Сроки проведения закупок по 44-ФЗ
Каждый этап проведения закупки имеет свои сроки. Временные рамки закреплены в 44-ФЗ и зависят от способа проведения закупки. В статье — сроки проведения электронного аукциона, открытого конкурса в электронной форме и электронного запроса котировок.
Таблица сроков проведения закупок
Не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе во всех других случаях.
- НМЦК не более 300 млн рублей;
- НМЦК не более 2 млрд рублей для аукционов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
Не менее, чем на 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе во всех других случаях.
Сроки проведения открытого конкурса в электронной форме
Таблица сроков проведения открытого конкурса
Этап закупки | Сроки | Ссылка на норму 44-ФЗ |
---|---|---|
Размещение извещения | Не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе. | п.1 ч.3 ст.42 |
Срок подачи запросов на разъяснение положений извещения | Не позднее, чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок. | ч.5 ст.42 |
Размещение в ЕИС ответов на запросы на разъяснение положений извещения | В течение 2 дней с даты поступления запроса. | ч.5 ст.42 |
Внесение изменений в извещение | Внесение изменений в извещение Не позднее чем за 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок ч.4 ст.42 | ч.4 ст.42 |
Продление сроков подачи заявок в случае внесения изменений в извещение | Не менее чем на 10 дней | ч.4 ст.42 |
Отмена конкурса | Не позднее, чем за 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок. Извещение об отмене размещается в ЕИС в день принятия решения. | ч. 1 ст. 36 |
Получение заказчиком первой части заявки на участие в конкурсе | Не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. | ч. 13 ст. 48 |
Рассмотрение и оценка первых частей заявок на участие в конкурсе | Рассмотрение и оценка первых частей заявок на участие в конкурсе По общему правилу не более 2 рабочих дней с даты окончания срока подачи заявок. Исключение: не более 5 рабочих дней при закупках НИОКР, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства. ч.3-4 ст.48 | ч.3-4 ст.48 |
Публикация протокола рассмотрения и оценки первых и вторых частей заявок | Не позднее одного часа с момента получения от заказчика протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке оператор ЭП размещает протоколы рассмотрения и оценки первых и вторых частей заявок. | ч.14 ст.48 |
Подача участниками предложений по цене контракта | Участники закупки, первые части заявок которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, вправе в течение процедуры подачи предложений о цене контракта подать с использованием электронной площадки одно предложение о цене контракта. Продолжительность приёма ценовых предложений составляет один час. | ч.8 ст.48 |
Рассмотрение и оценка вторых частей заявок | Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днём получения вторых частей заявок на участие в закупке, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении. | ч.11 ст.48 |
Срок рассмотрения и оценки заявок и подведения итогов конкурса | Не позднее 1 рабочего дня со дня, следующего за днём получения, ценовые предложения участников закупки, вторые части заявок которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, а также протокола подачи ценовых предложений. | ч.15 ст.48 |
Размещение в ЕИС протокола подведения итогов конкурса | Размещается в ЕИС в день подписания. | ч.15 ст.48 |
Разъяснение итогов проведения конкурса | В течение 2 рабочих дней с даты поступления запроса участника электронного конкурса заказчик направляет соответствующие разъяснения оператору ЭП, который в течение часа направляет ответ участнику закупки. | ч.18 ст.48 |
Заключение контракта | 1) Заказчик направляет участнику закупки заполненный проект контракта на подписание в течение 2 рабочих дней с даты размещения протокола подведения итогов. | ч. 2 ст. 51 |
2) Участник закупки, с которым заключается контракт, в течение 5 рабочих дней с даты направления проекта контракта обязан подписать проект контракта и предоставить обеспечение контракта (если в извещении о проведении закупки есть такое требование) или направить протокол разногласий (в нём указываются замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению или своей заявке. ч.3 ст.51 | ч.3 ст.51 | |
3) Рассмотрение протокола разногласий Заказчиком – в течение 2 рабочих дней с даты размещения такого протокола участником закупки. | ч.4 ст.51 | |
4) Подписание контракта участником закупки, направленного после обработки протокола разногласий – в течение 1 рабочего дня с даты размещения заказчиком проекта контракта. | ч.3 ст.51 | |
5) Заказчик подписывает контракт в течение 2 рабочих дней с даты подписания контракта участником закупки и предоставления обеспечения контракта (если в извещении о проведении закупки есть такое требование). | ч.4 ст.51 | |
6) Контракт может быть подписан Заказчиком не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов. | ч.1 ст.51 |
Сроки проведения запроса котировок
С 1 января 2022 года Федеральным законом от 02.07.2021 №360-ФЗ обновились правила проведения электронного запроса котировок.
Федеральным законом от 16.04.2022 №104-ФЗ срок, в который заказчик направляет проект контракта на подпись победителю электронного запроса котировок, увеличен с трёх часов до одного рабочего дня после дня размещения в ЕИС итогового протокола.
Таблица сроков проведения запроса котировок
Этап закупки | Сроки | Ссылка на норму 44-ФЗ |
---|---|---|
Подача заявок | Не менее 4 рабочих дней со дня, следующего за днём размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок. | п.3 ч 3 ст. 42 |
Внесение изменений в извещение о запросе котировок | Внесение изменений в извещение о запросе котировок Не позднее, чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок. ч. 4 ст. 42 | ч. 4 ст. 42 |
Отмена запроса котировок | Не позднее, чем за 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок. Извещение об отмене размещается в ЕИС в день принятия. | ч. 1 ст. 36 |
Получение заказчиком заявок на участие в запросе котировок. | Получение заказчиком заявок на участие в запросе котировок. Не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки направляет заказчику заявки на участие в закупке, а также предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 закона информацию и документы участников закупок, подавших такие заявки. ч.2 ст.50 | ч.2 ст.50 |
Рассмотрение и оценка заявок на участие в запросе котировок | Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов запроса котировок, установленных в извещении об осуществлении закупки. | ч.3 ст.50 |
Размещение в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок | В день рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок. | ч.4 ст.50 |
Заключение контракта | Заключение контракта 1) Заказчик формирует и размещает в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днём размещения в ЕИС протокола подведения итогов котировки. ч.6 ст.50 | ч.6 ст.50 |
2) Участник закупки, с которым заключается контракт, в течение 1 рабочего дня с даты направления проекта контракта обязан подписать проект контракта и предоставить обеспечение контракта (если в извещении о проведении закупки есть такое требование). | ч.6 ст.50 | |
4) Заказчик подписывает контракт в течение 1 рабочего дня с даты подписания контракта участником закупки и предоставления обеспечения контракта (если в извещении о проведении закупки есть такое требование). | ч.6 ст.50 | |
5) Контракт может быть подписан Заказчиком не ранее чем через 2 рабочих дня с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме. ч.6 ст.50 | ч.6 ст.50 |
Сроки запроса предложений в электронной форме
Таблица сроков запроса предложений
Этап закупки | Сроки | Ссылка на норму 44-ФЗ |
---|---|---|
Размещение извещения о запросе предложений | Не менее чем за 5 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком запросе предложений | ч. 3 ст. 83.1 |
Внесение изменений в извещение о запросе предложений и его отмена | Заказчик не вправе отменять проведение такого запроса или вносить изменения в извещение о проведении такого запроса, документацию о проведении такого запроса | ч. 5 ст. 83.1 |
Получение заказчиком заявок на участие в запросе предложений | Не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений. | ч. 15 ст. 83.1 |
Размещение в ЕИС выписки из протокола рассмотрения заявок | Не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в запросе предложений. | ч. 20 ст. 83.1 |
Подача участниками окончательных предложений | В течение 1 рабочего дня, следующего за днём публикации выписки из протокола рассмотрения заявок. | ч. 21 ст. 83.1 |
Подведение окончательных итогов запроса предложений | На следующий рабочий день после даты окончания срока для направления окончательных предложений. | ч. 23 ст. 83.1 |
Размещение в ЕИС итогового протокола | Размещается в ЕИС в день подписания. | ч. 24 ст. 83.1 |
Заключение контракта | 1) Заказчик направляет победителю заполненный проект контракта на подписание в течение 5 дней с даты размещения протокола подведения итогов. | ч. 2 ст. 83.2 |
2) Победитель в течение 5 дней с даты направления проекта контракта обязан подписать проект контракта и предоставить обеспечение контракта (если в извещении о проведении закупки есть такое требование) или направить протокол разногласий (в нём указываются замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке). ч. 3, ч. 4 ст. 83.2 | ч. 3, ч. 4 ст. 83.2 | |
3) Рассмотрение протокола разногласий Заказчиком – в течение 3 рабочих дней с даты размещения такого протокола победителем. | ч. 5 ст. 83.2 | |
4) Подписание контракта победителем, направленного после обработки протокола разногласий – в течение 3 рабочих дней с даты размещения заказчиком проекта контракта. | ч. 6 ст. 83.2 | |
5) Заказчик подписывает контракт в течение 3 рабочих дней с даты подписания контракта победителем и предоставления обеспечения контракта (если в извещении о проведении закупки есть такое требование). | ч. 7 ст. 83.2 | |
6) Контракт может быть подписан Заказчиком не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола запроса предложений. | ч. 9 ст. 83.2 |
Ответы на часто задаваемые вопросы
В какой срок можно обжаловать действия закупочной комиссии заказчика?
Обжалование действий или бездействия закупочной комиссии заказчика по всем способам закупок возможно только в течение 5 дней с даты публикации соответствующего протокола, решение комиссии по которому обжалуется.
Какую отчётность сдают заказчики по 44-ФЗ?
Заказчики ежегодно сдают годовой отчёт по ст. 30 44-ФЗ с последними изменениями о госзакупках у СМП и СОНКО. Его направляют в ЕИС до 1 апреля года, следующего за отчётным. За опоздание размещения отчёта грозят штрафы.
Заказчики ежегодно сдают годовой отчёт по ст. 30 44-ФЗ с последними изменениями о госзакупках у СМП и СОНКО. Его направляют в ЕИС до 1 апреля года, следующего за отчётным. За опоздание размещения отчёта грозят штрафы.
- для должностных лиц — 5 000 рублей;
- для юридических лиц — 15 000 рублей.
При опоздании более чем на 2 дня:
- для должностных лиц — 30 000 рублей;
- для юридических лиц — 100 000 рублей.
С 2022 года появился новый отчёт для заказчиков: об объёме российских товаров, в том числе поставляемых при выполнении работ, оказании услуг. Впервые сдать отчёт по закупкам по 44-ФЗ о выполнении минимальной доли необходимо не позже 1 апреля 2022 года. Если достичь минимальной обязательной доли закупок российских товаров не получится, в отчёте необходимо обосновать, почему.
Что будет, если нарушить срок исполнения контракта?
Если поставщик не исполнит контракт в срок, заказчик может:
- начислить неустойку — штрафы и пени;
- не вернуть обеспечение. Если поставщик обеспечивал исполнение контракта своими деньгами, заказчик может удержать их полностью или частично. Если независимой гарантией — заказчик потребует у банка возместить неотработанный аванс, неустойку и убытки. Потом исполнителю всё равно придётся заплатить, но уже банку;
- не вернуть обеспечение. Если поставщик обеспечивал исполнение контракта своими деньгами, заказчик может удержать их полностью или частично. Если независимой гарантией — заказчик потребует у банка возместить неотработанный аванс, неустойку и убытки. Потом исполнителю всё равно придётся заплатить, но уже банку;
- взыскать убытки с поставщика, если заказчик их понесёт из-за нарушения условий контракта.
Что будет, если нарушить срок поставки товара?
Если товар не поставлен вообще, поставлен не полностью или не вовремя, заказчик может взыскать с поставщика неустойку — штрафы и пени. Для этого нужно направить поставщику претензию. С 1 июля 2022 года претензионная работа ведётся в электронной форме через ЕИС.
Если поставщик привёз товар с опозданием, но в полном объёме, он может согласиться с требованиями заказчика и выплатить неустойку. Если поставщик не согласен с начисленной суммой, то он может обратиться в суд. Если поставщик согласен с тем, что нарушил срок, но не хочет платить неустойку, её можно удержать из независимой гарантии или из денег, перечисленных поставщиком заказчику в качестве обеспечения исполнения контракта.
Если товар вообще не доставлен, заказчик может расторгнуть договор в одностороннем порядке. Такое право должно быть обязательно указано в договоре. С 1 июля 2022 года в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключённого по результатам проведения электронных процедур, при расторжении в одностороннем порядке заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в ЕИС. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС автоматически с использованием ЕИС направляется поставщику (подрядчику, исполнителю).
Датой поступления поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик.
Поступление поставщику через ЕИС решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается надлежащим уведомлением об одностороннем отказе от исполнения контракта.
После размещения решения об одностороннем отказе в ЕИС у поставщика есть 10 дней, чтобы исправить ситуацию. Поставщик уведомляет заказчика ответом на размещённое решение также посредством ЕИС, и такое уведомление отобразится в карточке контракта.
Если поставщик не принял меры и не устранил причины, по которым заказчик решил расторгнуть контракт, то решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?
С 1 июля 2022 года в случае нарушения сторонами контракта своих обязательств претензионная работа ведётся в электронной форме через ЕИС.
44-ФЗ для чайников
Участие в госзакупках стало сегодня одним из самых эффективных способов получить заказ, причем с гарантированной оплатой из бюджета. А потому интерес к подобным торговым процедурам сильно возрос. Их проведение регламентируется №44-ФЗ. Первая версия Федерального закона принята 05.04.2013, актуальная редакция – 02.07.2021. Отечественное законодательство сложно назвать понятным для восприятия, а потому имеет смысл изложить основные положения №44-ФЗ в варианте «для чайников», то есть обычным языком и без сложных юридических терминов.
Что такое 44-ФЗ простыми словами
№44-ФЗ определяет правила проведения закупок для обеспечения нужд государства и муниципалитетов. То есть любых учреждений, предприятий, органов власти, деятельность которых финансируется из бюджетов разного уровня – федерального, регионального или местного. Речь идет о таких важных для жизни как государства в целом, так и отдельного человека сферах деятельности, как:
- образование;
- здравоохранение;
- правоохранительные органы, МЧС и другие ведомства исполнительной власти;
- многочисленные органы двух других ветвей власти – судебной и законодательной;
- и многое другое, необходимо для нормального функционирования государства.
Целью разработки и внедрения №44-ФЗ стало усиление контроля над расходованием бюджетных средств. Цель законодателей была очевидной – снижение общего уровня затрат. Сегодня, после нескольких лет практического применения Федерального закона, можно утверждать, что она в значительной степени достигнута.
Что регулирует и не регулирует 44-ФЗ
Положения №44-ФЗ регулируют все ключевые аспекты подготовки и проведения государственных закупок, включая:
- планирование;
- объявление;
- отбор исполнителей и поставщиков в рамках конкурентных торговых процедур;
- заключение государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ или предоставление услуг;
- контроль над исполнением обязательств в рамках государственных контрактов;
- общий аудит и мониторинг системы государственных закупок.
Требования рассматриваемого федерального закона распространяются на все виды закупок, которые финансируются из бюджетов разного уровня. Исключение составляют несколько категорий закупок, к числу которых относятся такие:
- у финансовых организаций, имеющих международный статус;
- связанные с обеспечением государственной защиты судей, участников судов, должностных и других лиц;
- драгметаллов и камней с целью пополнения Госфонда;
- услуг адвокатов для бесплатной помощи в суде;
- избирательных комиссий для непосредственного проведения референдумов и выборов.
Кто имеет право участвовать в госзакупках
Участники госзакупок делятся на две категории. К первой относятся заказчики, в число которых входят муниципальные и государственные организации. Их основной функцией выступает выставление заказов на торги.
Вторую категорию формируют поставщики, выступающие в статусе юридических лиц или ИП. Их задачей и интересом становится поставка товаров, работ или услуг для удовлетворения государственных или муниципальных нужд.
С некоторой долей условности еще одной категорией участников госзакупок можно назвать операторов ЭТП (электронных торговых площадок). В их функции входит создание условий для ведения закупочной деятельности. Контроль над соблюдением требований №44-ФЗ осуществляются контролирующие органы в лице различных федеральных ведомств и фактически приравненных к ним государственных корпораций, включая ФАС, Минфин, Прокуратуру, Росатом, Роскосмос, Рособоронзаказ и других.
Требования к участникам госзакупки
Единственным требованием к заказчикам госзакупок выступает финансирование из бюджета. Контроль над поставщиками предусматривает намного больше условий, выполнение которых требуется для допуска к участию в торгах. Первым и главным становится статус – ИП или ООО. Не допускаются к участию в госзакупках хозяйствующие субъекты, которые:
- имеют задолженности по налогам или обязательным сборам в размере, превышающем четверть стоимости активов;
- включены в реестр недобросовестных поставщиков;
- находятся на стадии приостановки деятельности;
- пребывают в процессе банкротства или ликвидации;
- признаны банкротом;
- имеют судимость за правонарушения в экономической сфере (распространяется на ИП, руководителей и учредителей ООО).
Наличие любого из перечисленных условий становится основанием для отказа от заключения с поставщиком государственного контракта или отклонения его заявки на участие в госзакупке. Исполнителю предоставлено право обжаловать такое решение в установленном порядке.
Преференции участникам
Актуальная версия базового Федерального закона в области государственных закупок предоставляет преференции двум категориям поставщиков. В первую входят организации инвалидов, а также учреждения системы УИС, во вторую – хозяйствующие субъекты, отнесенные к малому предпринимательству и социально ориентированным НКО. Для каждой из категорий установлены квоты, обязательные для всех видов государственных заказчиков. Дополнительной льготой становится снижение требований по сумме обеспечения заявки.
Виды госзакупок
Важной частью изложения №44-ФЗ для чайников становится перечисление возможных вариантов проведения конкурентной государственной закупки. Актуальная версия законодательства допускает семь видов подобных процедур:
- три разновидности конкурса – открытый, с ограниченным участием и двухэтапный;
- электронный аукцион;
- два вида запросов – котировок и предложений;
- закупка услуги, товара или работ у единственного поставщика.
Критериями выбора победителя, в зависимости от вида закупки, становится наименьшая цена или оптимальное соотношение стоимости и условия поставки товара/услуг. Самой распространенной формой проведения торгов выступает электронный аукцион. Его отличительными особенностями выступают: открытый и публичный характер, а также определение победителя по критерию низкой цены.
Площадки для проведения госзакупок
Одним из обязательных условий закупочных мероприятий в рамках №44-ФЗ выступает проведение в электронном формате. Законодательство жестко регламентирует перечень ЭТП, допущенных к подобным процедурам. Он размещается в свободном доступе в системе ЕИС закупки и включает на сегодня восемь торговых площадок. Использовать другие онлайн-платформы и сервисы для организации и проведения госзакупок запрещено.
Обеспечение заявки, контракта и гарантийных обязательств
Одним из ключевых условий участия поставщика в госзакупке становится предоставление обеспечения собственных обязательств. На сегодняшний день действует три их разновидности, применяемых на разных стадиях мероприятий:
- обеспечение заявки подтверждает серьезность намерений участника и предоставляется при «входе» в процедуру;
- ОИК или обеспечение исполнения государственного контракта требуется при его заключении с заказчиком и выступает в качестве страховки последнего;
- ОГО или обеспечение гарантийных обязательств позволяет исключить проблемы с качеством поставляемого товара/услуги или производимых работ.
Стандартной формой обеспечения считается банковская гарантия. Она должна быть оформлена в одном из банков, аккредитованных Минфином, и внесена в соответствующий реестр.
Снижение начальной цены госконтракта на 25%
Серьезной проблемой на начальных этапах действия №44-ФЗ стало установление некоторыми далеко не всегда добросовестными поставщиками демпинговых цен. Результатом становился срыв поставки, невозможной по настолько низкой стоимости.
Для защиты от недобросовестной конкуренции введены дополнительные требования к участникам закупки, предложившим снижение цены от начальной на 25% и более. В этом случае назначается повышенное в полтора раза обеспечение контракта. Причем оно рассчитывается от стартовой цены аукциона.
Реестр недобросовестных поставщиков (РПН)
Для защиты заказчиков и добросовестных поставщиков от действий недобросовестных создан реестр последних. Он размещается в свободном доступе в соответствующем разделе ЕИС Закупки и используется для отсеивания потенциально проблемных участников госзакупок. Фактически база данных представляет собой «черный список», попадание в который означает невозможность подачи заявки на электронный аукцион и другие закупочные процедуры в рамках №44-ФЗ в течение двух лет. Основанием для внесения поставщиков в реестр становится решение ФАС, которая занимается его ведением.
Часто задаваемые вопросы
Когда и с какой целью принят №44-ФЗ?
Федеральный закон принят 5 апреля 2013 года. Целью его разработки стало дальнейшее совершенствование правил проведения государственных закупок и снижение бюджетных расходов, направляемых на это.
Какие закупки подпадают под действие положения №44-ФЗ?
Практически все, осуществляемые для удовлетворения потребностей самых разных государственных и муниципальных организаций, включая учреждения исполнительной, законодательной и судебной власти, здравоохранения, образования и т.д.
Кто выступает участником госзакупок?
Выделяют несколько категорий участников госзакупок. Главными выступают две: поставщики и заказчики. Вспомогательные функции выполняют ЭТП, предоставляющие место для проведения торгов, и контролирующие органы, которые следят за соблюдением требований законодательства.
Какие основные критерии выбора победителя госзакупки?
Для большей части конкурентных торговых процедур, например, самой популярной из них – электронного аукциона, главным критерием определения выигравшего участника становится низкая цена. В некоторых случаях основным параметром для сравнения становится оптимальное соотношение цены и условий поставки, предложенных участником.
Главное в 44-ФЗ для начинающих
Государственные закупки — крупный рынок для поставщиков. В 2018 году в Единой информационной системе закупок были опубликованы госзакупки общим объемом более 8 трлн руб., из которых более 1 трлн руб. отдано малому бизнесу.
Проведение госзакупок регулирует федеральный закон № 44 «О контрактной системе». В нем прописаны все правила проведения закупочной процедуры: от ее планирования, размещения в ЕИС до выполнения всех обязательств по контракту.
Кто может участвовать в госзакупках
В закупках по 44-ФЗ заказчиками являются государственные и муниципальные органы и учреждения, бюджетные организации. Участником госзакупок может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.
Участвовать в закупках не могут организации, ИП или физлица, которые:
- Находятся в процессе ликвидации, на стадии банкротства или конкурсного производства.
- Имеют задолженность более 25% от балансовой стоимости активов.
- Имеют судимость за экономические преступления по ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ.
- Привлечены к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (дача взятки) в течение двух лет до момента подачи заявки.
- Имеют конфликт интересов с заказчиком или другим участником закупки (близкие родственные связи).
- Являются офшорной компанией.
- Входят в реестр недобросовестных поставщиков.
- Подпадают под ограничения для участия в закупках, которые установило Правительство РФ.
Участник должен подтверждить, что может участвовать в госзакупке и не относится ни к одному из требований выше, на каждой электронной торговой площадке (ЭТП), где участвует в закупках.
Дополнительные требования к участникам госзакупок
Заказчики могут предъявить дополнительные требования к квалификации участников, их опыту, деловой репутации, финансовым ресурсам и оборудованию. Такие требования устанавливают, если закупка касается реконструкции объекта культурного наследия, строительству объекта капитального строительства, ремонту автодорог и других работ из перечня Правительства РФ №99. Подтвердить соответствие требованиям участник должен до подачи заявки на закупку — прикрепив документы в личном кабинете на федеральной ЭТП.
Заказчик может потребовать, чтобы участник закупки соответствовал требованиям на выполнение определенной деятельности — имел соответствующую лицензию для проведения работ, членство в саморегулируемых организациях и тд.
Участник должен иметь патент, лицензионный договор или другое подтверждение прав на результаты интеллектуальной деятельности. Это требование обязательно, если в рамках контракта заказчик получает права на результаты интеллектуальной деятельности. Требования не устанавливается, если по контракту поставщик создает или исполняет произведение литературы или искусства, финансирует прокат или показ национального фильма.
Преференции участникам
Некоторым участникам госзкакупок предоставляются льготы или приоритет при рассмотрении заявок. Например, госзаказчики обязаны проводить 15% от всего объема закупок среди субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).
Кроме СМП и СОНКО, преференции в госзакупках предоставляются:
- учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы,
- организациям инвалидов,
- поставщикам товаров из стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия).
Виды закупок
Госзаказчики могут закупить товар, работу или услуги 7 способами:
- открытый конкурс
- конкурс с ограниченным участием
- двухэтапный конкурс
- электронный аукцион
- запрос предложений
- запрос котировок
- закупка у единственного поставщика (проводится в ограниченных законом случаях).
В зависимости от вида закупки победителя определяют одним из двух способов:
- По минимальной цене, предложенной в ходе закупки — аукцион, запрос котировок.
- По лучшему сочетанию цены и условий исполнения контракта, предложенным в заявках или окончательных предложениях — в конкурсах и запросах предложений.
Что нужно для победы
Подать заявку без ошибок, снижать цену на онлайн-аукционе.
Лучшее сочетание цены и условий исполнения
Направить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами.
Запрос котировок
Отправить заявку, в которой согласиться с условиями исполнения контракта, описать товар и предложить цену.
Запрос предложений
Лучшее сочетание цены и условий исполнения
Направить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами. Условия можно улучшить один раз после вскрытия всех заявок.
Также заказчики по 44-ФЗ могут провести закрытые конкурсы и аукционы, чтобы закупить товары, связанные с гостайной и обеспечением безопасности страны, услуги для Госфонда драгоценных металлов и камней, приставов и судей. Информация о таких закупках не публикуется в открытом доступе, а заказчик направляет приглашения для участия потенциальным поставщикам.
Где проводят госзакупки
Все закупки по 44-ФЗ проводят в электронной форме. Они проходят на восьми федеральных электронных торговых площадках (ЭТП): ЕЭТП, РТС-тендер, Сбербанк-АСТ, ЗаказРФ, НЭП, Российский аукционный дом, ЭТП ГПБ, ТЭК-Торг.
Чтобы участвовать в торгах по 44-ФЗ, нужно зарегистрироваться в ЕИС. Она дает доступ к госзакупкам на восьми федеральных ЭТП, а также к закупкам по капремонту по 615-ПП и торгам по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего бизнеса. Регистрация в ЕИС бесплатная и действует три года.
Поскольку закупки проводятся в электронной форме, то для участия в них необходимо наличие усиленной квалифицированной подписи. Она понадобится для регистрации в ЕИС, отправки заявки, участия в аукционе и подписания контракта.
Обеспечение заявки, контракта и гарантийных обязательств
При подаче заявки на закупку по 44-ФЗ участник должен предоставить обеспечение заявки. Так он подтвердит свое намерение участвовать в тендере. Размер обеспечения заявки зависит от размера начальной максимальной цены контракта (НМЦК):
- если НМЦК от 0 до 20 млн руб., то обеспечение заявки от 0,5 до 1% НМЦК
- если НМЦК больше 20 млн руб., то обеспечение — от 0,5 до 5% НМЦК.
Обеспечение можно предоставить деньгами или банковской гарантией. Его вернут всем участникам после того, как определится победитель.
Победитель закупки при подписании контракта должен предоставить обеспечение исполнения контракта. Так он подтверждает, что исполнит свои обязательства по контракту. Размер обеспечения контракта составляет от 10 до 30% от НМЦК. Предоставить его можно деньгами на счет заказчика или банковской гарантией. Обеспечение заказчик полностью вернет, если поставщик выполнит все обязательства по контракту.
Также госзаказчик может потребовать обеспечения гарантийных обязательств. Если в закупке установлено такое требование, то заказчик может подписать акт о приемке только после предоставления обеспечения. Размер обеспечения гарантийных обязательств — не более 10% НМЦК.
Снижение начальной цены контракта на 25%
Если контракт с победителем заключен по цене, которая ниже НМЦК на 25% и больше, то к победителю применяются антидемпинговые меры:
- В закупках с НМЦК больше 15 млн руб. победитель должен предоставить обеспечение контракта увеличенное в 1,5 раза.
- В закупках с НМЦК меньше 15 млн руб. победитель может предоставить либо полуторное обеспечение контракта, либо подтвердить свою добросовестность и предоставить обеспечение в обычном размере (указан в документации). Добросовестность подтверждается тремя контрактами за 3 последние года, которые исполнили без неустоек. При этом цена одного из контрактов должна быть не менее 20% от НМЦК текущей закупки.
Кроме того, при снижении НМЦК на 25% и больше победитель не получит аванс, если он был предусмотрен в закупке.
Реестр недобросовестных поставщиков
Если компания попала в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), то она не сможет участвовать в закупках по 44-ФЗ и других закупках, если заказчик установит соответствующее требование.
Причины, почему победитель закупки может попасть в РНП по 44-ФЗ:
- Если он победил в закупке (или стал единственным допущенным участником закупки) и отказался заключать договор с заказчиком.
- Компания победила в закупке, но подписала контракт позже необходимых сроков.
- Победитель не предоставил обеспечение контракта, предоставил его поздно или с ошибкой.
- Если контракт расторгнут по решению суда, потому что победитель серьезно нарушил обязательства по контракту.
- Заказчик решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке.
При этом, если договор расторгнут по соглашению сторон, то компанию не включат в РНП. Включение в РНП можно оспорить в суде.
Закон 44-ФЗ подробно объясняет участникам госзакупок правила работы, регламентирует параметры при выборе победителя, обязывает заказчика заключить контракт с победителем и оплатить товар в срок. Поэтому он подходит начинающим участникам. Но нужно помнить, что нарушение требований 44-ФЗ на любом этапе закупки, влечет штрафы для заказчика, а участнику грозит занесением организации в реестр недобросовестных поставщиков.
Как проводить закупки по 44-ФЗ в 2022 году: схемы процедур
С 1 января 2022 года количество способов закупок сократится. Изменятся формы и сроки самих процедур. Разберём алгоритмы их проведения.
С 1 января 2022 года количество способов закупок сократится. Изменятся формы и сроки самих процедур. Разберём алгоритмы их проведения.
Электронный аукцион
Чтобы провести электронный аукцион, заказчику в Единой информационной системе (ЕИС) нужно разместить извещение с обязательными приложениями. Участники могут подавать заявки в течение семи дней с момента размещения извещения. Если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) превышает 300 миллионов рублей (2 миллиарда рублей при закупке строительных работ), с момента размещения извещения до конца срока подачи заявок должно пройти не менее 15 дней. Заявка не делится на части, не предусмотрена процедура рассмотрения первых частей заявок и допуска к участию в аукционе. Приём ценовых предложений в электронном аукционе начинается через 2 часа после окончания срока подачи заявок, составляет 4 минуты с продлением на 4 минуты после подачи ценового предложения, а общее время приёма не превышает 5 часов.
После получения от электронной площадки протокола ценовых предложений заказчик (комиссия) в течение двух рабочих дней рассматривает заявки участников и размещает протоколы итогов на электронной площадке (рисунок 1).
Рисунок 1. Как провести электронный аукцион заказчику в 2022 году
Электронный конкурс
Конкурс в электронной форме может быть «длинный» и «короткий», в зависимости от выбранных заказчиком критериев оценки заявок и объекта закупки. С 2022 года при проведении «длинного» конкурса заявка участника состоит из трех частей. В ходе конкурса поставщики могут менять ценовые предложения путём «переторжки». Комиссия заказчика оценивает три части заявки последовательно и выбирает лучшее предложение участника с учетом критериев и окончательного ценового предложения участника закупки.
Независимо от НМЦК заказчик должен рассмотреть первые части заявок в течение двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок.
Но есть исключения из правил. Они зависят от объекта закупки. В течение пяти рабочих дней с момента окончания срока подачи заявок рассматриваются заявки по НИОКР, работам по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных коллекций и музейных предметов, созданию произведений литературы и искусства
Независимо от НМЦК заказчику нужно рассмотреть, оценить и сформировать протокол в течение двух рабочих дней со дня, следующим за днём поступления от оператора площадки вторых частей заявок. После публикации протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок нужно рассмотреть ценовые предложения участников в виде третьей части заявки, направленной электронной площадкой. Срок рассмотрения — один рабочий день. Затем не позднее двух рабочих дней после размещения итогового протокола закупки проект контракта нужно разместить в ЕИС и на электронной площадке (рисунок 2). «Короткий» конкурс предусматривает оценку заявок только по двум критериям. В этом случае заявка состоит из второй и третьей частей, рассмотрение первых частей и переторжка не проводятся. «Короткий» конкурс заказчику провести проще, быстрее и эффективнее.
Рисунок 2. Как провести электронный конкурс заказчику в 2022 году
Электронный запрос котировок
Запрос котировок в 2022 году проводится только в электронной форме. Обратите внимание, что таким способом теперь осуществляются и те закупки, которые ранее осуществлялись запросом предложений (ч. 10 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).
Электронным запросом котировок проводятся закупки с НМЦК до 3 млн руб., при этом в размере до 20% от СГОЗ или 100 млн руб. в отношении заказчика, СГОЗ которого в прошедшем году составил менее 500 млн руб.
Заказчик вправе проводить электронный запрос котировок независимо от НМЦК в отношении следующих объектов закупки:
- лекарства для пациентов по решению врачебной комиссии;
- услуг экспертов и адвокатов по защите прав и интересов страны;
- товаров по жизнеобеспечению граждан по решению суда в сжатые сроки;
- спортивного инвентаря и экипировки для олимпийцев и паралимпийцев;
- товаров после одностороннего расторжения контракта;
- изделий народных художественных промыслов;
- жилых помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- товаров, если вы находитесь на территории иностранного государства.
Заявки рассматриваются и оцениваются в один этап. Через четыре рабочих дня после размещения извещения заканчивается срок приёма заявок. В течение одного часа с даты и времени срока подачи заявок заказчик получает доступ к поданным заявкам.
На подготовку итогового протокола отводится два рабочих дня после даты окончания подачи заявок. Разместить проект контрактов в ЕИС и на ЭТП нужно не позднее, чем через три часа после размещения протокола закупки (рисунок 3).
Контракт заключается через два рабочих дня после размещения итогового протокола закупки в ЕИС.
Рисунок 3. Как провести электронный запрос котировок в 2022 году
Всё о новых электронных процедурах по закону № 44-ФЗ и других важных изменениях в регламентированных закупках в 2021-2022 годах за один день, в доступной форме расскажем на семинаре: «Изменения в регулировании закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2021-22 годах».