Продуктовая команда
Сегодня постараюсь рассказать, что такое продуктовая команда. Ее состав и роли, на примере большой организации.
ПРОДУКТ — Предмет, являющийся результатом человеческого труда (книжн.).
В IT — продукт это программное обеспечение решающее какие-то задачи или потребности.
Отличие продуктовой команды от сервисной
Сервисная разработка заканчивается после запуска проекта.
В продуктовой разработке после запуска происходит анализ обратной связи, генерация новых идей. За тем цикл повторяется вновь, и длится это бесконечно.
Состав команды
В зависимости от специфики продукта состав команды может меняться. Чаще всего в команду входят Владелиц продукта, Аналитик, Разработчики, Дизайнер, Тестировщик.
Давайте рассмотрим каждого из них и поймем чем они занимаются.
Владелец продукта.
Задача Владельца продукта вести разработку в нужном направлении. Формулировать потребности пользователя, изучать обратную связь и формулировать задачи для команды, расставлять приоритеты и помогать команде выполнять свою работу в максимально комфортных условиях.
Составляет Бэклог Продукта.
- Договаривается с Командой о сроках и объёмах.
- Регулярно общается с пользователями.
- Анализирует обратную связь и меняет направление разработки при необходимости.
- Думает, как доставить клиентам больше ценности и сократить издержки.
- Распоряжается бюджетом по своему усмотрению.
В некоторых случаях владелиц проводит командные ритуалы, такие как дейли, ретроспективу и планирование.
Аналитик
Продуктовый аналитик — должен уметь работать с данными. Чем больше данных, тем выше вероятность принять правильное решение. Для этого необходимо изучать метрики, строить воронки, следить, к каким результатам приводят малейшие изменения.
- Помощь в стратегическом планировании
- Операционная поддержка команды
- Оценка результатов разработки
Дизайнер
У дизайнера в команде бывает несколько задач. Проектирование взаимодействия пользователя с системой и отрисовка ui компонентов. На этапе проектирование, он плотно взаимодействует с аналитиком, создает UX карты, вайрфремы сценариев. За тем они превращается в полноценные макеты и связываются в прототипы. После тестирования и доработки, макеты передаются разработчикам
- Проектирование
- Создание макетов
- Прототипирование
- Создание гайдлайнов
- Авторский надзор
Разработчики
Разработчики это те люди которые превращают идеи и картинки в рабочее приложение с которым в последствии взаимодействует пользователь. Обычно разработка разделяется на серверную и фронтальную часть.
Серверные разработчики пишут программно-аппаратную часть сервиса. Работа с базой данных, API.
Frontend разработчик отвечает за визуальную часть сервиса, с которым взаимодействует пользователь.
В продуктах для мобильных платформ это часто бывает один и тот же человек.
- Создание кода, серверной и клиентской логики приложения
Тестировщик
Тестировщики люди которые отвечают за то, чтобы новый код работал корректно и решение соответствовало поставленной задаче, чтобы не было пропущено ни одного запланированного сценария и чтобы после внедрения новых частей кода, старые оставались в рабочем состоянии.
- Проверка пользовательских сценариев.
- Написание автотестов.
- Проверка на соотвествие техзаданию.
Ритуалы
В зависимости от принятых в компании метод управления проектами в продуктовых командах проводят свои ритуалы. В нашем случае это дейли, ретроспектива и планирование.
Дейли — проводится каждый день, на нем каждый член команды рассказывает что было сделано вчера и что планируется к исполнению сегодня. Цель мероприятия не контроль исполнителя, а своевременное выявление осложнений и выработка решений.
Ретроспектива — встреча команды в конце каждого спринта для улучшения совместной работы. На ней участники обсуждают, хорошо ли они взаимодействовали между собой. К концу встречи участники составляют план улучшения работы для внедрения в следующем спринте.
Планирование — это встреча для определения цели и объёма работы в будущем спринте. На ней обсуждают, в каком направлении развивать продукт и сколько задач взять в спринт, чтобы к этому прийти. Благодаря встрече они чётко представляют, что и как улучшить в продукте.
Chapter
Когда в компании несколько продуктовых команд, одинаковые роли из разных команд образуют чаптер.
Из этих сотрудников выбирается чаптер лидер, который несет ответственность за консистентность и за то, как именно будут решаться те или иные задачи в командах. Так же чаптер лидер устанавливает иерархию и ответственен за развитие членов чаптера.
Вся нагрузка ложится на него в дополнение к той которую несет на себе каждый участник чаптера.
Tribe
Когда в компании много команд и подразделений коммуникация между ними может стать проблемой. Здесь и возникают Трайбы.
Трайб — это совокупность команд объединенных одной миссией.
Трайбы координируются Лидером трайба, который выступает гарантом того, что знания и понимание является общим, управляет приоритетами и распределяет бюджет. Лидер так же обеспечивает взаимодействие с другими трайбами компании.
Сервисные команды
Иногда для эффективного выполнения работы команде не нужна на постоянной основе какая-то роль. Например один дизайнер, в состоянии обслуживает 4–5 команд, но в этом случае не может полноценно участвовать в жизни команды. Такие роли исключают из продуктовой команды и образуют из них сервисную структуру, которая берет заказы от продуктовых команд. Часто бывает что такими командами являются аутсорсовые ресурсы.
Значение слова «трайб»
/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ярко-синий — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «трайб»
Предложения со словом «трайб»
- Характерной чертой является трайбализм (трайб– племя, род).
Отправить комментарий
Предложения со словом «трайб»
Характерной чертой является трайбализм (трайб– племя, род).
Синонимы к слову «трайб»
- племенное объединение
- среднее имя
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Ускориться в 7 раз: как трансформировался Сбер
Agile (гибкая методика разработки) позволила Сберу в короткие сроки выйти на новый уровень производительности и эффективности в управлении проектами. О работе, проделанной Сбером с 2016 года в сфере управления проектами, рассказывает Антон Савельев, исполнительный директор центра «Agile как сервис».
Изначально Agile возник как методология разработки программного обеспечения. Чем она отличается от классического проектного менеджмента?
Гибкая методология разработки действительно зародилась в IT-отрасли, но по мере её популяризации стало понятно, что она может применяться везде, где есть процессы, требующие усовершенствования. Главное отличие Agile от проектного менеджмента — подход к работе с фактором неопределённости.
Проектный подход исходит из того, что человеческий разум способен прогнозировать большинство рисков, учесть их в финансовой модели проекта и построить детальный пошаговый план достижения цели.
Agile-методология, наоборот, исходит из того, что ситуация меняется быстро, а заранее выявить закономерности будущих изменений почти невозможно. Движение к цели по Agile — это эксперименты, оценка промежуточных результатов и корректировка дальнейших действий.
Как соотносится внедрение Agile с задачами долгосрочного планирования, без которого не может работать крупный бизнес?
Если компания сильно зарегулирована, она нередко вынуждена двигаться по первоначальному плану, даже понимая, что он уже не ведёт её к цели.
Но прийти из точки планирования в точку цели можно только через череду изменений. В классической практике управления проектами изменения нередко воспринимаются как некие драматические события, некий стресс. В Agile изменения становятся частью ежедневной рутины, люди привыкают к тому, что планы меняются и это нормально.
Главное в Agile-подходе — системная возможность корректировать план в процессе его выполнения.
Первый шаг к внедрению Agile со стороны менеджмента — признание того факта, что долгосрочное планирование не может быть планом конкретных действий. Оно может определять стратегию компании, но не может быть планом её реализации.
Как принималось решение о внедрении Agile в Сбере?
К 2016 году в Сбербанке работала отлаженная система классического проектного управления. Чёткие инструкции и регламенты приводят к улучшению качества продукта, но замедляют темпы его производства. При этом конкурентная ситуация на российском рынке финансовых услуг требовала от Сбера не только качества, но и скорости запуска новых проектов.
Для поиска оптимального решения были организованы специальные выезды топ-менеджмента по всему миру. Руководители Сбера знакомились с опытом крупнейших организаций Китая, США и Европы.
Топ-менеджеры обратили внимание на опыт «ING Bank Голландия», который на тот момент применял Agile уже годами.
Как удалось запустить процесс трансформации без риска для стабильности операционной деятельности банка?
Agile-трансформация Сбера началась с розницы, поскольку наиболее острая конкурентная ситуация на тот момент сложилась именно в сфере розничных банковских продуктов.
Важно уточнить, что речь идёт не о сети отделений Сбербанка, поскольку Agile не касается операционной деятельности. Аgile-трансформация напрямую затрагивает только проектную деятельность, сосредоточенную в центральном аппарате и некоторых дочерних компаниях.
Первой точкой приложения усилий стали операции составляющие ядро банковского розничного бизнеса: платежи, переводы, карты и цифровые каналы. В первой волне трансформации были задействованы около 560 человек.
Трайб (англ. tribe — племя) — это группа кросс-функциональных команд, работающих над продуктовым или сервисным направлением. Каждая команда включает в себя специалистов всех необходимых профилей для создания продукта под ключ.
В чём разница между трайбом и департаментом?
Разработка продукта в рамках классического проектного управления предполагает взаимодействие между IT-департаментом и внутренними заказчиками — бизнес-департаментами. В 2016 году согласование запуска проекта в Сбере могло составлять более полугода. Система взаимодействия в трайбе позволяет ускорить многие процессы.
Департаменты обычно организованы по функциональному признаку — финансовый, разработки, тестирования, маркетинга. Трайб, например, ипотеки, включает в себя весь спектр специалистов, которые участвуют в создании ипотечного продукта: финансистов и разработчиков, юристов и маркетологов. Это организационная структура объединяет специалистов разных областей из разных департаментов. Специалисты очень разных профилей (бизнес-заказчики, аналитики, IT, маркетинг, поддерживающие функции) получают одинаковую бизнес-цель и работают на постоянной основе в одной команде, буквально сидя за одним большим столом.
Как поменялась система мотивации сотрудников и их KPI с внедрением системы трайбов?
В отличие от департамента, отвечающего за свои специализированные задачи, перед трайбом стоят бизнес-цели. Их выполнению подчинены все те специальные задачи, которые раньше решались на уровне департаментов.
Так, если раньше руководитель команды тестировщиков решал узкую задачу — выявлять ошибки, то теперь его задача сделать так, чтобы его тестировщики помогали разработчикам не делать ошибок. Это совершенно другой способ управления.
В кросс-функциональных командах действуют другие критерии продуктивности специалистов. Если у сотрудников функциональных департаментов KPI в основном связаны со спецификой их задач, то у людей в трайбах — бизнесовые и, самое главное, командные.
Вместе с характером задач для участников трайба меняется система денежной мотивации. Квартальные премии были включены в окладную часть, остались только годовые премии, привязанные к выполнению KPI. Благодаря этому люди стали тратить меньше времени и сил на то, чтобы «зафиксировать» свои квартальные результаты. Увеличилась суммарная производительность и нацеленность на долгосрочные результаты.
Много ли было скепсиса и недоверия со стороны коллег и экспертов на старте трансформации?
По опыту, комплексная Agile-трансформация коллектива в 100 человек занимает год-полтора. И если всё делать последовательно, то при масштабе 35 000 человек (сегодняшняя суммарная численность сотрудников Agile-периметра Сбера) трансформация могла бы длиться веками.
В таком предположении есть доля шутки, но реальные прогнозы специалистов в отношении Сбера указывали на то, что трансформация займёт не менее 15 лет. Никто в мире не сталкивался с таким масштабом Agile-трансформации. Между тем задача заключалась именно в том, чтобы сделать её в обозримом будущем.
Благодаря чему это всё же удалось сделать?
В мире существует большое количество готовых описаний того, как должны быть устроены команды, как они должны строить взаимодействие и так далее. Но двух одинаковых компаний не бывает даже в рамках одной отрасли. Даже один банк не может копировать решения другого, не говоря уже о прямом заимствовании опыта для тяжёлой промышленности или, скажем, девелоперской компании.
Важно понимать, что внедрение Agile само должно происходить по принципам Agile. Руководство компании должно быть готово проявлять тактическую гибкость на пути достижения стратегических целей трансформации, регулярно пересматривать способы её проведения и менять саму внедряемую методологию.
Как известно, все модели неверны, но некоторые из них полезны. Так же и с управленческими подходами: многие из них подробно описаны, но внедрение их без изменений в отдельной организации обречено на провал. Их можно брать за основу, после чего видоизменять регулярными итерациями. В 2017—2020 годах у Сбера было четыре крупных этапа изменений Sbergile как методологии.
Мы меняли систему целеполагания, ролевую модель, форматы проведения ключевых синхронизационных встреч и многое другое. Эти изменения отражают и эксперименты с количеством управленческих слоёв в бизнес-вертикали. Максимально плоская структура была опробована, но оказалась неэффективной из-за огромного масштаба компании, в результате был найден оптимальный вариант.
Плоская структура — способ управления командой, предполагающий минимизацию уровней в управленческой иерархии.
Сегодня в Сбере есть трайбы с плоской структурой. В плоской системе легко провести любые изменения в составе команд. Для этого не нужно менять штатное расписание, это не затрагивает никаких процессов кадрового делопроизводства. Наша HR-платформа создавалась максимально гибкой, чтобы учитывать подобные сценарии.
Чтобы трансформировать бизнес-процессы на глобальном уровне, нужно изменить систему правил, регулирующих взаимодействие. Правила недостаточно сформулировать, наиболее объёмная задача — научить сотрудников жить по этим правилам, сделать их частью культуры общения. Их внедрение происходит через прямое участие Agile-коучей в жизни команд, в каждодневном общении с их участниками. На эту работу уже затрачено более 500 человеко-лет работы Agile-коучей и сотрудников офиса трансформации, этот процесс продолжается до сих пор.
Каковы результаты Agile-трансформации в Сбере? Можно ли сказать, что её цель достигнута?
В 2016 году были поставлены следующие цели:
делать лучшие продукты на рынке;
добиться кардинального сокращения времени выпуска продуктов на рынок;
чтобы у нас работали лучшие сотрудники в отрасли.
Главный результат, которого удалось достичь в результате Agile-трансформации — время от фиксации идеи до внедрения готового изменения в продукт сократилось в 7 раз.
В 2021 году Сбер занял первое место в рейтинге работодателей по версии HeadHunter. Кроме того, существуют внутриотраслевые рейтинги, условно говоря, «топ-100 лучших дата-сайентистов России». HR-служба Сбера регулярно отслеживает долю лучших представителей ключевых специальностей, работающих в Сбере, и эта доля постоянно растёт.
сократилось время от фиксации идеи до внедрения готового изменения в продукт
В 2021 году Сбер занял первое место в рейтинге работодателей по версии HeadHunter. Кроме того, существуют внутриотраслевые рейтинги, условно говоря, «топ-100 лучших дата-сайентистов России». HR-служба Сбера регулярно отслеживает долю лучших представителей ключевых специальностей, работающих в Сбере, и эта доля постоянно растёт.
Изменился важный параметр инновационного процесса, который называется частота релизов (англ. — deployment frequency). Под релизом подразумевается изменение, которое оказывает влияние на пользовательский опыт клиента. Это может быть возможность заказывать дизайн карточки или появление новой метрики в алгоритме расчёта уровня кредитоспособности клиента.
Главное здесь не количество, а способ организации работы. На смену единовременному выходу сотен изменений сразу пришли регулярные релизы небольшими порциями.
В таком режиме работы гораздо проще отслеживать и масштабировать удачные релизы, адаптировать или сворачивать неудачные. Развитие продукта путём продвижения короткими итерациями обеспечивает глубокую проработку деталей и создание по-настоящему качественных решений. Именно так реализуется Agile-подход к управлению проектами.
Трайбы: племенной маркетинг в социальных сетях
Эта статья о том, что бренды могут получить выгоду от присутствия в социальных сетях, если цели и характер бренда соответствуют той среде, в которой он ведет свои коммуникации. Мы покажем взаимосвязь между трайбализмом и племенным маркетингом на основе анализа потребительского поведения и формирования племен в социальных сетях и блогах. В этих новых СМИ бренды должны следовать правилам социального взаимодействия и быть прозрачными в создании позитивных впечатлений. Мы хотим, чтобы SMM-специалисты поняли, что такое племя (трайб), потому что взаимодействие компании с виртуальным сообществом на уровне племени может дать более широкий спектр стратегических и операционных выгод. Компания может вовлекать членов племени в совместное создание ценности через генерирование идей.
Социальные медиа способны решать многие фундаментальные задачи и потребности, позволяя мгновенно и постоянно контактировать с участниками сообщества, предоставляя возможности для самовыражения, изучения идентичности и социального взаимодействия, содействуя мобильности и независимости. Шесть ключевых особенностей социальных сетей — широкое территориальное проникновение, персонализация, общение, вовлечение, погружение и создание контента — символизируют то, как поколения формируют новую цифровую культуру потребления.
Одной из наиболее очевидных взаимосвязей между новой коммуникационной эпохой и маркетингом является появление подхода т.н. племен и племенного маркетинга. Бренд-трайбазизм — это тенденция людей принимать решения о покупке, основанных на общих убеждениях о бренде.
Бренд-трайбазизм — это тенденция людей принимать решения о покупке, основанных на общих убеждениях о бренде
Члены племени бренда не просто потребители; они также «верующие» и пропагандисты бренда. Племена брендов способны к коллективным действиям, имеющим последствия для бизнеса. Большая часть исследований о бренд-трайбализме изображает общество 21-го века как сеть микрокультур или «племен». Ключевым компонентом брендовых племен является то, что они органически и охотно формируются через индивидуальную идентификацию с брендом. Факторы, которые способствуют формированию племени брендов — это воспринимаемая подлинность бренда, опыт, полученный при взаимодействии с брендом, и коллективное чувство принадлежности к группе. Члены племен разделяют глубокую убежденность в том, что касается понятия истины или справедливости относительно бренда.
Понятие племен и племенного потребления изучалось в исследованиях и трудах ряда ученых, таких, как Маффесоли (1996 год), Кова (1997 год), Велунту и Мутиньо (2007 год), Кова и Кова (2002 год) и Козинец, Шанкар и др. (2007). Д. Алессандро (2001) описывает племена, к которым мы принадлежим, как «определяемые не географией, родословной, расой или религией. Вместо этого, племена определяются в основном образованием и достижениями, и они проявляются в вещах, которые мы потребляем».
Подсознательно, как потребители, так и сотрудники, уже принадлежат к многочисленным племенам. Мы будем все больше доверять тем брендам, которые активно вовлекают «верующих» в радость потребления бренда. Столкнувшись с переполненными рынками, падающим спросом и растущим цинизмом, наиболее эффективным организационным племенем XXI века является единое племя единого бренда. Успешные племена новых брендов не должны иметь лучшее обслуживание клиентов, они даже не должны иметь лучшие продукты, но должны иметь аутентичность, четкую идентичность и открытый подход к взаимодействию с племенем внутри и снаружи.
Если ссылаться на учебники, то члены племени объединены непоколебимой верой в бренд и то, за что он выступает. В хорошие времена, это племя будет выступать единым голосом, продавая достоинства бренда и набирая новых членов племени. В трудные времена племя встанет единым целым и будет бороться за бренд и за то, что он означает. Это позволяет организациям создавать новые ценности в центре их бизнес-модели для получения конкурентных преимуществ и повышения эффективности. При консервативном подходе к маркетингу отдельные потребители попадают в сегменты рынка для обеспечения эффективного и действенного использования маркетинговых ресурсов. В то же время распространенные методологии сегментации плохо учитывают наличие социальных связей и их потенциальное влияние на потребление.
К счастью, постмодернистские исследования предлагают средства для расширения нашего взгляда на потребителей и изучения их потребления в социальном контексте. Племенной маркетинг является одним из таких альтернативных подходов, в соответствии с которым в некоторых случаях потребители выступают инициаторами, создают и поддерживают группы, ориентированные на потребление.
Теоретические разработки в племенном маркетинге используют концепцию преднамеренных социальных действий Багоцци (2000 г.), чтобы связать социальный контекст с потреблением для понимания реальных потребителей. Этот подход предполагает, что социальные ассоциации являются наиболее важным фактором, влияющим на потребительские решения человека. Кова и Кова (2002 год) используют эту теоретическую работу для представления племен как выражающих собственную, так и социальной самобытность. Племена потребителей, группа людей, эмоционально связанных сходными потребительскими ценностями и потреблением, используют социальную «связующую ценность» товаров и услуг для создания племени и выражения своей самобытности. Социальная идентичность и потребительский выбор меняются в зависимости от ситуационных факторов и образа жизни. С этой точки зрения племя потребителей может быть определено и «найдено» благодаря их общим убеждениям, идеям и потреблению. Эти выводы, как представляется, указывают на то, что человек может принадлежать к нескольким племенам одновременно для выражения различных аспектов своей самобытности.
Связующая ценность — материальная и/или нематериальная характеристика бренда, соответствующая ценностям и убеждениям членов племени, позволяющая бренду выстроить прочную взаимосвязь и коммуникацию «бренд — племя» и/или «потребитель — потребитель».
Эмоциональная привязанность членов племени к своему племени дает возможность маркетологам развивать значимые и симбиотические отношения с группами потребителей. Эти отношения выходят за рамки повторных покупок и основываются на эмоциональных узах лояльности, с потенциалом коллективных действий и пропаганды бренда племенем.
Компании, поддерживающие отношения по схеме «потребитель — потребитель», предлагают создать долгосрочную лояльность посредством установления как эмоциональной связи, так и рациональной причины для приверженности бренду. Ключом к пониманию племени (трайба) как коллектива и установлению контактов с ним является его потребление. Потребление рассматривается как инструмент, позволяющий индивидуумам создавать и передавать самоидентификацию.
Отношения между клиентами и компаниями широко признаются в качестве инвестиций в будущие доходы и конкурентные преимущества. Лояльность, т.е. приверженность потребителя к взаимоотношению с брендом, особенно ценна как конкурентное преимущество из-за очевидных трудностей, с которыми сталкиваются компании при создании таких уз. Однако концепция лояльности как прямой компиляции поведенческих и эмоциональных компонентов имеет ограниченную ценность, особенно в случае постмодернистского потребления. Контекст, продукт и индивидуальный опыт не создают одну общую форму лояльности, которая обеспечит повторные покупки. Необходим альтернативный подход, учитывающий влияние социальной идентичности и социального контекста на формирование лояльности.
Доказано, что эмоциональные связи с брендом основаны на социальной идентичности человека. Теория социальной идентичности используется маркетологами, чтобы представить устойчивую лояльность потребителя как форму идентификации с брендом или его продуктом. Это влияние со стороны социальной группы также называется привязанностью, когда люди демонстрируют коллективную лояльность к продукту, бренду или компании. Привязанность между брендом и социальной группой является средством снижения сменяемости поведения и повышения удовлетворенности клиентов, т.е. в т.ч. для увеличения LTV.
Взаимосвязанные в культурном и социальном плане общности действуют как группа, проявляя лояльность, поскольку личные отношения поддерживаются на основе совместного, регулярного потребления не только продукта бренда, но и его контента. Это утверждение согласуется с концепцией преданности.
Потребительские племена по-прежнему являются относительно новой концепцией в теории SMM и тем не менее оказывают значительное влияние на развитие теории маркетинга социальных сетей. Племена потребителей отличаются от исторических племен новым социальным порядком, при котором статус в племени достигается различными и специфическими ценностями. Они сгруппированы вокруг чего-то эмоционального, а не рационального. Потребительские племена отличаются от субкультур тем, что их связи гораздо более узкие, с похожими верованиями, ценностями или обычаями, отличающими их от доминирующей социальной культуры. Термин сообщество брэндов, в т.ч. в социальных сетях, также является неподходящим термином описания племени. Сообщество брендов основано вокруг поддержки конкретного бренда или продукта. Это контрастирует с потребительскими племенами, которые в некоторых случаях могут уменьшить ценность торговой марки, подобно тому, как активист-потребитель ставит себя в оппозицию основным потребителям.
Совместное потребление является постмодернистским средством создания социальной связи и наведения мостов между людьми, в т.ч. через социальные сети. Считается, что потребительские племена, или нео-племена, существуют исключительно вокруг использования символизма для демонстрации преданности группе. Это символическое потребление используется для создания социальной связи, выражающей самобытность. Преимущество маркетинга для потребительских племен заключается в том, что социальное влияние является наиболее важным фактором, влияющим на индивидуальные потребительские решения. Участие в жизни племени является выражением самоидентификации, поэтому племя потребителей разделяет не только моральные ценности или мнения, но и потребительские ценности и предпочтения. Это дает возможность маркетологам получить доступ к группе потребителей, подобно сегменту рынка, которые фактически связаны друг с другом и разделяют потребительские предпочтения.
Товары и услуги выполняют символическую функцию создания и защиты самобытности. Это открывает возможность для развития лояльности клиентов через коммуникацию с использованием выразительных элементов предложения фирмы. Традиционные институты, такие, как семья или место работы, которые ранее определяли самобытность, в значительной степени вытеснили потребление со стороны отдельных лиц. Потребление является современным инструментом воссоздания общин в постмодерн. Роль продуктов в постмодернистском контексте заключается не столько в их функциональности, сколько в их связующей ценности между индивидом и обществом. Это означает, что самоидентификация определяется индивидом через потребление. С другой стороны, эта идентичность не ограничивается только практикой потребления.
В SMM термин племя потребителей можно использовать для обозначения совместного потребления, поведения в социальных сетях, активности в аккаунте (переходы, просмотры, лайки и т.п.) и социального взаимодействия между подписчиками, основанных на явных общих ценностях.
Постмодернистские потребительские практики и ценности, относящиеся к потреблению определенных товаров и брендов племенем, предоставляют уникальные возможности для маркетинга в социальных сетях. Совместное создание и совместное производство контента, товаров и услуг с пользователями или подписчиками было признано комьюнити-менеджерами в качестве области теории поведения потребителей, которую нельзя игнорировать в процессе сбора маркетинговой информации и разработки SMM-стратегии. Племенной маркетинг, в т.ч. в социальных сетях, исследует, как племена потребляют и совместно создают контент и продукты для своих собственных нужд. Это дает маркетологам еще один путь для создания социального взаимодействия вокруг их товаров, услуг или бренда.
Принадлежность к племени является изменчивой и может меняться в зависимости от участия индивида. Это создает проблемы для комьюнити-менеджеров в плане выявления и налаживания долгосрочных отношений лояльности с отдельными подписчиками. Понимание того, почему люди участвуют в жизни конкретного племени, позволит определить, когда люди входят в племя и что для них важно с точки зрения индивидуальных социальных связей, связанных с принадлежностью к племени. Обычно выделяют два показателя племенной принадлежности в онлайновом контексте. Первый из них заключается в том, что племенное потребление имеет центральное значение для концепции самоопределения или самоидентификации. Это касается того, насколько важна для человека общая деятельность, страсть или вера племени. Во-вторых, интенсивность социальных отношений с другими членами в рамках аккаунта или на иных площадках бренда. Сила этих показателей будет влиять на степень участия и вовлеченности человека в жизнь племени, которая в свою очередь, будет определять уровень вовлеченности в социальной сети. Племенная деятельность, потребление и общее верование конкретного племени могут придавать этим показателям более или менее важное значение и, возможно, включать другие виды деятельности, связанные с увязкой ценности племенного потребления. Всё это определяется термином «связующее значение».
Правила и иерархия внутри племен определяется концепцией культурного капитала Бордье. В контексте племен культурный капитал состоит из набора социально редких и отличительных вкусов, навыков, знаний и практики. Здесь стоит подчеркнуть вкусы и практики, т.к. это именно те величины, на которые может влиять комьюнити-менеджер в управлении социальными сетями. С помощью маркетингового подхода к племенам бренд в социальной сети выступает в роли поддержки отношений внутри группы с целью укрепления привязанности к бренду и публикуемому контенту. А понимание конкретного культурного капитала племени и ее символического значения определяется на этапе разработки SMM-стратегии, которая дает маркетологам возможность «поймать» членов племени и выработать коллективную, привязанную лояльность. Понимание культурного капитала племени может также дать представление о том, как привлечь членов племени к подписке на аккаунт, совместному созданию контента и, что более важно, к опыту, который этот контент даёт.
Социальная динамика племен также дает представление о связи членов племен с брендом на эмоциональном уровне. Обычно выделяют четыре различные роли, существующие среди членов племени потребителей. Они варьируются от низкого уровня участия (сочувствующий) до активных членов, практикующих и, наконец, приверженцев, которые обладают высоким уровнем вовлеченности и эмоциональной привязанности. Практикующий в племени имеет сходство с концепцией лидера мнения в инфлюенс-маркетинге; они влияют на обмен некоторой информацией не только между членами племени, но и его потенциальными участниками (будущими подписчиками) из-за своих собственных знаний и авторитета.
В контексте потребительского племени, лидер общественного мнения — это люди, имеющие влияние на обмен определенной информацией в силу собственных знаний и авторитета
Роли, которые берут на себя члены племени, определяются тем, с кем и каким образом предпочитает общаться бренд внутри племени.