Расчеты при которых нужно применять ккт
Статья 1.2. Сфера и правила применения контрольно-кассовой техники
(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 1.2
1. Контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случаях, указанных в пункте 7 статьи 2 настоящего Федерального закона, пользователь обязан выдать покупателю (клиенту) кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе без его направления покупателю (клиенту) в электронной форме.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. При осуществлении расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами за услуги в сфере культурно-массовых мероприятий, услуги перевозки пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа, услуги связи, услуги в электронной форме, определенные статьей 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации, услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая услуги ресурсоснабжающих организаций), услуги охраны и систем обеспечения безопасности, услуги в сфере образования, а также за иные услуги, определенные Правительством Российской Федерации, пользователем может быть сформирован один кассовый чек (бланк строгой отчетности), содержащий сведения о всех таких расчетах, совершенных за расчетный период, не превышающий календарного месяца или установленный законодательством Российской Федерации (но не позднее десяти календарных дней, следующих за днем окончания расчетного периода), без выдачи (направления) кассового чека (бланка строгой отчетности) клиенту.
(в ред. Федерального закона от 06.06.2019 N 129-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При осуществлении указанных в пунктах 5 и 5.3 настоящей статьи расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами в полном объеме, пользователи вправе направлять кассовые чеки (бланки строгой отчетности) покупателям (клиентам) в электронной форме без выдачи бумажных кассовых чеков (бланков строгой отчетности).
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
3. Пользователь в целях исполнения обязанности, указанной в пункте 2 настоящей статьи, вправе направить покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), предоставленные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета, сведения в электронной форме, идентифицирующие такой кассовый чек или такой бланк строгой отчетности (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информацию об адресе информационного ресурса, который размещен в сети «Интернет» и по которому такой кассовый чек или такой бланк строгой отчетности может быть бесплатно получен покупателем (клиентом).
3.1. В случае, если обязанность по предоставлению кассового чека (бланка строгой отчетности) обеспечивается путем отражения QR-кода, который позволяет покупателю (клиенту) осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (бланк строгой отчетности) и структура данных которого включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа (далее — QR-код), на дисплее компьютерного устройства пользователя или печати такого QR-кода на бланке документа в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, получение кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме с реквизитами, предусмотренными статьей 4.7 настоящего Федерального закона, осуществляется покупателем (клиентом) самостоятельно с использованием информационного сервиса уполномоченного органа, порядок использования которого определяется уполномоченным органом, или официального программного средства уполномоченного органа для мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства (далее — мобильное приложение уполномоченного органа) путем считывания указанного QR-кода с использованием мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства покупателя (клиента), который обеспечивает доступ покупателя (клиента) к такому информационному сервису уполномоченного органа или указанному мобильному приложению уполномоченного органа.
Кассовый чек (бланк строгой отчетности), полученный покупателем (клиентом) в соответствии с настоящим пунктом, в том числе распечатанный им на бумажном носителе, приравнивается к кассовому чеку (бланку строгой отчетности), полученному на бумажном носителе или в электронной форме.
Предоставление кассового чека (бланка строгой отчетности) в соответствии с настоящим пунктом осуществляется на безвозмездной основе.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 06.06.2019 N 129-ФЗ)
4. Кассовый чек или бланк строгой отчетности, полученные покупателем (клиентом) в электронной форме и распечатанные им на бумажном носителе, приравниваются к кассовому чеку или бланку строгой отчетности, отпечатанным контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, при условии, что сведения, указанные в таком кассовом чеке или таком бланке строгой отчетности, идентичны направленным покупателю (клиенту) в электронной форме кассовому чеку или бланку строгой отчетности.
5. Пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов, с применением устройств, подключенных к сети «Интернет» и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов (далее — расчеты в безналичном порядке в сети «Интернет»), обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем может не печататься.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1. Пользователь при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети «Интернет») вправе не выдавать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и в случае непредоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты не направлять кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты, а также вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных) вне корпуса автоматического устройства для расчетов в случаях:
1) осуществления расчетов с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа;
2) осуществления расчетов за реализуемый товар (кроме подакцизной продукции, за исключением сахаросодержащих напитков, указанных в подпункте 23 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации, технически сложных товаров) с использованием автоматических устройств для расчетов, содержащих внутри своего корпуса оборудование для осуществления выдачи данного товара, а также осуществления расчетов с использованием автоматических устройств для расчетов за оказание услуг автоматическими устройствами, механически соединенными с корпусом автоматического устройства для расчетов, при условии отображения при осуществлении расчетов, указанных в настоящем подпункте, на дисплее автоматического устройства для расчетов QR-кода.
(в ред. Федеральных законов от 06.06.2019 N 129-ФЗ, от 21.11.2022 N 443-ФЗ, от 29.12.2022 N 597-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
5.2. Положения пункта 5.1 настоящей статьи, касающиеся условий применения пользователями контрольно-кассовой техники, применяются в случае наличия на корпусе автоматического устройства для расчетов легко читаемого заводского номера такого автоматического устройства для расчетов, нанесенного в месте, доступном для осмотра без перемещения и (или) разборки автоматического устройства для расчетов.
(п. 5.2 введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
5.3. Пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом и не подпадающих под действие положений пунктов 5 и 5.1 настоящей статьи, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) одним из следующих способов:
1) в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленные покупателем (клиентом) пользователю, не позднее срока, указанного в пункте 5.4 настоящей статьи;
2) на бумажном носителе вместе с товаром в случае расчетов за товар без направления покупателю такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме;
3) на бумажном носителе при первом непосредственном взаимодействии клиента с пользователем или уполномоченным им лицом в случае расчетов за работы и услуги без направления клиенту такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме.
(п. 5.3 введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
5.4. При осуществлении расчетов, указанных в пункте 5.3 настоящей статьи, кассовый чек (бланк строгой отчетности) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара.
(п. 5.4 введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
5.5. Банковские платежные агенты (субагенты), осуществляющие свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе», при осуществлении расчетов с использованием автоматических устройств для расчетов обязаны выдать кассовый чек на бумажном носителе и (или) направить покупателю (клиенту) кассовый чек в электронной форме на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты) или сведения в электронной форме, идентифицирующие такой кассовый чек (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информацию об адресе информационного ресурса, который размещен в сети «Интернет» и по которому такой кассовый чек может быть бесплатно получен покупателем (клиентом).
(п. 5.5 введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
5.6. Пользователи вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных), расположенную вне места совершения расчетов, в следующих случаях:
1) при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети «Интернет») за реализуемый товар при разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров (кроме случаев, указанных в пункте 5.1 настоящей статьи);
2) при осуществлении расчетов по месту выполнения работы и (или) оказания услуги, которые выполняются (оказываются) пользователем вне торгового объекта, торгового места, здания, строения, сооружения и их частей и (или) земельного участка, используемых пользователем для выполнения работ и (или) оказания услуг на правах собственности, аренды или иных законных основаниях;
3) при осуществлении расчетов в случаях, предусмотренных пунктами 5.8 — 5.10 настоящей статьи.
(п. 5.6 введен Федеральным законом от 06.06.2019 N 129-ФЗ)
5.7. В случаях, предусмотренных пунктом 5.6 настоящей статьи, обязанность по выдаче (направлению) покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем одним из следующих способов:
1) путем направления покупателю (клиенту) в момент расчета на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), предоставленные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета, сведений в электронной форме, позволяющих идентифицировать такой кассовый чек (бланк строгой отчетности) (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информации об адресе информационного ресурса, который размещен в сети «Интернет» и по которому такой кассовый чек (бланк строгой отчетности) может быть бесплатно получен покупателем (клиентом);
2) путем обеспечения покупателю (клиенту) возможности в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код.
(п. 5.7 введен Федеральным законом от 06.06.2019 N 129-ФЗ)
5.8. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство Российской Федерации предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению, обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем путем передачи клиенту указанного документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (бланк строгой отчетности) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).
(п. 5.8 введен Федеральным законом от 06.06.2019 N 129-ФЗ)
5.9. При осуществлении расчетов водителем или кондуктором в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте обязанность по направлению покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пунктах 2, 3, 5.7 и 5.8 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем путем предоставления покупателю (клиенту) указанных документов (билетов) и талонов на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети «Интернет», кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, который должен быть сформирован в день осуществления расчета.
(п. 5.9 введен Федеральным законом от 06.06.2019 N 129-ФЗ)
5.10. В случаях осуществления расчетов (за исключением расчетов наличными деньгами, а также расчетов с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия клиента с пользователем) при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги обязанность по применению контрольно-кассовой техники, в том числе по формированию кассового чека (бланка строгой отчетности) и передаче всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением контрольно-кассовой техники, в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, исполняется пользователем в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления денежных средств на расчетный счет пользователя.
Обязанность по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) при осуществлении расчетов, указанных в настоящем пункте, исполняется путем выдачи (направления) клиенту пользователем бесплатно по его письменному запросу на бумажном носителе или в электронной форме, содержащему наименование услуги, дату и сумму расчета, в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения такого запроса. Такой запрос должен быть передан (направлен) клиентом пользователю не позднее трех месяцев со дня формирования соответствующего кассового чека (бланка строгой отчетности). При отсутствии такого запроса по истечении указанного срока обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) считается исполненной.
(п. 5.10 введен Федеральным законом от 06.06.2019 N 129-ФЗ)
6. Пользователи обязаны обеспечить передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением контрольно-кассовой техники (кроме документов, указанных в пункте 4.1 статьи 4.1 настоящего Федерального закона), в налоговые органы через оператора фискальных данных с учетом положений абзаца третьего настоящего пункта, за исключением случаев, указанных в пункте 7 статьи 2 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2018 N 192-ФЗ, от 26.07.2019 N 238-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Все полученные оператором фискальных данных фискальные документы (кроме документов, указанных в пункте 4.1 статьи 4.1 настоящего Федерального закона) записываются и сохраняются оператором фискальных данных в некорректируемом виде в базе фискальных данных.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 238-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При передаче фискальных документов в электронной форме оператору фискальных данных могут не передаваться реквизиты кассового чека или бланка строгой отчетности, установленные абзацами пятым, шестым, шестнадцатым, восемнадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона, а также сведения о заводском номере автоматического устройства для расчетов при условии, что такие данные были переданы оператору фискальных данных ранее в составе отчета о регистрации или отчета об изменении параметров регистрации.
6.1. Пользователи, которые осуществляют расчеты за товары, маркированные средствами идентификации (далее — маркированные товары), и которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны направлять (вносить) информацию о таких товарах в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или федеральную государственную информационную систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения от производителя до конечного потребителя с использованием в отношении лекарственных препаратов для медицинского применения средств идентификации (далее — информационные системы маркировки), в момент расчета за такие товары обязаны формировать данные о таких товарах, предусмотренные законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в виде запросов о коде маркировки (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.2 статьи 4.3 настоящего Федерального закона) и уведомлений о реализации маркированного товара в электронной форме с использованием контрольно-кассовой техники, обеспечивающей возможность формирования указанных данных и их передачу с использованием этой контрольно-кассовой техники оператору информационных систем маркировки через оператора фискальных данных, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 статьи 2 и пунктом 2.1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2022 N 597-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Пользователи, которые указаны в абзаце первом настоящего пункта и осуществляют расчеты за маркированные товары, в случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязаны осуществлять проверку достоверности кодов маркировки таких товаров с использованием контрольно-кассовой техники, содержащей фискальный накопитель, обеспечивающий самостоятельную проверку достоверности кодов маркировки, по их коду проверки в случае, если код маркировки содержит код проверки, который может быть самостоятельно проверен фискальным накопителем с использованием ключа проверки кода проверки, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 238-ФЗ)
7. Пользователи, заключившие договор с оператором фискальных данных, у которого впоследствии было аннулировано разрешение на обработку фискальных данных, с даты прекращения действия такого разрешения до момента заключения договора с новым оператором фискальных данных вправе применять контрольно-кассовую технику без передачи фискальных документов в налоговые органы и оператору информационных систем маркировки (если пользователь осуществлял расчеты за маркированные товары) в электронной форме через оператора фискальных данных, но не более чем в течение 20 календарных дней. При этом контрольно-кассовая техника не может применяться в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы и оператору информационных систем маркировки (если пользователь осуществлял расчеты за маркированные товары) в электронной форме через оператора фискальных данных, а при заключении договора с новым оператором фискальных данных пользователи обязаны передать в налоговые органы и оператору информационных систем маркировки (если пользователь осуществлял расчеты за маркированные товары) в электронной форме через оператора фискальных данных все фискальные документы, которые не были переданы.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 238-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. В случае принятия нормативного правового акта, которым вносятся изменения в требования к контрольно-кассовой технике и (или) фискальному накопителю:
контрольно-кассовая техника и фискальный накопитель, которые соответствуют требованиям, действовавшим до дня вступления в силу указанного нормативного правового акта, и которые не соответствуют требованиям, измененным указанным нормативным правовым актом, могут быть включены в реестр контрольно-кассовой техники и реестр фискальных накопителей в течение одного года со дня вступления в силу указанного нормативного правового акта. Такие контрольно-кассовая техника и фискальный накопитель, которые включены в реестр контрольно-кассовой техники и реестр фискальных накопителей, не подлежат исключению из реестра контрольно-кассовой техники и реестра фискальных накопителей в связи с их несоответствием требованиям, измененным указанным нормативным правовым актом в течение двух лет со дня вступления в силу указанного нормативного правового акта;
контрольно-кассовая техника и фискальный накопитель, которые включены в реестр контрольно-кассовой техники и реестр фискальных накопителей, соответствуют требованиям, действовавшим до дня вступления в силу указанного нормативного правового акта, и не соответствуют требованиям, измененным указанным нормативным правовым актом, могут регистрироваться, перерегистрироваться, применяться пользователями и не подлежат исключению из реестра контрольно-кассовой техники и реестра фискальных накопителей в связи с их несоответствием указанному нормативному правовому акту в течение двух лет со дня вступления в силу указанного нормативного правового акта. В случае, если в течение двух лет со дня принятия указанного нормативного правового акта контрольно-кассовая техника и фискальный накопитель не приведены в соответствие с требованиями, измененными указанным нормативным правовым актом, такие контрольно-кассовая техника и фискальный накопитель подлежат исключению соответственно из реестра контрольно-кассовой техники и реестра фискальных накопителей, за исключением случая, предусмотренного пунктом 8.1 настоящей статьи.
(п. 8 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 238-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.1. Фискальный накопитель контрольно-кассовой техники, зарегистрированной в налоговых органах с этим фискальным накопителем в установленном порядке, может применяться пользователем в такой контрольно-кассовой технике до окончания срока действия его ключей фискального признака.
(п. 8.1 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 238-ФЗ)
9. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения контрольно-кассовой техники, определяется Правительством Российской Федерации.
Указанный в абзаце первом настоящего пункта федеральный орган исполнительной власти дает письменные разъяснения налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Все о ККТ
Изменения в 54-ФЗ о применении ККТ в 2021 году продолжаются. Все больше случаев, когда нужно применять онлайн-ККТ, но есть ситуации, когда ККТ можно не применять вообще.
Кто применяет ККТ в 2021 году
Применять онлайн-кассы обязаны все организации и ИП, которые принимают или выплачивают деньги наличными и в безналичном порядке при расчетах, связанных:
- с товарами, работами, услугами;
- организацией и проведением азартных игр и лотерей.
Применять ККТ должны все организации, в том числе некоммерческие организации, бюджетные, автономные, казенные учреждения и другие организации бюджетной сферы. Тот факт, что деятельность не приносит прибыли, роли не играет (письмо ФНС от 30.07.2012 № АС-4-2/12617).
В отдаленной от сети местности, где нет интернета, ККТ можно применять в режиме без передачи чеков в налоговую инспекцию. Перечень таких территорий утверждают и публикуют на своих сайтах региональные администрации. К таким территориям отнесены населенные пункты, в которых проживает до 10 тыс. человек (приказ Минкомсвязи от 05.12.2016 № 616 и п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).
Кто освобожден от применения ККТ
Ряд организаций и ИП могут не применять ККТ. Среди них:
Те, кто освобождены от этой обязанности полностью. Например, в их число входят:
- ИП на патенте, деятельность которых подпадает под освобождение (см. полный список видов деятельности на патенте, при которых можно не применять кассу);
- организации или ИП, которые ведут деятельность в отдаленных и труднодоступных местностях;
- организации и ИП, которые продают газеты и журналы на бумаге.
ИП без наемного персонала.
Они могут не пробивать чеки только до 1 июля 2021 года, если получают плату:
- за выполненные работы; оказанные услуги;
- проданную продукцию собственного производства.
Если ИП заключит трудовой договор с работником, он должен зарегистрировать ККТ в течение 30 календарных дней с даты заключения такого договора.
Виды расчетов, при которых применяют ККТ в 2021 году
ККТ нужно применять при расчетах наличными или при безналичных платежах. Понятие «расчеты», при которых нужно применять ККТ, включает:
- оплату за товары, работы, услуги;
- получение и выплату предварительной оплаты или авансов, их зачет или возврат;
- предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг;
- предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги; прием ставок, интерактивных ставок.
При этом в любой ситуации не надо пробивать чек, если организация или ИП перечисляет платеж через систему «Клиент-Банк» (абз. 26 ст. 1.1, п. 1 ст.1.2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, п. 4 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ).
ККТ: применять – не применять?
Буквальное прочтение нового определения понятия «расчеты» позволяет предположить, что ККТ нужно использовать не только при получении денежных средств в счет оплаты реализованных товаров (работ, услуг), но и при выдаче денег за приобретенные товары (работы, услуги), в том числе через подотчетных лиц и по договору ГПХ. Однако чиновники включили «ручное управление», разъяснив, в каких ситуациях нужно применять ККТ и выдавать (передавать) кассовые чеки, а в каких – нет. В связи с этим на сегодняшний момент в силу сохраняющейся неопределенности насчет применения ККТ рекомендуем руководствоваться разъяснениями Минфина и ФНС. Расскажем о них.
Что такое расчет по новым правилам?
Определение понятия «расчеты» в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ) существенно изменил Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ (новая редакция действует с 03.07.2018).
Итак, расчетом по новым правилам в первую очередь является прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги. Старая формулировка: прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги.
Таким образом, обязанность применения ККТ (она может возникнуть только у организаций и ИП) теперь завязана на все формы расчетов: и наличные, и безналичные. При расчетах организация (ИП) не использует ККТ исключительно в случаях, установленных Федеральным законом № 54-ФЗ (п. 1 ст. 1.2). Так, ККТ вообще не нужно применять при осуществлении расчетов между организациями и (или) ИП в безналичном порядке, за исключением расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением (п. 9 ст. 2).
Формы безналичных расчетов, используемых банками для перевода денежных средств, перечислены в п. 1.1 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств (утверждено ЦБ РФ 19.06.2012 № 383-П):
расчеты платежными поручениями;
расчеты по аккредитиву;
расчеты инкассовыми поручениями;
расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);
расчеты в форме перевода электронных денежных средств.
Следует понимать, что с использованием электронного средства платежа могут переводиться не только электронные денежные средства (см. Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»).
В частности, ЦБ РФ разъяснил, что к электронным средствам платежа относятся системы дистанционного банковского обслуживания, позволяющие составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств.
В силу п. 4 ст. 4 Федерального закона № 192-ФЗ организации и ИП вправе не применять ККТ и не выдавать (не направлять) БСО до 01.07.2019 при осуществлении расчетов с физическими лицами, не являющимися ИП, в безналичном порядке. Данное послабление не распространяется на расчеты с использованием электронных средств платежа. Причем в отличие от безналичных расчетов между организациями и ИП не важно, предъявляло ли физическое лицо ЭСП.
Кроме того, до 01.07.2019 ККТ могут не применять организации и ИП, перечисленные в ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ (именно этот закон ввел понятие онлайн-касс). Среди прочего это:
организации и ИП, применяющие систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении деятельности по оказанию услуг по временному размещению и проживанию (при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (например, товарного чека, квитанции), подтверждающего прием денежных средств за соответствующую услугу);
ИП, использующие ПСНО при ведении деятельности по оказанию услуг по прокату (условие – как в предыдущем случае – выдача клиенту подтверждающего прием денег документа). Кстати, если ИП применяет ПСНО при деятельности по сдаче в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности, или деятельности, связанной с оказанием экскурсионных услуг, он может вести расчеты без применения ККТ в силу п. 2.1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ. Условием освобождения является выдача (направление) клиенту документа, подтверждающего факт осуществления расчета и содержащего определенные реквизиты;
организации и ИП, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (при условии выдачи БСО).
Следующие виды расчетов из Федерального закона № 54-ФЗ остались без изменений:
прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр;
прием денежных средств при реализации лотерейных билетов (в том числе электронных), приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.
Зато появились новые виды расчетов:
прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов;
зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов (применение ККТ в этих случаях обязательно с 01.07.2019);
предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей). В части предоставления займа ККТ можно не применять до 01.07.2019;
предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги (ККТ обязательно для применения с 01.07.2019).
Расчеты по договору ГПХ
Новая формулировка понятия «расчеты» в части, указывающей на необходимость применения ККТ при выплате денежных средств за товары, работы, услуги (а не за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги), позволила предположить, что ККТ нужно использовать при выплате организацией (ИП) физическому лицу денежных средств по договору гражданско-правового характера. Чиновники уверили, что это не так.
При расчете пользователь обязан выдать кассовый чек или БСО на бумажном носителе и (или) направить его в электронной форме на предоставленные покупателем (клиентом) абонентский номер либо адрес электронной почты (в случае предоставления таковых до момента расчета). Фискальный документ направляется на адрес электронной почты клиента при наличии технической возможности (п. 2 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ). Таким образом, ККТ применяется, в частности, лицом, которое реализует товары, выполняет работы и оказывает услуги и формирует и передает (направляет) кассовый чек покупателю (клиенту).
При заключении организацией (ИП) договора ГПХ с физическим лицом на реализуемые им в ее пользу (в пользу ИП) товары (работы, услуги) и последующей выплате денежных средств физическому лицу покупателем (клиентом) является сама организация (предприниматель). В этом случае услуги оказывает физическое лицо. Однако ввиду положения п. 1 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ ККТ применяется исключительно организациями и ИП. Поэтому при осуществлении организацией (ИП) выплаты денежных средств физическому лицу в рамках обязательств по договору ГПХ, в том числе договору аренды, применение ККТ и выдача кассового чека не производятся.
Представленная позиция озвучена в письмах Минфина РФ от 10.08.2018 № 03-01-15/56554, 03-01-15/56539, от 08.08.2018 № 03-01-15/55854, от 02.08.2018 № 03-01-15/54562, от 01.08.2018 № 03-01-15/54311, от 25.07.2018 № 03-01-15/52265.
Налоговики придерживаются такой же точки зрения (письма ФНС РФ от 10.08.2018 № АС-4-20/15566@, УФНС по г. Москве от 14.08.2018 № 17-15/176342@), но выделяют ситуацию, когда деятельность организации или ИП направлена на приобретение товаров у физических лиц, в том числе с привлечением подотчетных лиц, и их дальнейшую реализацию. В этом случае, по мнению налоговой службы, при осуществлении расчетов (выплат денежных средств физическому лицу за товар) у организации (ИП) возникает обязанность применения ККТ и, соответственно, выдачи (направления) кассового чека (см. Письмо ФНС РФ от 14.08.2018 № АС-4-20/15707).
Расчеты через подотчетных лиц
При осуществлении покупок через подотчетных лиц речь, как правило, идет о расчетах между организациями и (или) ИП. Это означает, что ККТ должна применяться, если расчет производится наличными денежными средствами либо с предъявлением ЭСП. При расчетах между организациями (ИП) и физическими лицами ККТ нужно будет использовать при любых видах расчетов. Как результат, первый момент – идентификация покупателя (клиента) как организации. Она происходит, как указывают чиновники, на основании предъявляемой физическим лицом доверенности на совершение расчетов от имени организации. Еще одним важным фактором взаимодействия является договор. При соблюдении обозначенных условий расчет следует считать осуществляемым между организациями. При таком расчете применяется одна единица ККТ и формируется один кассовый чек лицом, которое реализует товары (работы, услуги).
Если продавцом достоверно не установлен статус лица как подотчетного (что, как правило, достигается путем предъявления подотчетным лицом доверенности), ККТ продавец должен применять в порядке, предусмотренном для расчета с покупателем – физическим лицом.
Также следует учитывать, что с 01.07.2019 кассовый чек (БСО), сформированный при расчетах между организациями и (или) ИП, пополняется новыми дополнительными реквизитами, перечисленными в п. 6.1 ст. 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ. В кассовом чеке помимо стандартных реквизитов появятся:
наименование покупателя (клиента) (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) ИП);
ИНН покупателя (клиента);
сведения о стране происхождения товара (при расчетах за товар);
сумма акциза (если применимо);
регистрационный номер таможенной декларации (при расчетах за товар) (если применимо).
Включение в кассовый чек именно этих реквизитов, как указывают чиновники, позволит оформлять расчет одним чеком с идентификацией обеих сторон в качестве организаций. До 01.07.2019 допустимо производить расчеты между организациями с использованием одной единицы ККТ и формированием одного кассового чека без указания в нем сведений о покупателе, включая его ИНН.
Продекларированный материал основан на письмах Минфина РФ № 03-01-15/56554, 03-01-15/54311, ФНС РФ № АС-4-20/15566@, УФНС по г. Москве № 17-15/176342@.
Дополнительные разъяснения
Таковые представлены в упомянутых выше письмах ФНС РФ № АС-4-20/15566@, АС-4-20/15707, УФНС по г. Москве № 17-15/176342@.
Операция
ККТ: применять / не применять
Выдача сотруднику организации заработной платы, в том числе товаром*, материальной помощи и другие выплаты
Удержание денежных средств из заработной платы сотрудника (в установленных законодательством РФ лимитах) в счет компенсации затрат, понесенных в связи с трудовой деятельностью
Погашение сотрудниками задолженности перед организацией за приобретенные товары, работы, услуги в форме удержания организацией из заработной платы сотрудников суммы платежей по обязательству
Выдача работнику денежных средств под отчет
Возврат сотрудником в организацию неизрасходованных денежных средств, ранее выданных под отчет
* Подтверждением оплаты товара для работника может служить расчетный листок, который тот должен получить при выплате заработка (ст. 136 ТК РФ).
Очередные изменения, внесенные в Федеральный закон № 54-ФЗ, привели к недопониманию – в каких случаях должна применяться ККТ? Чиновники, выпустив разъяснения, разрешили ситуацию, в общем-то, положительным образом. В частности, не нужно использовать ККТ при выплате денежных средств физическому лицу в рамках исполнения обязательств по договору ГПХ. При осуществлении расчетов через подотчетных лиц ККТ должна применять только одна сторона – продавец.
Продажи физическим лицам по безналичному расчету: применение ККТ и бухучет
Как правильно оформить по бухучету продажи и приход денежных средств по безналичному расчету с физлицами? Во всех ли случаях нужна контрольно-кассовая техника (ККТ)?
Содержание
- О необходимости применения ККТ при безналичной оплате товаров
- Дата расчета при безналичной оплате
- Чек ККТ при предоплате
- Бухучет
- Бухгалтерские записи для ситуации
- Учет комиссии за эквайринг
О необходимости применения ККТ при безналичной оплате товаров
Контрольно-кассовая техника (далее — ККТ) применяется в России в обязательном порядке всеми организациями и ИП при расчетах, за исключением случаев, указанных в законе (п. 1 ст. 1.2, ст. 2 Закона N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»).
Кроме ситуаций, перечисленных в законе, ККТ не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) ИП, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа (ЭСП) с его предъявлением (например, оплата пластиковой картой) (п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ). Таким образом, если покупатель ИП, то при безналичной оплате через расчетный счет (платежным поручением) ККТ применять не надо. Если оплату ИП производит через предъявление карты (смартфона), т.е. через ЭСП, то следует применять ККТ. Также ККТ следует применять при оплате наличными деньгами (письмо Минфина РФ от 21.11.2019 N 03-01-15/90231).
Под «расчетами» понимается получение и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги. Также сюда включают прием и выплату денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов (ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).
При расчетах с физическими лицами, которые не являются ИП, ККТ используется независимо от способа расчета — наличными деньгами или в безналичном порядке, в том числе через кассу кредитного учреждения (банка).
Норма, позволяющая не применять ККТ при получении от физлиц оплаты в безналичном порядке, действовала только до 01.07.2019 (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ).
Сейчас расчеты в безналичном порядке, в т.ч. с физлицами, также подпадают под определение «расчеты». В прописано, что Закон N 54-ФЗ не содержит исключений применения ККТ при осуществлении расчетов в безналичном порядке, в том числе через кредитную организацию, с покупателем (клиентом) — физическим лицом (письмо ФНС России от 05.02.2020 N АБ-4-20/1824@). Расчеты с покупателем — физлицом (не ИП) за реализованное ему имущество (товар) требуют применения ККТ независимо от формы расчета (наличный, безналичные или, например, зачет взаимных требований) (письмо ФНС России от 18.11.2020 N АБ-4-20/18887@, письмо Минфина РФ от 17.07.2019 N 03-01-15/53174).
В случае осуществления расчетов между организацией и налогоплательщиком НПД (самозанятым), не зарегистрированным в качестве ИП, ККТ применяется в общеустановленном порядке, т.е. как с физлицом, не являющимся ИП (письмо ФНС от 20.07.2020 N АБ-3-20/5322@).
Штраф за неприменение ККТ в установленных случаях в отношении должностных лиц взимается размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета произведенного без применения ККТ, но не менее 10 тыс. рублей, в отношении юридических лиц — штраф от ¾ до 1 размера суммы расчета, произведенного без применения ККТ, но не менее 30 тыс. руб. (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).
К обязательным реквизитам, которые должен содержать кассовый чек, относится в том числе наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок (п. 1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ).
Указанное в кассовом чеке наименование должно позволять покупателю однозначно определить соответствующие товар, работу, услугу (письма Минфина РФ от 30.06.2020 N 03-01-15/56446, N 03-01-15/56467). В Информации ФНС, замещенной по ссылке разъясняется, что название товара или услуги должно быть конкретным, понятным, позволяющим идентифицировать товар или услугу. Также допускается добавление артикулов. Длина реквизита не должна превышать 128 символов вместе с пробелами. Если у налогоплательщика есть учетная система, рекомендуется подгружать наименования из неё.
За отсутствие в чеке номенклатуры товара или услуги предусмотрен штраф — для должностного лица в размере от 1,5 тыс. руб.- до 3 тыс. руб., для юридических лиц — от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб. (п. 4 ст. 14.5 КоАП РФ).
Судебная практика подтверждает правомерность привлечения к ответственности за отсутствие в чеке ККТ наименования товаров, работ, услуг, их количества, цены за единицу с учетом скидок и наценок (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2020 N 18АП-20094/2019 по делу N А47-13809/2019).
Дата расчета при безналичной оплате
Кассовый чек кассовый чек должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара (п. 5.4 Закона N 54-ФЗ). В Законе N 54-ФЗ отсутствуют правила определения «даты расчета» при безналичной оплате. В общем случае ККТ применяется на месте расчета и в момент расчета, и покупателю выдается кассовый чек (на бумажном носителе и/или направляется в электронном виде) (п. 2 ст. 1.2.Закона N 54-ФЗ). Это не вызывает вопросов при наличных формах расчета или расчетах с применением электронных средств платежа при их предъявлении кассиру. При этом нет ясности, каким образом пользователю ККТ применять ККТ при получении денежных средств на расчетный счет.
Перевод денежных средств может осуществляться в срок до 3 рабочих дней начиная со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе»).
То есть, если считать днем расчета день внесения покупателем денежных средств в кассу банка, то выполнить требования п. 5.4 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ зачастую невозможно. ФНС России предлагает в качестве выхода из ситуации считать датой расчета для применения п. 5.4 ст.1.2 Закона N 54-ФЗ дату формирования выписки по счету (идентификации платежей), но не позднее даты зачисления денежных средств на счет пользователя ККТ (письма ФНС России от 26.10.2018 N ЕД-4-20/21001@, от 23.11.2018 г. N ЕД-4-20/22775).
По мнению Минфина РФ, пользователь ККТ обязан применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе денежных средств обслуживающей покупателя (клиента) кредитной организацией (письмо Минфина РФ от 21.06.2018 . N 03-01-15/42668). Полномочия по предоставлению письменных разъяснений налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства России о применении ККТ предоставлены Минфину России (п. 9 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ). Для снижения рисков в ситуации законодательной неопределенности пользователь ККТ имеет право обратиться за адресными разъяснениями в Минфин РФ.
Чек ККТ при предоплате
Закон N 54-ФЗ прямо обязывает организации и ИП применять ККТ в случаях получения авансов (предварительной оплаты), в том числе и в безналичном порядке от физических лиц. В связи с этим продавец должен оформить кассовый чек как на сумму аванса (после его получения), так и на сумму зачета предоплаты или аванса и окончательной оплаты всех товаров (письмо Минфина РФ от 28.01.2020 N 03-01-15/4884).
С 21 декабря 2020 года обновлены реквизиты и форматы чека ККТ, обязательные к использованию (таблицы в приложении № 1 № 2 к Приказу ФНС от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@).
В случае, когда при получении денежных средств от клиента в качестве предоплаты объем и перечень услуг и товаров не известен, формируется кассовый чек с признаком способа расчета «Аванс» (значение 3). В таком чеке реквизит «наименование предмета расчета» может не указываться (в т.ч. и после 01.02.2021). Если объем и перечень услуг и товаров известен, то формируется кассовый чек с признаком способа расчета «Предоплата 100%» или «Предоплата» (значение 1 или 2). В таком чеке реквизиты «наименование предмета расчета» (тег 1030), «количество предмета расчета» (тег 1023) и «цена за единицу предмета расчета» (тег 1079) должны заполняться. При окончательном расчете оформляется кассовый чек с указанием номенклатуры товаров, услуг (в реквизите «наименование предмета расчета»), реализованных клиенту при организации банкета. При этом указывается сумма денежных средств, полученных от клиента в качестве окончательного расчета, а также указывается сумма зачтенного аванса.
При этом данные о поступлении денежных средств формируются исходя из данных, указанных в счетчиках операций «приход» (тег 1129) — итоговая сумма в чеках (БСО) безналичными и наличными. Задвоения сумм полученного аванса и суммы расчета, указанного в чеке, формируемом при окончательном расчете (на всю сумму реализованных товаров и услуг), не произойдет.
Примеры формирования фискальных документов (чеков ККТ) содержатся в методических указаниях ФНС, размещенных на сайте ФНС России в разделе «Методические указания» (письмо ФНС от 20.02 2019 N ЕД-4-20/2929@ «О направлении методических указаний»).
Бухучет
В бухгалтерском учете выручка от продажи товаров, в том числе физическим лицам является доходом от обычных видов деятельности (п. 5 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).
Выручка от реализации, признается в бухгалтерском учете организации в тот момент, когда продукция реализована (передана) покупателю, независимо от того, когда деньги поступят на счет предприятия (пп. 5, 6 и 12 ПБУ 9/99).
Законодательство не предусматривают отдельного порядка заполнения товарной накладной (счета или акта) в случае продажи товара физическому лицу, поэтому по строкам «Грузополучатель» и «Плательщик» организация вправе указать фамилию и инициалы покупателя — физического лица.
Бухгалтерские записи для ситуации
Организация-продавец выставляет счет на предоплату товара в размере 100%, физическое лицо безналичным способом оплачивает счет (дистанционно, без предъявления пластиковой карты или смартфона продавцу), товар передается физическому лицу в офисе организации, для подтверждения факта реализации составляется товарная накладная или акт передачи товара.
Направление покупателю счета является предложением оплатить товар по цене, указанной в счете. Если выставленный покупателю счет на оплату товара соответствует требованиям ст. 435 ГК РФ, т.е. содержит все существенные условия договора, такой счет следует рассматривать, как предложение заключить договор (оферту).
Оплата покупателем полученного счета является акцептом оферты, то есть в этом случае договор будет считаться заключенным на условиях, указанных в счете на оплату. При наличии оплаченного счета, в котором указаны наименование и количество товара, либо при наличии надлежаще оформленного товаросопроводительного документа с отметкой покупателя о принятии товара договор купли-продажи считается заключенным в письменной форме.
- Отражено поступление предоплаты в размере 100% за товар на расчетный счет:
Дебет 51 Кредит 62-аванс (документ — выписка банка по расчетному счету) - Исчислен НДС с суммы полученной предоплаты:
Дебет 62-НДС (76-НДС по авансу) Кредит 68-НДС (документ — счет-фактура на аванс (или сводный документ за период) - Отражена выручка от продажи товара (товар передан покупателю-физическому лицу):
Дебет 62-физ.лица Кредит 90-1 (документ — товарная накладная или акт приемки-передачи товара) - Начислен НДС при отгрузке товара:
Дебет 90-3 Кредит 68-НДС (документ — счет-фактура на отгрузку) - Сумма предоплаты зачтена в счет реализации товара:
Дебет 62-аванс Кредит 62-физ.лица (документ — бухгалтерская справка) - Принят к вычету НДС, исчисленный с суммы предоплаты:
Дебет 68-НДС Кредит 62-НДС (76-НДС по авансам) (документ — счет-фактура на аванс (сводный документ). - Списана в расходы себестоимость реализованного товара:
Дебет 90-2 Кредит 41 (документ — товарная накладная или акт приемки- передачи товара)
Учет комиссии за эквайринг
Если организация установит в офисе терминал для приема платежей по картам, то выручка от реализации товаров, которые оплачиваются с помощью платежных карт, признается в бухгалтерском учете предприятия так же, как и выручка от реализации за наличный расчет, то есть в тот момент, когда товар реализован (передан) покупателю, независимо от того, когда деньги от банка-эквайрера поступят на счет предприятия (п.п.5,6 и 12 ПБУ 9/99).
Суммы за реализованный товар, оплаченный с помощью платежной карты, могут поступать на счет предприятия уже за минусом комиссионных, взимаемых банком в соответствии с договором на эквайринговое обслуживание. Однако сумма выручки принимается в бухгалтерском учете в полном объеме дебиторской задолженности, а сумма оплаты комиссионных услуг банка относится к прочим расходам организации (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Суммы оплат, которые произведены платежными картами, но которые еще не поступили от банка на расчетный счет торговой организации, отражаются на счете 57 «Переводы в пути» (Дебет 57 Кредит 90-1).
Услуги банка, оказываемые по договору на эквайринговое обслуживание, учитываются в составе прочих расходов: