Казначейство: дефицит бюджета России за 8 месяцев составил 2,128 трлн рублей
МОСКВА, 29 сен — ПРАЙМ. Федеральное казначейство опубликовало на сайте отчет об исполнении федерального бюджета на 1 сентября 2023 года, согласно этим данным, дефицит бюджета РФ за восемь месяцев текущего года составил 2,128 триллиона рублей, тогда как предварительная оценка Минфина за этот период была на уровне 2,361 триллиона рублей (1,5% ВВП).
Правительство внесло проект бюджета Социального фонда
В начале сентября Минфин России предварительно оценил объем поступивших за восемь месяцев доходов бюджета в 16,99 триллиона рублей (-3,5% к аналогичному периоду 2022 года), а расходов — в 19,351 триллиона рублей (+12%). Согласно этим данным, бюджет был исполнен с дефицитом в 1,5% ВВП, или 2,361 триллиона рублей.
Исходя из данных Федерального казначейства, объем доходов бюджета за январь-август текущего года составил 16,99 триллиона рублей, не изменившись относительно предварительной оценки, а объем расходов — 19,119 триллиона рублей, снизившись на 232 миллиарда рублей. Таким образом, уточненная оценка дефицита за семь месяцев текущего года составила 2,128 триллиона рублей.
Согласно закону о федеральном бюджете на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов, доходы бюджета России в 2023 году запланированы на уровне 26,13 триллиона рублей (17,4% ВВП), расходы — 29,056 триллиона рублей (19,4% ВВП). Дефицит на текущий год запланирован на уровне 2,925 триллиона рублей, или 2% ВВП. Тем не менее, как сообщил накануне министр финансов Антон Силуанов, дефицит бюджета в текущем году «будет точно не выше 2%, а возможно и ниже».
Что нужно знать о бюджете на 2023 год. Разбираемся в цифрах
Власти приняли закон о федеральном бюджете на 2023 год и плановые 2024–2025 годы.
В основу бюджета, как и прежде, лег прогноз социально-экономического развития страны на соответствующий период. Он предусматривает, что после падения на 2,9% в 2022 году в 2024–2025 годах российская экономика вернется к росту на уровне 2,6% в год. При этом мировой ВВП продемонстрирует резкое замедление, мировая инфляция останется повышенной, а санкции сохранятся, что приведет к сокращению отечественного импорта и сжатию экспортных рынков.
Рассказываем об основных параметрах главного экономического документа страны.
Что такое федеральный бюджет?
По сути, федеральный бюджет — это закон, в котором правительство планирует будущие доходы и расходы государства на обязательства перед населением.
С одной стороны, бюджет отвечает за то, сколько денег пойдет, например, на здравоохранение, а сколько — на оборону. С другой стороны, это еще и прогноз — какой будет инфляция, сколько в стране соберут налогов, а сколько она заработает на экспорте нефти.
Еще нередко можно услышать другие названия — региональный и консолидированный бюджет. С региональным все просто — его принимают местные законодательные власти, которые планируют расходы местных же органов управления. Консолидированный бюджет может быть и субъекта, и всей страны — он состоит в принципе из всех бюджетов системы, принимаемых на конкретной территории.
Подробнее о том, сколько стадий федеральный бюджет проходит до того, как вступит в силу, рассказываем в нашем спецпроекте.
Какие доходы и расходы заложили в бюджет на 2023 год?
При подготовке бюджета на 2022 год власти предполагали, что и в текущем, и в следующем году он будет профицитным. Но сейчас они планируют, что следующий год станет дефицитным.
Так, в 2023 году доходы составят 26,13 трлн рублей, расходы — 29 трлн рублей, а дефицит — около 2,9 трлн рублей соответственно.
При этом в процентном отношении траты составят 19,4% к объему ВВП, который прогнозируется на уровне 149,949 трлн рублей.
Для сравнения, по предварительной оценке, в 2022 году доходы бюджета оказались на уровне 27,693 трлн рублей, расходы — 29,006 трлн рублей, а дефицит — примерно 1,313 млрд рублей.
Но цифры могут меняться — власти всегда уточняют бюджет с учетом фактического исполнения.
Что означает дефицит бюджета? Это плохо?
Дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит, наоборот, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека или даже семьи профицит действительно выглядит привлекательно, но не все так просто, когда речь идет о бюджете целой страны. Экономисты часто называют профицит результатом жесткой бюджетной политики, которая сдерживает экономический рост и развитие. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам.
Впрочем, россиянам в повседневной жизни сложно заметить разницу, сбалансированный, дефицитный или профицитный бюджет сверстало правительство. Ведь дефицит не означает мгновенный экономический крах — это явление вообще достаточно частое. До 2019 года последний профицитный бюджет был только в 2010 году.
И наоборот, профицит не приносит небывалых улучшений. Например, в кризисный 2008 год профицит составил 1,6 трлн рублей. Тогда этому способствовали высокие цены на нефть, которая торгуется в долларах. Кстати, поэтому чаще всего бюджетный профицит встречается как раз у стран — экспортеров сырья.
В обоих случаях главным образом важно отношение уровня дефицита или профицита к ВВП. В 2020 году дефицит составил 3,8% ВВП, в 2021 году — 0,2% ВВП, в 2022 году, по предварительным оценкам, — 0,9% ВВП, и в 2023 году дефицит планируется на уровне 2% ВВП. Ожидается, что он будет постепенно сокращаться — до 0,7% ВВП в 2025 году.
Что будет с государственным долгом?
В допандемийном 2019 году российский чистый государственный долг стал отрицательным. То есть если бы России в одночасье понадобилось закрыть все свои долги, она бы смогла это сделать. Но уже к лету 2020 года долг российского правительства превысил ликвидные резервы государства и вернулся к положительным значениям. И по итогам того года он вырос почти на 40%, до 18,99 трлн рублей, что составило 17,7% от ВВП.
В 2022 году он, по предварительным оценкам, вырос до 23,407 трлн рублей, или 16% ВВП. Это меньше, чем предполагалось проектом федерального бюджета годом ранее. Ожидается, что следующие три года в абсолютных числах размер госдолга продолжит увеличиваться — до 25,368 трлн рублей в 2023 году и 27,679 трлн рублей и 29,939 трлн рублей в 2024–2025 годах соответственно.
Но сам по себе госдолг больше макроэкономического показателя. Например, в 2020 году его изменение показывало, сколько денег правительство занимает на борьбу с последствиями коронавирусной пандемии. По-настоящему, по мнению многих экономистов, ситуацию отражает соотношение размера государственного долга к объему ВВП. Оно в текущем году составит 16%, а следующие годы будет оставаться около 17–20%. Что, как неоднократно подчеркивал министр финансов Антон Силуанов, остается безопасным и одним из самых низких уровней в мире. При этом уровень безопасности госдолга зависит от многих факторов: например, от стоимости обслуживания, валютной структуры, кредиторов и т.д. Подробнее о российском госдолге можно почитать здесь.
Какой будет инфляция?
Правительство ожидает, что цены в 2022 году вырастут в среднем на 12,4%.
ЦБ постоянно корректирует прогноз по инфляции. По его оценке, в сентябре 2022 года ее годовой показатель составил 14,1% — после 15,1% в июле, в 2023 году он должен снизиться до 5–7% и вернуться к 4% в 2024 году. Это та цель, к которой стремится ЦБ, проводя денежно-кредитную политику и меняя ключевую ставку. На нее же рассчитывает и правительство.
Чего ждать от курса рубля?
По базовому прогнозу власти ожидают, что следующие три года курс доллара к рублю будет колебаться в районе 68–72 рублей. В среднем 68,3 рубля за доллар в 2023 году, 70,9 рубля — в 2024 году и 72,2 рубля — в 2025 году.
При этом "в реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным".
Что приносит в бюджет самые большие доходы? И сколько, как ожидается, будет стоить нефть?
В 2023 году нефтегазовые доходы составят 8,939 трлн рублей, ненефтегазовые — 17,191 трлн рублей. То есть в общем объеме доходов нефтегазовые поступления займут 34,2%.
При этом по отношению к объему ВВП ненефтегазовые доходы ближайшие три года останутся стабильными — на уровне примерно 11,5%, а нефтегазовые снизятся — с 8% в 2022 году до 5% в 2025 году. Власти связывают это с прогнозируемым постепенным снижением цен на нефть и общей добычи, а также с изменением структуры добычи в пользу льготных режимов налогообложения. При этом доля нефтегазовых поступлений в общем объеме доходов следующие три года тоже будет сокращаться — до 30,3% в 2025 году.
Законопроект предусматривает, что средняя цена нефти марки Urals, которую экспортирует Россия, составит $70,1 за баррель в 2023 году и $67,5 и $65 в 2024–2025 годах соответственно. В 2020 году российская нефть стоила в среднем $41,73 за баррель, $69,1 — в 2021 году и, как предполагает проект федерального бюджета, $80 в 2022 году.
Кроме того, проект бюджета предусматривает, что средняя контрактная цена на газ с учетом стран СНГ в 2023 году составит $592,2 за тыс. куб. м.
Сбор внутреннего налога на добавленную стоимость (НДС) принесет в бюджет 6,968 трлн рублей, а импортного — 3,449 трлн рублей. Налог на прибыль добавит еще 1,632 трлн рублей, внутренние акцизы — 1,108 трлн рублей, импортные — 137,4 млрд. На НДФЛ придется 153,4 млрд рублей, а на ввозные пошлины — 746,2 млрд рублей.
Каким будет ФНБ? Средства из него будут на что-нибудь тратить?
Объем ФНБ на 1 сентября 2022 года составил 11,869 трлн рублей, или 8,9% ВВП, а к концу 2024 года его объем, предположительно, составит 5,947 трлн рублей.
Следующие три года власти планируют направлять средства из фонда на софинансирование добровольных пенсионных накоплений россиян и на инвестиционные проекты. Также деньги из него можно тратить и на покрытие бюджетного дефицита.
И как государство собирается тратить деньги?
Бюджет на 2023–2025 годы формировался, исходя из необходимости полного исполнения поручений президента и социальных обязательств перед гражданами России, подчеркнул премьер-министр Михаил Мишустин.
Так что традиционно самые большие расходы планируются в разделе "социальная политика" — 7,343 трлн рублей, или 25,3% от общего объема бюджетных трат.
На втором месте — национальная оборона с расходами 4,98 трлн рублей в 2023 году. На третьем — национальная безопасность и правоохранительная деятельность: 4,417 трлн рублей. Экономика оказалась на четвертом месте — 3,514 трлн рублей, и замыкают пятерку направлений по тратам "общегосударственные вопросы" — 1,994 трлн рублей. Это те деньги, которые идут на обеспечение, например, работы аппарата президента, законодательных и исполнительных органов власти, судебной системы, а также на проведение выборов и т.п.
На образование и здравоохранение планируют направить примерно по 1,4 трлн рублей соответственно.
При этом каждое из таких направлений состоит еще из подразделов. Например, "социальная политика" включает пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и обслуживание населения, охрану семьи и детства и другие вопросы социальной политики.
Финансирование национальных проектов составит 2,8 трлн рублей в 2023 году и 2,9 трлн рублей в 2024 году.
50 трлн рублей в казне. Ну и какой это кризис?
Весь интернет забит коронавирусом и кризисом. Я решил посмотреть, а возможен ли вообще кризис, при тех деньгах, которые есть у нашего государства.
Исходя из того, что я нашел на сайтах Центрального банка и Минфина, подчеркиваю, я пользовался исключительно официальными данными, могу сказать следующее: теперь я понимаю почему наше правительство, президент и государство в целом не до конца, скажем так, понимают сложившуюся ситуацию у бизнесменов. Потому что у них, поверьте мне, я докажу вам это на цифрах, нет и не может быть никакого кризиса.
Поехали по цифрам.
Наши резервы
Золотовалютные резервы Центрального банка на 1 марта 2020 года составляли 570 млрд 381 млн долларов. Из которых в валюте — 450 млрд 629 млн долларов, а в золоте —119 млрд 752 млн долларов. Пик же был 13 марта 2020 года, когда золотовалютные резервы Центрального банка составляли 581 млрд долларов, что по курсу сегодняшнего дня (7 апреля 2020 года) 75,6 рубля — 43 трлн 929 млрд 600 млн рублей! Астрономическая цифра. Вы поймете это, когда начнем анализировать бюджет.
Но куда-то там в течение недели, с 13 по 20 марта, потерялись-затерялись 29,8 млрд долларов, это 2,3 трлн рублей. Я стал искать, куда же делись эти деньги и все, что я нашел из объяснений Центрального банка, это то, что «это преобладающее воздействие отрицательной валютной и рыночной переоценки».
Простите, я не стал разбираться, что такое «преобладающее воздействие отрицательной валютной и рыночной переоценки», когда все это время доллар рос, в отношении рубля. Я не понимаю, ну, да ладно.
Давайте посмотрим, что есть на официальном сайте Минфина России. На 7 апреля 2020 года размещена самая последняя информация о том, что в Фонде национального благосостояния лежат 7 трлн 840 млрд 550 млн рублей (данные размещены в конце февраля 2020 года). Итого, 7 трлн 840 млрд 550 млн рублей лишних денег у Минфина и добавляем 43 трлн 929 млрд 600 млн рублей. Ну, как ни считай, а 50 трлн рублей у нашего государства скоплено, на случай неблагоприятных обстоятельств.
Про бюджет
Много это или мало? Давайте посмотрим на федеральный бюджет и на консолидированный бюджет Российской Федерации, который включают в себя федеральный бюджет, все региональные бюджеты и муниципальные бюджеты. По расходам федеральный бюджет на 2020 год сформирован в сумме 19,5 трлн рублей, а по доходам — на 20,3 трлн рублей, т.е. он должен быть профицитным. Сейчас кризис, допустим, профицитным он не будет, но расходную часть придется выполнить.
Весь консолидированный бюджет Российской Федерации составляет 39 трлн 110 млрд рублей. Насколько он может рухнуть из-за кризиса? Почти не должен. Потому что в ближайшие дни они договорятся о цене на нефть. И чтобы доказать, что он рухнуть не может и что деньги в Фонде национального достояния и Центробанка сохранятся, и их можно потратить на микро и малый бизнес, я проанализировал всю ситуацию с экспортом и импортом.
Экспорт и импорт
Хочу сказать, что мы по-прежнему с вами остаемся сырьевой державой, нравится нам это или нет. И если смотреть импорт прошлого года, позапрошлого года, то от топливно-энергетических товаров, а именно нефти и газа, мы имеем примерно 64-65% экспорта. На втором месте у нас экспорт металлов и изделий из них — 9,9% экспорта. При этом, что интересно, сразу сравню с импортом — 7,16%. Химпром: экспорт — 6,1%, импорт 19,6%. Машины и оборудование: экспорт — 6,5%, импорт — 44%. Это лишний раз нам говорит, что Россия является сырьевым придатком. Продовольственные товары и сырье из них: экспорт — 5,5%, импорт — 12,5%. Лесоматериалы: экспорт — 3,1%, импорт — 1,5% и т.д.
Ну, если у нас такие огромные запасы денег, но ведь и работающих много. Хватит ли этих денег, чтобы обеспечить тех, кто сидит по домам? Об этом я расскажу в следующей статье.
Знаете, вместо того, чтобы часами слушать о том, какие у нас проблемы в стране, давайте лучше думать о том, что будет с нами, если государство этими деньгами не поделится. Давайте направим свое внимание в созидательное русло. Поделится — отлично, поблагодарим. А вдруг нам не дадут.
Дам вам простой совет: если вдруг сотрудники вашей фирмы сидят по домам — дайте им реальную картину. Дайте им правду, сколько есть на зарплату, на продвижение, на хоздеятельность и т. д. Это шаг № 1. А шаг № 2 —проанализируйте свой бизнес, чтобы понять, что делать дальше. За анализом вы можете обратиться в мою фирму. Комплекс решений просто огромный, приведу лишь один пример: что делать с персоналом. Может быть, кого-то надо оставить и поддержать, а может быть от кого-то нужно безболезненно избавиться. Тех профессионалов, которых вы выращиваете годами, их, конечно, нужно сохранить любой ценой.
Здесь и сейчас — лучшее время, чтобы подготовиться и рвануть вперед, пока ваши конкуренты сходят с ума от четырех стен.
Бюджет эпохи СВО: какие расходы урежет правительство
Правительство внесло в Госдуму проект федерального бюджета на следующие три года. Главный финансовый документ страны на ближайшую трехлетку, сверстанный на основе базового прогноза Минэкономразвития, глобально отличается от предшественников. Прежде всего, расходы на оборону в нем увеличены почти на 70% относительно 2023 года, до 10,77 трлн рублей.
Эта категория впервые станет самой значительной, опередив социальную политику более чем на 3 трлн рублей. Как пояснил Кремль устами пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, это «абсолютно необходимо», поскольку Россия находится в состоянии «гибридной войны» и продолжает «военную спецоперацию», которая требует больших трат. О том, что главной задачей документа является обеспечение нужд фронта, заявил и глава Минфина Антон Силуанов: «Это немаленькое напряжение для бюджета, но оно безусловный наш приоритет».
«Конечно, нам необходимо было ответить на вопрос, как решать те задачи, которые поставлены главой государства. В первую очередь это, конечно же, оборона страны, оборонная промышленность, развитие экономики, но одновременно это поддержка людей», — заявил на сегодняшнем пресс-подходе в Госдуме глава Комитета палаты по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Проект предполагает ежегодный рост российской экономики свыше 2% и дефицит бюджета от 0,9 трлн рублей (в 2025 году) до 1,6 трлн (в 2026-м).
Как уверяют власти, абсолютным приоритетом остаются задачи, связанные с исполнением социальных обязательств перед гражданами, с адресной поддержкой различных слоев. В частности, на выплату единого пособия беременным женщинам и семьям с детьми на 2024-2026 годы предусмотрено 4,4 трлн рублей. Около 1,6 трлн рублей запланировано на предоставление маткапитала, более 482 млрд — на программы улучшения жилищного обеспечения семей с детьми. На поддержку граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, в проекте предусмотрено свыше 100 млрд рублей.
«В целом, в текущей ситуации, увеличение расходов на оборонные нужды вполне ожидаемо, — говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. – Надо понимать: эти деньги пойдут в том числе на развитие производств и зарплату рабочим, занятым в секторе ВПК. Соответственно, социальная составляющая присутствует, хоть и косвенно. Что касается гражданских сфер, особо они ущемлены не будут: повышаются траты на ЖКХ, охрану окружающей среды, образование, культуру, кинематографию и здравоохранение».
Сэкономят в следующем году на общегосударственных вопросах, национальной экономике, физкультуре и спорте. Также «под нож» попадут расходы на СМИ и межбюджетные трансферты общего характера. Таким образом, на взгляд Деева, проект выглядит вполне сбалансированным, с учетом сложившихся реалий.
«Бюджет неоднозначный, — вступает в заочную полемику ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. – Из сильных черт я бы выделил достаточно умеренный прогнозный дефицит государственной казны – в целом менее 1% ВВП в 2024-2026 годах. Это свидетельствует о том, что приоритетом для Минфина остается сохранение устойчивости финансовой системы. В 2025 году в полном объеме заработает новое бюджетное правило, с ценой отсечения около $60 за баррель, а не $42,4 как прежде. Соответственно, есть надежда, что ситуация с доходами от сырьевого экспорта нормализуется, станет более предсказуемой».
Вместе с тем, бюджетная политика явно ужесточается. В 2024 году долю расходов по статье «Социальная политика» в общей структуре расходов федерального бюджета урежут до 7,71 трлн рублей, это минимум с 2011 года. Рекордно низким (3,93 трлн) окажется и объем трат по статье «Национальная экономика», отмечает Масленников.
Что касается трат на оборону, надо учитывать: немалая их часть – это квазисоциальные трансферты, предназначенные для мобилизованных, военнослужащих регулярных войск. Всех тех, кто находится в зоне боевых действий и получает достаточно высокое денежное содержание. Поэтому неправомерно говорить о низкой социальной ориентированности нового бюджета: существенная часть социальных расходов де-факто проходит по другим статьям.
«Большой риск для бюджета связан с непредсказуемостью налоговой политики, — говорит Масленников. – В 2024 году расходы по номиналу существенно возрастают: с 29 трлн рублей в прошлогодней версии документа до 36,6 трлн. Возникает вопрос – как их обеспечивать? Нефтегазовые поступления – это хорошо, но при восходящей ценовой динамике рано или поздно наступает эффект сокращения спроса на сырье, и запускаются механизмы замедления экономик. Государству придется каким-то точечным образом искать дополнительные ресурсы, в том числе – ужесточая текущие фискальные механизмы и вводя новые».
Удивляет прогнозный показатель инфляции на 2024 год, зафиксированный в проекте, – 4,5%. Но откуда возьмется эта цифра? Ведь сегодня потребительские цены продолжают разгоняться, и очевидно, что такая динамика сохранится как минимум до декабря. Даже официальные прогнозы на этот год признают инфляцию в 7% и выше. С чего она вдруг дальше затормозит? Ведь в 2024-м нас ждет индексация тарифов ЖКХ, рассуждает главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. Хотелось бы понять: если один из ключевых макроэкономических ориентиров выглядит настолько нереалистичным, то на каком основании реализуются другие прогнозные сценарии? Связанные, например, с доходами населения, с курсом рубля. На бумаге они выглядят вполне оптимистично: рубль будет укрепляться, а реальные доходы расти. Но ответа на вопрос «за счет чего?» проект бюджета не содержит.