Трансграничные платежи что это такое
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) национальная платежная система — совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, операторов услуг информационного обмена, иностранных поставщиков платежных услуг, операторов иностранных платежных систем, поставщиков платежных приложений, операторов электронных платформ, оператора платформы цифрового рубля, участников платформы цифрового рубля (субъекты национальной платежной системы);
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2019 N 173-ФЗ, от 02.08.2019 N 264-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ, от 24.07.2023 N 340-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) оператор по переводу денежных средств — организация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять перевод денежных средств;
3) оператор электронных денежных средств — оператор по переводу денежных средств, осуществляющий перевод электронных денежных средств без открытия банковского счета (перевод электронных денежных средств);
4) банковский платежный агент — юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления отдельных банковских операций;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 110-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) банковский платежный субагент — юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются банковским платежным агентом в целях осуществления отдельных банковских операций;
(п. 5 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 110-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) оператор платежной системы — организация, определяющая правила платежной системы, а также выполняющая иные обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
7) оператор услуг платежной инфраструктуры — операционный центр, платежный клиринговый центр и расчетный центр;
8) операционный центр — организация, обеспечивающая в рамках платежной системы для участников платежной системы и их клиентов доступ к услугам по переводу денежных средств, в том числе с использованием электронных средств платежа, а также обмен электронными сообщениями (далее — операционные услуги);
9) платежный клиринговый центр — организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивающая в рамках платежной системы прием к исполнению распоряжений участников платежной системы об осуществлении перевода денежных средств и выполнение иных действий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (далее — услуги платежного клиринга);
10) центральный платежный клиринговый контрагент — платежный клиринговый центр, выступающий в соответствии с настоящим Федеральным законом плательщиком и получателем средств по переводам денежных средств участников платежной системы;
11) расчетный центр — организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, и обеспечивающая в рамках платежной системы исполнение распоряжений участников платежной системы посредством списания и зачисления денежных средств по банковским счетам участников платежной системы, а также направление подтверждений, касающихся исполнения распоряжений участников платежной системы (далее — расчетные услуги);
(в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 88-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12) перевод денежных средств — действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю средств денежных средств плательщика;
13) трансграничный перевод денежных средств — перевод денежных средств, при осуществлении которого плательщик либо получатель средств находится за пределами Российской Федерации, и (или) перевод денежных средств, при осуществлении которого плательщика или получателя средств обслуживает иностранный центральный (национальный) банк или иностранный банк;
14) безотзывность перевода денежных средств — характеристика перевода денежных средств, обозначающая отсутствие или прекращение возможности отзыва распоряжения об осуществлении перевода денежных средств в определенный момент времени;
15) безусловность перевода денежных средств — характеристика перевода денежных средств, обозначающая отсутствие условий или выполнение всех условий для осуществления перевода денежных средств в определенный момент времени;
16) окончательность перевода денежных средств — характеристика перевода денежных средств, обозначающая предоставление денежных средств получателю средств в определенный момент времени;
17) платежная услуга — услуга по переводу денежных средств, услуга почтового перевода, услуга по приему платежей, услуга расчетов по сделкам, совершенным с использованием электронной платформы;
(п. 17 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 331-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
18) электронные денежные средства — денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. При этом не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность, деятельность оператора финансовой платформы, деятельность по организации привлечения инвестиций, деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельность операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и (или) деятельность операторов обмена цифровых финансовых активов и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций;
(в ред. Федеральных законов от 02.08.2019 N 259-ФЗ, от 20.07.2020 N 212-ФЗ, от 31.07.2020 N 259-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
19) электронное средство платежа — средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств;
20) платежная система — совокупность организаций, взаимодействующих по правилам платежной системы в целях осуществления перевода денежных средств, включающая оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры и участников платежной системы, из которых как минимум три организации являются операторами по переводу денежных средств;
21) значимая платежная система — платежная система, отвечающая критериям, установленным настоящим Федеральным законом (системно значимая платежная система, социально значимая платежная система, национально значимая платежная система);
(п. 21 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 112-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
22) правила платежной системы — документ (документы), содержащий (содержащие) условия участия в платежной системе, осуществления перевода денежных средств, оказания услуг платежной инфраструктуры и иные условия, определяемые оператором платежной системы в соответствии с настоящим Федеральным законом;
23) участники платежной системы — организации, присоединившиеся к правилам платежной системы в целях оказания услуг по переводу денежных средств;
24) обмен электронными сообщениями — получение операционным центром электронных сообщений, содержащих распоряжения участников платежной системы, передача указанных сообщений в платежный клиринговый центр, расчетный центр, а также передача извещений (подтверждений) о приеме и об исполнении распоряжений участников платежной системы;
25) платежные клиринговые позиции — суммы денежных средств, подлежащих списанию и зачислению расчетным центром по банковским счетам участников платежной системы;
26) предоплаченная карта — платежная карта, предоставляемая клиенту оператором электронных денежных средств, используемая для перевода электронных денежных средств, а также для осуществления иных операций, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона;
(п. 26 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 403-ФЗ)
27) иностранная платежная система — совокупность организаций, присоединившихся к определяемым оператором иностранной платежной системы правилам иностранной платежной системы, организованной в соответствии с иностранным законодательством, и взаимодействующих по правилам иностранной платежной системы (участники иностранной платежной системы), в соответствии с которыми иностранный банк (иностранная кредитная организация) может выступать в качестве плательщика и получателя средств по переводам денежных средств участников иностранной платежной системы (иностранный центральный платежный клиринговый контрагент);
(п. 27 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 112-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 264-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
27.1) правила иностранной платежной системы — документ (документы), содержащий (содержащие) условия осуществления трансграничных переводов денежных средств и иные условия, определяемые оператором иностранной платежной системы;
(п. 27.1 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 264-ФЗ)
28) банкомат — автоматическое (без участия уполномоченного лица кредитной организации, или банковского платежного агента, или банковского платежного субагента) устройство для осуществления расчетов, обеспечивающее возможность выдачи и (или) приема наличных денежных средств, в том числе с использованием электронных средств платежа, и по передаче распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств;
(п. 28 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
29) поставщик платежного приложения — юридическое лицо, в том числе иностранная организация, предоставляющее на основании договора с оператором по переводу денежных средств платежное приложение для его применения клиентами оператора по переводу денежных средств;
(п. 29 введен Федеральным законом от 03.07.2019 N 173-ФЗ)
30) платежное приложение — предоставляемое поставщиком платежного приложения программное обеспечение на подключенном к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» техническом устройстве (включая мобильный телефон, смартфон, планшетный компьютер), позволяющее клиенту оператора по переводу денежных средств составлять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств с использованием электронного средства платежа;
(п. 30 введен Федеральным законом от 03.07.2019 N 173-ФЗ)
31) платежный агрегатор — юридическое лицо, привлекаемое оператором по переводу денежных средств в соответствии со статьей 14.1 настоящего Федерального закона в целях:
а) обеспечения приема электронных средств платежа юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и иными лицами, указанными в части 13 статьи 14.1 настоящего Федерального закона;
б) участия в переводе денежных средств в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных лиц, указанных в части 13 статьи 14.1 настоящего Федерального закона, по операциям с использованием электронных средств платежа;
(п. 31 введен Федеральным законом от 03.07.2019 N 173-ФЗ)
32) иностранный поставщик платежных услуг — иностранная организация, имеющая право в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого она зарегистрирована, на основании лицензии или иного разрешения оказывать услуги по переводу денежных средств по банковским счетам и (или) без открытия банковских счетов и (или) осуществлять операции с использованием электронных средств платежа;
(п. 32 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 264-ФЗ)
33) оператор услуг информационного обмена — организация, оказывающая операторам по переводу денежных средств на основании договоров услуги обмена информацией при осуществлении операций с использованием электронных средств платежа между операторами по переводу денежных средств и их клиентами и (или) между операторами по переводу денежных средств и иностранными поставщиками платежных услуг (далее — услуги информационного обмена). При этом оператором услуг информационного обмена не являются операционный центр и оператор связи;
(п. 33 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 264-ФЗ)
34) электронная платформа — финансовая платформа, информационная система, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов;
(п. 34 введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 331-ФЗ)
35) оператор электронной платформы — оператор финансовой платформы, оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, оператор обмена цифровых финансовых активов при оказании указанными операторами услуг расчетов по сделкам, совершенным с использованием электронной платформы, пользователям электронной платформы;
(п. 35 введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 331-ФЗ)
36) пользователь электронной платформы — участник финансовой платформы, пользователь информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, при получении ими от оператора электронной платформы услуг расчетов по сделкам, совершенным с использованием электронной платформы;
(п. 36 введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 331-ФЗ)
37) правила электронной платформы — правила финансовой платформы, правила информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, правила обмена цифровых финансовых активов, содержащие порядок оказания пользователям финансовой платформы или информационной системы услуг расчетов по сделкам, совершенным с использованием финансовой платформы или информационной системы.
(п. 37 введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 331-ФЗ)
38) платформа цифрового рубля — информационная система, посредством которой в соответствии с правилами платформы цифрового рубля взаимодействуют оператор платформы цифрового рубля, участники платформы цифрового рубля и пользователи платформы цифрового рубля в целях совершения операций с цифровыми рублями;
(п. 38 введен Федеральным законом от 24.07.2023 N 340-ФЗ)
39) правила платформы цифрового рубля — нормативные акты Банка России, устанавливающие условия доступа к платформе цифрового рубля и содержащие иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
(п. 39 введен Федеральным законом от 24.07.2023 N 340-ФЗ)
40) пользователь платформы цифрового рубля — физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие доступ к платформе цифрового рубля в целях совершения операций с цифровыми рублями;
(п. 40 введен Федеральным законом от 24.07.2023 N 340-ФЗ)
41) участник платформы цифрового рубля — оператор по переводу денежных средств (за исключением Банка России) или иностранный банк, предоставляющие пользователям платформы цифрового рубля доступ к платформе цифрового рубля в целях совершения операций с цифровыми рублями.
Что такое трансграничные платежи и как они работают?
Трансграничные платежи необходимы для физических лиц, предприятий, торговцев, учреждений и международных организаций. Использование блокчейна в трансграничных платежах делает процесс более простым и плавным.
С развитием технологии блокчейн и децентрализованного финансирования (DeFi) в экосистеме Web3 растет потребность в трансграничных платежах, поскольку все больше людей и компаний стремятся осуществлять операции с цифровыми активами.
Трансграничные платежи с помощью блокчейна — это транзакции, которые происходят между двумя сторонами в разных странах и облегчаются за счет использования технологии блокчейн.
Традиционно трансграничные платежи осуществлялись банковскими и финансовыми учреждениями, часто с участием сложной сети посредников, таких как банки-корреспонденты и клиринговые палаты. Это может привести к высокой комиссии за транзакцию, более длительному времени обработки платежа и отсутствию прозрачности в процессе оплаты.
Трансграничные платежи на основе блокчейна направлены на устранение посредников, снижение затрат и повышение скорости и безопасности финансовых транзакций.
Сегодня трансграничные платежи на блокчейне обеспечивают более быстрые платежные решения для транзакций между компаниями и людьми, меняя правила игры в сфере международных денежных переводов. Это делает трансграничные платежи и расчеты важным вариантом использования блокчейна.
Как работают трансграничные платежи при использовании блокчейн-технологии?
Трансграничные платежи на блокчейне используют его децентрализованный и безопасный характер для облегчения транзакций между сторонами в разных странах и с использованием разных валют.
Преимущества трансграничных платежей на основе блокчейна по сравнению с традиционными транснациональными платежами и расчетами обусловлены новой архитектурой технологий на основе распределенного реестра.
Традиционные международные банковские переводы между отправителем и получателем связаны переплетенной банковской сетью, включающей, помимо прочего, коммерческие банки, клиринговые палаты, кредитные союзы и другие учреждения, предоставляющие финансовые услуги, что усложняет и замедляет процесс.
Они могут выглядеть очень сложными, как показано на изображении ниже.
Рисунок 1. Традиционные фиатные трансграничные платежи.
Общество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций (SWIFT) — это сеть обмена сообщениями, используемая традиционными банками и финансовыми учреждениями по всему миру для безопасного и быстрого обмена информацией о финансовых транзакциях. Но SWIFT имеет свои проблемы, связанные с высокой стоимостью, ограниченной прозрачностью, ограниченным доступом и централизованным контролем.
Смарт-контракты автоматически обеспечивают выполнение трансграничных платежных транзакций в блокчейне в соответствии с заранее определенными правилами. Это удаление посредников приводит к мгновенным транзакциям с полной прозрачностью.
Рисунок 2. Трансграничные платежи с использованием блокчейна.
Каковы преимущества трансграничных платежей с поддержкой блокчейна?
Трансграничные платежи с использованием технологии блокчейн предлагают ряд преимуществ, в том числе более быстрое время расчетов, доступ к новым рынкам, более низкие затраты, повышенную безопасность и большую прозрачность по сравнению с традиционными способами оплаты.
По сравнению с традиционными международными банковскими переводами трансграничные платежи имеют ряд преимуществ:
- Обработка почти в режиме реального времени: сегодня трансграничные транзакции с блокчейном имеют среднюю скорость обращения денег за четыре-шесть секунд в режиме 24/7 и без посредников.
- Низкая стоимость: устранение посредников и более эффективные решения для масштабирования позволили значительно снизить транзакционные издержки при передаче блокчейна. Однако плата за газ варьируется в зависимости от спроса и предложения и динамики рынка.
- Автоматизированное ведение записей: неизменяемая технология реестра блокчейна обеспечивает прозрачность и проверяемость записей, поскольку все платежные операции и соответствующие данные автоматически фиксируются и записываются.
- Безопасность: публично-частная криптография, хеширование данных, многосторонняя авторизация и смарт-контракты для обнаружения мошенничества обеспечивают безопасность трансграничных транзакций.
Эти преимущества помогают не только многонациональным корпорациям, но и малым предприятиям и частным лицам, участвующим в глобальных платежах.
Предположим, Алиса, владелица небольшого модного бутика в Шри-Ланке, хочет отправить деньги своему торговому партнеру Бобу, который живет в Канаде. Традиционно Алиса должна была пройти через банк или другое финансовое учреждение, чтобы совершить эту транзакцию, что могло потребовать высоких комиссий и длительного времени обработки. Однако, если у Алисы и Боба есть криптовалютные кошельки, они могут использовать платежную систему на основе блокчейна для прямого перевода средств между собой.
Этот трансграничный платеж с использованием блокчейна может быть выполнен за считанные минуты, а не дни или недели, как традиционные банковские переводы. Кроме того, стоимость транзакции для Алисы, вероятно, будет намного ниже, чем сумма, которую взимает за эту услугу банк. Однако, учитывая волатильность рынка криптовалют, биржевые цены, комиссии за ликвидность и газ могут резко возрасти.
Какие существуют виды трансграничных платежей на блокчейне?
Трансграничные платежи с использованием блокчейна между компаниями — это транзакции, которые происходят между двумя компаниями в разных странах с использованием технологии блокчейн. Эти транзакции могут включать платежи за товары, услуги или другие финансовые транзакции и обычно выполняются с использованием криптовалют, стейблкоинов или фиатных решений.
Специализированные сети, такие как Ripple и Stellar, предоставляют услуги для беспрепятственных институциональных расчетов с высокой стоимостью с преимуществами скорости, автоматизации, безопасных транзакций и доступа к новым рынкам.
Трансграничные платежи через блокчейн от человека к человеку — это транзакции, которые происходят между людьми в разных странах с использованием технологии блокчейн. Эти транзакции могут включать в себя отправку денег друзьям или членам семьи, оплату товаров или услуг и другие финансовые операции.
Централизованные и децентрализованные криптовалютные биржи (CEX и DEX) упрощают транзакции между людьми с помощью решений на платформе и вне ее. Они обеспечивают безграничный доступ к финансам, предлагая безопасность и неизменность технологии блокчейн.
Предприятия и частные лица все чаще обращаются к различным вариантам технологии блокчейн, чтобы упростить свои трансграничные платежные процессы.
Таблица 1. Виды трансграничных платежей на блокчейне и их особенности.
Типы трансграничных платежей на блокчейне | Особенности |
---|---|
Платежи из криптовалюты в криптовалюту | Возможность использовать криптовалюту для оплаты товаров или услуг в другой стране, без необходимости конвертации в фиатную валюту. |
Платежи на основе стабильных монет | Это предполагает использование стейблкоинов, которые представляют собой криптовалюты, привязанные к стоимости фиатной валюты, для осуществления трансграничных платежей. |
Денежные переводы на основе блокчейна | Использование блокчейн-сети для отправки денег через границы, при этом сеть автоматически конвертирует валюту отправителя в валюту получателя. |
Межбанковские блокчейн-платежи | Это предполагает использование технологии блокчейн для облегчения межбанковских платежей между банками в разных странах, что может сократить время и стоимость трансграничных платежей. |
CBDC | Предполагает использование цифровых валют, поддерживаемых центральным банком страны, для обеспечения трансграничных транзакций, содействия расширению доступа к финансовым услугам и сокращения затрат и времени, связанных с расчетами по платежам. |
Каковы варианты использования трансграничных платежей?
Ripple стала важным игроком в сфере глобальных платежей с поддержкой блокчейна, а Onyx от JPMorgan предлагает интригующие решения для облегчения трансграничных транзакций с помощью инновационных платежей за цифровые активы.
Используя технологию распределенного реестра, Ripple позволяет финансовым учреждениям отправлять и получать деньги в разных валютах за считанные секунды, а не дни или даже недели, которых могут потребовать традиционные международные платежи.
Рисунок 3. Перевод Ripple через границу.
XRP, собственная валюта Ripple, является промежуточным активом для облегчения международных финансовых транзакций между различными валютами. Это означает, что средства конвертируются в XRP, а затем обратно в валюту назначения, что обеспечивает почти мгновенный расчет и снижает потребность в посредниках и соответствующих банковских отношениях.
Stellar — еще одна децентрализованная сеть блокчейнов с открытым исходным кодом, которая позволяет передавать цифровые валюты. Сеть Stellar использует собственную криптовалюту под названием Lumens (XLM) в качестве промежуточной валюты для облегчения трансграничных транзакций. Это устраняет необходимость в посредниках, таких как банки или централизованные биржи.
Onyx, запущенный JPMorgan в октябре 2020 года, также использует технологию блокчейн для улучшения оптовых платежных операций, обеспечивая при этом эффективность, скорость и безопасность предложений финансовых услуг JPMorgan. Проект работает над развитием своих предложений — Liink и Onyx Digital Assets — как инновационных предложений на основе блокчейна для обработки трансграничных платежей.
Безопасны ли трансграничные платежи?
Трансграничные блокчейн-платежи построены на принципах криптографии, леджерной технологии и децентрализации, которые обеспечивают высокий уровень безопасности.
Использование распределенных реестров для записи транзакций означает, что каждый участник сети имеет копию реестра, и каждая транзакция проверяется механизмом консенсуса перед добавлением в реестр. Это очень затрудняет вмешательство какой-либо одной стороны в данные или изменение записей транзакций.
В дополнение к этим технологическим принципам большинство платежных систем на основе блокчейна также используют шифрование для защиты пользовательских данных и закрытых ключей, которые необходимы для доступа и перевода средств. Это добавляет дополнительный уровень безопасности, затрудняя хакерам и другим злоумышленникам доступ к конфиденциальной информации.
Однако, как и любая платежная система, платежные системы на основе блокчейна не застрахованы от всех рисков, и пользователи должны принимать соответствующие меры для защиты своих активов, такие как использование надежных паролей, двухфакторная аутентификация и мультиподпись, а также хранение собственных закрытых ключей в безопасном месте.
Как бизнесу проводить трансграничные платежи
Для многих россиян уход MasterCard и Visa, а также отключение банков от SWIFT с российского рынка стал причиной неудобств с онлайн-покупками и переводами родственникам за рубеж. Но для бизнеса это стало причиной уже более серьёзных проблем. Отечественные компании, работающие с иностранными клиентами, партнёрами, сотрудниками, столкнулись с непониманием, как проводить платежи в другие страны. «Секрет фирмы» разбирался, что можно сделать в текущей ситуации и какие есть подводные камни.
Какие ограничения на международные транзакции появились
Работу российских компаний и специалистов с иностранными подрядчиками, клиентами и партнёрами сегодня затрудняют несколько моментов.
Первый — приостановка деятельности MasterCard и Visa на территории РФ. Если карта выпущена российским банком, в России все операции выполняются в прежнем режиме. Но провести транзакцию на карту или счёт иностранного банка не получится. Аналогичная ситуация для MasterCard и Visa, выпущенных за рубежом: деньги в Россию не дойдут.
Второй момент — отключение российских банков от SWIFT. Это затрудняет международные транзакции и как минимум замедляет срок их совершения. Но не останавливает их. Процессы становятся невозможны, если замораживается корреспондентский счёт банка.
Оба момента фактически коснулись только банков, попавших под санкции. И в основном главную семёрку, которая находится под американским «блокирующим пакетом» (SDN): ВТБ, «Россия», «Открытие», Новикомбанк, Промсвязьбанк, Совкомбанк и ВЭБ.РФ. Переводы за рубеж из этих банков и их дочерних организаций невозможны. ЕС также наложил блокировку на корсчёта перечисленных банков.
Газпромбанк, Альфа-банк, Россельхозбанк и МКБ (Московский кредитный банк) находятся под секторальными санкциями, а на «Сбер» наложены ограничения на корсчета в США. Позже Великобритания добавила санкции против «Альфа-банка», «Газпромбанка», «Россельхозбанка», «Уральского банка реконструкции и развития» и «СМП-банка», что делает невозможными расчёты с контрагентами в Великобритании со счетов этих банков.
ЦБ РФ уточняет, что за границу деньги сейчас можно переводить через компании-посредники и по реквизитам получателя через банки, не попавшие под санкции.
Информацию от ЦБ подтверждает и Нур Ибрагимов, операционный директор «Бланк», поясняя, что проблем с получением и отправкой платежей из не попавшего под санкции банка быть не должно. Но сейчас увеличилось время проведения транзакций из-за ручного контроля иностранных банков: до пяти-десяти дней.
Аналогично иностранный работодатель может перечислить зарплату на карту неподсанкционного банка: это законно. Но при этом есть ограничения на суммы переводов с российских счетов за рубеж — не больше $5000 в месяц. На приём платежей с иностранных счетов лимитов нет.
Есть ещё один важный момент: Россия ввела контрсанкции против 46 «недружественных» стран, куда нельзя отправить деньги из российских банков. Однако это касается переводов от иностранной компании (из «недружественного» государства), находящейся в РФ, на другие зарубежные счета. Физлицо с российским паспортом может отправлять деньги в эти 46 стран. Вопрос лишь в том, не будет ли запрета на другом конце — в условной Германии.
Владислав Варшавский
партнёр юридической компании «Варшавский и партнёры»
Деньги из-за границы можно получить в России через компании, которые оказывают услуги по переводам денежных средств. Кроме того, можно открыть счёт в несанкционном банке, сообщить реквизиты этого счёта работодателю-нерезиденту, и тогда он сможет перечислить деньги. Средства будут выданы в рублях.
Если же у работника есть счёт в иностранном банке, то работодатель-нерезидент может перечислить на него зарплату в валюте, а уже после можно осуществить перевод на российский счёт.
Также российские граждане могут переводить валюту со счетов в иностранных банках, которые были открыты до 1 марта 2022 года, на другие иностранные счета, данные о которых раскрыты российской налоговой службе.
Альтернативные платёжные системы
Ситуация с переводами денег осложняется приостановкой работы MasterCard и Visa: даже из неподсанкционного банка по этим системам провести транзакцию за рубеж или наоборот не выйдет. Это вынуждает искать альтернативы, которых немного. В марте их список покинула японская JCB, и россиянам остались доступны всего две платёжные системы — национальная «Мир» и китайская UnionPay.
В ближайшее время крупные банки — «Сбер», «Тинькофф» и другие — намерены выпускать кобейджинговые карты «Мир-UnionPay», а пока можно сделать UnionPay в одном из десяти банков или «Мир» практически в любом. Либо иметь две карты.
Система «Мир» существует с 2015 года, операции в ней проводятся только в рублях. Основная её системы — список стран, где она обслуживается, сильно ограничен. Это Абхазия, Армения, Киргизия, Таджикистан, Беларусь, Турция, Южная Осетия, Вьетнам. В этих странах национальные банки выпускают карты с системой «Мир», поэтому технически можно совершать на них переводы из России. «Сбер» также упоминает, что «Мир» работает на Кипре и в ОАЭ, но речь только о приёме карт в единичных терминалах — не о выпуске.
Китайская система UnionPay в России существует с 2008 года, сегодня её обслуживают в 180 странах, но в основном — в азиатских. Она присутствует в ЕС и США, однако транзакции проходят через MasterCard и Visa и часто это присутствие формальное. Систему может поддерживать один-единственный банк на всю страну и тот не крупный.
Подробно о системе UnionPay и её возможностях в качестве альтернативы MasterCard и Visa писали в отдельном материале.
Сервисы для международных транзакций
Число сервисов, позволяющих переводить деньги между Россией и другими странами, включая «недружественные» (наложившие санкции), с каждым днём уменьшается. Приостановили свою работу PayPal, Paysend, Wise, а также Western Union: это то, что находится в числе самых крупных и известных сервисов.
Альтернативы есть, но зачастую с меньшей географией покрытия и различными ограничениями. Плюс нужно активно мониторить новости — те сервисы, которые работают сегодня, завтра могут последовать за остальными и остановить деятельность в отношении россиян.
Сергей Сухоставец
директор по развитию бизнеса «Рокет ворк»
Можно воспользоваться сервисом Skrill, который всё ещё открывает аккаунты россиянам, но вывести с него деньги на «Мир» или российский Visa или MasterCard не получится: придётся прибегать к помощи p2p-переводов и криптовалюты. Найти предложения можно на сайте BestChange.
Отключение от SWIFT не затронуло систему Contact: он позволяет проводить переводы из России в другие страны и наоборот, однако только между физлицами. Суммы не должны превышать $5000 в месяц.
Продолжает работать Unistream, правда, в условиях санкций количество доступных стран, куда можно отправить деньги, в нём сократилось. В основном остались Ближнее Зарубежье, а также Греция, Италия, Кипр, Сербия, Филиппины, Великобритания. Максимальная сумма перевода — 300 000 рублей.
Другой популярный сервис — «Золотая корона» (KoronaPay), работающий в России, СНГ и Европе. Переводы можно совершать на сайте и в мобильном приложении, а также в офисах: в России они находятся в точках обслуживания МТС, «Билайн», и в банках. Деньги зачисляют на карту или выдают наличными. Здесь снова проблема в том, что KoronaPay не проводит транзакции между юрлицом и физлицом: только между физлицами.
Санкции пока не коснулись и сервиса Solar Staff, который предназначен для выплат фрилансерам (самозанятым) на карты или электронные кошельки. Но для этого надо зарегистрироваться на сайте сервиса и составить документы на сделку с подрядчиком, чтобы провести оплату.
Павел Шинкаренко
CEO Solar Staff
Самый главный аспект — это статус резидента или нерезидента на момент получения вознаграждения. Для резидентов РФ возможен перевод денежных средств по ГПХ на карту или счёт внутри банковской системы РФ. При этом им запрещено получать переводы в валюте на свои счета и кошельки, открытые в банках или иных организациях финансового рынка за пределами РФ. Для нерезидентов таких возможностей нет.
Иностранные банки
ЦБ РФ запретил россиянам переводить деньги на собственный счёт, открытый за границей. Однако он разрешает принимать платежи от иностранных компаний на зарубежный счёт. В результате, как сообщает АТОР (Ассоциация туроператоров России), начинает развиваться «карточный туризм» — сменивший «вакцинный». Россияне ищут страны, где банки готовы открывать счета нерезидентам с российским паспортом. Уже есть предложения туров в Узбекистан, Армению, Казахстан. В основном речь о странах СНГ и Грузии.
По оценкам опрошенных «Секретом» экспертов, самые лояльные к россиянам в вопросах открытия счёта для нерезидентов — страны СНГ, Турция и Таиланд. А Александр Беспалов, президент Investor Relations Club, рекомендует обратить внимание не только на страны СНГ, но и на Гонконг, Малайзию и другие азиатские страны. Они не попали в список «недружественных» и у них несложно открыть счёт нерезиденту. По крайней мере, пока.
Например, в Казахстане нерезидент может открыть счёт Kaspi Gold и получить карту, предъявив загранпаспорт, ИНН (можно российский), штамп о пересечении границы, если они находятся в стране не дольше месяца. Также нужен мобильный телефон с местным номером. Карту оформляют в течение 15 минут.
В Грузии нерезидентам открывают счета в TBC Bank и Bank of Georgia, в том числе и ИП, юрлицам, однако сейчас это уже не так просто, как месяц назад. Процесс замедлился, стали чаще возникать отказы.
Большинство иностранных банков требуют личное присутствие заявителя: то есть придётся лететь в условный Казахстан или Турцию. Но существуют и варианты онлайн-открытия счёта. Например, швейцарский банк Dukascopy — он выдаёт виртуальные карты Visa и MasterCard. Заявителю нужно пройти собеседование по видеосвязи, сделать это можно на русском языке. Правда пополнять счёт в Dukascopy с российских карт не получится.
Плюс в оформлении карты в иностранном банке для россиян есть несколько моментов.
об открытии такого счёта необходимо уведомить ФНС РФ;
на свой зарубежный счёт можно переводить со своих же российских счетов, только если он открыт до 1 марта 2022 года;
есть установленный законом перечень лиц, которым нельзя хранить деньги в иностранных банках, — в основном это касается госслужащих.
И вдобавок ко всем сложностям, нельзя предсказать, как будет развиваться ситуация и не начнут ли иностранные банки блокировать транзакции, счета нерезидентов с российским паспортом.
Криптовалюта на смену доллару
Для вывода денег за рубеж россияне стали чаще прибегать к криптовалюте, заменяющей доллар и евро: объёмы операций выросли в три-пять раз — об этом говорят участники крипторынка.
В основном речь идёт о стейблкоинах USDT — криптовалюте, связанной с курсом доллара. Её используют как для того, чтобы вывести доллары и евро после выезда за границу из-за ограничений ЦБ (не больше $10 000 наличными с собой), так и для p2p-расчётов — между физлицами.
Пока криптовалюта напрямую не зависит от государственных финансовых организаций и международных платёжных систем. Поэтому санкции, касающиеся SWIFT, Visa и MasterCard, ей не страшны. Транзакции из точки А в точку Б проходят моментально. Переводы с российского криптокошелька на иностранный и наоборот в РФ не запрещён. И в целом чёткого регулирования в России криптовалюты пока нет. Пока закон даёт только её определение, запрещает покупку товаров и услуг с её помощью, но разрешает хранение крипты.
Георгий Никонов
генеральный директор платёжного сервиса Vepay
Криптооплаты в b2b-сегменте работают вполне штатно, поскольку российские компании не участвуют в данной системе расчётов, и ограничения частично коснулись только персональных кошельков физических лиц на ряде платформ.
Минус крипты — комиссия, которая, по оценкам опрошенных «Секретом» экспертов, может достигать 10% от суммы перевода. Кроме того, нужно научиться работать с криптокошельком и платформой, которая предоставляет услуги продажи, покупки и обмена. Вдобавок биржи Binance и Coinbase уже заблокировали аккаунты попавших под санкции россиян. За ними могут повторить и другие аналогичные сервисы.
Михаил Хачатурян
к. э. н., доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при Правительстве РФ
На руководство большинства криптобирж сегодня оказывает давление руководство США, Великобритании и стран ЕС с требованием закрыть россиянам доступ к их криптокошелькам и запретить деятельность на криптобиржах. Правда, сейчас нет глобальных норм и правил регулирования деятельности криптобирж, поэтому подобное давление оказывать сложно и эффективность его весьма спорна. Но нельзя исключать того, что рано или поздно владельцы криптобирж введут против россиян ограничения.
Что ещё говорят эксперты
Мнение эксперта
Антон Любич
экономист, предприниматель, автор книги «Деньги»
_Компаниям, тесно связанным с международными расчётами, пора задуматься о долгосрочных решениях для обеспечения своих платежей. В качестве промежуточного решения можно рассмотреть открытие дочерних или сестринских компаний в неподсанкционных странах ЕАЭС (Армения, Казахстан, Киргизия) или в свободных экономических зонах в ОАЭ и Омане. Но там без статуса резидента ничего не сделать.
На эти компании следует переоформлять иностранных сотрудников и через эти компании проводить выплаты контрагентам. В качестве экзотического варианта можно рассмотреть также Сальвадор: биткоин там — законное платёжное средство. Через сальвадорскую компанию вы сможете законно принимать и перечислять криптовалюту своим иностранным подрядчикам-физлицам.
Константин Хайт
CEO Partners Solutions
Если вы намерены как можно дольше оставаться за границей, а все ваши средства остались внутри страны, то придётся полагаться на смекалку и стороннюю помощь. Наиболее распространённый вариант, которым уже начали пользоваться смекалистые соотечественники, — «исламский банкинг»: вы находите человека, которому нужно заплатить из зарубежной страны в Россию и платите за него, а он, соответственно, платит вам. О валютных курсах и прочих тонкостях придётся договариваться. Это сравнительно универсальный вариант, плох он лишь тем, что потребность в выводе денег из России сейчас многократно выше, чем в переводах в обратную сторону.
Другой способ — найти человека, который привезёт вам наличные. Из страны всё ещё активно уезжают, и у многих есть место «под потолком» разрешённой к вывозу суммы. Наконец, можно переслать свою российскую карточку доверенному лицу в страну, где они всё ещё имеют хождение, и получить в ответ снятые в банкомате деньги переводом.
Если ваша задача — вывести из России капитал, лучше немного подождать. Риски всё потерять сейчас велики, по-настоящему надёжных способов не существует, и, даже если политическая ситуация продолжит ухудшаться, она как минимум станет яснее.
В итоге дать универсальное решение проблемы международных платежей для бизнеса невозможно. Из неподсанкционных российских банков можно и переводить деньги, и принимать на их счета, хотя процесс замедлился. Но не по российским картам Visa и MasterCard. А у остальных платёжных систем ограниченный список стран. Есть вариант открыть счёт в иностранном банке, но с каждым днём шансы на это снижаются, и мало где это можно сделать удалённо.
Доступной альтернативой остаются сервисы трансграничных платежей, но из тех, кто остался обслуживать Россию, кто-то не работает с юрлицами, кто-то сильно сократил перечень стран, куда и откуда можно отправить деньги. А с не попадающей под санкции криптовалютой масса сложностей по оформлению кошелька и обменом денег. Поэтому каждому предпринимателю и удалённому специалисту придётся искать вариант под себя.
Трансграничные платежи: торговля без границ?
Наряду с хорошо известным понятием международной торговли существует не менее важное — трансграничная торговля. По сути, последнее является понятием более узким, и что важно — одним из способов международной торговли услугами.
В ситуации трансграничной торговли продавец и покупатель услуги или виртуального товара не перемещаются через границу, ее пересекает только предмет сделки.
За 2013 год в мире объем трансграничных операций в сфере e-commerce составил $209 млрд (общий объем операций электронной коммерции составил $1 296 млрд). К 2018 году ожидается рост трансграничных операций электронной коммерции в три раза, а самый большой вклад, по прогнозам, обеспечит Китай.
С понятием трансграничной торговли неразрывно связан трансграничный эквайринг. Трансграничный эквайринг подразумевает деятельность эквайера, направленную на прием карточных платежей в пользу торговцев, которые базируются в стране, отличной от страны эквайера.
Открытый рынок эквайринга предоставляет множество преимуществ не только для торговцев, но и их для их потребителей. Вместо того, чтобы ограничиваться покупками в своей стране проживания, пользователи имеют возможность приобретать товары и услуги за границей, получая более низкую стоимость и качественный сервис. Ведь более низкие комиссионные расходы торговцев в рамках трансграничного эквайринга позволят снизить стоимость товара для покупателей.
Либеральная Европа
В Европе трансграничные платежи регулируются Регламентом № 924/2009 Европейского парламента и Совета ЕС о трансграничных платежах в сообществе.
Документ устраняет различия в комиссии за трансграничные и национальные платежи в евро. Это относится к европлатежам во всех странах-участниках ЕС. Основной принцип заключается в том, что плата за платежные операции, предлагаемая провайдером платежных услуг (например, вашим банком) должна быть одинаковой независимо от того, является ли платеж национальным или трансграничным.
Правила применяются ко всем электронным платежам, в том числе кредитным переводам, прямому дебетованию, операциям по снятию наличных в банкоматах, платежам с использованием дебетовых и кредитных карт, а также денежных переводов. Некоторые условия могут применяться в зависимости от типа платежной транзакции. Например, для кредитных переводов и прямого дебетования использование номера банковского счета и идентификационного кода банка является обязательным.
Что примечательно и достаточно положительно, это то, что все государства, не входящие в состав Еврозоны, имеют возможность расширить использование этих правил и применять одни и те же комиссии как за платежи в евро, так и в национальной валюте.
Обязательным пунктом при изучении вопроса трансграничных платежей является SEPA. Положение SEPA (от англ. «единая зона евро платежей») было принято в 2012 году и направлено на создание единого европейского рынка розничных платежей. Зона SEPA охватывает более 500 миллионов граждан, более 20 миллионов предприятий и европейские государственные органы власти. В рамках SEPA все участники могут совершать и принимать платежи в евро по тем же основным условиям, правам и обязанностям, независимо от их местоположения. Официальным сроком SEPA-миграции должен был стать 1 февраля 2014 года, однако срок миграции был продлен на шесть месяцев в связи с более низкими показателями миграции, чем ожидалось.
А пока что на сайтах платежных систем Visa и MasterCard можно узнать текущие показатели межбанковской комиссии на платежи по дебетовым и кредитным картам — 0,80% — 1,30% для MasterCard и 0,70% — 1,05% для Visa, а также отдельно для Maestro (0,50% — 1,15%) и Visa electron (0,27 – 0,30 евро). Платежные системы также сообщают, в какой степени их соответствующие советы определяют различные категории стоимости для установления соответствующих межбанковских сборов.
А как в России?
У наших восточных соседей, согласно свежим новостям, правительство взяло курс на ужесточение трансграничной интернет-торговли. В январе российские источники сообщили, что чиновники планируют снижение стоимости зарубежных интернет-покупок, не облагаемой таможенной пошлиной, до $150. Уточним, что сейчас этот порог составляет 1000 евро в месяц.
Разговоры об урегулировании трансграничной интернет-торговли ведутся в России с лета прошлого года. В июне в правительстве предложили обложить налогом покупки в зарубежных интернет-магазинах, мотивируясь тем, что иностранные компании не платят российских налогов (налог на прибыль и НДС), а значит у них есть конкурентное преимущество перед российскими онлайн-торговцами. Еще один аргумент состоял в том, что трансграничная торговля популярна среди «серых» предпринимателей, которые покупают за рубежом небольшие партии товара и затем реализуют их в России. В ноябре прошлого года власти страны заговорили об ограничении верхней планки стоимости посылок, не облагаемых пошлиной.
Трансграничные платежи по-украински
В мае 2012 года Нацбанк Украины внес изменения в порядок осуществления расчетов в гривне между украинскими резидентами и нерезидентами при осуществлении трансграничных торговых операций. Теперь все такого рода расчеты должны быть совершены через корреспондентский счет банка-нерезидента в гривне, открытый в украинском банке-резиденте.
По сути, НБУ объяснил, каким образом резиденты и нерезиденты Украины могут осуществлять платежи между собой в гривне за товары, работы и/или услуги, проданные или оказанные в соответствии с изменениями в правилах валютного контроля, которые отменили необходимость получения индивидуальной лицензии НБУ для осуществления трансграничных расчетов в гривне.
В частности, НБУ внес изменения в процедуру, при которой банк-нерезидент использует корреспондентский счет, открытый в украинском банке-резиденте так, что отныне все расчеты в гривне между резидентами и нерезидентами Украины в ходе их торговой деятельности могут осуществляться только через такой счет. К слову, банк-нерезидент должен быть зарегистрирован в той же юрисдикции, что и соответствующее лицо-нерезидент.
Эти поправки были приняты в соответствии с поправками к постановлению Кабинета Министров Украины № 15-93 «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19 февраля 1993 года , что позволило жителям Украины и нерезидентам осуществлять платежи в гривне в ходе их трансграничных торговых операций и отменило необходимость получения индивидуальной лицензии НБУ для таких целей. Вводя поправки, НБУ разъяснил пути трансграничных платежей в гривне на товары, работы и/или услуги, реализованные между нерезидентами и резидентами Украины.
Вывод кажется очевидным: в условиях глобализации упрощение международных торговых операций предоставляет значительные преимущества всем задействованным сторонам, в частности — продавцам и покупателям товаров и услуг в рамках интернет-торговли.