Фискальная нагрузка по страховым взносам
Фискальная нагрузка по СВ (страховым взносам) необходима для оценки уровня риска появления налоговых правонарушений. Этот показатель используется налоговиками для выявления налогоплательщиков, которых надо включить в план проверок в первую очередь (чем выше степень риска, тем с большей вероятностью будет назначена на следующий год проверка). При сопоставлении расчетных величин по налоговой нагрузке с нормативными специалисты контролирующего органа принимают за основу среднеотраслевое значение конкретного параметра.
Усредненные показатели налоговой нагрузки в процентах приведены в приказе авторства ФНС от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@. В приложении 3 этого правового акта представлены данные за 2017 год в разбивке по направлениям деятельности субъектов предпринимательства. Здесь же приведена справочно фискальная нагрузка по СВ. Такие данные налоговый орган готовит ежегодно с учетом обновленной статистики по отраслям. Измененные показатели находятся в общем доступе – они публикуются на сайте ИФНС. Величина страховых взносов начала учитываться в составе факторов, влияющих на уровень фискальной нагрузки, с 2017 года после передачи функций администратора этих платежей от страховых фондов налоговикам.
Фискальная нагрузка по СВ – что это такое
Под налоговой нагрузкой понимается относительная величина ресурсов, отвлекаемых субъектом хозяйствования из оборота для уплаты налоговых обязательств перед бюджетом. Этот показатель позволяет оценить уровень влияния налогов на текущую рентабельность деятельности. Фискальную нагрузку можно выводить по разным параметрам:
- в целом по государству;
- в разбивке по субъектам РФ;
- по отраслям предпринимательской деятельности;
- по категориям предприятий, сгруппированным по однородным признакам;
- по отдельным субъектам хозяйствования или физическим лицам.
Базой для оценки уровня налогового давления могут выступать, в том числе, начисляемые и уплачиваемые страховые взносы. Абсолютное и относительное значение налоговой нагрузки требуется для объективного анализа деятельности предприятия, составления плана проверочных мероприятий контролирующими органами. Субъектам предпринимательства этот параметр дает возможность оценить уровень налоговых рисков.
Фискальная нагрузка по страховым взносам: алгоритм расчета
Порядок выведения показателя налоговой нагрузки регламентирован Приказом № ММ-3-06/333@. В документе приведена универсальная формула, по которой производится анализ налоговых рисков. Более подробные рекомендации даются в письменных разъяснениях ФНС:
- письмо от 25.07.2017 г. № ЕД-4-15/14490@;
- письмо от 29.06.2018 г. № БА-4-1/12589@.
В последнем документе приведен алгоритм расчета нагрузки именно по страховым взносам:
Совокупный объем уплаченных в бюджет страховых взносов / Выручка (не включающая сумму НДС и акцизов) х 100%.
Общая фискальная нагрузка определяется по формуле:
Размер уплаченных налогов, в числе которых значится и НДФЛ / (Вырученные средства без учета НДС и акциза + Прочие доходные поступления) х 100%.
Для самоанализа субъектам хозяйствования рекомендуется вычислять текущий уровень налоговой нагрузки и сравнивать его с опубликованным на сайте ФНС среднеотраслевым показателем. Значительное превышение или занижение этого параметра могут стать причиной пристального внимания к деятельности компании со стороны налоговиков. Желательно сравнивать расчетные величины отчетного периода с предыдущими годами. Анализ изменений в динамике позволит понять, насколько существенным может оказаться влияние налогов на результаты деятельности в перспективе.
При низком уровне налоговой нагрузки налоговики перед принятием решения о включении предприятия в план проверок истребуют письменные пояснения. Если доводы компании покажутся проверяющим объективными и обоснованными, проверку в ближайшее время можно не ждать. Но если объяснения субъекта хозяйствования не смогут убедить налоговиков в отсутствии правонарушений, ФНС инициирует проведение проверки деятельности налогоплательщика.
Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2020 году: изменения
Налоговая нагрузка — один из главных показателей, по которым вычисляется определенный минимум по уплате взносов в бюджет. Если предприятие по результатам деятельности не «дотянуло» до минимума в своей сфере, то это может стать поводом для выездной проверки налоговиками. ФНС на своем сайте опубликовала новые значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2019 год. Татьяна Амелина, генеральный директор компании «Невская Перспектива», рассказывает, что поменялось и как вычислить свою налоговую нагрузку.
Что такое налоговая нагрузка
Этот термин обозначает долю выручки, уплаченную предприятием в бюджет. Зачастую по значению данного коэффициента налоговая инспекция понимает, достаточно ли честно ведется бизнес. ФНС рассчитывает средние значения нагрузки по каждому виду деятельности и публикует таблицы с коэффициентами.
Также значение налоговой нагрузки используют банки, когда принимают решение о выдаче кредита или обслуживании компании. Если размер выплат в бюджет от общего оборота по счету меньше, чем установленный законом, то бизнес считается недобросовестным.
Все, что нужно знать, для работы с отчетностью ОСНО в 2023 году расскажут эксперты по бухгалтерскому и налоговому учету на курсе повышения квалификации «Бухгалтер на ОСНО: налоговая и бухгалтерская отчетность». Вы обретете уверенность в своих знаниях, получите практические навыки заполнения отчетности и будете работать без ошибок!
Безопасные значения налоговой нагрузки в 2020 году
Данные значения меняются каждый год и публикуются ФНС в соответствии с данными статистической отчетности. Ниже представлена таблица с коэффициентами, которыми руководствуются налоговики в 2020 году:
Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)
2019 год
Налоговая нагрузка, %
Справочно: фискальная нагрузка по СВ, %
Всего
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство — всего
4,5
5,2
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях
лесоводство и лесозаготовки
Добыча полезных ископаемых — всего
41,4
1,7
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — всего
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических
Обрабатывающие производства — всего
7,6
2,1
производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий
производство текстильных изделий, одежды
производство кожи и изделий из кожи
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения
производство бумаги и бумажных изделий
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации
производство кокса и нефтепродуктов
производство химических веществ и химических продуктов
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях
производство резиновых и пластмассовых изделий
производство прочей неметаллической минеральной продукции
производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования
производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки
производство компьютеров, электронных и оптических изделий
производство электрического оборудования
производство прочих транспортных средств и оборудования
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха — всего
7,1
2,4
производство, передача и распределение электроэнергии
производство и распределение газообразного топлива
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений — всего
9,9
5,1
Строительство
11,9
4,7
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов — всего
2,8
1,1
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — всего
10,5
6,2
Транспортировка и хранение — всего
6,4
4,6
деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки
деятельность трубопроводного транспорта
деятельность водного транспорта
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность
Деятельность в области информации и связи — всего
17,2
5,5
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом
25,0
6,0
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги
17,9
10,0
Если предприятие занимается несколькими видами деятельности, то нужно ориентироваться на значения налоговой нагрузки для того, который указан основным. В случае, когда компания перешла на работу в другой отрасли, необходимо своевременно вносить данные об этом в ЕГРЮЛ. Если деятельность предприятия не попадает ни под один из видов, указанных в списке выше, то нужно искать значения для ближайшего по своей отрасли.
Как посчитать налоговую нагрузку
В первую очередь нужно понимать, что именно брать для расчета. Согласно последним указаниям налоговиков:
выручка берется без акцизных сборов и НДС;
страховые взносы исключаются из расчета;
доход берется из строки 2110 годового отчета о финансовых результатах;
в сумму налогов включается уплаченный НДФЛ.
Коэффициент налоговой нагрузки вычисляется по формуле:
Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных налогов ÷ Доходы × 100.
Пример расчета
Из налоговой декларации машиностроительного предприятия следует, что компания за прошлый год выплатила налоги на сумму 850 000 рублей. При этом страховые взносы составили 330 000 рублей. Выручка компании — 9,5 миллиона рублей (без НДС). Рассчитаем имеющуюся налоговую нагрузку:
850 000 ÷ 9 500 000 × 100 = 8,94.
Нагрузка по страховым взносам равна:
330 000 ÷ 9 500 000 × 100 = 3,47.
Теперь нужно сравнить полученные величины со средними отраслевыми за 2019 год. Для машиностроения общая нагрузка равна 9,9, а по страховым взносам — 4,4. Можно подвести итог, что данное предприятие платит меньше налогов, чем компании в среднем в этой отрасли предпринимательства. Поэтому бизнес находится под пристальным вниманием фискалов — предприятие может быть включено в план выездных проверок налоговой или потребуется объяснение с ФНС.
Формулы расчетов для разных видов налогообложения
Налоговая инспекция рассчитывает нагрузку для каждого предприятия отдельно, в зависимости от типа налогообложения и разновидности налогов. Рассмотрим подробнее методы вычисления для каждого частного случая.
Для организаций на ОСНО
Налоговая нагрузка = (Сумма НДС к уплате в бюджет Сумма налога на прибыль, посчитанная к уплате) ÷ Выручка × 100, где:
сумма НДС берется из строки 40, раздел 1 декларации НДС;
величина налога — из строки 180, лист 2 декларации на прибыль;
выручка — из строки 2110 бухгалтерской отчетности.
Для индивидуальных предпринимателей на ОСНО
Налоговая нагрузка = НДФЛ ÷ Общая сумма налогооблагаемого дохода × 100, где:
НДФЛ берется из строки 40, раздел 1 декларации 3-НДФЛ;
величина дохода — из строки 60, раздел 2 декларации 3-НДФЛ.
Для индивидуальных предпринимателей и организаций на УСН
Налоговая нагрузка = Сумма перечисленного налога ÷ Сумма полученного дохода × 100, где:
сумма налога берется из строки 133, разделов 2.1.1, 2.1.2 и страницы 273, 280, раздела 2.2 декларации по УСН;
сумма доходов — из строки 113, разделов 2.1.1, 2.1.2 и страницы 213, раздела 2.2 декларации по УСН.
Для индивидуальных предпринимателей и организаций на ЕСХН
Налоговая нагрузка = Сумма исчисленного налога ÷ Сумма полученных доходов × 100, где:
величина налога берется из строки 50, раздел 2 декларации по ЕСХН;
сумма дохода берется из строки 10, раздел 2 декларации по ЕСХН.
Если у предприятия есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, НДПИ, пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.
Нагрузка по НДС
Для компаний, использующих этот вид налога, фискальная служба рассчитывает также удельный вес вычетов по следующей формуле:
Удельный вес вычетов = Общая сумма вычетов ÷ Общая сумма начисленного НДС × 100%, где:
сумма вычетов берется из строки 190, раздел 3 декларации НДС;
сумма НДС — из строки 118, раздел 3 декларации НДС.
Если результат вычислений больше 89%, то предприятие будет отнесено к группе риска, поэтому стоит перед каждой подачей декларации проверять удельный вес вычетов по НДС. В случае превышения лучше перенести часть вычетов на будущее либо оставить как есть и подготовить ответы на вопросы налоговиков и подтверждающие документы.
Нагрузка по НДФЛ
Вычисление налоговой нагрузки по НДФЛ определяется по формуле:
Налоговая нагрузка по НДФЛ = Исчисленный НДФЛ ÷ Общая сумма доходов от этой деятельности × 100%.
Налоговая инспекция потребует объяснений, если полученное значение будет слишком низким. Для юридических лиц важным показателем здесь будет динамика выплат, ФСН обратит пристальное внимание на компанию, если:
Суммы НДФЛ уменьшились относительно прошлых периодов более чем на 10% по итогам квартала или года.
По размеру НДФЛ было выявлено, что на предприятии выплачиваются заработные платы ниже среднего уровня по региону.
Также просматриваются суммы страховых взносов — не снизились ли они при том же самом количестве сотрудников.
Как контролировать налоговую нагрузку
Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:
работающие с отрицательными показателями доходности;
с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
с долгами по оплате налогов;
с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.
Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.
С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.
Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:
проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.
Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.
Как объяснить низкую налоговую нагрузку
Практически у каждого недавно открывшегося предприятия уровень будет ниже требуемого по законодательству. Обычно фискальные службы учитывают дату создания компании при каждой проверке документов, но может понадобиться дополнительно предоставить разъяснения в ФНС.
сменить основной ОКВЭД и сообщить в фискальную службу, что и раньше работали по нему — законодательно это не запрещено;
самостоятельно посчитать налоговую нагрузку отдельно по каждому виду деятельности компании.
Пересчет нагрузки может быть полезен и в плане проверки — включили ли в расчет налоговой нагрузки НДФЛ. Об этом налоге в ФНС нередко забывают, и в итоге получается завышенный показатель.
Если все значения рассчитаны правильно, то предприятие может объяснить свой заниженный коэффициент налоговой нагрузки так:
осуществляется не только производственная деятельность, но есть и инвестиционные вложения;
много усилий направлено на развитие производственной (или торговой) сети;
началось осваивание нового вида деятельности (подойдет для компаний, работающих уже несколько лет).
Можно также указать налоговикам данные из статистики по конкретному региону и отрасли, что за данный период были объективные причины ухудшения дел. Это может быть упадок в сфере деятельности бизнеса или в смежной сфере, где находятся главные покупатели и так далее. Например, часто указываются такие объективные обстоятельства уменьшения налоговой нагрузки:
снижение объемов продаж продукции;
сильное повышение стоимости сырья у поставщиков;
рост административных расходов, заработных плат сотрудников, других издержек.
Все данные необходимо подкреплять отчетами из прошлых периодов, где все было в порядке и налоговая нагрузка была выше. Тогда будет видно, что компания действительно в данное время столкнулась с проблемами, которые потянули за собой уменьшение перечислений в бюджет.
Некоторые послабления для клиентов банков
До конца сентября 2020 года предусмотрены некоторые послабления для юридических лиц в качестве меры поддержки бизнеса в посткарантинный период. Они касаются клиентов банков — теперь организации с налоговой нагрузкой менее 0,9% от оборота не будут считаться подозрительными, как это было раньше. Предельная граница доли налоговых платежей от суммы оборота по счету может составлять минимум 0,5%.
-
Минимальная налоговая нагрузка — временно от 0,5%, с начала октября вернется к докризисным 0,9%.
-
Отсутствие в списке у компании-клиента банка покупателей или поставщиков из списков 550-П и 639-П, уличенных в нарушении законодательства.
-
Наличие платежей, которые свидетельствуют о реальности деятельности бизнеса. Например, оплата со счета предприятия за воду, интернет, канцтовары, аренду офиса, телефон, зарплаты и других социальных взносов сотрудникам, страховых взносов, НДФЛ и так далее.
-
Достаточно частые снятия наличности или вывод средств с корпоративной карты через займы физическим лицам, в том числе руководителю.
Все эти меры направлены на отслеживание компаний, которые занимаются «отмыванием» денег. Поэтому чем реальнее траты и поступления на счет предприятия, тем благонадежнее бизнес в глазах банков.
Индекс проверки бизнеса
Несмотря на то, что количество проверок в России снижается, контроль за компаниями, как плановый, так и внеплановый, остается. Мероприятия контроля – почти всегда стресс для представителей предприятия. Нужно ли говорить о том, что коммерсанты хотят заранее быть готовыми к ревизиям? Для оценки такой вероятности можно использовать как базовые критерии – они поименованы в законодательстве, так и изменяемые – их публикуют ведомства.
Для начала напомним, что инспекторы не могут назначать проверку без веских на то причин. Существуют определенные критерии, когда бизнес подлежит контролю. Как правило, для этого бизнес должен выйти за определенные лимиты, причем существенно, в этом случае компания неминуемо привлечет к себе внимание ревизоров. Такие лимиты определяются как средние значения по отрасли и размеру компаний.
Теперь, когда мы разобрались с самой сутью разного рода контрольных мероприятий, можно вернуться к основной теме статьи.
Показатели нагрузки
Итак, для точного определения необходимости проведения налоговой проверки ревизоры используют показатели налоговой нагрузки и рентабельности.
Напомним, что при планировании выездных проверок контролеры применяют 12 критериев. Все они приведены в приказе ФНС от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@. Налогоплательщик, соответствующий критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок. Некоторые критерии имеют числовые показатели, которые обновляются ежегодно. В частности, к ним относятся налоговая нагрузка (критерий № 1) и уровень рентабельности бизнеса (критерий № 11).
Ревизоры не держат в секрете показатели, которые используются ими для принятия решения о начале проверки. Поэтому компании могут самостоятельно оценить риски своей встречи с контролерами.
Налогоплательщик может быть включен в план выездных проверок, если его налоговая нагрузка ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли. Нагрузка рассчитывается по формуле:
сумма налогов и сборов за календарный год по данным отчетности | ÷ | оборот организаций (по данным Росстата) | × | 100 % |
Исходя из формулы расчета налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (М.: ИНФРА-М, 2011) придает два значения, определяя его как степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей, т. е. как относительную величину, и обременение, возникающее вследствие обязанности платить налоги, т. е. как абсолютную величину.
Первое из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа; оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в вышеперечисленных документах ФНС России.
Таким образом, нагрузка – это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта. Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:
- для государства в целом или по его регионам,
- по отраслям хозяйства страны или регионов,
- по группе сходных предприятий,
- по отдельным хозяйствующим субъектам,
- на конкретного человека.
В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой могут являться, например, выручка (с НДС или без него), доходы, источник уплаты налога (прибыль или затраты), вновь созданная стоимость, ожидаемый доход или планируемая прибыль.
Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в базе по этому налогу. В письмах ФНС от 17 июля 2013 года № АС-4-2/12722 и от 25 июля 2017 года № ЕД-4-15/14490@ это понятие определяется как налоговая нагрузка по соответствующему налогу.
Расчет рентабельности
Из огромного количества видов рентабельности компаний или, иными словами, эффективности их работы, налоговиков интересуют два вида:
- рентабельность продажи товаров,
- рентабельность использования активов.
Отметим, что «продажа товаров» – не более чем фигура речи. Под товарами налоговики понимают и услуги, и работы, и даже аренду.
Формула рентабельности любого из видов – всегда соотношение. При расчете рентабельности двух указанных видов налоговики используют:
- в знаменателе – финансовый результат;
- в числителе – данные бухучета, отражающие себестоимость продаж или стоимость активов соответственно.
Однако необходимо ориентироваться не на средние показатели, а на вид деятельности (ОКВЭД 2), который указан в балансе.
Изменения значений
Последнее обновление показателей налоговой нагрузки и рентабельности было опубликовано на сайтах Минфина и ФНС России. Теперь ориентиром для планирования налоговых проверок будут значения 2019 года. Порядок разработки и утверждения контрольных мероприятий закреплен в приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@.
Заметим, что по сравнению с показателями 2018 года по некоторым отраслям значения показателей выросли.
Например, по отрасли строительства рентабельность изменилась с 6,1 до 7 %. А по деятельности в сфере здравоохранения значение налоговой нагрузки увеличилось с 6,4 до 6,7 %. В некоторых видах предпринимательства показатели, наоборот, уменьшились. Так, в сфере производства одежды значение рентабельности в 2019 году составило 7,8 %, тогда как в 2018 этот же показатель был равен 9,2%.
Соблюдение правил
Стоит отметить, что «подстраивать» бизнес под данные коэффициенты – не лучшая тактика. Все-таки предпринимательская деятельность ведется для получения прибыли, а не налоговой экономии. Любая махинация с показателями может обернуться большими проблемами для бизнеса.
Так что рентабельность и нагрузку, конечно, нужно контролировать, но лишь в целях понимания финансового состояния компании и оценки приближения сроков проведения налоговых проверок.
Расчет налоговой нагрузки: механизм контроля над бизнесом компании
Одно из оснований для назначения выездной налоговой проверки — уровень налоговой нагрузки компании ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли. Наши рекомендации помогут компаниям самостоятельно определить риск того, что налоговая инспекция обратит внимание на показатели налоговой нагрузки и назначит выездную налоговую проверку
ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ КОМПАНИИ
Понятие налоговой нагрузки можно рассматривать в нескольких направлениях. Для собственников бизнеса под налоговой нагрузкой чаще всего подразумевается соотношение суммы начисленных за отчетный период налогов к сумме прибыли, которое показывает, какую часть доходов предприятие отдает государству.
Для целей планирования результатов деятельности компании налоговая нагрузка равна сумме произведений ставки установленных законом налогов на величину налогооблагаемой базы для каждого из налогов.
Государство же в лице налоговой инспекции считает налоговую нагрузку как показатель, на основе которого можно сделать вывод о том, применяет ли компания те или иные схемы уклонения от уплаты налогов и нужно ли включать эту компанию в план выездных проверок. Рассмотрим налоговую нагрузку именно с точки зрения механизма контроля над бизнесом компании со стороны налоговой инспекции.
Еще в 2007 г. была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок[1], которая определила величину налоговой нагрузки компании в качестве общедоступного критерия самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. В соответствии с данной Концепцией одно из оснований для назначения выездной проверки — «налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
В 2012 году Приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@ было установлено, что приложение 3 Концепции, содержащее показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом, ежегодно не позднее 5 мая пополняется данными за прошедший год. Например, показатели за 2019 г. приведены в табл. 1.
Таблица 1
Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2019 г.*
Справочно: Налоговая нагрузка рассчитана как отношение суммы налогов и сборов по данным официальной статистической отчетности ФНС России к обороту организаций по данным Росстата, умноженное на 100 %