Кто начисляет платежи за коммунальные услуги в москве
Перейти к содержимому

Кто начисляет платежи за коммунальные услуги в москве

  • автор:

Расчеты за жилищно-коммунальные услуги через автоматизированную систему управления «Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ» (система АСУ ЕИРЦ) на базе ГБУ «МФЦ города Москвы»

АСУ ЕИРЦ – это городская информационная система, предназначенная для автоматизации процессов начисления и учета платежей за жилые и нежилые помещения, коммунальные и прочие услуги, а также обеспечения информационного обмена между участниками системы и сопровождения государственных услуг.

Формирование начислений за жилищно-коммунальные услуги в системе АСУ ЕИРЦ производит ГБУ МФЦ города Москвы.

В настоящее время через систему АСУ ЕИРЦ обслуживается около 90% многоквартирных домов Москвы, начисления по ЖКУ ведутся по 3,9 млн. лицевых счетов.

«Визитной» карточкой АСУ ЕИРЦ является Единый платежный документ (ЕПД). ЕПД получают более 87% москвичей.

Система АСУ ЕИРЦ помогает управляющим организациям.

Центры государственных услуг районов (МФЦ), оснащенные новейшими информационными технологиями и располагающие автоматизированной системой начисления и приема платежей, становятся для управляющих организаций надежным и квалифицированным партнером.

Опыт показывает, что ведение расчетов за ЖКУ через систему АСУ ЕИРЦ позволяет существенно сократить операционные и базовые расходы управляющих компаний.

МФЦ предоставляет управляющим компаниям возможность войти в единую систему города по оплате ЖКУ с учетом предоставления субсидий и льгот на оплату ЖКУ.

Взаимодействие с МФЦ избавляет управляющие организации от расходов:
 на поддержку и внесение изменений в программное обеспечение для проведения начислений и сбора платежей за ЖКУ (при изменении законодательной базы и др.);
 на организацию начисления платежей за ЖКУ;
 на содержание офиса и оплату труда персонала, производящего начисления;
 на доставку платежных документов;
 на приобретение оборудования для печати платежных документов;
 на оплату дополнительных сервисных функций (колл-центры, личные кабинеты на сайтах и т.д.);
 на информационную работу с населением.

Не менее важно и то, что управляющая организация, сотрудничающая с МФЦ, не только сокращает расходы, но и улучшает свой имидж. Люди больше склонны доверять тем организациям, которые ведут расчеты через государственную структуру, каковой и является МФЦ. Жителям важно также получать объективную информацию о начислении платежей, эта процедура должна быть прозрачной и понятной для них.

Доступ ТСЖ, ЖСК и других управляющих организаций к системе АСУ ЕИРЦ дает им возможность сосредоточиться на основных задачах по управлению многоквартирным домом – на обеспечении благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащем содержании общего имущества, на предоставлении коммунальных услуг должного качества. Ведь МФЦ на безвозмездной основе по договору берет на себя достаточно трудоемкие и затратные задачи, связанные с начислением и сбором платы за ЖКУ, ведением паспортной работы, обеспечением взаимодействия, необходимого для предоставления жителям дома мер социальной поддержки, и т.д.

КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА

Управляющая организация, вступив в управление МКД, обязана заключить с РСО договор поставки ресурса. На основании данных договоров (управления, поставки) и при наличии необходимых документов, предусмотренных законодательством, УК заключает Договор «Об организации расчетов населения за жилищно-коммунальные и связанные с ними услуги на основании Единого платежного документа».

Перечень документов, необходимых для заключения договоров на выполнение функций по начислению платы за жилые помещения, коммунальные услуги, обслуживание запирающих устройств и иные услуги утвержден Постановлением 11.05.2017 № 267-ПП «Об утверждении регламента взаимодействия государственного бюджетного учреждения города Москвы «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы» с лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, ресурсоснабжающими организациями, поставщиками иных услуг и кредитной организацией».

Четырехсторонний договор: Банк, УК, МФЦ, РСО.
При 4-стороннем договоре денежные средства с транзитного счета в банке поступают на расчетный счет РСО. На р/счет УК поступают только оплаты за жилищные услуги.

Обработку платежей населения и их расщепление в адрес ресурсоснабжающих организаций осуществляет Банк — финансовый оператор системы. Система финансового оператора интегрирована с городской системой АСУ ЕИРЦ.

В каждом районе открыт отдельный транзитный счет. С транзитного счета района денежные средства расщепляются Банком по каждому коду услуги в адрес управляющей организации и ресурсоснабжащих организаций.

В ежедневном режиме on-line происходит обмен файлами между системами Банка и АСУ ЕИРЦ в части начислений и оплат.

Жителям многоквартирных домов, которые ведут расчеты через МФЦ, ежемесячно в почтовые ящики доставляется Единый платежный документ (ЕПД).

Форма ЕПД является унифицированной и соответствует требованиям постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Необходимо отметить, что данная форма ЕПД является приложением к договорам на расчеты населения за ЖКУ через ЕПД, заключаемым между МФЦ города Москвы, банковской организацией, управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией.

Дополнительно осуществляется формирование и печать долговых ЕПД (в целях информирования жителей о наличии задолженности и возможности оплаты без посещения МФЦ).

Печать и доставка ЕПД осуществляется безвозмездно для потребителей — за счет средств бюджета города Москвы.

ЕПД печатаются с полным набором услуг и конвертируются в закрытом виде в целях соблюдения норм федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», что обеспечивает контроль защищенности конфиденциальной информации от санкционированного доступа, от утечки информации третьим лицам. Кроме того, ЕПД защищен от коммерческой рекламы.

Единый платежный документ, возможно оплатить через:
 Портал Мэра Москвы,
 платежные терминалы и платежные системы,
 банки и банкоматы,
 через отделения Почты России.

В Москве созданы все условия для дистанционной оплаты ЖКУ и минимального сбора комиссии (на Портале Мэра Москвы).

Средства жителей, поступающие в счет оплаты за ЖКУ по единому платежному документу, не аккумулируются на счетах управляющих организаций (кроме платежей за услуги, которые оказывает УК), а расщепляются по поставщикам ресурсов и услуг финансовым оператором системы АСУ ЕИРЦ. Это обеспечивает собираемость платежей в валовом показателе более 98%, позволяет исключить нецелевое использование средств, обеспечивает стабильную работу предприятий коммунального сектора, позволяет вести аналитический учет финансовых потоков и жестко регулировать ценовую и тарифную политику.

Посредством АСУ ЕИРЦ обеспечивается информационное взаимодействие с:
 ГКУ «Городской центр жилищных субсидий» (предоставление данных о начислениях за ЖКУ с целью расчета размера субсидии);
 финансовым оператором в части обмена информацией о начислениях и оплатах ЖКУ;
 ГУП «МосгоБТИ» с целью актуализации данных о зданиях и строениях;
 ДСЗН с целью получения данных об умерших гражданах и использованию их при формировании начислений за ЖКУ.

АСУ ЕИРЦ аттестована согласно требованиям Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

АСУ ЕИРЦ зарекомендовала себя как уникальный и незаменимый продукт при расчете и начислениях за услуги ЖКХ в условиях социально ориентированного мегаполиса. При эксплуатации АСУ ЕИРЦ в городе Москва улучшилось качество обслуживания населения, уменьшился общий уровень задолженности по оплате ЖКУ по городу.

Высокое качество обслуживания населения через многофункциональные центры районов — обеспечивается за счет администрирования (в рамках административных регламентов государственными организациями ГБУ МФЦ) обслуживания населения в части предоставления государственных услуг с максимальными удобными параметрами обслуживания — по принципу «одного окна», в шаговой доступности, по экстерриториальному принципу.

Жителям МКД, которые ведут расчеты за ЖКУ через систему АСУ ЕИРЦ, гарантируется возможность контроля за правильностью начислений и предоставлением льгот и субсидий. Обращение в МФЦ по вопросам начислений за ЖКУ, тарифам на коммунальные ресурсы и услуги возможно в ежедневном режиме с 8-00 до 20-00 без выходных.

Кто начисляет платежи за коммунальные услуги в москве

ГБУ ЕИРЦ города Москвы

Обслуживание АСУ ЕИРЦ

Обслуживание
АСУ ЕИРЦ

Государственное задание

Государственное задание

Эксплуатация ОДУУ

Обслуживание приборов учета

Обслуживание приборов учета

Система АСУПР

ОБ УЧРЕЖДЕНИИ

Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Единый информационно-расчетный центр города Москвы» (ГБУ «ЕИРЦ города Москвы») создано в 2012 г. на основании распоряжения Правительства Москвы от 25 июля 2012 г. № 392-РП «О создании ГБУ «ЕИРЦ города Москвы».

Учредителем ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» является город Москва. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы.

ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных федеральными законами, законами города Москвы, нормативными правовыми актами Правительства Москвы полномочий города Москвы в сферах:

— информационно-технического сопровождения мероприятий по начислению, сбору и распределению платежей за жилые и нежилые помещения, коммунальные и прочие услуги;

— организации коммерческого учета и эксплуатации общедомовых узлов учета (ОДУУ) тепловой энергии и горячего водоснабжения в многоквартирных домах и учреждениях социальной сферы города Москвы;

— сопровождения и обслуживания автоматизированной системы учета потребления ресурсов.

ПОРТАЛ ГОСУСЛУГ МОСКВЫ

Все государственные услуги, которые можно получить онлайн или в центре госуслуг вашего района.

Еженедельные голосования среди москвичей по важным городским вопросам. Проект для тех, кому важно, что происходит в Москве.

САЙТ МЭРА МОСКВЫ

Общие сведения о мэрии. Нормативные документы. Программы правительства Москвы. Общие сведения об отраслевых и функциональных органах администрации.

Российская энергетическая неделя 2023

Центральная тема РЭН-2023 «Новая реальность мировой энергетики: создавая будущее».

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ

Телефонный терроризм. Что делать при обнаружении подозрительного предмета? Об экстремизме. Признаки вербовщика.

Кто начисляет платежи за коммунальные услуги в москве

ЖК РФ Статья 155. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 155 ЖК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее — иной специализированный потребительский кооператив).

(в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:

1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Платежные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный частью 2 настоящей статьи.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

2.2 — 2.3. Утратили силу с 1 января 2018 года. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 485-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.

4. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 03.04.2018 N 59-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Наниматель жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги наймодателю такого жилого помещения, если данным договором не предусмотрено внесение нанимателем платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 217-ФЗ)

5. Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 25.12.2012 N 271-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 25.12.2012 N 271-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. В случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится лицами, указанными в пунктах 1 — 5 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, управляющей организации.

(в ред. Федеральных законов от 05.04.2013 N 38-ФЗ, от 03.04.2018 N 59-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Об особенностях применения ч. 6.2 ст. 155 к контрактам на услуги по обращению с ТКО, заключенным до 01.01.2016 на срок более 10 лет, см. ФЗ от 29.12.2014 N 458-ФЗ.

6.2. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

(часть 6.2 введена Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.3. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.04.2018 N 59-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 25.12.2012 N 271-ФЗ, от 03.04.2018 N 59-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.04.2018 N 59-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.2. В случае заключения лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 13 статьи 161 настоящего Кодекса, а также в случае, если договор управления многоквартирным домом заключен с указанным лицом в соответствии с частью 8 статьи 161 настоящего Кодекса, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится такой управляющей организации.

(часть 7.2 введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 38-ФЗ)

7.3. При осуществлении застройщиком управления многоквартирным домом без заключения договора управления таким домом с управляющей организацией плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, застройщику.

(часть 7.3 введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 38-ФЗ)

7.4. При заключении застройщиком в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, такой управляющей организации.

(часть 7.4 введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 38-ФЗ)

Ст. 155 (в ред. ФЗ от 03.04.2018 N 59-ФЗ) в части внесения платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с ТКО распространяется на отношения, возникшие из договоров, заключенных до 03.04.2018.

7.5. В случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

(часть 7.5 введена Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ)

8. Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

9. Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

10. Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

О выявлении конституционно-правового смысла ч. 11 ст. 155 см. Постановление КС РФ от 02.12.2022 N 52-П.

11. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.07.2010 N 237-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Плата за коммунальные услуги, предоставляемые временным жильцам, вносится нанимателем жилого помещения в соответствии с дополнительным соглашением с наймодателем, заключенным на срок проживания временных жильцов.

13. Наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.

До 01.01.2024 размер пени определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.03.2022 N 474.

Ст. 155 (в ред. ФЗ от 03.11.2015 N 307-ФЗ) распространяется на отношения, возникшие из договоров, заключенных до 05.12.2015.

14. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

(часть 14 в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

До 01.01.2024 размер пени определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.03.2022 N 474.

14.1. Собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.

(часть 14.1 введена Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 03.11.2015 N 307-ФЗ, от 03.07.2016 N 355-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. При этом наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе взыскивать в судебном порядке просроченную задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

(часть пятнадцатая введена Федеральным законом от 03.06.2009 N 121-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 214-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. При привлечении лицами, указанными в части 15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.

(часть 16 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 417-ФЗ)

17. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги может вноситься с использованием системы, в том числе на основании договоров на поставку ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, на предоставление коммунальных услуг, заключенных в электронной форме с использованием системы.

(часть 17 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

18. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, не вправе уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц. Заключенный в таком случае договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги считается ничтожным. Положения настоящей части не распространяются на случай уступки права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

(часть 18 введена Федеральным законом от 26.07.2019 N 214-ФЗ)

19. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами или вновь выбранная, отобранная или определенная управляющая организация, созданные товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, иная ресурсоснабжающая организация, отобранный региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны уведомить в письменной форме собственника помещения в многоквартирном доме и нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, у которых имеется просроченная задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, об уступке права (требования) по возврату такой задолженности вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в течение десяти рабочих дней со дня заключения договора об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Указанные собственник и наниматель вправе не исполнять обязательство по погашению просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами до предоставления им уведомления об уступке права (требования) по возврату такой задолженности.

10 лет точности: как работает Единый информационно-расчетный центр города Москвы

Сегодня благодаря цифровизации и современным технологиям горожане могут быстро и удобно оплачивать коммунальные услуги, контролировать процесс начислений и решать все вопросы в режиме единого окна.

25 июля Единый информационно-расчетный центр города Москвы (ЕИРЦ) отметил десятилетие. Именно ЕИРЦ собирает и хранит информацию о том, сколько воды и тепла использовали москвичи, проверяет работоспособность счетчиков (общедомовых приборов учета), а также создает единые платежные документы (ЕПД) на предоставленные горожанам коммунальные услуги.

Столичный Единый информационно-расчетный центр стал локомотивом цифровизации в сфере ЖКХ. За 10 лет ему удалось разработать прозрачный механизм начисления платы за коммунальные услуги. Рассказываем, чем работа ЕИРЦ полезна для города и горожан.

Прозрачный механизм оплаты

Одним из главных этапов цифровизации стал запуск автоматизированной системы управления (АСУ) ЕИРЦ. С ее помощью для четырех миллионов пользователей ежемесячно формируется единый платежный документ (ЕПД).

Его можно назвать универсальным отчетом. Там отражена вся информация о том, как формировалась плата за полученные коммунальные услуги: наименование услуги, объем потребления, тариф, сумма льготы, сведения о перерасчете. Таким образом, каждый житель Москвы может контролировать свои расходы за ЖКУ и корректность начислений.

Большой плюс единых платежек еще и в том, что они экономят время москвичей. Раньше горожанам приходило несколько квитанций, а теперь все платежи собраны в одном документе.

Сегодня москвичи получают единый платежный документ. Его форма разработана таким образом, чтобы она была понятна каждому человеку. Он видит набор услуг, тариф за единицу, объем, который потреблен за текущий месяц, и итоговые начисления. То есть потребитель понимает, как и из чего сложилась итоговая сумма и за что именно он платит — все предельно прозрачно. Кроме того, есть масса удобных способов оплаты, для этого на документе есть QR-код и линейный штрихкод. — Елена Смирнова, начальник управления методологии ГБУ «ЕИРЦ города Москвы».

Автоматизированная система также позволила перевести в цифровой формат всю ключевую информацию для расчетов коммунальных платежей: сведения об объектах жилого фонда и многоквартирных домах, действующих тарифах, собственниках жилья и жильцах, а также москвичах, имеющих право на льготы.

«АСУ ЕИРЦ — городская информационная система, которая интегрирована с большим количеством портальных решений Правительства Москвы. Конечно, это значительно облегчает жизнь москвичам», — рассказала Елена Смирнова.

В Департаменте информационных технологий города Москвы отметили, что благодаря интеграции с информационными системами Правительства Москвы москвичи могут получать услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства без посещения ведомств. Кроме того, жители столицы могут не беспокоиться о своевременном учете произошедших изменений в жилых помещениях — АСУ ЕИРЦ получает их через межведомственные запросы.

А благодаря тому, что у москвичей есть возможность передавать показания счетчиков через электронные сервисы Правительства Москвы, автоматизирован и процесс расчета жилищно-коммунальных услуг. Это, в свою очередь, помогает своевременно учитывать объем потребленных ресурсов без обращений в управляющие компании.

Страховка от переплат

Еще один высокотехнологичный помощник — автоматизированная система учета потребления ресурсов (АСУПР). Она работает в Москве уже семь лет, и к ней подключено более 30 тысяч жилых домов и объектов бюджетной сферы. Система позволяет дистанционно снимать показания счетчиков горячей воды и отопления и вести точный учет потребления ресурсов.

Раньше наши сотрудники пешком обходили каждый объект и вручную снимали показания с приборов учета. Сегодня все передается дистанционно и собирается в облачном сервисе. АСУПР самостоятельно анализирует данные и отправляет в МОЭК, если нужно, печатает на бумаге и так далее. Представьте, какая экономия времени: мы снимаем 95–96 процентов показаний автоматически, никуда не выезжая. То есть практически полностью цифровая передача данных происходит. — Андрей Евглевский, заместитель руководителя по информационным технологиям ГБУ «ЕИРЦ города Москвы».

Однако главное преимущество АСУПР в том, что она страхует горожан от переплат в случае поломки счетчика, когда начисления проводят не по фактическому потреблению, а по нормативу. Система позволяет рассчитать платежи для жителя по объему фактического потребления, даже если счетчик вышел из строя на непродолжительное время. В подавляющем большинстве случаев потребление по нормативу обойдется дороже, а АСУПР помогает показать его реальный объем.

Система стала гарантом точных показаний, так как передает все данные в автоматическом режиме, исключая человеческий фактор. Также с ее помощью управляющая компания может проверить качество поставки теплоносителя, зайдя в личный кабинет.

«АСУПР — уникальная российская система, которая перевела в цифровое русло более 75 процентов взаимодействий между всеми участниками процесса. Более того, это же big data, бесценные данные для повышения энергоэффективности, которые накоплены за семь лет. Сейчас на этой базе мы создаем отчетную аналитическую систему, которая позволит влиять на энергосбережение. Условно, мы с вами посмотрели по трем примерно одинаковым домам, что на одну единицу площади тратится разное количество энергии. В чем проблема? Выясняется, что у одного из домов проблема с фасадом, и мы будем давать рекомендацию утеплить его. В результате — экономия для жителей этого дома», — делится Андрей Евглевский.

Единое окно и сохранение льгот

Сегодня для решения большинства вопросов, связанных с жилищно-коммунальными услугами, в том числе и начислением льгот, москвичи могут обратиться в центр госуслуг «Мои документы» своего района. Раньше для решения таких вопросов надо было ждать ответа сразу от нескольких инстанций.

«Чтобы получить документы жилищного учета, справки о наличии или отсутствии задолженности, больше не нужно ходить в управляющую компанию. Люди просто обращаются на портал Мэра или в центр госуслуг, где в режиме одного окна получают все необходимое. Например, если есть вопросы по начислению, можно обратиться в центр госуслуг за перерасчетом. Если изменились личные данные, поменялся собственник или нужно оформить регистрацию, человек за один поход в центр госуслуг решает сразу несколько вопросов», — отмечает Елена Смирнова.

Еще один важный момент: сегодня жителям не нужно заново собирать все документы, чтобы продлить получение субсидии на ЖКУ. Раньше для этого требовалась справка, подтверждающая отсутствие задолженности. Теперь сведения о платежах находятся в АСУ ЕИРЦ и их можно проверить в онлайн-режиме через систему межведомственного электронного взаимодействия. Жителям столицы достаточно всего лишь вовремя подавать заявление.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *