Сколько потратила россия на северный поток 2
Перейти к содержимому

Сколько потратила россия на северный поток 2

  • автор:

«Северный поток — 2»

«Северный поток — 2» — экспортный газопровод из России в Европу через Балтийское море.

Решение о создании газопровода «Северный поток — 2» основывалось на успешном опыте строительства и эксплуатации газопровода «Северный поток».

Маршрут

Точка входа газопровода «Северный поток — 2» в Балтийское море — район Усть-Луги Ленинградской области, далее — по дну Балтийского моря, точка выхода — территория Германии в районе Грайфсвальда, недалеко от точки выхода «Северного потока».

Протяженность маршрута — более 1200 км.

Схема газопроводов «Северный поток» и «Северный поток — 2»

Схема газопроводов «Северный поток» и «Северный поток — 2»

Схема газопроводов «Северный поток» и «Северный поток — 2»

Мощность

Совокупная мощность двух ниток «Северного потока — 2» — 55 млрд куб. м газа в год. Таким образом, суммарная проектная мощность «Северного потока» и «Северного потока — 2» — 110 млрд куб. м газа в год.

История проекта

В сентябре 2018 года начата укладка газопровода в Балтийском море.

При строительстве «Северного потока — 2» использовались надежные технологии, уже отработанные при строительстве «Северного потока».

Укладка газопровода в территориальных водах Германии

Укладка газопровода в территориальных водах Германии

Укладка газопровода в территориальных водах Германии

В сентябре 2021 года строительство «Северного потока — 2» завершено.

В сентябре 2022 года в результате диверсии на газопроводах «Северный поток» и «Северный поток — 2» страны Европы на неопределенный срок лишились одного из ключевых маршрутов поставок важнейшего энергоресурса, который на протяжении многих лет обеспечивал энергетическую безопасность ЕС.

"Газпром" и его партнеры почти на 100% обеспечили финансирование "Северного потока — 2"

Nord Stream 2/Aксель Шмидт

МОСКВА, 30 ноября. /ТАСС/. "Газпром" и его европейские партнеры почти на 100% обеспечили финансирование строительства газопровода "Северный поток — 2", проект обеспечен средствами для ввода трубопровода в эксплуатацию. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе Nord Stream 2 AG (оператор проекта).

"Проект Nord Stream 2 обеспечен финансированием в полном объеме и имеет все необходимые финансовые средства и финансовую поддержку для ввода газопровода в эксплуатацию. Почти 100% необходимых средств уже были предоставлены акционером и финансовыми инвесторами", — отметили в компании.

Ранее в понедельник австрийская англо-голландская Shell и австрийская OMV заявили ТАСС о завершении финансирования проекта. OMV направила на финансирование проекта строительства трубопровода "Северный поток — 2" порядка €729 млн, отметив, что в соглашении о финансировании проекта сумма была ограничена €950 млн и никаких изменений в документ не вносилось. Shell сумму инвестиций не раскрыла. В пресс-службе Wintershall Dea сообщили агентству, что компания инвестировала в строительство "Северного потока — 2" €730 млн.

Исполнительный финансовый директор Uniper Саша Биберт 10 ноября сообщил, что компания инвестировала €700 млн на финансирование проекта "Северный поток — 2" из обещанной суммы в €950 млн. Эта сумма не изменилась с мая.

Проект "Северный поток — 2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд куб. м в год от побережья России через Балтийское море до Германии. К настоящему времени "Северный поток — 2" построен на 93%. Строительство газопровода было приостановлено в конце декабря 2019 года после того, как швейцарская Allseas отказалась от укладки труб из-за возможных санкций со стороны США. В результате к европейским берегам были отправлены российские трубоукладчики.

Оператор строительства "Северного потока — 2" — Nord Stream 2 AG — 28 ноября заявил, что строительство газопровода будет возобновлено в декабре этого года. Укладку трубопровода планируется вести с использованием судна с якорным позиционированием в исключительной экономической зоне Германии. Название судна пока не раскрывается.

Из извещения мореплавателям, опубликованного государственным управлением водными путями и судоходства в Штральзунде, следует, что Nord Stream 2 AG может начать укладку оставшегося участка трубопровода 5 декабря и до конца года завершить работы в исключительной экономической зоне Германии. На данном этапе план предусматривает укладку отрезка в 2,6 км на каждой из ниток газопровода на участке к югу от Адлергрунда. Это последняя точка "Северного потока — 2" до датской экономической зоны с германской стороны.

Непокоренная Европа: какую цену придется заплатить России за «Северный поток-2»

Фото Aксель Шмидт / Nord Stream 2

После того, как трасса «Северного потока-2» будет сдана в эксплуатацию, «Газпром» получит потенциальную возможность прокачивать из России в Германию по четырем ниткам двух «Северных потоков» 110 млрд кубометров газа в год. С юга, через Черное море и Турцию, компания рассчитывает направить в Европу еще почти 16 млрд кубометров ежегодно, плюс столько же будет возможно поставлять турецким потребителям. Планировавшийся изначально четырехниточный «Южный поток» мощностью 63 млрд кубометров в год пришлось свернуть, когда стало ясно, что строить его начали (и миллиарды долларов уже потратили) без надежды на разрешение от регулирующих органов Евросоюза.

Цена для России

Официальной мотивацией прокладки северного и южного «потоков», которые должны сойтись на газораспределительном хабе Баумгартен в Австрии, в 2010 году была объявлена необходимость увеличения поставок в Евросоюз, где прогнозировали увеличение годового импорта на 200 млрд кубометров в год к 2030 году. Планы отказа от транзита через Украину руководство страны и «Газпрома» тогда отрицало. Однако уже в апреле 2015 года руководитель «Газпрома» Алексей Миллер признал, что «Северный поток» является «обходным проектом» для Украины. Более того, в 2016 году компания приняла программу вывода из эксплуатации газотранспортной инфраструктуры, доставляющей газ к украинской границе. По словам Миллера, к 2020 году в этом коридоре будут ликвидированы 4300 км труб и 62 компрессорные станции, а к 2030 году — 10700 км. Возможности прокачки газа из России через украинскую территорию практически исчезнут.

С прогнозами роста европейского спроса на российский газ тоже не все срослось. Сейчас уже ясно, что в развитых странах, включая ЕС, обозначилась цель декарбонизации, то есть отказа от ископаемых видов энергоносителей. Та же Германия рассчитывает к 2050 году полностью прекратить использование угля, нефти и природного газа. Вкладывать колоссальные средства в новые газопроводы, ведущие на потенциально ненадежный рынок, было по меньшей мере недальновидно.

Не остановила инициаторов проекта «потоков» и непомерная стоимость этого начинания. Более того, «Газпром» принял решение отказаться от использования нынешний вполне работоспособной системы доставки газа из Западной Сибири на Запад, хотя истощение легендарных месторождений — Уренгоя, Медвежьего, Юбилейного и других — оставляет в трубах достаточно свободной мощности для приема новых объемов. Началось строительство нового газового коридора с Ямала до Балтики и его ответвлений к Черному морю.

Стоимость строительства этого коридора с Ямала в направлении Европы была подсчитана экономистами института ВНИИгаз еще в 2008 году. В подписанной Миллером «Программе комплексного освоения месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий» (копия имеется в распоряжении автора) говорится, что по разным сценариям создание такой инфраструктуры только до Торжка, не говоря уже о трассах от Торжка до морского побережья, обойдется суммой от $80 млрд до $93 млрд. Сколько на самом деле «Газпром» потратил на прокладку новых труб для обхода Украины, не сообщается. В том же документе говорится, что ямальский проект, учитывая гигантскую стоимость строительства нового газотранспортного коридора, не оправдается коммерчески даже к 2035 году.

Замысел российского руководства — то есть обход Украины и лишение ее прибыли в размере $2-3 млрд в год в виде платы за транзит — дорого обошелся госкомпании, которая израсходовала на политизированный и коммерчески неоправданный проект десятки миллиардов, перечислив их в карманы подрядчиков, которые и строили «коридоры» и «потоки». Потерпевшей стороной при таком раскладе оказалось население России.

Взгляд из Европы

Что же получила от «потоков» Европа? Импорт российского газа переводится на новые маршруты со старого, украинского, доказавшего свою надежность. Согласно данным «Нафтогаза», аварийность газотранспортной системы Украины на средний километр трассы почти в восемь раз ниже, чем на газпромовских магистралях.

Российская сторона возлагает ответственность за перебои в снабжении европейцев на украинскую, которую она обвиняет в нарушении договорных обязательств. Однако история поставок российского газа Украине свидетельствует, что перекрытия 2006 и 2009 года происходили именно по инициативе «Газпрома». А обвинения в несанкционированном отборе газа Украиной в 2009-2019 года не привели к судебным искам со стороны «Газпрома», что ставит под сомнение российскую версию развития событий.

Сокращение на треть поставок газа в Европу в последнем квартале 2014 года и первом квартале 2015 года «Газпром» объяснял желанием прекратить реверсивные поставки газа на Украину. Ради этой цели «Газпром« потерял около $6 млрд упущенной прибыли. Непредсказуемость таких решений и их политизированность может стать дополнительным фактором риска для европейской энергетической безопасности в условиях, когда главный канал поставки газа из России будет сосредоточен на «потоках» на Балтике.

К этому надо добавить такое важное качество украинского транзитного маршрута, как обеспечение гибкости поставок. Украина с ее огромными подземными хранилищами газа служила и служит «подушкой безопасности» для компенсации чрезвычайных, сезонных и даже суточных перепадов в спросе на газ. «Потоки», по которым прокачивается постоянный объем, реагировать на перепады спроса не в состоянии. Не исключено, что фактор такого риска приведет к повышению цены российского газа для европейцев.

У Дании нет больше возражений против строительства «Северного потока-2». Тем не менее, у проекта остались и другие противники. Согласование режима эксплуатации нового маршрута должно, по правилам антимонопольного законодательства ЕС, проходить в Германии, однако решение немецкого регулятора должно утверждаться Еврокомиссией, где свое слово обязательно скажут представители стран, изначально возражавших против газпромовского проекта: Польши, Словакии, Италии, балтийских государств. Особых симпатий к «Газпрому» не испытывает и нынешний состав Еврокомиссии. Стоит также вспомнить, как по жалобе Польши европейский суд ограничил право «Газпрома» монопольно прокачивать газ по германскому газопроводу OPAL. Объемы, которые были сняты с этого газопровода, пошли, кстати, по старому мощному и гибкому маршруту через Украину. Аналогичная судебная коллизия ждет и газопровод EUGAL, который рассчитан на прием газа из «Северного потока-2».

Получается, что полностью отказаться от украинского транзита «Газпром» пока не может. Во-первых, поставкам газа требуется гибкость, которую балтийские трубы обеспечить не способны. А во-вторых, «Газпром» не может использовать весь потенциал «потоков», поскольку ему мешает его статус монополиста. Так называемый «третий энергетический пакет» ЕС и особенно недавно скорректированная в его составе Газовая директива ставят российскую компанию перед необходимостью радикально пересматривать модель поведения на газовом рынке Европы.

Яблоко раздора

Когда в 2012 году европейские регуляторы энергорынка начали расследование «монопольных практик», к которым прибегал «Газпром» в восточной Европе, компания в срочном порядке принялась менять тактику: выводить из цепочки сбыта посредников, нормализовать ценообразование в соответствии с реальностью, отменять несправедливые условия в контрактах и т. д. К 2019 году все претензии следователей Еврокомиссии были сняты, и «Газпром» избавился от риска заплатить гигантский штраф за злоупотребление своим доминирующим положением на газовом рынке в ряде стран.

Сейчас европейцы фактически требуют реформировать газовую отрасль России, поскольку без радикальной реформы «Газпром» попросту не может выполнить нормы ЕС. Упрощая изобилующие деталями и оговорками правила, можно заключить, что России, если она хочет использовать потенциал новых труб на все сто процентов, придется сформировать независимого владельца или оператора «Северного потока-2» с прозрачными и справедливыми тарифами, а также допустить в эту трубу газ поставщиков, не входящих в «Газпром». Выполнить такие требования не позволяет российское законодательство, согласно которому единственным экспортером газа является владелец и оператор российской газотранспортной системы, то есть «Газпром».

Пока трудно угадать, во что выльется этот конфликт между антимонопольными принципами европейцев и российской любовью к госмонополиям. К европейскому давлению на Москву в интересах формирования цивилизованного конкурентного газового рынка внутри России наверняка присоединятся нефтяные компании, располагающие запасами газа и желающие видеть равные условия для бизнеса у всех игроков. К сторонникам реформы могут примкнуть и подрядчики, которые строили становящиеся ненужными газопроводы. В случае раздела монополии они могли бы пустить капиталы на приобретение контрольных пакетов в наиболее выгодных подразделениях разделенной компании, имеющих значительные резервы и добычной потенциал для производства сжиженного газа.

Не исключено, что мы еще увидим независимую от «Газпрома» и организованную по образцу «Транснефти» общенациональную газотранспортную компанию, а заодно и конкурирующие между собой независимые коммерческие газодобывающие компании. Примечательно, что такое развитие событий может спровоцировать мегапроект, начатый именно монополистом.

"Северный поток-2" еще не заработал, но себя уже окупил

Пусть "Северный поток - 2" еще не работает, но деньги в Россию он уже приносит. И большие деньги.

Очень хорошим проектом оказался газопровод "Северный поток – 2". Сколько раз многочисленные эксперты и в нашей стране (представители либерального экономического лагеря) и за пределами России заявляли, что этот газопровод – вещь сугубо политическая и к экономике не имеет никакого отношения. Что, мол, потраченные на него деньги никогда не отобьются, и это сплошные расходы и путь к обнищанию страны. Примерно с такой же частотой все эти лица утверждали, что Керченский (Крымский) мост никогда не может быть построен по тысяче и одной причине. Как и с мостом, эти господа обмишулились по самое не балуйся. Можно считать, что "Северный поток-2" уже окупился, не перекачав в Германию еще ни одного кубометра газа. Во всяком случае, для нашей страны и "Газпрома". Пусть косвенно, в силу сочетания целого ряда причин, но окупился.

Буквально на днях вышла отчетность концерна "Газпром" за девять месяцев нынешнего года. Оказалось, что чистая выручка компании от продажи газа в Европу выросла более, чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2020-го — до 2,46 трлн. рублей (почти 39 млрд. долларов США). А чистая прибыль за аналогичные периоды в сравнении увеличилась аж в 5 раз – до 1,59 трлн. рублей (немногим более 21 млрд. долларов).

Страны Европы, отказавшись от долгосрочных контрактов, были вынуждены платить по биржевым ценам, которые в этом году скакнули на редкость высоко. При этом, экспорт газа в дальнее зарубежье вырос на 14%, а рост средней цены составил 87%. Средняя цена поставки тысячи кубометров в дальнее зарубежье выросла почти вдвое, со 129 долларов до 241. То есть, разница составила 112 долларов за тысячу кубов, что при объеме 175,7 млрд. кубометров дало дополнительную выручку в 19,6 млрд. долларов США.

А какова у нас гигантская стоимость "Северного потока – 2"? Страшно сказать, около 11 миллиардов тех самых долларов. Причем, половину на строительство давали иностранные компании-участники проекта. То есть половина расходов на них, а выручка вся наша. Хорошая арифметика!

Более того, активное противодействие "Северному потоку – 2" со стороны европейских "зеленых" и администраций США продолжает поддерживать биржевые цены на газ на невиданных доселе высотах. Стоимость тысячи кубов пляшет вокруг тысячи долларов плюс-минус до сих пор, и в немалой степени это продолжается по той причине, что ввод в эксплуатацию "СП–2" искусственно тормозится, а заполнение газовых хранилищ в Европе далеко от не то что идеальных, а и даже от хороших показателей. И чем дольше будет идти свистопляска с "СП-2", тем больше Европу будет лихорадить не от холода, а от цен на газ. А денежку будет получать "Газпром".

Многие европейские и американские эксперты считают "СП–2" не просто политическим, а и вовсе "энергетическим оружием" Путина. И, знаете, стоит с этим согласиться. Вот только в оружие его превратил сам Запад. Смотрите, республиканцы бойкотируют принятие оборонного бюджета США из-за отсутствия санкций против "СП-2" (в конце концов, демократы отступили, но каково им сейчас чувствовать горечь поражения, и от этого их чувства к республиканцам теплее не стали), в правительстве ФРГ "зеленые" цапаются с социал-демократами, Германия пытается освободиться от шантажа США по этому вопросу и в немецком политикуме нарастает недовольство американской политикой.

Всего этого раздрая не было бы и в мечтах, если бы "СП-2" просто построили и запустили в эксплуатацию, как всякий коммерческий трубопровод, каким он и является на самом деле. Но именно на Западе его политизировали, демонизировали, именно там сами они сделали его оружием, а сейчас, готовясь к поражению от его применения, кричат: "Ой, больно! Ой, холодно!"

И пусть "СП-2" еще не работает, но деньги в Россию он уже приносит. И большие деньги. Вот бы на Западе потормозили бы запуск "СП-2" еще пару лет, нам бы и деньги не пришлось бы искать на какой-нибудь "СП-3". Просто достали бы из кошелька с легкой ухмылкой. А все эти страны, которые борются с "СП-2", а в его лице с Россией, продолжали бы все это время наносить себе незаживающие раны.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО "ИД "Комсомольская правда". ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *