Сколько стоит ракетный комплекс С-300?
С-300 «Фаворит» — семейство зенитно-ракетных комплексов, поражающих различные цели на высотах от нескольких до 200 километров. Используется для защиты крупных промышленных и административных объектов, а также военных баз и пунктов принятий решений. Ниже приведена таблица цен на комплекс С-300:
Сколько стоит ракетный комплекс С-300?
Средняя стоимость ракетного комплекса С-300: 160 миллионов долларов;
С-400: 1 миллиард долларов;
Согласно открытым источникам Индия получила 5 полков С-400 за 5 миллиардов долларов:
Иран приобрел 5 дивизионов С-300 за 800 миллионов долларов.

Для понимания ценообразования также следует изучить следующие факторы:
Характеристики и цена ракетного комплекса С-300

Основная характеристика всех С-300 заключается в том, что они способны работать в самых разных комбинациях внутри единого комплекса, а также в ограниченном виде — между модификациями. Радар подсвета и наведения в составе дивизиона ЗРК семейства «П» имеет сектор 60 градусов.
Один из стандартных режимов работы — следующий этап, когда наведение происходит через РПН 5Н63 и морской радар. Могут быть успешно обстреляны цели, передвигающиеся с тремя скоростями звука.
Осколочная боевая часть характеризуется массой 133 килограмма для ракет серии 5В55, 143 — для 48Н6 и 180 — у 48Н6М. Присутствует взрыватель, который при этом является бесконтактным. В боевой части присутствуют поражающие элементы, выполненные в виде кубиков. В зависимости от ЗУР, стартовая часть может составлять от 1450 до 1800 килограмм. Стоит сказать, что схема пуска допускает:
- Размещение пусковой установки на любом подходящем «пятаке», порой даже между зданиями или в узких местах, включая густые леса.
- Стрелять в любом выбранном направлении, включая баллистические цели. Можно использовать элемент внезапности.
С-300 имеет впечатляющие возможности по адаптации к помеховой обстановке. Допускается работа в режиме триангуляции, то есть одновременного подсвечивания цели двумя радарами.
Стоимость ракетных комплексов С-300 и С-400

Если изучить данные из открытых источников, можно сделать вывод, что стоимость каждого С-400 ориентировочно держится на уровне 160 миллионов долларов. Эта цифра фигурирует практически во всех поставках. В данный момент подобная система необходима для уничтожения любых современных типов воздушного и космического нападения. В числе характеристик можно выделить дальность обнаружения цели на расстоянии до 600 километров. Поражение целей, идущих со скоростью до 4,8 километров в секунду. В качестве конкурентов можно выделить только некоторые американские системы ПВО. Правда, например, у той же THAAD, есть возможность работать с целями на высоте до 200 километров. У С-400 показатель не превышает 30 километров.
Комплекс С-300 пользуется большой популярностью за счет своих характеристик. Стоимость у него достаточно высока, но показатели у него и правда впечатляют. Он часто используется для защиты всевозможных объектов, показывая себя превосходно в любых ситуациях.
Al Jadeed (Ливан): Сколько стоят комплексы С-300, которые Россия поставит в Сирию?
В понедельник Россия приняла историческое решение о поставке в Сирию системы противовоздушной обороны С-300 после того, как российский самолет Ил-20 был случайно сбит сирийскими ракетами из-за дезинформации со стороны Израиля.
С-300 — это зенитно-ракетный комплекс средней дальности, предназначенный для противовоздушной и противоракетной обороны стратегических объектов. Система пользуется большой популярностью на мировом рынке.
В настоящее время комплексы С-300 состоят на вооружении в 20 странах, в том числе в Белоруссии, Казахстане, Азербайджане, Армении, Украине, Китае, Вьетнаме и Венесуэле. По словам министерства обороны России, в течение двух недель комплексы С-300 будут переданы Сирии для защиты ее воздушного пространства.
Дата поставки С-300 в Сирию была согласована еще в 2010 году, когда Россия подписала соглашение о поставке в страну четырех зенитно-ракетных комплексов. В рамках сделки Дамаск заплатил сотни миллионов долларов в качестве первоначального взноса.
Однако сделка не состоялась, поскольку в сентябре 2010 года Москва объявила о приостановлении поставок комплексов в Дамаск. В 2013 году президент России Владимир Путин в интервью «Ассошиэйтед пресс» (Associated Press) рассказал, что соглашение было частично реализовано — некоторые части системы были поставлены в Сирию.
В сентябре 2015 года газета «Коммерсантъ» процитировала российский военный источник, который заявил, что Дамаск согласился закупить бронетранспортеры БТР-80 вместо комплексов С-300, которые Москва должна была ему поставить.
Согласно неофициальным источникам, цена системы С-300ПМУ-2 на международном рынке составляет около 250 миллионов долларов за дивизион (12 мобильных установок — прим. ред.).
Серийный выпуск системы С-300 был начат в 1975 году, испытания системы было завершено в 1978 году, а первые комплексы были поставлены на боевое дежурство в 1979 году. Комплексы претерпели много изменений с 1997 года, когда их начали выпускать под названием «С-300ПМ» или «Фаворит».
Сколько стоит война для России?

Недавнее заявление российского правительства о том, что дефицит бюджета с начала года составил 2,6 триллиона рублей (34 миллиарда долларов) довольно четко свидетельствует о том, что расходы реально превышают доходы.
Понять, во что вообще обходится война, очень сложно. Однако мы попробуем, основываясь на открытых данных из российской прессы, как это делают аналитики с другого конца планеты.
Как это ни странно, но американцы довольно успешно обрабатывают все, что публикуется у нас и на основании этого делают выводы. Петр Бутовский и Томас Недвик дали расклад о том, сколько стоит война в плане техники для Вооруженных сил России.
Естественно, наибольший интерес вызвали те образцы, которые принимают самое непосредственное участие в СВО, так как некоторые виды самолетов и вертолетов были реально сбиты или получили повреждения, не позволяющие дальнейшую эксплуатацию, и на их замену требуются немалые суммы.
Напрямую у нас не очень принято говорить о ценах, но и не запрещено. Потому цены откопать можно, а стало быть, и прикинуть, насколько это дорогое дело – контроль воздуха.

Он самый новый и самый дорогой в линейке самолетов ОКБ Сухого. Закономерно, не так ли? В СВО Су-57 принимал участие, по крайней мере, об этом говорил глава ОАК Юрий Слюсарь.
Понятно, что это были испытательные применения в обстановке уже не приближенной, а реально боевой. Авиационные полки пока еще не вооружены Су-57, самолеты, которые применялись в СВО, были самолетами, которые находятся в 4-м Липецком центре боевого применения и переучивания летного состава.
Логично и понятно, что самолеты, на которых учат пилотов, да и пилоты, которых готовят летать и воевать на этих самолетах, в самое пекло не полетят. Боевое применение было со своей территории, не подвергая самолеты опасности.
Вопрос «сколько стоит Су-57?» обсуждался уже не раз,
Реальная стоимость двух первых экземпляров была озвучена Министерством обороны в 4,7 миллиарда рублей. Цифра вызвала шок, однако, это была действительно стоимость первых самолетов. Дальше пошло снижение цены, вызванное заключением первого контракта на 76 самолетов, и в серийном производстве стоимость самолета достигла 3,19 миллиарда рублей.
Прогнозируют, что если Су-57 будет выпускаться и дальше серийно, что маловероятно, учитывая полное отсутствие к нему интереса у потенциальных покупателей, то его стоимость может упасть до 2,5-2,6 млрд. рублей.
Но это как бы цена «для своих». Если перевести в доллары, то стоимость Су-57 будет около 42 миллионов долларов, что значительно ниже, чем у экспортного Су-35С (около 83 млн долларов) и F-35 (80-100 млн долларов), но это только для российского Минобороны. На экспорт машина если и пойдет, то совсем по другой цене.
Однако и для своих самолет не дешев. Остается только готовить пилотов и отрабатывать боевое применение, поскольку чем больше будет летать и стрелять Су-57, тем больше шансов на то, что его захотят купить.
Су-35С

В 2009 году Минобороны заключило контракт на поставку 48 истребителей на общую сумму 66 миллиардов рублей. Согласно данному контракту, техника должна была быть поставлена в период с 2012 по 2015-й годы.
В декабре 2015-го года был заключен второй контракт с производителем на поставку 50 Су-35 в течении пяти лет (до 2020 года), а сумма договора составила 100 млрд рублей. Таким образом, стоимость одной единицы составляет 2 миллиарда рублей.
Естественно, стоимость Су-35 для зарубежных клиентов иная. В 2018-м году на Санкт-Петербургском экономическом форуме были обнародованы детали контракта на поставку 24 самолетов Су-35 в Китай. Сумма контракта составляет 2,5 миллиарда долларов, а одна единица таким образом обойдется китайской стороне в 104 миллиона долларов или 6,7 млрд рублей.
Ил-76МД-90А

Основной военно-транспортный самолет ВКС. В советские времена выпускался в Узбекистане, на авиазаводе в Ташкенте. Сегодня производством занимается ОАО «Авиастар-СП» в Ульяновске. Следует отметить, что это не возобновление производства, а начало производства для модернизированного самолета практически с нуля на новом месте. Старая оснастка Ил-76 осталась в Ташкенте.
Министерство обороны России заключило контракт на производство Ил-76МД-90А стоимостью 3,570 млрд рублей каждый, что говорят, оказалось ниже собственных затрат производителя.
4 октября 2012 года Министерство обороны России заказало 39 самолетов Ил-76МД-90А с поставками в период с 2014 по 2020 год. Стоимость контракта составила в среднем 139,4 млрд рублей, или 3,570 млрд рублей за штуку. Цена была проиндексирована, а цена конечного самолета, который будет поставлен в 2020 году, составила 3,710 млрд рублей.
Цены стали известны после публикации материалов из судебных процессов от Минобороны к ОАО «Авиастар», после того как производитель не уложился в указанные в договорах сроки.
В апреле 2017 года Минобороны России признало, что основной причиной задержки стало большое количество отказов нового оборудования самолета, значительное количество изменений в его документацию, внесенных конструкторским бюро Ильюшина в процессе производства, а также дополнительные требования к системам самолета, которые были введены Минобороны.
Руководство компании «Авиастар-СП» пожаловалось на значительный рост цен субпоставщиков. По данным российских СМИ, завод терял по миллиарду рублей на производстве каждого самолета, а потому требовал пересмотра контракта. В мае 2019 года Минобороны согласилось изменить условия контракта. Однако новые условия, в том числе и цена, неизвестны.

Ка-52 в настоящее время является основным российским боевым вертолетом и очень активно используется в Украине. Зарубежные источники называют цифру в три десятка потерянных вертолетов по состоянию на январь 2023 года., или четверть парка из 140-145 Ка-52, которые имелись у армии России на момент начала СВО.
Цену одного вертолета Ка-52 можно узнать в финансовом отчете его производителя, завода «Прогресс» в Арсеньеве, за 2021 год.
Согласно этому документу, завод поставил Министерству обороны России в 2021 году 12 вертолетов и получил 11,497 млрд рублей, или 958 млн рублей за каждый вертолет.
Однако американские эксперты считают, что себестоимость производства одного вертолета оказалась выше и составила 1 177 млн рублей. Это означает, что производство каждого Ка-52 приносит убыток в размере 219 млн рублей.
Цифры не бесспорные и подтверждение у них косвенное. Но российская промышленность уже давно жалуется на такую политику Минобороны, которая вынуждает производителей снижать цены. Предприятия соглашаются на это, потому что, чаще всего, контракт Министерства обороны является их единственным источником дохода. Это нормально для предприятий военно-промышленного комплекса.
При этом в министерстве действует принцип установления цен в долгосрочных контрактах, которые не учитывают реальную инфляцию, которая составляет от 5 до 12 процентов. Это означает, что многие заводы фактически продают свою продукцию ниже их фактической стоимости. Позже правительство пытается компенсировать эти потери, поскольку не может позволить оборонной компании обанкротиться. Например, государство может выплачивать долги, которые предприятие должно государственным банкам. Для российской промышленности это не очень полезно, но так оно и есть.
Приведенные выше ценовые показатели близки к другому значению, полученному из опубликованных в апреле 2019 года данных относительно тендера на страхование перевозки партии экспортных вертолетов Ка-52Е, поставленных в Египет.
Заявленная в страховках стоимость одного вертолета оценивалась в 1 102 млн рублей, что по тогдашнему курсу составляло $17 млн. Конечно, Египет, заказавший в 2015 году 46 вертолетов Ка-52Е, заплатил за них гораздо больше. Страховая стоимость, вероятно, соответствует сумме, полученной заводом-изготовителем (остальную часть денег берет посредник, то есть «Рособоронэкспорт»).
Если цифры потерь соответствуют действительности, то для российского бюджета это обойдется в сумму более 30 миллиардов рублей только на компенсацию потерянных машин. Если же цифры не верны, то «остаток» суммы легко уйдет на капитальный ремонт машин, которые эксплуатируются в боевых условиях.
Ракета Р-77-1

Р-77-1, известная в НАТО как AA-12B «Adder», является основной ракетой класса «воздух-воздух» средней (до 110 км) дальности, используемой российскими ВКС.
Цену ракеты можно узнать из судебного дела, возбужденного в 2019 году Министерством обороны России против производителя, ГМКБ «Вымпел» имени Торопова. Министерство потребовало компенсацию за задержку поставки партии из 10 ракет Р-77-1 в ноябре 2018 года общей стоимостью 299 млн рублей, что означает, что одна ракета стоила 29,9 млн рублей по ценам 2018 года.
Этот случай позволяет также оценить объем производства ракет Р-77-1. Сообщалось, что стоимость всего пятилетнего ГОЗ на 2018-2022 годы составила 64,88 млрд рублей, чего, предполагая фиксированную цену, хватило бы на 2 170 ракет, или около 430 в год.
Говоря о цифрах, можно сделать вывод о том, что в плане авиационных ракет Р-77 у нас порядок. Ракеты «воздух-воздух» не расходуются в таких количествах, как ракеты класса «земля-земля».
Противотанковая ракета ЛМУР

Легкая многоцелевая управляемая ракета LMUR (или «Изделие 305») является новейшим и самым совершенным российским противотанковым оружием. Ракета находится в серийном производстве около пяти лет, испытания шли с 2016 года, на вооружение «Изделие 305» приняли в 2022году. В настоящее время ракета используется на вертолетах Ми-8МНП-2, Ми-28НМ и Ка-52М.
ЛМУР тяжелее других российских вертолетных ПТРК, её вес составляет 105 кг (для сравнения: 9М120-1 «Атака-1» вместе с пусковой трубой весит 48,5 кг, а 9М127-1 «Вихрь-1» — 59 кг вместе с пусковой трубой). Её боеголовка также примерно в три раза больше: 25 кг по сравнению с 7,4 кг у «Атака-1» и 8,6 кг у «Вихрь-1», что говорит о значительно большей бронепробиваемости.
Максимальная дальность полета ЛМУР составляет 14,5 км, что выше, чем у других российских вертолётных ПТУР.
О цене ЛМУР можно узнать из судебного дела, возбужденного Министерством обороны России против производителя, Конструкторского бюро машиностроения в подмосковной Коломне. Это связано с заявленной компенсацией за задержку поставки партии из 30 ракет LMUR в 2018 году. Согласно этим документам, одна ракета LMUR стоила 14,2 миллиона рублей.
Объем производства можно оценить по тому же документу. Стоимость всего трехлетнего контракта (2018-2020 годы) составила 1,807 млрд рублей, чего хватит на 127 ракет, предполагая фиксированную цену. Партия 2018 года составляла 30 ракет, что подразумевает производство около 50 ракет ежегодно в последующие годы.
Немного, но оружие только принято на вооружение. Есть сведения об успешном боевом применении во время СВО.
Танк Т-90

Возможно, один из популярнейших танков в мире. О том, что Т-90 весьма впечатляющая боевая машина, говорят даже украинцы, в распоряжении которых оказались трофейные Т-90М и Т-90МС.
Стоимость одного танка составляет 187,5 миллиона рублей. Учитывая заявленные ВСУ объемы потерь российских танков (зачастую ничем не подтвержденные), то на компенсацию потерь действительно могут потребоваться приличные суммы.
Ту-160

Самый дорогой российский самолет — стратегический бомбардировщик Ту-160. 25 января 2018 года в Казани в присутствии президента Владимира Путина Министерство обороны России подписало договор о поставке 10 новых бомбардировщиков Ту-160М к 2028 году. После подписания контракта Путин заявил, что Минобороны закупило «10 самолетов, каждый из них по 15 миллиардов — даже более 15 миллиардов — 160 миллиардов всего».
Это много или мало?
Естественно, в США пытаются оценить финансовые возможности России по компенсации убыли техники в СВО. Не надо объяснять, зачем.
Возможность российской оборонной промышленности реагировать на экономические санкции, которые были введены или иным образом ужесточены после вторжения в Украину – вот главная задача американских аналитиков. Другими словами – есть ли ради чего городить огород? Смысл в санкциях, если они не будут работать должным образом, тормозя российскую экономику в целом и ВПК в частности?
Еще в апреле прошлого года высокопоставленный представитель министерства обороны США подтвердил изданию The War Zone, что способность России пополнять запасы своих сил серьезно пострадала от санкций, введенных США и их союзниками. В частности, чиновник отметил, что пострадала способность производить высокотехнологичные компоненты, в том числе для высокоточных боеприпасов.
Правда, с примерами было не очень. Единственное, что привел в качестве примера представитель американского министерства – это проблемы с российским самолетом ДРЛО А-100 «Премьер». Комментировать это заявление сложно, поскольку работы над А-100 идут. Возможно, что там существуют определенные трудности, программа испытаний была сдвинута с 2017 года (когда А-100 совершил первый полет) аж до 2024-го, но идет строительство второго экземпляра, который должен присоединиться к испытаниям.
Тот же высокопоставленный чиновник министерства обороны США не стал подробно останавливаться на том, какие системы затронуты введенными санкциями, насколько поражены цепочки поставок. Тем не менее, санкции усугубляют предыдущие проблемы с российской цепочкой поставок, сказали они.
Нехватка ключевых компонентов, вероятно, может увеличить стоимость российских военных самолетов и ракет, а также приведет к дальнейшим задержкам по срокам выпуска. Это не лучшим образом может сказаться на ведении конфликта с неопределенным сроком продолжения.
Вообще как бы ни развивались события на Украине, точнее, с какой бы скоростью стороны не уничтожали военную технику друг друга, изолированная позиция, в которой оказалась Россия, означает, что ей придется полагаться в первую очередь на свои внутренние производственные мощности для своевременного пополнения запасов вооружений.
И это тот вариант, когда деньги решают если не все, то очень многое, в том числе и поставки заблокированных материалов через «серый импорт».
Война всегда требовала огромного количества ресурсов, в том числе и финансовых. То, что за нами очень пристально наблюдают в этой сфере, ясно и понятно. Весь вопрос только в том, насколько действительно промышленный и финансовый сектора России окажутся боеспособны в конфликте, для которого действительно пока сложно определить сроки и границы.
«Ростех» заявил о стоимости контракта на поставку С-300 Ирану в $1 млрд
Стоимость контракта с Ираном на поставку российских зенитных ракетных комплексов С-300 составила около $1 млрд. Об этом журналистам сообщил генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов, передает ТАСС.
«В 2016 году завершили поставку [С-300]. Пока ничего другого не планируется», — отметил он.
Контракт на поставку в Иран зенитных ракетных систем С-300 ПМУ-1 в составе 40 пусковых установок был заключен в 2007 году. По «неофициальным данным», стоимость контракта составила порядка $800 млн, писал «Интерфакс» в 2014 году.
Ракетные комплексы, однако, так и не были поставлены, поскольку Россия наложила на сделку вето в 2010 году. В связи с этим Иран подал иск в Третейский суд в Женеве, сумма претензий к «Рособоронэкспорту» составила почти $4 млрд.
В июле 2015 года Иран и страны «шестерки» подписали соглашение по урегулированию ядерной проблемы. Еще до окончательного решения проблемы в апреле того же года президент Владимир Путин подписал указ об отмене запрета на поставку зенитных ракетных комплексов С-300 Ирану.
Россия и Иран подписали новый контракт на поставку С-300 в ноябре 2016 года. В начале 2016 года вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что Москва получила от Тегерана гарантии об отзыве иска к России.