Что такое оик в закупках
Перейти к содержимому

Что такое оик в закупках

  • автор:

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

При участии в торгах каждый из потенциальных поставщиков должен обеспечить заявку. Обеспечение договора по 44-ФЗ – обязанность только победителя тендера. С помощью этой процедуры заказчик страхует себя от недобросовестности поставщика – суммой обеспечения можно будет покрыть причиненный ущерб.

При участии в торгах каждый из потенциальных поставщиков должен обеспечить заявку. Обеспечение договора по 44-ФЗ – обязанность только победителя тендера. С помощью этой процедуры заказчик страхует себя от недобросовестности поставщика – суммой обеспечения можно будет покрыть причиненный ущерб.

Для чего необходимо обеспечение контракта

Обеспечение исполнения договора по 44-ФЗ участником закупки регулируется 96 статьёй закона. В большинстве случаев оно обязательно для победителей торгов, иначе, если обеспечения не будет на дату подписания госконтракта, выигравший участник будет считаться уклонившимся от заключения контракта, согласно ч. 5 ст. 96 Федерального закона 44-ФЗ, а ещё внесён в реестр недобросовестных поставщиков.

Обеспечение по 44-ФЗ бывает нескольких видов. Один из них относится к заявке, которую подают поставщики для участия в электронных торгах, еще один касается непосредственно контракта – его победитель заключает с заказчиком.

Предоставление обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ тоже бывает двух видов:

  • предоставление участником торгов банковской гарантии;
  • в виде залога денежных средств.

Эта сумма не просто аккумулируется на случай, если исполнитель не будет соблюдать условия договора. Из неё же заказчик вправе удерживать штрафы, пени и неустойки.

В крайних случаях обеспечение гарантийных обязательств могут не вернуть – обычно это происходит при неисполнении госконтракта или исполнении его с грубыми нарушениями.

Требования по 44-ФЗ и условия предоставления

Обеспечение контракта по 44-ФЗ в 2023 году не требуется согласно 1 ч. 96 ст.:

  • для казённых учреждений;
  • если закупка касается предоставления кредита;
  • когда заказчиком выступает унитарное или бюджетное предприятие, а предмет госконтракта – независимая гарантия.

Кроме того, ч. 1 ст. 96 освобождает от гарантийных обязательств в случае, если закупка по контракту осуществляется у СОНО и СМП, но они могут предоставить из реестра минимум 3 контракта за последние 3 года, по которым не было неустоек, а цены прежних контрактов не меньше, чем текущего.

Часть 64.1 ст. 112, которая начала действовать в ноябре прошлого года, позволяет заказчикам до конца 2023 года не требовать обеспечения за исключением случаев, когда предусмотрен аванс, а расчёты в его части не подлежат казначейскому сопровождению.

Ст. 96 44-ФЗ устанавливает следующие требования к обеспечению:

  • предоставляют ОИК обязательно до момента подписания договора;
  • при запросе котировок, поставках определённых товаров, закупках у единственного исполнителя и в ряде других случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96, требование обеспечения остаётся на усмотрение заказчика.

Закон не запрещает менять способ обеспечения в процессе исполнения обязательств, например, заменить денежную сумму гарантией.

Виды обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Для обеспечения заявки участники торгов могут использовать банковскую гарантию и денежные средства. Обеспечение контракта по 44-ФЗ в электронном аукционе также возможно двумя вариантами – суммой денег и независимой гарантией, которую обычно выдаёт уполномоченный банк.

Денежные средства

Внесение обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ возможно денежной суммой – это более простой способ для исполнителя и заказчика, поскольку в цепочке не участвует банк, выдающий гарантию. Кроме того:

  • не надо соблюдать требования, которые банк выдвигает при выдаче гарантии;
  • отсутствуют риски отказа банка в оформлении гарантии и отказа заказчика принять её, из-за чего контракт не состоится.

В случае внесения денежных средств сумма перечисляется напрямую заказчику, при этом возможен перевод как собственных, так и заёмных средств.

При использовании такого обеспечения важно соблюдать несколько правил:

  • перечислить средства нужно строго в тот срок, который указан в проекте контракта;
  • также в договоре должен быть указан срок возврата денежных средств;
  • до момента, пока обязательства не будут исполнены, деньгами фактически распоряжается заказчик;
  • если сумма не поступает заказчику, контракт не заключается, а исполнитель может лишиться возможности участвовать в других госзакупках из-за внесения в особый реестр.

В законе предусмотрена возможность выплаты аванса – поставщик может вносить как всю сумму сразу, так и частями: сначала аванс, а потом остаток.

Независимая гарантия

Согласно ч. 3 ст. 96, поставщики могут использовать все способы обеспечения, в том числе выбрать предоставление гарантии. Особенности этого варианта:

  1. Не все банки выдают гарантии. Перед обращением в банк нужно проверить список, который размещён на сайте Министерства финансов. В перечень попадают только организации, одобренные Центробанком и Минфином, отличающиеся устойчивым положением, соблюдающие нормативы, с лицензией и собственным капиталом от 1 млрд руб.
  2. Победителям тендеров банки выдают безотзывную гарантию. То есть в договоре не будет пунктов, которые позволили бы банку отозвать её в период исполнения обязательств поставщиком. Срок её действия будет равен сроку госконтракта + 1 месяц.
  3. Есть требования и к содержанию гарантии. В ней обязательно указывают перечень обязательств поставщика, размер выплаты при нарушении условий договора, сумму неустойки со стороны банка, которую он будет выплачивать, если задержит перечисление средств (0,1% в сутки). Если платёж задерживается на 5 дней, закон разрешает заказчикам списывать средства в свою пользу в бесспорном порядке, хотя на практике это практически невыполнимо.
  4. В банковской гарантии предусмотрена документация, которую заказчик предоставляет в случае обращения за выплатой. Список документов определяет Постановление Правительства № 1005 от 08.11.2013 г.
  5. Когда поставщик предоставляет гарантию, заказчик должен принять или отклонить ее в срок не более 3 дней. Если он отказывается принять её, то должен уведомить поставщика в письменном виде. Для отказа должны быть веские причины, они также перечислены в законе 44-ФЗ.
  6. Все они заносятся в реестр банковских гарантий.

Кроме банков, независимую гарантию могут выдать тендерные брокеры – иногда это оказывается дешевле и быстрее.

Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Процент обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ определяют от НМЦК – начальной (максимальной) цены контракта. Итоговую цену для определения размера обеспечения используют в случае закупок для СМП и СОНКО.

Суммы ОИК устанавливаются в зависимости от выполнения тех или иных условий поставщиком:

Минимальная/максимальная сумма обеспечения

НМЦК превышает 50 млн руб.

Цена контракта равна или меньше 50 млн руб.

Поставщик – СМП и СОНКО

Зависит от начальной суммы контракта

При наличии аванса

Не менее размера аванса или превышает его

Снижение цены контракта минимум на 25% (антидемпинговые меры, при которых запрещён аванс)

Если цена контракта более 15 млн руб. – обеспечение выше в 1,5 раза. Если цена контракта меньше или равна 15 млн руб. – увеличение в 1,5 раза или предоставление справки из реестра контрактов о добросовестности

При поэтапном исполнении контракта

Уменьшение возможно на размер исполненных обязательств при соблюдении исполнителем норм ч. 7.1 ст. 96

Региональные уполномоченные органы вправе рекомендовать госзаказчикам требовать ОИК от победителя торгов, но не могут обязать поставщика исполнять его, если для него законом предусмотрено освобождение.

Как рассчитывается сумма

При расчёте важно учитывать:

  • была ли снижена цена и на сколько процентов;
  • предусмотрены ли ограничения для СОНКО и СМП.

Рассчитаем сумму, которая предоставляется победителю торгов, если он относится к субъектам малого предпринимательства:

  • цена контракта составила 750 тыс. руб.;
  • размер обеспечения по 44-ФЗ – 5%;
  • для СМП нет ограничений;
  • цена, предусмотренная контрактом, была снижена на 20% и составила 600 тыс. руб.;
  • обеспечение: 5% от 600 тыс. руб. = 30 тыс. руб.

Рассмотрим похожий пример при использовании антидемпинговых мер:

  • цена контракта – 750 тыс. руб.;
  • размер обеспечения – 5%;
  • осуществление закупок для СМП;
  • цена контракта была снижена на 38% (более порога 25%) и составила 285 тыс. руб.;
  • обеспечение: 5% от 285 тыс. руб. + увеличение в 1,5 раза = 21375 руб.

В некоторых случаях поставщики могут получить готовые расчёты обеспечения от заказчика – информация будет включена в проект контракта.

Порядок внесения обеспечения по 44-ФЗ

Схема внесения обеспечения устанавливается не заказчиком – её выбирает исполнитель. Но вариант обеспечения должен быть только один – нельзя перечислить часть суммы, а на остаток предъявить гарантию.

Чтобы внести деньги:

  • изучите извещение о закупке и найдите в нём реквизиты счёта заказчика, предусмотренные контрактом;
  • перечислите сумму сразу или частями до подписания контракта;
  • не забудьте указать номер, дату госконтрата, номер извещения и назначение платежа.

Победителю торгов лучше предоставлять обеспечение самому, а не через третье лицо – это поможет избежать недоразумений в случае проблем с перечислением. Если деньги не поступили, предоставьте заказчику подтверждение.

В случае внесения победителем в качестве обеспечения гарантии:

  • оформите её в уполномоченном банке;
  • предоставьте заказчику в электронном виде или в обычном вместе с подписанным контрактом.

После поступления денег на счёт заказчика исполнитель предъявляет гарантию или платёжное поручение вместе с подписанным проектом госконтракта.

Возврат ОИК возможен, когда:

  • наступила дата исполнения договора поставщиком;
  • меняется вариант обеспечения – например, денежная сумма заменяется гарантией, что можно сделать в любой момент выполнения обязательств;
  • договор расторгнут – это можно сделать и по инициативе заказчика, и по соглашению сторон сделки.

Деньги возвращаются поставщику – победителю торгов – на условиях и в срок, указанных в договоре. Так, если обеспечение было в денежной форме, то в течение максимально 30 дней после исполнения контракта сумма должна быть возвращена. В случаях закупок для СМП и СОНКО срок возврата обеспечения сокращён до 15 дней.

Популярные вопросы

В сфере закупок по госконтрактам контроль осуществляют ФАС, муниципальные и региональные органы власти. Но право на проверки имеет только ФАС России, если закупка осуществляется для федеральных нужд, в остальных случаях это прерогатива уполномоченных органов субъектов.

Обеспечение действует на весь срок контракта и ещё на один месяц после его окончания.

Обеспечение гарантийных обязательств по 44-ФЗ

Характерной особенностью российской нормативно-правовой базы выступает частое внесение изменений. Сказанное в полной мере касается и №44-ФЗ. Актуальная редакция базового Федерального закона в области государственных закупок принята совсем недавно – 2 июля 2021 года. Отдельного упоминания заслуживают важные корректировки, вступившие в силу со второй половины 2019 года. Одним из самых актуальных изменений стало внесение в №44-ФЗ нового вида обеспечения – в части гарантийных обязательств поставщика. Важность этого вопроса требует более детального и внимательного рассмотрения.

Определение обеспечения гарантийных обязательств и для чего оно необходимо

Под гарантийным понимается комплекс обязательств, обязательный для исполнения поставщиком товара или услуги. Он формируется из нескольких понятий, включающих в себя:

  • гарантию качества выполненной работы, поставленного товара или оказанной услуги;
  • гарантийный срок, в течение которого осуществляется бесплатное гарантийное обслуживание и сервис;
  • перечень предоставленных гарантий;
  • требования к работам и сервису, осуществляемым в течение гарантийного срока.

Предоставление гарантийных обязательств выступает обязательным условием участия в госзакупке, а также заключения и последующего выполнения государственного контракта. Именно таким образом обеспечивается качество получаемой услуги, товара или работы. Для недопущения недобросовестной конкуренции или участия в госзакупках ненадежных поставщиков в №44-ФЗ введения страховка для заказчика в виде обеспечения гарантийных обязательств или ОГО.

ОГО и ОИК (обеспечение исполнения контракта): в чем состоит разница

Основным отличием ОГО и ОИК выступает предмет «страховки». В первом случае речь идет о гарантиях качества товара или услуги, а во втором – о самом факте их поставки.

Еще одной существенной разницей становится размер обеспечения. Для ОГО он не превышает 10% от начальной цены торгов, для ОИК стандартное значение обеспечения варьируется от 5% до 30%, а предельное ограничивается величиной авансовой выплаты по контракту и может доходить до 100% от стартовой цены контракта.

Третьим существенным различием становится время предоставления обеспечения. Для ОГО таковым становится момент поставки товара или услуги, а для ОИК – дата подписания государственного контракта.

Случаи обязательного предоставления гарантийных мер

Со второй половины 2020 года требование предоставить ОГО выступает правом, а не обязанностью заказчика. Исключение составляют государственные закупки оборудования и машин. В этом случае требование предоставить обеспечение гарантийных обязательства включать в тендерную документацию необходимо. Как и аналогичные ОГО в отношении работ по монтажу и выполнению пусконаладочных работ.

Определение термина «машины и оборудование» дается соответствующим Техническим регламентом, который действует на территории Таможенного союза и маркируется как ТР ТС 010/2011. Хотя следует отметить, что данный вопрос сложно назвать детально проработанным.

Размер обеспечения гарантийных обязательств по 44-ФЗ

Как было отмечено выше максимальный размер ОГО установлен на уровне 10% от начальной цены тендера. Минимальная величина этого параметра равняется нулю, что вполне логично, если учесть необязательность его практического применения. Именно поэтому при принятии решения участвовать в государственной закупке необходимо внимательно изучить тендерную документацию.

Это попросту необходимо, чтобы объективно оценить собственные финансовые возможности, прежде всего – в части предоставления необходимых обеспечений. В противном случае вполне реально негативное развитие событий и срыв поставки, результатом которого становится включение исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков со всеми малоприятными последствиями. Главным из них становится невозможность участия в подобных тендерах в течение двух следующих лет.

Срок предоставления исполнителем обеспечения гарантийных обязательств

Одним из ключевых параметров ОГО становится срок действия обеспечения. Он должен быть, как минимум, на месяц дольше гарантии, предусмотренной текстом государственного контракта. Невыполнение этого требования влечет нарушение контрактных обязательств, неисполнение поставки и описанные выше негативные последствия.

Нужно помнить о еще одном немаловажном юридическом нюансе. Он заключается в необходимости предоставления обеспечения гарантийных обязательств одновременно с поставкой услуги или товара. Другими словами – непосредственно перед подписанием акта приемки-передачи. В отношении этого требования действуют правила, аналогичные описанному в предыдущем абзаце. А потому следует четко соблюдать оба условия, что становится гарантией отсутствия проблем, включая внесение поставщика в реестр недобросовестных исполнителей.

Способы обеспечения гарантийных обязательств

Положения №44-ФЗ предусматривают два способа предоставления ОГО. Первый предусматривает внесение на специальный счет денежных средств поставщика. Такой вариант используется на практике нечасто, так как сопровождается очевидными неудобствами для участника госзакупок. Главной из них становится необходимость выводить серьезную сумму денег из оборота и фактически замораживать их на достаточно заметный период времени. Тем более – если речь идет о товаре с длительным гарантийным сроком.

Второй способ предполагает предоставление банковской гарантии. Именно он применяется на практике особенно часто, так как удобен всем заинтересованным сторонам. Заказчик имеет возможность быстро получить необходимые денежные средства непосредственно от банка по упрощенной процедуре. А поставщик за разумную дополнительную плату в виде комиссии в размере 2%-10% от суммы банковской гарантии выполняет требования законодательства без необходимости выводить деньги из оборота.

Существенным юридическим нюансом становится возможность сменить способ ОГО в ходе действия государственного контракта. При этому сумма обязательств остается неизменной.

Срок возврата гарантийных мер по 44-ФЗ

В тексте №44-ФЗ не дается четкого разъяснения, когда именно происходит возврат предоставленного поставщиком обеспечения гарантийных обязательств. Речь в данном случае идет о денежных средствах, так как банковская гарантия имеет четко определенный срок, по истечении которого попросту прекращается. В отношении денег действуют правила, установленные применительно к ОИК, которые включают необходимо возврата:

  • в 30-дневный срок после исполнения обязательств;
  • в 15-дневный срок при обеспечении гарантийных обязательств по №44-ФЗ для СМП (субъектов малого предпринимательства).

Немаловажным юридическим нюансом становится необходимость указать сроки возврата обеспечения в тендерной документации и проекте государственного контракта. Вполне логично, что и в итоговой версии документа такой пункт должен присутствовать в обязательном порядке. Отсутствие пояснений в тендерной документации или государственном контракте становится основанием для обжалования подобных действий заказчика в ФАС.

Часто задаваемые вопросы

Когда в текст №44-ФЗ были внесены изменения о предоставлении обеспечения гарантийных обязательств?

Такие корректировки вступили в силу со второй половины 2019 года. Некоторые изменения были внесены и начали действовать еще и годом позже. Вполне вероятны и дальнейшие корректировки в текст Федерального закона, которые вносятся на основе анализа практики его применения.

Какова цель введение ОГО в качестве требований к поставщикам при проведении госзакупок по №44-ФЗ?

Основной целью практического использования ОГО стало повышение качества поставляемых в рамках государственных контрактов товаров и услуг. Фактически обеспечение гарантийных обязательств выступает страховкой заказчика от недобросовестного поведения или некачественного сервиса поставщиков.

Что понимается под обеспечением гарантийных обязательств в рамках №44-ФЗ?

Под ОГО понимается предоставление обеспечения обязательств в части гарантийного срока и гарантийного обслуживания на всем его протяжении поставленного заказчику товара. Также в состав ОГО входят требования к предоставляемому в течение этого временного периода сервису или выполняемым работам.

Какие способы предоставления ОГО допускаются положениями Федерального закона в области государственных закупок?

Как и в отношении других видов обеспечения, допускается два варианта его предоставления – перечисление денежных средств на специальный счет или оформление банковской гарантии. Первый способ применяется достаточно редко, второй – намного чаще, что объясняется его удобством и минимальным уровнем сопутствующих расходов для поставщика.

Какова максимальная величина обеспечения гарантийных обязательств в соответствии с требованиями №44-ФЗ?

Предельное значение ОГО установлено на уровне 10%. Фактическое определяется заказчиком и в обязательном порядке указывается в тендерной документации.

В каких случаях требование к поставщику предоставить ОГО становится обязательным для заказчика?

Такое требование в обязательном порядке распространяется на один вид товаров – машины и оборудование. Их перечень определяется положениями ТР ТС 010/2011.

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Понятие обеспечения исполнения контрОбеспечение исполнения контракта (ОИК) – это страховка заказчика от недобросовестного исполнения поставщиком договора. Если поставщик не исполнит контракт или исполнит его ненадлежащим образом, то госзаказчик сможет покрыть ущерб из суммы ОИК или с банка, который выдал гарантию для ОИК. Условия об удержании штрафов из суммы обеспечения заказчик должен прописать в проекте договора.акта

Например, в договоре в аукционе на монтаж приточно-вытяжной вентиляции сказано: если поставщик нарушит обязательства, госзаказчик забирает деньги в размере неустойки из суммы ОИК.

А в договоре к конкурсу на проект изменения границ природных заказников прописано, что заказчик вправе удержать ОИК за нарушение срока исполнения договора, чем он и воспользовался. Победитель конкурса МОО «Экологический Центр Стриж» нарушил сроки сдачи результатов работы. Заказчик выставил ему требование об уплате пеней за просрочку — в противном случае он удержит сумму из ОИК. Поставщик требование не исполнил и попал в РНП. Госзаказчик расторг с ним контракт по своей инициативе и удержал неустойку из обеспечения.

Способ обеспечения исполнения контракта

Участник тендера решает сам, каким из двух способов воспользоваться:

  • Перечислить деньги на счет заказчика, который он указал в документации о закупке.
  • Оформить банковскую гарантию. В этом случае банк-гарант отвечает по обязательствам поставщика перед госзаказчиком.

Список банков, которые могут выдавать гарантии, опубликован на сайте Минфина. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям документации и статьи 45 закона. Заказчик может «забраковать» гарантию даже из-за мелких формальностей.

Например, в такую ситуацию попал победитель закупки ООО «РусьЭкоПром». Он предоставил банковскую гарантию, которую заказчик признал не соответствующей требованиям закона. Гарант указал, что оплатит сумму по требованию заказчика, если получит его до окончания срока действия гарантии. А в законе сказано, что требование должно быть направлено до окончания срока действия гарантии, а не получено.
Из-за одного слова компания попала в реестр недобросовестных поставщиков.

Рекомендуем внимательно изучить закупочную документацию и проверить текст банковской гарантии, которую выдал банк, чтобы избежать таких ситуаций.

Узнать прогноз одобрения заявки на получение гарантии и получить ее без визита в банк можно с помощью сервиса Контур.Спектр.

Требования к обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ

Требования к ОИК установлены в ст. 96 44-ФЗ. В некоторых закупках заказчик обязан требовать обеспечение договора, в других – вправе требовать его по своему усмотрению.

Когда обеспечивать контракт обязательно?

В аукционах и конкурсах заказчик обязан требовать ОИК, а победитель обязан его предоставить до заключения договора. Если закупка проходит в электронной форме, то победитель прикладывает платежное поручение или банковскую гарантию при подписании договора на ЭТП.

Если поставщик не предоставит ОИК при подписании, то его признают уклонившимся от заключения договора и внесут в РНП на два года.

Например, победитель в тендере протянул с подачей документов в банк и не успевает вовремя оформить гарантию, свободных денег для перечисления у него нет. Итог: контракт не подписан, победитель попал в РНП.

В каких закупках может не быть обеспечения договора?

Госзаказчик может устанавливать это требование по своему усмотрению:

  • в запросах котировок;
  • в ряде случаев запросов предложений, например, при поставке спортинвентаря, лекарственных препаратов, закупок изделий народных художественных промыслов, закупок услуг по защите интересов России в судах;
  • в ряде случаев закупок у единственного поставщика, например, в закупках на оказание услуг по водоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, на поставку культурных ценностей, произведений литературы и искусства, печатных или электронных изданий, на оказание преподавательских услуг и других закупках из п.2 ст.96 44-ФЗ.

Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Размер ОИК в тендерах устанавливается в процентах от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), а в закупках для СМП и СОНКО — от итоговой цены. Рассмотрим зависимость размера ОИК от условий в таблице:

Вместо увеличения ОИК в 1,5 раза, можно предоставить справку о добросовестности – информацию о 3 контрактах из реестра контрактов, которые:

  • исполнены в течение 3 лет без штрафов, пеней;
  • цена одного из контрактов ≥ 25 % от НМЦК.

Есть случаи, когда обеспечение можно не платить:

  • если победитель — казенное учреждение;
  • если предмет закупки — предоставление кредита;
  • если предмет закупки — выдача банковской гарантии;
  • если закупка для СМП и СОНКО, то вместо ОИК победитель может предоставить справку о добросовестности.

Такую справку сможет предоставить только опытный участник госзакупок — справка содержит информацию о 3 контрактах, включенных в реестр контрактов, которые:

  • исполнены в течение 3 лет без штрафов, пеней;
  • сумма цен контрактов ≥ НМЦК.

Обратите внимание, справки о добросовестности при антидемпинге и для СМП и СОНКО различаются. Отличие в цене контрактов: при антидемпинге цена одного из трех контрактов должна быть не меньше 25 % от НМЦК, а для СМП и СОНКО сумма цен всех трех контрактов — равна или больше НМЦК.

Расчет суммы обеспечения

Правильно рассчитать ОИК помогут ответы на два вопроса:

  1. Есть ли в закупке ограничение для СМП и СОНКО?
  2. На сколько процентов было снижение цены?

Разберем расчет суммы обеспечения на примерах.

  1. Аукцион на поставку автозапчастей

Условия:
НМЦК 499 998,50 рублей.
Размер обеспечения исполнения контракта – 5 %.
Ограничения для СМП и СОНКО нет.
Победитель – СМП, снизился до 399 998,80 рублей (на 20 % от НМКЦ).

Расчет:
Обеспечение контракта составит 24 999,93 рублей – 5 % от НМЦК.
Победитель относится к СМП, но в закупка проводится “для всех”, поэтому обеспечение будет рассчитываться от НМЦК.

  1. Аукцион на поставку рентгеновского аппарата

Условия:
НМЦК 99 360 000,00 рублей.
Размер обеспечения исполнения контракта – 15 %.
Закупка для СМП и СОНКО.
Победитель – СМП, снизился до 81 475 200 рублей (на 18 % от НМКЦ).

Расчет:
Обеспечение контракта составит 12 221 280 рублей – 15 % от цены контракта.
Закупка проводится среди СМП и СОНКО, поэтому обеспечение контракта будет рассчитываться от цены, по которой заключается контракт.

  1. Аукцион на оказание услуг по очистке кровель зданий от снега.

Условия:
НМЦК 592 699,84 рублей.
Размер обеспечения исполнения контракта – 5 %.
Закупка для СМП и СОНКО.
Участник – СМП, снизился до 334 717,57 рублей (на 43,5 % от НМКЦ).

Расчет:
Обеспечение контракта составит 25 103,82 рублей – 5 % от цены договора и увеличено в 1,5 раза, так как снижение больше 25 %.

Будьте внимательны при расчете. Заказчик может не принять ОИК, если вы неправильно округлили сумму и заплатили на 1 копейку меньше. И не забывайте умножать ОИК на 1,5, если снизились на 25 % и больше. Предоставите обеспечение меньше чем надо – попадете в РНП.

Компания ООО «Балт Медикал-Урал» победила в аукционе №0306200011417000283 на поставку ксеноновой лампы в картридже с начальной ценой 180 966,67 рублей, снизив свою цену до 114 217,89 рублей, а это 36,88 % от начальной. Компания не учла антидемпинговые меры и предоставила банковскую гарантию на сумму 18 096, 67 рублей. Именно такой размер ОИК был установлен в тендере. Заказчик не принял гарантию, а компания попала в РНП.

Иногда госзаказчик сам рассчитывает размер обеспечения и включает информацию о нем в проект контракта перед тем, как отправить его на подписание победителю тендера, как например, в этой закупке. Но госзаказчик может и не указывать сумму обеспечения, как в этой закупке, тогда вам придется ее рассчитывать.

Возврат обеспечения по контракту

Заказчик полностью вернет ОИК:

  • Если договор полностью исполнен.
  • Если поставщик решил изменить способ обеспечения на банковскую гарантию. Он имеет право сделать это в любой момент исполнения договора.
  • Если договор расторгнут по соглашению сторон или по инициативе заказчика, и у заказчика нет претензий к поставщику. Если претензии есть, госпредприятие может компенсировать свои убытки из суммы ОИК.

Заказчик обязан прописать в контракте условие о сроках возврата ОИК если поставщик добросовестно исполнит договор:

  • Если победитель обеспечивал контракт деньгами, то заказчик должен вернуть их не позднее 30 дней с даты исполнения контракта.
  • В закупках для СМП и СОНКО — не позднее 15 дней. Эти требования регламентируются п.27 ст.34 44-ФЗ.

Госпредприятие не вернет ОИК в случае расторжения договора по своей инициативе, если поставщик не исполнил его или нарушил обязательства. Но об этом должно быть написано в контракте.

Что такое оик в закупках

Статья 96. Обеспечение исполнения контракта

Готовые решения. Вопросы применения ст. 96

Ч. 1 ст. 96 (в ред. ФЗ от 24.04.2020 N 124-ФЗ) по соглашению сторон применяется к отношениям по исполнению контракта, заключенного до 01.07.2020, либо контракта, извещения о котором размещены, приглашения направлены до 01.07.2020.

1. Заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 24.04.2020 N 124-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. При осуществлении закупки, предусматривающей заключение контракта жизненного цикла, заказчик устанавливает в извещении об осуществлении закупки, в документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), в проекте контракта, в приглашении требование обеспечения исполнения контракта раздельно в части:

1) поставки товара или выполнения работы (в том числе при необходимости проектирования объекта капитального строительства, создания товара, который должен быть создан в результате выполнения работы);

2) последующего обслуживания, при необходимости эксплуатации в течение срока службы, ремонта и (или) утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

2. Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, проекте контракта требование обеспечения исполнения контракта при осуществлении закупок путем проведения электронного запроса котировок (за исключением случая, предусмотренного подпунктом «б» пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона), а также закупок, предусмотренных пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 3 — 11, 13 — 15, 17, 20 — 23, 26, 28 — 34, 40 — 42, 44, 45, 46, 47 — 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 — 48, не предусмотрена выплата аванса), 51 — 53, 55 — 59, 61 и 62 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 01.12.2014 N 416-ФЗ, от 13.07.2015 N 227-ФЗ, от 30.12.2015 N 469-ФЗ, от 02.06.2016 N 167-ФЗ, от 03.07.2016 N 320-ФЗ, от 03.07.2016 N 365-ФЗ, от 26.07.2017 N 198-ФЗ, от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ, от 04.11.2022 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 29.12.2015 N 390-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Ч. 2.2 ст. 96 (в ред. ФЗ от 24.04.2020 N 124-ФЗ) по соглашению сторон применяется к отношениям по исполнению контракта, заключенного до 01.07.2020, либо контракта, извещения о котором размещены, приглашения направлены до 01.07.2020.

2.2. Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта, от цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

(часть 2.2 введена Федеральным законом от 24.04.2020 N 124-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом в случае заключения контракта жизненного цикла контракт заключается после предоставления таким участником закупки обеспечения исполнения контракта в части, предусмотренной пунктом 1 части 1.1 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

Ч. 6 ст. 96 (в ред. ФЗ от 24.04.2020 N 124-ФЗ) по соглашению сторон применяется к отношениям по исполнению контракта, заключенного до 01.07.2020, либо контракта, извещения о котором размещены, приглашения направлены до 01.07.2020.

6. В случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 — 6.2-1 настоящей статьи. При этом, если:

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в размере аванса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей части;

2) аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса;

3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 настоящей статьи при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона), уменьшенной на размер такого аванса.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 124-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ч. 6.1 ст. 96 (в ред. ФЗ от 24.04.2020 N 124-ФЗ) по соглашению сторон применяется к отношениям по исполнению контракта, заключенного до 01.07.2020, либо контракта, извещения о котором размещены, приглашения направлены до 01.07.2020.

6.1. Если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта. При этом в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в размере до десяти процентов от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 настоящей статьи при заключении контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона).

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 24.04.2020 N 124-ФЗ)

Ч. 6.2 ст. 96 (в ред. ФЗ от 24.04.2020 N 124-ФЗ) по соглашению сторон применяется к отношениям по исполнению контракта, заключенного до 01.07.2020, либо контракта, извещения о котором размещены, приглашения направлены до 01.07.2020.

6.2. Если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт.

(часть 6.2 введена Федеральным законом от 24.04.2020 N 124-ФЗ)

6.2-1. В случае заключения контракта жизненного цикла при установлении заказчиком требования обеспечения исполнения контракта:

1) размер обеспечения исполнения контракта в части, предусмотренной пунктом 1 части 1.1 настоящей статьи, устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи в извещении об осуществлении закупки, в документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), по результатам которой заключается контракт жизненного цикла, в проекте контракта, в приглашении от стоимости товара или работы (в том числе при необходимости стоимости работ по подготовке проектной документации, стоимости работ по созданию товара);

2) размер обеспечения исполнения контракта в части, предусмотренной пунктом 2 части 1.1 настоящей статьи, устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи в извещении об осуществлении закупки, в документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), по результатам которой заключается контракт жизненного цикла, в проекте контракта, в приглашении в размере до десяти процентов от стоимости последующих обслуживания, при необходимости эксплуатации в течение срока службы, ремонта и (или) утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара.

(часть 6.2-1 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Ч. 6.3 ст. 96 (в ред. ФЗ от 24.04.2020 N 124-ФЗ) по соглашению сторон применяется к отношениям по исполнению контракта, заключенного до 01.07.2020, либо контракта, извещения о котором размещены, приглашения направлены до 01.07.2020.

6.3. В случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.

(часть 6.3 введена Федеральным законом от 24.04.2020 N 124-ФЗ)

7. В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, размер которого может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 настоящей статьи. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения гарантийных обязательств новое обеспечение гарантийных обязательств.

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2018 N 502-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. В случае, если контрактом предусмотрены отдельные этапы его исполнения и установлено требование обеспечения исполнения контракта, в ходе исполнения данного контракта размер этого обеспечения подлежит уменьшению в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 настоящей статьи.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 502-ФЗ)

7.2. Размер обеспечения исполнения контракта уменьшается посредством направления заказчиком информации об исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по поставке товара, выполнению работы (ее результатов), оказанию услуги или об исполнении им отдельного этапа исполнения контракта и стоимости исполненных обязательств для включения в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 настоящего Федерального закона. Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления независимой гарантии, требование заказчика об уплате денежных сумм по этой гарантии может быть предъявлено в размере не более размера обеспечения исполнения контракта, рассчитанного заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком, по заявлению поставщика (подрядчика, исполнителя) ему возвращаются заказчиком в установленный в соответствии с частью 27 статьи 34 настоящего Федерального закона контрактом срок денежные средства в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта, рассчитанный заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов.

(часть 7.2 введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 502-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ч. 7.3 ст. 96 (в ред. ФЗ от 24.04.2020 N 124-ФЗ) по соглашению сторон применяется к отношениям по исполнению контракта, заключенного до 01.07.2020, либо контракта, извещения о котором размещены, приглашения направлены до 01.07.2020.

7.3. Предусмотренное частями 7 и 7.1 настоящей статьи уменьшение размера обеспечения исполнения контракта осуществляется при условии отсутствия неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) либо в объеме, превышающем выплаченный аванс (если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению). Такое уменьшение не допускается в случаях, определенных Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

(часть 7.3 введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 502-ФЗ; в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 124-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении исполнения контракта, включая положения о предоставлении такого обеспечения с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, об обеспечении гарантийных обязательств не применяются в случае:

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 01.04.2020 N 98-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) заключения контракта с участником закупки, который является казенным учреждением;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;

3) заключения бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями контракта, предметом которого является выдача независимой гарантии.

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 321-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 8 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 01.04.2020 N 98-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Утратил силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Особенности предусмотренного настоящей статьей обеспечения исполнения контракта в сфере государственного оборонного заказа могут быть установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

11. Утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 29.12.2015 N 390-ФЗ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *