Кто освобожден от уплаты налогов, даже если пришло уведомление
Граждане, имеющие налоговые льготы
Есть обширная категория граждан, имеющих различные льготы, в т.ч. и по налогам. Обычно в ИФНС приходят сведения о таких гражданах в рамках межведомственного взаимодействия и такие граждане не получают уведомление о необходимости уплаты налогов на имущество или авто.
Но на практике случаются казусы, и информация о наличии льготы может в ИФНС либо не поступить, либо поступить с опозданием. Тогда льготник получит налоговое уведомление.
Но если гражданин уверен, что он имеет льготу (не утратил право на нее), то даже при получении уведомления он не обязан уплачивать начисленные налоги. Ему следует обратиться в ИФНС и предоставить документы, подтверждающие наличие льготы: справки, удостоверения и т.д.
Напомним, что от налога на имущество физлиц освобождены:
- лица с инвалидностью 1-2 группы (в т.ч. дети-инвалиды);
- участники ВОВ, воины-«афганцы;
- «чернобыльцы»;
- граждане, подвергшиеся ядерным испытаниям и воздействию радиации (ПО «Маяк» и Семипалатинский ядерный полигон);
- военнослужащие (при стаже не менее 20 лет);
- члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, (по старости, по инвалидности, по потере кормильца и за выслугу лет); (женщины в возрасте от 55 лет, мужчины от 60 лет);
- имеющие «северный стаж» (женщины с 50 лет, мужчины с 55 лет, при северном стаже не менее 15 лет в районах Крайнего Севера или 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера).
Данные налогоплательщики освобождены от уплаты налога на имущество, если объект обложения в их владении единственный: одна квартира, дом, гараж и т.д. (ст. 407 НК РК). Также освобожден от налога земельный участок площадью до 6 соток (ст. 391 НК РФ).
Есть льгота и для многодетных семей с 3 и более детьми до 18 лет: в расчете на каждого ребенка действует освобождение от налога на 7 кв.м. частного дома или 5 кв.м. квартиры.
Кроме федеральных, есть и региональные льготы, которые идут в дополнение к федеральным. Узнать об их наличии можно на сайте ФНС в разделе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».
По налогу на авто льготы устанавливают регионы, поэтому о них также следует уточнять в своей ИФНС либо на портале ФНС РФ.
Наличие льготы позволит гражданам либо вообще не платить налог, несмотря на полученное уведомление, либо существенно сократить его сумму.
Что делать, если пришло налоговое уведомление на уплату НДФЛ, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите его онлайн на пробной основе. Это бесплатно.
Собственники, оформившие имущество в декабре 2022 года
Те собственники, которые оформили право собственности на недвижимость или авто после 15.12.2022 не обязаны платить налог за 2022 год. Такая норма предусмотрена ст. 396 и ст. 408 НК РФ, которые гласят, что при регистрации права собственности после 15-го числа, этот месяц не включается в расчет налога. Обязанность по его уплате ложится на предыдущего владельца.
ВАЖНО! Транспортный налог и налоги на землю и имущество физлиц за 2022 год подлежат уплате до 1 декабря 2023 года. С 2023 года налоги уплачиваются с ЕНС физлиц.
С 01.10.2023 действует такое правило: если на дату формирования уведомления на ЕНС есть средства (положительное сальдо), деньги в оплату налогов списываются сразу при выставлении уведомления. Если платеж совершен позднее, оплата налогов произойдет на дату их зачисления на ЕНС (п. 8 ст. 78 НК РФ в ред. с 01.10.2023). То есть налоговая не будет ждать 1 декабря, чтобы зачесть ваш платеж по назначению.
Если налоги не оплатить до 1 декабря, они перекочуют в раздел с задолженностью.
Следовательно, если регистрация права прошла после 15.12.2022, но уведомление за 2022 год все равно получено – новый владелец вправе не платить налог. Во избежании лишних споров с налоговой следует направить в налоговую ответ с приложением копии договора купли-продажи, сообщив, что налог начислен неправомерно (ссылаясь на ст. 396 и ст. 408 НК РК).
Лица, фактически утратившие право собственности в 2022 году
Ранее действовал порядок, согласно которому собственник нес обязанность по уплате налогов, пока объект не будет снят с учета. Но теперь правила изменились в пользу собственников, чьих объектов фактически не существует, но они продолжают числиться «по бумагам». Например, угнанные авто, сгоревшие или снесенные дома и хозпостройки и т.д.
Теперь налог не начисляется с 1-го числа месяца, когда произошло фактическое уничтожение объекта. Ранее начисление прекращалось с даты снятия его с кадастрового учета.
Для освобождения от налога потребуется подать заявление в ИФНС. К нему нужно приложить документы, подтверждающие снос недвижимости или его утрату по иной причине (ст. 408 НК РФ).
Что касается угнанных авто, то теперь не нужно платить налог:
- в период розыска;
- по окончании розыска, если авто не нашли (ст. 358 НК РФ).
Ранее от налога владелец освобождался только на период оперативно-розыскных мероприятий.
Если же вам все-таки нужно заплатить налоги, но вы не сделаете это вовремя, вас ждут начисление пеней и взыскание задолженности через суд. Как это происходит и будет ли еще штраф, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный онлайн доступ к правовой системе бесплатно и переходите к разъяснениям.
Итоги
Не всегда следует срочно оплачивать налог, если получено уведомление. В ряде случаев факт его выставления не означает, что получатель несет обязанность по уплате налога на имущество, землю или авто. Если имеются основания для освобождения (льгота, фактическая утрата имущества, регистрация права собственности во второй половине месяца), то налог можно не платить даже при наличии уведомления из ИФНС.
Подробнее о начислении и уплате налога на транспорт мы всегда оперативно рассказываем в нашей рубрике «Транспортный налог».
Кто освобождается от уплаты налога
НК РФ Статья 407. Налоговые льготы
(введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 407 НК РФ
1. С учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:
1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
2) инвалиды I и II групп инвалидности;
3) инвалиды с детства, дети-инвалиды;
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
10.1) физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;
(пп. 10.1 введен Федеральным законом от 30.10.2018 N 378-ФЗ)
11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, — в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, — на период такого их использования;
(в ред. Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
15) физические лица — в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 321-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
3. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.
4. Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:
1) квартира, часть квартиры или комната;
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) жилой дом или часть жилого дома;
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи;
4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи;
5) гараж или машино-место.
5. Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Представление заявления о предоставлении налоговой льготы, подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу, рассмотрение налоговым органом такого заявления, направление налогоплательщику уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.
(в ред. Федеральных законов от 15.04.2019 N 63-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме, формы уведомления о предоставлении налоговой льготы, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.
(абзац введен Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 6 в ред. Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Уведомление о выбранных объектах налогообложения может быть представлено в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.
(в ред. Федеральных законов от 15.04.2019 N 63-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Уведомление о выбранном объекте налогообложения рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса в соответствии с пунктом 13 статьи 85 настоящего Кодекса в связи с отсутствием сведений, необходимых для рассмотрения уведомления о выбранном объекте налогообложения, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого уведомления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.
(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
При выявлении оснований, препятствующих предоставлению налоговой льготы в соответствии с уведомлением о выбранном объекте налогообложения, налоговый орган информирует об этом налогоплательщика.
(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.
Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Кто может не платить налоги на имущество и землю или платить меньше: 7 категорий льготников
Владельцы квартир, автомобилей и дач должны платить имущественные налоги. Срок уплаты — 1 декабря. Это значит, что налог за 2022 год нужно заплатить до 1 декабря 2023. Но у некоторых есть льготы — можно платить меньше или не платить вообще.
Мы собрали 7 категорий налогоплательщиков, у которых есть право на федеральные льготы по налогам на имущество и землю. Если вы нашли себя в списке, проверьте, учла ли ИФНС льготу при расчете налогов.
Пенсионеры и предпенсионеры
Кто именно: пенсионеры, которые получают пенсию по старости, по потере кормильца или за выслугу лет, а также предпенсионеры, которым осталось 5 лет до достижения пенсионного возраста
Льгота по земельному налогу: из кадастровой стоимости одного земельного участка вычитается стоимость 6 соток, налог начисляется на разницу. Если участок меньше 6 соток, налога не будет
Льгота по налогу на имущество: не платят налог за одну квартиру, комнату, дом, гараж или машино-место любой площади. Льгота не применяется к недвижимости с кадастровой стоимостью более 300 млн рублей
Многодетные семьи
Кто именно: родители трех и более несовершеннолетних детей
Льгота по земельному налогу: из кадастровой стоимости одного земельного участка вычитается стоимость 6 соток, налог начисляется на разницу. Если участок меньше 6 соток, налога не будет
Льгота по налогу на имущество: из площади жилья дополнительно вычитают несколько квадратных метров за каждого ребенка: по 5 м² из площади квартиры или комнаты, по 7 м² — из площади дома. Налог надо платить с разницы. Этот вычет — только на один объект каждого вида
Люди с инвалидностью
Кто именно: люди с инвалидностью с детства или первой и второй группы, дети с инвалидностью
Льгота по земельному налогу: из кадастровой стоимости одного земельного участка вычитается стоимость 6 соток, налог начисляется на разницу. Если участок меньше 6 соток, налога не будет
Льгота по налогу на имущество: не платят налог за одну квартиру, комнату, дом, гараж или машино-место любой площади. Льгота не применяется к недвижимости с кадастровой стоимостью более 300 млн рублей
Военнослужащие
Кто именно: военнослужащие, в том числе мобилизованные, и уволенные со службы с выслугой не менее 20 лет; воевавшие в Афганистане или других странах
Льгота по налогу на имущество: не платят налог за одну квартиру, комнату, дом, гараж или машино-место любой площади. Льгота не применяется к недвижимости с кадастровой стоимостью более 300 млн рублей
Пострадавшие от радиации
Кто именно: участники испытаний ядерного оружия и ликвидации аварий ядерных установок. Люди, которые подверглись радиации на ЧАЭС и в результате аварии на «Маяке», а также из-за сбросов радиоактивных отходов в реку Течу и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Люди, которые получили лучевую болезнь или инвалидность из-за испытаний на любых видах ядерных установок
Льгота по земельному налогу: из кадастровой стоимости одного земельного участка вычитается стоимость 6 соток, налог начисляется на разницу. Если участок меньше 6 соток, налога не будет
Льгота по налогу на имущество: не платят налог за одну квартиру, комнату, дом, гараж или машино-место любой площади. Льгота не применяется к недвижимости с кадастровой стоимостью более 300 млн рублей
Ветераны
Кто именно: герои СССР и РФ, полные кавалеры ордена Славы, участники ВОВ и других боевых операций по защите СССР, ветераны боевых действий
Льгота по земельному налогу: из кадастровой стоимости одного земельного участка вычитается стоимость 6 соток, налог начисляется на разницу. Если участок меньше 6 соток, налога не будет
Льгота по налогу на имущество: не платят налог за одну квартиру, комнату, дом, гараж или машино-место любой площади. Льгота не применяется к недвижимости с кадастровой стоимостью более 300 млн рублей
Региональные льготники
Города федерального значения, региональные и муниципальные власти утверждают дополнительные льготы. В Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, а также в каждом регионе и муниципалитете список льготников разный и регулярно обновляется.
Проверить информацию о ставках и льготах по имущественным налогам можно на сайте ФНС
Как сэкономить на налогах
Что еще почитать, чтобы не переплатить:
Это капец всему.Если ты живёшь в глубинке где нет интернета, аты преклонного возраста с пенсией минимальной (8700р.),налог заплатить раз в год налог в 980р. за ЗУ нужно потратить 2-3 дня нанять оператора 400р. плюс дорога 800-1000р до центра мфц при этом иметь куар код на вход,а чтоб его иметь нужно электронно записаться,записаться значит нанять, а передэтим завести электронный кошелёк,купить телефон,СИМ карту ,доехать до терминала,завести личный кабинет и т. д. т.п.А прожиточный минимум не учитывает расходы по цифротизации.Остаётся плюнуть и согласиться когда налог с тебя сдирают через приставов накрутив при этом пени,штраф, помноженное на 7% пошлины судебных приставов.В итоге налог составляет 1932р.которые снимают с пенсии и ничего ты с этим не сделаешь,по судам себе дороже.Пробовал эту ситуацию обрисовать ФНС.Ответ-обращайтесь к путину.Что за козлячая жизнь пошла? Не лучше ли обратиться к Байдану?А льготы так вообще заебёшься оформлять.
Очень полезные статьи
а военные пенсионеры (у кого пенсия по выслуге) имеют льготу?
Ivan, в статье же написано — "уволенные со службы с выслугой не менее 20 лет".
В статье есть "воевавшие в Афганистане или других странах" и "ветераны боевых действий". Это не одно и тоже?
Инвалид 3-ей группы в удостоверении написано имею право льготы и преимущества установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны. Удостоверение бессрочное и дей ствительно на всей территории СОЮЗА СССР выдано 1982 году
Да, после перелома позвоночника налога на землю и автомашину был освобожден, потом установили другие законы. С 2012 года налоговая служба требует оплаты за землю 12 соток без вычета 6 соток и налог на старую автомашину 72 л/с без льгот. Это же неправильно тем
более с
2012 за все сразу, судебный приказ написан 2020 году пришел по почте в 2021 году ранее не сообщали.
Да, столкнулась! Не могу оформить льготу на проезд, в общественном транспорте!
Статья поверхностная, часть льгот просто как будто корова языком слизала. Надо внимательно НК РФ изучать, прежде чем такое в люди, да ещё через достаточно приличный банк опубликовывать. Стыдно, дилетантство.
Здравствуйте! Пыталась оформить льготный налог по потере кормильца на моих двух несовершеннолетних детей в Москве. Они являются дольщиками в нескольких квартир.Отказали, объяснив , что эта льгота действует только для детей военнослужащих.
В цокольном этаже у меня есть кладовая 5 кв. м. я пенсионер по старости. В том году налог не брали, а в этом выставили счет. На сколько это верно
Наталья, добрый день,
Согласно Налоговому кодексу пенсионеры освобождаются от налога на имущество в отношении одного объекта каждого вида:
— жилой дом или часть дома;
— квартира, ее часть или комната;
— гараж или машино-место;
— хозяйственная постройка площадью до 50 м² на дачном участке;
— творческая мастерская, ателье, студия — если льготник профессионально занимается творческой деятельностью.
На кладовую в многоэтажном доме льгота не распространяется.
Статья 407 НК РФ. Налоговые льготы (действующая редакция)
1. С учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:
1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
2) инвалиды I и II групп инвалидности;
3) инвалиды с детства, дети-инвалиды;
4) участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;
5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";
10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
10.1) физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;
11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, — в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, — на период такого их использования;
15) физические лица — в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
2. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
3. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.
4. Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:
1) квартира, часть квартиры или комната;
2) жилой дом или часть жилого дома;
3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи;
4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи;
5) гараж или машино-место.
5. Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.
6. Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Представление заявления о предоставлении налоговой льготы, подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу, рассмотрение налоговым органом такого заявления, направление налогоплательщику уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.
Форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме, формы уведомления о предоставлении налоговой льготы, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.
7. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Уведомление о выбранных объектах налогообложения может быть представлено в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ.
Уведомление о выбранном объекте налогообложения рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса в соответствии с пунктом 13 статьи 85 настоящего Кодекса в связи с отсутствием сведений, необходимых для рассмотрения уведомления о выбранном объекте налогообложения, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого уведомления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.
При выявлении оснований, препятствующих предоставлению налоговой льготы в соответствии с уведомлением о выбранном объекте налогообложения, налоговый орган информирует об этом налогоплательщика.
При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.
Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 407 НК РФ
В комментируемой статье законодатель установил категории физических лиц, которые имеют право на льготу по анализируемому налогу.
Напомним, что в соответствии с пунктом 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
В пункте 1 статьи 407 НК РФ законодатель установил 16 категорий лиц, имеющих право на льготу по налогу на имущество физических лиц.
В письме Минфина России от 27.03.2018 N 03-05-06-01/19158 рассмотрен вопрос о льготах по налогу на имущество физлиц инвалидам I группы в отношении объектов административно-делового и торгового назначения и предоставлении отсрочки по его уплате.
Указывается, что статьей 407 НК РФ для инвалидов I группы инвалидности предусмотрены налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц.
Между тем налоговые льготы предоставляются в отношении не используемого в предпринимательской деятельности одного объекта налогообложения каждого вида, а именно в отношении: квартиры (либо комнаты), жилого дома, гаража или машино-места, а также в отношении одного хозяйственного строения (сооружения) площадью до 50 кв. метров, которое расположено на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Налоговые льготы в отношении объектов административно-делового и торгового назначения, включенных в перечень, определяемый в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, Налоговым кодексом не предусмотрены.
Между тем согласно статье 399 НК РФ представительным органам муниципальных образований предоставлено право устанавливать налоговые льготы, не предусмотренные главой 32 НК РФ, основания и порядок их применения без каких-либо ограничений.
Таким образом, по вопросам, касающимся предоставления налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц, следует обращаться в органы местного самоуправления.
Обращаем внимание, что при наличии в собственности налогоплательщика, отнесенного к льготным категориям граждан, нескольких объектов недвижимости одного вида (нескольких квартир) налогоплательщик полностью освобождается от уплаты налога только в отношении одной квартиры, а в отношении остальных квартир, находящихся в собственности такого налогоплательщика, будет предоставлен налоговый вычет, установленный статьей 403 НК РФ.
Новое в законодательстве!
С 1 января 2019 года подпункт 3 пункта 1 комментируемой статьи действует в обновленной редакции: в него добавлена еще одна категория лиц, имеющая права на льготу, — дети-инвалиды. Ранее льгота по налогу на имущество физических лиц распространялась только на инвалидов с детства. При этом также необходимо учитывать, что положения подпункта 3 пункта 1 статьи 407 НК РФ распространяются на правоотношения, связанные с исчислением налога на имущество физических лиц с 1 января 2015 года.
Применительно к подпункту 10 пункта 1 статьи 407 НК РФ в письме ФНС России от 29.11.2018 N БС-4-21/23076 «О предоставлении сведений о лицах предпенсионного возраста для подтверждения права на налоговые льготы с 01.01.2019» указывается, что в соответствии с положениями части 10 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» обмен информацией между ПФ РФ и федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями в целях предоставления гражданам предпенсионного возраста налоговых льгот и (или) мер социальной защиты (поддержки) и социальной помощи, установленных законодательством РФ, осуществляется в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.
ПФР разрабатывает в Единой государственной информационной системе социального обеспечения вид сведений об отнесении гражданина к категории лиц предпенсионного возраста, в том числе в целях предоставления льгот в соответствии со статьями 391 и 407 части второй НК РФ, регистрация которого в тестовой среде системы межведомственного электронного взаимодействия версии 3.0 (СМЭВ 3.0) планируется до 1 декабря 2018 года, в продуктивной среде СМЭВ 3.0 — не позднее 29 декабря 2018 года.
Учитывая изложенное, осуществление передачи сведений о лицах, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года, реализуется посредством СМЭВ 3.0 с использованием ЕГИССО.
Частью 12 статьи 10 Федерального закона N 350-ФЗ предусмотрено, что граждане предпенсионного возраста имеют право бесплатно получать в органах ПФР по месту жительства или работы по своим обращениям способом, указанным ими при обращении, сведения об отнесении их к категории граждан предпенсионного возраста (указанные сведения могут быть направлены им в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется ПФ РФ, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, информационную систему «личный кабинет застрахованного лица», а также иным способом, в том числе почтовым отправлением).
Порядок оформления электронного документа, содержащего сведения об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста, утвержден Постановлением Правления ПФР от 29 октября 2018 года N 464п, и Фондом осуществляется взаимодействие с Минюстом России в целях его регистрации.
Сведения об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста в указанном документе, а также в соответствующем виде сведений СМЭВ планируется формировать на дату, по состоянию на которую предоставляются сведения, на основании данных, имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР.
Вместе с тем, принимая во внимание, что гражданин может обратиться за предоставлением налоговых льгот и, соответственно, за получением сведений об отнесении к гражданам предпенсионного возраста, после возникновения у него права на пенсию по нормам, действовавшим по состоянию на 31 декабря 2018 года, Фонд планирует отражать в документе или ответе на межведомственный запрос ФНС России также и дату достижения им возраста, дающего право на пенсию по нормам, действовавшим на 31 декабря 2018 года.
По мнению ПФР, такой подход позволит обеспечить права граждан на получение налоговых льгот без необходимости дополнительных обращений.
Новое в законодательстве.
С 1 января 2019 года вступил в силу новый подпункт 10.1 пункта 1 статьи 407 НК РФ, который ввел новую категорию налогоплательщиков, имеющих право на получение налоговой льготы по налогу на имущество физических лиц, — физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года.
В информации ФНС России «О порядке налогообложения объектов капитального строительства физических лиц с 2019 года» также сообщается, что с 2019 года лица предпенсионного возраста, соответствующие определенным законодательством РФ условиям, необходимым для назначения пенсии на 31 декабря 2018 года, имеют право на льготу, освобождающую их от уплаты налога по одному объекту определенного вида.
Изменения также могут произойти на региональном и муниципальном уровне, так как органы исполнительной власти субъектов РФ имеют полномочия утверждать результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, а органы местного самоуправления могут устанавливать налоговые ставки и льготы. Подробнее с этой информацией можно ознакомиться с помощью «Справочной информации о ставках и льготах по имущественным налогам».
(Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.nalog.ru по состоянию на 18.12.2018).
Пункт 2 статьи 407 НК РФ определяет размер налоговой льготы: в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
Применительно к пункту 3 статьи 407 НК РФ в письме Минфина России от 07.12.2017 N 03-05-06-01/81421 дано важное разъяснение.
Финансовое ведомство пояснило, что из пункта 3 статьи 407 НК РФ следует, что налогоплательщик, являющийся одновременно пенсионером и инвалидом II группы инвалидности, имеет право на освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении следующих объектов:
1) одного жилого дома (к жилым домам в целях исчисления налога на имущество физических лиц также отнесены дома (независимо от их назначения — жилой или нежилой), а также жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства) независимо от его площади;
2) одного хозяйственного строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, все строения, расположенные на земельном участке, предоставленном для садоводства, и не являющиеся жилыми строениями, признаются хозяйственными (в том числе летняя кухня, баня).
Учитывая изложенное, пенсионеры, являющиеся одновременно инвалидами II группы инвалидности, освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении одного дома, а также бани либо летней кухни, площадь которой не превышает 50 кв. метров.
Пункт 4 комментируемой статьи установил категории объектов, в отношении которых может быть применена налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц. При этом необходимо учитывать, что подпункты 1 и 2 пункта 4 статьи 407 НК РФ действуют в обновленной редакции, вступившей в силу с 1 января 2019 года. При этом подпункты 1 и 2 пункта 4 статьи 407 НК РФ распространяются на правоотношения, связанные с исчислением налога на имущество физических лиц с 1 января 2017 года.
В письме Минфина России от 17.08.2018 N 03-05-06-01/58257 указывается, что НК РФ по налогу на имущество физических лиц предусмотрено ограничение лишь в отношении видов объектов недвижимости, подлежащих освобождению на федеральном уровне. Между тем налоговые преимущества, установленные на федеральном уровне, являются минимальными. Дополнительные налоговые преимущества, не предусмотренные главами 31 и 32 НК РФ, могут быть установлены соответствующими представительными органами муниципальных образований.
Письмо Минфина России от 03.04.2017 N 03-05-04-01/19308 посвящено важному вопросу — об определении видов объектов недвижимости при предоставлении льгот по налогу на имущество физлиц.
Разъясняется, что если объектом недвижимости является здание, то в качестве назначения такого объекта в ЕГРН отражается жилое здание, нежилое здание, многоквартирный дом, жилое строение, если объектом недвижимости является помещение — жилое помещение или нежилое помещение.
Таким образом, ряд объектов нежилого назначения (гараж, хозяйственные строения или сооружения) подлежит постановке на государственный кадастровый учет в качестве нежилых зданий, помещений, сооружений без указания конкретного наименования объекта или его разрешенного использования.
Так, например, гаражи согласно установленным правилам подлежат постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав как нежилые здания (помещения, сооружения). Имеются случаи постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на жилое помещение без указания конкретного вида жилого помещения (жилой дом, квартира, комната).
Указанные обстоятельства приводят к тому, что граждане, фактически владеющие объектами недвижимости, подлежащими освобождению от налогообложения, лишаются права на налоговую льготу по налогу на имущество физических лиц.
Рассмотрим конкретный пример из судебной практики по применению налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц.
Так, Постановлением президиума Верховного суда Республики Карелия от 23.05.2018 N 44г-10/2018 было отказано в удовлетворении требований физического лица к Инспекции Федеральной налоговой службы о возврате суммы излишне уплаченного налога.
Как следует из материалов дела, истец является пенсионером, ветераном военной службы. Он имеет в собственности объект незавершенного строительства — жилой дом и земельный участок. В соответствии с налоговым уведомлением истец уплатил налог на имущество физических лиц и земельный налог. На его заявление о предоставлении налоговой льготы на данные объекты ответчик ответил отказом, поскольку объект незавершенного строительства, собственником которого является истец, не входит в перечень объектов, на которые предоставляется льгота.
Суды первых двух инстанций удовлетворили требование физического лица. Налоговый орган обжаловал решение судов в кассационном порядке и указал в жалобе, что удовлетворяя исковые требования истца, суд применил нормы права, не подлежащие применению, а именно Градостроительный и Жилищный кодексы, а также рассмотрел «лингвистическую конструкцию» понятия объекта незавершенного строительства в деле, в котором это не требуется. Пунктом 4 статьи 407 НК РФ предусмотрены льготы на имущество физических лиц в отношении определенных данной статьей видов объектов недвижимого имущества, в перечень которых объекты незавершенного строительства не входят. Таким образом, обязывая налоговый орган вернуть истцу уплаченный налог, суды в нарушение норм права фактически признали объект незавершенного строительства жилым домом и тем самым вышли за пределы заявленных исковых требований.
Верховный суд Республики Карелия поддержал вывод налогового органа по данному делу.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что представленные истцом доказательства, в частности разрешение на ввод в эксплуатацию спорного жилого дома, выданное в 2012 году, присвоение почтового адреса дому, регистрация истца и членов его семьи в указанном помещении в 2013 году, заключение договоров с организациями, оказывающими поставку коммунальных услуг, дают основания полагать, что истец владеет на праве собственности объектом недвижимости, назначение которого — жилой дом. На основании изложенного суд пришел к выводу, что на истца распространяются положения статьи 407 НК РФ о предоставлении льготы в отношении данного жилого дома и земельного участка, на котором он расположен, и, как следствие, сумма уплаченного налога подлежит возврату.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом мирового судьи и отметил, что государственная регистрация не удостоверяет возможность использования объекта по назначению, а лишь подтверждает наличие права собственности на недвижимое имущество за определенным лицом. Объектами незавершенного строительства следует признавать объекты, в отношении которых отсутствует разрешение на ввод в эксплуатацию. В рассматриваемом случае указанное разрешение имеется, соответственно данный объект недвижимости признается жилым домом.
Данные выводы судебных инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно статье 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, объектах незавершенного строительства, единых недвижимых комплексах, в том числе об их назначении. В соответствии с частью 8 статьи 40 названного Федерального закона снятие с государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства и государственная регистрация прекращения прав на этот объект, если государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении его были осуществлены ранее, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом созданных в результате завершения строительства этого объекта здания, сооружения или всех помещений либо машино-мест в них и государственной регистрацией прав на них.
Следовательно, право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права собственности на данное имущество.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации до регистрации права собственности на жилой дом налогоплательщик являлся собственником иного объекта недвижимого имущества — не завершенного строительством жилого дома.
Поскольку при рассмотрении вопросов о предоставлении налогоплательщикам налоговых льгот и иных преференций по налогу на имущество физических лиц налоговые органы руководствуются сведениями, полученными в рамках статьи 85 НК РФ, а также сведениями, содержащимися в документах, представленными налогоплательщиком для подтверждения его права на налоговую льготу, то выводы судов о том, что принадлежащий истцу в спорный период объект не завершенного строительством жилого дома фактически является жилым домом, и соответственно истец имеет право на налоговую льготу, предусмотренную статьей 407 НК РФ, не соответствуют положениям действующего законодательства.
Новое в законодательстве.
Пункт 5 комментируемой статьи действует с 1 января 2019 года в новой редакции и с указанной даты добавлено исключение из данной нормы: она не распространяется на гаражи и машино-места, расположенные на объектах, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ.
При применении пункта 6 комментируемой статьи также необходимо руководствоваться:
— письмом ФНС России от 12.10.2017 N БС-4-21/20636@ «О порядке подтверждения права физического лица на налоговые льготы по налогам на имущество»;
— Приказом ФНС России от 14.11.2017 N ММВ-7-21/897@ «Об утверждении формы заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, порядка ее заполнения и формата представления заявления о предоставлении налоговой льготы в электронной форме», который вступил в силу с 1 января 2018 года.
При применении положений пункта 7 статьи 407 также необходимо руководствоваться Приказом ФНС России от 15.11.2017 N ММВ-7-21/930@ «Об утверждении Рекомендуемого формата представления уведомления о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц, в электронной форме и о признании утратившим силу Приказа ФНС России от 10.09.2015 N ММВ-7-6/388@».