МРОТ растет.
Минимальные зарплаты россиян увеличатся в 2024 году
В 2024 году в России вырастет минимальный размер оплаты труда (МРОТ) более чем на 15 %. В 2023 году МРОТ составлял 16 242 рубля, в 2024 планируется — 19 242 рубля. Законопроект о повышении МРОТ правительство внесло на рассмотрение в Госдуму 29 сентября. Эксперты рассказали aif.ru, какие юридические, экономические и общественно-политические результаты даст увеличение МРОТ.
Прибавка для 5 миллионов
«Основная цель повышения МРОТ — обеспечить рост заработных плат. Как рассчитывает правительство, порядка пяти миллионов наших соотечественников, заработная плата которых ниже величины прожиточного минимума, получат прибавку, — пояснил доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ Иван Соловьёв. — Необходимо отметить, что сумма 19 242 рубля — фиксированная. Она рассчитывается не по методике, которая у нас есть уже на протяжении многих лет и будет снова с 2025 года. Фиксированный МРОТ будет только в 2024 году. Такой размер прибавки должен стать неким трамплином для долгосрочного экономического роста, о котором и задумывается правительство».
Как отметил юрист, значительное увеличение размера МРОТ должно положительно отразиться в первую очередь на зарплатах тех, чей заработок ниже минимума. Кроме того, на социальных выплатах, которые привязаны к МРОТ. Также вырастут выплаты по больничным листам, а также суммы пособий по беременности и родам, по безработице. Однако повышение МРОТ не увеличит выплаты на детей.
«Увеличение МРОТ призвано снизить бедность, социальную напряжённость, улучшить благосостояние, но один из минусов — это возможное удорожание товаров, рост инфляции. Возникнет соблазн повысить цены. Например, ввиду дополнительных расходов на заработную плату. Соответственно, будет активнее разогреваться экономика, но и цены могут немного подрасти. МРОТ, конечно, более влияет на доходы бюджетников и получателей социальных выплат из бюджета. Те же, кто работает в коммерческих структурах могут не увидеть повышения, ввиду перераспределения зарплатных составляющих. Например, снижения премиальной и увеличения окладной частей», — заключил Иван Соловьёв.
Плановая компенсация инфляции
По словам финансового аналитика, кандидата экономических наук Николая Кульбаки повышение МРОТ стало вполне ожидаемым.
«В России не так много зарплат, которые напрямую привязаны к МРОТ. Когда в законопроекте говорится о повышении МРОТ, то речь идет о том, что к МРОТ, как финансовому инструменту, привязано огромное количество платежей в бюджет. Предполагается увеличение реальной инфляции, в таком случае это фактически плановая компенсация ее роста, и один из инструментов увеличения доходной части бюджета. Параллельно, конечно, вырастут доходы малоимущих граждан», — пояснил Николай Кульбака.
Отметим, что на некоторых территориях действует так называемый «региональный МРОТ», который устанавливается в зависимости от экономической эффективности региона, его географического расположения, социально-экономических показателей. На региональный МРОТ должны ориентироваться все работодатели субъекта РФ. По соглашению между правительством субъекта, профсоюзами работников и объединениями работодателей устанавливаются условия регионального минимума. Например, в Ростовской области действует соглашение о минимальной заработной плате на период 2023 — 2025, согласно которому зарплата в регионе не может быть ниже 1,2 федерального МРОТ. В 2023 году МРОТ в России составил 16 242 рубля, поэтому МРОТ в Ростовской области рассчитывается по формуле 16 242 рубля × 1,2 = 19 490,4 рубля.
Задел на будущее
В целом позитивно к увеличению МРОТ отнесся политолог Никита Ляховецкий. По словам эксперта, в условиях инфляции даже скромное повышение МРОТ на 3000 рублей — огромное подспорье для малоимущих слоев населения. Однако, безусловно, в будущем надо отходить от практики изменения числового значения МРОТ и менять саму систему исчисления минимального размера оплаты труда.
«В настоящее время методика не отражает реальных потребностей граждан, обеспечивает не жизнь, а выживание. Потребительская корзина должна включать в себя разнообразное питание, одежду, досуг, и прочие естественные и бытовые потребности человека. Поскольку в 2024 году повышение МРОТ производится не по ранее принятым расчетам, есть вероятность, что методики будут пересмотрены, и в 2025 году граждане смогут увидеть другие суммы в расчетных листках», — сказал Никита Ляховецкий.
Путин объявил о дополнительном повышении МРОТ — до 19 242 рублей
Владимир Путин пообещал, что правительство РФ будет и дальше повышать минимальный размер оплаты труда (МРОТ) темпами выше инфляции.
В ходе оглашения послания Федеральному собранию президент предложил с 1 января 2024 года вдобавок к запланированному повышению МРОТ провести еще одно — на дополнительные 10%. Таким образом, по словам Путина, минимальный размер оплаты труда в РФ вырастет на 18,5% — до 19 242 рублей.
Также президент предложил увеличить образовательный налоговый вычет на детей с 50 до 100 тысяч рублей, а вычет за лечение — со 120 до 150 тысяч рублей.
С 1 января 2023 года минимальный размер оплаты труда составляет 16 242 рубля в месяц. За прошедший год МРОТ вырос на 6,3%.
Законодательно установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2023 года
Глава государства подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».
Федеральный закон принят Государственной Думой 7 декабря 2022 года и одобрен Советом Федерации 14 декабря 2022 года.
Справка Государственно-правового управления
Федеральным законом минимальный размер оплаты труда с 1 января 2023 года устанавливается в сумме 16 242 рубля в месяц.
Кроме того, Федеральным законом предусматривается, что в 2023 и 2024 годах минимальный размер оплаты труда будет исчисляться исходя из темпа его роста, превышающего на три процентных пункта темп роста величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Минимальный размер оплаты труда (подготовлено экспертами компании "Гарант")
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ, федеральный МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом. Применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования
Сумма (рублей в месяц)
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 19 декабря 2022 г. N 522-ФЗ)
Постановление Правительства РФ от 28 мая 2022 г. N 973
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 6 декабря 2021 г. N 406-ФЗ)
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 29 декабря 2020 г. N 473-ФЗ)
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 463-ФЗ)
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 481-ФЗ)
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 7 марта 2018 г. N 41-ФЗ)
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 421-ФЗ)
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 460-ФЗ)
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 2 июня 2016 г. N 164-ФЗ)
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 376-ФЗ)
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 408-ФЗ)
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 2 декабря 2013 г. N 336-ФЗ)
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 232-ФЗ)
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 1 июня 2011 г. N 106-ФЗ)
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 24 июня 2008 г. N 91-ФЗ)
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ)
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 198-ФЗ)
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 198-ФЗ)
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 198-ФЗ)
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 1 октября 2003 г. N 127-ФЗ)
ГАРАНТ:
Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ (РМЗП, региональный МРОТ) может устанавливаться региональным соглашением о минимальной заработной плате для работников, работающих на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Применяется только для регулирования оплаты труда. Не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом
Если не установлен или установлен ниже МРОТ, применяется федеральный минимум
Севастополь — не установлен, действует федеральный МРОТ
Архангельская область — не установлен, действует федеральный МРОТ
Астраханская область — не установлен, действует федеральный МРОТ
Владимирская область — не установлен, действует федеральный МРОТ
Вологодская область — не установлен, действует федеральный МРОТ
Запорожская область — не установлен, действует федеральный МРОТ
Иркутская область — не установлен, действует федеральный МРОТ
Кировская область — не установлен, действует федеральный МРОТ
Красноярский край — не установлен, действует федеральный МРОТ
Мурманская область — не установлен, действует федеральный МРОТ
Новосибирская область — не установлен, действует федеральный МРОТ
Оренбургская область — не установлен, действует федеральный МРОТ
Орловская область — не установлен, действует федеральный МРОТ
Пермский край — не установлен, действует федеральный МРОТ
Пензенская область — не установлен, действует федеральный МРОТ
Рязанская область — не установлен, действует федеральный МРОТ
Республика Адыгея (Адыгея) — не установлен, действует федеральный МРОТ
Республика Калмыкия — не установлен, действует федеральный МРОТ
Республика Коми — не установлен, действует федеральный МРОТ
Республика Мордовия — не установлен, действует федеральный МРОТ
Самарская область — не установлен, действует федеральный МРОТ
Свердловская область — не установлен, действует федеральный МРОТ
Смоленская область — не установлен, действует федеральный МРОТ
Тамбовская область — не установлен, действует федеральный МРОТ
Тверская область — не установлен, действует федеральный МРОТ
Хабаровский край — не установлен, действует федеральный МРОТ
Херсонская область — не установлен, действует федеральный МРОТ
Челябинская область — не установлен, действует федеральный МРОТ
Чукотский автономный округ — не установлен, действует федеральный МРОТ
Базовая сумма, применяемая при исчислении стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, исчислении налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчислении платежей по гражданско-правовым обязательствам, размер которых в соответствии с законодательством РФ определяется в зависимости от МРОТ