Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ
Статья 1. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
Местонахождение центральных органов Банка России — город Москва.
Статья 2. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.
Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
Статья 3. Целями деятельности Банка России являются:
защита и обеспечение устойчивости рубля;
развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; (В редакции Федерального закона от 27.06.2011 № 162-ФЗ)
развитие финансового рынка Российской Федерации; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)
обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации. (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Статья 4. Банк России выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
11) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
21) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 12.06.2006 № 85-ФЗ)
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
41) осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 27.06.2011 № 162-ФЗ)
42) организует и обеспечивает функционирование платформы цифрового рубля; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 24.07.2023 № 340-ФЗ)
5) устанавливает правила проведения банковских операций;
6) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 24.02.2021 № 20-ФЗ)
7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
81) принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 28.12.2013 № 410-ФЗ)
9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее — банковский надзор);
91) осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)
92) осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке в соответствии с федеральными законами; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 02.07.2021 № 359-ФЗ)
10) осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)
101) осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)
102) осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)
11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
14) утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для Банка России, кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств, план счетов бухгалтерского учета для Банка России и порядок его применения, планы счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств и порядок их применения; (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 359-ФЗ)
141) (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ) (Утратил силу — Федеральный закон от 02.07.2021 № 359-ФЗ)
15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 28.03.2017 № 38-ФЗ)
161) принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 19.10.2011 № 285-ФЗ)
162) организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 28.03.2017 № 38-ФЗ)
163) для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, формы федерального статистического наблюдения и порядок составления и предоставления респондентами первичных статистических данных по этим формам; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 28.03.2017 № 38-ФЗ; от 18.07.2019 № 190-ФЗ)
17) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 21.11.2011 № 327-ФЗ)
18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)
181) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 29.07.2004 № 97-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 322-ФЗ)
182) является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 03.11.2010 № 291-ФЗ)
183) осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)
184) осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)
185) организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям (далее — финансовые сообщения); (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 29.06.2015 № 210-ФЗ)
186) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации реализует мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 03.04.2020 № 106-ФЗ)
187) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику по обеспечению доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 03.04.2020 № 106-ФЗ)
188) осуществляет оценку степени (уровня) риска совершения подозрительных операций кредитными организациями, клиентами кредитных организаций — юридическими лицами (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуальными предпринимателями), зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 21.12.2021 № 423-ФЗ)
19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Статья 41. Банк России при осуществлении функций, предусмотренных федеральными законами, обязан разрабатывать и реализовывать политику по предотвращению, выявлению и управлению конфликтами интересов.
(Дополнение статьей — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)
Статья 5. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;
назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России (далее — Совет директоров) по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации;
направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)
рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;
рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;
принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального финансового совета; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)
проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;
заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).
Банк России представляет в Государственную Думу и Президенту Российской Федерации информацию в порядке, установленном федеральными законами.
Статья 6. Банк России вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды.
Статья 61. Банк России вправе обращаться в суд с административными исковыми заявлениями о признании размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, указанной в части пятнадцатой статьи 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», части 11 статьи 27 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» или пункте 62 статьи 51 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
(Дополнение статьей — Федеральный закон от 01.07.2021 № 250-ФЗ)
Статья 62. Председатель Банка России или его заместители вправе направить в Генеральную прокуратуру Российской Федерации уведомление о распространении в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет»:
1) информации о возможности получения банковских услуг, страховых услуг, услуг на рынке ценных бумаг, а также услуг, связанных с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения на финансовом рынке, и содержащей сведения о получении указанных услуг со стороны лиц, не имеющих права на их оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) информации, побуждающей к участию в деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества физических лиц и (или) юридических лиц, при которой выплата дохода и (или) предоставление иной выгоды лицам, чьи денежные средства и (или) иное имущество привлечены ранее, осуществляются за счет привлеченных денежных средств и (или) иного имущества иных физических лиц и (или) юридических лиц при отсутствии инвестиционной и (или) иной законной предпринимательской или иной деятельности, которая связана с использованием привлеченных денежных средств и (или) иного имущества и за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность.
(Дополнение статьей — Федеральный закон от 01.07.2021 № 250-ФЗ)
Статья 7. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно.
Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев, установленных Советом директоров, и за исключением нормативных актов Банка России, указанных в части пятой настоящей статьи. Официальным опубликованием нормативного акта Банка России считается первая публикация его полного текста в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России» или первое размещение (опубликование) на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.cbr.ru). Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы. (В редакции федеральных законов от 30.12.2015 № 426-ФЗ; от 07.03.2018 № 53-ФЗ)
Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ)
Статья 14
С 01.01.2025 ст. 13 дополняется п. 18 (ФЗ от 24.07.2023 N 340-ФЗ).
Статья 14. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на пять лет большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России.
На должность Председателя Банка России может быть назначен гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
(часть третья введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
В случае досрочного освобождения от должности Председателя Банка России Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения.
В случае отклонения предложенной на должность Председателя Банка России кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна и та же кандидатура не может вноситься более двух раз.
Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.
Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации.
Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в случаях:
истечения срока полномочий;
невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;
подачи личного заявления об отставке;
совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России;
непринятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», несоответствия его расходов, расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми. При этом понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»;
(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 102-ФЗ, от 28.12.2016 N 505-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
прекращения гражданства Российской Федерации или наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
(абзац введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
Председатель Банка России освобождается от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств в порядке, предусмотренном частями 3 — 6 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Статья 83. Президент Российской Федерации: а) назначает Председателя.
а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности <*>;
б) осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации <*>;
б.1) утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти <*>;
в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
в.1) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации <*>;
г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте "д.1" настоящей статьи), и освобождает их от должности <*>;
д.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности <*>;
е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов <*>;
е.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом <*>;
е.2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации <15>;
е.3) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий <*>;
е.4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты <*>;
е.5) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом <*>;
ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом <*>;
з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;
и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации в целях обеспечения реализации своих полномочий <*>;
к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Порядок назначения председателя ЦБ РФ
Ведущий банк РФ представляет собой управляющую кредитно-финансовую структуру. Данный банк создается при основном участии государства. Деятельность ЦБ регулируется государством и законодательством. Ключевым законодательным документом выступает конституция. Она определяет особенности действий ЦБ в различных условиях. В конституции регулируются принципы назначения председателя ЦБ. Рассмотрим их более подробно.
ЦБ РФ принимает участие в регулировании правового банковского поля, регулирует деятельность финансово — кредитных фирм, проводит статистические и экономические исследования, производит расчеты на международном рынке.
Председатель ЦБ — очень важная должность, которая является выборной. Председатель является менеджером ЦБ и банковской системы России
Рассмотрим более подробно его функции и процедуру назначения.
Функции Председателя ЦБ РФ
- Является доверенным лицом и представителем ЦБ РФ;
- Принимает участие в международных сделках от имени ЦБ РФ;
- Взаимодействует с иностранными партнерами;
- Проводит заседания Совета директоров;
- Наделен решающим голосом;
- Визирует нормативно — правовые акты РФ;
- Делегирует полномочия заместителю или группе лиц;
- Назначает заместителей и доверенных лиц;
- Издает приказы для сотрудников ЦБ РФ;
- Отвечает за деятельность ЦБ РФ;
- Следит за реализацией функции и задач ЦБ РФ.
Исполнительное лицо, наделенное столь обширными функциями, не может быть случайным человеком. В законодательная базе РФ предусмотрен целый комплекс мероприятий по назначению и устранению Председателя ЦБ РФ. Процедура прямого голосования позволяет оценить перспективы предложенной кандидатуры. Рассмотрим процедуру назначения Председателя ЦБ РФ более подробно.
Назначение Председателя ЦБ
Назначение на эту важную должность происходит при активном участии Государственной думы. Конституция закрепляет и утверждает это право. Предложенная кандидатура выносится на голосование. Председатель считается избранным в том случае, если за него отдали голоса большинство депутатов Государственной думы.
Кандидатура Председателя должна быть хорошо известна. Кандидат должен обладать достойными знаниями в банковской системе и ее особенностях. Иначе его назначение будет не рентабельным.
Как утверждает текст Конституции РФ, кандидатура Председателя ЦБ предлагается Президентом РФ. В процедуре переизбрания должен соблюдаться протокол. Центральный банк не может находится без управления, поэтому действующего Председателя уведомляют о процедуре за три месяца до истечения его договора. Таким образом, поддерживается непрерывность управления Государственным банком.
В процессе голосования, Государственная дума имеет законные полномочия на отклонение предложенной кандидатуры. Если это произошло, то по действующему законодательству, Президент может внести новую кандидатуру. На это отводится определенный срок — две недели. Повтор кандидатуры может производиться не более одного раза.
Конституция РФ определяет, что срок действия Председателя Государственного банка должен составлять 4 года. Действующий Председатель может быть переизбран на новый срок, но не более трех сроков за весь период.
В законе указаны случаи досрочного освобождения Председателя от занимаемой должности. Рассмотрим их более детально.
Причины досрочного увольнения Председателя ЦБ
- Заключение медицинской комиссии о нарушениях здоровья, не совместимых с профессиональной деятельностью;
- Наличие личного желания, изложенного в заявлении;
- Нарушение УК РФ, подтвержденное решением суда;
- Нарушение законодательная основы деятельности ЦБ РФ.
Вопрос о лишении должности Председателя ЦБ РФ входит в функции Президента России. Как и с назначением, Президент выносит вопрос на голосование. Лишение должности происходит большинством голосов.
Выбранный ранее кандидат может не достаточно эффективно выполнять свои функции. Если это так, то кандидат будет уволен с занимаемой должности. Несовместимая болезнь и нарушение закона также не дает право на продолжение профессиональной деятельности.