Массимо пильюччи как быть стоиком
Перейти к содержимому

Массимо пильюччи как быть стоиком

  • автор:

«Как быть стоиком» Массимо Пильюччи — Ключевые идеи

Стоицизм возник совершенно случайно. В 300 году до н.э. Зенон Катийский чудом спасся после кораблекрушения и оказался в Афинах. В книжной лавке он узнал о Сократе. Он настолько вдохновился учением, что решил остаться в городе, начал изучать философию в конце концов основал школу Стоицизма.

Сегодня, к сожалению, слово “стоицизм” имеет негативный окрас и описывает человека с твердой закалкой, который бесчувственно терпит все тяжести жизни. Философия стоицизма поверхностно встречается в книгах по истории, но мы вряд ли представляем себе, как ее применить в современной жизни. Массимо Пильюччи написал книгу “Как быть стоиком”, чтобы это изменить. Собственно, в своей книге он отвечает на вопрос «Что такое стоицизм и как живут современные стоики»?

Исследуя работы Сенеки, Марка Аврелия, Эпиктета и других, Массимо Пильюччи разделил их учение на три направления: желания, действия и согласие, которое значит то, как мы реагируем на ситуации.

Из книги “Как быть стоиком” я взял для себя 3 главных урока:

  1. Личное развитие — бесконечный процесс, но нужно знать, что ты делаешь.
  2. Друзья могут быть полезными, приятными и хорошими.
  3. Определи безразличное и не будь фанатиком.

Когда я начал знакомиться со стоицизмом 2 года назад, то удивился, как античное учение имеет такие применимые уроки к сегодняшней жизни. Дело в том, что фундаментальные аспекты жизни не особо изменились. Несмотря на все технические достижения, мы остаемся практически теми же людьми с одинаковыми проблемами.

Урок 1: Личное развитие — бесконечный процесс

Сколько раз я обещал себе продолжать медитировать, даже если у меня нет времени? Я понимаю важность и пользу, но как только попадаю в стрессовую ситуацию, то сразу же не хватает времени. Стоики утверждают, то все это недостойные оправдания — мы можем и должны посвящать время для личного развития — это самая важная полноценная работа, а не маленькая задача, котору всегда можно отложить в сторону.

Один из первых шагов — признать свои недостатки. Одни из самых важных, которыми все грешат:

  • полагаться на внешние факторы счастья, которые мы не можем контролировать;
  • сравнивать себя с другими и переживать об их мнении;
  • хвастаться своими достижениями.

Важной частью личного развития является физическое здоровье. Здоровье важно для нас самих и для тех, кто беспокоиться о нас. Пренебрегая здоровьем, не получится полноценно развивать разум. Тело в конце концов сдастся и болезни заберут все силы.

И наконец, суть ответа на вопрос “Как стать стоиком?” — мы должны жить сегодня. Прошлое нужно для того, чтобы принимать правильные решения о будущем. Будущего же не существует, а мысли о нем только добавляют беспокойства. Что будет, то будет. Лучшее что, можно сделать — жить сейчас так, как нужно.

Урок 2: Друзья могут быть полезными, приятными и добродетельными

Грустно, но чем взрослее становишься, тем поверхностнее становятся отношения с друзьями. Конечно, много настоящих друзей не нужно, но было бы хорошо сохранить настоящую дружбу даже когда работа занимает первое место в приоритетах. К счастью, стоики предусмотрели решение этой проблемы.

Аристотель развил классификацию дружбы:

  1. Полезная дружба — отношения со стоматологом, парикмахером и продавцом. Несмотря на то, что эти отношения взаимовыгодные, они необязательно будут дружбой, за которую положишь жизнь.
  2. Приятная дружба — друзья по футболу, клубы по интересам, собутыльники и большинство коллег. Эта дружба прекращается, если исчезает общее дело или объединяющая организация.
  3. Добродетельная дружба — то, что мы называем настоящей дружбой. Она не основана на работе или интересах, но на том, кем мы являемся. Начало такой дружбы — признание достоинств, которыми дорожит каждый. В этих отношениях именно человеческие качества объединяют.

Первые два вида Аристотель назвал случайными, зависящими от внешних обстоятельств. Дружба добродетели наоборот требует активного участия и доверия, которое выстраивается долгое время. Каждый участник такой дружбы проявляет равное старание, чтобы сохранить и развить отношения. Поэтому на такую дружбу способны не все.

Несмотря на то, что всем нужна дружба первого и второго типа, нужно постараться развиться настолько, чтобы настоящая дружба стала возможной. Стать стоиком без правильного отношения с людьми — невозможно. А о том, как дружить, как стоик, я написал отдельную статью: Стоицизм и дружба: как быть хорошим другом.

Урок 3: Определи безразличное и не будь фанатиком

Некоторые знаменитые стоики были влиятельными и иногда богатыми, но многие из них умерли не по своей воле. Катон не захотел оказаться в плену у Цезаря и покончил с собой, Сенека покончил с собой по приказу Нерона, Сократ осужден Афинским обществом и тоже свел счеты с жизнью, выпив яд.

Такой конец скорее является проявлением негибкости в стоической философии. Обычно же, философия любит, когда ее учение гибко применяется к реальной жизни. Один из таких способов — относится к желаемому как в предпочтительному, но безразличному. Это могут быть деньги, здоровье, семья, друзья — что угодно.

Предпочительное-безразличное — это то, что бы ты хотел получить, но в принципе останешься безразличным, если так и не получишь. Например, если у стоика выпадает шанс работать на императора и стать богатым, то он согласится. Но если такого шанса не будет, то он не будет стремиться изо всех сил нажить богатство.

Все в жизни можно измерить моральным весом. Всегда есть правильный выбор. Часто он приведет к счастью, но так же и нет. Все дело в том, что ты сам можешь выбрать, когда выбор становится правильным.

Любимая цитата из книги “Как быть стоиком”:

Вывод

Стоицизм обвиняют в непреклонности, глупой упрямости и пропаганде смирения перед тяготами жизни. Прочитав эту книгу, я понял, что обвинения абсолютно беспочвенны. Я не встречал философии более жизненной и применимой к современности, чем стоицизм.

Кстати, у меня есть список 6 книг о стоицизме, которые стоит прочитать.

Еще в книге:

  • Как стоицизм пережил тысячелетия и стал популярным
  • Современные примеры практической морали;
  • Как стоицизм относится к смерти;
  • Почему нужно стараться быть менее вспыльчивым.

Вы можете спасти этот блог, если пригласите меня на чашку кофе. Узнать больше

Как быть стоиком by Массимо Пильюччи

Oleksii Hryshko

Рецензия на книгу Как быть стоиком by Массимо Пильюччи, где рассказаны основные концепции философии стоицизма, как инструмента проживания “счастливой жизни”. На основе трудов Эпиктета и Марка Аврелия.

Главные вопросы любой культуры — как жить? как правильно продить свою жизнь? как умереть?
Религия, философия, культура, этика питаются найти на него ответ. Версия стоицизма: через дихотомию контроля и другие “предписания”.

Квинтесенция подхода:

Осознание, понимание, принятие своих эмоций и чувств; размышление о причинах их возникновения; умение направить их себе во благо и извлечь пользу; понимание того, что находится под моим контролем, а что — нет (отсюда умение различать вещи которым я могу управлять и которыми — нет).

Истинная философия — это немного теории и очень много практики.

Стоицизм

Стоицизм развивался как самая практическая (ежедневное применение на практике) философия. Теоретическая основа: чтобы хорошо прожить жизнь, необходимо понимать природу мира (и свое место в нем) и природу человеческого мышления (с ошибками, стимулами, стремлениями, ментальными ловушками).

Философия — сад, этика — плоди, выращенные в этом саду.

3 стоические дисциплины:

  1. Дисциплина желания (принятие) — что надлежит и не надлежит хотеть; одни вещи есть в моей власти, другие — нет; умение отличать их.
    Добродетили:
    доблесть — умение смотреть в лицо фактам и действовать под них;
    умеренность — умение обуздать свои желания и соизмерить их с тем, что достижимо;
  2. Дисциплина действия (филантропия) — регулирует поведение в мире; понимание этики, размышления над тем, какую я веду жизнь.
    Добродетили:
    справедливость;
  3. Дисциплина согласия (осознанность) — как реагировать на всевозможные ситуации; логика того, как надлежит и не надлежит мыслить.
    Добродетили:
    разумность;

Дисциплина желания: что надлежит и не надлежит делать

К чему печалиться, если все можно ещё поправить? И к чему печалиться, если ничего уже поправить нельзя?

Из существующих вещей, одни являются в нашей власти, другие нет.

Первый урок: сосредоточить внимание и усилия там, где у меня есть максиму контроля, а остальное оставить на волю судьба (случая, вселенной, бога). Сделано все возможное и все зависящее от меня в данных обстоятельствах.

Наши жизненные привычки формируются в основном под воздействием среды из младенчества и детства. Со взрослеем, мы больше решений принимаем сами.

Предназначение человека состоит в том, чтобы использовать свой разум для общественной жизни (строительства лучшего общества).
Социальность и разумность делают человека.

На этом построены концепция “круги заботы”:
Человечество — соотечественники — знакомые — друзья — семья — Я
Идея в том, чтобы относится к людям дальше от себя так же, как к людям ближе к себе.
На вопрос “откуда ты родом?” стоит отвечать “я — гражданин вселенной”.

Стоицизму учили через парадоксальные афоризмы.

Умение выбрать оптимальный (лучший ввиду ограничений) образ действия в сложной ситуации — признак мудрости.

Дисциплина действия: как вести себя в мире

Мудрость — по мнению Сократа, единственное человеческое качество, которое полезно и благотворно при любых обстоятельствах.

Добродетели стоицизма:

  • мужество — способность к волевым усилиям для достижения цели в трудных обстоятельствах (мужество, храбрость, упорство, честность);
  • справедливость — гражданское качество для здоровой социальной жизни (справедливость, лидерство, командный дух);
  • человечность — умение заботиться и дружить (любовь, доброта);
  • умеренность — способность к самоограничению и защита от эксцессов (смирение. самоконтроль, скромность, благоразумие);
  • мудрость — приобретение и применение знаний (любознательность, творческий ум, умение видеть перспективу);
  • трансцендентность — связь с чем-то высшим и большим.

Истинная ценность человека заключается в его личности. Личность — это лучшая визитная карточка и рекомендательное письмо.

Понимание того, что люди часто делают чудовищные вещи из-за недостатка мудрости, побуждает нас не только к состраданию к другим, но и служит полезным напоминанием о том, как вжано развивать мудрость.

Наша нравственность развивается благодаря инстинктам, обучению и размышлениям (не для всех).

Теория шести стадий нравственного развития Кольберга:

Уровень 1 (Pre-Условный или Доконвенциональный )
1. Послушание и ориентация наказания: как я могу избежать наказания?
2. Корысть ориентация: что в этом для меня? какая мне польза?)

Уровень 2 (Обычный или Конвекциональный)
3. Межличностное согласие и соответствие: социальные нормы, хороший мальчик / девочка отношение;
4. Полномочия и порядок социально-сохранения ориентации: закон и порядок морали, жизнь по правилам общества;

Уровень 3 (Post-Условный или Постконвекциональный)
5. Ориентация социального контракта
6. Соблюдение этических принципов

Нужно найти себе достойные образцы для подражания и следовать им, чтобы взрастить в себе добродетели и качества.

Агентность — чувство себя активным, проявляющим свободу воли, изменяющий мир и самого себя.
Сосредоточится на своих возможностях (я могу это сделать таким-то образом), жизненном плане, стремится к внутренней гармонии.

Дисциплина согласия: как реагировать на ситуации

Смерть — это естественный результат эволюционного пути; она не подчиняется нашим решениям, но мы можем изменить свое отношение к ней.

Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. (тут не отметили о смерти близких и друзей).

Если ситуация в жизни для вас действительно невыносима, вы имеете право уйти. Дверь должна быть открыта, это избавляет от беспокойства. Смерть придает смысл жизни, а возможность уйти — мужество делать правильные вещи.

Останьтесь (жить), не уходите безрассудно.

Как бороться с гневом:

  • помнить о том что в моей власти, а что — нет;
  • преобразовывать свои требования в пожелания: мир никогда не будет таким, как нам бы хотелось; использовать “я хотел бы”, вместо “мне нужно” и “очень хочу”
  • пройтись несколько кварталов и дать себе время остыть и подумать;
  • использовать юмор и мудрость: нет строго черного и строго белого;
  • использовать стратегию избегания, чтобы уйти от стресса и вспомнить по своим целям;

Чувство одиночества — неотъемлемая особенность человеческой психики. Его можно облегчить и сделать менее болезненым.
Если кто-то один — это не значит, что он одинок; если кто-то в толпе, это не значит, что он не одинок;

“Нахождение в одиночестве” и “ощущение одиночества” это разные вещи: в первом случае мы имеем факт, во втором — мнение.

Стоики разделяли естественное и правильное: и задача — научиться превращать одно в другое.

Мы разделяем несколько типов любви и дружби:
Любовь: между женой и мужем; между любовниками; между друзьями; от родителей к детям.
Дружба: гедонистическая (по общему досугу и развлечениям), утилитарная (на основе использования), нравственная (по ценностям).

Практика стоицизма

  • Добродетель есть высшее благо — остальное безразлично; отделять предпочтительное от безразличного;
  • Жить согласно с природой: применять разум к социальной жизни; я как часть общества;
  • Дихатомия контроля: одни вещи под нашим контролем, дргуие — нет; заботится только о том, что можно контролировать / менять.

Упражнения чтобы прокачать в себе понимание философии:

  1. Анализировать свои впечатления:
    + говорить фантазиям “ты являешься всего лишь умственным представлением и вовсе не тем, чем кажешься” или “ ко мне это отношения не имеет”;
    + отделать факты от мнений;
    + анализировать свои впечатления от слов, действий, реакций;
    + не нагружать окружающих своими проблемами (если они не могут реально помочь);
  2. Напоминать себе о бренности вещей:
    + говори что любишь человека, ведь если он умрёт, это не приведет тебя в смятение;
    + помни, что ты только человек; а человек — смертный;
  3. Всегда делать оговорку:
    + напоминай себе какого рода делаешь и что там может произойти;
    + мы полагаем, а жизнь располагает;
    + при начале дела, стоит отделить ожидания (не строить их) от реальности (будь что будет);
    + умение не путать свои желания и возможности (объективные обстоятельства) — признак мудрости;
  4. Как я могу применить добродетель здесь и сейчас?
    + в каждой случайности следует искать, обращаясь к самому себе, какой способностью я обладаю для использования ею;
  5. Остановитесь и сделайте глубокий вдох:
    + помни, обижается не тот, кто бранится или бьет, но мнение об этих вещах, будто причиняют обиду;
    + не давай себе увлечься собственными представлениями;
  6. Смотри на ситуацию со стороны:
    + замысел природы можно постичь из того, что мы с ней не противоречим друг другу;
    + у вселенной нет любимчиков;
  7. Лучше говорить мало, но по существу:
    + по большей части храни молчание; в особенности ничего не говори о людях с порицанием или похвалой и не сравнивай их;
  8. Выбирайте правильных друзей:
    + внимательно выбирай своих друзей;
    + обращай внимание на тех, с кем общаешься и проводишь время, о чём говоришь;
  9. Отвечай на оскарбления с юмором:
    + если сообщат, что кто-то плохо отзывается о тебе, не старайся оправдываться; напротив, ответь: “этот человек не знает о моих прочих пороках”;
    + с юмором вместо злости;
  10. Не говори много о себе:
    + в беседах не упоминай часто и неуместно о своих делах и невзгодах;
    + не трать время на разговоры в целом;
  11. Говорить без осуждения:
    + не добавлять комментариев и своих оценок;
    + оставляй только факты, без мнений, суждений, оценок;
  12. Размышляй о каждом своем дне:
    + перед сном размышляй: в чем я преступил? что сделал? какой мною долг исполнен? что я сделал?
  13. Отделяй то что можешь и не можешь контролировать:
    + дихотомия контроля в действия;

Цитаты as is

Каждый день мы умираем. Человек, не знающий, как достойно умереть, не сумеет и достойно жить.

Познай самого себя.

Господи, дай мне душевный покой, чтобы принимать то, чего я не могу изменить, мужество — изменять то, что могу, и мудрость — всегда отличать одно от другого.

Человек может повлиять на то, что происходит здесь и сейчас.

Предметы безразличны, а пользование ими не безразлично.

“Что истинно — то мое” — разумный человек, принимает истину, откуда бы она ни исходила — от друзей или врагов.

Герой — отважный человек, который проявил готовность пожертвовать собой ради общего блага. Когда человек погибает от террор. акта — он не герой, а жертва.

Если это иллюзия — упрись и двигайся вперед; если это действительно стена — обойди ее или выбери другой путь.

Как быть стоиком: Античная философия и современная жизнь

Книга пришла ко мне уже много после прочтения «Наедине с собой» Марка Аврелия и Писем Сенеки Луцилию, так что легла на уже подготовленную почву. Давно хотела снова обратиться к стоикам, глубже вникнуть… И тут появилось это издание. Автор просто и неспешно вводит нас в мир философии стоиков, систематизируя и разворачивая перед читателем их основные принципы и подходы к жизни.

Столько веков разделяют нас и людей того времени, но мудрость их, их взгляд на определенные жизненные ситуации, размышления над поведением человека в них, их ценные жизненные советы находят отклик и у нашего века, потому что касаются вечных вопросов, извечных человеческих проблем и непреходящих ценностей.

В чем цель человеческой жизни, что есть добродетель и благо, как достичь внутреннего покоя и гармонии с миром, как относиться к происходящему, как извлекать уроки из разных ситуаций, как «сделать препятствие путем» и обратить трудную ситуацию себе во благо… иными словами «как правильно жить» – на многие из этих вопросов книга поможет найти ответ.

Книга прочитана, но ставить на полку ее пока не хочется, хочется еще и еще перелистывать, впитывая простую мудрость стоиков.

Замечательнейшая книга. Несколько лет я находился в определенном философском поиске, секулярный буддизм перестал меня удовлетворять, а что-то более серьезное мне не попадалось. Позже я занялся когнитивно-поведенческой терапией, которая мне помогла и заинтересовала. Из нее я узнал что сердцем терапии является стоицизм. Перечитывая о нем я наткнулся на отличную книгу проф. Массимо Пильюччи. Она великолепна. Профессор и сам настоящее воплощение практического стоицизма в своей жизни. Плюс автора, это умение доносить до читателя серьезные категории простым языком. После прочтения этой книги, я нашел новые ориентиры в своей жизненной философии, так же перечитываю регулярно античных авторов, с новым пониманием, можно сказать, что я стал современным стоиком. Спасибо Массимо Пильюччи.

Хорошая книга, в России многим надо читать такую литературу, чтобы от бьющих через край эмоций перейти к конструктивным мыслям. Мудрость высшая добродетель

Если в двух словах – тема интересная, автор – нет. Поясню. Автор скорее занимается историей философии, чем философией, по этому он отлично приводит мысли великих стоиков и факты из их жизни, что и составляет половину книги, что придаёт ей некую ценность, однако же там, где он начинает дополнять великих, поправлять и толковать – меня сразу охватывает испанский стыд. Понимаете, стоицизм это соревнование в том, кто менее зависит от фартуны, кто может себе в большем отказать не ропча, это презрение к чрезмерному уходу за телом, как делу женственному, не достойному великих мужей, и глупому, ведь тело временно и во власти фартуны, делу, не достойному философа, это умение выйти из сгоревшего города, где разграбили твоё имение и убили всех родных и, когда у тебя с насмешкой победитель спрашивает «Ты ничего там не забыл?», ответить ему «Всё моё со мной», вот что такое стоя! А чем это разбавляет автор? Рассуждениями о том, как он проходя мимо мороженного отказал себе в нём т.к. это повредит его фигуре (я не шучу!), что его в детстве дразнили за то, что он был полным и его это беспокоило и были проблемы с девочками, а сейчас он на диете и благодаря стоицизму больше не беспокоится об этом всём! Господи, у меня чуть глаза не выпали от таких примеров. Там и дальше полно подобного, более того, если бы автор просто не был стоиком, но был философом, но он и им не является – сколько он допущений и логических ошибок совершает, обсуждая философские течения.. это больше похоже не на критический разбор, а на что-то вроде «моё мнение по поводу наиболее расхожих общих мест, о которых больше всего говорят».

Если вас интересует эта тема, лучше читайте Сенеку, Эпиктета, Боэция, Сократа, Марка Аврелия, Цицерона, Толстого, в конце концов. Десять случайно взятых страниц у любого из этих авторов будут ценнее этой книги.

Книга которую нужно прочитать каждому кто хочет найти более оптимальный, осмысленный путь проживания своей жизни. Стоицизм это лучшее на мой взгляд решение данного вопроса.

Цитаты

Господи, дай мне душевный покой, чтобы принимать то, чего я не могу изменить, мужество – изменять то, что могу, и мудрость – всегда отличать одно от другого

Только глупцы (это слово Эпиктета, не мое) думают, будто мир делится на черное и белое, на добро и зло и что в нем всегда можно отличить хороших людей от плохих. На самом деле мы живем в другой реальности, и считать иначе не только не мудро, но и опасно.

Стоики позаимствовали у Сократа и классификацию четырех типов добродетели, которые они рассматривали как четыре тесно взаимосвязанных свойства личности: это практическая мудрость, мужество, умеренность и справедливость.

Мы живем в слишком сложной среде, чтобы делать абсолютно правильные во всех отношениях вещи. Мы не можем достоверно знать, достаточно ли правильной окажется эта вещь в той или иной ситуации

Проблема в том, что мы считаем, будто «серьезные» разговоры скучны и требуют гораздо больше знаний, концентрации внимания и умственных усилий, чем приятная легкая беседа. Но вспомним участников древнегреческих «симпозиумов» или их римского эквивалента – «конвивиумов» (проще говоря, пиршеств). Они считали, что хорошая вечеринка невозможна без дискуссий на философские, политические и прочие «серьезные» темы. А чтобы сделать разговор более приятным, древние греки и римляне подавали легкое вино и закуски

Описание книги

Быть стоиком в современном мире не сложнее, чем в Древней Греции. Для этого надо иметь душевный покой, чтобы принимать то, что невозможно изменить, мужество – чтобы изменить возможное, и мудрость – всегда отличать одно от другого. В своей книге «Как быть стоиком» известный американский философ и биолог Массимо Пильюччи предлагает читателю увлекательное путешествие в глубины этой античной философии, а в качестве проводника выбирает древнегреческого стоика Эпиктета. Стоицизм – очень современная философия, которая учит, как принимать верные решения, управлять гневом, воспринимать критику, как относиться к смерти – собственной и своих близких. Но главный вопрос, на который отвечает стоицизм, – как правильно жить.

Как быть стоиком. Античная философия и современная жизнь

Массимо Пильюччи - Как быть стоиком. Античная философия и современная жизнь

Сегодня мы поговорим о стоицизме. Для меня изучение этой темы было в новинку, т.к. про это философское направление, ранее почему-то слышать мне не приходилось. Видимо не было внешних предпосылок к этому, а сейчас самое оно, мне кажется. Но к сожалению, я поняла, что стоиком мне не быть. Философия своеобразного смирения не для меня. Но я думаю, что многим она подойдет. Книга в этом плане не является панацеей от тревожности, она скорее введет Вас на первую ступень…

8 февраля 2023 г. 23:43

4 Стоицизм для антикосмополитов

Плохого я ничего не могу сказать об этой книге. И в целом стоицизм я люблю. Использую некоторые практики в своей жизни.

Но всё меньше и меньше я для себя открываю нового в этой философии, что наводит на мысль, что пора от неё отдохнуть.

В этой рецензии позволю себе поразмышлять над тем, что именно в стоической концепции мне не нравится.

Первое — невнятная позиция по богу. То он у них есть, то нету. То решайте сами. В целом эта позиция понятна, что в сущности это не имеет значения. Но это говорит как минимум о том, что стоики либо никогда не имели, либо утратили внятную позицию по миропониманию. У них есть довольно четкий свод нравственных принципов, которых нужно придерживаться, но он не раскрывает их отношения к сущности бытия, либо оно безразличное.

Второе — что человек — некое высшее…

17 марта 2023 г. 22:42

5 Спойлер Главные выводы из книги "Как быть стоиком"

1. Стоицизм — это философия, которая помогает нам развивать силу воли, научиться контролировать наши эмоции и принимать рациональные решения.

2. Философия стоицизма помогает нам принимать жизнь такой, какая она есть, и не беспокоиться о том, что мы не можем контролировать.

3. Основная идея стоицизма заключается в том, что мы должны сосредоточиться на том, что в нашей власти, и не тратить энергию на то, что никак не зависит от нас.

4. Стоики учат нас смотреть на жизнь с широкой перспективы и понимать, что любые трудности и испытания являются частью жизни и помогают нам расти и развиваться.

5. Философия стоицизма научит нас принимать ответственность за нашу жизнь и не бояться изменений, которые могут привести к нашему лучшему благополучию.

6. Стоики учат нас тому, как различать вещи, на которые…

16 марта 2023 г. 23:23

5 Переосмысление взгляда на философию спустя годы

Книга Массимо Пильючи словно переоткрыла для меня одну из сторон философии (к слову, очень приятную и занимательную) и показала, как же философия применима к практической современной жизни. Иными словами, я могу сразу сказать, что автор действительно уверенно шел к заданной цели — помочь стать стоицизму руководством к действию в современной жизни.

Структура книги у меня как у человека академического склада ума вызывает восторг. Она очень логично, последовательно и без спешки даёт возможность пройти путь от теории к практике. Эпиграф к каждой главе, как в романе Пушкина «Капитанская дочка», становится своего рода мини-конспектом, помогающим понять, какая мысль в центре внимания на этот раз. А постраничные ссылки и список источников в примечаниях дают возможность дополнительно расширить…

8 января 2023 г. 16:41

5 Отлично подходит как для первой книги.

Выбрал эту книгу как первую для открытия мира стоицизма и философии в целом, и не прогадал)

Очень легко и интересно читается, автор разъясняет иногда очень непонятные цитаты достаточно простым языком, очень много выписывал себе в заметки.

После прочтения книги осознал, что философия не такое уж и тяжелое дело, а наоборот полезное и развивающее, помогающее понять себя и мир в целом, очень много (а если не большинство) переплетается с психологией.

Теперь пытаюсь объяснять друзьям, что философия бывает простой и интересной, но получается с трудом) Советую!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *