Бильярд под прицелом. Американский пул. Восьмёрка
Сегодня захотелось немного отойти от изначального плана писать про малоизвестные игры, и написать про достаточно известные. Подобных постов не нашёл, а вот людей, периодически упоминающих в комментах под постами бильярдной тематики о том, что не до конца разбираются в вопросе, предостаточно. Так что буду чередовать. Данный пост адресован, в первую очередь, читателям, которые имеют небольшой опыт игры, но никогда целенаправленно не интересовались общепринятыми правилами игры в Американский пул. Хотя, как показывает практика, иногда даже у спортсменов, занимающихся профессионально бильярдом другого вида, имеются пробелы в каких-то аспектах игры.
Чем отличается пул от остальных видов бильярда? Размер стола — 9 футов в спортивных состязаниях и 7 или 8 в барном варианте. Размер лузы на столе для пула по канону зависит напрямую от используемых шаров (обычно играют 57 мм шарами, но допускаются уменьшенные варианты шаров для столов малых размеров). Так, створ угловых луз на «строгом» столе равен двум диаметрам шара (то есть 114 мм для стандартного размера шара), а средняя луза на 13 мм шире (то есть 127 мм). Нестрогие столы предусматривают допуск в 3 мм для угловой лузы и 6 мм для средней лузы. Профиль бортовой резины имеет треугольную форму, губки луз прямые, заострённые. Сукно достаточно медленное. Кии для пула с толстым массивным турняком, в длину составляют 145-157 см, весят в среднем 450-600 г. Для пула используется наклейка достаточно большого диаметра, в спортивном варианте наиболее популярны 12.5 мм наклейки, в барном — 13-14 мм. Также увеличенный размер, близкий к 14 мм, обычно присущ специальным киям для разбоя прирмиды (т.н. breaker), и киям для совершения прыжков (jumper), причём радиус скругления наклейки на этих двух киях обычно больше, наклейка стачивается почти плоско. Для обычных игровых киев используются мягкие или средние по жёсткости наклейки, для брейкеров и джамперов — от средней до очень жёсткой. Для подавляющего большинства игр в Американский пул используется стандартный набор из 16ти шаров, где 15 шаров пронумерованы от 1 до 15 и покрашены в 8 цветов. 14 шаров выкрашены попарно семью цветами, в одном случае полностью (шары с номерами от 1 до 7), в другом — только полоской (шары 9-15, группы этих шаров называются обычно сплошные (цельные, solids) и полосатые (stripes) соответственно). Ещё один шар под номером 8 полностью чёрный, а последний, шестнадцатый шар бесцветный (белый) и нумерации не имеет, выполняя обычно в играх роль битка (cue ball), то есть шара, по которому наносится удар кием.
Ну а теперь к самим играм, в данном посте подробно рассмотрим игру в Восьмёрку (Eight ball, 8-ball).
Восьмёрка является, пожалуй, самой популярной игрой в барном варианте, в т.ч. и в России. Играют в неё многие — и опытные игроки, и новички, в первый раз кий в руки взявшие, и целенаправленно пришедшие, и ожидающие освобождения занятого стола для Русской пирамиды, например. Играют по-всякому — и по спортивным правилам, и по барным, и по особым в рамках какого-то пари, и «любым по любому», и с «чёрный — плохой, его трогать нельзя». И тут я не утрирую, бывают случаи, когда правил даже в первом приближении никто не знает и, казалось бы, не зная правил, самое очевидное — играть во что-то, близкое к Прямому пулу — забивай шары и считай очки. Но, видимо, где-то на подкорке вшита информация, что пул — это про шар № 8, что-то там обязательно с этой восьмёркой должно происходить.
Собственно, если вы по какой-то причине не уверены, что же с этим чёрным шаром нужно делать по канону — рассказываю.
Основная цель игры — забить чёрный шар, причём сделать это можно только после того, как забиты все шары одной группы (полосатые или сплошные).
Начинается всё с выставления пирамиды (rack). В восьмёрке она имеет треугольную форму, вершина пирамиды (обычно это жёлтый сполшной шар с номером 1, но не обязательно) выставляется на задней отметке. Обязательным условием является то, что чёрный шар с номером 8 ставится в середину пирамиды (в третьем ряду между двумя другими шарами), а также (в большинстве редакций правил) то, что группы полосатых и сплошных шаров должны чередоваться между собой по боковым рёбрам пирамиды и в каждом ряду. Пятый ряд тоже чередуется, но с небольшой поправкой — с одного края пирамиды будут стоять вместе два шара из группы, противоположной группе шара в вершине пирамиды. Приведу пример корректно-установленной пирамиды в соответствии с данным правилом:
В данном случае в качестве вершины выбирается первый шар (сплошной). Это необязательное условие, там мог бы находиться любой шар, кроме восьмого, но первый привычнее игрокам в ротационные игры (девятка, десятка, ротация и т.п.), но об этих играх позже. Во втором ряду всего два шара, поэтому, чтобы ряд чередовался, один из них обязательно будет полосатым, а другой — сплошным (порядок во втором ряду не важен, в примере на картинке слева расположен полосатый, справа сплошной. В третьем ряду по центру обязательно устанавливается восьмой шар, а по бокам от него один полосатый и один сплошной, причём здесь порядок шаров зависит от второго ряда. На рисунке слева сплошной, а справа полосатый, потому что рёбра должны чередоваться, но если бы во втором ряду мы слева расположили сплошной, а справа полосатый, то третий ряд выглядел бы как «полосатый-чёрный-сплошной». Четвёртый ряд опять полностью чередуется. Его обычно выставляют, начиная с какого-то края. Например, мы начинаем слева. В третьем ряду слева расположен сплошной шар, поэтому четвёртый ряд начнётся с шара противоположной группы — полосатого. Затем, продолжая выставлять ряд слева направо, чередуем шары — вторым слева будет сплошной, третим слева полосатый и четвёртым вновь сплошной. И, вуаля, правое ребро теперь тоже «честное», потому что в третьем ряду правый шар был полосатым, а в четвёртом у нас сплошной. Осталось разобраться с последним рядом пирамиды. Его мы выставляем опять с какого-то произвольного края, но при этом помним — если крайний шар из другой группы, нежели вершина, после него ставится ещё один шар этой группы. Попрубуем поставить пятый ряд, начав вновь слева. Левый шар четвёртого ряда полосатый, значит пятый ряд начнётся со сплошного. Ставим сплошной и проверяем — это та же группа, что и вершина пирамиды, значит — удвоения шаров не нужно, и просто продолжаем чередовать шары разных групп, вторым слева ставим полосатый, третьим сплошной, четвёртым полосатый и, наконец, пятым оставшийся единственный шар, который тоже будет полосатым (вот оно, удвоение с края пятого ряда в случае отличной от вершины группы шаров). Проверяем рёбра и видим, что все шары и слева, и справа чередуются между собой по группам. Пирамида установлена корректно.
Повторюсь — не во всех редакциях правил требуется именно такая постановка пирамиды. В некоторых случаях чередование групп является необязательным условием, в других — чередование обязательно, но необязательно удвоение в пятом ряду происходит с краю, это может быть и удвоение внутри ряда. Кроме того, можно встретить и более специфичные требования, например, второй шар обязательно устанавливается в середину пятого ряда, или 1 и 15 шары обязательно ставятся по краям пятого ряда.
Пирамиду, наконец, поставили, теперь можно и игру начинать. Как и в других видах бильярда, сначала определяется очерёдность игроков либо раскатом, либо монеткой или другим видом жеребьёвки. После этого победивший игрок может либо наносить начальный удар, либо отдать это право сопернику.
Начальный удар выполняется из любой точки дома (kitchen) — прямоугольной зоны между ближним к игроку «передним» коротким бортом и передней линией (head string), проведённой на расстоянии двух бриллиантов от переднего борта, являющейся перпендикуляром к двум длинным бортам и пересекающей переднюю отметку стола (середина передней линии).
Правильно сыгранным начальным ударом (разбитие пирамиды, разбой, брейк, break) считается такой, при котором не совершено фола (foul или fault, то есть некорректного удара, приводящего к штрафу) и либо совершено забитие хотя бы одного прицельного шара, либо по крайней мере четыре шара (в некоторых редакциях правил два или три) из пирамиды коснулись любого борта. В противном случае игроку назначается фол. В случае забития шаров игрок, разбивавший пирамоду, продолжает подход, в противном случае право нанесения удара переходит к сопернику (в некоторых редакциях правил игрок продолжает подход после брейка в случае отсутствия фолов, то есть даже без забития).
В случае забития восьмого шара во время брейка он выставляется на заднюю отметку или максимально близко к ней по направлению к заднему борту по средней линии стола, соединяющей заднюю и переднюю отметки. Альтернативно можно попросить восстановить позицию для начального удара. И в том, и в другом случае игра ведётся из дома. В некоторых редакциях правил забитый с разбоя восьмой шар автоматически приводит к победе игрока, нанёсшего удар.
При игре из дома игрок не может напрямую попадать битком в шары, которые также находятся в доме, для этого требуется нанести удар, при котором биток сначала покинет пределы дома, а затем вернётся туда (отразившись от борта, шаров или с помощью вращения).
Если в процессе разбития пирамиды объявлен фол, то у второго игрока есть опции:
• играть в сложившейся на столе ситуации, если биток не был забит и не вылетел за пределы стола;
• поставить шар в любое место дома и играть в получившейся после разбоя позиции;
• попросить восстановить позицию для начального удара и выполнить удар самостоятельно;
• попросить восстановить позицию для начального удара и попросить первого игрока переразбить.
Сразу после разбоя говорят, что стол открыт (open table). Это означает, что игрок, находящийся у стола, может играть в данный момент любой шар, кроме восьмого. В ситуции открытого стола играющий обязан заказать группу шаров, которую он планирует играть в партии. После заказа группы ему требуется забить хотя бы один шар этой группы, чтобы она была закреплена (assigned) за игроком. При открытом столе первым при ударе не обязательно должно быть соприкосновение с шаром заказанной группы. То есть можно заказать полосатые, попасть в сплошной шар и комбинацией забить полосатый — это корректно. В случае, если при заказе группы удалось забить шар этой группы, игрок закрепляет её за собой и в дальнейшем может играть только шары выбранной группы (в т.ч., и первое касание должно осуществляться с шаром закреплённой группы). За соперником при этом закрепляется противоположная группа шаров. Если закрепить группу не удалось, стол остаётся открытым, и уже соперник при очередном ударе заказывает группу и пытается её за собой закрепить. Если в процессе удара на закрепление группы совершается фол, то:
• в случае объявления фола до забития стол остаётся открытым, забитый прицельный шар не учитывается и остаётся в лузе;
• в случае объявления фола после забития (если был корректно забит по крайней мере один шар заказанной группы), группа закрепляется за игроком, но право нанесения удара переходит ко второму игроку, за которым закрепляется противоположная группа.
Совершение фола в процессе игры в случаях, не описанных выше, приводит не только к переходу права нанесения удара к следующему игроку, но и позволяет этому игроку наносить удар с руки (ball in hand), то есть биток можно поставить на любую точку стола, но так, чтобы он не касался других шаров на столе, и наносить удар из получившейся позиции.
Фол может объявляться в ситуациях, когда:
• забит биток (scratch);
• какой-либо из шаров вылетел за пределы стола;
• игрок закрепил за собой группу шаров, но при очередном ударе биток первым коснулся шара другой группы;
• после нанесения удара ни один из прицельных шаров не был забит, а также не было касания битка с прицельным шаром или касание было, но оно не привело к касанию каким-либо из прицельных шаров хотя бы одного борта;
• было совершено двойное соприкосновение наклейки кия с битком в размках одного удара;
• прицельный шар пришёл в движение любым способом, кроме попадания в него битка или другого прицельного шара (задет рукой, одеждой, кием и т.п.).
Отдельно следует рассмотреть прыжковые удары или просто прыжки (jump shot). В процессе этого удара биток отрывается от поверхности стола, и используется он для преодоления препятствий (шаров или губок лузы) по воздуху. Но важным условием нанесения такого удара во всех играх пула является то, что он должен наноситься строго через верхнюю полусферу шара. Это значит, что шар должен быть поднят в воздух за счёт «вдавливания» шара в игровую поверхность стола кием и, за счёт сопротивления стола, подпрыгнуть. Удар для корректного исполнения прыжка должен наноситься с использованием массе (massé/masse shot), то есть ударом по оси под углом к игровой поверхности стола, а точка соприкосновения наклейки кия с шаром должна находиться достаточно близко к центру шара, чтобы создать достаточное давление на шар. Центр шара определяется в той плоскости, к которой перпендикулярна ось нанесения удара, смещения относительно центра в этой плоскости приводят к тем же результатам, что и про продольном ударе, то есть шар получает верхнее, нижнее, левое или правое вращение, или их комбинации. Но поведение шара при получении вращения не по продольной оси тем сильнее отличается от поведения при продольном ударе, чем больше угол поднятия кия. При большом отклонении от центра шара битку будет передано недостаточно энергии поступательного движения, в основном энергия перейдёт во вращение, поэтому шар практически не подпрыгнет.
В русском бильярде тоже есть такой технический приём, как прыжок, но условия удара через полусферу не накладывается по той простой причине, что выполнить это условие гораздо сложнее из-за веса шаров, и игроки в пирамиду выполняют такие приёмы ударом «под шар», подбрасывая шар в воздух непосредственно кием (см. верхнюю левую часть рисунка ниже). Такой прыжок сложнее проконтролировать, практически исключает возможность придавать дополнительное вращение битку и, самое важное, — он запрещён правилами при игре в пул и заказчивается объявлением фола (хотя часто можно стокнуться с отсутствием этого пункта в своде правил на русских турнирах по пулу). Поэтому если вы тоже делаете прыжковые удары в русской технике, то знайте — это не корректно и является фолом на западе, лучше сразу переучиваться, если собираетесь играть в пул профессионально.
В барных вариациях правил после совершения соперником фола игроку даётся право на свободный удар (free shot), то есть игрок может продолжать подход в случае незабития в первом ударе подхода (целенаправленно, нанося удар для улучшения позиции, или по ошибке). При этом, вылеты шаров за пределы и забитие битка всё равно заканчивают подход и дают свободный удар оппоненту. Нередко, это правило трактуется игроками некорректно, когда право на ошибку реализуется не только в первом ударе подхода, но в любом по счёту. Но, если всех за столом это устраивает, можно просто считать данное обстоятельство модификаций правил.
После закрепления группы за игроком, тот продолжает свой подход до тех пор, пока в конце каждого удара в лузе оказывается как минимум один шар закреплённой группы и, при этом, не объявляется фол. В случае, если вместе с прицельным шаром своей группы падают шары группы соперника, они остаются в лузах, но подход продолжается. Как только все шары закреплённой группы игрока забиты, он должен забить восьмой шар. При этом он обязательно заказывает лузу, в которую будет забивать этот шар. Если в процессе удара чёрный был забит в незаказанную лузу, или вылетел со стола, или вместе с чёрным был забит биток, или биток вылетел со стола при забитом чёрном, то игрок, нанёсший удар, проигрывает партию. Также партия проигрывается, если чёрный шар забит или вылетел со стола, но на столе в момент нанесения удара ещё были шары закреплённой группы. В процессе забития чёрного допускается падение в лузу шаров группы соперника, но только если первое касание битка пришлось по чёрному.
В некоторых редакциях правил, на забитие чёрного накладываются дополнительные условия, альтернативно:
• восьмёрка должна быть забита в ту же лузу, в которую был забит последний прицельный шар закреплённой группы;
• восьмёрка должна быть забита в противоположную (относительно диагонали стола, не смежной с лузой) лузу, в которую был забит последний прицельный шар закрпленённой группы;
• восьмёрка должна быть забита дуплетом (bank shot), то есть рикошетом от борта.
В игре допускается отыгрыш (safe shot). После объявления отыгрыша игрок наносит удар, который не должен заказчиваться фолом, а позиция на столе после удара обязательно переходит к сопернику. Если в процессе отыгрыша был забит шар, то он остаётся в лузе. Даже в случае забития шара своей группы, переход хода осуществляется в обязательном порядке. Обычно в игре предусмотрен лимит в один отыгрыш на партию для каждого игрока, но в некоторых редакциях правил лимит может быть увеличен или полностью снят.
Разбои в Восьмёрке не серийные, а поочерёдные. Это означает, что если текущую партию начинал первый игрок, то вторую будет начинать второй игрок, третью — снова первый игрок и т.д. по очереди, без оглядки на то, кто выиграл в текущей партии.
Ну, и по традиции прикладываю видео с примером игры в Восьмёрку. Играют Ральф Суке и Шейн Ван Боенинг:
Бильярд «Пул 8» правила игры
«Восьмерка», это одна из самых знаменитых разновидностей игры в пул. Именно здесь идет подразделение шаров на полосатые и сплошные. «Восьмерка», как и другие разновидности бильярда, подчиняется общим правилам, но имеет свои отличительные особенности.
-
Тип игры: заказная (удары выполняются по заказу);
Розыгрыш первого удара и определение очередности разбоя
- Биток вводится в игру ударом с руки из дома.
- Заказ шара при первом ударе отсутствует, не требуется первое касание битка с каким-либо конкретным прицельным шаром.
Разбой считается правильным при выполнении следующего условия:
Если ни один прицельный шар не забит, то по меньшей мере четыре прицельных шара должны коснуться одного или нескольких бортов. В противном случае разбой считается неправильным, и вступающий в игру соперник получает право выбора:
-
Принять позицию на столе и продолжить игру
Если восьмерка забита, разбивающий получает право выбора:
1. Выставить восьмерку и продолжить игру с места остановки битка
2. Разбить заново.
Нарушение правил при разбое:
-
Если разбивающий забивает восьмерку и при этом биток падает в лузу, соперник получает право выбора.
-
Если при разбое какой-либо прицельный шар вылетает за борт, то объявляется штраф. Вылетевшие за борт шары не выставляются (за исключением восьмерки) и вступающий в игру соперник получает право выбора.
-
Принять позицию на столе и продолжить игру с места остановки битка;
-
Если разбивающий нарушает правила каким-либо иным, не указанным выше, способом, то вступающий в игру соперник получает право выбора.
-
Принять позицию на столе и продолжить игру с места остановки битка;
Правила игры в пул: американский бильярд
Американский бильярд – один из видов лузного (карманного) бильярда, также называемый пул. В переводе с английского означает «объединение ставок». Игры в пул популярны в большинстве стран мира и являются предметом международных профессиональных турниров. У игры есть множество вариаций, основные регулируются правилами Всемирной ассоциацией бильярда (WPA). Но большинство людей играют как любители с использованием неформальных правил, в принципе таких же, как официальные.
История
Считается, что современный пул произошел от игр на открытом воздухе с мячом и клюшкой, таких как jeu de mail (игра в молоток или почта). Узнаваемая форма бильярда появилась в 1340 году и напоминала игру крокет.
Игра jeu de mail
Игры, которые обычно называют «пул» происходят от двух английских игр, привезенных в США в XIX веке. Современные виды игр появились благодаря английскому бильярду, которые стали американским бильярдом с четырьмя шарами. По сути, в обоих играх применяются одни и те же правила, единственное отличие – в американском есть дополнительный красный шар, который повышает шансы на забивание.
Второй игрой, благодаря которой существует пул, была пирамида. В середине XIX века вариант под названием «пятнадцать шаров» был весьма популярен. В 1888 году непрерывный пул, непосредственный предшественник прямого, вытеснил обе игры. Новые виды игр, представленные на рубеже 20-го века, включали пул Келли и «восьмерку». Отличительный вид шаров с многочисленными цветами и разделением между сплошными и полосатыми полосами был утвержден правилами в 1889 году.
Правила игры в пул: бильярд по-американски
Все профессиональные игры в американский pool проходят по правилам Всемирной ассоциации бильярда. Многие любительские лиги, такие как APA, CPA, BCA Pool League утверждают, что применяют свои уставы, но они практически не отличаются от официальных.
Правила неизменны (за некоторыми исключениями) для любого вида игры: «восьмерка», «девятка», непрерывный 14.1 и прочие. Положения затрагивают не только вопросы, относящиеся непосредственно к игре, но и вопросы организации, требования к оборудованию.
Оборудование: стол
Стандартный размер игровой поверхности 9 х 4,5 фута (2,7 х 1,4 м), точные размеры могут незначительно отличаться в зависимости от производителя. В некоторых лигах и турнирах, где играют по Мировым стандартизированным правилам могут быть разрешены меньшие размеры – 7 на 3,5 фута (2,1 на 1,1 м). Высота игрового стола от 29 ¼ до 31 дюйма (от 74,29 см до 78,74 см).
В бильярде стол имеет 6 карманных отверстий (лузы). Для соревнований по американскому pool створ угловых луз от 4,5 до 4,625 дюймов (11,43 – 11,75 см), створ бокового кармана от 5 до 5,125 дюймов (12,7-13,0175 см).
Игровая поверхность обтянута тканью, предпочтительно камвольной шерстью без ворса. Для соревнований приемлемы желто-зеленые, сине-зеленые или электрические цвета. На игровую поверхность наносится разметка:
- Продольная линия начерчена по центру параллельно длинным рельсам;
- Центральная – проходит параллельно коротким рельсам вежду боковыми карманными отверстиями.
- Линия дома проходит посередине между продольным и передним бортом.
По правилам, полный набор шаров для американского pool состоит из битка белого цвета и шаров с цифрами от единицы до пятнадцати включительно с цветной кодировкой. Шары должны быть изготовлены из полимерного пластика, не полированы.
Шары для игр имеют размеры 2 ¼ дюйма в диаметре (5,715 см), весят от 5 ¼ до 6 унций (156-170 г)
Набор шаров включает 8 шаров с номерами 1-8, имеющими сплошной цвет и 7 белых мячей с цифрами 9-15 с центрированным кольцом другого цвета.
Перед игрой шары устанавливают с помощью треугольной стойки. По правилам ее основание располагают параллельно концевой направляющей (борта), так, чтобы верхний шар располагался на нижней метке. По правилам, порядок шаров случайный, за исключением черного шара с цифрой 8, также называемого рамочным или денежным.
Кий и другое оборудование
Официальными правилами регулируется все оборудование, косвенно или напрямую используемое игроками на состязаниях по американскому pool. Это гарантирует создание одинаковых условий всем игрокам.
Кроме стола и шаров нужен кий. Его размеры регламентированы правилом №17. Кий-стики, должны отвечать определенным стандартам:
- Минимальная длина от 40 дюймов (1,016 см);
- Максимальный вес 25 унций;
- Ширина наконечника максимум 14 мм.
Материал наконечника не должен каким-либо образом испортить биток во время игрового процесса. Существует одна специфика, по правилам, если наконечник изготовлен из металлического материала его длина не должна превышать 1 дюйм (2,54 см).
Правилами разрешено использовать перчатку. При необходимости игрок может пользоваться присыпкой. Для предотвращения кикса игрок может применять собственный мелок, но при условии, что его цвет будет совпадать с цветом сукна, которым оббит стол.
Определение права первого удара
Право первого удара в игре достается победителю розыгрыша. На всех соревнованиях в американский pool присутствуют судьи. Он выставляет шары с одной и другой стороны продольной линии, рядом с линией дома. Соревнующиеся по сигналу делают удары так, чтобы шар, ударившись о задний рельс максимально приблизился к переднему. Чей мяч стал ближе, тот и победитель.
Стандартный заказ
Заказ – это озвучивание соревнующимся мяча и карманного отверстия, в которые он рассчитывает сыграть. Подробности траектории загоняемого шара озвучивать не требуется. Заказ в игре можно не делать, если шар и карман очевидны. Но если судьи или противостоящей стороны не очевидно какой шар играется, они имеют право потребовать заказ. Шар засчитают только после того, как судья удостоверится, что именно он был указан соревнующимся перед выполнением удара.
Пул – это стратегическая игра. Если назрел пат, рефери каждому участнику предоставляет по 3 подхода. Если после ударов положение остается патовым, официально объявляется пат. Продолжится ли игра после пата, определяется правилами, установленными для определенного вида игры.
Разновидности американского бильярда
Существует несколько видов американского бильярда, в каждый из которых играют по определенным правилам. Основные отличия конкретных игр в очередности забивания шаров и условиях для победы.
Существуют несколько разновидностей американского pool, но основных пять:
- Пул-8 или «восьмерка. Заказная игра, основная дисциплина профессиональных состязаний. Главная особенность игры – можно загонять в карманы только шары определенной расцветки.
- Пул-9 («девятка»). Командная игра, где в каждой команде по два участника. Это делает ее непредсказуемой и захватывающей.
- Ten-ball («десятка»). Дисциплина включена в международные соревнования, профессионалы считают ее более сложной, чем «девятка».
- Прямой пул, он же непрерывный 14.1. В этой игре мало просто уметь хорошо забивать, нужно изначально оценить свои силы и до начала игры обозначить число очков, которое игрок собирается набрать для победы.
- Один карман. Один из самых сложных видов игры. Для победы соревнующемуся необходимо загнать 8 шаров в тот карман, который он выбрал перед началом состязаний. Игра достаточно популярна, но не является дисциплиной профессиональных турниров.
Игра «восьмерка» или пул-8
Одна из первых разновидностей американского pool – «восьмерка». Первые правила практически остались неизменными и применяются для современных профессиональных игр.
Цель «восьмерки» – загнать в карманное отверстие черный шар, после того как забьет все шары своей группы.
Для «восьмерки» применяют биток и все цветные шары, включая 7 полосатых, 7 полностью окрашенных и черный (восьмерка). Особенность в том, что мячи в стойке закладываются в случайном порядке. Кроме восьмого, его кладут в середине третьего ряда между угловыми мячами, один из которых полосатый, а другой полностью окрашенный. Биток ставят в любой точке дома.
Побеждает тот, кто загонит в карман мяч с цифрой «8», после того как забьет все мячи, выбранной группы (полностью окрашенные либо полосатые).
Соревнования начинают со стандартной разбивки. Право первого удара определяется путем розыгрыша. Если во время разбивки восьмерка попадает в карман или вылетает за борт, то шары выставляют заново, согласно правилам и делают повторный разбой.
В начале партии стол «открыт», что означает, что любой соревнующийся может бить по шарам любой группы. Он остается открытым пока кто-нибудь не загонит в карманное отверстие названный шар (восьмерка исключение). Игроку достается та группа мячей, расцветка которой была первым загнана в карманное отверстие, а другая группа достается противостоящей стороне. Шары, забитые во время разбоя или с нарушениями, не применяются для определения группы шаров. Если участник забьет шары обоих расцветок, он может претендовать на любую из них. После того, как группа определена, она остается неизменной до конца встречи.
Допускается делать «удар без заказа», но после его реализации право продолжения игры переходит противостоящей стороне. Если первый удар сделан правильно, участник продолжает загонять шары пока не будут нарушены правила, намеренно или случайно не забьет восьмерку.
Непрерывный пул 14.1
В этой игре участвуют два человека. Победителем становится игрок, набравший определенное количество очков, которое он указывает заранее.
Данный вид соревнований также именуют «Прямым». Соревнования проходят по общим правилам с некоторыми корректировками и дополнениями.
За каждый заказанный и сыгранный шар, участнику начисляют одно очко. Если в карман помимо заказного падает еще шар, засчитывают только одно очко. За нарушения снимают одно очко. Если игрок делает серьезные нарушения или 3 подряд, то отсчет нарушений начинают заново, предварительно начислив 15 штрафных очков. Все шары выкладывают заново, и нарушитель делает разбой. В типичной игре можно попробовать набрать 100 очков. В профессиональных соревнованиях – планка 125 очков.
Традиционно при расстановке шар с цифрой «1» кладут в правом углу стойки. А шар под номером «5» в левом углу, хотя это не является официальным правилом. Поскольку здесь разыгрывается определенное число очков, намного превышающее 15, то устанавливают несколько внутриигровых стоек. Название «непрерывный 14.1» исходит из того, что участники могут забивать любые шары, кроме пятнадцатого и битка.
По правилам разбой делает победитель розыгрыша. Если разбой выполняется неправильно, участник лишается двух очков. Серия ударов одним игроком продолжается до тех пор, пока он загоняет в карманные отверстия заказанные шары и пока не наберет необходимое количество очков. Если в карман падает мяч, отличный от названного, то его возвращают на стол, что, следовательно, заканчивает серию подач участника состязаний. Если во время игры 14 шаров забиты, а победитель не выявлен, то шары расставляются заново.
Особенности «девятка»
Эта игра значительно отличается от остальных. Игра ведется с битком и всего с девятью шарами, 8 из которых полностью окрашены и один полосатый с номером «9». Раскладка делается в виде ромба, при этом шар с единицей должен располагаться наверху, а с девяткой – посредине.
Судья может потребовать сделать новую раскладку, если смежные мячи не касаются друг друга или единица стоит не на уровне задней отметки. Согласно правилам, победителем становится участник первым забивший девятку. Начинают со стандартного разбоя. Если соревнующийся выполнил его правильно, то он получает право на пуш-аут. Так в игре называют перемещение битка или любых прицельных шаров на новое положение без касания другого шара или борта.
Законным считается удар, когда биток ударяется о мяч с наименьшим цифровым значением и тот либо загоняет другой шар в карман, либо ударяется о любой борт. Шары забивают в любой последовательности, единственное условие – шар, с наименьшим цифровым значением сначала контактирует с битком. В «девятке» заказ не является обязательным условием, но, если судья потребует выполнить заказ, участник должен озвучить какой шар и куда намеревается забивать.
Если во время удара вылетает мяч, засчитывается нарушение и право забивать переходит противнику. Если вылетает девятка, ее выставляют и продолжают игру.
Производные игры «девятка»:
- Три шара – самая ранняя известная версия «девяти», в которой используют 3 шара, выложенные в треугольник.
- 6 шаров. Используют 6 полностью окрашенных шаров, победителем становится участник первым забивший шестерку. Можно использовать полосатые шары, тогда победу одерживает участник, забивший пятнадцатый шар.
- Seven-ball. Играют семью мячами, выложенных шестигранником, при этом единицу помещают на вершину, а семерку в центр.
«Десятка»
Ten-ball – это ротационная игра, похожая на «девятку» с десятью шарами вместо девяти. В правилах есть много общего, но Ten-ball имеет определенные корректировки, обеспечивающие сложность игры и ее конкурентоспособность «девятке».
Десять шаров выкладывают с помощью треугольной стойки, как в «восьмерке», нос 10-ю вместо 15 шаров, образующих тетрактисы. В раскладке используют 10 пронумерованных шаров, причем единицу ставят на вершине, десятку в центре, а двойку и тройку в нижних углах треугольника. Остальные мячи размещают в хаотичном порядке.
Придерживаются тех же правил, что и в «девятке». Для обеспечения легального удара, биток должен соприкоснуться с шаром с минимальным цифровым значением, а затем, хотя бы, один мяч должен удариться о любой рельс или упасть в карман. Перед каждым ударом (разбой исключение) делают заказ, указывая пальцем или кием на карман, номер шара, который будут в нее загонять. Если десятка попадает в карманное отверстие во время разбоя, мяч вытаскивают, а игрок продолжает подачу.
Ранее забивание десятки во время разбивки пирамиды приводило к победе.
В игре побеждает тот, кто забьет оставшуюся на столе одну десятку. Если ее заказывают, при наличии других шаров на столе и шар сыграет, его возвращают, а участник продолжает выполнять удары. Если соревнующийся забивает другой мяч или назначенный, но не в то карманное отверстие, то шар остается внизу. Затем у противостоящей стороны есть выбор – самому забивать или вернуть это право обратно.
Некоторые профессионалы «девятки» предпочитают «десятку», как более сложную дисциплину. Выиграть быстро не получится, поскольку должны быть забиты все шары. Статистически сложнее добиться выполнения последовательности, к тому же мячи не просто загонять, когда стойки загружены.
Непрофессиональный пул
Существует много версий американского pool. Их можно условно разделить на профессиональные и любительские. Последние не являются дисциплинами международных турниров и проходят по внутренним правилам.
Наиболее распространенные виды игры:
- One-pocket. Гибкая игра для участников с разным уровнем мастерства. Победителем становится соревнующийся, набравший нужное количество очков. Но правила предусматривают фору слабому участнику, обычно в 10 очков.
- Банковский пул. Основная особенность – броски делаются путем удара заказываемого мяча от борта в карманное отверстие. Для победы в игре нужно первым забить 5 шаров.
Один карман
Игра обязана своим происхождением корчам – соревнования, с участием инвалидов, проходившие в XVIII веке. Это стратегическая игра для двух участников, в которой каждому назначается один из карманов на столе, в который разрешается загонять шары. Победителем становится тот, кто первым забьет в свой карман 8 шаров.
Используют весь набор шаров, выкладывая их в классическую треугольную стойку в произвольном порядке. Право разбить пирамиду достается победителю жеребьевки (обычно, подбрасывание монеты) либо розыгрыша. Перед ударом (разбивка треугольника не в счет) участник обязан объявить шар (указывать карманное отверстие, по понятным причинам, нет необходимости). Игрок, сделавший легальный разбой объявляет какой мяч в какой карман он собирается опустить. Если заказанный шар попадает в указанный карман за участником закрепляется луза и начисляется очко. Сопернику достается луза напротив, если это боковой карман, и противоположная по диагонали, если соперник забил в угловое карманное отверстие.
Один карман требует больше оборонительной стратегии, чем наступательной. Опытные игроки стараются забивать «легкие» шары – стоящие возле их лузы. Это позволяет контролировать процесс, заставляя своего противника защищаться.
Пул бильярд. Правила игры в Американский бильярд.
- в чем отличия пула от русского бильярда?
- какие правила игры в Американский бильярд?
Пул бильярд. Правила игры в Американский бильярд
Точной даты возникновения бильярда точно пока неизвестно, но в Европу он попал в XV веке. Через 4 века появился сам вид игры бильярд – американский пул. Изначально столы ставили в местах приема ставок, как правило на ипподромах.
Так что такое pool?
Слово pool походит от английского значения «pool room» (комната ставок). Такое словосочетание очень сильно привязалось к местному населению, так и появилось название американского бильярда. На протяжении XIX века не было стандартов игры. Майкл Фелан установил и запатентовал размеры, правила современного вида бильярда в пул. Так возник пул в бильярде.
Остается вопрос: что такое пул? Это отдельно существующий вид игры бильярд. Американский пул, как и русский, снукер, карамболь, имеет свои стандарты и правила. Очень часто его путают с «американкой» в русской пирамиде, но это совершенно разные игры. Рекомендуется для новичков, он проще чем остальные виды бильярда.
Основным отличием от русского, является:
- Небольшой стол
- Треугольный вид бортовой резины
- Большие лузы
- Небольшие шары, 57,2 мм
- Нет слепых зон
Игра в американский пул приносит свое, незабываемое чувство удовольствия, азарта. Это не зависит от вида пула в бильярде:
- Тройка: забить 3 шара с минимальным количеством ударов.
- Пул 7: похожа на игру «девятка», используется
- Пул 8: необходимо закатить шары своей категории,
а в конце ударом загнать в лузу восьмерку. - Пул 9: поочередно в лузы закатываются шары
с минимальным номерным значением. Для победы нужно забить «девятку». - Пул 10: игра похожа на пул 9. Все удары заказные.
- Пул 15: комбинированные правила «девятки» и «Ротации»
- Саратога: гибрид «восьмерки» и «девятки». Необходим закатить свою категорию шаров начиная с минимального номера.
- Ротация: забиваются, согласно номерам. В зависимости
от них, начисляются очки. Игра длится, пока не накопится
61 очко. - Черный шар: аналог «восьмерки». Необходимо забить свою категорию (красные или желтые), затем черный.
- Стрейт: другое название: Пул 14+1. Игра ведется, пока наберется определенное количество очков.
- В одну лузу: Очень интересный вид американского пула. Выбирается луза и на протяжении игры в нее закатывают шары.
- Бортовой: Побеждает тот, кто забьет наибольшее количество шаров от борта.
- Гольф: тренировочная игра, где задача игрока забить
с наименьшим количеством ударов - Техасский: Texas Bumps. С левой и правой стороны стола устанавливаются небольшие чашечки, красного и черного цвета. Одновременно двумя игроками делается удар. Чей шар окажется ближе к этим чашечкам, тот делает следующий удар. Основная цель игры: быстрее закатить свою группу в чашечку. Очень важно, чтобы шары не соприкасались с противоположной группой, иначе будет пропуск удара.
Особенности оборудования закреплены стандартами мировой ассоциации. Согласно им:
- Длина и ширина игровой поверхности бильярдного стола для американского пула —2,54 и 1,27 м соответственно.
- Шары компании «Aramit». Эта компания изготавливает из фенолформальдегидной смолы. Их вес 156 – 170 грамм, а размер 57,2 мм.
- Прицельные шары делятся на 2 группы: одна половина полосатая, а вторая — цветная.
- Угловая луза имеет размер 11,43 см, средняя — 12,70 смСукно, из 85 — 100% вычесанного шерстяного полотна.
- Длина кия варьируется от 1 м до 1,5 м, а вес 450 – 708,75 гр. Диаметр наклейки: 11 – 14 мм, турняка: 28 – 30 мм. Для комфортной игры, точка баланса находится на расстоянии 39-50 см от бампера.
- Наклейка из выделанной кожи.
- Пуловские шары разделены на две категории: белые с цветной полосой и полностью закрашены. Все они пронумерованы.
Правила игры в Американский бильярд
Начало партии
Для начала нужно определиться с тем, кто будет проводить розыгрыш. Для этого каждому участнику матча необходимо поставить шары на переднюю линию и пробить по так, чтобы он шар отскочил от заднего борта и оказался наиболее близко к переднему. Тот, у кого получилось лучше, либо пробьет первым, либо передаст такую возможность противнику. Биток можно установить рукой или кием. После этого все касания будут считаться нанесенным ударом. Биток нужно вводить в игру из домашней зоны частью кия с наклейкой. Расстановка прицельных шаров зависит от стандартов отдельной выбранной игры.
Каждым ударом нужно стараться забить шар своего цвета. Если потом он опять выскочит на стол, его нельзя засчитывать. В этой ситуации право удара будет принадлежать уже противнику. Запрещено нанесение удара, когда как минимум один шар движется.
Соперник получает право пробития, а шар не будет засчитан, если игрок:
- касается шаров любыми частями тела;
- не наносит удар, а толкает биток вместо этого;
- не касается борта шарами или не закатывает их в лузу;
- касается битка 2 или более раз;
- попадает битком в лузу;
- не касается битком ни одного шара;
- выносит шар за пределы игровой зоны;
- проскальзывает по поверхности шара в процессе перескока;
- выносит шар за пределы игровой зоны;
В большинстве разновидностей американского пула после фолов игрок имеет возможность поставить биток в любую удобную для себя позицию.
Если в игру вмешивается кто-либо из посторонних людей, штраф ни на кого не накладывается. То же самое касается и других ситуаций, ни коим образом не зависящих от соревнующихся: ураган, землетрясение, поломка оборудования. Судья должен будет поставить шары так, как они стояли изначально. Если шар закатился в лузу через 5 секунд после зависания над лузой, его также следует вернуть на свое место. В случае попадания в лузу шаров вместе с сыгранными, они могут также засчитаться, однако это касается далеко не всех разновидностей пула.
Очередность ударов
Если игра проводится до конкретного количества побед, чаще всего первый удар наносит победитель прошлой партии. Однако бывают и такие случаи, когда организаторы дают право удара обоим игрокам поочередно. Также начать партию может и проигрывающий.
В американском пуле линия не считается частью дома. В правилах конкретной игры может быть сказано, что удар нужно нанести по шарам вне домашней зоны. Тогда прицельный шар, находящийся на середине передней линии, подойдет для этого.
Заказные удары
Существуют виды пула, в которых арбитр озвучивает номер шара, а также выбирает лузу, где этот шар и должен оказаться. Детали вроде касания бортов, например, не будут играть никакой роли. Также вместо этого участник матча имеет право заказать удар-отыгрыш. После него ход перейдет к противнику. Если в итоге шар попадет в лузу, удар тоже могут засчитать, но некоторые виды пула являются исключением из этого правила.
Обязанности рефери
Судья следит за тем, чтобы каждый розыгрыш был проведен по правилам. В случае возникновения спорных ситуаций именно он принимает решение. Игрок в праве не согласиться с ним. Для этого нужно подать апелляцию и процитировать правило, которому нужно следовать в конкретной ситуации. В процессе пересмотра решения игра приостанавливается на неопределенный срок.
Арбитр может посчитать, что партия никак не развивается. Если он сообщает об этом игрокам, им дается по 3 подхода. В случае отсутствия перемен, объявляется пат. Участники матча могут принять его и без дополнительных подходов.
Игроку не обязательно доигрывать матч, если он понимает, что шансов на победу уже не осталось. Для таких случаев предусмотрена процедура сдачи. Для этого достаточно начать раскручивать кий для американского пула во время чужого хода или просто уведомить о своих намерениях всех участников встречи, включая соперника и арбитра.
Общие положения о правилах для всех видов американского бильярда
1. Каждый игрок должен знать ограничения, расписание и правила.
2. Пирамида выставляется согласно вида игры американского бильярда. Для точной установки шаров, на игровом поле сделаны разметки. Бывают моменты, когда прицельный шар вылетает за бильярдный стол. Его выставляют к ближайшему борту или устанавливают на метку изначальной позиции. Если на точке уже находится шар, выставляют максимально близко к точке. При этом сохраняют зазор для удара между шарами.
3. Когда игрок сделал нарушение или заработал фол, сопернику передается право выбрать любую точку игрового стола. Это позволяет ему с максимально для себя создать комфортные условия. Это действие в правилах игры в пул называется: удар с руки.
4. В таких видах игры как «Пул 8» и «в одну лузу» Нужно определить лузы. В «восьмерке» перед ударом нужно называть прицельный шар и лузу, куда планируется попасть. «В одну лузу» озвучивается одна луза и на протяжении всей игры в нее необходимо закатывать шары. Другими словами, заказывают прицельный шар и лузу. В правилах пула – Заказные удары.
5. Из-за небольших дефектов игрового поля, существуют ситуации как смещение шаров. Они возникают, когда шар после своей остановки, все равно медленно сдвинулся из-за дефектов стола, его рефери не трогает, так как он не повлиял на результат. Если он упал в лузу еще до удара и это может повлиять на результат, его выставляют на изначальную точку на столе, и игра продолжается.Для установки шаров на изначальную точку есть маркеры на игровом поле. После замены шара или очистки, судье необходимо его поставить обратно с максимальной точностью. Также, вместо шара ставится небольшой флажок. Это облегчает процесс возвращения, после процедуры замены или очистки.
6. Когда на игру повлияли внешние факторы и это изменило результат удара, рефери возвращает на стол шары, которые упали лузы из-за этого. Игроку необходимо повторить свой удар. Бывают моменты, когда шары нельзя установить из изначальные позиции, тогда это, в правилах пула, зовется патовой ситуацией.
7. В американском бильярде возможность оспорить решение судьи. Если игроку что-то не понравилось в решении рефери или допустил ошибку, он обращается к судье для пересмотра своего решения. Если оппоненты не согласны с правилом, которое использовал судья, они просят его озвучить и пересмотреть. На рассмотрение апелляции игра приостанавливается.
8. Игрок может проиграть партию, если он сдается. Случайно можно сдастся, когда крутишь кий во время ожидания своего хода.
9. Когда судья видит, что партия без выигрышная или ситуация на игровом поле не развивается, он предлагает сделать каждому игроку по 3 удара. Эти 3 удара должны исправить текущую ситуацию, если нет, объявляется пат. Согласно правилам игры американского бильярда, партия переигрывается. В зависимости от вида пула, свои условия пата.
Перед разбивкой пирамиды нужно определить кто будет бить первым. Для этого используют раскат. После разбивки пирамиды или удара второго игрока, определяется категория шаров для участников. Когда во время разбивки, закатили «восьмерку», шар снова выставляют на игровое поле, а соперник начинает свой ход. При падении битка в лузу, засчитывают фол. Второй игрок, выбирает место на поле, для удара.
Одним из важнейшим правилом игры в бильярд восьмерка, является заказные удары. Игрок должен, перед ударом, озвучить шар и лузу, в которую он целится. При невыполнении заказа, игру начинает уже соперник. При очевидных ударах, заказ не делается.
В пул 8, важно не задевать битком категорию шаров оппонента, до касания своего. Это примут за нарушение правил.
В правилах игры в бильярд pool 8 есть возможность заказать «отыгрыш». Это делается из стратегических соображений, чтобы создать оппоненту в максимальное невыгодное положение. Отыгрыш возникает, когда игрок не может закрыть партию одной серией.
Когда на столе не осталось своих шаров, необходимо заказать лузу для «восьмерки». Если заказ не выполнен, это считается проигрышем.
При нарушении правил:
- После разбивки пирамиды, в лузу залетел биток.
- Не произошло касание с бортом.
- Не возникло соприкосновения битка с прицельным шаром.
- Биток ударил по шару оппонента.
- Неверно выполнен удар.
Тогда очередь наступает оппоненту. Он использует право игры с руки, ставит в любую точку игрового поля биток и производит удар.
Бывают моменты, что во время удара были нарушены правила: не сыграл заказной шар или до удара был объявлен «отыгрыш». Такие ситуации в правила американского бильярда 8, принято называть неправильно сыгранными шарами. Их не выставляют на поле, после нарушения.
Никто не застрахован от вылета прицельного шара за пределы бильярдного стола. Его выставляют на игровое поле, согласно правилам и ход переходит сопернику. Если вылетела «восьмерка», то партия проиграна.
Судья может объявить о патовой ситуации. Она возникает, когда игроки нарушают правила, не стремясь заканчивать игру. В таком случае, партия начинается сначала.
Пул – 9
Еще одна популярная разновидность американского бильярда — пул 9. В ней необходимо сначала битком забить шар с наименьшим номером, затем забивать любой другой. Игра считается завершенной, когда игрок забил «девятку», как последний последней. Правила очень похожи с пул 8, но частично различны.
На игровом поле шары располагаются в формации ромба. Номер 1 должен стоять во главе пирамиды,
а девятка точно по центру. Остальные расположены в случайном порядке. При разбивке биток не попал
по единице, биток или прицельный шар выскочил на игровое поле, это считается фолом. Соперник играет первый удар руки. Если после разбивки, шар закатывается в лузу, игрок продолжает свою серию ударов до нарушения, либо до промаха.
Игрок может, после успешного разбития пирамиды оппонентом, выбрать удобную точку для своего удара. В правилах игры пул 9, называется – «пуш-аут». Во время этого, биток может не коснутся борта либо шара, но другие правила действуют. Как и «отыгрыш» в пул 8, игрок перед ударом объявлявляет о пуш-ауте. Если этого не сделать, будет обычный удар. Все шары, кроме девятки, попадающие лузы, не засчитываются. Бывает такая ситуация, когда биток при пуш-ауте попал в лузу, в таком случае следующий игрок уже не имеет право на него. Все забитые шары, кроме «девятки», при нарушениях или вылетевшие за игровое поле не выставляются, и сопернику приходится играть тем, что осталось на столе. В этом и разница между правилами игры девятки и пулом 8.
Также часто играют в пул 7. Это уменьшенная версия pool 9, и чаще в нее играют для тренировки или для обучения.
Правила игры пула черный шар такие же как в пул 8, даже слегка упрощенные. Тут нет заказных ударов, нет «отыгрыша». Суть игры очень проста. Для начала делается раскат шаров, у кого ближе шар будет ко второму борту, тот и получает право на первые удар. Дальше разбивается пирамида.
Какой цвет группы шаров был забит с тем в дальнейшем и играет игрок. Когда закатаны все шары своей категории, необходимо забить, последнюю девятку, одним точным ударом, иначе партия будет проиграна. Все случайно вылетевшие за игровое поле шары, возвращается на стол согласно их изначальному расположению.
Также в этом виде игры есть термины:
Удар из снукера. Перед таким ударом, игрок обязан сказать заранее, тогда правило о не касании бортов не действует.
Очень частым нарушения является так называемый «перескок». Когда биток отрывается от поверхности, не касается прицельного шара или не вылетает за игровое поле. В таком случае это считается за нарушением и право хода передается сопернику, как удар с руки.
Поражением в пул Черный шар является если случайно или специально был забит черный шар, когда на столе остались шары своей категории, или намеренно нарушает и бьет по неправильному шару.