субъектами.

Сегодня мы собираемся предоставить помощь, которая вам действительно нужна, чтобы начать принимать кредитные и дебетовые карты онлайн. Мы определим, что такое поставщик платежных услуг, как он помогает вам обрабатывать различные способы оплаты и многое другое. Давайте начнем.

Поставщики платежных услуг: определение

Поставщик платежных услуг, или PSP, предлагает продавцам поддержку, необходимую им для доступа к электронным платежам с кредитных карт, цифровых кошельков и т. д. PayPal и Stripe оба типа поставщика платежных услуг.

Поставщик платежных услуг также может называться сторонней компанией по обработке платежей. Однако важно отметить, что поставщик платежа и торговый счет — это не одно и то же. В то время как традиционный торговый счет дает торговцам их собственный счет, PSP объединяет множество различных продавцов под одним зонтиком. Это означает, что PSP принимают на себя полный финансовый риск каждого бизнеса, с которым он связан.

Поставщики платежных услуг могут быть полезны для продавцов, потому что это облегчает доступ к платежам с визы, Mastercard и других счетов. Эта стратегия также снижает сборы, обычно связанные с торговыми счетами.

Что означает поставщик платежных услуг?

Третья сторона, которая облегчает и помогает купцам при принятии платежей, также известную как поставщик торговых услуг или PSP. В онлайн-магазинах PSP предоставит различные способы оплаты, включая прямой дебет, банковский перевод, банковские переводы в реальном времени с использованием онлайн-банкинга и кредитной карты. В основном они объединяют все вместе, чтобы позволить торговцу принимать кредитные карты и делать это в бесшовной форме, что делает весь процесс прозрачным для клиентов и без стресса для торговцев.

PSP может подключаться к нескольким банкам-эквайерам, а также к платежным и карточным сетям. Привлекая услуги PSP, продавец становится менее зависимым от финансовых учреждений для управления транзакциями, поскольку PSP может управлять банковскими счетами, а также отношениями с внешней сетью.

Поставщик платежных услуг против торговых счетов

Поставщик платежных услуг больше всего отличается от торгового счета тем, как он работает со счетами. С PSP есть несколько пользователей в коллекции, группе или продавцах. С другой стороны, поставщик торгового счета предоставляет каждому продавцу свои собственныеdiviдвойные счета. Процесс проверки для каждого продавца также более тщательный с моделями торговых счетов.

Торговые счета также отличаются от платежных систем другими способами. Торговые счета очень сосредоточены на обработке платежей. Сторонний процессор, с другой стороны, может обеспечить более полное решение для компаний. Помимо обработчика платежей, вы можете получить доступ к таким вещам, как средства оформления заказа и оборудование.

Преимущество приема карточных платежей через поставщика платежных услуг заключается в том, что вам обычно не нужно платить дополнительные сборы за безопасность. Такие вещи, как соответствие PCI, уже доступны в вашей учетной записи.

Еще один большой бонус поставщиков платежных услуг по сравнению с торговыми услугами — это то, что вы покупаете целую платформу инструментов. Поддержка, которую эквайер получает с помощью PSP, часто гораздо более комплексна для обработки платежей. Такие инструменты, как Square, Shopify, и Stripe все включают, например, инструменты для выставления счетов и функции отчетности.

Кроме того, для многих из этих решений доступен уникальный шлюз, который упрощает людям начало продаж в Интернете. Square и пользователи PayPal могли легко принимать платежи с помощью American Express и других способов оплаты, а также предлагать такие вещи, как защита от мошенничества и варианты лояльности из своего платежного решения.

Компании, не имеющие значительных бюджетных средств, чтобы тратить их на свои счета и точки продаж, безусловно, могут получить выгоду от поставщика платежных услуг. Тем не менее, вы не получите большую поддержку, если вам нужна помощь, начиная с нуля.

Проблемы с использованием платежных систем

Использование PSP для обслуживания услуг платежных карт дает множество преимуществ, от PCI DSS до других дополнительных функций для онлайн-транзакций. Однако у PSP есть и недостатки. Например, вы не получаете много обслуживания клиентов, чтобы помочь с вашими онлайн-транзакциями. Вы можете иметь дело с банком-эмитентом, если у вас есть прямые банковские проблемы. Однако способов получить помощь от вашего PSP не так много.

Некоторые платежные системы предоставляют технические ресурсы, так что вы можете найти свои собственные ответы на вопросы о глобальных платежах или, например, о возврате платежей. Однако ваш агрегатор не сможет вам помочь. Там может быть необходимость сделать много поиска в Google.

С другой стороны, с учетной записью продавца вы получаете гораздо больше поддержки с функциями обработки кредитной карты. Поскольку торговые счета предназначены для поддержки вdiviдвойных пользователей, вы получаете большую индивидуальную поддержку.

Еще одним недостатком PSP является то, как легко получить учетную запись. Хотя это может звучать замечательно, что вы можете настроить учетную запись немедленно, это также означает, что у вас более высокий риск того, что кто-то внезапно отменит или заблокирует вашу учетную запись, если что-то пойдет не так. Дополнительный процесс проверки, который вы выполняете с учетной записью продавца, может показаться раздражающим, но он повышает ваши шансы остаться на вершине вашей учетной записи.

Счета Merchant дают вам преимущество сомнения, когда что-то меняется в вашей учетной записи. С другой стороны, у провайдера платежных услуг, если вы внезапно изменили крупную транзакцию по кредитной карте или что-то еще заставило вас выглядеть подозрительно, ваша учетная запись часто мгновенно замораживалась. Поскольку вокруг не так много людей, которые могут помочь вам, если что-то пойдет не так, вам придется бороться в одиночку.

Существует риск того, что после того, как ваш аккаунт будет заморожен, вам, возможно, придется подождать несколько недель, прежде чем вы сможете настроить все заново.

Сколько стоит поставщик платежных услуг?

Одна из первых вещей, на которую многие владельцы бизнеса будут обращать внимание при использовании провайдеров онлайн-платежей, это то, сколько будет стоить учетная запись. На этом этапе все может оказаться непросто, поскольку лучшее решение для вашего бизнеса может быть не таким, как для любого другого владельца бизнеса, которого вы знаете. Сборы будут зависеть от размера вашей компании, средних транзакций, которые вам нужно обработать, и так далее.

Цены на торговый счет или PSP могут иногда идти против вас, если учитывать такие факторы, как цена за транзакцию, объем бизнеса, сборы за соблюдение нормативных требований, затраты на оборудование и т. Д. Ценовая структура торгового счета также нуждается в упоминании.

Большинство поставщиков платежных услуг используют единую структуру тарифов для ценообразования. По сути, это гарантирует, что вы платите одинаковую сумму за каждую транзакцию, независимо от типа карты. Там нет ежемесячной платы, чтобы беспокоиться, и другие расходы, помимо транзакционных или, как правило, не существует.

В некоторых случаях цены транзакций вычитаются из каждой транзакции в простой стратегии, чтобы помочь владельцам малого бизнеса управлять расходами. Крупные компании также извлекают выгоду из фиксированной ценовой структуры поставщика платежных услуг.

Затраты, которые часто связаны с использованием основного торгового счета, могут быть намного сложнее понять. Вот почему бизнес-лидерам требуется много времени, чтобы должным образом ознакомиться с условиями их услуг.

С помощью торгового счета вам может потребоваться оплатить следующие структуры:

  • Interchange-плюсВ основном это означает, что ваш платежный процессор доставляет вам плату за обмен карточных сетей вместе с небольшой наценкой.
  • Стоимость подписки: С помощью этой стратегии, продавцы платят ежемесячную плату за свое членство на торговом счете. Есть также еще одна небольшая плата, чтобы заплатить с транзакциями тоже. Эта стоимость часто приходит по фиксированной ставке, поэтому ее проще планировать.
  • Многоуровневое ценообразование: Транзакции здесь часто группируются по неквалифицированным и квалифицированным категориям, причем квалифицированные транзакции обходятся дешевле. Эта модель часто упрощает обработку платежей и приводит к тому, что продавцы платят больше в долгосрочной перспективе.

Помимо основных затрат, структуры ценообразования могут также предусматривать другие дополнительные сборы, такие как затраты на соответствие PCI для обеспечения безопасности вашей платежной системы и сборы за отчеты. Если вы небольшая компания и не тратите много денег, вы, как правило, получаете гораздо более дешевый опыт, работая с поставщиком платежных услуг. С другой стороны, если вы ежемесячно зарабатываете много денег в своей компании и вам нужна дополнительная поддержка, то лучшим вариантом может стать поставщик торговых счетов.

Как насчет цен на карточные сети

Есть еще одна цена, о которой вам нужно подумать, когда вы настраиваете свой бизнес с правильным поставщиком платежей. Карточные брендовые сети выступают в качестве посредника между банком-эмитентом и поставщиком услуг. Существуют ассоциации кредитных карт и сети без PIN-карт.

Каждому бизнесу, которому необходимо принимать к оплате кредитные и дебетовые карты, потребуется услуга для обработки этих платежей. Некоторые из этих подключений требуют дополнительных сторонних платежных шлюзов, которые приводят к увеличению сборов. Платежные шлюзы предлагают точку связи между системами точек продаж и платформами. С другой стороны, шлюзы предлагают возможности подключения для компаний, которые хотят получить доступ к платежному процессору, который им подходит.

Шлюзы являются подходящим вариантом для широкого спектра бизнес-конфигураций в магазине и онлайн. Платежные услуги часто включаются в более широкий выбор услуг. Некоторые провайдеры платформ для сайтов электронной коммерции также предоставляют вам поддержку обработчика платежей, который вы хотите использовать.

Существуют также независимые торговые организации, которые работают с поставщиками платежей, чтобы справиться с торговыми отношениями. Эти компании перепродают услуги и продукты от платежных систем и поставщиков услуг. ISO также получают комиссию от процессоров, на которых они подписывают торговцев.

Другой вариант — работать с реселлером с добавленной стоимостью, который работает в партнерстве с одним или несколькими платежными процессорами для предоставления услуг продавцам. VAR предлагают дополнительные функции, которые дополняют такие варианты обработки платежей, как оборудование для точек продаж, управление запасами и т. Д.

Наконец, банки также играют роль в общих расходах вашей системы. Банк-эмитент доставит кредитную или дебетовую карту вашим потребителям. Кроме того, банки-эквайеры обрабатывают кредитные и дебетовые платежи для торговцев. Вам нужно будет заключить договор с банком-эквайером со своим торговым счетом или через поставщика платежных услуг.

Длительность контракта с поставщиками платежных услуг

При оценке вариантов приема платежей вам, возможно, придется учесть и то, как долго вам нужно оставаться у поставщика платежных услуг. Привязанность к конкретной сделке может затруднить изменение вашей стратегии, если вы найдете лучший вариант в другом месте.

С положительной стороны, с поставщиком платежных услуг, вы обычно получаете опыт «плати как есть». Там нет дополнительной платы беспокоиться, если вы решите, что вы хотите отменить свою услугу. С другой стороны, если вы выбираете торговую учетную запись, выйти из отношений, в которых вы больше не хотите, гораздо сложнее.

Хотя индустрия развивается, и все больше торговых счетов дают компаниям гораздо больше свободы для развития и ежемесячной оплаты, вы получаете скидку, если платите за долгосрочные счета. Годовые контракты и другие дорогостоящие сборы за завершение или прекращение для ваших учетных записей будут означать, что у вас будет больше финансовых забот, чтобы рассмотреть, когда вы пытаетесь построить успешный бизнес. Это определенно хорошая идея, чтобы убедиться, что вы не спешите со своими сравнениями.

Изучите, что происходит в вашей отрасли, и убедитесь, что вы знаете, какие компании могут предложить вам лучшие затраты в долгосрочной перспективе. Если вы все еще относительно новый бизнес и не уверены, как быстро ваши потребности изменятся, месячная структура ценообразования может быть для вас оптимальной. Использование этого подхода позволит вам переключать учетные записи, если вы найдете что-то более доступное в другом месте.

Плюсы и минусы использования платежного сервиса

Существует множество причин, по которым вы можете предпочесть использовать PSP, а не торговые счета. Платежные системы гораздо более гибкие, чем их коллеги. Для небольших компаний у вас будет свобода менять услуги по своему желанию и изучать различные варианты, которые могут быть вам доступны. Оплата по мере того как вы идете цены также означает, что вы не застряли ни в чем.

Большая популярность, связанная с поставщиками платежных услуг, проистекает из того факта, что вы получаете много удобства за небольшую плату. Поставщики платежных услуг отлично подходят для растущих компаний и небольших компаний. Вы получаете такие вещи, как безопасность платежей и различные расширенные инструменты, встроенные в ваш пакет. Это означает, что вы можете легко найти то, что вам нужно.

Кроме того, помните, что поставщики платежных услуг отлично подходят для быстрой настройки. Вы можете заполнить заявку и начать прием платежей практически сразу. Нет никаких запугивающих контрактов, о которых нужно беспокоиться, или процессов подписки, когда вас могут не принять. Кроме того, несмотря на то, что поставщики торговых счетов сегодня предоставляют предприятиям больше возможностей, им все же не так просто попасть в дверь.

Итак, почему бы никому не получить учетную запись PSP?

Ну, есть и минусы тоже. Как уже упоминалось выше, поставщик платежных услуг является сторонним процессором. Есть некоторые риски с таким подходом к продаже. Например. Это легко открыть учетную запись, так что существует большая вероятность того, что кто-то отменит вашу учетную запись, если что-то в ваших покупках начнет меняться.

Еще одна распространенная проблема, связанная с процессором платежных услуг, заключается в том, что всегда существует риск того, что что-то произойдет с вашей учетной записью, и вы не сможете получить поддержку, необходимую для возврата в нужное русло. Когда вы регистрируетесь для такого типа учетной записи, вам необходимо понимать, что ваша учетная запись может быть заблокирована или удалена почти без предупреждения.

Хотя есть люди, с которыми вы можете связаться, чтобы узнать, что происходит, часто требуется некоторое время, прежде чем вы сможете получить деньги, которые вам должны.

Если вы используете поставщика платежных услуг?

Итак, кто должен выбрать поставщика платежных услуг.

Давайте разберемся с некоторыми фактами.

Плюсы:

  • Проще настроить для начинающих
  • Ежемесячные платежи означают, что вы можете сохранить свои расходы на низком уровне
  • Отлично подходит для гибкости, когда вы не уверены, что вам нужно в долгосрочной перспективе
  • Множество дополнительных функций, встроенных в стандарт для компаний
  • Отлично подходит для простоты использования и роста
  • Меньше сборов для беспокойства в целом
  • Ограниченные комиссии за транзакции
  • Отлично подходит для платежей по кредитным картам онлайн и офлайн

Минусы:

  • Не так много поддержки клиентов для начинающих
  • Может рискнуть заблокировать или аннулировать аккаунты
  • Менее специализированное руководство

Поставщики платежных услуг, вероятно, будут правильным вариантом для конкретного типа владельца бизнеса. Вам нужно тщательно продумать, чего вы хотите достичь в своем бизнесе, прежде чем начать. Поставщик платежных услуг с большей вероятностью обратится к вам, если вы хотите что-то гибкое и доступное, чтобы начать продавать через Интернет.

Поставщики платежных услуг также являются хорошим выбором для тех, кто продает большие объемы и хочет, чтобы расходы были как можно ниже. Однако, если вы ведете более крупный бизнес и нуждаетесь в дополнительных рекомендациях, учетная запись продавца может оказаться для вас правильным решением.

Ревекка Картер

Ребекка Картер — опытный создатель контента, репортер новостей и блоггер, специализирующийся на маркетинге, развитии бизнеса и технологиях. Ее опыт охватывает все, от искусственного интеллекта до программного обеспечения для электронного маркетинга и устройств расширенной реальности. Когда она не пишет, Ребекка большую часть времени проводит за чтением, изучением природы и играми.

Комментарии Ответы 0

Оставьте комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для уменьшения количества спама. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Путин подписал закон о требованиях к иностранным электронным средствам платежа

МОСКВА, 2 августа. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин подписал закон, устанавливающий требования к работе на территории РФ электронных кошельков и других электронных средств платежа, эмитируемых иностранными поставщиками платежных услуг (AliPay, WeChat и т. п.). Документ опубликован на официальном портале правовой информации.

Требования устанавливаются к наличию на территории РФ представителя оператора иностранной платежной системы, правилам иностранной платежной системы, включая систему управления рисками и требования к защите информации, а также использования российской платежной инфраструктуры. При соблюдении устанавливаемых требований информация об операторе иностранной платежной системы будет включаться Банком России в ведущийся им реестр операторов иностранных платежных систем, что позволит обеспечить их учет и получение необходимой информации.

Для иностранных поставщиков платежных услуг предусматривается запрет оказания услуг по переводу денежных средств клиентам-резидентам и предоставления им электронных средств платежа. Клиент — физическое лицо, в отношении которого не проводилась идентификация или упрощенная идентификация, может предоставлять денежные средства оператору электронных денежных средств только с использованием банковского счета (эта норма вступит в силу по истечении одного года после дня официального опубликования закона).

Для формирования единых требований для таких иностранных платежных систем, минимизации рисков российских банков и потребителей законом уточняется понятие "иностранная платежная система" и устанавливаются требования к функционированию иностранных платежных систем на российской территории. В РФ должен находиться представитель оператора иностранной платежной системы, правила иностранной платежной системы должны включать систему управления рисками и требования к защите информации, а также использования российской платежной инфраструктуры.

Кроме того, в случае использования платежных карт для получения мер социальной поддержки, в том числе льгот при использовании транспортных услуг, кредитные организации обязаны предоставлять клиентам только национальные платежные инструменты, то есть банковскую карту "Мир" (эта норма вступит в силу через 180 дней после опубликования закона).

Полномочия ЦБ

При соблюдении требований информация об операторе иностранной платежной системы будет включаться Банком России в реестр операторов иностранных платежных систем, что позволит обеспечить их учет и получение ЦБ необходимой информации. Порядок ведения реестра будет определяться регулятором. ЦБ будет контролировать соблюдение операторами иностранных платежных систем соответствующих требований — Банк России получит право запрашивать и получать от представителя оператора иностранной платежной системы документы и иную необходимую информацию, в том числе содержащую персональные данные, а также направлять требования об устранении нарушений.

Согласно закону, Банку России будет предоставлено право взаимодействовать с субъектами национальной платежной системы путем предоставления им доступа к личному кабинету на сайте ЦБ. Порядок ведения личного кабинета будет устанавливаться Банком России.

Сейчас на территории РФ функционируют иностранные платежные системы (например, MoneyGram, Intel Express и другие), зарубежные операторы которых заключают с российскими банками договоры об осуществлении трансграничных переводов денежных средств физлиц, указывается в пояснительной записке.

Кроме того, согласно закону, совет директоров Банка России получит право определять максимальный размер тарифов на эквайринг. ЦБ также получает полномочия штрафовать процессинговые центры в случае приостановления оператором услуг информационного обмена (процессинговым центром) в одностороннем порядке оказания услуг кредитной организации и ее клиентам. Штраф будет составлять десятикратный размер вознаграждения, уплаченного банком процессинговому центру за предыдущий месяц. Для повторного нарушения установлен пятидесятикратный размер вознаграждения, которое банк уплатил оператору за предыдущий месяц.

Оператор платежной системы и оператор иностранной платежной системы смогут заключить договор о взаимодействии при условии отражения порядка взаимодействия в правилах обеих платежных систем. Также предусматривается, что иностранный поставщик платежных услуг может являться индивидуальным участником национальной системы платежных карт (НСПК).

Операторы иностранных платежных систем и иностранные поставщики платежных услуг как субъекты национальной платежной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ситник Александр Александрович

Настоящая статья посвящена изучению особенностей правового регулирования деятельности операторов иностранных платежных систем и иностранных поставщиков платежных услуг в рамках национальной платежной системы Российской Федерации. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе оказания платежных услуг иностранными поставщиками, предоставления ими электронных средств платежа для осуществления переводов денежных средств на территории Российской Федерации, функционирования операторов иностранных платежных систем, осуществления контроля со стороны Банка России . Предметом исследования являются нормы законодательства о национальной платежной системе . Методологию исследования составили общенаучный метод диалектического познания диалектического познания социальных и правовых явлений, а также логические методы (анализа, синтеза, дедукции и индукции). Новизна научного исследования заключается в том, что на основе положений законодательства о национальной платежной системе сделаны выводы об особенностях осуществления контроля за операторами иностранных платежных систем и иностранными поставщиками платежных услуг . В частности, данный контроль осуществляется опосредовано через российских операторов по переводу денежных средств. В случае несоблюдения иностранными организациями установленных законодательством о национальной платежной системе требований, операторы по переводу денежных средств лишаются права участвовать в иностранных платежных системах и оказывать платежные услуги, связанные с переводом денег с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранным поставщиком. Соответствующие правила приняты для обеспечения стабильности национальной платежной системы , повышения качества платежных услуг , защиты прав и законных интересов потребителей платежных услуг и, в конечном итоге, для обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ситник Александр Александрович

OPERATORS OF FOREIGN PAYMENT SYSTEMS AND FOREIGN PROVIDERS OF PAYMENT SERVICES AS SUBJECTS OF NATIONAL PAYMENT SYSTEM

This article is dedicated to study of peculiarities of legal regulation of the work of operators of foreign payment systems and foreign providers of payment services within the framework of national payment system of the Russian Federation. The object of this research is the public relations that emerge in the process of rendering payment services by foreign providers, their provision of electronic payment means for financial transfers on the territory of the Russian Federation, functionality of the operators of foreign payment systems , and supervision by the Bank of Russia. The subject of this research is the legislative norms on national payment system . The scientific novelty consists in the fact that based on the positions of the legislation on national payment system conclusions are made on peculiarities of carrying out supervision over the operators of foreign payment systems and foreign providers of payment services . This supervision is also indirectly carried out through Russian operators of financial transfers. In a case of failure by a foreign organization to meet the requirements established by the legislation on national payment system , the operators of financial transfers loses its right to take part in international payment systems and render financial services associated with transfer of funds using electronic payment methods rendered by foreign providers. The corresponding rules were set to ensure stability of national payment system , increase the quality of payment services , protect the rights and lawful interests of payment service consumers, and finally, ensure financial security of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Операторы иностранных платежных систем и иностранные поставщики платежных услуг как субъекты национальной платежной системы»

Право и политика

Правильная ссылка на статью:

Ситник А.А. — Операторы иностранных платежных систем и иностранные поставщики платежных услуг как субъекты национальной платежной системы // Право и политика. — 2020. — № 5. DOI: 10.7256/24540706.2020.5.32773 URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=32773

Операторы иностранных платежных систем и иностранные поставщики платежных услуг как субъекты национальной платежной системы

Ситник Александр Александрович

кандидат юридических наук

доцент, кафедра финансового права, Московский государственный юридический университет имени

О.Е. Кутафина (МГЮА)

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9 И assitnik@gmail.com

Статья из рубрики "Системы стабилизации: финансовый контроль"

Дата направления статьи в редакцию:

Настоящая статья посвящена изучению особенностей правового регулирования деятельности операторов иностранных платежных систем и иностранных поставщиков платежных услуг в рамках национальной платежной системы Российской Федерации. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе оказания платежных услуг иностранными поставщиками, предоставления ими электронных средств платежа для осуществления переводов денежных средств на территории Российской Федерации, функционирования операторов иностранных платежных систем, осуществления контроля со стороны Банка России. Предметом исследования являются нормы законодательства о национальной платежной системе. Методологию исследования составили общенаучный метод диалектического познания диалектического познания социальных и правовых явлений, а также логические методы (анализа, синтеза, дедукции и индукции). Новизна научного исследования заключается в том, что на основе положений законодательства о национальной платежной системе сделаны выводы об особенностях осуществления контроля за операторами иностранных платежных систем и иностранными поставщиками платежных услуг. В частности, данный

контроль осуществляется опосредовано через российских операторов по переводу денежных средств. В случае несоблюдения иностранными организациями установленных законодательством о национальной платежной системе требований, операторы по переводу денежных средств лишаются права участвовать в иностранных платежных системах и оказывать платежные услуги, связанные с переводом денег с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранным поставщиком. Соответствующие правила приняты для обеспечения стабильности национальной платежной системы, повышения качества платежных услуг, защиты прав и законных интересов потребителей платежных услуг и, в конечном итоге, для обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова: национальная платежная система, иностранная платежная система, поставщик платежных услуг, платежные услуги, денежное обращение, Банк России, финансовый контроль, трансграничный перевод денег, деньги, платежные системы

Глобализация финансовых рынков, внедрение новых финансовых технологий, ускорение процесса обмена информацией, интенсификация внешнеэкономической деятельности имеют своим следствием интернационализацию платежного пространства. Современные платежные системы выходят за рамки национальных границ, ведя конкурентную борьбу за клиентов по всему миру.

Иностранные платежные системы в свое время оказали значительное влияние на становление рынка платежных услуг Российской Федерации. Так, отмечается, что «зарубежная технологическая и техническая помощь позволила в относительно короткие сроки внедрить в платежный оборот России передовые западные технологии расчетов и, в конечном счете, создать национальную платежную систему аналогичную платежным

системам стран с развитой рыночной экономикой» [3, с- 1411. Между тем, неразвитость системы правового регулирования деятельности платежных систем имело и обратную сторону. По справедливому замечанию Е.Г. Хоменко, «иностранные платежные системы осуществляли свою деятельность на территории России в условиях практически полного отсутствия каких-либо ограничений и контроля со стороны российских властей. Они учитывали исключительно свои коммерческие интересы и диктовали собственные

правила функционирования» с 42].

Представляется, что не следует переоценивать «технологическую и техническую помощь» зарубежных платежных систем — деятельность по оказанию платежных услуг в первую очередь осуществляется ими для извлечения прибыли, а не для развития национальной платежной системы Российской Федерации. Никаких гуманистических целей иностранные платежные системы явно не преследовали (и не преследуют). Особенно ярко это проявилось в 2014 году, когда платежные системы «Виза» и «Мастеркард» приостановили оказание услуг ряду российских банков, в отношении которых были введены санкции западными государствами.

Угроза использования иностранной платежной инфраструктуры в качестве инструмента влияния на российскую политику в очередной раз подтвердила необходимость, во-первых, развития национальных платежных институтов и инструментов, а во-вторых, наличия правовых инструментов воздействия на иностранных поставщиков платежных услуг и иностранных операторов платежных систем в целях обеспечения цивилизованного подхода к оказанию услуг по переводу денежных средств, исключения недобросовестных практик, направленных на подрыв национальной платежной системы Российской Федерации, защиту прав и законных интересов российских клиентов-

потребителей платежных услуг.

Однако если в отношении иностранных платежных систем и иностранных кредитных организаций, действующих на территории Российской Федерации через дочерние хозяйственные общества, зарегистрированные Банком России , регулятор может применить целый ряд мер принуждения, направленных на пресечение действий, ставящих под угрозу стабильность национальной платежной системы, то применительно к организациям, не имеющим российского представительства, т.е. офшорным платежным системам и поставщикам платежных услуг, до недавнего времени Банк России фактически не имел возможности применить более или менее эффективные инструменты в оз де йс тв ия .

Как отмечается в науке, «развитие финансовых рынков на современном этапе давно

перешагнуло границы национальных юрисдикций» 11———Особенно ярко это проявляется на примере трансграничных переводов денежных средств — в настоящее время деньги могут быть практически мгновенно переведены из одной юрисдикции в другую. При этом физическое присутствие лица или его представителя в кредитной организации не требуется. Широкие возможности по удаленному предоставлению платежных услуг обуславливают тот факт, что в качестве поставщика могут выступать иностранные организации, не зарегистрированные в юрисдикции клиента.

Таким образом, клиенты-российские резиденты могут воспользоваться услугами иностранных кредитных организаций и иностранных платежных систем, не зарегистрированных на территории Российской Федерации, для осуществления перевода денежных средств. Со всей очевидностью это рождает существенные проблемы, в частности, в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

Опосредуя перевод денежных средств российских клиентов и (или) перевод российской валюты, иностранные поставщики платежных услуг и операторы иностранных платежных систем фактически становятся субъектами национальной платежной системы Российской Федерации и могут оказывать существенное влияние на ее стабильность и устойчивость. В целях регулирования деятельности иностранных поставщиков платежных услуг и операторов иностранных платежных систем Федеральным законом от 02.08.2019 № 264-

Ф З в Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Закон о НПС)18^ были внесены нормы, определяющие их правовой статус на территории Российской Федерации. Следует ещё раз особо подчеркнуть, что законодательство о национальной платежной системе рассматривает в качестве иностранных только операторов платежных систем и поставщиков платежных услуг, которые действуют на территории Российской Федерации без образования хозяйственных обществ, зарегистрированных Банком России.

Исходя из анализа п. 32 ст. 3 Закона о НПС можно сделать вывод, что иностранный поставщик платежных услуг — это оператор по переводу денежных средств, действующий на основании права иностранного государства . При этом следует отметить, что в России операторами по переводу денежных средств могут быть кредитные организации, государственная корпорация «ВЭБ.РФ» и Банк России. Очевидно, что платежные услуги в рамках гражданского оборота в первую очередь оказывают банки и небанковские кредитные организации (расчетные и платежные). Между тем вполне возможна ситуация, когда в силу особенностей иностранного законодательства право на перевод денежных средств может быть предоставлено и иным субъектам. В связи с этим в рассматриваемой

норме совершенно обосновано к поставщикам платежных услуг отнесены иностранные организации, имеющие право на совершение операций по переводу денег на основании законодательства соответствующего государства.

Общественные отношения в сфере денежного обращения и правовое регулирование данных отношений исключительно сильно детерминируются культурными и историческими традициями того или иного общества, уровнем развития производственных сил, спецификой экономической модели государства и т.д. Так, например, в большинстве стран мира рынок платежных услуг фактически монополизирован банками. Они же выступают основными драйверами развития данного рынка, внедряя новые технологии в сфере перевода денежных средств. Такое положение объективно предопределяется ролью кредитных организаций как субъектов, аккумулирующих безналичные денежные средства, и основных платежных институтов финансовой системы.

Однако, например, в Китае практика пошла по другому пути. В свое время популярные электронные торговые площадки, таких как Aliexpress, ТаоЬао и др., стали внедрять системы, обеспечивающие безопасный перевод денежных средств за поставляемые товары — для исключения мошеннических практик как со стороны покупателей, так и продавцов, а также в целях разрешения споров по поставке некачественных товаров, введена возможность возврата денежных средств. Внедрение собственных платежных инструментов крупнейшими интернет-магазинами предопределено особенностями их деятельности — в условиях удаленного взаимодействия сторон сделки, когда контрагенты не знают друг друга и не могу быть уверены в личности другой стороны, гарантирование безопасности транзакций является необходимым условием привлечения клиентов электронными площадками.

По состоянию на конец 2018 года, системой АПрау пользовалось более 900 млн пользователей. Более 40 млн предприятий малого бизнеса в Китае поддерживало платежи посредством QR-кодов в рамках рассматриваемой системы

Одновременно с этим в Китае набирал популярность WeChat — мобильное приложение, совмещающее функции мессенджера и социальной сети. Китайские пользователи получили возможность переводить денежные средства через данную программу (в том числе с использованием QR-кода). Фактически монопольное положение WeChat и удобство проведения платежей с использованием данного приложения привели к тому, что в КН Р формируется «безналичное» общество — население все чаще предпочитает электронные средства платежа наличным деньгам.

Вследствие всего вышеперечисленного, китайские банки попросту не успели за развитием платежных технологий. В связи с этим на сегодняшний день первенство в оказании платежных услуг в Китае принадлежит различным электронным платформам

В условиях открытости информационного пространства в рамках сети «Интернет», иностранные поставщики платежных услуг (те же АПРау и WeChat) могут предоставлять российским гражданам доступ к своим электронным средствам. Аналогично иностранный банк может выдать российскому клиенту банковскую карту, которой он захочет расплатиться на территории Российской Федерации. Наконец, возможны ситуации, когда иностранный гражданин захочет использовать в России электронное средство платежа, предоставленное иностранным поставщиком платежных услуг. Действующее законодательство о национальной платежной системе дифференцирует правовое регулирование указанных ситуаций, обуславливая возможность приема на территории

Российской Федерации электронных средств платежа иностранных поставщиков рядом условий.

Для начала следует отметить, что электронное средство платежа (далее — ЭСП) -собирательное понятие, включающее целый ряд инструментов, используемых для перевода денежных средств. К ЭСП, в частности, относятся банковские карты, система «банк-клиент» и иные платежные приложения, включая мобильные приложения онлайн-банков, если при их использовании клиентом оператора по переводу денежных средств возможно составление, удостоверение и передача распоряжений в целях осуществления

перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов В качестве ЭСП также следует рассматривать электронные кошельки, переводы денежных средств через банкоматы, переводы электронных денежных средств и т.д.

Согласно положениям ч. 1 ст. 9.1 Закона о НПС на территории Российской Федерации прием ЭСП может осуществляться:

операторами по переводу денежных средств , в том числе с участием банковских платежных агентов (субагентов) ;

юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях оплаты их товаров (работ, услуг), использования результатов интеллектуальной деятельности в соответствии с договорами о приеме электронных средств платежа, заключенными с операторами по переводу денежных средств.

Переводимые в пользу российских организаций и индивидуальных предпринимателей с помощью ЭСП денежные средства зачисляются на банковские счета , открытые им операторами по переводу денежных средств.

В то же время в случаях, когда электронное средство платежа предоставлено иностранным поставщиком платежных услуг, законодательство о национальной платежной системе налагает дополнительные обязанности и запреты. При этом в зависимости от того, какое право считается личным для клиента (иностранное или российское) будут отличаться и правила приема ЭСП. В частности, в случае если электронные средства платежа, предоставлены иностранными поставщиками платежных услуг:

1 . клиентам, личным законом которых считается право иностранного государства (иностранные клиенты) . Такие ЭСП могут приниматься на территории Российской Федерации только при условии наличия договора между оператором по переводу денежных средств и иностранным поставщиком платежных услуг и соблюдении ряда требований, включая установление в названном договоре порядка взаимодействия между его сторонами, обязанности по переведению иностранным поставщиком идентификации своих клиентов, его обязанности передавать соответствующую информацию о клиентах российским операторам по переводу денежных средств, обязанности соблюдения требований по защите информации и т.д.

Рассматриваемые ЭСП могут приниматься на территории Российской Федерации без заключения соответствующего договора между оператором по переводу денежных средств и иностранным поставщиком платежных услуг при условии, что они оба участвуют в одной платежной системе в правила платежной системы включены приведенные выше требования;

2 . клиентам, личным законом которых считается право Российской Федерации

(российские клиенты) . По общему правилу такие ЭСПзапрещены к приему на территории Российской Федерации. Данный запрет не распространяется на предоставление российским клиентам платежных карт в соответствии с правилами иностранной платежной системы , а также на случаи осуществления операций с такими платежными картами.

Российский оператор по переводу денежных средств вправе заключать договор с иностранным поставщиком платежных услуг, предоставляющих ЭСП российским клиентам, при условии соблюдения приведенного выше общего правила о запрете принимать соответствующее ЭСП на территории Российской Федерации, а также при условии, что:

операции с использованием иностранных ЭСП российскими клиентами осуществляются за счет денежных средств, переводимых иностранному поставщику платежных услуг оператором по переводу денежных средств;

иностранный поставщик платежных услуг проводит идентификацию клиентов;

установлена обязанность по предоставлению оператору по переводу денежных средств на основании его запроса соответствующих сведений о клиенте и его операциях в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения такого запроса.

Банк России ведет перечень иностранных поставщиков платежных услуг, заключивших договоры с операторами по переводу денежных средств. Необходимую для ведения данного перечня информацию регулятору предоставляют операторы по переводу денежных средств. Банк России вправе запрашивать и получать от оператора по переводу денежных средств документы и иную необходимую информацию, связанную со взаимодействием с иностранным поставщиком платежных услуг.

Говоря об иностранных платежных системах, необходимо отметить, что полноценное ведение деятельности в России предполагает для операторов таких систем необходимость образования дочернего хозяйственного общества в соответствии с российским законодательством. Вместе с тем ряд платежных систем (например, MoneyGram, Intel Express, Express) действовали на территории РФ опосредовано — не образуя постоянного представительства, они заключали договоры с российскими кредитными организациями на основании которых могли осуществлять трансграничные переводы денежных средств. В связи с этим, «в целях формирования единых требований для таких иностранных платежных систем, минимизации рисков российских банков» ^^ Федеральным законом от 02.08.2019 № 264-ФЗ установлены требования к функционированию таких платежных систем. При этом указанные правила не распространяются на иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации дочерние хозяйственные общества , являющиеся зарегистрированными Банком России операторами платежных систем. К таковым, в частности, можно отнести операторов международных платежных систем «Visa», «MasterCard», «WesternUnion», «American Express», «JCB», «UnionPay», действующих в России через зарегистрированные по российскому законодательству общества с ограниченной ответственностью — небанковские кредитные организации (ООО «НКО "Вестерн Юнион ДП Восток"», ООО «Америкэн Экспресс Банк») и организации, не являющиеся кредитными (ООО «Платежная система "Виза"», ООО «Мастеркард», ООО «Джей Си Би Интернэшнл (Евразия)», ООО «ЮнионПэй»). Особо следует отметить платежную систему Банка Китай (Bank of China), оператором которой является зарегистрированный в России банк — АКБ «БЭНК ОФ ЧАЙНА» J6!.

Также не распространяются правила на международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки.

Банк России ведет реестр операторов иностранных платежных систем. В случае отсутствия в указанном реестре информации о том или ином операторе или принятия Банком России решения об исключении оператора иностранной платежной системы из реестра операторов иностранных платежных систем операторы по переводу денежных средств (со дня исключения сведений) не вправе в рамках указанной иностранной пла те ж ной с ис те мы принима ть к ис по лне нию ра с по ря ж е ния физ ич е с ких лиц об осуществлении трансграничных переводов денежных средств, а трансграничные переводы денежных средств, осуществление которых было начато до указанного дня, должны быть завершены в соответствии с правилами иностранной платежной системы.

В свою очередь, операторы по переводу денежных средств вправе участвовать в иностранной платежной системе при условии включения информации об операторе иностранной платежной системы Банком России в реестр операторов иностранных платежных систем. Также они обязаны направить в Банк России уведомление об участии (прекращении участия) в иностранной платежной системе.

Следует отметить, что по состоянию на начало мая 2020 года соответствующий реестр не был размещен на сайте Банка России в сети «Интернет». При этом российские операторы по переводу денежных средств обязаны прекратить трансграничные переводы средств физлиц в рамках иностранных платежных систем начиная с 28 апреля 2020 года. В связи с этим, например, на сайте ПАО «Сбербанк» появилась информация о прекращении переводов денежных средств с использованием американской платежной системы

MoneyGram Г41. Очевидно, что данная платежная система не захотела выполнять требования российского законодательства.

Еще на стадии рассмотрения законопроекта, внесшего соответствующие изменения в Закон о НПС, авторами было отмечено, что его положения неминуемо повлекут «существенное осложнение функционирования иностранных платежных сервисов на российском рынке», что, в свою очередь, «негативно скажется на клиентах и, как

следствие, на притоке в экономику платежей из туристического сектора» Г10, с- 61. Между тем, представляется, что перечисленное — это очередное преломление проблемы соотношения частных и публичных интересов.

С учетом современного состояния глобального рынка платежных услуг, платежные системы, не считающие необходимым соблюдать нормы российского законодательства могут быть практически безболезненно заменены другими участниками данного рынка. Интернационализация платежного пространства привела к потере монополистического положения западных платежных систем — соответствующие технологии доступны практически всем экономически развитым и развивающимся странам мира, что предопределило усиление конкуренции в рассматриваемой сфере финансового рынка.

Кроме того, считаем, что правила оказания платежных услуг на территории Российской Федерации в первую очередь должны быть направлены на защиту прав и законных интересов российских клиентов, а не обеспечение удобства иностранных туристов -зарубежные государства не сильно беспокоятся о решении проблем, связанных с принятием на их территориях платежных карт «МИР». Следует также понимать, что новые правила практически не затрагивают положение крупнейших игроков рынка платежных услуг, в связи с чем видится сомнительным аргумент о серьезности негативных последствий их введения для туристического бизнеса.

Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать следующие выводы.

В соответствии с действующим законодательством о национальной платежной системе в качестве иностранных операторов платежных систем и поставщиков платежных услуг следует рассматривать организации, опосредующие оказание платежных услуг на территории Российской Федерации, но не образующие хозяйственные общества по российскому законодательству. Международные платежные системы (например, Visa, Master Card, JCB, UnionPay и т.д.), а также зарубежные кредитные организации (например, Raiffeisen Bank, Credit Suisse, Paribas Bank и др.), фактически не рассматриваются в качестве иностранных, поскольку имеют на территории Российской Федерации дочерние хозяйственные общества, зарегистрированные Банком России. Регулятор обладает необходимым набором инструментов воздействия на российские дочерние общества иностранных платежных систем и кредитных организаций. Федеральный закон от 02.08.2019 № 264-ФЗ закрепляет механизм правового регулирования оказания платежных услуг офшорными платежными системами и поставщиками платежных услуг .

Иностранные поставщики платежных услуг становятся субъектами национальной платежной системы в силу заключения договора с российской кредитной организацией и предоставлением клиентам электронных средств платежа, которые могут быть использованы для осуществления перевода денежных средств (как трансграничного, так и на территории Российской Федерации). Государство осуществляет контроль за деятельностью таких субъектов опосредовано — через контроль за деятельностью российских операторов по переводу денежных средств.

Сходным образом осуществляется контроль за деятельностью операторов иностранных платежных систем — российские операторы по переводу денежных средств могут участвовать в такой платежной системе только при условии включения информации о ней в реестр Банка России. Российские кредитные организации (операторы по переводу денежных средств) выступают в качестве своеобразного шлюза, который опосредует оказание иностранными организациями платежных услуг. В связи с этим, у Банка России имеется возможность повлиять на иностранных (офшорных) субъектов национальной платежной системы только посредством ограничения их предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации через их контрагентов. Несоответствие установленным требованиям перекрывает возможность сотрудничества с российскими кредитными организациями.

Очевидно, что данные меры носят ограниченный характер. Между тем в целом их следует оценить положительно — они приняты для обеспечения стабильности национальной платежной системы, повышения качества платежных услуг, защиты прав и законных интересов потребителей платежных услуг и, в конечном итоге, для обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации.

1. Гузнов А.Г. Финансово-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации: дис. . докт. юрид. наук. М., 2016. С. 110.

2. Информация Банка России «Ответы на вопросы, связанные с применением отдельных норм Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ "О национальной платежной системе"»

3. Лысенко Р.Ю. Возникновение платежной системы современной России, и вопросы оценки ее развития // Russian Economic Bulletin. 2020. Т. 3. № 2. С. 141-145.

4- Международный перевод MoneyGram. URL:

https ://www.sberbank.ru/ru/person/remittance/nal_moneygram_int (дата обращения 02.05.2020).

5. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон "О национальной платежной системе"» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Реестр операторов платежных систем (по состоянию на 30.04.2020). URL: https ://www.cbr.ru/vfs/PSystem/rops/list_ops.xlsx(дата обращения 02.05.2020).

7. Федеральный закон от 02.08.2019 № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"» // СЗ РФ. 2019. № 31. Ст. 4423.

8. Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» // СЗ РФ. 2011. № 27. Ст. 3872.

9. Хоменко Е.Г. Финансово-правовое регулирование создания и функционирования национальной платежной системы России: дис. . докт. юрид. наук. М., 2017. — 408 с.

10. Ярыгина О.В. О стимулах и барьерах. тенденции развития и нормативное регулирование российского рынка платежных услуг // Банковское дело. 2019. № 7. С. 4 — 7.

11. China's Alipay now has over 900m users worldwide // Xinhua. 30.11.2018.

12. [J/0L].£liHit«^:1-10[2018-01-30] (Мо Исянь, Чжан Цзяшэн, Исследование развития платформы мобильных платежей в Китае // Исследование финансовой теории. 2018. № 1. С. 1 — 10).

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Актуальность темы статьи связана с принятием в прошлом году изменений в федеральном законе о правилах деятельности операторов всех платежных систем, действующих на территории нашей страны в соответствии с российским законодательством. Целью статьи является изучение процессов контроля за деятельностью операторов иностранных платежных систем и иностранных поставщиков платежных услуг на территории Российской Федерации со стороны государства. Работа по подготовке статьи состояла из анализа нормативно-правовой базы по регулированию отношений в национальной платежной системе иностранных поставщиков платежных услуг и операторов. Материал статьи изложен с соблюдением внутренней логики, однако несколько сжато. В качестве замечаний/рекомендаций отметим: 1. Автор ссылается на 5 источников, что явно недостаточно для научной статьи. В представленном исследовании отсутствует анализ публикаций зарубежных и отечественных авторов на тему развития глобальных и национальных платежных систем. 2. Не проведен анализ современного состояния национальной платежной системы (за последние 3-5 лет), не указана доля операторов иностранных платежных систем и иностранных поставщиков платежных услуг и её динамика. 3. Данное замечание плавно вытекает из предыдущего: выводы не подкреплены доводами, конкретными примерами из российской практики. Таким образом, научная новизна в статье недостаточно аргументирована. 4. В статье также не

хватает графического либо табличного материала, который бы упростил восприятие длинного текста. Работа не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к научным исследованиям, и может быть рекомендована к публикации в научном журнале «Право и политика» после устранения замечаний.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Представленная на рецензирование научная статья посвящена проблематике, релевантной специализации журнала «Право и политика». Избранная автором тема может вызвать интерес в научном сообществе, поскольку практика реализации Федерального закона «О национальной платежной системе» актуализируется в современных внешнеполитических условиях в контексте проблем воздействия на иностранных поставщиков платежных услуг и иностранных операторов платежных систем в целях обеспечения защиты национальной платежной системы Российской Федерации в целом, а равно прав и законных интересов российских клиентов-потребителей платежных услуг в частности. Вместе с тем, избранное автором наименование произведения («Операторы иностранных платежных систем и иностранные поставщики платежных услуг как субъекты национальной платежной системы») подчеркивает ее информационный, а не проблемный характер. Значительную часть наполнения представленного для рецензирования материала составляет описание нормативного правового регулирования отношений с участием иностранных операторов платежных систем и поставщиков платежных услуг и правовых средств воздействия Банка России на данные правоотношения, а также анализ различных аспектов использования электронных средств платежа. К сожалению, автор во вводной части научной статьи не обозначает цель, задачи, предмет и методологию исследования, искомый научный результат, в связи с чем не представляется возможным понять, в каком контексте осуществляется исследование — планируется ли сформулировать понятия «иностранный оператор платежной системы» и «иностранный поставщик платежных услуг», оценить эффективность правового регулирования мер воздействия на них со стороны Банка России, предложить пути совершенствования такого нормативного регулирования либо просто познакомить читательскую аудиторию журнала с вышеуказанными понятиями. Думается, определение цели и задач исследования позволило бы автору скорректировать наименование научной статьи — например, как «Проблемы правового воздействия на иностранных поставщиков платежных услуг и иностранных операторов платежных систем в целях обеспечения защиты национальной платежной системы Российской Федерации», а также обогатить доктрину значимыми выводами и рекомендациями. В структуре научной статьи присутствуют необходимые для академических журнальных статей элементы, посвященные анализу состояния вопроса, исследованию имеющегося опыта и мнений оппонентов, выводам. Оформление произведения в целом соответствует установленным требованиям, представленные источники релевантны рассматриваемой проблематике. Стиль изложения научный, однако при описании зарубежного опыта автор не всегда связывает рассматриваемые явления и процессы с заявленной проблематикой исследования — так, например, значительный интерес представляет изучение опыта использования электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг (Aliexpress, ТаоЬао и др.), однако не совсем понятно, как рассмотрение данного опыта способствует формулированию итоговых выводов исследования. Научная статья обладает средней

степень научной новизны и значимости и примечательна тем, что автор комплексно подходит к проблеме определения правового статуса иностранных платежных систем и иностранных поставщиков платежных услуг в системе субъектов национальной платежной системы и оценке правовых средств воздействия на них в содержании действующего нормативного правового регулирования. Вместе с тем, сформулированные по итогам статьи вывод носят максимально общий характер — так, например, вывод о том, что «российские кредитные организации (операторы по переводу денежных средств) выступают в качестве своеобразного шлюза, который опосредует оказание иностранными организациями платежных услуг» не является результатом исследования, а констатирует существование актуального режима правового регулирования исследуемых отношений. В равной степени, заключение о том, что существующие меры воздействия в отношении рассматриваемых субъектов «носят ограниченный характер», однако «в целом их следует оценить положительно — они приняты для обеспечения стабильности национальной платежной системы, повышения качества платежных услуг, защиты прав и законных интересов потребителей платежных услуг и, в конечном итоге, для обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации», не содержит в себе конкретики, не обоснован в основном тексте статьи и не способствует разработке конкретных мер по совершенствованию действующего законодательства. В целом представленный материал представляет собой весьма интересный пример комплексного исследования правового режима деятельности иностранных поставщиков платежных услуг и иностранных операторов платежных систем в контексте защиты национальной платежной системы Российской Федерации, и может быть рекомендован к публикации. Однако автору необходимо осуществить доработку научной статьи по ряду направлений. Рекомендации по доработке: 1) скорректировать наименование научной статьи с учетом основной исследуемой научной проблемы -например, как «Проблемы правового воздействия на иностранных поставщиков платежных услуг и иностранных операторов платежных систем в целях обеспечения защиты национальной платежной системы Российской Федерации»; 2) во вводной части статьи обозначить цель, задачи, предмет и методологию исследования, искомый научный результат, пояснить в каком контексте осуществляется исследование -планируется ли сформулировать понятия «иностранный оператор платежной системы» и «иностранный поставщик платежных услуг», оценить эффективность правового регулирования мер воздействия на них со стороны Банка России, предложить пути совершенствования такого нормативного регулирования, либо просто познакомить читательскую аудиторию журнала с вышеуказанными понятиями; 3) по тексту статьи связать описание зарубежного опыта с проблематикой исследования и поставленными задачами — так, например, значительный интерес представляет изучение опыта использования электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг (Aliexpress, ТаоЬао и др.), однако не совсем понятно, как рассмотрение данного опыта способствует формулированию итоговых выводов исследования; 5) сформулировать итоговый вывод сообразно обозначенным цели и задачам, обогатить его конкретными предложениями по развитию и совершенствованию отечественного законодательства.

Депутатами предложен ряд требований, которым должны соответствовать иностранные поставщики платежных услуг

Согласно законопроекту, иностранный поставщик платежных услуг — это иностранная организация, имеющая право оказывать услуги по переводу денежных средств по законодательству иностранного государства, на территории которого она зарегистрирована, и обеспечивающая прием предоставляемых своим клиентам-нерезидентам электронных средств платежа на территории РФ.

Уточняется понятие «иностранная платежная система» и устанавливаются требования к приему на территории РФ электронных средств платежа (правилами иностранной платежной системы должны определяться, в т.ч., требования к защите информации, система управления рисками и др.). Соответствующие установленным требованиям операторы иностранных платежных систем будут включаться Банком России в реестр операторов иностранных платежных систем.

Закрепляется, что иностранный поставщик платежных услуг не вправе оказывать услуги по переводу денежных средств клиентам-резидентам и предоставлять им электронные средства платежа.

К обязанностям оператора иностранной платежной системы предлагается отнести, в частности, соблюдение правил иностранной платежной системы, обеспечение публичной доступности этих правил и др.

Устанавливается обязанность направления оператором по переводу денежных средств в Банк России уведомления о начале (прекращении) участия в иностранной платежной системе, форма, порядок и срок направления которого определяются Банком России.

Предлагается порядок осуществления Банком России контроля за соблюдением операторами иностранных платежных систем (Банк России вправе запрашивать и получать от представителя оператора иностранной платежной системы документы и иную необходимую информацию, в том числе содержащую персональные данные, направлять требования об устранении нарушений), а также порядок взаимодействия Банка России с субъектами национальной платежной системы посредством личного кабинета на интернет-сайте Банка России.

Кредитным организациям отводится определенное время, достаточное для того, чтобы прекратить прием электронных средств платежа, предоставленных клиентам-нерезидентам иностранными поставщиками платежных услуг, при несоответствии устанавливаемым требованиям.

Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *