Какой отдел мозга отвечает за логику
Перейти к содержимому

Какой отдел мозга отвечает за логику

  • автор:

Структура головного мозга: строение и функции

Головной мозг наряду со спинным относится к центральному отделу нервной системы человека, отличается сложным строением с множеством сегментов и зон, отвечающих за определенные функции. Основная задача нервной системы – формирование соответствующей приспособительной реакции на внешнее воздействие.

человеческий мозг

Характеристика

Анатомия человека – раздел, в котором рассматриваются отделы головного мозга. Мозговое вещество человека весит около 1250 г. У мужчин объем мозгового вещества на 8-15% больше, чем у женщин. Масса мозгового вещества составляет около 2% от веса всего тела. При этом мозг потребляет 25% всего поступающего в организм кислорода и 17% глюкозы, которая служит энергетическим ресурсом для живых тканей.

Мозговая ткань представлена серым и белым веществом, у которых различаются функции и химический состав. Доля воды в сером составляет 84%, в белом – 70%. Липидные (жировые) фракции в белом занимают 50% сухого остатка, в белом – 30% сухого остатка. Также в мозговой ткани содержатся белки (8-9% массы сырой ткани) и минеральные вещества (1-2% массы сырой ткани).

Вещество головного мозга покрыто 3-мя оболочками – мягкой, затем паутинной и твердой, причем последняя состоит из 2 слоев, образованных соединительной тканью, однако на вопрос, сколько всего оболочек, принято отвечать, что три. Паутинная представлена тонкой мембраной, сформированной из соединительной ткани. Мягкая прилегает к мозговому веществу, она обильно оснащена кровеносными сосудами и нервными окончаниями.

Мозг состоит из нейронов и глиальных клеток, образующих нервную ткань, какая составляет основу ЦНС и поддерживает ее функции. Нервная ткань представлена системой специализированных структур, взаимодействующих между собой. Внешние стимулы (световые, звуковые, тактильные раздражители) преобразуются рецепторами в нервные импульсы, которые по нейрональной системе поступают в отделы головного мозга, в анатомии выделяют афферентные и эфферентные пути передачи.

В первом случае импульсы поступают в центральные части системы головного мозга, во втором от систем управления (ассоциативные центры) к периферическим структурам нервной системы, расположенным в мышцах, железах, исполнительных органах. В составе мозговой ткани насчитывается около 100 млрд. нейронов, объединенных в сложную нейрональную сеть.

Нейроны окружены глиальными клетками, которые выполняют трофическую (питательную) и поддерживающую функции. Число глиальных клеток превышает количество нейронов. В анатомической структуре, образованной нервными клетками, присутствует межклеточное пространство, представленное жидкостью, содержащей соли, углеводы, жировые и белковые фракции, и питающей ткань головного мозга.

Головной мозг находится внутри черепной коробки, где у человека преобладает мозговая часть над висцеральной (лицевой). Человеческий мозг состоит из 3-х крупных сегментов – гемисфер, мозжечка и стволового отдела, от чего отходит спинной мозг. Самый большой сегмент мозга – гемисферы (полушария), вторая во величине часть – мозжечок. Ствол занимает 3-е место по величине.

отделы головного мозга

Полушария разделены между собой щелью, что четко видно на фото (вид сверху). В глубине щели находится спайка – мозолистое тело, которое связывает воедино обе гемисферы. На фотографии мозга, отображающей нижнюю поверхность, отчетливо просматриваются сегменты – весь участок ствола, мозжечок, нижняя сторона полушарий, черепные нервы, отходящие от мозгового вещества. На картинке, отражающей вид сбоку, преимущественно виден корковый слой, покрывающий большие полушария.

Схема строения предполагает разделение крупных частей на отдельные сегменты, к примеру, в составе ствола головного мозга выделяют продолговатый и средний отделы, варолиев мост, часто к стволу относят мозжечок, который отвечает за двигательную координацию человека, и промежуточный отдел.

Вертикальный разрез человеческого мозга показывает мозолистое тело, варолиев мост, мозжечок, продолговатый отдел, гипофиз, эпифиз. На общем плане строения различимы 5 основных отделов головного мозга (с учетом особенностей эмбрионального развития) – продолговатый, задний, средний, промежуточный и передний.

Существует теория, что мозг – это орган центрального отдела нервной системы, который работает по принципу двоичного кода в процессе генерации или передачи нервных импульсов. Благодаря нейрональным сетям, по которым осуществляется передача нервных импульсов, все мозговые структуры работают слаженно.

Функции отделов

Основная функция, возложенная на структуры головного мозга – обеспечение взаимодействия с окружающей средой. Здесь формируются команды, ответственные за такие процессы в организме, как терморегуляция, обмен веществ, избирательное развитие структурных образований (систем), обеспечивающих адаптивные способности организма, нейрогуморальная регуляция.

Функции мозга определяются в зависимости от локализации его отделов. Причем отдельные участки мозгового вещества одновременно выполняют несколько задач, параллельно тесно взаимодействуя со всеми другими отделами. Если какой-либо участок мозга поврежден, его функции по компенсаторному типу может выполнять другая мозговая структура.

Продолговатый

Мозг человека устроен так, что в него входят отдельные участки, характеризующиеся функциональными различиями, к примеру, такой как продолговатый, который продолжает спинной. В продолговатом мозге располагается центр управления сердечной деятельностью. В рамках сердечного центра выделяют ядра, от которых отходят блуждающие нервы. Функции блуждающего нерва включают вегетативную регуляцию работы сердца и состояния сосудов.

В сосудодвигательном центре в структуре ядер блуждающих нервных окончаний выделяют прессорную и депрессорную зоны, которые взаимодействуют между собой. Прессорная зона отвечает за сужение сосудов, депрессорная – за расширение сосудистого просвета. Прессорная зона реагирует на химический состав крови. Передача информации осуществляется посредством хеморецепторов.

функции мозга

Депрессорная зона отвечает на информацию, поступающую от барорецепторов (воспринимают давление, которое оказывается на сосудистые стенки). Гипоталамус – отдел промежуточного мозга, который отвечает за нейроэндокринную функцию, определяет эффекты сердечно-сосудистой системы с учетом внешней обстановки и текущих потребностей организма.

Строение заднего мозга предусматривает наличие варолиева моста, где располагается часть центра дыхания, ответственного за дыхательную функцию. Участок, отвечающий за вдох, находится в мосте, участок, регулирующий процесс выдоха – в продолговатом мозговом отделе. Оба участка взаимодействуют между собой. В процессе вдоха участвуют межреберные мышцы наружного расположения, которые сокращаясь, способствуют расширению легких и поступлению в них воздуха.

Выдох происходит за счет сокращения межреберных мышц внутреннего расположения. Команды, вызывающие сокращение мышц, поступают от соответствующих зон вдоха и выдоха через структуры спинного мозга. Блуждающий нерв, гипоталамус и корковые структуры могут влиять на частоту дыхательных движений. Продолговатый мозговой сегмент содержит ядра 4 пар черепных нервов (блуждающий, подъязычный, дополнительный, языкоглоточный).

Функции языкоглоточного нерва включают двигательную активность глоточной мускулатуры, реализацию рефлекторных реакций (чихание, глотание, кашель, рвотные позывы, формирование речевых звуков). Считается, что у человека в составе продолговатого отдела, находящегося в головном мозге, располагаются такие центры, как кашлево-чихательный и рвотный.

Задний

Как можно увидеть на рисунке, головной мозг устроен так, что у человека имеется несколько важных мозговых отделов, в том числе задний, состоящий из мозжечка и моста. Четвертый желудочек в желудочковой системе расширяется по типу спинномозгового канала, образуя полость, в которой находится задний отдел. Варолиев мост образован густым сплетением проводящих путей.

Мозжечок представляет собой головной двигательный центр, где проходят пути, соединяющие его со многими другими областями мозга и системами организма. Пучки, состоящие из нервных волокон, образуют мозжечковые ножки – 3 пары. Нижние ножки соединяют мозжечковый отдел с продолговатым сегментом, средние – обеспечивают взаимодействие с мостом и затем с корковым слоем, верхние – с участками среднего мозга.

Масса мозжечка равняется 10% от веса всего мозгового вещества. Однако на этом участке локализовано более 50% всех нейронов нервной системы. Функции мозжечка включают регуляцию тонуса скелетной мускулатуры, поддержание позы тела, сохранение равновесия, совершение целенаправленных, произвольных движений, координацию двигательной активности. Мозжечок участвует в планировании и исполнении движений:

  • Баллистических (совершенных под действием силы тяжести земного притяжения).
  • Спортивных (бросок мяча, копья).
  • Музыкальных (игра на инструментах).

Общие нейрональные системы, образованные мозжечком и корковыми отделами, участвуют в процессах мышления, направленных на организацию сложных движений. В области дна 4-го желудочка находятся ядра нервных ответвлений – лицевого, вестибулокохлеарного, отводящего, сегментарно тройничного.

черепно-мозговые нервы

Средний

Устройство головного мозга предполагает выделение среднего отдела, который, если говорить кратко, отражает устойчивость и неизменность нервной системы человека. Этот отдел практически не претерпел эволюционных изменений. На горизонтальном разрезе головного мозга просматриваются структуры, из чего состоит средний отдел, отвечающий за чередование циклов сон-бодрствование, концентрацию внимания, рефлекторные реакции (оборонительные, связанные с ориентированием в пространстве), такие функции человека, как слух и зрение.

В среднем отделе сосредоточены структуры, воспринимающие информацию от органов зрения, регулирующие болевую чувствительность и температуру тела. Красное ядро отдела управляет постуральными движениями (формирование и поддержание позы), в совокупности с черной субстанцией участвует в регуляции экстрапирамидной системы (мышечный тонус, поза). Структуры среднего отдела формируют реакции организма на внешние стимулы – зрительные, слуховые.

В области верхнего двухолмия располагается зрительный центр, в зоне нижнего двухолмия – слуховой центр. Через структуры среднего отдела проходит сильвиев водопровод, соединяющий 3-й и 4-й желудочки. В среднем отделе находятся ядра черепных нервов – блокового, глазодвигательного, а также одно ядро тройничного. Блоковый и глазодвигательные нервные ответвления регулируют движения, совершаемые глазами.

Промежуточный

Человеческий мозг устроен так, что в нем находится промежуточный отдел, который отвечает за такую функцию, как сенсорное восприятие. Основную часть промежуточного мозга человека составляет таламус – головной зрительный, чувствительный бугор. В таламус поступают сведения от всех рецепторов, сосредоточенных в области органов чувств.

К таламусу стекается информация от органов зрения и слуха, от рецепторов – вкусовых, обонятельных, осязательных, проприорецепторов (рецепторы, расположенные в мышцах, коже, связках и суставных сумках), интерорецепторов (рецепторы, расположенные во внутренних органах, тканях, элементах сосудистой системы), вестибулорецепторов (рецепторы, расположенные в лабиринте внутреннего уха, воспринимают изменение скорости и направления при перемещении тела в пространстве).

От таламуса отходят придатки (верхний, нижний, задний) и зрительный перекрест. Верхний придаток содержит эпифиз – шишковидную железу, продуцирующую мелатонин. Эпифиз также секретирует гистамин, норадреналин, серотонин, которые участвуют в управлении циркадными ритмами. Регулятивная деятельность ориентирована на уровень освещенности.

В заднем придатке сосредоточены вторичные центры – слуховой и зрительный, представленные медиальными (расположены ближе к срединной плоскости) и латеральными (лежащие удаленно от срединной плоскости) коленчатыми телами. Функции нижнего придатка – гипоталамуса, связаны с его расположением в лимбической системе, краткое описание которой требует упоминания о важной роли в управлении работой внутренних органов, формировании эмоций и памяти.

гипоталамус

Гипоталамус – это высший регулятивный мозговой центр вегетативного (автономного) отдела нервной системы. В этом отделе мозга человека анализируется химический состав крови и ликвора (цереброспинальная жидкость). Входящий в состав гипоталамуса гипофиз является железой, секретирующей гормоны, которые регулируют деятельность других желез эндокринной системы. Хеморецепторы (рецепторы, воспринимающие химические стимулы) передают в гипоталамус информацию о концентрации веществ, содержащихся в жидких средах организма.

Опираясь на полученные сведения, гипоталамус ослабляет или стимулирует процессы метаболизма посредством непосредственного влияния на вегетативные центры при помощи нервных импульсов или посредством продукции биологических пептидных веществ – статинов (тормозят секреторную активность передней доли гипофиза) и либеринов (стимулируют секреторную активность передней доли гипофиза). Функции гипоталамуса включают управление процессами, основанными на биологической мотивации:

  1. Пищевое поведение (вкусовые предпочтения, режим питания, особенности диеты).
  2. Половое поведение (поведенческие реакции, направленные на реализацию половых потребностей).
  3. Агрессивно-оборонительные реакции.

Расположение гипоталамуса в пределах лимбической системы головного мозга предполагает его участие в осуществлении взаимодействия между соматическими и вегетативными функциями. Речь идет о двигательных реакциях, основанных на сведениях, поступающих от органов чувств, и управлении соматическими функциями с учетом текущих потребностей организма.

К примеру, если в силу биологических потребностей активируется оборонительное поведение, необходима эффективная работа скелетной мускулатуры и органов чувств. Человеку необходимо четко слышать и видеть, динамично двигаться. Для повышения эффективности мышечной работы важны параметры – скорость передачи нервных импульсов, обеспечение нервных структур и мышечной ткани питательными веществами и кислородом.

Делая вывод, можно утверждать, что гипоталамус обеспечивает внутренние ресурсы для реализации внешнего поведения. Ядра таламуса делятся на группы – переключательные, интегративные, модулирующие. Первая группа является промежуточным звеном в афферентных путях, по которым информация поступает от органов к нервным центрам. Афферентные пути отходят от головы, конечностей, частей туловища.

Сигналы поступают в анализаторные зоны коркового слоя, где происходит обработка полученных данных. Интегративные ядра обеспечивают связь всех структурных подразделений таламуса между собой и с ассоциативными зонами коркового слоя. Примером может служить объединение зрительных стимулов и словесной информации в единый образ. Функции таламуса поддерживают гностическую (познавательную) деятельность.

таламус

Модулирующие ядра – самая древняя структура таламуса. Это основа ретикулярной формации, которая тянется вдоль мозгового ствола, состоит из ретикулярных ядер и разветвленной нейрональной сети с многочисленными аксонами и дендритами. Ретикулярная формация активирует корковые участки головного мозга, что приводит к концентрации внимания и своевременной обработке сведений, поступающих по восходящим путям. Ретикулярная формация контролирует рефлекторные функции спинного мозга.

Передний

Передний мозг является одним из мозговых пузырей, которые образуются из нервной трубки, впоследствии строение этого отдела изменяется – он разделяется на 2 гемисферы с разграничением функций. Существует понятие межполушарная асимметрия, которая предполагает разделение задач, возлагаемых на правую и левую гемисферы. К примеру, правое полушарие отвечает за конкретную, образную форму мышления, а левое – за абстрактную форму мыслительной деятельности. Виды задач, выполняемых правым полушарием мозга:

  1. Обработка информации невербального (неречевого) характера (образы, символы).
  2. Воображение (способность мечтать, фантазировать, заниматься изобразительным искусством, музыкой и другими видами творчества).
  3. Параллельная, одновременная деятельность, направленная на обработку информации разного типа.

Благодаря работе левого полушария человек воспринимает вербальную (речевую) информацию, обладает способностью читать и писать. Левая гемисфера ответственна за восприятие и способность различать цифры, даты, имена. От работы левого полушария зависит уровень аналитического мышления, основанного на логике и умении анализировать первичные сведения.

Головной мозг характеризуется сложным строением и выделением отдельных участков, выполняющих разграниченные и интегрированные (объединенные) функции.

Головной мозг человека: строение, функции и влияние на жизнь

Узнайте все о головном мозге человека: его структуре, функциях, способах восстановления, влиянии на нашу жизнь и поведение. Подробный обзор нашего главного органа истинного мышления.

Головной мозг – орган, позволяющий человеку существовать в окружающем мире. Это сложная структура, которая отвечает не только за передачу импульсов, но и за осуществление высших функций.

Несмотря на то, что головной мозг состоит из миллиардов клеток, эти клетки действуют в единстве и способны выполнять невероятные задачи, такие как ориентация в пространстве, распознавание лиц, обучение и многие другие.

Но что такое головной мозг на самом деле? Он полностью заполняет внутреннюю полость черепа и состоит из трех основных частей: большого мозга, мозжечка и продолговатого мозга. Каждая из них выполняет свою уникальную функцию.

Интересный факт: наш головной мозг использует только 10% своей потенциальной мощности. Это означает, что мы можем еще многое узнать о наших возможностях и о том, как использовать наш мозг на все 100%.

Основные части головного мозга

Височная доля

Височная доля является одной из самых больших частей головного мозга и располагается в области висков. Она ответственна за такие функции, как обработка звуков, зрительная и пространственная ориентация, а также память и эмоции.

Лобная доля

Лобная доля находится в передней части головного мозга и связана с мышлением, ощущениями, планированием и принятием решений. Она также отвечает за моторную активность и речь.

Теменная доля

Теменная доля расположена на верхнем краю головы и участвует в обработке зрительных и слуховых сигналов. Она отвечает за распознавание речи, музыки и звуковой структуры речи.

Затылочная доля

Затылочная доля находится в задней части головного мозга и участвует в обработке информации из восприятия зрения, также связана с способностью пространственной ориентации и координацией движений.

  • Височно-височная зона – обрабатывает информацию из зрительной коры, позволяя воспринимать и запоминать сложные визуальные сигналы, такие как лица или надписи.
  • Парадигматическая зона – связана с обработкой информации из слуховых и зрительных ассоциативных зон и обеспечивает понимание языка и коммуникации.
  • Лимбическая система – включает в себя гиппокамп, гипоталамус и другие структуры, участвующие в регуляции эмоций, поведения и памяти.

Ответственность головного мозга за основные функции

Головной мозг является главным органом центральной нервной системы, который отвечает за основные функции организма, включая контроль мышечной активности, регуляцию внутренних органов, обработку информации, память и эмоции.

Мозг состоит из миллионов нейронов, которые обмениваются информацией через синапсы. Однако, не все из них ответственны за основные функции. К примеру, некоторые части мозга отвечают за координацию движений, в то время как другие обрабатывают информацию о зрительных и звуковых сигналах.

Ответственность за основные функции лежит на коре головного мозга, которая занимает большую часть его поверхности. Эта область обрабатывает информацию из всех органов чувств и контролирует мышечную активность, позволяя человеку двигаться и реагировать на окружающую среду.

Кроме того, мозг контролирует внутренние органы, такие как сердце, легкие и печень, регулируя их функции и поддерживая гомеостазис. Он также отвечает за обработку информации, память, речь и эмоции, что делает его одним из самых важных органов организма.

Таким образом, ответственность головного мозга за основные функции человеческого организма не может быть переоценена. Без его работы мы не могли бы двигаться, думать и ощущать мир вокруг нас.

Мозг и память

Как работает память?

Память — это процесс сохранения, обработки и восстановления информации. Чтобы запомнить что-то, мозг интенсивно работает и сохраняет информацию в различных областях коры мозга. Наиболее важными являются гиппокамп (ответственный за связывание фрагментов информации в единое целое) и корорный слой (ответственный за восприятие и анализ информации).

Как мы вспоминаем?

Когда мы вспоминаем что-то, то активируется нейронная сеть, которая связывает информацию в нужной последовательности и восстанавливает ее. Чем чаще мы вспоминаем информацию, тем более укрепляется сеть нейронов, связанных с ее сохранением.

Чему способствует запоминание?

  1. Эмоции и ощущения;
  2. Повторение информации;
  3. Связывание новой информации с уже имеющейся в памяти;
  4. Анализ и усвоение информации на уровне понимания и восприятия.

Как улучшить память?

Существует множество способов улучшить память, начиная с упражнений для мозга и заканчивая здоровым образом жизни. Важно учиться расслабляться и концентрироваться на задаче, а также использовать методы связывания и ассоциации информации. Не менее важно правильное питание, физические упражнения и избегание стрессовых ситуаций.

Эйнштейн в 76 лет прошел тест на память, который иначе никому не удалось сдать. Ему было показано десять разных чисел и попросили повторить их в обратном порядке. Эйнштейн справился со списком на всех десяти вопросах.

Мозг и мышление

Мозг – это центральный орган нервной системы, который управляет всеми функциями организма, позволяет человеку мыслить, чувствовать и действовать. Один из важных аспектов работы мозга – представления, которые хранятся в нашей памяти. Наши мысли, идеи, знания, интуиция, предчувствия, мечты – все они формируются и хранятся в мозге.

Мышление – это сложный процесс работы мозга, который позволяет человеку анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию. Важную роль в работе мозга играют нейронные связи, которые образуются между нейронами при каждом новом опыте и восприятии информации.

Интересно, что мозг может одновременно обрабатывать и анализировать несколько видов информации. Например, когда мы читаем книгу, мозг одновременно обрабатывает текст, анализирует его смысл, воспринимает цвет и форму букв, и т.д. Этот процесс называется параллельной обработкой информации.

  • Мозг обладает чудесными способностями, такими как:
  • Творческое мышление – способность созидать новое, находить нестандартные решения, искать необычные ассоциации.
  • Креативность – способность быть оригинальным и нестандартным.
  • Логическое мышление – способность рассуждать четко и последовательно, проводить анализ и синтез.

Мозг – удивительный орган, который постоянно обучается, развивается и адаптируется к новым условиям. Именно благодаря работе мозга человек развивает себя, учится и создаёт новое в мире.

Мозг и чувства

Мозг играет важную роль в нашем восприятии мира вокруг нас. Он обрабатывает информацию от различных органов чувств, включая зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Каждый раз, когда мы видим, слышим, чувствуем что-то новое, наш мозг создает новую соединительную сеть нейронов и формирует новые связи между ними.

Чувства, такие как страх, радость, гнев и грусть, также связаны с работой мозга. Когда мы испытываем эмоции, определенные части мозга, такие как лимбическая система и фронтальный лоб, активируются. Они обрабатывают сигналы от наших чувственных органов и помогают нам реагировать на полученную информацию.

Кроме того, мозг играет важную роль в регуляции нашего настроения и поведения. Например, серотонин и дофамин — это нейромедиаторы, которые помогают регулировать настроение. Когда уровень этих веществ в мозге низкий, это может привести к депрессии или апатии.

В целом, мозг и чувства тесно связаны друг с другом. Благодаря мозгу, мы можем испытывать эмоции и воспринимать мир вокруг нас. Но мозг также является центром управления нашим поведением и настроением, и его нейрохимический баланс оказывает существенное влияние на нас и на наше здоровье в целом.

Травмы головного мозга

Что такое травма головного мозга?

Травма головного мозга (ТГМ) — это повреждение мозга вследствие воздействия внешних факторов, например, удара, падения или столкновения с предметом.

Какие виды травм головного мозга существуют?

Существует два основных вида травм головного мозга: закрытая и открытая. Закрытые травмы происходят, когда тело сталкивается с препятствием, но кожа на голове остается неповрежденной. Открытые травмы возникают, когда предмет проникает в мозг через кожу и кости черепа.

Какие симптомы у травмы головного мозга?

Симптомы ТГМ могут быть разными, в зависимости от тяжести повреждения и местоположения удара. Среди наиболее распространенных симптомов можно отметить головную боль, тошноту, головокружение, потерю сознания или затрудненное дыхание.

Как лечить травму головного мозга?

Лечение ТГМ зависит от тяжести повреждения. Легкие травмы могут требовать наблюдения за состоянием больного в течение нескольких дней, тогда как тяжелые травмы могут потребовать хирургического вмешательства. В любом случае, при наблюдении симптомов ТГМ важно немедленно обратиться за медицинской помощью.

  • Интересный факт: Число заболевших ТГМ в мире превышает 70 миллионов человек в год!
  • Интересный факт: Мужчины в два раза чаще женщин подвергаются травмам головного мозга.

Зависимость и мозг

Влияние на мозг

Зависимость от вредных привычек, таких как курение, алкоголь или наркотики, оказывает негативное влияние на работу головного мозга. Некоторые вещества снижают уровень серотонина и допамина, ответственных за настроение, чувства благополучия и удовлетворения. Мозг воспринимает вещества, вызывающие зависимость, как некоторые важные нейромедиаторы и стимулирует их продолжительное употребление, что может привести к сильным негативным последствиям.

Риски и возможности созависимости

Зависимость, как правило, не затрагивает только одного человека, но и жизнь их близких. Родители, друзья и супруги также могут страдать и из-за этого рисковать здоровьем. Большинство людей с зависимостью не могут отказаться от вредных привычек самостоятельно и нуждаются в лечении. С помощью специальных терапий и групповых занятий можно восстановить здоровье мозга и вернуться к нормальной жизни без зависимостей.

Защита мозга от вредных воздействий

Высококачественное питание, умеренная физическая активность и регулярный сон, а также привычка избегать вредных привычек — все это может помочь защитить мозг от разрушительных воздействий. Некоторые пищевые добавки, такие как витамины и минералы, помогают содержать здоровье мозга и переносить стрессовые ситуации легче.

Генетические аномалии мозга

Что такое генетические аномалии мозга?

Генетические аномалии мозга — это изменения в генетической информации, которые могут влиять на развитие мозга. Их причиной могут быть генетические мутации, наследственные заболевания или случайные изменения в ДНК. Эти аномалии могут привести к различным расстройствам мозга, таким как умственная отсталость, эпилепсия, синдром Дауна и другие.

Как проявляются генетические аномалии мозга?

Симптомы генетических аномалий могут быть различными и зависят от конкретного расстройства мозга. Однако, некоторые общие признаки могут включать умственную отсталость, задержку развития, нарушения в речи и движениях, а также проблемы с ориентацией в пространстве. Распознать генетическую аномалию мозга может помочь генетический тест и консультация специалистов.

Как лечат генетические аномалии мозга?

Лечение генетических аномалий мозга зависит от их конкретного типа и симптомов, которые они вызывают. Некоторые расстройства могут быть лечены медикаментозно, другие требуют операций и реабилитации. Генетические аномалии мозга не могут быть полностью вылечены, но раннее обнаружение и лечение может улучшить качество жизни пациента.

  • Интересные факты:
  • Некоторые генетические аномалии могут наследоваться по наследственной линии и передаваться от родителей к детям.
  • Расслоение мозга является одной из наиболее распространенных генетических аномалий мозга, которая может приводить к умственной отсталости и другим расстройствам.
  • Генетические аномалии могут быть вызваны как генетическими мутациями, так и случайными изменениями в ДНК, возникающими во время развития эмбриона.

Повышение мозговой активности

Мозг отвечает за наше мышление, переработку информации, эмоции, память и координацию движений. Но что делать, если мы чувствуем, что его работа не на высоте? В такой ситуации необходимо обратить внимание на свои привычки и изменить их.

Использование мозга на полную мощность:

  • Увеличить время сна.
  • Решать задачи и головоломки.
  • Заниматься новым видом деятельности.
  • Слушать классическую музыку.
  • Изучать иностранные языки.
  • Читать книги.

Кроме того, нужно следить за своим здоровьем. Занятия спортом, правильное питание и отказ от вредных привычек также способствуют повышению мозговой активности. Не забывайте про позитивный настрой и отличное настроение, которые могут стать настоящими помощниками в достижении поставленных целей.

Продукты, полезные для мозгаПродуктПольза

Рыба Содержит полезные жирные кислоты, улучшающие работу мозга
Орехи Источники витаминов В1, В6, В12, что положительно влияет на работу нервной системы и укрепляет иммунитет
Брокколи Содержит антиоксиданты, которые укрепляют мозговые клетки и предотвращают старение

Не забывайте останавливаться, делать перерывы и проветривать помещение. Кроме того, общение с интересными людьми и путешествия благотворно влияют на мозговую активность и расширяют кругозор.

Интересные факты о мозге

1. Мозг потребляет больше энергии, чем любой другой орган в нашем теле. В то время как мозг всего 2% от всего веса нашего тела, он потребляет около 20% всей энергии, потребляемой нашим организмом.

2. Мозг способен хранить массу информации. Хотя объем мозга составляет примерно 2% массы нашего тела, он способен хранить до 2,5 петабайт информации. Это примерно равно объему 3 миллионов часов видео в высоком разрешении!

3. Мозг может генерировать электрические импульсы. Нейроны в нашем мозге генерируют электрические импульсы, которые играют важную роль в передаче информации внутри мозга и взаимодействии с другими частями нашего тела.

4. Мозг продолжает расти в течение жизни человека. В отличие от других органов в нашем теле, мозг продолжает расти и развиваться до конца нашей жизни. Этот процесс называется нейропластичностью.

5. Мозговые клетки никогда не останавливаются. Мозг продолжает производить новые нейроны на протяжении жизни, что означает, что мы всегда можем учиться новым вещам и создавать новые связи между нейронами в нашем мозге.

Исследования мозга

Современные методы исследования

Современная наука предлагает множество методов исследования головного мозга человека. Среди них магнитно-резонансную томографию (МРТ), позитронно-эмиссионную томографию (ПЭТ), электроэнцефалографию (ЭЭГ) и многое другое.

Каждый из этих методов позволяет получить информацию о разных аспектах мозговой деятельности: от общих картин активности мозга до точных изображений мест нахождения определенных нейронов.

Благодаря современным технологиям исследования мозга, мы можем лучше понимать его функции и структуру, а также разрабатывать новые методы лечения широкого спектра заболеваний.

Интересные факты об исследовании мозга

  • Самой первой записью о мозговой деятельности была запись Леонардо да Винчи, который описал, как кровь проходит через мозг.
  • Ученые Нобелевского института по медицине осуществили ряд исследований, которые привели к созданию нескольких новых лекарств, в том числе для лечения лекарственной зависимости и болезни Альцгеймера.
  • Исследование мозга через МРТ помогает не только выявить болезни, но и понять изменения в мозговой активности при изучении иностранных языков, игры на музыкальных инструментах и другие потенциально полезные процессы для человека.

Мифы о головном мозге человека

Миф 1. Мозг работает на 10% своих возможностей

Этот миф распространен, но фиктивен. На самом деле, мозг работает постоянно и использует все свои возможности. Каждый регион мозга специализируется на выполнении определенных задач и все они работают одновременно, обеспечивая нормальное функционирование человека.

Миф 2. Мужской мозг отличается от женского

В народе есть убеждение, что мужчины имеют более развитые зрительные и пространственные способности, а женщины обладают более развитым языковым центром. Однако, исследования показывают, что эти различия не столь значительны, как многие думают. Каждый мозг уникален и способности могут зависеть не только от пола, но и от наследственности, окружающей среды и образа жизни.

Миф 3. Одна сторона мозга является логической, а другая — творческой

Этот миф основан на том, что правое полушарие мозга отвечает за художественные способности, а левое — за логику и аналитику. Однако, на самом деле, оба полушария работают вместе, чтобы решать задачи. Например, при чтении, левое полушарие отвечает за распознавание слов, а правое — за выражение эмоций.

  • Вывод: Популярные убеждения о мозге не всегда соответствуют действительности. Не стоит верить в мифы, лучше изучать информацию из достоверных источников и развивать свой мозг путем обучения и тренировки.

Здоровье мозга: о чем нужно знать

Мозг – это центральный орган человека, который контролирует все наши физические, эмоциональные и интеллектуальные функции. От его здоровья зависит, как мы воспринимаем мир, как мы реагируем на стресс и восстанавливаемся после травмы.

Существует множество причин, по которым следует беспокоиться о здоровье своего мозга. От малоактивного образа жизни и неверной диеты до генетических предрасположенностей и психологических состояний. Как и любому другому органу, мозгу необходимы забота и внимание, чтобы он мог работать на все сто процентов.

К счастью, вы можете внести свой вклад в сохранение здоровья мозга. Регулярный физический активность, здоровое питание, достаточное количество сна и стрессовое управление – все это простые, но важные способы, которые помогут сохранить ваш мозг в хорошей форме.

Кроме того, обращайте внимание на факторы риска, такие как курение, алкоголь, головные травмы и наркотики. Важно помнить, что здоровье мозга – это ценность, которую можно сохранить, но невозможно восстановить.

  • Правильное питание богатое антиоксидантами и полезными жирами может помочь защитить мозг от повреждений;
  • Постоянное обучение и получение новых знаний помогают улучшить когнитивные функции мозга;
  • Регулярные упражнения и стрейчинг улучшают кровоснабжение головного мозга, что помогает улучшить его функции.

Помните, что хорошее здоровье мозга – это не про один особенный отдых в году, это про каждый день. И что вы делаете для своего здоровья сегодня, отразится на том, как вы будете себя чувствовать завтра.

Как улучшить работу мозга?

Все мы иногда сталкиваемся с тем, что у нас не так быстро и качественно идет работа мозга, как бы мы того хотели. Однако, существуют несколько простых способов, которые могут помочь улучшить работу нашего главного органа.

  • Занятия физической активностью. Регулярные тренировки помогают улучшить кровообращение и обмен веществ в мозгу, а также способствуют выработке гормонов, которые улучшают настроение и функцию мозга.
  • Режим сна и отдыха. Организм не может функционировать на постоянном напряжении, поэтому важно уделять достаточно времени сну и отдыху. Хороший отдых поможет укреплению памяти, а также позволит мозгу восстановиться после тяжелых рабочих дней.
  • Правильное питание. Ваш мозг нуждается в некоторых виде пищи для правильной работы. Рыба, орехи, овощи и фрукты — все эти продукты содержат витамины и минералы, которые необходимы для здоровья мозга.
  • Учите новое. Неважно, сколько лет вам было, обучение новым навыкам или изучение новых областей знаний поможет сохранять ваш мозг в форме. Изучение новых вещей стимулирует мозг, иначе он может начать терять свои функции.
  • Руководствуйтесь своим графиком. Большинство людей лучше функционируют в течение дня в определенное время. Вы можете использовать свои наработки, чтобы ставить себе задачи, которые лучше выполнять по утрам или вечером.

Если вы следуете этим простым мерам, то ваш мозг будет взаимодействовать с окружающим миром проще и эффективней — вы увидите значимое улучшение в продуктивности и умственных навыках, которые помогут в вашей повседневной жизни.

Мозг и возраст

Мозг человека является самым сложным и уникальным органом, который развивается и меняется в течение всей жизни. Но как изменения возраста влияют на его функции?

С возрастом уменьшается количество нейронов, что может привести к снижению способности к запоминанию. Однако, мозг может компенсировать эту потерю путем создания новых связей между существующими нейронами. Это означает, что старые люди все еще могут научиться новым вещам и сохранять свою когнитивную функцию.

Исследования показали, что упражнения для мозга, такие как решение кроссвордов и игры, способствуют сохранению когнитивных функций в старости. Важно заботиться о своем мозге, чтобы сохранить его функциональность на протяжении всей жизни.

Кроме того, мозг может выполнять и другие функции, не связанные напрямую с когнитивной деятельностью. Например, умение переносить опыт и знания на новые ситуации сохраняется даже при старении. Исследования также показали, что мозг стареющих людей может быть более эмоционально устойчивым и способным регулировать сильные эмоции.

Что делать, если возникли проблемы с мозгом

1. Обратиться к врачу-неврологу

Если у вас возникли проблемы с памятью, мышлением или поведением, необходимо обратиться к врачу-неврологу. Он проведет необходимые обследования и поставит диагноз.

2. Следовать рекомендациям врача

После постановки диагноза врач-невролог предложит набор мероприятий для лечения проблемы. Необходимо следовать всем его рекомендациям и принимать прописанные медикаменты, чтобы улучшить состояние мозга.

3. Проводить профилактику проблем с мозгом

Лучше всего бороться с проблемами мозга, проводя их профилактику. Для этого необходимо вести здоровый образ жизни, правильно питаться, заниматься спортом и учиться новому. Также стоит отказаться от вредных привычек, например, курения.

4. Использовать специальные приложения и устройства

Существуют специальные приложения и устройства, которые помогают улучшить функции мозга. Например, игры на развитие памяти или магнитостимуляторы для улучшения кровообращения и метаболизма в мозге.

5. Сократить время, проведенное за компьютером

Долгое время, проведенное за компьютером, может привести к проблемам с зрением, памятью и мышлением. Поэтому необходимо сократить время, которое вы проводите за компьютером.

6. Проводить упражнения для мозга

Для улучшения функций мозга необходимо проводить специальные упражнения. Например, решать кроссворды или судоку, играть в шахматы или научиться новому языку. Это поможет улучшить память и мышление.

Примеры упражнений для мозга:

Название упражнения Описание
Кроссворды Решение кроссвордов помогает развивать логическое мышление и память
Судоку Решение задач судоку способствует развитию пространственного мышления и логики
Шахматы Игра в шахматы улучшает логическое мышление и память

Выводы

Головной мозг является одним из самых сложных и удивительных органов в нашем организме. Он выполняет огромное количество функций, начиная от управления дыханием и сердцебиением и заканчивая высшими психическими процессами, такими как мышление, память и восприятие.

Изучение строения и функций головного мозга помогает понять принципы его работы и направить усилия на его преобразование и совершенствование. Необходимо поддерживать мозг в хорошей форме, для чего можно заниматься физической и умственной активностью, правильно питаться и отдыхать.

Благодаря новым технологиям исследования мозга, у нас есть возможность узнать все больше о работе этого органа, расширить нашу концепцию о человеческом мышлении и действии, и потенциально использовать эту информацию для создания новых технологий и лечения мозговых заболеваний.

  • Интересный факт: По некоторым оценкам, головной мозг человека содержит около 100 миллиардов нейронов и 100 триллионов связей между ними.

Вопрос-ответ:

Каковы основные функции головного мозга?

Головной мозг выполняет множество функций, включая обработку информации, регуляцию внутренних органов, контроль движений, память, мышление и эмоции.

Каким образом устроен головной мозг человека?

Головной мозг состоит из нескольких частей, включая мозжечок, кору головного мозга, базальные ядра и другие структуры. Он состоит из миллиардов нейронов, которые обмениваются информацией через синапсы.

Какие интересные факты связаны с головным мозгом?

Интересный факт: головной мозг человека потребляет 20% кислорода, поступающего в организм, при этом его вес составляет всего около 2% от массы тела человека.

Какова роль коры головного мозга?

Кора головного мозга играет важную роль в обработке информации, реализации движений, восприятии, а также в планировании и принятии решений.

Каковы последствия повреждения мозга?

Повреждение мозга может привести к множеству последствий, включая потерю памяти, нарушения речи и координации движений, изменения в личности и поведении и т.д.

Как происходит формирование опыта и памяти?

Формирование опыта и памяти происходит через процесс нейропластичности – способность нейронов головного мозга менять свою структуру и функцию под воздействием внешних условий и опыта.

Каковы последствия нарушения сна для головного мозга?

Нарушение сна может привести к снижению когнитивных функций, таких как внимание, память и концентрация, а также к ухудшению настроения и эмоциональной устойчивости.

Какие меры можно предпринять для поддержания здоровья головного мозга?

Для поддержания здоровья головного мозга можно рекомендовать регулярные физические упражнения, здоровое питание, отказ от курения и умеренное употребление алкоголя, а также осуществление умственной деятельности и контроль стресса.

А. Р. Лурия «Основы нейропсихологии»

Psychosearch

Где находятся истоки особенностей поведения личности и как можно объяснить закономерности психических процессов? Ответы на эти вопросы дает нейропсихология — наука, функционирующая на стыке нейробиологических открытий, клинической неврологической практики и психологии.

Нейропсихология: нюансы психической деятельности зависят от анатомии головного мозга

Нейропсихологические открытия Александра Романовича Лурии связывают нематериальную психику и ее материальный субстрат — головной мозг. Изменения в функциональной активности клеток коры головного мозга вызывают расстройства поведенческих реакций и нарушают взаимодействие организма с окружающим миром. В научном труде Лурия показывает, что высшая психическая деятельность человека связана с особенностями работы нейронов коры головного мозга. Постулаты нейропсихологии открывают новые возможности для клинических психологов и максимально приближают эту сферу к медицинским дисциплинам и нейрофизиологии. Читая книгу, невольно задумываешься: а не нужна ли при расстройствах поведения в первую очередь медицинская помощь?

Системная динамическая локализация

Психические функции характеризуют человека как неповторимую и самобытную личность. Такие индивидуальные характеристики, как память, внимание, мышление, речевая активность, эмоции, имеют базу в цитоархитектонике серого вещества коры головного мозга.

Нейронные связи между отдельными клеточными структурами создают устойчивые функциональные блоки, которые несут непосредственную ответственность за адекватные реакции на внешние раздражители. Большинство психических функций не имеют четкого анатомического представительства в головном мозге, часто межнейронные связи образуются между его разными отделами.

Александр Романович Лурия объединяет положения теорий узкого локализационизма и антилокализационизма психических процессов. Пересматриваются такие фундаментальные понятия, как симптом и функция. Доминирующее значение для определения субстрата высшей нервной деятельности придается следующим определениям:

  • синдром;
  • функциональная система;
  • нейропсихологический фактор.

Лурия вводит принципиально новое понятие — структурно-физиологические блоки головного мозга.

Концепция трех структурно-функциональных блоков головного мозга

Головной мозг человека — это сложная высокоорганизованная система. Высшая нервная деятельность осуществляется благодаря интеграции трех блоков головного мозга. Каждый блок — звено в цепи единого процесса. Нарушение каждой из структурных единиц приводит к сбою и патологическим изменениям. Любая разновидность психической деятельности возможна при последовательном включении трех функционально-структурных блоков:

  1. Первый несет ответственность за активацию мозговых структур в состоянии бодрствования.
  2. Второй перерабатывает информационный поток из внешней среды и хранит полученные данные.
  3. Третий блок отвечает за планирование предполагаемых действий, регулирует и контролирует психическую деятельность.

Благодаря блокам головной мозг человека функционирует как единая интегральная система, которая превосходит по эффективности самый совершенный компьютер.

Все звенья перечисленной функциональной системы пластичны и взаимозаменяемы. На формирование связей между ними оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. Интегральная система головного мозга не несет на себе печать детерминированности, это расширяет возможности педагогики и медицины.

Два полушария: единство и противоположность

Головной мозг функционирует как единая система двух полушарий. Правая и левая половины большого мозга выполняют разные задачи, но воспроизведение психических функций невозможно при изолированной их работе. Расщепленный мозг неполноценен, при патоморфологических и функциональных изменениях в них развиваются патологические расстройства.

Левое полушарие отвечает за логику и математические способности. Центр речи обусловливает понимание и воспроизведение речевых конструкций, его работа обеспечивает общение людей между собой, передачу опыта и знаний. Нарушение работы соответствующей части левого полушария вызывает афазию. Расстройство приводит к нарушению воспроизведения речи и понимания ее смысла.

Правая часть большого мозга несет ответственность за ассоциативную деятельность, творческие способности, интуицию. Человек с правополушарной активностью проявляет интерес к музыке, поэзии и живописи.

Нейропсихологический фактор

Понятие нейропсихологического фактора необходимо рассматривать как основную структурно-функциональную единицу осуществления психических функций.

Ассоциация нескольких факторов — нейропсихологический синдром. Принятие подобного характера осуществления высшей нервной деятельности объясняет взаимозаменяемость мозговых нейронов, что представляет интерес для клинических психологов и невропатологов. Разные звенья функциональной системы обладают различной «жесткостью» и пластичностью, но принцип взаимопомощи нейронов работает в любом случае.

Гнозис и праксис — основы жизнедеятельности человека

С помощью трех структурных блоков головного мозга человек получает всестороннюю информацию об окружающем мире. Познавание происходит с помощью чувствительных анализаторов: зрительного, слухового, обонятельного, вкусового и тактильного. Гнозис (познавание мира) наиболее активно функционирует в детском возрасте. В современном мире поток информации приобрел небывалую интенсивность, это значит, гностическая деятельность должна продолжаться на протяжении всей жизни. Расстройство познавания называется агнозия, которая приводит к нарушению узнавания знакомых раньше лиц и предметов.

Для того чтобы действовать и применять на практике полученные знания, функционирует праксис. Все бытовые и профессиональные навыки возможны при активном функционировании соответствующих участков лобных долей. При патологических изменениях в них человек теряет способность выполнять привычные действия, развивается апраксия.

Для полноценного существования и саморазвития необходимо развивать каждое из полушарий и координировать их взаимодействие. Стимуляция неактивных нейронов приводит к повышению эффективности психической деятельности.

Значение основных концепций нейропсихологии

В научном труде Александра Романовича Лурии «Основы нейропсихологии» показано, как изменение нормальной функции лобных долей приводит к расстройствам психической деятельности. Взаимодействие индивидуума с окружающей средой напрямую зависит от оптимальной структурно-функциональной организации нейронов коры головного мозга. Нейропсихология дает возможность как прогнозирования асоциального поведения и невротических расстройств, так и непосредственного воздействия на них. Непосредственный субстрат, на который необходимо воздействовать — нейрон коры головного мозга. Структурно-функциональная единица нервной системы несет прямую ответственность за наше взаимодействие с окружающим миром. Здоровье личности необходимо напрямую связывать со здоровьем маленькой нервной клетки — личный микро- и макрокосмос функционируют неразделимо.

Какой отдел мозга отвечает за логику

мозг человека — орган массой 1,3-1,4 кг, расположенный внутри черепной коробки. Мозг человека состоит из более ста миллиардов клеток-нейронов, образующих серое вещество или кору мозга — его обширный внешний слой. Отростки нейронов (нечто вроде проводов) — это аксоны, из которых состоит белое вещество мозга. Аксоны связывают нейроны друг с другом через дендриты.
Мозг взрослого человека потребляет около 20% всей энергии, которая необходима организму, в кто время как детский мозг потребляет около 50%.

Как мозг человека обрабатывает информацию?

Сегодня считается доказанным, что человеческий мозг одновременно может обрабатывать в среднем около 7 бит информации[2]. Это могут быть отдельные звуки или визуальные сигналы, различаемые сознанием оттенки эмоций или мыслей. Минимальное время, необходимое для того, чтобы отличить один сигнал от другого составляет 1/18 секунды.
Таким образом, предел восприятия составляет 126 бит в секунду.
Условно, можно посчитать, что в течение жизни 70 лет человек обрабатывает 185 млрд бит информации, включая каждую мысль, воспоминание, действие.
Информация записывается в мозг посредством формирования нервных сетей (своего рода маршрутов).

Функции правого и левого полушария мозга

.
Мозг и трейдинг
Как видно из картинки, все операции на рынке делает левое полушарие. Естественно, для получения профита с рынка, встает вопрос о достижении максимальной производительности функционирования левого полушария.
Существует несколько простых способов развития полушарий. Самый простой из них — увеличение объема работы, на которой ориентировано полушарие. Например, для развития логики Вам необходимо решать математические задачи, отгадывать кроссворды, а для развития воображения посещать кхудожественную галерею и т.п.
Как только вы нажали мышку правой рукой- значит сигнал к вам поступил из левого полушария.[6]

Обработка эмоциональной информации происходит в правом полушарии.

Эмоции

За всеми греховными делами стоит нейротрансмиттер Допамин, от работы которого зависит удовольствие, которое мы получаем. [4]. Измены, страсть, похоть, азарт, вредные привычки, гэмблинг, алкоголизм, мотивация — все это так или иначе связано с работой допамина в мозгу. Допамин передает информацию от нейрона к нейрону.

Допамин влияет на многие сферы нашей жизни: мотивация, память, способность к познанию, сон, настроение и т.д.

Любопытно, но допамин повышается в моменты стрессовых ситуаций.

Люди с пониженнным допамином в полосатом теле и префронтальной коре менее мотивированы, чем люди у которых допамин выше. Это доказано экспериментами на крысах [5].

Строение мозга человека

триединство мозга
  • R-комплекс (древний, рептильный мозг). Состоит из ствола и мозжечка. Рептильный мозг управляет мышцами, равновесией и такими автономными функциями организма, как дыхание и сердцебиение. Он отвечает за бессознательное поведение, нацеленное на выживание, и реагирует непосредственно на определенные стимулы.
  • Лимбическая система (мозг древних млекопитающих). Секция состоит из отделов, расположенных вокруг ствола мозга: мозжечковая миндалина, гипоталамус, гиппокамп. Лимбическая система отвечает за эмоции и чувства.
  • Неокортекс (новая кора или мозг новых млекопитающих). Эта часть имеется только у млекопитающих. Некортекс — это тонкий слой, состоящий из 6 слоев нейронных клеток, которые окружают весь остальной мозг. Неокортекс отвечает за мышление высшего порядка.
белое и серое вещество
префронтальная кора

Эту часть мозга также называют лобные доли.
Именно развитие префронтальной коры отличает человека от животного.
Префронтальная кора мозга человека отвечает за логику, за самоконтроль, за целеустремленность и концентрацию внимания.
На протяжении почти всей эволюционной истории человека, эта часть мозга отвечала за физические действия: хотьба, бег, хватание и т.п. (первичный самоконтроль). Но в процессе эволюции префронтальная кора увеличивалась в размерах, а связи с другими частями мозга разрастались.
Сейчас кора склоняет человека делать то, что сложнее, выходить из зоны комфорта. Если вы заставляете себя отказаться от сладкого, подняться с дивана и пойти побегать — это результат работы именно лобных долей. Вы бегаете и не едите сладкое, потому что у вас есть логические причины для этого, которые обрабатываются именно в этой части мозга.

Сила воли в мозе:
Сила воли в мозе

Повреждения префронтальной коры приводят к потери силы воли. В психологии известен случай Финеаса Гейджа (1848), личность которого резко изменилась после повреждения мозга. Он стал ругаться, он стал импульсивен, стал неуважительно обращаться с друзьями, стал неприемлить ограничения и советы, придумывает массу планов и мгновенно теряет к ним интерес.

левая лобная доля — отвечает за положительные эмоции

«Левосторонние дети», т.е. те, у которых изначально левая часть более активна чем правая, более позитивны, чаще улыбаются и т.д. Такие младенцы активнее исследуют окружающий мир.
Интересно также и то, что левая часть коры отвечает за задачи «я буду», например, заставляет подняться с дивана и пойти побегать.

правая лобная долая — отвечает за негативные эмоции. Повреждение правого полушария (отключение правой доли) может вызывать эйфории.

Эксперимент: при просмотре приятных картинок, импульсный томограф фиксирует изменения в потреблении глюкозы мозгом и записывает их как светлые пятна на фотографиях левой стороны мозга.
Правая часть коры отвечает за задачи «я не буду», например позволяет вам справляться с желанием выкурить сигарету, съесть пирожное и т.п.

центр префронтальной коры — «следит» за целями и устремлениями человека. Решает, чего вы на самом деле хотите.

мозжечковая миндалина — защитные эмоциональные реакции (в т.ч. «эгобарьер»). Находится в глубине мозга. ММ. человека не слишком отличается от ММ низших млекопитающих и работает бессознательно.

Включает центр управления, мобилизующий тело в ответ на страх.

базальное ядро — отвечат за привычки, на которые мы полагаемся в повседневной жизни.

срединная височная доля — отвечает за познавательные доли.

гиппокамп

гиппокамп — это структура в медиальном височном отделе мозга, похожая на пару подков. Гиппокамп позволяет усваивать и запоминать новую информацию. Исследования ученых показали, что размер гиппокампа напрямую связан с уровнем самооценки человека и чувством контроля над собственной жизнью.

повреждение гиппокампа может вызывать припадки

прослушивание музыки задействует: слуховую зону коры мозга, таламус, переднюю часть теменной доли коры.

островок Рейля

островок Рейля — один из ключевых участков мозга, анализирует физиологическое состояние организма и трансформирует результаты этого анализа в субъективные ощущения, которые заставляют нас действовать, например говорить или мыть машину. Передняя часть островка Рейля превращает сигналы организма в Эмоции. Исследования мозга на МРТ показали, что запахи, вкус, осязательные ощущения, боль и усталость возбуждают островок Рейля [7].

зона Брока

Зона Брока — область, которая контролирует органы речи. У правшей зона Брока расположена в левом полушарии, у левшей — в правом.

строение мозга

Система поощрения мозга

Различие мозга у мужчин и женщин

Мозг мужчины и женщины различаются[3]:

Различие мозга мужчины и женщины

Мужчины имеют лучшую двигательную функцию и пространственную функцию, лучше концентрируются на одной мысли, лучше обрабатывают зрительные стимулы.
У женщин лучше память, они более социально адаптированы и лучше справляются с несколькими делами одновременно. Женщины лучше распознают чужое настроение и проявляют больше эмпатии.
Эти различия обусловлены разным устройством связей в головном мозгу (см. картинку)

Старение мозга человека

С годами работа работа мозга ухудшается. Мышление замедляется, а память ухудшается. Это связано с тем, что нейроны выходят на связь друг с другом уже не так быстро. Уменьшается концентрация нейротрансмиттеров и число дендритов, и из-за этого нервные клетки хуже улавливают сигналы от соседей. Удерживать подолгу информацию становится все затруднительнее. Пожилые люди дольше обрабатывают информацию, чем молодые.

Тем не менее мозг поддается тренировке. Исследования показали, что 10 занятий по часу в неделю, в ходе которых люди тренируют память или упражняются в рассуждениях, заметно усиливают когнитивные способности [7].

В то же время, в период 35-50 лет мозг бывает особенно эластичен. Человек упорядочивает информацию, накопленную за долгие годы жизни. К этому времени в мозгу разрастаются глиальные клетки (мозговой клей), — белое вещество, покрывающее аксоны, которое обеспечивает связь между клетками. Количество белого вещества максимально в период 45-50 лет. Это объясняет почему в этом возрасте люди рассуждают лучше тех, кто младше или старше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *