Что с поставками товара в россию
Перейти к содержимому

Что с поставками товара в россию

  • автор:

Розница предупредила о возможных перебоях с частью поставок импортных товаров в РФ

Магазины могут столкнуться с перебоями поставок импортных товаров. Дело в том, что Минприроды предложила взимать экологический сбор с импортеров товаров в режиме реального времени, то есть до их поступления в продажу. Федеральная торговля сочла, что такое правило чревато серьезными последствиями: задержками в поставках и дефицитом товаров, включая критически важные. Об этом сказано в отзыве Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) и РАТЭК (продавцы бытовой техники), с которым ознакомились «Известия» 16 января. Речь в том числе идет о холодильниках, утюгах, компьютерах, предметах гигиены.

Минприроды подготовило новую версию законопроекта о расширении ответственности производителей (РОП) за переработку упаковки — министерство расширяет свои подходы к механизму. Чем больше изготовители вовлекутся в утилизацию тары, тем меньше мусора окажется на полигонах. Или они сами будут перерабатывать мусор, или уплатят экологический сбор государству для этого. Такую цель перед правительством ставил президент России Владимир Путин. «Известия» ознакомились с документом Министерства природы.

В нем сказано, что с начала 2025 года импортеры должны оплачивать экологический сбор в режиме реального времени, то есть до момента выпуска продукции в продажу. Если компания сама намерена переработать товар, то следует представить властям нужные документальные доказательства с банковской гарантией на сумму экологического сбора. Речь идет о ввозимой из-за рубежа продукции, за исключением стран ЕАЭС.

Торговля уверена: законопроект создает новые и необоснованные барьеры импортерам. Они могут потерять интерес к ввозу товаров в РФ, также норма может обернуться задержками поставок и в итоге — дефицитом товаров, в том числе критически важных.

Об этом сказано в отзывах крупнейших продавцов продуктов, а также бытовой техники и электроники. Речь идет об АКОРТ и Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК. «Известия» ознакомились с документами.

Бизнес подготовил отзывы для рабочей группы в сфере торговли и защиты прав потребителей. Она работает при подкомиссии по совершенствованию контрольных и разрешительных функций ведомств, которая в свою очередь находится в подчинении правительственной комиссии. Ее эксперты проводят административную реформу.

Среди таких критически важных импортных товаров эксперты компаний выделили холодильники, стиральные машины, утюги, компьютеры и смартфоны, предметы гигиены, бытовую химию, пищевые продукты и алкоголь в пластиковой и алюминиевой таре.

Импортеры товаров сталкиваются с трудностями при ведении внешнеэкономической деятельности и нехваткой оборотных средств. Изменение порядка расчета и уплаты сбора может привести к увеличению административной нагрузки, дополнительным расходам и усложнению операционной деятельности, считает глава Института развития предпринимательства и экономики Наталья Назарова. Маловероятно, что реализация инициативы приведет к значительному снижению импорта и нарушению цепочек поставок, однако ужесточение регулирования может привести к увеличению цен поставляемых на российский рынок товаров, заметила эксперт.

Минприроды не видит рисков в администрировании нормы на сегодняшний день, сказали «Известиям» в министерстве. Законопроект устанавливает такое требование для того, чтобы гарантированно обеспечить выполнение обязанностей компаний — утилизировать отходы. В ведомстве напомнили, что механизм расширенной ответственности производителей и импортеров товаров (РОП) ввели в 2015 году. Но за первые семь лет реализация РОП не привела к экономическому стимулированию развития отрасли. Речь идет о сегменте обращения с отходами от использованных товаров.

В Минпромторге «Известиям» сообщили, что подобные инициативы или предложения в министерство не поступали.

Ранее, 4 января, премьер-министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение, согласно которому упрощенный порядок ввоза в страну электронных устройств и оборудования продлевается до конца 2023 года.

Турция блокирует транзит грузов в Россию

Турция остановила транзит санкционных грузов, следующих через ее территорию в Россию. Об этом «Ведомостям» рассказали в Сообществе топ-менеджеров логистических компаний (СТМЛК) и в компаниях транспортного сектора. Первой об этой проблеме сообщила 9 марта радиостанция «Коммерсант-FM».

По словам представителя СТМЛК, проблемы с оформлением турецких экспортных и транзитных деклараций для грузов, следующих в Россию, начались еще 7 марта. «Ранее поданные декларации еще как-то оформлялись примерно в течение суток, но 8 марта таможенная система заблокировала подачу сведений при выборе РФ как страны назначения», – сказал он «Ведомостям».

Турецкие таможенники блокируют грузы для России на спецскладах, если они попали туда из страны, которая ввела санкции против РФ, объясняет собеседник, ссылаясь на данные одного из таможенных брокеров. Блокировка, по его словам, также происходит в случае, если сам груз является запрещенным для поставки в нашу страну.

Проблему также подтвердил «Ведомостям» партнер адвокатского бюро NSP, председатель российско-турецкой рабочей группы в РСПП Арсен Аюпов. Он подчеркнул, что «никаких официальных комментариев с турецкой стороны не поступало».

По словам руководителя отдела продаж компании Novelco Юрия Давара, турецкие таможенные органы при блокировках ссылаются на распоряжение правительства Турции. Но сама компания, по его словам, «не располагает информацией о его [распоряжения] наличии». «Транзит, вероятно, блокируют таможенные органы ЕС, которые находятся в одной системе с турецкими таможенниками», – добавил он.

Руководитель направления международных автоперевозок Noytech Supply Chain Solutions Иван Головко пояснил, что Турция блокирует транзитные грузы на Россию с санкционными кодами ТНВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности). «Пока официальных комментариев со стороны турецких властей не поступало. Несанкционные грузы и грузы турецкого происхождения выходят после таможенного оформления без препятствий», – говорит он.

Источник «Ведомостей» в одной из логистических компаний пожаловался, что в Турции оказалась заблокирована крупная бытовая техника – холодильники, стиральные машины, посудомойки, а также запчасти для автомобилей и предметы роскоши «согласно санкционному списку ЕС».

Через Турцию, к примеру, идет элитный текстиль, в том числе кашемир, рассказал гендиректор ГК «Маршал» Михаил Белоусов. Источник, близкий к крупному дистрибутору, подтвердил проблему. Но он уверен, что ситуация «скоро нормализуется». «По ряду таможенных кодов есть проблемы, но там надо руками вводить новое направление, и все ОК, – объяснил он. – Говорят, что к понедельнику обновится система и проблема решится».

Представитель «М.видео-Эльдорадо» заявил «Ведомостям», что компания «располагает оптимальным объемом товарных запасов бытовой техники и электроники».

Представитель СТМЛК говорит, что логистические компании постоянно мониторят ситуацию и уже ищут варианты альтернативных путей доставки. «Турецкие агенты готовы включиться в решение проблемы, как только поступит дополнительная информация от таможни», – отметил он.

Товарооборот России и Турции с января по сентябрь 2022 г. увеличился в 2 раза и достиг $45 млрд, говорил в декабре министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу по итогам февральских переговоров с госсекретарем США Энтони Блинкеном объяснял такую динамику ростом цен на газ, который страна покупает у России.

Независимый промышленный эксперт Максим Шапошников отмечает, что подсчитать объемы поставок подсанкционных грузов «не представляется возможным» из-за отсутствия открытой информации в официальных источниках. Ранее Reuters оценивало объем поставок за 2022 г. таких грузов в $777 млн. Но ни подтвердить это, ни опровергнуть невозможно, добавляет Шапошников. Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров подчеркивает, что даже если блокировка транзита через Турцию «приобретет массовый характер», то параллельный импорт товаров в РФ не остановится полностью.

«Действия Турции с большой долей вероятности объясняются недавним расширением списка экспортного контроля США, в который попала в том числе бытовая электроника», – считает программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев. Он поясняет, что после очередного пакета санкций поставка товаров через третьи страны в обход ограничений «стала в глазах американского законодательства уголовным преступлением, а все замешанные в подобных схемах – соучастниками».

В 2022 г. ряд стран ввели ограничения на проведение внешнеторговых операций с участниками ВЭД России. Под санкции подпал довольно большой список товаров – от электроники до продуктов питания. США и ЕС установили полный запрет на продажу, поставку, передачу или экспорт указанных товаров или технологий любому физическому либо юридическому лицу в России или для использования в России.

Ключевым фактором создавшейся ситуации, очевидно, является то, что США сейчас активно давят на ближневосточные страны, чтобы побудить их соблюдать санкции, считает Артем Адрианов из Института международных исследований МГИМО. По его словам, это давление подтверждает турне замглавы минфина США Брайана Нельсона в Анкару, Абу-Даби и Маскат. Необходимость выполнения Турцией европейских санкционных регламентов из-за нахождения в таможенном союзе с ЕС, действующем с 1994 г., также могла привести к проблемам с транзитом в Россию, допускает Адрианов.

«Ведомости» направили запросы в посольство Турции в России, в Минтранс РФ, ФТС и Еврокомиссию.

В подготовке статьи участвовали Екатерина Кинякина, Илья Лакстыгал, Глеб Мишутин, Маргарита Соболь

«Ложный транзит» и «перепродажа в пути»: как товары из Европы возят в Россию

«Ложный транзит» и «перепродажа в пути»: как товары из Европы возят в Россию

«Спецоперация»* на Украине настроила Запад против России. В ответ Европа и США ударили по российской экономике. В частности, организовали транспортную блокаду и ограничили товарооборот. Наиболее ощутимыми оказались санкции Евросоюза, так как до «спецоперации» страны альянса были главными торговыми партнерами России — на них приходилось более трети нашего торгового оборота.

Первой реакцией российского бизнеса стала переориентация на Восток. Правда, на подбор подходящих альтернатив и доставку уйдет не один месяц. Да и не для каждого европейского товара реально найти аналог в Азии. Особенно если речь идет о высокотехнологичной продукции и предметах роскоши. Выходит, потребность в поставках из ЕС остается. Но как «объехать» транспортную блокаду с минимальными издержками?

Маршруты объезда

Первой жертвой ограничений стала авиация — в конце февраля ЕС полностью закрыл небо для российских самолетов. Параллельно развивалась морская блокада со стороны европейских портов и контейнерных операторов. Под частичный запрет попали ЖД-перевозки. Отдельный удар пришелся по автотранспорту — наиболее популярному способу доставки грузов из Европы. Фурам с российскими номерами закрыли въезд на территорию ЕС.

Впрочем, российский бизнес быстро адаптировался. Часть перевозчиков перерегистрировала свои фуры в Казахстане. Большинство же перестроили логистику через соседние страны — тот же Казахстан, Турцию, ОАЭ, Грузию и Армению. Правда, удлинение цепочек чревато не только увеличением сроков доставки, но и кратным (в два-три раза) ростом ее стоимости — из-за дополнительных расходов на логистику и таможенные процедуры в третьих странах. Но выход есть.

Чтобы минимизировать издержки, используют схемы косвенного реэкспорта, говорит гендиректор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло. Они позволяют везти европейский товар напрямую в Россию без завоза в третью страну. Конструкция выглядит так: европейский поставщик заключает контракт на поставку товара с компанией-посредником из страны, дружественной для России. При этом сам груз сразу отправляется в сторону России. По дороге фура с товаром заезжает на таможенный склад, расположенный, как правило, в одной из прибалтийских стран. В этот момент первый контракт заменяется новым — между компанией-посредником и конечным покупателем из России. После этого фура с «перепроданным» грузом и новым пакетом документов пересекает границу ЕС и заезжает в Россию.

Европейский товар может быть «перепродан» в Россию и без заезда на склад, отмечает Властопуло: прямо во время движения фуры. Такую разновидность «косвенного реэкспорта» называют «перепродажей в пути», рассказывает логист. Есть и другая вариация — «ложный транзит». В этом случае грузовик с товаром пересекает границу с ЕС с первичным пакетом документов. Но водитель прокладывает свой маршрут в третью страну так, чтобы он пролегал через Россию. После пересечения российской границы автомобиль заезжает на местный таможенный склад, где происходит «перепродажа российскому получателю». После этого груз уже не покидает территорию России.

Преграды на пути

Схемы «абсолютно легальны», заверяет Властопуло. Но их надежность не всегда предсказуема. Например, перевозчик может отказаться от транспортировки груза или могут возникнуть сложности на границе — если попадется слишком подозрительный таможенник, перечисляет Властопуло: «Вдруг скажет, а какого черта ты поехал таким маршрутом, а ну-ка давай разберемся, куда ты едешь». Схемы косвенного реэкспорта вызывают недоверие и у некоторых стран-посредников, отмечает учредитель VIG Trans Игорь Ребельский. Из-за боязни вторичных санкций они все чаще требуют, чтобы товар, предназначенный для России, физически пересекал их границу и проходил таможенное оформление. «Цепочка и затратная часть удлиняются, и на выходе, конечно, себестоимость кратно растет», — констатирует бизнесмен.

Кроме того, растут и аппетиты транспортных компаний-посредников. Помимо накладных расходов (в них входят транспортные услуги и таможенное оформление), они, как правило, претендуют на 5-10% от суммы контракта, рассказывает Ребельский. А если сделка касается дефицитных категорий товаров, пользующихся спросом (например, серверного оборудования или микропроцессоров), компании-посредники могут в два раза увеличивать ценник на свои услуги: «Просто потому, что понимают, что [альтернативных] вариантов не будет и рано или поздно купят». Чтобы исключить «жадных» контрагентов из цепочек, российские логисты стали открывать за рубежом свои компании. Но и с этим возникли сложности.

«Вы знаете, я несколько большего ожидал от наших партнеров по ЕАЭС», — признается Властопуло. И делится своим опытом по запуску бизнеса в Казахстане: «Мы столкнулись с большими трудностями. Во-первых, вместо двух недель открытие компании затянулось на полтора месяца. А счета в банке, которые должны были открыться за два дня, не открылись за две недели». Еще одной страной, которая вначале показалась многим транспортникам привлекательной, была Грузия, рассказывает Ребельский. Главный плюс — льготный таможенный режим для местных компаний, который позволял не растаможивать ввезенный для дальнейшего реэкспорта товар. Правда, вскоре оказалось, что Грузия «не готова работать в формате реэкспорта» с Россией, говорит Ребельский: «Санкционный товар она не пропускает даже транзитом. Разворачивает».

Схемы косвенного реэкспорта — это временный выход из сложившейся блокады, а не «логистика 2.0», признает Властопуло. Использовать их в промышленных масштабах не получится из-за большого количества рисков, говорит логист. «Все меняется каждый день, — соглашается Ребельский. — Ты можешь договориться, выстроить какой-то новый маршрут, а он через неделю-две по факту не будет работать». О том, как российская экономика оказалась в транспортной блокаде со стороны Запада, насколько внутренняя инфраструктура готова к «развороту на Восток» и как можно обойти существующие ограничения в логистике — смотрите в новом выпуске «Forbes Глубже».

*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Что с поставками товара в россию

Параллельный импорт — это ввоз зарубежных товаров без разрешения правообладателя. Импорт называется параллельным, потому что официальные продажи через дистрибьюторов идут вместе с продажами самостоятельных импортёров.

При непараллельном импорте схема работы такая:

Теперь же многие иностранные производители отказались работать на российском рынке, и 29 марта 2022 года Правительство России разрешило ввозить в страну продукцию без согласия производителя.

Как работает параллельный импорт:

По новым правилам ретейлер может купить продукцию не от производителя через его дистрибьюторов, а у других продавцов, самостоятельно импортируя товар в Россию. До марта 2022 года такое поведение госорганы оценивали как нарушение закона, сейчас это легально.

Каждая страна самостоятельно решает, требуется ли для ввоза разрешение от правообладателя.По международным правилам торговли параллельный импорт разрешён не только в России — ещё, например, в США, Турции, Канаде и других странах. На юридическом языке это значит режим исчерпания права: он определяет момент, когда правообладатель перестает определять судьбу товара.

Есть две системы ввоза импортного товара, то есть два режима исчерпания права — международный и национальный.

  • При международном режиме согласие на ввоз не требуется. Производитель — он же правообладатель — продал товар первому по цепочке поставщику, и право продажи передаётся по цепочке автоматически. Правообладатель теряет возможность определять судьбу товара в момент первой продажи.
  • При национальном режиме для ввоза товара в страну согласие требуется — неважно, какая цепочка продаж этому предшествовала. Правообладатель теряет возможность определять судьбу товара только после его пересечения границы.

В чём отличие от серого импорта

Иногда параллельный импорт называют серым из-за того, что у импортёра нет согласия правообладателя на ввоз товара под его товарным знаком, но после легализации такой схемы такое сравнение уже не подходит.

При сером импорте товары тоже ввозятся в страну без разрешения правообладателя, но есть разница.

Пример

Степан купил в Казахстане 500 умных часов и решил провезти их нелегально — без таможенного оформления, сдачи деклараций и использования контейнеров. На таможне ему повезло: чемодан не вызвал сомнений, и Степан прошёл к своему самолёту в Россию по зелёному коридору. Все 500 устройств Степан продал своему знакомому предпринимателю. Так в российском обороте появились «серая» продукция.

Или, например, предприниматель купил в Казахстане те же 500 умных часов, упаковал их в контейнеры, но растаможили их не как смарт-часы с установленной пошлиной, а как калькуляторы с гораздо меньшей ставкой. Это тоже «серые» устройства.

Такие схемы незаконны — за нелегальный импорт предусмотрена ответственность.

Что можно ввозить в Россию по параллельному импорту

Ввозить в Россию можно только разрешённые в перечне Минпромторга товары. Первый список товаров утвердили в апреле 2022 года. С тех пор некоторые бренды решили вернуться, а некоторые остававшиеся — уйти. Поэтому в июне 2022 года Минпромторг обновил список.

Есть три вида разрешений для параллельного импорта:

1

Указан код ТН ВЭД и перечислены бренды.

Это значит, что в данной категории товаров разрешен параллельный импорт только этих брендов.

Например, для фотоплёнки моментальной печати указан код ТН ВЭД 3701 20 000 0, а под ним перечислены бренды: FUJIFILM, KODAK. То есть параллельный импорт такой плёнки разрешён только для этих брендов. Ввезти в Россию фотоплёнку Canon без согласия производится не получится.

2

Указан код ТН ВЭД с исключением некоторых брендов.

Значит, параллельный импорт разрешён для всей продукции этой категории, кроме названных брендов.

Например, в перечне Минпромторга есть косметика для ухода за кожей (код 3304), средства для волос (3305) и другие категории косметики и парфюмерии. Для этой группы есть много исключений — брендов, которые нельзя ввозить в страну по параллельному импорту. Например, Christian Dior, EISENBERG, Guerlain.

3

Указан только код ТН ВЭД.

Значит, параллельный импорт разрешён для всей без исключения продукции, относящейся к этому коду. Например, все коды из 89 группы указаны без конкретных брендов и исключений.

Переориентируйтесь на внутренний рынок. Даже если удастся избежать штрафов, отмена любой поставки — потеря прибыли. Чтобы минимизировать риски, ищите способы продавать товар внутри страны.

Какие правила соблюдать, чтобы не нарушать закон

1. Выбирайте подходящие товары

Продукция, которую вы импортируете, должна быть в списке Минпромторга. В таможенной декларации вам нужно указать код ТН ВЭД товара и наименование производителя — то есть правообладателя бренда.

2. Никакого контрафакта

Параллельный импорт разрешает ввоз товаров без согласия правообладателя — но продукция должна быть оригинальной. Нельзя закупить куртки у местной фабрики и пришить к ним логотип известного бренда — это нарушение, за которое грозит может наступить как административная, так и уголовная ответственность.

На таможне вы должны доказать, что товар оригинальный и приобрели вы его легально.

Подготовьте договоры купли-продажи и поставки, подтверждающие легальность цепочки поставок — откуда товар появился у поставщика, следующего поставщика, и как он оказался у вас. Если у таможни возникнут сомнения в оригинальность товара, могут назначить экспертизу.

3. Давайте гарантии

Вне зависимости от того, где и у кого вы закупили товар, у потребителя сохраняется право на гарантию. Покупатель не может обратиться к производителю напрямую, но может требовать исполнения гарантийных обязательств от вас. В зависимости от ситуации вам придётся менять товар, обращаться в сервисный центр за свой счёт или возвращать покупателю деньги.

4. Обеспечивайте безопасность

Ответственность за то, что товар не причинит вред, лежит на вас. Вы должны убедиться, что продукция безопасна, проверить все необходимые документы и передать их покупателю (если это требуется для ваших товаров).

К каждой поставке товара у вас должны быть:

  • товарная или товарно-транспортная накладная с полным наименованием изделий и указанием веса, количества, стоимости,
  • декларация о соответствии, или сертификат соответствия изделия, или свидетельство о государственной регистрации.

5. Маркируйте товары

Некоторые категории товаров нужно маркировать. Список такой продукции постоянно обновляется, сейчас маркировать нужно обувь, одежду, духи, табак и 6 других видов товаров.

Маркировка — это контрольно-идентификационный код (КиЗ), который производитель помещает на упаковку товара, а покупатель может этот код отсканировать и узнать всю информацию о товаре. Поскольку производитель — иностранная компания, маркировкой должны заниматься вы. Здесь мы подробно рассказывали, как это делать.

При импорте из стран, которые не входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), импортёр должен маркировать товар до прохождения таможни. Что нужно сделать:

  • Описать изделия, получив российский код маркировки грузов — GTIN — или используя глобальный.
  • Заказать коды через личный кабинет в Честном Знаке и нанести их на продукцию.
  • Подать отчёт в Честный Знак.
  • Заполнить таможенную декларацию.

Риски при торговле через параллельный импорт

Изменчивость кодов ТН ВЭД

Для импорта без разрешения правообладателя товар должен быть в списке Минпромторга. Список постоянно обновляется — появляются новые коды ТН ВЭД и бренды, исключаются ранее актуальные товары. Зачастую узнать об изменениях своевременно бывает сложно.

Критериев, по которым можно было бы понять, что продукция появится в перечне или исчезнет из него, нет — решения Правительства не предугадать.

Такая переменчивость сильно ограничивает горизонт планирования — может произойти ситуация, в которой импортёр внезапно окажется нарушителем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *