Почему в России всегда жалуются, что машины дорожают и все равно продолжают их покупать?
Ну и цены на новые автомобили! С ростом курса доллара они просто взлетели, сейчас даже не осталось машин дешевле 500 тысяч. Даже за миллион выбирать-то нечего, но у нас дефицит авто. Люди скупают все, что есть, несмотря на цены и кризис в стране. Как так выходит?
Несмотря на кризис, у нас сейчас огромный спрос на автомобили. Многие дилеры просто так без наценок не продают новые автомобили по официальному прайс-листу. Дилер докинет сотку допов и это будет еще очень- очень гуманно. На дешевые машины легко докидывали перед новым годом 200-300 тысяч рублей, а на машины премиум класса 2 миллиона!
Благо сейчас дилеры немного поумерили свой пыл, но скидок по-прежнему никто не делает. Вообще это уже повод для ФАС проверять дилеров. Почему они накручивают на дополнительное оборудование сумасшедшие деньги и отказываются продавать по официальному прайс-листу?
Впрочем, наши покупатели готовы покупать втридорога, а иногда и в 10 раз дороже, переплачивая за бесполезные опции в виде ковриков, сигнализаций и другого оборудования, чем и пользуются дилеры. Потому что люди действуют эмоционально, а не с холодным расчетом. Кому нужно, тот не будет переплачивать, а найдет за адекватные деньги себе автомобиль.
Несмотря на это, желающих купить в России машину, не убавлялось ни 10, ни 20 лет назад, ни сейчас. Как так? Я и сам удивляюсь. Вроде кризис, денег нет и все равно машины скупают только так. Дефицит, машин мало! Что кризис, что не кризис у нас всегда все стабильно. Вопрос только в объемах продаж. Вспомните предыдущие кризисы.
В России постоянно жалуются: ой какие дорогие цены стали на новые авто. Почитаешь тесты на Д2 и под каждым пишут в комментариях, что за эти деньги не будут покупать машину, дорого! И так каждый раз, несмотря на это машины как продавались с растущими ценами, так и продаются. Ничего не поменялось.
Помнится, когда например Solaris подорожал до миллиона. Многие писали: кому он нужен за эти деньги? А вот, очень даже нужен и это совсем недорого. Посмотрите на количество этих машин на улицах и все поймете сами.
Помню время, когда Solaris появился, цены тогда начинались от 420-450 тысяч. Минимальная же цена сейчас 820, в два раза выше! Теперь за миллион можно купить только в минимально комфортной комплектации, а максимальная стоит на 116 тысяч дороже. И так со всеми другими моделями и брендами.
Еще были времена, когда в России продавались новые Range Rover Evoque за 1.5 миллиона, то говорили: что это за мажоры покупают? А вот, это никакие не мажоры, а совершенно обычные граждане России. Правильно делали, что покупали. Потому что сейчас за эти деньги вы купите только б/у Эвок, или новый Duster. Например, тогда еще Mitsubishi L200 можно было купить за 750 тысяч, Toyota Corolla стоила 500-600, Duster же в максимальной комплектации стоил 600. И то у нас было нытье, что цены не для людей! Так что нечего ныть, все нормально с ценами.
Скоро выбирать за миллион будет нечего, да и сейчас уже практически не из чего выбирать. Даже ели выбирать обычный кроссовер за 2 миллиона, то вариантов мало. Хорошая комплектация стоит 2.5-3, а еще 3 года назад такие можно было купить на 500-800 тысяч дешевле. Если курс поползет дальше, то скоро Duster в базе будет стоить 3 миллиона, а мечта многих Россиян Land Cruiser потянет на 10, и вы будете эти машины охотно покупать.
Остается из недорогих машин только вариант б/у, но и они тоже сильно подорожали. Раньше можно было купить нормальный японский кроссовер за миллион, например Toyota RAV4, Mitsubishi Outlander, Nissan X-Trail, Honda CR-V. Теперь такие стоят на 300 тысяч дороже и с пробегами 150-200 тысяч. Более бюджетные автомобили подорожали на сотню, а вот дорогие премиум авто стали еще дороже. Некоторые даже подскочили на миллион, привет Porsche! Эксперты нас уверяли, что цены подскочили временно и скоро опустятся, когда покупатели перестанут истерить и скупать все подряд, но нет. Это Россия, тут ничего не дешевеет, а только дорожает каждый год.
Так что не ждите дешевых машин, дальше будет только дороже. Это не машины дорогие, а рубль дешевый. Спасибо автопроизводителям, что они еще привозят новинки и продают не особо популярные модели почти не накручивая ценник, а есть модели, которые вообще продают в минус. Для нас хоть есть разнообразие из чего выбрать. Сейчас цены на новые авто очень даже невысокие, так что нечего жаловаться. Потом будете с теплотой вспоминать эти времена, как хорошо было в 2021 году и машины стоили недорого.
Вообще автомобиль это самое худшее вложение денег, чтобы их сохранить. Авто всегда дешевеет и приносит одни убытки на содержание. Исключение только ретро автомобили, которые каждый год прибавляют в цене. Но это совсем другая история. Потому что автомобиль это просто одни растраты ради своих хотелок, так что лучше вообще не покупайте машину. Нет автомобиля – нет проблем.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить другие статьи на тему автомобилей в России, за репосты (нажать красную кнопку D под этой записью) всем огромное спасибо! Меня это мотивирует писать новые интересные фоторассказы).Самые свежие фото из автопутешествий, как всегда, в инстаграм @di_artphoto и Telegram @ skazka_travel а на Ютубе выкладываю видео из путешествий.
Дилеры прогнозируют рост цен на автомобили В России ещё на 10%
До конца года автомобили подорожают ещё до 10%. Российские автомобильные дилеры считают, что к концу 2023 года цены на новые машины снова увеличатся. Ощутимее всего подорожают машины, которые ввозятся в Россию по схеме параллельного импорта. Но и китайские бренды тоже вновь поднимут стоимость своих моделей. По мнению дилеров, виноваты в росте цен нестабильный курс и повышенная ставка утильсбора.
В АГ «Авилон» считают, что повышение стоимости импортных моделей коснётся всех сегментов рынка. Рост неизбежен из-за нестабильности курса и повышения ставки утилизационного сбора. При этом автомобили, ввозимые по параллельному импорту, дорожают намного быстрее, чем китайские бренды с официальными дилерскими центрами и контролируемой ценовой политикой, считает заместитель гендиректора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев. По его мнению, до конца года автомобили прибавят к стоимости ещё от 5 до 10%.
В ГК «АвтоСпецЦентр» полагают, что на рост цен до конца года повлияет не только курс валют, но и многие внешние и внутренние факторы. Дилер отмечает, что несмотря на цены, спрос на «параллельные» автомобили в России остаётся достаточно высоким. Доля машин, ввезенных в Россию по параллельному импорту, растет. Если в прошлом году «серых» моделей насчитывалось 16% от общего количества на рынке, то в 2023 году в начале лета этот показатель составил уже 32%.
Дилер считает, что в первую очередь дорожать будут машины с большим объёмом двигателя — от 1,9 л. Ставка на утилизационный сбор выросла в два−три раза, поэтому и цена на машины тоже вырастет.
До конца года стоимость машин вырастет ещё на 10–20%. В этом уверен генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич. Всего в 2023 году в России будет продано до 1 млн новых автомобилей. На настоящий момент ситуация на рынке остаётся стабильной, однако рост цен не прекращается.
Недавно эксперты спрогнозировали резкое подорожание автомобилей с пробегом в России. Как ожидается, сильнее всего вырастут цены на транспортные средства в возрасте от 1 до 3 лет, то есть собранные после 2020 года.
«Люди готовы рисковать»: какие авто предлагают дилеры и сколько они стоят
Несмотря на рост цен на новые автомобили, который ко второму полугодию 2023 года достиг в Петербурге 18% (год к году), в городе растет покупательский спрос — как говорят опрошенные РБК Петербург эксперты рынка, клиенты покупают машины сейчас, опасаясь большего подорожания в будущем. Чтобы удовлетворить спрос, автосалоны, лишенные популярных среди россиян западных брендов авто, наполнили склады новыми китайскими и российскими автомобилями.
РБК Петербург разобрался, как покупатели относятся к такому выбору, сколько готовы платить за новые машины малоизвестных брендов и как обстоят дела с гарантией на такие авто.
«Люди устали ждать и готовы рисковать»
Опрошенные РБК Петербург эксперты говорят, что в 2023 году по сравнению с 2022 годом активность потребителей заметно выросла. В частности, их начали интересовать новые китайские бренды, появившиеся на рынке. Например, VGV, BAW, Kaiyi, Jetour. «Если сравнивать с августом прошлого года, когда был большой рост цен и машины у дилеров стали заканчиваться, люди были в ожидании, что ушедшие с рынка бренды скоро вернутся. Сейчас рост рынка новых авто в целом и рост продаж китайских брендов говорит о том, что народ, говоря простым русским языком, «перестал ждать и довольствуется тем, что есть на рынке», — говорит директор дилерских центров «Рольф Автопрайм», «Рольф Лахта», «Рольф Полюстрово» Евгений Вяткин. По его оценкам, по итогу этого года продажи новых авто в России могут вырасти до 900 тыс. штук. «То есть, рост к 2022 году составит порядка 45% и «львиная доля продаж» более 80% — это китайские и российские производители», — говорит он.
«Рост рынка говорит о том, что народ, говоря простым русским языком, «перестал ждать и довольствуется тем, что есть на рынке»
По мнению автоэксперта, преподавателя курса «Технологии клиентского сервиса» в бизнес-школе ИМИСП Виталия Новикова, у людей «подросла способность рисковать». «Один из факторов, который теперь принимают потребители — то, что машины дорожают постоянно, курс растёт. Они сегодня думают следующим образом: не важно, что я заплачу за машину 4 млн руб., через год новые будут стоить 4,5-5 млн. Давайте купим в кредит, потому что деньги обесцениваются», — говорит он.
Клиенты готовы поступиться собственным уровнем доверия к бренду, полагает Новиков. «Какой уровень доверия сегодня может быть к бренду Jetour? Люди увидели его в первый раз. Они видят машину, похожую на Lamborghini Urus, только не за 21 млн руб., а за 2 млн руб. в базовой комплектации и 2,8 млн — в полной. И говорят: «Ну, а что, всё китайское, давайте купим», — рассуждает эксперт. Он отмечает, что раньше производителям требовались годы, что взрастить доверие к бренду. Виталий Новиков вспоминает, как, например, на рынке тяжело приживались премиальные автомобили Hyundai Equus, которые в 2009-2010 годы никто был не готов приобретать за выставленную цену.
Много вопросов к гарантии
Впрочем, опасения к незнакомому у петербуржцев всё же есть. Как говорит Евгений Вяткин, у покупателей сейчас возникает много вопросов к гарантии. Это же отмечает директор направления параллельного импорта холдинга «Максимум» и «EXEED Центра Максимум Лахта» Андрей Лапко. «Конечно, требования к комфорту и безопасности всегда были на рынке, но с переориентацией на китайских производителей повысилось внимание к данным критериям. Клиенты еще тщательнее подходят к выбору автомобиля», — говорит он. Помимо гарантии, потребителям важна возможность обслуживать автомобиль в будущем. Люди смотрят не только на цену в момент покупки, но и делают расчёт: сколько стоит ТО, как часто его проводить, есть ли поставки запасных частей и какая гарантия на новый автомобиль, объясняет Андрей Лапко.
«Какой уровень доверия сегодня может быть к бренду Jetour? Люди увидели его в первый раз»
«В среднем китайские производители дают гарантию пять лет или 150 тыс. км. БОльшую гарантию даёт бренд Exeed — семь лет или 200 тыс. км, я считаю, это их важное конкурентное преимущество», — говорит он.
Спрос на автокредиты растёт
Помимо этого, для потребителей стало важно наличие качественных кредитных продуктов. «Например, авторассрочка 0% или подбор кредитного продукта на автомобиль таким образом, чтобы соответствовал всем запросам клиента — первичный взнос, кредитная ставка, ежемесячный платеж. Гораздо меньше стало потребителей, кто покупает автомобиль без кредитных продуктов», — говорит Андрей Лапко. По данным «Максимум», доля кредитных сделок в 2023 году достигает до 80-90%.
Как рассказали РБК Петербург в автомобильном блоке банка «Открытие», вместе с ростом стоимости машин растет средний чек автокредита. Если в 2021 году средний чек по автокредиту при покупке нового автомобиля в Петербурге составлял 1,37 млн руб. (1,53 млн руб. по новым и 1,11 млн руб. по б/у авто), то в 2022 году — уже 1,49 млн руб. (1,66 млн руб. по новым и 1,37 млн руб. по б/у), а по итогам семи месяцев 2023 года 1,82 млн руб. (1,87 млн руб. по новым и 1,8 млн руб. по б/у).
«По итогам января-августа 2023 года самыми высокими оказались средние чеки автокредита при покупке «корейцев» — в среднем 2,57 млн руб. На покупку японских машин петербуржцы в среднем брали в кредит у банка 2,55 млн руб., европейских — 2,45 млн руб., китайских — 2 млн руб., отечественных — 924 тыс. руб.», — рассказали в пресс-службе «Открытие Авто».
Приверженцы «немецкой тройки»
Несмотря на богатый выбор между китайскими автомобилями и моделями «Лады», многие автолюбители по-прежнему скептически настроены к такому предложению. Опрошенные РБК Петербург эксперты говорят, что доля покупателей в автосалонах, которые не готовы отказаться от проверенных «немцев» и «японцев», составляет порядка 5%. Дилеры считают такое поведение обоснованным. По данным Ассоциации Европейского бизнеса, в России в январе-августе 2023 года был продан 1121 автомобиль Volkswagen, 349 автомобилей Toyota, 272 Audi, 24 Lexus. Для сравнения, автомобилей Lada за этот же период было продано 206 тыс. штук.
«Люди не всегда готовы поменять свои потребительские привычки немедленно. Небольшая часть покупателей не готовы пересесть в китайские автомобили. Они эксплуатируют то, что у них есть, а потом покупают что-то свежее, но всё равно немецкое. Потому что им понятно, из чего состоит машина и где её обслуживать», — говорит Виталий Новиков. По его словам, у такого выбора есть практически-функциональная и знаково-символическая природа. И если китайские производители премиальными автомобилями, с точки зрения функциональности, могут заменить западные автобренды, то, с точки зрения символической природы, — нет.
«Они покупают что-то свежее, но всё равно немецкое. Потому что им понятно, из чего состоит машина и где её обслуживать»
При этом, по словам Евгения Вяткина, владельцы премиальных иномарок стали реже обновлять свои автомобили. «Раньше покупатели, зачастую не дожидаясь окончания гарантийного срока, обновляли свои автомобили. Сейчас, если машина уже не на гарантии, но в целом устраивает клиента, то ее не торопятся менять на новую», — говорит он. Собеседник РБК Петербург добавляет, что на новые автомобили, завезенные по параллельному импорту, дилеры дают полную двухлетнюю гарантию, аналогичную заводской и бесплатную для клиента.
Что касается автозапчастей для брендов, которые официально ушли с российского рынка, по словам собеседников РБК Петербург, их поставки на данный момент стабильны. «Абсолютно все каналы поставок запасных частей, в том числе кузовных, уже налажены из Азии, из стран СНГ, Эмиратов, Китая. Теоретически потребитель может столкнуться с проблемой, если машина начнёт ломаться и требовать какой-то серьёзной диагностики с привлечением завода-изготовителя, но это скорее исключение из правил», — говорит Евгений Вяткин.
Кто с кем конкурирует на авторынке
Директор по развитию сети дилерских центров «Прагматика» Александр Шапринский рассказал еще об одной тенденции на рынке, которая стала очевидна в 2023 году — торговля автомобилями с пробегом стала у дилеров полноценным направлением бизнеса наряду с продажей новых машин. По его словам, на рынке есть конкуренция между новыми китайскими автомобилями и подержанными корейскими или европейскими в гарантийном периоде от 1 до 3 лет.
По мнению Виталия Новикова, вторичный рынок иномарок имеет преимущества перед новыми китайскими и российскими автомобилями. «Если человек не относится к новаторам и у него есть выбор между новым китайским за 9 млн руб. и «бэушным» немецким за 8 млн руб., то я считаю, выбор упадёт на последний вариант», — говорит он. По его мнению, реальная конкуренция есть между вторичным рынком и новыми машинами «АВТОВаза» и массовыми китайскими автомобилями. Например, между KIA 2018 года и новой Lada.
Торговля автомобилями с пробегом в 2023 году стала у дилеров полноценным направлением бизнеса наряду с продажей новых машин
Евгений Вяткин говорит, что рынок перестал быть дефицитным и конкуренция на нём сложилась, по его словам, «докризисная и серьезная». «Сейчас покупатель с любым бюджетом до 2-3-4 млн руб. может рассматривать по 5-7 автомобилей, которые будут отличаться по характеристикам и условиям гарантии. Перетерпев дефицитный год, рынок снова стал «рынком клиента, а не продавца», — говорит он.
Китайские бренды будут лидировать
«Однозначно можно сказать, что китайские бренды будут лидировать на российском рынке: основные бренды уже присутствуют, часть — зайдет на рынок до конца года. Также переломным моментом будет развитие локального производства китайских марок на освободившихся производственных мощностях», — говорит Александр Шапринский. Примеры уже есть — производство автомобилей «Москвич» или начало выпуска автомобилей Lada на бывшем заводе Nissan в партнерстве с китайскими концернами. По мнению Шапринского, это значительно ускорит процесс доставки автомобилей и запасных частей, а также даст возможность нарастить продажи на территории страны.
Переломным моментом будет развитие локального производства китайских марок на освободившихся производственных мощностях
Эксперт отмечает, что у бренда Lada есть большой потенциал в части производства автомобилей на трех сборочных площадках: в Тольятти, Ижевске и Санкт-Петербурге. «Благодаря крупноузловой сборке в Петербурге автомобили Lada имеют конкурентное преимущество перед китайскими брендами: они станут более доступны, как по цене, так и по логистике, не говоря уже о поставке запасных частей и выполнении в полном объеме гарантийных обязательств», — полагает он.
Выбор на разный бюджет
Изучив предложения дилеров и частников, РБК Петербург предлагает к сравнению примеры автомобилей, которые доступны покупателям с разным бюджетом. Цена на новые автомобили представлена в базовой комплектации.
Почему подорожали машины и стоит ли покупать автомобиль в 2023?
В 2022 году российские потребители были шокированы очередным ростом цен на автомобили. Сам авторынок под действием санкций и геополитической нестабильности пережил стресс и претерпел сильные изменения. Сократилось предложение, ушли популярные бренды, достать машины стало труднее. У покупателей появилась неуверенность в том, стоит ли теперь покупать машину или лучше подождать снижения цен.
Рассмотрим, что произошло с российским авторынком, сколько сейчас стоят автомобили и разумно ли ожидать нормализации цен в 2023 году.
Что произошло с ценами на рынке
К 2022 году на автомобильном рынке России можно было наблюдать рост цен в течение последних 2 лет. Все началось еще в 2020, когда пандемия коронавируса вызвала остановку заводов, производящих автомобили и компоненты для них. На карантин останавливались предприятия, производящие чипы. Это привело к дефициту машин у дилеров, а цены выросли, в среднем, на 10%, в зависимости от марки и модели.
В 2021 ситуация с ценами была еще хуже. Дилерские цены на новые автомобили выросли на 20%, но дилеры начали навязывать свои дополнительные опции. Покупатели в итоге приобретали автомобили на 40% дороже. На вторичном рынке цена за 2021 стала выше на 52%.
События автомобильного рынка в 2022 году
После нескольких лет непрерывного подорожания в 2022 году ситуацию осложнила еще и геополитика. События февраля 2022 привели к уходу из страны множества брендов. К декабрю с российского рынка ушли все иностранные производители кроме китайских. Есть и другие причины, почему подорожали машины:
- Остановка официальных поставок запчастей и расходников
- Рост цен на энергоносители привел к подорожанию аккумуляторов, масел и аксессуаров
- Из-за остановки перелетов усложнилась логистика
Остановилось большинство заводов иностранных производителей на территории России. Закрылся завод Renault в Москве, Toyota в Санкт-Петербурге, свернули производство Mazda, Isuzu, встали в простой мощности KIA/Hyundai, Volkswagen.
Как результат, рынок почти полностью перешел к российским и китайским брендам. Остальные распродавали свои уже ввезенные остатки перед полным уходом с рынка. Такая ситуация сохраняется, от нее зависит, подорожают ли автомобили в 2023 году.
Марки — лидеры по удорожанию
Последний раз Autostat публиковал динамику стоимости на российском рынке еще в августе. Тогда лидеры по удорожанию выглядели так:
- Lada Largus: +56,8%
- Volkswagen Polo: +51,6%
- Hyundai Solaris: +45,2
- Hyundai Creta: +43,1%
- Kia Rio: +41,4%
С тех пор некоторые модели перестали производиться и продаваться в России. В октябре остановился завод «Автотор» в Калининграде, на котором собирались Hyundai и Kia. Меньше всего подорожала Lada Granta, которая с начала года прибавила в цене только 13,3%. На это могло повлиять появление упрощенной комплектации без подушек безопасности и системы ABS.
Среди машин с пробегом лидером роста цены является УАЗ Патриот, который подорожал на 37,2%. За ним следуют:
- Toyota Land Cruiser 200: +21,7%
- Toyota Land Cruiser Prado: +18,2%
- Kia Sportage: +15%
- BMW X3: 14,1%
Это касается только машин возрастом до 5 лет. Автомобили старше подорожали не так сильно: средний прирост в этом сегменте составил 8,5%.
Самые дешёвые автомобили на сегодняшний день
У российских дилеров в декабре можно купить новые машины только российских и китайских брендов. В небольшом количестве салонов доступны остатки прошлых партий иностранных автомобилей. Дополнительно продается несколько моделей, ввозимых по параллельному импорту.
- Lada Granta. Самая дешевая модель, ценник на которую стартует с 678 300 рублей, но у дилеров найти ее дешевле 725 000 не получится. По программе льготного кредитования цену на нее можно снизить на 20%.
- Lada Niva Legend. Самый дешевый внедорожник с ценой от 808 900. Также является упрощенной комплектацией, из которой убрали ABS. Подушек безопасности в ней никогда не было. Показывает рост продаж, производственная линия работает бесперебойно.
- Lada Niva Travel. Еще одна упрощенная модель, доступная по государственной программе кредитования. Стоит от 998 900.
- Chevrolet Spark. Ввозится в Россию по параллельному импорту, является первой из этого списка машиной с полноценной комплектацией. Стоит от 1 049 000 рублей.
- Chevrolet Nexia. Еще одна модель, ввозимая по схеме параллельного импорта. У российских дилеров предлагается от 1 119 000 рублей.
- Lada Vesta. Флагман Автоваза, который стоит от 1 121 900. Фактически у дилеров отсутствуют машины дешевле 1,6 млн. Причина в том, что спрос на эту машину сильно превышает предложение.
- JAC S3. Самая дешевая из китайских моделей на российском рынке. Ценник стартует от 1 269 900. У дилеров может предлагаться сильно дороже.
Это самые бюджетные модели на российском рынке. Есть еще немало китайских моделей, которые стоят дороже, но предлагают больше опций и более богатые комплектации.
Отечественный рынок как альтернатива
АвтоВАЗ в 2022 году тоже столкнулся с проблемами: конвейеры предприятия не единожды останавливались. Это происходило еще в 2021 году, когда автопроизводителю не хватало микросхем, но в 2022 остановки стали чаще и более протяженными.
Отечественная компания, вопреки простоям производственных линий, стала лидером по продажам в отсутствие конкурентов. Всего с января по ноябрь было продано 164 636 машин. Это менее половины продаж за аналогичный период предыдущего года, когда было реализовано 350 714. Самой популярной была самая доступная модель, Granta. За ней следуют Vesta и Largus. В итоге, 40% продаж в России в 2022 составили модели АвтоВАЗа. Это рекордная доля, в последний раз такую цифру можно было наблюдать в 2005 году. Российские машины, наряду с китайскими, остались доступны для покупки, хоть и по более высоким ценам.
Дополнительно начали появляться новые производители, но пока выпуск их моделей является больше инфоповодом для новостей. В Москве на бывшем заводе Renault началась сборка новой версии «Москвича». Он заработал только в декабре и за месяц должен выпустить 600 машин. Это будут перелицованные модели китайского производителя JAC.
В Липецкой области должен начать выпускаться отечественный электромобиль Evolute. За декабрь он может выпустить 2000 машин. В следующем году планируется произвести 10-15 000 машин. Это будут относительно дорогие автомобили по цене 2-3 млн рублей.
Проценты по кредитам
Март стал шоковым месяцем не только для авторынка, но и для сферы автострахования. С ростом ставки Банка России выросли ставки по автокредитам российских банков. Они начали предлагать кредиты под 20-25%. Это заградительные ставки, которые отталкивали покупателей. По итогам января-октября 2022 падение автокредитования составило 41%. На это повлиял и дефицит автомобилей: те, кто готов был взять кредит, не находили подходящего варианта для покупки.
Позже ставка ЦБ была снижена, а ситуация относительно нормализовалась. В декабре ставки пришли в норму. В российских банках можно получить автокредит под 8-11% годовых. Размер ставки Центробанка и коммерческих банков определяет, как подорожают автомобили в 2023 году.
Продолжает действовать программа льготного автокредитования. По ней предлагается скидка на авто 20%, а ставка стартует от 2,4%. Для этого необходимо попасть в одну из категорий, на которые рассчитана программа. На электромобили скидка может достигать 35%.
Прогнозы экспертов по ценам на 2023 год
Большинство экспертов, которые высказывались по ситуации с ценами на автомобили, ждут дальнейшего роста стоимости. Нормализации рынка в обозримой перспективе они ждать не советуют.
Андрей Ольховский, ГК «Автодом»
Эксперт не видит предпосылок к снижению цен, ожидает, что в следующем году они вырастут минимум на 10%. Он связывает это с колебаниями курсов валют и усложнением логистики, которое вызвано санкциями. Будут расти расходы поставщиков и цены на машины. Последние товарные запасы должны быть распроданы в первом квартале 2023, дальше стабильные поставки сохранят только китайские производители.
Алексей Стариков, ГК «Авилон»
Ждет, что дефицит продолжится и машины подорожают в 2023 году. Параллельный импорт дает некоторые положительные результаты, но не может полностью закрыть все потребности. Нехватка товара будет главным трендом отрасли и в 2023 году.
Андрей Томышев, Группа компаний Б1
Эксперт уверен, что нынешняя ситуация является крайне сложной, сохраняется много рисков дальнейшей изоляции России, падения доходов и объемов производства. Но в следующие годы авторынок может вернуться к хорошим показателям 2018-2019 годов. Все будет зависеть от усилий производителей и того, как скоро они смогут наладить выпуск новых машин. Свою роль сыграет и интерес к российскому рынку китайских производителей.
Томышев считает достижимыми планы Минпромторга довести выпуск машин до отметки в 1,6 млн штук к 2026 году. Но в 2023 этого не случится, краткосрочно эксперт ставит на сохранение дефицита.
Стоит ли сейчас приобретать авто
В 2023 году факторы, толкающие цены на автомобили вверх, никуда не денутся. Основной причиной является уход производителей и импортеров. Отправлять машины в Россию производителям в нынешних условиях тоже не интересно. Без официального сервиса они не будут давать многолетний дополнительный доход. Поэтому цены будут расти и дальше.
Если в машине есть острая необходимость, то купить ее лучше сейчас, так как впереди цены ждет только рост. В 20-х числах декабря рубль начал дешеветь относительно юаня, доллара и евро, что будет делать машины еще дороже. Также в ближайшее время будут исчерпаны последние складские запасы европейских, корейских и японских автомобилей.
Если торопиться некуда, то лучше покупку машины отложить. Сейчас автомобили в России неоправданно дорогие. Есть шанс нормализации геополитической обстановки и налаживания производства, что может толкнуть цены вниз.
При покупке для максимальной экономии лучше использовать имеющиеся меры поддержки. Льготные автокредиты могут дать хорошую скидку, которая не будет лишней, учитывая, на сколько подорожали автомобили в 2022.
Итоги
Российский автомобильный рынок находится в сложном положении, нельзя прогнозировать даже приблизительное развитие событий. При принятии решения нужно учитывать кризисную ситуацию в экономике и, если уверенности в будущем нет, то лучше пока повременить с покупкой автомобиля.