Что нужно знать при выборе оперативной памяти для компьютера
Оперативная память (ОЗУ) является одним из важнейших компонентов компьютера, который напрямую влияет на эффективность его работы. В данной публикации мы рассмотрим, какая бывает оперативная память и на какие основные характеристики ОЗУ стоит обратить внимание при выборе. А также рассмотрим, какие бывают типы оперативной памяти, что такое частота, и на что влияют тайминги, но обо всем по порядку ниже.
Основные параметры ОЗУ
Форм-фактор
На сегодняшний день существует два основных форм-фактора ОЗУ. Первый имеет маркировку DIMM – это более габаритная память в основном применяется в стационарных ПК. Второй стандарт называется SO-DIMM – это более компактная память, обычно она применяется в ноутбуках, в редких случаях в моделях ПК в компактном корпусе.
Стандарты оперативной памяти
На сегодняшний день в данном разделе следует упомянуть о двух последних стандартах. Это более старая память стандарта DDR 3 и, соответственно, более новый стандарт DDR 4. Конечно, если вы выбираете память на уже существующую платформу, то нужно исходить из поддерживаемых стандартов материнской платы. Но если вы находитесь на этапе выбора ПК, то конечно следует отдать предпочтение памяти DDR4, она обладает более высокими скоростными характеристиками, а также является более энергоэффективной, к примеру, по сравнению с DDR 3 она эффективнее на 20-30 процентов. Кстати, благодаря новым технологиям на одной планке DDR 4 могут разместиться чипы с общим объемом памяти до 128 ГБ (конечно в бытовом использовании таких планок не встретить). Что касается стандарта DDR 3, он в основном сейчас используется для увеличения производительного потенциала устаревающих ПК. DDR3 и DDR4 отличаются между собой размещением контактов.
Объем памяти и ОС
Ранее на компьютерах устанавливалась 32-разрядные операционные системы, которые неспособны распознать и использовать более 4 Гб оперативной памяти в независимости, сколько физически мы установим памяти в ПК. В современных 64-разрядных операционных системах есть возможность установить в разы больше памяти, к примеру, Windows 10 имеет поддержку до 512 Гб ОЗУ, что на практике в бытовых задачах еще не используется, и дает нам огромный своего рода потенциальный запас.
Объем памяти и материнская плата
Также не маловажным моментом при желании приобрести максимальный объем памяти для вашего ПК, является возможность совместимости с вашей материнской платой. Эти данные можно найти на самой материнской плате или в ее спецификации. Если спецификация утеряна ее электронный вариант можно найти в интернете. Еще одним способом узнать все характеристики вашего ПК и материнской платы в частности являются использование специальных утилитов, к примеру программы AIDA64.
Частота
Частота ОЗУ условно отображает, сколько происходит операций по пересылке данных за одну секунду. Соответственно чем выше частота, тем лучше. К примеру, максимальная частота на ОЗУ DDR 3 составляла 1866 MHz (в крайне редких отдельных случаях достигала 2133 MHz). А вот рабочая частота памяти DDR 4 составляет 2133–3200 MHz. Также при выборе следует помнить и учитывать какую частоту поддерживает ваш процессор и материнская плата. Если приобрести более скоростную память и установить на материнскую плату с поддержкой более низкой частоты, память не сможет реализовать свой потенциал, и автоматически будет работать с более низкой частотой. Поэтому при выборе обязательно обращайте внимание на этот момент, чтобы не переплатить деньги в пустую.
Пропускная способность
Пропускания способность ОЗУ, по сути, является комплексной характеристикой, которая рассчитывается как произведение объема данных, передаваемых за один такт, на частоту системной шины. Для наглядности ниже я добавил небольшую таблицу. К примеру, возьмем чип из таблицы DDR4-3200, он соответствует модулю PC4-25600. Таким образом, получается, что пропускная способность данной ОЗУ равна 25600. Чем выше пропускная способность, тем лучше.
Тайминги
В процессе работы ОЗУ, системе приходится выполнять своего рода подготовку к последующему обмену данными, как раз количество циклов для завершения этого процесса и характеризует показатель таймингов. Процесс подготовки данных делится на четыре этапа, задержка на каждом из которых и отображается в характеристиках таймингов. Углубляться в этих этапах я не буду, да и особого смысла в этом нет. Главное здесь нужно понимать, чем меньше тайминги, тем быстрее будет работать память. Стоит также добавить, что если вы приобретаете дополнительную планку памяти в ваш ПК, желательно подобрать аналогичные тайминги и частоту. Для примера, ниже на фото изображена планка ОЗУ с таймингами 9-9-9-24. Однако при выборе помните, что это далеко не самая главная характеристика и, на мой взгляд, не стоит сильно заострять на ней внимание.
Режимы подключения ОЗУ
Подключить ОЗУ к материнской плате можно одноканальным и многоканальным способами. Соответственно, чем больше каналов подключения, тем выше скорость работы ОЗУ, память как бы реализует весь свой потенциал. На данный момент в основном все используют двухканальный тип подключения. Для реализации этого режима нужно заведомо приобрести две одинаковые по характеристикам планки памяти, желательно от одного производителя, и подключить их в разные по цвету слоты. Если посмотреть на фото ниже, то первый слот будет осуществлять двухканальный режим с третьим, а второй слот соответственно с четвертым.
Охлаждение
Здесь мнения немного разделяются, некоторые считают, что чипы памяти рассчитаны на высокие температуры и если планки памяти изначально не комплектуются системами охлаждения, то они не требуются. Я считаю, что лишним охлаждение никогда не будет, и желательно сразу приобрести память со специальными алюминиевыми радиаторами для отвода лишнего тепла. При желании такие радиаторы можно приобрести отдельно. Также следует добавить, что радиаторы охлаждения могут быть оснащены декоративным освещением.
Какой объем памяти обычно используется в ПК
Сейчас еще можно встретить компьютеры с объемом оперативной памяти от 2 ГБ, но современные модели уже оснащены планками с общим объемом на 16 или 32 Гб.
- К примеру, если вам нужен современный игровой ПК, следует остановиться на объеме памяти от 16 ГБ, по возможности желательно взять память с запасом.
- Для выполнения профессиональных задач в современных графических редакторах или других требовательных программах следует выбрать ПК с объемом ОЗУ от 8 до 16 ГБ.
- Если вам нужен компьютер для решения повседневных задач, просмотра видео и серфинга по интернету, следует остановиться на объеме ОЗУ от 4 до 8 Гб.
Вывод
Подводя итог, скажу, что главное при выборе ОЗУ определится с задачами, которые вы будете выполнять на вашем компьютере. Исходя из этого, подбираем объем памяти, обращая внимание на частоту, пропускную способность и тайминги. Также нужно не забывать о совместимости вашей материнской палаты и ОЗУ. Ну, а на этом все, спасибо, что дочитали публикацию до конца. Больше интересных публикаций вы сможете найти в моем блоге на сайте.
Все об оперативной памяти — гайд и тесты в разных режимах работы
Сколько оперативки нужно для современных игр, как правильно подобрать и установить несколько планок? А разгон, а точно хорошо все будет? В этом материале подробно разбираем все вопросы про оперативную память и проводим сравнительные тесты. Информация актуальна как для DDR3, так и для DDR4 и ориентирована на наиболее распространенные платы с двухканальным режимом работы.
Варианты установки памяти
Первый шаг к стабильной и быстрой памяти — ее правильная установка. Просто старайтесь держать в уме следующие факты.
Установка одной, двух, трех или четырех планок — что лучше?
Для оптимального быстродействия ставить лучше четное количество планок памяти. Следующий график показывает, как меняется производительность в зависимости от количества установленных модулей. Дополнительно в него были добавлены два значения: комбинация из 4 ГБ и 8 ГБ модулей на частоте 1333 и 1600 МГц. Command Rate установлен на единицу.
Какой вывод можно сделать? Одна планка памяти выдает худшую производительность, так как отсутствует двухканальный режим. Две планки дают стандартную производительность. Три планки хуже, чем две, потому что контроллеру приходится работать одновременно с двухканальным и одноканальным режимами, а ваша система не может знать наверняка, когда какой требуется. Четыре планки выдают чуть большую производительность (всего на 1-2 %), чем две, но не за счет увеличенной емкости, а за счет количества модулей, так как у контроллера в распоряжении появляется больше банков памяти, к которым можно обратиться (аналогично ранговости).
Как правильно установить две планки памяти, если у материнской платы четыре слота?
Если у вас четыре или более слотов под ОЗУ на материнской плате, тогда знайте, что они разделены на пары и обычно окрашены в разные цвета. Например, первая пара черная, а вторая красная. Распространенная ошибка, когда две планки ставят рядом в разные пары. Это приводит к тому, что память будет работать в одноканальном режиме и выдавать вдвое меньшую скорость копирования, чем она могла бы быть. По этой же причине, когда ограничен бюджет, рекомендуют купить две планки по 4 ГБ, а не одну на 8 ГБ. Проверить, какой режим работы используется у вас в данный момент, можно с помощью программы CPU-Z.
Существуют также гибридные материнские платы, которые имеют слоты как DDR3, так и DDR4 (или DDR2 + DDR3 на старых платах) одновременно. Память разных поколений вкупе использовать нельзя, компьютер просто не запустится.
Можно ли ставить память с разной частотой или разными таймингами вместе?
Оперативную память с разной частотой и разными таймингами можно использовать вкупе. В этом случае все модули заработают на параметрах более слабого. Обычно никаких конфликтов это не создает.
Можно ли ставить память c разной емкостью вместе?
Оперативную память разного объема тоже можно ставить вместе. В этом случае часть памяти работает в двухканальном режиме, а часть — в одноканальном. На практике это дает небольшой прирост производительности, но до полноценного двухканального режима немного не дотягивает. В редких случаях материнская плата может не поддерживать такой комбинированный режим работы, и включится одноканальный. Тесты смотрите в начале раздела.
Можно ли ставить память с разной ранговостью вместе?
Совмещать одноранговую и двухранговую памяти парой в двухканальный режим не рекомендуется, так как это может приводить к вылету системы. Опять же, все зависит от вашей материнской платы. А вот поставить две разные пары можно — если первая пара модулей будет двухранговой, а вторая — однораноговой, то все должно быть нормально. Более подробно об этом параметре смотрите в разделе характеристик.
Максимальный объем: сколько можно поставить?
У каждой материнской платы есть свои ограничения: максимальный поддерживаемый объем памяти и допустимая емкость одного модуля. Необходимо смотреть спецификации:
Видим, что материнка имеет 4 слота и поддерживает до 32 ГБ памяти. Простым делением узнаем, что максимальный объем одного модуля равен 8 гигабайтам.
Если попытаться поставить 16-гигабайтный модуль в плату, которая поддерживает только 8-гигабайтный, то компьютер либо не запустится, либо увидит только часть памяти.
По причине всяческих мелких нюансов и возможных несовместимостей лучший вариант — покупка четного количества совершенно одинаковых модулей памяти, которые нередко продаются комплектом, и их последующая установка парами, то есть в слоты одинакового цвета. Если вы планируете апгрейд, то попытайтесь найти в продаже идентичный модуль или же просто продайте старый и купите новую пару.
Теоретически можно намешать все подряд — по худшему сценарию забить три слота памятью с разным объемом, частотой и таймингами, и это заработает. Однако вашей материнской плате придется привести все это дело к общему знаменателю, что наверняка даст ощутимую потерю производительности.
Короче говоря, действуете по обстоятельствам. Не нужно добавлять лишние модули без уверенности в их необходимости. Но и держать всего один модуль в системе тоже не эффективно.
Существуют также трех-, четырех- и шестиканальные материнские платы, но они менее распространены, и для них действуют свои ограничения и особенности, о которых можно прочитать в руководстве пользователя.
Тестовая конфигурация
Все тесты этой статьи будут выполнены при разрешении 1920х1080 и включенной 16-кратной анизотропной фильтрации. По умолчанию использоваться будут только две планки памяти, за исключением тестов, рассчитанных на иное количество. Частота процессора зафиксирована на значении 4,2 ГГц, а Command Rate = 2, если не указано другое.
- Блок питания: Corsair RM 850W Gold
- Материнская плата: Asus Maximus VII Hero (BIOS 3201)
- Процессор: Intel Core i7 4790K
- Видеокарта: Zotac GeForce GTX 1070 AMP! Extreme
- Оперативная память: 4 х Kingston HyperX Savage [HX318C9SRK2/8]
- Системный накопитель: SSD Smartbuy Revival (1) 240 GB
- Игровой накопитель: Smartbuy Splash (2019) 256 GB
- Операционная система: Windows 7 SP1 x64
Профили памяти
Как посмотреть поддерживаемые профили памяти?
Если памяти нет у вас на руках, то очевидным вариантом будет просто загуглить маркировку интересующей вас модели и перейти на сайт производителя, почитать обзоры и т. д.
Если память уже установлена в вашем ПК, то можно воспользоваться бесплатной утилитой CPU-Z. Это максимально легкая и простая программа, которая показывает четыре основных профиля (но не все поддерживаемые). Просто выбираем номер слота в разделе SPD и смотрим данные. Можно заметить, что частота (Frequency) отображается какая-то низкая. Дело в том, что DDR обозначает Double Data Rate, то есть двойная скорость передачи данных. Чтобы получить актуальную частоту, вам нужно умножить значение на два.
Также существует и платный аналог — AIDA64. Она не только показывает все профили памяти, но еще и позволяет узнать латентность и пропускную способность.
Что такое JEDEC и XMP?
Это названия профилей вашей оперативной памяти.
JEDEC — стандарт, предлагающий единый базовый набор таймингов для определенной частоты, на которой и заработает ваша память после установки в ПК. Помимо основного профиля, который обычно и указан в характеристиках товара, есть еще несколько дополнительных скрытых. Нужны они для того, чтобы память могла работать и на пониженных частотах, если материнская плата не поддерживает высокие.
XMP — это оверклокерский набор параметров, тщательно протестированный с завода конкретно для вашей модели памяти. Профиль не следует каким-либо стандартам и предлагает наилучшие параметры, выбранные производителем. То есть, выбрав данный профиль в настройках биоса, вы получите легкий и безопасный разгон. В отличие от JEDEC, поддерживается не всеми моделями, нужно смотреть спецификации. Чтобы его активировать, ваша материнская плата тоже должна поддерживать XMP профили.
Пример памяти из конфигурации: ее базовый профиль JEDEC это 1600 МГц с таймингами [11-11-11-28], простым переключением на XMP-1866 частота меняется на 1866 МГц с таймингами [9-10-11-27], то есть мы получаем не только повышенную частоту, но и более низкие задержки, что точно хорошо скажется на производительности системы.
Что будет, если в биосе выставить неподдерживаемый профиль?
В случае, если вы попытаетесь выставить в биосе частоту, для которой нет профиля у вашей памяти, то произойдет один из трех возможных вариантов:
- Материнская плата выставит тайминги от поддерживаемого профиля, максимально близкого к той частоте, что выставили вы.
- Материнская плата выставит универсальный оверклокерский набор таймингов, В моем случае это [11-13-13-35], и они подходят для всех частот вплоть до 2400 МГц.
- Компьютер попросту не запустится и потребуется сброс настроек.
Тесты профилей в приложениях
Для диаграмм я решил использовать 5 профилей: наихудший JEDEC, родной JEDEC, оба поддерживаемых XMP профиля и разогнанный профиль (OC).
«Сэм», «Резидент» и «Метро» восприняли увеличение скорости памяти равнодушно, так как им полностью хватает ресурсов процессора. А вот «Трекмания» активно умеет использовать только одно ядро, которое загружено на 100 %, поэтому память оказывает ощутимое влияние на частоту кадров.
Характеристики памяти
Частота
Частота — это величина, показывающая, сколько операций может выполнить память за промежуток времени. Считается одной из главных характеристик наравне с таймингами. Чем она выше — тем лучше.
Следующие графики покажут, насколько сильно будет меняться производительность в зависимости от частоты. Тайминги при этом зафиксированы на отметке [11-13-13-35].
Тайминги
Тайминги памяти — это внутренние задержки, выраженные в тактах, то есть время, по прошествии которого происходят операции, чтения, записи, обработки информации, подачи напряжения и тд. Чем они меньше – тем лучше. В характеристиках обычно указывают только 3 или 4 тайминга, которые оказывают наибольше влияние на производительность, например 11-11-11-28 (Они же “CL”-“tRCD”-“tRP”-“tRAS”).
Помимо основных вышеуказанных таймингов, существует еще более 20, доступных для настройки в биосе. Их ручной разгон абсолютно бессмысленнен. Ради интереса, я решил попробовать выжать из них максимум, базируясь на XMP профиле. Большинство из них удалось снизить на 1-3 такта, что в сумме дало выигрыш… в 0,4 наносекунды. Стоило ли оно того? Определенно нет. Никакого влияния на приложения замечено не было.
В виде исключения выступают “tRFC“ (REF Cycle Time) и “tREFI” (Refresh Interval), разгоном лишь этих двух параметров можно выиграть до 4 наносекунд латентности. Причем первый нужно понижать, а второй наоборот – повышать.
Следующие графики покажут, насколько сильно будет меняться производительность при разных наборах основных таймингов. Частота при этом зафиксирована на отметке 1600 МГц.
Отдельно стоит поговорить о таком «мистическом», параметре как Command Rate. Он может принимать два значения: 1, 2. Несмотря на то, что его приписывают к основным таймингам памяти, к ней самой он отношения не имеет. Это лишь скорость контроллера, который управляет вашей памятью, время, необходимое на преобразование команд.
Как он влияет на стабильность системы — четкого ответа нет, все зависит от качества вашей материнской платы. В интернете часто пишут, что уменьшать этот параметр не рекомендуется, так как память теряет разгонный потенциал и становится нестабильной. Но лично в моей практике не попадался ни один ПК, который бы плохо работал от выставления Command Rate на 1. Более того, в случае тестовой конфигурации на разгонный потенциал это не повлияло ни на йоту.
Разница между CR1 и CR2 может составлять от 0 до 5 % производительности в зависимости от ряда факторов. А если говорить о латентности, то разница составляет 0.5-1.5 наносекунды.
Пропускная способность
Пропускная способность — это скорость работы памяти с данными. То есть объем информации, который память может обработать за секунду времени. Например, 30 гигабайт в секунду.
Вопрос: что лучше — 1 планка на 1600 МГц или 2 планки по 800 МГц? Казалось бы, ответ очевиден, в обоих случаях достигается одинаковая пропускная способность (12 ГБ/сек), но у памяти с частотой 800 МГц ниже тайминги, значит она должна победить. Однако внезапно происходит полный разрыв шаблона, так как одноканальная планка на 1600 МГц работает быстрее на 15 %. Почему же так?
А дело в том, что пропускная способность памяти и ее частота — это совершенно разные параметры. Повышение частоты увеличивает пропускную способность и уменьшает латентность, однако повышение лишь пропускной способности не сказывается на других параметрах. Активация двухканального режима удваивает именно пропускную способность, а не производительность. Поэтому прирост скорости в приложениях может составлять от 1 до 30 % в зависимости от вашего процессора и ряда других факторов.
Емкость. Сколько гигабайт памяти нужно?
На 2020 год актуальными будут только два варианта: 2 х 4 ГБ или 2 х 8 ГБ. Почему так?
Операционная система, будь то Windows 7 или Windows 10, потребляет от 1 до 3 ГБ памяти в зависимости от загруженности программами. При необходимости, ОС может освобождать память, скидывая данные в файл подкачки, ужимаясь всего в
600 мегабайт. А большинство игр потребляют от 1 ГБ до 4 ГБ памяти без учета операционной системы.
Лично мной, помимо тестовых игр для графиков были также протестированы и следующие:
- Killing Floor 2
- Project Cars 2
- GTA 5
- Far Cry 5
- Shadow of the Tomb Raider
Все они без проблем заработали всего с 4 ГБ памяти в системе, несмотря на то, что у некоторых указано минимум 8 ГБ в системных требованиях. Единственное замеченное ухудшение по сравнению с 16 ГБ — более продолжительные загрузки, и в некоторых случаях фризы, когда память забита впритык.
Само собой, сборка с 8 ГБ памяти уже отыграет себя по полной, не заставляя ОС и игру выкручиваться под маленький объем. Тандем из 2 х 4 ГБ памяти и SSD накопителя будет отличным решением для среднебюджетного ПК. Ну, а 2 х 8 ГБ — идеально для мощного топового ПК без компромиссов.
Но почему не 32 ГБ и более? Потому что это не нужно, вот прямо совсем. Серьезно, лично я, какую бы мультизадачную ахинею ни творил на своем компьютере, ни разу не видел, чтобы было загружено более 12 ГБ оперативной памяти. Ну, разве что если ее специально забивать. Конечно, дело ваше, если есть бюджет, то почему бы не порадовать себя циферками в свойствах системы, да и рам диском тоже можно побаловаться.
Что такое латентность?
Латентность — это некая величина в наносекундах, представляющая собой совокупность частоты и таймингов памяти, а также частоты процессора. Чем она меньше — тем лучше. Обычно именно на этот параметр ориентируются при разгоне и оптимизации памяти.
Если не гнаться за максимальной производительностью, то для игр вполне достаточно <=70 наносекунд латентности, чтобы связка процессор-память работала как надо.
Что такое ранговость?
Ранговость памяти (иногда еще называют «упаковка чипов») — это способ набора чипов на ее плате. То есть количество банков, к которым может обратиться контроллер памяти. Теоретически, чем их больше — тем лучше. Если у вашей памяти более 8 чипов, значит она двухранговая, а если меньше или равно — одноранговая.
Двухранговая память быстрее, чем одноранговая, но это преимущество незначительно. Прирост может составить 1-2 % при условии, что приложению не хватает процессора. В большинстве же случаев разница вообще не будет заметна.
Я считаю, что это не то, о чем стоит париться при выборе памяти (только если вы не хотите докупить второй модуль к первому имеющемуся). Тем более, не все производители пишут эту характеристику, да и наличие кожуха осложняет диагностику. Лучше обратить внимание на тайминги и частоты. Проверить ранговость можно с помощью все той же CPU-Z.
Что такое ECC и буферная память?
Это всего лишь параметры, относящиеся к серверной оперативной памяти. ECC отвечает за коррекцию ошибок, а буферизация памяти уменьшает электрическую нагрузку. Пользователям домашних ПК это не нужно, да и стоит такая память намного дороже. Короче, не забивайте голову.
Разгон
Разгон позволяет взять частоты, которые значительно превышают стандартные значения профилей вашей памяти. На примере DDR3 — переключить с 1333 МГц на 1600 МГц удается почти всегда. Само собой, материнская плата тоже должна поддерживать большую частоту.
Вариант №1. Простой универсальный
Идеальная попытка/способ разгона для новичков. Мы просто повышаем в биосе частоту на одну ступень из списка доступных и смотрим, что из этого получилось. Компьютер запустился? Отлично, повышаем еще. Как только нашли максимальную стабильную частоту, то проверяем латентность через айду, стала ли она лучше, или такой разгон был бессмысленнен, и параметры стоит вернуть на место.
В моем случае память разогналась до частоты 2400 МГц. Универсальный набор таймингов идеально вписался, значения [11-13-13-35] стали для нее наилучшими и дополнительных действий не потребовалось.
Вариант №2. Продвинутая настройка
Автоподбор таймингов платой не всегда может хорошо подойти под ту частоту, которую вы выставили. Задержки могут получиться слишком большими, что в итоге даст меньшую производительность, чем на стандартном профиле. Или же тайминги останутся неизменными, слишком низкими, что попросту не даст взять высокую частоту.
В этом случае разгон проводится вручную, и я объясню его на примере памяти с частотой 1600 МГц и таймингами 11-11-11 (четвертый тайминг я намеренно не указал, так как частота на него практически не влияет, можно использовать базовый).
- Повышаем тайминги сразу на 5 тактов до 16-16-16.
- Начинаем искать максимальную частоту: ставим 1866 МГц — компьютер стартует. 2133 МГц — компьютер стартует. 2400 МГц — компьютер стартует. 2600 МГц — компьютер не запускается. Откатываемся обратно на 2400 МГц — это и есть наша наибольшая частота.
- Оптимизируем тайминги, так как 16-16-16 — вероятно не лучший набор для нашей частоты. Поочередно понижая каждый из них на единичку и перезагружаясь, получаем значения 11-13-13, которые будут наилучшими для частоты 2400 МГц. Вот и весь принцип разгона.
Стоп-стоп, а как же напряжение? Да, при разгоне часто советуют повысить напряжение, якобы это улучшает стабильность и дает больший разгонный потенциал. На практике, память разгоняется и стабильно работает даже без повышения напряжения, либо же материнская плата сделает все за вас в режиме Auto. Если очень хочется попробовать улучшить значения разгона, можете повысить напряжение (на свой страх и риск) до 1,65 В для DDR3 или же до 1,45 В для DDR4.
Главное — по окончании разгона не забудьте проверить память на ошибки, например встроенной в операционную систему утилитой «Средство проверки памяти Windows» или же программой MemTest86. Ведь иногда память может становиться нестабильной после разгона, и проявится это далеко не сразу — например, на следующий день внезапно зависнет система или игра. В таком случае тайминги нужно будет повысить дополнительно еще на 1 такт или же вовсе вернуть настройки по умолчанию.
Что делать, если после разгона памяти компьютер перестал запускаться?
Если компьютер ушел в бесконечный цикл перезагрузки, то можно попробовать обесточить блок питания примерно на 10 секунд, а затем снова включить. Биос выдаст сообщение в духе «Overclocking Failed» и даст вам возможность поменять настройки или сбросить их. Работает не на всех платах.
Второй вариант — нажать специальную кнопку на плате для сброса настроек биоса. Обычно она подписана как «clr_cmos».
Третий способ, который точно сработает — вытащить батарейку материнской платы на несколько минут и вставить обратно. В результате такого действия сбросятся все настройки биоса.
Взаимодействие памяти с комплектующими ПК
Оперативная память — это посредник ваших комплектующих, представляющий из себя следующую схему: Быстрая память → более быстрый процессор → лучшее использование потенциала видеокарты → больший FPS в играх.
Если вашей игре не хватает производительности процессора/памяти, то и видеокарта не сможет грузиться на 100 % (при отключенной вертикальной синхронизации).
Влияние памяти на процессор
Оперативная память тесно связана с вашим процессором. Чем быстрее память, тем лучше отклик процессора и его производительность. Простой разгон памяти может увеличить потенциал процессора до +15 %, что хорошо видно на примере тестов в программе WinRar.
Для полноты картины я решил провести еще один квартет тестов, для которых частота процессора была уменьшена до 2,4 ГГц и количество потоков уменьшено вдвое.
Здесь уже прирост чуть более ощутим в отличие от 1-кадрой разницы при частоте 4,2 ГГц.
Примечание: даже если ваша игра показывает, что процессор загружен всего на 50 %, это не обязательно означает, что ей хватает его производительности. То есть увеличение частоты процессора или памяти все равно может улучшить частоту кадров.
Влияние процессора на память
Что-что? И в обратном направлении тоже? Да, все верно: чем выше частота процессора, тем ниже латентность памяти. При этом количество ядер или потоков значения не имеют.
Следующий график наглядно показывает зависимость латентности от частоты процессора на разогнанном профиле памяти (2400 МГц). Command Rate выставлен на единицу.
Получается, что 43,2 наносекунды — это наилучшая латентность, которую мне удалось получить на тестовой конфигурации.
Влияние на дискретную видеокарту
Оперативная память не оказывает прямого воздействия на видеокарту, ведь у видеокарты есть собственная память, куда игрой складываются все необходимые графические данные.
Чтобы убедиться в этом наверняка, я использовал игровой бенчмарк Aliens vs. Predator Benchmark. Его преимущество состоит в минимальном использовании процессора. Разница между наихудшим одноканальным профилем памяти и наилучшим двухканальным профилем, при средней частоте кадров ≈175 составила… всего 1 фпс, что вообще в пределах погрешности.
Влияние на встроенную видеокарту
А вот для встроенных видеокарт все как раз таки наоборот — они не имеют собственной памяти и просто заимствуют оперативную. То есть, чем быстрее будет ваша память, тем более высокую частоту кадров в играх вы получите.
Для следующего графика будет использоваться встроенная Intel HD Graphics 4600. Для наглядности, базовый профиль JEDEC был протестирован в одноканальном и в двухканальном режимах, в графиках они отмечены как SCJ и DCJ соответственно.
Прочие вопросы
Что такое файл подкачки?
Файл подкачки — это специальный файл на вашем накопителе, в который система может сливать информацию с оперативной памяти, чтобы на ней освободилось место.
Например, если у вас всего 4 ГБ памяти, операционная система в данный момент использует 2 ГБ, и вы хотите запустить игру, которой единолично требуется 3 ГБ памяти, то ОС сохраняет данные ненужных в данный момент процессов в файл подкачки, что освобождает место в оперативной памяти и дает возможность запустить ту самую игру.
Часть вашего накопителя просто становится очень медленной оперативной памятью. И если системе внезапно понадобится считать эти самые данные из файла подкачки, то это приведет к долгим загрузкам, лагам и подвисаниям.
Даже если у вас много оперативной памяти, совсем отключать файл подкачки не рекомендуется, так как многие приложения спроектированы использовать его в любом случае. В общем, для файла подкачки можно выделить 4-8 ГБ свободного места — этого вполне достаточно.
Что лучше — DDR3 или DDR4?
Немного больной вопрос современного гейминга, так как DDR4 проигрывает по показателям таймингов, но имеет больший потенциал на частоты.
В качестве примера возьмем частоту 2133 МГц — это высокое значение для DDR3 и одно из базовых для DDR4. И если стандарт JEDEC предлагает тайминги 13-13-13 для DDR3-2133, то для DDR4-2133 эти значения составляют 15-15-15, что ощутимо хуже. Получается, чтобы DDR4 начала демонстрировать превосходство над DDR3 ей нужно иметь примерно на 30 % более высокую частоту.
Бюджетная DDR4 даже может являться причиной фризов в требовательных играх из-за высоких таймингов и, соответственно, латентности. Но выбора у нас в любом случае нет, так как DDR3 постепенно уходит в небытие, а на горизонте уже маячит DDR5.
Нужен ли памяти радиатор или кулер?
Память греется слабо относительно прочих комплектующих. Ее температура обычно не превышает 65 градусов, то есть она может без проблем обходиться без радиатора и тем более без специального кулера. Однако память с красивой металлической оболочкой выглядит намного лучше, да и от пыли и случайных царапин обеспечивается неплохая защита. Плюс дополнительная страховка от перегрева для оверклокерских решений.
Почему мнения о важности памяти расходятся?
Причиной тому может быть множество факторов, будь то динамическое окружение в играх или кривая сборка операционной системы ютуб блогера. Но в основном это разные конфигурации ПК, на которых проводятся тесты. Например, процессоры AMD, как правило, сильнее зависят от памяти, чем Intel. Да и разница между встроенной и дискретной графикой колоссальна. И если пользователь изначально имеет средний процессор и так себе память, то их оптимизация явно даст больший эффект, чем попытка разогнать и без того хорошую сборку. Поэтому мнения и расходятся: одни говорят, что влияние памяти нулевое, а другие получают до 30 % прироста производительности.
Заключение
Итак, подведем краткий итог того, что мы узнали из этой статьи.
- Ускорение памяти не оказывает влияния на видеокарту, но может немного увеличить потенциал процессора и встроенной графики.
- Важно иметь как минимум две планки памяти в системе для активации двухканального режима.
- Если ваша память поддерживает XMP профили, то не забудьте их включить в биосе.
- Память с разными характеристиками можно смешивать, но все же есть риски потерять часть производительности.
- Двухканальная и двухранговая память — это не одно и то же. Аналогично можно сказать о частоте и пропускной способности.
Комментарии 26
Наслаждайтесь общением. Критикуйте сообщения, а не авторов. Меньше токсичности, больше любви ❤️
"Помимо основных вышеуказанных таймингов, существует еще более 20, доступных для настройки в биосе. Их ручной разгон абсолютно бессмысленнен" — да неужели? Видимо trfc снижают глупцы.
"На 2020 год актуальными будут только два варианта: 2 х 4 ГБ или 2 х 8 ГБ" — запуская не самые новые игры без своп-файла имею загрузку до 10Гб, и это при том что мне хватает 4Гб видеопамяти. В графонистых новинках естественно видеоадаптер начнёт лазить в ОЗУ и до границы в 16Гб рукой подать. А советовать 2х4гб в 2020 году — это вообще гениально.
"Однако память с красивой металлической оболочкой выглядит намного лучше, да и от пыли и случайных царапин обеспечивается неплохая защита" — опасаетесь, что в системник заползет таракан и поцарапает чипы?)
В статье просто пропущен небольшой абзац, касающийся двух таймингов. Скоро будет добавлен.
Что-то "скоро" уже как минимум не скоро)))
3й абзац в разделе таймингов, я его добавил практически сразу, как написал сообщение.
кто не знает зачем оперативки нужно больше 16 гб тот ни разу не воссоздавал оркестровый саундтрек в DAW, а кто создавал тот боится что ему и 128гб маловато будет)
Товарищи, а подскажите кто в теме — почему у "серверной памяти" (с ЕСС) тайминги больше чем у не поддерживающей ЕСС при равных частотах? И как это скажется на производительности если в обычный ПК установить такую память?
У нас теперь за вопрос в комментарии отрицательную оценку ставят? А зачем тогда эти комментарии нужны? Закройте тогда комментирование к этой статье и всё.
ECC — коррекция ошибок. Для бытового Васи — бесполезна.
Автору- респект. Весьма познавательно. По поводу объёма памяти хотел бы добавить: есть такая «игра» (симулятор)- DCS World (смотри в инете), для которой 16Gb ram уже в обрез. А с выходом новой карты Сирии 16 Gb уже не хватает и система подгружает файл подкачки, что даже в купе с SSD выражается кратковременными глюками. Жду дня рождения (немного осталось), когда мне подарят вожделенные 2х16 планки
Я хочу заменить две плашки по 1333 на 2 Гб на одну ддр3 4 Гб 2133мгц. Даст ли это толк или не париться и найти две по 4 с одинаковыми герцами? Заранее спасибо
А остальная конфигурация? Процессор, материнская плата?
Процессор АМД а8 5600к. Материнская плата MSI Конкретнее не скажу. Не знаю
По поводу максимального объема памяти. У меня довольно старая плата Asus P7P55D. В описании к ней сообщается, что максимальный объем памяти для нее 16 GB DDR3. Установил 2х8GB и 2х4Gb. Всего 20 Gb. Все нормально работает. Далее попробую поставить в сумме 32Gb.
По поводу установки памяти с разной частотой. На другом компе с какой-то платой от Asus стояла память DDR4 2х8Gb с частотой 2133. Надо было добавить еще. Но теперь такой памяти нет. Начинают с частоты 2666. Добавил во вторые слоты 2х8Gb с частотой 2666. В первых слотах стояла память с частотой 2133. Комп не заработал. Поменял местами и поставил в первые слоты память с частотой 2666. Все заработало как положено на частоте 2133.
у меня из за разных частот были синие экраны..
Вот и я хочу внести свою лепту в понимание некоторых вещей на текущий год. И это даже не размер памяти который сейчас актуален в ОС (сам имею 32Гб ОЗУ), хотя уже можно стремится и к 64 Гбайтам. Но соглашусь тут с большинством, размер оперативной памяти сильно зависит от выполняемых задач на компьютере. Офисный комп может вполне себе работать и на 8 Гигабайтах.
А теперь к делу — почему же всё таки нужен файл подкачки (swap, pagefile)?
А нужен как тут правильно подметили для остановленных в Win10 приложений. (к сожалению, в комментариях в тексте размещать картинки нельзя, они будут ниже) Они в диспетчере задач отображаются зелёным листочком.
А ещё (и мне очень странно, что никто об этом не вспомнил), этот файл очень нужен для комплексного режима сна, гибернации (да там файл другой в Винде, но размером он с вашу физическую ОЗУ), ведь память есть не только в настольных ПК, но и в ноутбуках, что там очень актуально.
А ещё мое замечание по поводу названия темы- ведь память на ноутбуках может быть вообще распаяна на материнской плате и о памяти формата SODIMM тут ничего не сказано, даже не упомянуто. Хотя название указывает ,что в статье тут — обо всех аспектах.
напряжение 1.45 В Это много при разгоне на по стоянку?
Отключение подкачки в Windows заметно повышает производительность системы, так как она использует свап по делу и не по делу. В сетапе с отключённым свапом лучше взять памяти с запасом, например, в 2012г я брал 8 Гб, где-то в 2018-м её перестало хватать, и надо было ставить уже 16, а сейчас лучше брать 32. Достаточно открыть штук 30 вкладок броузера, чтобы в этом убедиться.
Приложения не могут быть сконфигурированы для использования или неиспользования подкачки, они просто имеют дело со страницами памяти, а их физическим размещением управляет ОС прозрачно для приложений. При обращении к выгруженной странице проц генерирует исключение (page fault), которое обрабатывает система. Она ставит пользовательский поток в ожидание, подкачивает с диска страницу (вытесняя чью-то другую на диск) и возвращает поток в состояние "готов к выполнению", поставив его указатель команды на начало зафейлившейся инструкции. Приложение может заметить факт подкачки исключительно по замерам времени: обращения к диску на несколько порядков дольше обращения к RAM. Но если приложению нужен реалтайм, то выключение свапа — первое, что нужно делать.
В момент написания этого коммента, у меня открыта 81 вкладка, запущен стим и утилиты. Все это дело потребляет всего 5,5гб озу. Может вам стоит отключить телеметрию и проверить пк на вирусы?
Понятия не имею, зачем вы криво овер-описали процедуру свапа. Но система не использует файл подкачки когда ей захочется. Она обращается к нему только когда это необходимо, либо в инструкция проги прописана эффективная экономия памяти. Чтобы совсем не париться о свапе, нужно 32-64гб+ озу, потому, что некоторые приложения могут хапнуть до 30гб суммарной виртуальной памяти (игры и редакторы могут крашиться без свапа даже с 16гб озу). Но набирать кучу рам, только чтобы отказаться от свапа. ну такое себе. Проще купить ссд за 1.5к руб и выделить его под свап и темп, так будет намного рациональнее.
У меня за 25 лет использования домашнего компа вирусы были пару раз. Если не ходить по помойным ресурсам, не открывать помойные письма и не запускать исполняемый код неизвестного происхождения, то им просто неоткуда взяться. Я даже антивирус не ставлю, встроенный какой-то болтается только и молчит. Вон у меня на работе Касперский, от него вреда больше, чем от вирусов, а ни одного вируса он пока ещё не нашёл.
Я видел, как работает свап в разных операционках: VMS, Юниксы 4-х разных семейств, штук 7 версий винды от 16-битных ещё, причём не на уровне суеверного юзера, где-то что-то слышавшего, я и алгоритмы изучал (кроме Винды, конечно, у MS всё всегда закрыто, чтоб не позориться), и замеры делал. Так вот, в Винде свап по эффективности вообще никакой, просто бестолковое дёрганье диска. Даже удивительно, я думал, Катлер нормальную систему напишет, но видимо, микрософтовский менеджмент укатал его. Всё ПО с системой в совокупности может использовать 5% ОЗУ, но система будет свопиться. Причём, если размер свапа меньше размера ОЗУ, то производительность вообще падает в ноль. Это не как в нормальных системах, где свап рассматривается, как добавка к ОЗУ. Опытные коллеги подтверждали. Во времена HDD это означало (помимо низкой скорости доступа) ещё и конкуренцию с приложениями за диск, HDD же по природе однозадачные, разве что RAID может немножко параллельно исполнять запросы. Скорость сборки проекта улетала в космос, когда отключался свап, т.к. она как раз интенсивно использовала диск. На SSD происходит тоже самое, только менее заметно, т.к. там есть очередь, и параллелизм выше. Общие рассуждения о том, что что-то там делается эффективно и по необходимости, не работают применительно к MS, который всегда небрежно относился к пользовательским ресурсам.
Если задача стоит жёстко экономить, то идея с отдельным SSD под свап, в принципе, хорошая, только лучше брать диск, более шустрый в мелкоблочке, причём, вне кэша (у бюджетников это слабое место). Но у меня такой задачи нет, мне проще поставить побольше ОЗУ, если плата поддерживает объём. В конце концов, я не сотни гигабайт ставлю. И каждый компонент при этом используется по назначению: RAM с её миллиардами и десятками миллиардов циклов перезаписи — как временное хранилище, а SSD с ресурсом на 6-7 порядков ниже — как постоянное. Тем более, сейчас идёт обратная тенденция: люди изготавливают накопители из модулей RAM. Вот для старых материнок действительно приходится использовать подкачку, там другого выхода нет. Может, ещё и для корпоративных сетапов, а то бывают конторы, где состариться можно, пока выбьешь дополнительной оперативы на три копейки.
Что нужно знать про оперативную память: тактовая частота, пропускная способность, тайминги, классы (DDR) и многое другое
Привет, Хабр! Сегодня мы поговорим про оперативную память, про то, какие ее типы можно свободно купить в магазине для сборки ПК или его модернизации. Под катом рассказ об отличиях разных типов ОЗУ друг от друга, о разгоне и охлаждении памяти, а также несколько мыслей о том, имеет ли значение, какую планку памяти стоит установить в конкретный компьютер, чтобы добиться оптимального сочетания быстродействия, энергоэффективности и стоимости. Этот пост будет интересен тем, кто не считает себя DDR-гуру и при выборе памяти не уверен на 100% какие именно нужны тайминги, типы и характеристики модулей.
Оперативная память, или RAM (random access memory) — в буквальном переводе память с произвольным доступом. Википедия утверждает, что это энергозависимая часть системы компьютерной памяти, которая хранит выполняемый машинный код, а также данные, обрабатываемые процессором. Определение технически верное, но по сути довольно абстрактное. Будет намного понятнее, если мы поймем, зачем оперативка вообще нужна.
Если говорить по-простому, то оперативная память отвечает за работу приложений, которые вы запускаете. Чем больше оперативки имеет ваш компьютер, тем больше задач он может выполнять одновременно. При этом даже необязательно, чтобы приложений было несколько. Вся нагрузка может исходить от одной единственной программы с большим количеством однотипных процессов: Photoshop (слои), Google Chrome (вкладки), Final Cut Pro (дорожки) и т.д.
Немного истории и теории
По умолчанию RAM-память бывает двух основных типов: DRAM и SRAM. В дополнение к ним нередко выделяют еще SDRAM, VRAM, NVRAM, и т.д. но все они — это не более чем вариации на тему. Например, VRAM — это та же DRAM, но используемая в видеокартах и известная нам как видеопамять. Так что в этой статье мы остановимся только на основных типах.
DRAM — это динамическая память с произвольным доступом, где каждый бит информации хранится в отдельном конденсаторе внутри интегральной схемы. Она называется так, потому что требует периодического обновления. Это та самая оперативная память, которая используется в смартфонах, планшетах, компьютерах и других электронных устройствах. Правда, сейчас оперативную память, которой оснащаются современные гаджеты, принято относить к подтипу SDRAM.
SDRAM — это синхронная динамическая память с произвольным доступом. Она является подвидом DRAM, так что ab ovo это одно и то же, просто новее и быстрее. А отличает их наличие своего рода таймера, который используется для синхронизации памяти с микропроцессором и совместной обработки данных. Отсюда же происходит и такое понятие, как DDR — double data rate. О нём мы поговорим далее, а пока переходим к SRAM.
SRAM — это статическая память с произвольным доступом, которая использует для хранения данных схему с бистабильной фиксацией. Звучит сложно, но на деле всё просто и понятно. Статическая память не требует постоянного обновления, и она намного быстрее, чем DRAM, а потому стоит дороже и используется в меньших объемах. Типичная область применения для SRAM — это кэш 2 и 3 уровня.
Применительно к компьютерам объем DRAM или SDRAM измеряется в гигабайтах. Но у пассивных устройств вроде умных колонок, фитнес-браслетов и т.д. оперативки может быть всего несколько сотен мегабайт, которых им более чем достаточно. Для кэша L2 и L3 памяти используется еще меньше. В основном это 8-10-12 или 16 МБ. Их задачи просто не требуют, чтобы объем был больше. Да и размеры имеют значение — из-за более низкой плотности 4 мегабайта SRAM-памяти примерно равноценны по размерам DRAM-планке на 128 МБ.
Размеры оперативной памяти
На физическом уровне между планками ОЗУ тоже есть свое деление, но тут всё совсем просто:
DIMM — это планки оперативной памяти стандартного формата. Их, как правило, устанавливают в стационарные компьютеры, включая моноблоки и некоторые неттопы. Они большие, поэтому требуют много места внутри корпуса. В ноутбуки их попросту не установить.
SO-DIMM — это компактные планки оперативной памяти. Они применяются в основном в ноутбуках и некоторых компактных неттопах. По своим свойствам SO-DIMM ничем не отличается от стандартизированных планок, просто имеет меньший размер. Но из-за различия в габаритах установить планку DIMM вместо SO-DIMM не выйдет и наоборот.
Бывает ещё серверная память, которая даже имеет те же размеры, что и планки DIMM, но в персональных компьютерах её не используют из-за несовместимости с контроллерами ЦПУ. Но это не тема нашей статьи, поэтому заострять внимание на этом типе ОЗУ мы не будем.
Как DDR проявляет себя в тестах
Быстродействие оперативной памяти напрямую связано с её классом. Раньше стандартом для отрасли была SDR-память, а сегодня все перешли на DDR.
DDR — современный вид оперативной памяти, который относится к типу динамической синхронной памяти с удвоенной скоростью передачи данных. Удвоение скорости стало следствием перевода этого типа памяти на новую механику считывания команд. Она позволяет распознавать их не только по фронту (переходом из состояния 0 в 1), но и по спаду тактового сигнала. Таким образом DDR-память при работе на частоте 100 МГц выдаёт эффективность, сопоставимую с работой SDR (прошлое поколение) на частоте 200 МГц.
Из-за этого даже появились понятия реальной и эффективной частоты. Например, если вы купили плату на 2133 МГц, то не удивляйтесь, что в синтетике она выдаст только 1066. Тут-то и проявляется тот самый double rate, от которого происходит название DDR-памяти. Реально она развивает вдвое меньшую скорость, чем на ней указана, но эффективность её работы будет такой, как если бы она была вдвое выше. Немного запутано, но в целом логично.
Тактовая частота оперативной памяти
Современные планки стандарта DDR4 (бывает ещё и DDR5, но подробно на них мы останавливаться не будем) работают на частоте 2133 — 3200 (3333) МГц. Это большая разница, но больше не всегда означает лучше, особенно, если ваш компьютер оснащен неподходящим процессором.
Допустим, в спецификациях вашего процессора указано дословно следующее: Up to DDR4 2133. Это значит, что ему подойдёт память DDR4 с частотой 2133 МГц. Вы можете установить планку на 3200 и даже 4800, но процессор просто не даст ей работать по максимуму, потому что сам не в силах обработать больше. Поэтому память с более высоким показателем тактовой частоты будет работать на частоте, которую ей позволяет чип, и не более того.
То же самое (урезание частоты) будет, установить в пару к тому же процессору одну плату на 2133 и другую на 1066. Они будут работать вместе без каких-либо проблем. Но процессор не сможет добавить мегагерц планке ОЗУ с меньшей частотой. Из-за этого обе — даже та, которая способна работать на более высокой частоте — не смогут разогнаться выше 1066 МГц. Если её не разгонять.
Разгон оперативной памяти
Разгон оперативки — это обычная процедура, которая позволяет принудительно повысить ее тактовую частоту. Способность конкретной планки ОЗУ к разгону зависит не от характеристики, указанной производителем, а от чипов памяти. Разгон позволяет увеличить тактовую частоту довольно существенно. Например, планки на 2666 МГц после разгона начинают работать на частоте 3200, а те, что работали на частоте 3200 — переходят на 4166.
По частоте, кстати, очень легко посчитать пропускную способность конкретной планки в мегабайтах. Просто умножайте её частоту на 8 (бит) и получите точный результат. Так, для планки DDR с частотой 2400 пропускная способность составит 19200 МБ, а для планки с частотой 3800 будет равна 30400 МБ.
Увеличение частоты, на которой работает оперативная память, сокращает задержку (Latency). Но на игры она почти не влияет. От того, на какой частоте работает ваша планка ОЗУ, показатель FPS не снизится и не увеличится, как и частота обновления экрана. Это не касается видеопамяти, которая напрямую влияет на производительность игр. Речь только о стандартной оперативке.
Тактовая частота — это «рабочий» показатель, который важен не только для совместимости с процессором, но и для выполнении профессиональных задач. Вы точно заметите разницу при работе с некоторыми специфическими приложениями, которые реально ускоряются, если вы используете высокочастотную оперативку. Например, быстрые типы ОЗУ хорошо проявляют себя в архивации. Чем выше частота планки, тем быстрее пойдет процесс.
Тайминги оперативной памяти
Другой показатель, о котором нужно знать при выборе оперативной памяти — это тайминги. По сути, это просто задержка. Они показывают время, которое проходит от момента отправки памятью команды и её фактическим исполнением. Их измеряют тактами. Поэтому, если вы посмотрите на спецификации любой платы оперативной памяти, то увидите там циферки вида 8-8-8-16.
Эти цифры обозначают выполнение четырёх операций. Именно поэтому тайминги обычно указываются в виде четырёх цифр. Хотя некоторые производители указывают только первую цифру, потому что именно она является наиболее важной. Но мы разберём, что значит каждая из них:
CAS Latency (CL — самый важный показатель) обозначает число тактов, которое проходит между отправкой запроса и началом ответа;
RAS to CAS Delay — число тактов, которое у контроллера занимает активация нужной строки банка;
RAS Precharge — число тактов, которое требуется для закрытия одной строки данных и перехода к другой;
Row Activate Time — число тактов до закрытия строки.
Не факт, что вам вообще нужно это знать, но для общего развития сгодится. Главное запомнить, что чем ниже тайминги, тем лучше. Это значит, что оперативке требуется меньше времени на доставку информации в пределах самой планки. Рассчитать фактическую скорость оперативки, используя данные о её характеристиках и зная специальную формулу, очень просто.
Например, у нас CAS Latency (CL) равен 8, а тактовая частота планки — 3600 МГц. Значит, считать будем так: 8*2000/3600 = 4,4(4) наносекунд. 2000 — здесь величина постоянная. Поэтому её берём всегда, не изменяя.
Какую оперативную память выбрать
Несмотря на то что при выборе оперативной памяти действует принцип «лучше — быстрее», слепое следование ему не всегда может быть оправдано. При выборе планки ОЗУ необходимо учитывать, с какой частотой совместимы процессор и материнская память в вашем компьютере.
Выше мы уже давали понять, что тактовая частота в том числе является характеристикой соответствия памяти, которую вы устанавливаете, и процессора, который уже установлен в системном блоке вашего ПК. Но, теперь остановимся на этом подробнее. А, чтобы было понятнее, проведём понятную всем аналогию: просто представьте, что оперативка — это гайка, которую нужно закрутить, а процессор — гаечный ключ.
Если вы, имея ключ на 12, возьмёте маленькую или, наоборот, слишком большую гайку, они просто не подойдут друг другу и у вас ничего не выйдет. Мы не можем говорить о том, что эта гайка или этот ключ хорошие или плохие. Они просто не предназначены для того, чтобы работать в паре. Поэтому как гайку и ключ нужно подбирать по размеру, так и оперативку и процессор нужно выбирать по совпадающей частоте.
Но процессор и память при удобстве этой аналогии для пояснения — это всё-таки не ключ и не гайка. Поэтому вы в принципе можете установить быструю современную оперативку в компьютер, где используется старенький проц. Но из-за несовпадения характеристик эта планка будет работать на минимальной частоте.
Охлаждение оперативной памяти
Охлаждение оперативной памяти — тема не столь популярная, как её разгон, но идущая с ней практически рука об руку. В данном случае речь идёт именно про оперативку (SDRAM), а не видеопамять (VRAM), которой охлаждение жизненно необходимо. Несмотря на то что, кажется, обычным планкам ОЗУ не от чего испытывать нагрев, это не так. Большинство из них могут нагреваться довольно сильно — до 80-90. Это их рабочий нагрев, с которым не нужно бороться.
Куда страшнее — перегрев. Оперативка, как и любая другая микросхема, может страдать от перегрева, если работает под чрезмерной нагрузкой. В частности это касается разогнанных планок, тактовую частоту которых повысили принудительно. В таких случаях вы практически всегда получите повышенный нагрев, и, если не вернуть памяти оптимальную температуру работы (а добиться её зачастую удается только принудительно), она может начать сбоить и в конечном итоге — сгореть.
Охлаждать оперативную память чаще всего предлагается пассивным способом. Для этого нужно купить специальный радиатор, который выполнен из теплопроводящего материала вроде алюминия и крепится на планку ОЗУ. Когда та начинает перегреваться, он быстро забирает её тепло на себя и за счёт увеличенной площади (радиаторы всегда больше по размерам, чем сама ОЗУ), отдаёт тепло вовне.
Стоят такие радиаторы недорого, и выглядят довольно стильно, а зачастую даже имеют собственную подсветку. За это их и любят геймеры, которые стремятся установить по радиатору на каждую используемую планку. Но, как мы уже выяснили выше, оперативке в играх не приходится испытывать повышенные нагрузки, поэтому и практической пользы от радиаторов ОЗУ для геймеров, кроме разве что внешней привлекательности, не будет.
Ноутбуку охлаждение оперативной памяти тоже не нужно. Радиаторы слишком громоздкие, чтобы установить их в корпус небольшого, пусть и игрового, лэптопа. Ему просто негде там разместиться. Поэтому запомните правило — радиаторы ОЗУ нужны только стационарным компьютерам, да и то не всем.
Сколько оперативной памяти нужно компьютеру
Стандартом для ПК в 2022 году были 8-гигабайтные планки ОЗУ. Этого объема большинству пользователей хватало за глаза и за уши. Но многие любят, чтобы всего, включая оперативку, было с запасом, да и серьёзные задачи зачастую требуют наращивания этого вида памяти. Поэтому на 2023 год «базу» всё-таки лучше не брать. Тем более, что и переплатить за планку на 16 ГБ придется не так много.
Всё, что больше — уже на ваше усмотрение. Даже если у вас много денег, особого смысла брать 32 или 64 ГБ оперативной памяти для компьютера, где она будет простаивать, просто нет. Такие объёмы считаются рабочими, и могут пригодиться только в тяжёлых сценариях использования, которые требуют одновременного выполнения нескольких задач вроде редактирования нескольких десятков слоёв в Photoshop или использовании трёх и более вкладок в Google Chrome. Шутка :).
Впрочем, надо учитывать, что некоторые компьютеры, в основном это, конечно, ноутбуки, позволяют выбрать объём оперативной памяти только один раз — на этапе покупки. Поэтому нарастить ОЗУ уже после вам не удастся. В частности, от этой проблемы страдают компьютеры Mac на процессорах Apple Silicon. Они используют так называемую объединенную память, которая распаяна на одной плате вместе с процессором и накопителем, и извлечь ее оттуда невозможно.
Как выбрать оперативную память. Итоги
При выборе оперативной памяти нужно учитывать следующие факторы:
Какой стандарт оперативной памяти (DDR3 или DDR4) поддерживает ваш процессор. Как правило, эта информация указывается прямо в его спецификациях, поэтому тут никакой тайны нет. Если у вас, камень, вышедший хотя бы в течение последних 5 лет, то он будет поддерживать планки DDR4 — их и берите. А DDR5, хоть они уже и доступны в продаже, наобум лучше не брать — они имеют ограниченную совместимость и могут не подойти. Только если вы наверняка знаете, что ваш процессор поддерживает этот класс, и вам он действительно нужен (но тогда зачем вам эта статья?).
Не гонитесь за самыми высокими показателями тактовой частоты. Во-первых, ваш процессор может просто их не потянуть, и тогда даже самая быстрая память будет работать на частоте, которую поддерживает используемый чип. Во-вторых, оперативку почти всегда можно разогнать, сэкономив на покупке планки с невысокой частотой и потом увеличив показатели ее быстродействия принудительно.
Выбирайте планки оперативной памяти одного стандарта и одной тактовой частоты. Если вы установите в свою машину ОЗУ с частотой 2133 и 3200 МГц, процессор автоматически уравняет их, и они смогут работать на минимальной частоте, не превышающей 2133 МГц.
Следите за тем, чтобы размер планки ОЗУ подходил для вашего устройства. Если помните, для обычных ПК, как правило, вам подойдёт планка DIMM-оперативки, которая имеет стандартный размер. А вот компактные SO-DIMM и тем более серверные планки лучше избегать — стандартному ПК они всё равно не подойдут.
Значения латентности в оперативной памяти и какие из них лучше?
Всем привет дорогие гости блога! В сегодняшней публикации давайте разберем, какая латентность оперативной памяти лучше и на что влияет этот параметр. Разбирать сам термин и как именно работает ОЗУ здесь мы не будем – все это можно найти в одном из предыдущих постов.
На что влияет латентность
Логично предположить, что раз латентность – это задержка, то и чем она меньше, тем шустрее будет работать компьютер и тем меньше будет простаивать процессор между тактами, необходимыми модулю памяти на подготовку к следующему циклу перезаписи.
Это актуально, в случае домашнего ПК – игровой станции или медиацентра. В случае с сервером, важна, в первую очередь, стабильность работы. В таких случаях часто жертвуют быстродействием в угоду надежности, поэтому монтируют оперативку с таймингами побольше.
Какое значение лучше
Величина таймингов напрямую зависит от частоты оперативной памяти – чем она выше, тем больше будут задержки в работе.
Например, в оперативке DDR4 тактовая частота выше, чем в DDR3, соответственно больше тайминги.
Однако при этом выше еще и пропускная способность и некоторые другие важные параметры, поэтому предпочтительнее все таки формат ДДР4. Сравнивать следует планки одного поколения, если возникла идея выжать из собираемого компьютера максимум возможностей. Таким образом, однозначно можно утверждать:
- Между cl11 vs cl9 лучше второй показатель,
- В случае с cl16 или cl 17 предпочтение следует отдать первому;
- При сравнении cl15 и cl17 ситуация аналогична;
- У планок cl14 или cl16 быстрее работает первая.
Что нужно учитывать при выборе латентности
Однако не все так однозначно, так как при сборке нового компа часто все упирается в бюджет. Да, за красивые и эффективные циферки приходится переплачивать, причем иногда существенно: например, разница у модулей памяти с cl9 и cl11 может достигать несколько десятков долларов.
Также не следует забывать, что для большей производительности лучше брать не одну планку памяти большого объема, а две поменьше, чтобы запустить их в двухканальном режиме.
Такое техническое решение оправдано с точки зрения увеличения производительности оперативки, приблизительно на 25%. Покупать следует модули памяти с абсолютно идентичными или очень близкими показателями латентности, иначе двухканальный режим попросту не активируется.
Учитывайте это и при апгрейде компа, выбирая дополнительную планку оперативки. О том, что такое латентность, можно почитать здесь.
На что влияет латентность в играх
Как вы, вероятно, помните из моих постов на эту тему, оперативка хранит промежуточные данные приложений, в том числе игр. В случае с играми это отрендеренные видеокартой 3D объекты – персонажи и окружающая обстановка, а также данные об их состоянии.В теории, чем меньше латентность, тем ниже вероятность лагов и фризов, в том числе микроскопических, проявляющихся в падении ФПС на несколько пунктов – например, при резком повороте камеры или одновременном скоплении большого количества персонажей на небольшом участке.
Особенно актуально это в ММО играх, где такое наблюдается сплошь и рядом. Допустим , если в РПГ где-нибудь в дикой местности персонажи расползаются подальше, чтобы не мешать друг другу, то в городе все они преимущественно кучкуются возле торговцев, чтобы сбагрить лут.
На практике же многое зависит от разработчиков, а точнее от того, насколько удачно они оптимизировали игру.
В качестве каноничного примера сольной игры могу привести неплохую во всех отношениях РПГ Kingdom Come: Deliverance. В ней разработчики что-то намудрили с использованием оперативной памяти, поэтому она используется не вся. Как следствие – резкие просадки ФПС в самые неожиданные моменты даже на мощном компе.
В качестве примера многопользовательской игры, на ум сразу же приходит Albion Online – игра, скажем так, с не самой передовой графикой, которую зато можно запустить на слабом ПК.
Особенность проекта в том, что здесь отсутствуют инстансы в принципе – все игроки играют на единственном сервере и единственном канале, поэтому в крупных городах в прайм-тайм из-за колоссального количества персонажей, большинство которых гоняет туда-сюда, можно наблюдать настоящее слайд-шоу: ФПС проседает так, что иногда и поторговать невозможно.
В этом случае от латентности оперативки уже ничего не зависит: она попросту захлебывается под таким потоком изменяющихся данных.
Также советую ознакомиться с публикациями «На что влияет частота оперативной памяти» и «Что такое Яндекс Маркет и как им пользоваться». Буду признателен всем, кто поделится этим постом в социальных сетях. До завтра!