Сколько газа перевозит танкер спг
Перейти к содержимому

Сколько газа перевозит танкер спг

  • автор:

Сколько может перевести танкер СПГ?

Еще

Я как то задавался вопрос: сколько может перевести танкер природного газа (более 90% метана) и сперва пришел к неправильным выводам:
Современные танкеры серий Q-Flex и Q-Max способны перевозить до 210—266 тыс. м3 СПГ, я поделил этот объем на то, сколько
экспортирует «голубое чудо» в страны дальнего зарубежья и пришел к выводу, что нужно 700 тыс таких ходок для такого же объема.
Когда я некоторое время назад делал для себя такую прикидку я очень сильно ошибся, т. к. забыл учесть что газ то СЖИЖЕННЫЙ!, т.е. охлажденный до температуры где он превращается в жидкость.

Имея в расчете вот такие базовые составляющие я провел новый расчет:

Плотность сжиженного природного газа

0.45 кг/л
Плотность при нормальных условиях

0.75 кг/м3
Т.О. в одном м3 сжиженного природного газа содержится 1000*0.45 / 0.75 = 600 м3 газа (получается 600 коэффициент сжижения)
получается, что один танкер способен перевести 200 000 * 600 = 120 000 000 м3 или 0.12 млрд м3
и таких ходок на один танкер нужно всего лишь

Сколько газа перевозит танкер спг

Газовозы: морские перевозки сжиженного природного газа

СПГ-танкер со сферическими резервуарами (система Moss): 1 — машинное отделение; 2 — рубка; 3 — сферические резервуары; 4 — балласт

Высокая стоимость производства газовозов приводит к тому, что при их проектировании предусматриваются решения, которые изначально позволяют задействовать суда с максимально эффективным графиком работы для скорейшей окупаемости.

Газовозы: морские перевозки сжиженного природного газа

СПГ-танкер с трёхмембранными резервуарами (GazTransport & Technigaz): 1 — машинное отделение; 2 — рубка; 3 — СПГ-резервуары мембранного типа; 4 — балласт

В частности, конструктивные особенности кораблей позволяют осуществлять полную загрузку или разгрузку крупного газовоза максимум за 18 часов. Кроме того, газовозы достаточно быстроходны. Их скорость достигает планки в 20 узлов (более 37 километров в час), при том, что обычные нефтяные танкеры не могут разогнаться быстрее, чем до 14 узлов (26 километров в час).

На СПГ-танкерах в качестве горючего для силовых установок используется непосредственно перевозимый сжиженный газ. Впрочем, СПГ выступает в роли топлива для двигателей газовоза лишь частично, по большей части совместно с традиционным мазутом. На танкерах устанавливаются паровые турбины, которые, несмотря на свою недостаточно высокую эффективность в качестве двигательных установок, в то же время являются «всеядными».

В качестве перспективного направления рассматривается возможность установки на газовозах двухтопливных дизелей с системами впрыска газа под низким давлением. Такие двигатели работают как на дизтопливе, так и на испаряющемся жидком газе. Они выгодно отличаются возможностью гибкого использования рабочих режимов, а также высокоэффективны и достаточно безопасны.

Газовозы: морские перевозки сжиженного природного газа

В целом основным приоритетом при проектировании судов на современном этапе развития судостроения является достижение максимального уровня энергоэффективности, что обеспечивается не только грамотным использованием тех или иных решений, связанных с топливным обеспечением и двигателями, но и оптимизацией формы корпуса газовоза для снижения сопротивления воды при его движении с целью предотвращения потерь скорости и предупреждения увеличения затрат горючего.

Газовозы: морские перевозки сжиженного природного газа

Очевидно, что повышение эффективности транспортировки сжиженного газа в регионы, в которые прокладка газопроводов нерентабельна или же невозможна — это дело вовсе не энергетиков, а прежде всего судостроителей. От их инженерных решений зависит повышение рентабельности перевозок и, как один из результатов — предоставление возможности поставщикам снижать стоимость газа, делая его более доступным для потребителей в ценовом аспекте.

От поставок же газа, как и угля, зависит ключевой аспект жизнеобеспечения — выработка электрической и тепловой энергии в регионах — не только промышленности, но и бытовых потребителей, то есть рядовых граждан. Таким образом, на судостроительную отрасль возложена, не в меньшей степени, чем на трубопроводных операторов, миссия эффективного транспортного обеспечения глобальной энергетической безопасности.

Газовозы-СПГ — стремительное развитие отрасли

Замедление в 2020 году темпов мировой торговли сжиженным природным газом (СПГ), вызванное пандемией, привело к снижению спроса на морские танкеры — СПГ-газовозы. Наряду с вводом в эксплуатацию большого количества новых судов это привело к избытку предложения СПГ-танкеров на рынке морских перевозок. В 2021 году ситуация в отрасли кардинально изменилась.

gazovozy-spg.jpg

Соотношение глобального экспорта СПГ к количеству газовозов дает представление о среднем объе-ме сжиженного газа, перевозимом одним судном в течение одного года. С 2011 года по 2020 год это соотношение снизилось с 0,73 млн т до 0,59 млн тонн. То есть за 2020 год один СПГ-газовоз транспортировал в среднем 0,59 млн т, отмечают эксперты Offshore Energy.

Трёхлетний рекорд

За последние три года ввод в эксплуатацию новых СПГ-газовозов достиг рекордного уровня. По данным агентства Seanews, в строй вступили 134 судна. В результате к началу 2021 года на мировом рынке работало более 600 морских танкеров-газовозов.

По данным Форума стран — экспортёров газа (Gas Exporting Countries Forum), четыре действующих газо­воза были введены в эксплуатацию в 1970-х годах, 10 судов — в 1980-х, 54 — в 1990-х, 244 — в 2000-х и 294 — в 2010-х годах.

Вместимость от 166 тыс. до 182 тыс. куб. м имеют 219 газовозов. Средняя вместимость газовоза в 2020 году составляла 158 тыс. куб. м, тогда как в 2000 году — только 120 тыс. кубометров. Эксперты отмечают, что увеличение вместимости новых газовозов приводит к снижению спроса на строительство новых судов.

Инфографика_Морская-транспортировка_правки_.jpg

Ввод в эксплуатацию новых газовозов уравновесит мировой рынок СПГ

В начале нынешнего 2021 года спрос на СПГ восстановился, в связи с чем у отраслевых экспертов возник вопрос о том, будет ли достаточное количество танкеров-газовозов в краткосрочной и среднесрочной перспективах? Участники рынка морских СПГ-перевозок считают, что ввод в эксплуатацию новых танкеров-газовозов в краткосрочной и среднесрочной перспективах уравновесит мировой рынок.

В период с 2021 года по 2025 год 142 недавно заказанных судна должны войти в строй. Из них 46 — должны быть сданы в эксплуатацию в 2021 году и еще 38 — в 2022 году, сообщило агентство Seanews.

Самый большой портфель заказов на строительство газовозов находится у южнокорейских верфей. По данным Gas Exporting Countries Forum, компании Hyundai, Samsung и Daewoo планируют построить 110 газовозов, российский СКК «Звезда» имеет заказы на 15 судов, а китайский Hudong — на 11 газовозов.

Крупнейший проект в истории отрасли СПГ

В середине прошлого года Qatar Petroleum зарезервировала мощности судостроительных предприятий Южной Кореи на строительство более 110 танкеров по перевозке СПГ. На весь проект Qatar Petroleum выделила $19 миллиардов. Контракты заключены с южнокорейскими судостроительными компаниями — Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering, Hyundai Heavy Industries Holdings и Samsung Heavy Industries. По договору корейские судостроители зарезервируют значительную часть своих мощностей для Qatar Petroleum до 2027 года включительно.

К 2027 году около 60% мировых мощностей по строительству судов для перевозки СПГ будут сосредоточены в Южной Корее. Отраслевые аналитики отмечают, что это может привести к сужению рынка судостроения СПГ-танкеров, что следует учитывать другим судоходным компаниям, планирующим заказывать новые танкеры-газовозы.

Как отмечают эксперты, проект Qatar Petroleum по строительству 110 танкеров для перевозки СПГ — самый крупный в истории таких судов. Ранее ни одна компания не заказывала такого количества танкеров сразу. Заказанные суда получат низкооборотные двухтопливные двигатели последнего поколения, которые в качестве топлива используют и СПГ.

Грандиозный проект требует такой же флотилии

Увеличение флота Катара по перевозке СПГ в таком масштабе связано с расширением месторождения Северное. Северное/Южный Парс — крупнейшее нефтегазовое место­рождение, находящееся в центральной части Персидского залива в территориальных водах Катара (Северное) и Ирана (Южный Парс).

В 2017 году Катар отменил мораторий на освоение крупнейшего газового месторождения Северное, расположенного на северо-востоке от побережья Катара.

Кроме того, в апреле 2020 года Qatar Petroleum договорилась с Китаем о резервировании мощностей на строительство газовозов для перевозки СПГ, подписав контракт на сумму более чем $3 миллиарда.

В настоящее время Катар располагает мощностями для производства 77 млн т СПГ в год. К 2024 году планируется увеличить их до 110 млн тонн. Наращивание мощностей предусматривает строительство еще четырёх технологических линий по производству СПГ.

В конце 2019 года Qatar Petroleum объявила о решении увеличить производство СПГ более чем на 60% — до 126 млн т в год к 2027 году, по данным Offshore Energy. Расширение еще на 16 млн т в год планируется обеспечить за счет строительства 2 дополнительных линий мощностью 8 млн т в год каждая.

Чтобы доставлять этот объем на мировые рынки, потребуется новый флот газовозов. Катарская компания Nakilat считается сегодня одним из лидеров мирового рынка транспортировки сжиженного природного газа со своими 69 танкерами для перевозки СПГ общей вместимостью более 4 млн тонн.

СПГ-танкеры для Арктики

Наибольшая доля мирового производства танкеров для перевозки сжиженного природного газа принадлежит Южной Корее. Она выпустила примерно две трети всех существующих в мире судов СПГ-флота.

Россия также планирует расширять свои мощности по сжижению природного газа и географию его экспорта. Для этого потребуется дополнительный флот танкеров-газовозов. «Совкомфлот» заказал российскому судостроительному предприятию СКК «Звезда», технологическим партнером которой является Samsung Heavy Industries, танкеры-газовозы ледового класса. Их передача в эксплуатацию запланирована на 2023–2025 год. Одно судно будет полностью принадлежать «Совкомфлоту», а еще 14 — совместно с «НОВАТЭКом».

«НОВАТЭК» и «Совкомфлот» договорились о совместном управлении строительством и эксплуатацией 17 судов ледового класса Arc7 для СПГ-завода «Арктик СПГ-2», которые должны быть способны ходить по Северному морскому пути. Они будут курсировать между Ямалом и портами перевалки. В западном направлении конечный пункт запланирован в Мурманске, а в восточном — на Камчатке. Там сжиженный газ будут перегружать на обычные СПГ-танкеры. Такие рейсы будут продолжаться непрерывно, круглый год.

Строительство СПГ-танкеров на российских верфях

Танкеры для завода «Арктик СПГ-2» конструктивно будут отличаться от судов, созданных для «Ямал-СПГ», которые предназначались для плавания и через льды, и по открытой воде. В отличие от них Arc7 предполагается использовать только в Арктике. Поэтому они станут более узкими и мощными, чтобы лучше преодолевать ледо­вые преграды.

В частности, каждый газовоз будет оснащен тремя винторулевыми колонками. Мощность пропульсивной установки газовозов, строящихся на ССК «Звезда», составит 45 МВт. Для сравнения: мощность атомного ледокола типа «50 лет Победы» составляет 55 МВт, мощность первого в мире атомохода «Ленин» — 32,4 МВт.

Конструкция судна-газовоза Arc7 позволяет самостоятельно преодолевать лед толщиной около 2 метров. Длина судна — 300 м, ширина — 48,8 м, вместимость грузовых СПГ-танков — 172,6 тыс. кубометров. Данные суда отличаются повышенной экологической безопасностью.

Эти газовозы позволят доставить СПГ покупателям в Азии за 15 дней по Северному морскому пути, сократив транспортные расходы и время в пути вдвое. Как отмечают эксперты, это будет первый опыт строительства СПГ-танкеров на российских верфях.

По оценкам специалистов, запасы ископаемого топлива Ямала составляют примерно 13 трлн куб. м, поэтому любой проект, касающийся природных ресурсов этого региона, планируется на длительный срок.

СПГ-газовозы в качестве топлива будут использовать СПГ

В настоящее время в мире более 117 судов уже используют сжиженный природный газ в виде топлива, примерно две трети из них задействованы в Европе. Доверие к использованию СПГ-энергии на флоте нарастает так, что уже через считаные годы, согласно совместному докладу южнокорейского банка Korea Development Bank и агентства по содействию торговле и инвестициям Korea Trade-Investment Promotion Agency, опубликованному в конце апреля 2020 года, к 2025 году около 60,3% мирового портфеля заказов на строительство судов будет предоставлено СПГ-судам.

В докладе, который основывается на данных глобальной исследовательской фирмы по судоходству и судостроению Clarksons и британского классификационного общества Lloyd’s Register, прогнозируется, что к 2025 году в мире должны быть дополнительно введены в эксплуатацию 1962 морских судна различной специализации, использующих в качестве топлива СПГ.

Международная морская конвенция ужесточила требования по выбросу вредных веществ в атмосферу. Поэтому владельцам танкеров приходится устанавливать сажеуловители, фильтры и другое оборудование для очистки. Всё это приводит к использованию на танкерах природного газа, который является одним из самых экологически чистых видов топлива.

В Норвегии сжиженный газ используется в качестве топлива для судов уже около 20 лет. Затем такое же применение СПГ нашлось в Финляндии и Германии. Недавно в этом списке появился Китай.

В России у строящихся танкеров-газовозов СПГ ледового класса Arc7, предназначенных для перевозки сжиженного природного газа в арктических условиях, основным топливом также будет СПГ.

Помимо этого известно о проекте строительства Выборгским судостроительным заводом в кооперации с финской Arctech Helsinki Shipyard ледоколов для «Атом­флота», мощность которых составит 45 МВт. Их планируют оснастить энергетическими установками, способными работать и на дизельном топливе, и на СПГ.

Без СПГ-бункеровщиков не обойтись

Перевод флота на альтернативные источники энергии требует формирования инфраструктуры для бункеровки соответствующим топливом. С появлением судов, работающих на СПГ, появляется и необходимость создания судов-бункеровщиков (заправщиков). Таким образом, порты, чтобы обеспечить растущий объем спроса на бункеровочные операции СПГ-топливом, стали концентрироваться на этом быстрорастущем сегменте бункеровки.

В частности, показательной стала деятельность сингапурского судостроительного предприятия Keppel Offshore & Marine, которое объявило о заключении дочерней компанией контракта на строительство первого в Сингапуре двухтопливного танкера-бункеровщика, работающего на СПГ. Контракт был подписан между дочерней Keppel O&M Keppel Singmarine и Mitsui & Co с частичным финансированием со стороны правительства Сингапура. Танкер будет принадлежать оператору Sinanju Tankers Holdings Pte Ltd. на основе финансового соглашения с Mitsui AP. Бункеровщик спущен на воду в середине 2020 года.

Первый в России бункеровщик для заправки судов сжиженным природным газом «Дмитрий Менделеев» в ближайшее время начнет переход в Балтийское море к месту постоянной работы. «Газпром нефть» завершила финальный этап его строительства, на котором испытывались газовое и криогенное оборудование судна.

Бункеровщик обеспечит транспортировку и заправку кораблей сжиженным газом в портах Финского залива и Балтийского моря — в Санкт-Петербурге, Усть-Луге, Приморске, Калининграде и Выборге. Стометровое судно с цифровой интегрированной системой управления, благодаря которой им может управлять один человек, имеет хранилище на 5,8 тыс. куб. м СПГ и усиленный корпус ледового класса, благодаря которому сможет преодолевать однолетние льды толщиной до 0,8 метра. Газовое оборудование корабля сертифицировано по экологическому стандарту ECO-S.

Крыловский государственный научный центр (КГНЦ) — один из крупнейших мировых исследовательских центров в области кораблестроения и проектирования рассматривает возможность бункеровки СПГ с 2012 года. Поводом для этого стала информация о том, что введение более жёстких требований по вредным выбросам для морских судов стало неизбежным. А в 2013–2014 годах уже в рамках госзаказа специалистами научного центра был создан проект небольшого бункеровщика на 3 тыс. кубометров. Проект демонстрировался на нескольких международных выставках. Таким образом постепенно Россия занимает нишу в СПГ-судостроении.

Что такое современный танкер-газовоз?

4_3.png

Современный типовой танкер-газовоз (СПГ-танкер или метановоз) имеет грузоподъемность в среднем 155–220 тыс. куб. м сжиженного природного газа, из чего может быть получено порядка 95–135 млн куб. м природного газа в результате регазификации.

Танкеры-газовозы это — привилегированный, быстроходный класс углеводородных судов. Если скорость нефтеналивного танкера составляет около 14 узлов, то танкера-газовоза не в ледовых условиях — до 20 узлов. Загрузка и разгрузка газовозов сложна, но занимает относительно немного времени, в среднем 12–18 часов.

На случай аварии СПГ-танкеры имеют двухкорпусную структуру, обеспечивающую недопущение утечек и разрывов.

СПГ перевозится при атмосферном давлении и температуре –162 °C в специальных термоизолированных резервуарах (танках) внутри внутреннего корпуса танкера-газовоза. Судно оборудовано холодильными установками для охлаждения газа.

Система хранения СПГ состоит из танка или резервуара для хранения, слоя изоляции, вторичной оболочки, предназначенной для недопущения утечек, и еще одного слоя изоляции.

В случае повреждения первичного резервуара вторичная оболочка не допустит утечки. Все поверхности, контактирующие с СПГ, изготавливаются из материалов, стойких к чрезвычайно низким температурам.

Частичная или полная перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения
ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России
Все права защищены и охраняются законом. © 2002-2023 ФГБУ «РЭА» Минэнерго
(ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России) +7 (495) 950-86-09

Транспортировка сжиженного природного газа (СПГ) морскими танкерами-газовозами. Загрузка и регазификация

Транспортировка сжиженного природного газа (СПГ) морскими танкерами-газовозами. Загрузка и регазификация

ИА Neftegaz.RU. Транспортировка морем сжиженного природного газа (СПГ) — это важная часть газовой отрасли промышленности.

Добытый природный газ нужно доставить потребителю, поэтому инвестиции в газовую отрасль промышленности не заканчиваются на этапе геологоразведки, бурении, обустройства газового промысла и добычи.

Это можно сделать с помощью магистральных газопроводов (МГП) или СПГ.

В случае с СПГ газ сначала нужно сжижить на СПГ-заводе, затем загрузить на танкер- газовоз, по прибытии в порт назначения разгрузить доставленный СПГ в регазификационный СПГ-терминал, откуда — доставить потребителю.

Рынок СПГ растет, хотя априори сжиженный газ дороже из-за необходимости сжижения и регазификации.

Растет и флот танкеров — газовозов, как для линейной доставки СПГ, так и для бункеровки.

Количество верфей, строящих суда для перевозки СПГ растет.

Крупнейшими производителями танкеров-газовозов — это японские и корейские верфи: Mitsui, Daewoo, Hyundai, Mitsubishi, Samsung, Kawasaki.

Современные танкеры типоразмеров Q-Flex и Q-Max имеют солидный нетто-тоннаж и спосбны перевозить до 210-266 тыс м 3 СПГ.

Чартерный цикл перевозчика СПГ включает в себя:

  • загрузка судна в экспортном порту СПГ, к примеру 160 000 м 3 жидкого СПГ загружается 1 день;
  • время рейса, за которое берется стоимость чартерного дня. Время рейса — это расстояние между портами через определенный маршрут доставки, предполагающий как обратный, так и обратный путь, в течение которого топливо будет потребляется для питания судовых двигателей.

Использование Панамского или Суэцкого канала предполагает дополнительные расходы на транзит.
Есть портовые сборы в порты экспорта и импорта.
Стоимость аренды танкера — газовозы стандартного размера 40 — 200 тыс долл США/сутки в зависимости от времени года.
Энергетические компании стараются не застрять без танкеров на чартере на зиму, когда холодная погода обычно увеличивает объем торговли СПГ и, соответственно, транспортные расходы.
На начало 2020 г. в мире есть около 500 танкеров-газовозов, причем около 50 — построено в 2019 г.
Увеличение торговли, однако, привело к снижению маржи между различными регионами, что означает меньшую возможность получить прибыль за счет спредов между ценами на СПГ по всему миру.
Средняя премия азиатских цен по Европе снижается до около 1 долл США/ 1 млн БТЕ, в то время. как в 2020 г. премия составляла в среднем 7,3 долл США/ 1 млн БТЕ.

Технически морская транспортировка СПГ на большие расстояния стал возможна в 1950 х гг.

Но еще в 1929-1931 гг Shell попробовала на танкере Megara перевезти СПГ.

Как и в свое время чайные клипперы, танкеры — газовозы — это привилегированный, быстроходный класс углеводородных танкеров.

Ранее, сжигаемый отпарной газ обходился судовладельцам бесплатно, так как из-за отсутствия установки сжижения отпарного газа (УПСГ) его не удавалось утилизировать и нужно было выбрасывать в атмосферу.

Наибольшее распространение получили танки типа MOSS. Компания «Kvaerner Masa-Yards» начала производство танкеров — газовозов типа Moss, заимствовала идею сферических емкостей у танкеров, перевозящих нефтяные газы (ПНГ).

Транспортировка сжиженного природного газа (СПГ)

Сжиженный природный газ (СПГ) — чистая без цвета и запаха жидкость, как правило, транспортируется и хранится при температуре близкой к точке его кипения около -160°С.

Заполнение грузовых танков природным газом

Подача СПГ на танкер-газовоз:

— подается с берега через жидкостной манифольд, где он поступает в зачистную линию;

Выгрузка СПГ из танкеров-газовозов

При выгрузке поддерживается достаточное давление в танках, чтобы избежать кавитации и иметь хорошее всасывание на грузовых насосах.

Система защиты танкеров -газовозов

Этапы производства СПГ

Технологии сжижения газа

— амбициозным проектом в данной области является плавающая платформа СПГ, которая строится компанией Shell в 25 км от западного берега Австралии.

СПГ-завод. Устройство завода по производству СПГ

Рынок морских перевозок сжиженного газа

Регазификация сжиженного природного газа на СПГ-терминале

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *