Какое налогообложение выбрать для ИП-такси
Выгодно ли ИП под такси платить налоги общего режима?
Общий налоговый режим применяется предпринимателями по умолчанию. Для него не нужно никаких заявлений или уведомлений. Соблюдать дополнительные требования по численности штата или по величине дохода также не требуется. Однако это один из самых сложных режимов: придется начислять и уплачивать НДС и налог на доходы физических лиц для ИП. Декларацию по НДС необходимо сдавать 4 раза в год по окончании каждого квартала. Декларацию по НДФЛ — один раз, по завершении года. Из всех существующих систем налогообложения ОСН — самая трудоемкая в том, что касается отчетности.
С НДС выгоднее работать тем экономическим субъектам, у которых есть и «входящий» налог, и начисленный. Начислять налог необходимо с каждой поездки. Соответственно, он включается в стоимость услуг, что увеличивает сумму, полагающуюся к оплате клиентом. Это может привести к снижению конкурентоспособности в части цен по сравнению с неплательщиками НДС.
«Входящий» налог ИП-таксист может получить в стоимости бензина. Но для этого придется заключить договор с поставщиком топлива и заправляться только на определенных заправках. Автозапчасти редко продаются с НДС. Поэтому входящий налог может быть настолько маленьким, что предприниматель должен будет начислять значительные суммы к уплате в бюджет.
Таким образом, общая система налогообложения для ИП-такси может быть невыгодна из-за объемной отчетности и необходимости уплачивать НДС.
Снизить налоговую нагрузку и объем сдаваемых форм поможет освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ, если доходы таксиста в течение трех следующих подряд календарных месяцев не превысят 2 млн руб. без учета НДС.
Как предпринимателю правильно исчислить и уплатить НДС? Ответ на этот вопрос вы найдете в Готовом решении от справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Для его просмотра оформите бесплатный пробный доступ.
Предприниматели-общережемники самостоятельно исчисляют НДФЛ и уплачивают его в бюджет. Базой для исчисления являются доходы (за минусом НДС), уменьшенные на величину профессиональных вычетов. Сумма вычетов определяется либо как 20% от суммы доходов либо как понесенные за налоговый период расходы. Причем если в первом случае берется расчетная величина, то во втором случае — все признаваемые для налога на прибыль расходы на такси должны быть документально подтверждены.
Нужно отметить, что перечень расходов не является закрытым в отличие, например, от УСН. Тем не менее они должны быть направлены на получение доходов и, соответственно, связаны с деятельностью по перевозке пассажиров.
Применима ли упрощенная система налогообложения для ИП-такси?
Чтобы применять УСН, предприниматель-таксист должен соответствовать требованиям, определенным гл. 26.2 НК РФ. Основные требования таковы:
- годовой доход не превышает 200 млн руб.;
- численность штата не выходит за рамки 130 человек.
На упрощенке необходимо сдавать всего одну отчетную форму в год — декларацию по УСН, что, несомненно, является большим плюсом. А вот уплачивать налог придется 4 раза в год.
Если выбрать объект «доходы», то налог будет рассчитываться по поступившим суммам. Уменьшить его разрешается на сумму страховых взносов, уплачиваемых предпринимателем за себя и за своих работников в течение отчетного/налогового периода.
Если выбор сделан в пользу объекта «доходы минус расходы», то нужно понимать, что:
-
жестко ограничен ст. 346.16 НК РФ;
- уплачиваемые в течение налогового периода взносы за себя и работников включаются в состав расходов, а не уменьшают налог в качестве вычета, как при объекте «доходы»;
- все расходы должны иметь документальное подтверждение.
В целом уплата УСН-налог в такси достаточна интересна. Режим несложный, не обременен отчетностью, нужно лишь соблюдать требования, установленные для него Налоговым кодексом. Отметим, что во многих регионах в целях поддержки малого бизнеса (а упрощенка предназначена именно для таких субъектов) власти снижают налоговые ставки по УСН, что также добавляет привлекательности данному режиму.
Разрешена ли патентная система налогообложения для такси?
Особенностью ПСН является возможность использовать его только предпринимателями и только для определенных видов деятельности. Эти виды представлены в перечне из п. 2 ст. 346.43 НК РФ. Регионы вправе расширять этот список.
Патентная система налогообложения для ИП-такси доступна в силу наличия в указанном списке подп. 11 — «оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) транспортные средства, предназначенные для оказания таких услуг». То есть предприниматель, оказывающий услуги по перевозке пассажиров на собственном транспорте или транспорте, взятом в аренду, может пользоваться всеми преимуществами патента.
Основным преимуществом является то, что налог инспекторы рассчитывают сами. Предприниматель застрахован от ошибок в подсчете налога на 99%. Почему на 99? Потому что у него есть возможность снизить величину налога на сумму уплаченных в периоде применения патентной системы страховых взносов. Важно:
- правильно вычесть сумму взносов из суммы налога, причем размер налога нельзя снизить более чем на 50%, если ИП имеет наемных работников;
- безошибочно заполнить уведомление на уменьшение суммы патента и отправить его в налоговую инспекцию до момента уплаты патента по очередному сроку.
Сдача деклараций по режимному налогу не предусмотрена, что также значимо для предпринимателей-одиночек, часто не пользующихся услугами бухгалтера.
Однако, согласно Налоговому кодексу, патент предполагает некоторые ограничения:
- По объему дохода — не более 60 млн руб. за календарный год.
- По численности персонала, если предприниматель имеет несколько машин в собственности и поэтому заключает трудовые договоры с водителями, — не более 15 человек.
Доступно ли такси налогообложение в виде НПД?
НПД — это налог на профессиональный доход. Плательщиков такого налога называют самозанятыми. Они могут и не иметь предпринимательского статуса. Деятельность такси подлежит лицензированию. До 01.09.2023 самозанятому нужно было оформить ИП, чтобы получить лицензию и правомерно вести свой бизнес.
С 01.09.2023 самозанятый может получить такую лицензию на общих основаниях, не открывая ИП. Мы рассказали об этом здесь.
В том, как получить разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, разбирались эксперты К+. Чтобы изучить этот материал, воспользуйтесь демодоступом к системе. Это бесплатно.
Предприниматель должен зарегистрироваться в качестве самозанятого в налоговом органе и установить приложение «Мой налог». После каждого расчета с клиентом данные направляются в налоговый орган. Здесь снова исключается ошибка предпринимателя в расчете налога, поскольку налог считают налоговики. Налоговая ставка не большая и варьируется в зависимости от того, кому были оказаны услуги — юридическому лицу (6%) или физическому (4%). Базой выступает сумма доходов, полученных от клиентов. Годовая величина доходов ограничена 2,4 млн руб.
Режим освобожден от сдачи каких-либо отчетных форм в налоговые органы, что является немаловажным фактором при его выборе.
В последнее время очень актуальными становятся вопросы работы с агрегаторами такси: в каком качестве зарегистрироваться, чтобы заниматься перевозкой пассажиров, по какому договору работать с агрегатором, какие налоги уплачивать. Ответы вы найдете в статье «Какой налог платят таксисты, работающие с агрегаторами такси».
Итоги
В статье мы постарались разобраться, какой вид налогообложения выбрать для ИП-такси. У всех режимов свои плюсы и минусы. Выгоду в виде минимизации налоговых платежей нужно подсчитать, подставив в формулы для расчета налогов предполагаемые суммы доходов, расходов и значения налоговых ставок. Также на выбор влияют объем сдаваемых в налоговую отчетных форм, необходимость ведения скрупулезного учета доходов и расходов и ограничения, устанавливаемые Налоговым кодексом и другими нормативными актами — как федеральными, так и региональными и местными.
Как открыть ИП для такси
Чтобы открыть свой бизнес по перевозке пассажиров, нужно получить разрешение в Минтрансе или уполномоченных департаментах местных органов исполнительной власти. Разрешение невозможно получить физическому лицу. Поэтому, если вы хотите открыть такси, нужно регистрировать ИП или юридическое лицо. Поскольку стать предпринимателем проще, чем ООО, мы рекомендуем начинать деятельность в качестве ИП.
У нас вы узнаете, как оформить ИП для работы в такси, какие потребуются документы, мы дадим варианты оптимизации налогов и пошаговые инструкции, чтобы вы смогли начать бизнес самостоятельно.
Как открыть ИП для работы в такси
Порядок открытия ИП стандартный, он не отличается от начала других видов деятельности.
Что потребуется
В первую очередь нужно определиться с исходными данными:
- Определить код ОКВЭД. Это можно сделать по справочнику «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности». Например, если вы собираетесь заниматься пассажирскими перевозками легковым транспортом ОКВЭД будет 49.32, автобусами на заказ – 49.39, осуществлять курьерскую деятельность – 53.20.3. Нужно определиться с основным кодом и затем поставить дополнительные, их число не ограничивается.
- Понять, в какое отделение ФНС нужно подавать документы. По закону документы направляются в регистрирующий орган по месту жительства ИП. Получить информацию можно через сайт Налоговой Службы на специальном сервисе.
- Определиться, каким способом будет удобнее подавать заявление на регистрацию:
посетить регистрирующей ФНС лично, через нотариуса, онлайн, через сервисы ФНС, на портале Госуслуг (потребуется квалифицированная электронная подпись), в МФЦ, по почте, почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения. Документы можно подавать через представителя, тогда на него потребуется оформить нотариальную доверенность.
- Определиться с системой налогообложения. Новым предпринимателям, если нет наемных сотрудников, удобнее вначале деятельности перейти на УСН. Учет по нему можно вести без привлечения специалиста-бухгалтера. Чтобы платить меньше налогов и сдавать минимальную отчетность можно приобрести патент или платить налог на профессиональный доход, ниже мы приводим подробную информацию.
Необходимые документы
Чтобы открыть ИП для такси, будет нужен только паспорт и СНИЛС. Регистрация осуществляется на основании заявления установленной формы. Перед подачей документов необходимо уплатить госпошлину и приложить квитанцию.
В зависимости от ситуации могут потребоваться дополнительные документы, например, если в паспорте нет записи о прописке, потребуется справка о регистрации по месту жительства.
Пошаговый алгоритм действий
Инструкция оформления ИП для такси:
- Оплатить пошлину.
- Заполнить заявление по ф. Р11001.
- Заверить заявление у нотариуса.
- Подать документы выбранным способом.
- Получить документы с регистрации.
Разберем каждый этап более подробно.
Оплата госпошлины
Пошлина составит 800 рублей. Оплата производится на сайте ФНС, в банке или банкомате.
Обратите внимание! При направлении документов для государственной регистрации в форме электронных документов, через МФЦ и нотариуса, уплачивать государственную пошлину не требуется.
Заявление Р21001
Заполняем заявление по ф. Р11001, которую можно скачать с сайта ФНС по ссылке. В заявлении не допускаются помарки и не точности, поэтому заполнять его следует очень внимательно. Должен быть соблюден шрифт, сокращения адресных реквизитов и заполнены обязательные строки в соответствии с требованиями Приказа ФНС № ММВ-7-6/25@.
Помочь в составлении заявления может специальный бесплатный сервис ФНС «Подготовка документов к государственной регистрации».
Нотариус
Нужно заверить заявление и копию паспорта у нотариуса. Это необходимо, если заявление подается через МФЦ или отправляется по почте. Нотариусы могут самостоятельно отправлять документы на регистрацию.
Результат
Через 3 дня вы получите с регистрации документы, подтверждающие ваш статус ИП:
- лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП);
- уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя;
- ИНН, если не выдавалось раньше.
Документы могут быть высланы на адрес электронной почты, указанный в заявлении или их можно получить на бумажном носителе в отделении ФНС.
Оптимизация налогов
Чтобы на начальном этапе платить меньше налогов и по минимуму отчитываться перед контролирующими органами, ИП может оформить самозанятось или патент.
Самозанятый
Самозанятый сможет оформить лицензию на такси, если он имеет статус предпринимателя.
В этом случае он будет платить 4% с доходов, полученных от физических лиц и 6% с доходов от юридических лиц.
Самозанятость можно оформить при следующих условиях:
- Отсутствие наемных работников.
- Перевозками необходимо заниматься самому предпринимателю.
- Максимальный годовой размер выручки 2,4 млн рублей.
При этом не потребуется сдавать декларации или другие отчеты в ФНС, платить обязательные взносы, вести бухгалтерию. Однако у вас не будет идти трудовой стаж, пенсионные отчисления (если только вы не будете делать их самостоятельно).
Патент
Стоимость патента зависит от региона, где он применяется, и его срока. Для расчета можно воспользоваться специальным калькулятором на сайте ФНС.
Для применения патентной системы налогообложения существуют следующие ограничения:
- Максимальное количество сотрудников – 15 человек.
- Максимальная годовая выручка 60 млн рублей.
- Своевременная уплата патентных платежей.
Оплачивается патент в следующие сроки:
- Если он до 6 месяцев включительно: нужно оплатить полную стоимость до конца его действия.
- Если его срок от 6 до12 месяцев: в течение первых 90 дней действия патента оплачивают 1/3 стоимости патента, остальную часть уплачивают до конца действия патента.
Надо ли после регистрации ИП дополнительно уведомлять налоговые органы и фонды об открытии?
Вам не придется уведомлять налоговые органы и государственные внебюджетные фонды об открытии, сведения о регистрации выгружаются во внебюджетные фонды и органы статистики автоматически. Регистрация в ФСС будет необходима после принятия на работу сотрудников.
Какой штраф будет, если работать без регистрации ИП и получения разрешения?
Штраф за работу без разрешения — до 2500 рублей для физлиц, до 5000 рублей для ИП. Могут отобрать автомобиль. При получении большого дохода или при причинении крупного ущерба (более 2,25 млн рублей) наступает административная ответственность (работы до 480 часов) или уголовная ответственность в виде ареста сроком до 6 месяцев.
Налог на такси: какую систему налогообложения выбрать в 2021?
Такси, как и любой другой бизнес, платит налоги – за исключением тех таксистов-нелегалов, которые ловят приезжих возле вокзалов и аэропортов, и считаются практически «вымирающим видом» водителей, работающих на себя и без оформления. На сегодняшний день вы можете выбирать из нескольких систем налогообложения деятельности такси, в каждой – свои условия, преимущества и ограничения. Все эти системы разные: какая-то больше подходит для ИП, какая-то – для юридических лиц, какая-то – для ИП, но с ограничениями и т.д. Сам размер налогов зависит где-то от доходов, где-то от количества машин и сотрудников.
В этой статье мы поговорим об особенностях каждой системы налогообложения для такси и разберемся, какие цифры для налоговой закладывать в ваш бизнес-план.
Системы налогообложения для такси
Система ЕНВД для такси
Важно: с 2021 года ЕНВД такси больше не актуален! Те, кто ранее работал на этой системе налогообложения, должны теперь рассмотреть другие варианты.
До этого момента на системе ЕНВД работали многие таксопарки, поскольку она была до определенной степени выгодна: подходила для небольших служб такси (до 20 машин и до 100 водителей, трудоустроенных непосредственно в службе такси). Налог при этом рассчитывался по-разному для того или иного региона и мог быть понижен за счет страховых выплат. И даже то, что ЕНВД как система не действовала в Москве, не лишало ее популярности.
В 2021 года ЕНВД отменяют не только в такси, но и во всех других сферах деятельности, поскольку при всех вышеперечисленных плюсах были и не менее весомые минусы:
Для бизнеса с небольшим доходом система была нерентабельной;
При применении ЕНВД итоговый финансовый результат сложно было спрогнозировать;
Эту систему нередко применяли при дроблении бизнеса, чтобы уйти от более крупных налоговых выплат.
Отказ от ЕНВД, как сообщают законотворцы, должен будет способствовать развитию здоровой конкуренции и созданию равных условий для ведения бизнеса. А таксопаркам, тем временем, предлагают перейти на одну из следующих схем налоговых выплат.
Патент для ИП на такси
Эта форма подходит только индивидуальным предпринимателям. Кроме того, для выбора патента необходимо соблюдение нескольких условий:
Всего в компании должно числиться не более 15 сотрудников;
Годовой доход предприятия – до 60 000 000 рублей;
Патент нужно обновлять ежегодно: он выдается на срок от 1 месяца до 1 года.
Сколько стоит патент на такси?
Стоимость патента для каждого предпринимателя рассчитывается по-разному и меняется в зависимости от срока действия патента и количества автомобилей на балансе организации. Кроме того, играют роль показатели расчетов, разные для разных регионов.
Также важна сама процедура оплаты патента. Если вы покупаете патент на небольшой срок (до полугода), то оплатить всю сумму необходимо сразу же. Если на срок до 1 года – допускается рассрочка в виде выплаты 1/3 суммы в первые 3 месяца, а остаток выплачивается до конца срока.
Чтобы не ломать голову над расчетами, можно воспользоваться калькулятором на сайте ФНС.
Образец заполнения патента на такси для ИП
Скачать образец можно по этой ссылке
Для получения патента подается заявление в органы ФНС в том регионе, в котором будет открыт бизнес такси. Срок рассмотрения заявления, как правило, около 5 дней.
Преимущества патента на такси:
- Индивидуальные суммы выплат;
- Удобная система оплаты;
- Рентабельность для небольших таксопарков.
Недостатки патентной системы для такси:
- Ограничения для развития бизнеса;
- Доступна только для индивидуальных предпринимателей. Захотите расширяться на другие регионы, открывать филиалы и менять ИП на ООО – готовьтесь и к смене налоговой схемы.
ИТОГ: патентная система – это выход для маленьких таксопарков с небольшим количеством сотрудников (до 15 человек), с арендованными автомобилями и с возможностью найма на работу других ИП. Для таксопарков с машинами в собственности это невыгодно, поскольку стоимость выдаваемого патента зависит от количества собственных автомобилей в таксопарке.
Деятельность такси на УСН
УСН (упрощенная система налогообложения) имеет два режима выплаты налогов:
Налог рассчитывается с непосредственной суммы доходов;
Налог рассчитывается по схеме «доходы минус расходы».
Вне зависимости от выбранного режима, налог выплачивается авансом каждый квартал, а в декабре необходимо заполнять налоговую декларацию о доходах.
Ограничения УСН для ИП такси в 2021 году
- До 100 официально нанятых работников в службе;
- До 150 000 000 рублей годового дохода;
- До 150 000 000 рублей остаточной стоимости;
- Отсутствие таксопарков-филиалов в других регионах;
- Не более 25% других компаний, предприятий и юридических лиц в уставном капитале;
- Смена УСН на другую схему выплаты налогов доступна только после завершения налогового года и выплаты всех начисленных сумм – по заявлению в ФНС;
- Для того, чтобы был разрешен переход на другую схему, последний годовой доход фирмы не должен превышать 112 500 000 рублей.
Что насчет онлайн-касс при выплатах по УСН? С 2021 года на онлайн-кассу обязаны перейти абсолютно все таксопарки. Все отсрочки для любых видов предпринимательской деятельности истекают.
Преимущества работы такси по схеме УСН:
При УСН не надо платить НДФЛ, НДС и налог на имущество физлиц;
Возможно снижение ставки налога по для некоторых регионов России. Для этого зайдите на сайт ФНС, ваш регион будет определен автоматически, и вы сразу увидите, какую налоговую ставку будете платить с суммы доходов или по схеме «доходы минус расходы»;
При работе на самого себя (ИП, но без сотрудников), и выбранной схеме выплат по доходам, для вас будет действовать 100% налоговый вычет страховых взносов.
ИТОГ: УСН – наиболее подходящая система для ИП и для юрлиц в бизнесе такси. Она выгодна для средних служб такси с достаточно большим количеством водителей, в том числе теми водителями, которые сами являются ИП. Считать налог по УСН достаточно просто, возможен выбор одного из двух режимов выплаты, в зависимости от того, какой будет наиболее выгодным для службы.
Общая система налогообложения (ОСНО) для такси
ОСНО подразумевает обязательное ведение всех документов, фиксацию каждой оплаты, выплату НДФЛ, налога на имущество и НДС – никаких налоговых послаблений. В вашем таксопарке нужен будет бухгалтер, поскольку это сложно и подразумевает слишком много тонкостей и нюансов, чтобы разбираться во всем полностью самостоятельно, вовремя сдавать все отчетности и правильно оформлять все квитанции, чеки и прочие документы.
Преимущества ОСНО:
- Подходит для крупных служб такси, оформленных как юрлица и имеющих несколько филиалов в разных городах и регионах;
- Нет ограничений по количеству машин и сотрудников.
Недостатки общей системы налогообложения:
- Невыгодна для ИП такси, больше подходит для юридических лиц с крупным автопарком;
- Необходим строгий бухгалтерский учет, а значит – дополнительные затраты на бухгалтерию.
ИТОГ: если вы открываете таксопарк как ИП – рассмотрите другие системы налогообложения.
Дополнительные взносы и налоги
Дополнительные расходы на такси при любой из вышеназванных систем – это страховые взносы в медицинский и пенсионный фонды за самого индивидуального предпринимателя и за его сотрудников (если таковые имеются).
Можно ли открыть бизнес такси самозанятому?
Самозанятость – новая налоговая схема, получившая распространение в 2020 году и предлагающая пониженные ставки для работников, которые нигде не числятся на постоянной основе.
Самостоятельный бизнес тем водителям, которые работают по самозанятости, открыть не получится, для этого нужно быть ИП. Более того, самозанятые водители не могут быть и нанятыми в службу такси как постоянные работники – поскольку они перестанут быть самозанятыми, и работодатель будет платить с них страховые и больничные взносы. Но такие водители могут работать на такси как на посредника и оказывать разовые услуги по перевозке пассажиров с оплатой за каждую конкретную поездку – важно, чтобы таксопарк имел при этом соответствующую лицензию.
К слову, за последний год появилось много именно таких водителей, работающих с таксопарками не по трудовому договору, а по договору оказания услуг. Это выгодно для водителей: касса не нужна, отчетность тоже, есть налоговые вычеты, можно совмещать подработку в такси с постоянной работой в любой другой отрасли. И все же собственный бизнес такси самозанятым никак не открыть.
Какое налогообложение выбрать для такси
После изменений в законодательстве, вступивших в силу в 2021 году, выбора у владельцев таксопарков немного: ЕНВД отменен, ОСНО – слишком сложен и подходит далеко не всем. Остается УСН либо патент, преимущества и недостатки каждой из этих систем описаны выше.
В любом случае, перед тем, как открыть собственный бизнес такси, рекомендуем проконсультироваться с нашими специалистами: мы поможем вам индивидуально подобрать ту систему налогообложения, которая будет выгодна именно вам.
Нужно ли конкурировать с «Яндексом» или лучше быть партнёром
Своим опытом делится один из основателей таксопарка «Клевер» Армен Макоян
Выгодно ли открывать собственный таксопарк в 2023 году и с какими сложностями можно столкнуться при работе в такой нише. Ответы на эти и другие вопросы получили от Армена Макояна — одного из основателей агрегатора такси «Клевер». В статье узнаете, как можно стать партнёром «Яндекс.Такси», а затем его конкурентом. Также Армен поделился бизнес-моделью для открытия таксопарка — скачивайте в дополнительных материалах.
Кем ты работал, когда появилась идея создать таксопарк?
Я работал директором в компании ООО «Клевер Экспресс», которая занималась грузоперевозками. Это была небольшая компания, у нас было несколько грузовиков, до 10 штук.
Идея создания таксопарка возникла не у меня, а у собственника бизнеса. Сначала мы планировали организовать прокат автомобилей. Мы сами сталкивались с такой проблемой — в нашем городе тяжело было найти и арендовать подходящий автомобиль, чтобы отправить сотрудника в командировку. В Армавире практически не было возможности взять в прокат хорошую иномарку с автоматической коробкой передач.
В основном рынок предлагал бюджетные варианты автомобилей в аренду. Только одна компания предоставляла автомобили более высокого класса. Но даже при работе с этой компанией были проблемы — нельзя было оплатить по безналичному расчёту и получить отчётные документы. А для юридических лиц это очень важно. Мы решили закрыть эту проблему и открыть компанию по сдаче в прокат более дорогих автомобилей не только для физических, но и для юридических лиц.
Я начал изучать рынок и выяснил, что спрос на прокат автомобилей в нашем городе невысок. Узнал всю информацию о компаниях, оказывающих услугу длительной аренды машин:
- как они работают
- какие автомобили предлагают
- их цены и уровень загруженности машин
Оказалось, что львиную долю выручки компании получают от сдачи в аренду автомобилей таксистам. Меня это заинтересовало, и я изучил вопрос открытия таксопарка. Такое исследование было легко провести — на рынке уже присутствовал «Яндекс.Такси». Подготовил бизнес-план, согласовали его, открыли таксопарк и приобрели первые автомобили.
Открыть таксопарк самому — это создать свой бренд, подсадить клиентов на этот бренд, продвигать свой номер телефона для заказа и другие сложности. Поэтому мы решили открыть свой таксопарк в качестве партнёра «Яндекс.Такси». Это был самый лёгкий вариант старта в таком бизнесе: «Яндекс.Такси» обучал партнёров, стимулировал открывать собственные таксопарки, покупать автомобили. Мы начали свой бизнес в 2019 году, как и многие другие таксопарки в то время.
Расскажи более подробно о работе с «Яндекс.Такси» в качестве партнёра
Партнёр «Яндекс.Такси» — это промежуточное звено между агрегатором и водителями. Они могут иметь собственный автопарк или привлекать водителей на личных автомобилях. Некоторые работали в обоих форматах. На тот момент действие закона «О самозанятых» не распространялось на сферу такси, поэтому взаимодействие водителей напрямую с агрегатором было затруднительно.
Потом мы поняли, что это был практически неприбыльный бизнес. Стоимость поездки через «Яндекс.Такси» не позволяла много зарабатывать. Необходимо оформлять человека в штат, платить ему зарплату и дополнительно порядка 42% в виде налогов и других выплат государству за каждого сотрудника.
У некоторых компаний не было своих автомобилей или их было совсем мало, поэтому они привлекали водителей со своими машинами. Такие водители не могли работать самостоятельно — им нужно было открыть ИП и получать лицензию на свой автомобиль. Никто не хотел с этим заморачиваться. Проще было прийти к партнёру «Яндекс.Такси» — он тебя подключал к агрегатору.
Почему вы решили стать конкурентом «Яндекс.Такси»?
Когда приняли закон «О самозанятых», то потребность «Яндекс.Такси» в «подключашках» практически исчезла. Мы поняли, что агрегатору выгодно напрямую работать с самозанятыми водителями. Он присылал таксистам через приложение пуш-уведомления с призывом перехода на самозанятость и работы напрямую с «Яндекс.Такси».
Мы понимали, что условия для партнёров «Яндекс.Такси» безвозвратно усложняются и решили переформатировать бизнес — создать свой бренд-агрегатор. Это было интересно с точки зрения противостояния с таким крупным игроком на рынке. Мы считали, что конкуренция с «Яндекс.Такси» стала бы крутым кейсом для нас.
К тому же, с точки зрения выживания бизнеса, другой модели не было. Основная стратегия нового направления — войти в маленькие города, в которые «Яндекс.Такси» ещё не дошёл, и развиваться там. Мы стартовали в трёх городах: Армавире, Курганинске и Лабинске. Так появился агрегатор такси «Клевер».
Сколько вы вложили денег на старте и в процессе?
Это достаточно сложный вопрос. Траты в бизнес шли в ежедневном режиме. В бизнес-модели указал подробную информацию, с которой можно составить бизнес-план для открытия своего таксопарка. В этой бизнес-модели начинающие предприниматели узнают: какие расходы необходимо учесть, в какой компании приобрести приложение, а также другую полезную информацию. Скачивайте бизнес-модель в дополнительных материалах.
Расскажи про маркетинг и стратегию продвижения «Клевера»
Дополнительная стратегия заключалась в том, чтобы переманить к себе водителей от «Яндекс.Такси». Проблема большого агрегатора в том, что у него нет прямого контакта с водителями. У компании есть руководящий состав — региональные менеджеры. Они курируют несколько крупных городов и редко встречаются с партнёрами, а с водителями не встречаются совсем. Мы же могли лично говорить с водителями, узнавать их потребности и пожелания в работе.
Функционал. Использовали приложение для смартфона. Есть компании, которые уже разработали специальное приложение для такси. Нужно его купить, вставить нужную информацию, например, добавить цвета своего бренда, стоимость и тарифы поездок.
Главное различие других приложений от «Яндекс.Такси» — реагирование на повышенный спрос. Когда он наступает — агрегатор поднимает цену, и все водители переключаются на него. В нашем приложении тоже был такой функционал, но он работал хуже. Возможно, это главная проблема, из-за которой мы не смогли перетянуть к себе всех водителей.
Тарифы. Например, у нас был «купим и привезём». Человек звонит и просит купить хлеб и молоко. Водитель покупает и привозит — клиенту удобно. В «Яндекс.Такси» таких тарифов не было.
Тарифы. Например, у нас был «купим и привезём». Человек звонит и просит купить хлеб и молоко. Водитель покупает и привозит — клиенту удобно. В «Яндекс.Такси» таких тарифов не было.
Такая услуга была уникальна на рынке того года