Как улучшить логистику в компании
Перейти к содержимому

Как улучшить логистику в компании

  • автор:

Как оптимизировать издержки на логистику: обзор эффективных методов

Затраты на логистику – одна из самых крупных статей расходов для стационарных розничных точек и интернет-магазинов. Многие предприниматели ищут и тестируют разные методы их снижения. Задача довольно непростая, поскольку при этом нужно сохранить доходность и не потерять клиентов. Сегодня поговорим о планомерном и эффективном снижении логистических издержек.

Поэтапный анализ расходов

Для начала нужно понять, в каком направлении двигаться. Поэтому первым делом постарайтесь выявить лишние издержки:

  1. Проведите детальную инвентаризацию.
  2. Проанализируйте расходы.

Анализ желательно выполнять не только в общем объеме, а и с учетом превышения плана. Распределите затраты по отдельным категориям:

  • важные;
  • допустимые;
  • ненужные.

Определите долю издержек на каждую категорию. Оцените показатели по процессам, затраты на единицу продукции, одного сотрудника. Особое внимание стоит уделить ненужным тратам. Подумайте, какие вероятные последствия могут наступить, если от них отказаться. Не всегда экономия бывает оправдана.

Виды логистических издержек

Виды логистических издержек

Приведем пример краткого анализа:

Компания работает с розничными и оптовыми клиентами. Товар в розницу доставляется 2-тонными грузовиками, оптовые заказы – фурами вместительностью 7,5 тонн. Себестоимость доставки по каналам отличается: 2,9% и 1,8%. Исходя из этих данных, принято решение сократить лимиты на заправку для водителя фуры. Грузоподъемность машин не учли. В результате груженая фура застряла по дороге к клиенту, так и не доехав до пункта назначения.

Вывод: необходимо выполнять отдельный анализ по каналам, брать во внимание все значимые факторы.

Структура анализа логистических процессов

Структура анализа логистических процессов

Разделите все логистические расходы на группы:

  1. Выпуск продукции (для компаний-производителей).
  2. Закупки.
  3. Хранение товара.
  4. Персонал.
  5. Бизнес-процессы.

Это основные расходные статьи в логистике. Обычно они взаимосвязаны.

Учтите, что работа над частью системы не приведет к оптимизации всей логистической цепочки. Оценивайте показатели в комплексе. Затраты, которыми управлять нецелесообразно, лучше просто фиксировать, взвешивая их часть в общем объеме. Остальные – можно и нужно оптимизировать.

Пути снижения затрат

Есть несколько вариантов:

  1. Решать проблемы силами компании. Создайте рабочую группу из руководителей отделов, ответственных за определенные расходные статьи. Они должны будут проанализировать показатели, предложить эффективные мероприятия по оптимизации затрат, составить план, контролировать его выполнение и оценивать результаты.
  2. Нанять проектного менеджера. Найдите отдельного опытного специалиста и поручите ему управление процессом.
  3. Обратиться за консультацией к экспертам. Проконсультируйтесь с профессионалами, которые могут предложить продуктивный план действий, основываясь на собственном опыте и поставленных задачах.

Независимо от выбранного варианта, главным звеном в управлении издержками является руководитель компании. Конечный результат зависит от его заинтересованности. Кроме того, процесс оптимизации должен быть не разовым, а систематическим. Обязательный шаг, без которого не обойтись – контроль над достижением целей.

Рассмотрим возможные методы и схемы, которые помогут снизить логистические издержки.

Складская логистика

Расходы на содержание товаров занимают более 50% в общей структуре логистических издержек. В запасы вовлекается большая часть оборотного капитала компаний: от 10 до 50% активов. Поэтому наибольшее поле действий сосредоточено именно в складской логистике.

Над чем стоит работать:

  • согласованность действий участников логистической цепочки;
  • повышение надежности поставок;
  • рациональное распределение запасов.

Складские бизнес-процессы

Конкретные действия зависят от способа хранения товара:

  • собственный склад. Требует серьезных расходов. Зачастую это не лучшее решение для малого бизнеса. Затоваривание офиса – плохая альтернатива. Хотя для небольших объемов продукции вполне хватает площади 25-30 м²;
  • арендованное помещение. Оправдано, если стоимость аренды без проблем вписывается в бюджет компании;
  • фулмилмент-центры. Вариант передачи процесса на аутсорс. Оптимален для небольших интернет-магазинов со стабильными объемами заказов. Не подходит для товаров с низкой маржей, скоропортящейся продукции. На складах операторов нельзя хранить алкоголь, медицинские препараты, некоторые ювелирные изделия.

Если товары хранятся на собственном или арендуемом складе, можно использовать такие способы оптимизации логистических затрат:

1. Сокращение складских запасов

Лишние запасы товаров на складе сильно увеличивают расходы на хранение. Это способствует снижению прибыли от реализованной продукции и замораживанию приличной части бюджетных средств. Финансы, вложенные в запасы, могут пойти на пользу других направлений. Но переусердствовать с экономией на них тоже не стоит. Нужна «золотая середина», при которой не будет переизбытка и нехватки.

Выполните ряд действий:

  • оцените качество обработки заявок покупателей;
  • сопоставьте фактические запасы с плановыми;
  • проанализируйте показатели склада: использование полезного пространства, оборачиваемость, простои, сбои в системе отгрузки, долю возвратов;
  • оцените затраты на содержание запасов по разным категориям.

На основании данных, полученных по итогам анализа, вычислите допустимый объем сокращения запасов. Обычно именно этот шаг дает наиболее заметный экономический эффект.

2. Организация складского пространства

Большое значение имеет зонирование склада и грамотная организация площади с учетом требований к хранению продукции. Товар нужно размещать плотно и компактно. При этом он не должен создавать дискомфорт для сотрудников и нарушать технологические процессы.

Схема разделения склада на зоны

Схема разделения склада на зоны

Способы оптимизации складского пространства:

  • разделите помещение на зоны: хранения, приемки, сортировки и комплектации;
  • распределяйте зоны хранения и сортируйте товары на полках в зависимости от объемов трудозатрат, типа используемой техники;
  • задействуйте полезный объем площади в полной мере. Подберите оптимальные стеллажи и оборудование, увеличьте плотность хранения за счет вертикального пространства, оставляя оптимальную ширину прохода для техники и персонала;
  • внедряйте программное обеспечение для автоматизации склада. Это могут быть обычные приложения для ведения базы данных и фиксации основных процессов, товароучетные системы по типу «ЕКАМ», профессиональные WMS-системы.

Увеличенная плотность хранения не должна снижать скорость работы с грузом.

3. Правильная комплектация

На собственном или арендуемом складе желательно упаковывать заказы не хаотично, а группами. С целью оптимизации процесса разрабатываются сценарии упаковки с ориентиром на:

  • хрупкость;
  • массу;
  • габариты продукта.

Подобные сценарии можно прописывать в WMS-системах. В них задаются оптимальные виды упаковок. В дальнейшем возможен автоматический подбор коробок нужной емкости, дополнительных амортизирующих материалов.

Группировка позволяет уменьшить количество перемещений по складу, снизить риск ошибок и повысить скорость обработки заказов, что существенно экономит ресурсы. Чем больше в магазине наименований и параметров товара, тем важнее этот пункт.

Схема организации склада при использовании WMS-системы

Схема организации склада при использовании WMS-системы

4. Уменьшение количества возвратов

Возвраты товара увеличивают издержки на логистику. Угодить всем без исключения покупателям не выйдет, но постарайтесь минимизировать количество возвратов:

  • предоставляйте максимально полную и объективную информацию о характеристиках продукта;
  • размещайте качественные фотографии, презентационные видеоролики;
  • будьте на связи с клиентами: подключите онлайн-чат на сайте, устраивайте опросы, отвечайте на комментарии;
  • усильте контроль в процессе сбора заказа: клиент не должен получить неисправный товар, позицию с браком или не тот продукт, который заказывал.

Управление закупками

Закупочная логистика предусматривает затраты на покупку товара и его последующую доставку до склада. Оптимизировать издержки в данном случае можно с помощью дропшиппинга. В этой схеме закупок не нужно заранее закупать продукцию и содержать склад. Предприниматель выполняет роль посредника: принимает заказы и передает их поставщику. Однако дропшиппинг – не вариант для крупного и среднего бизнеса.

Как уменьшить расходы на оптовые закупки:

  • анализировать и сегментировать поставщиков. Не сотрудничайте со всеми подряд. Выбирайте самые выгодные предложения. Ищите базы и склады, которые находятся в вашем регионе. Это позволит снизить транспортные затраты. Если сотрудничаете с зарубежными партнерами, экономьте за счет более низкой закупочной стоимости;
  • детализировать бюджет на закупку. Распределите финансы по отдельным категориям: ассортимент, каналы продаж, поставщики;
  • добиться снижения закупочных цен. Устройте переговоры с поставщиками. Возможно, они пойдут на уступки или предложат скидку на закупку крупных партий;
  • разработать проекты по централизации закупок. Освободите сотрудников от лишних задач, создав единый центр, который возьмет на себя все вопросы по закупкам и будет эффективнее контролировать процесс;
  • оптимизировать расходы на топливо. Подберите оптимальный тип транспортных средств для перевозок и попытайтесь упростить маршруты доставки. Установите рациональные лимиты по использованию топлива. Перед тем, как вводить новые правила, тщательно просчитайте их целесообразность.

Планирование закупок и формирование заказов поставщикам в ЕКАМ

Планирование закупок и формирование заказов поставщикам в «ЕКАМ»

Управление персоналом

Еще одна важная статья расходов – заработные платы персоналу. В данной категории самым ощутимым способом оптимизации издержек будет сокращение штата. Но не спешите бросаться в крайности. Нужно подумать, в каких отделах стоит уменьшить численность сотрудников, а в каких – категорически нет. При достижении пиковых нагрузок, наоборот, понадобится дополнительная рабочая сила.

Нагрузка рассчитывается с учетом:

  • количества и объема поступающих заявок на покупку;
  • среднего объема отгрузок;
  • пропускной способности склада;
  • примерного количества ежедневных задач на одного работника.

Сокращайте только ненужные должности и неэффективных сотрудников. В остальных случаях необходимо работать над повышением производительности труда и снижать затраты на единицу обработанного товара.

Чтобы контролировать эффективность персонала, сформируйте систему KPI, по которой будет оцениваться работа. Рассчитывая плановые показатели, пользуйтесь усредненными цифрами. Разделите склад на отделы, всю работу – на процессы, а процессы – на операции.

Для каждого отдела следует установить свои объективные показатели эффективности. К примеру, для приемки это:

  • число принятых фур;
  • объем и вес грузооборота;
  • количество артикулов;
  • наличие выявленного/подтвержденного брака.

Пример KPI для водителя-экспедитора

Пример KPI для водителя-экспедитора

Повысить производительность поможет правильная система мотивации. Работает она и в плане снижения рисков воровства среди персонала, которое чревато убытками и дополнительными расходами.

  • прозрачную схему оценивания труда;
  • гарантированный социальный пакет (отпуск, больничные, бесплатное питание, фирменная спецодежда, скидки на товары компании);
  • прибавки к заработной плате в зависимости от показателей.

Автоматизация ручных процессов

Один из самых продуктивных методов снижения логистических издержек – автоматизация рутинных процессов. Автоматизированная система логистики позволит:

  • точнее контролировать затраты;
  • централизовать и оптимизировать основные операции на складе;
  • сократить время обработки заказов;
  • улучшить уровень обслуживания покупателей.

Эффективное управление складом выполняется за счет специализированных сервисов и программных продуктов. Пример такого решения – облачный сервис учета «ЕКАМ». В нем предусмотрены все необходимые функции для автоматизации основных складских операций:

  • приемки и отгрузки;
  • перемещений товара;
  • инвентаризации;
  • списания и оприходования.

Учет движения денежных средств в ЕКАМ

Учет движения денежных средств в «ЕКАМ»

С помощью программы можно отслеживать товарные остатки, выгружать данные о товарах на сайт, формировать заказы поставщикам, контролировать движение денежных средств, работу сотрудников. Учет товаров возможен по нескольким складам. Удобно, что в программе есть функция отслеживания остатков поставщиков.

Учет товаров по складам

Учет товаров по складам «ЕКАМ»

Эффективная логистическая система строится на нескольких принципах:

  1. Нужный продукт.
  2. Оптимальное качество.
  3. Необходимое количество.
  4. Доставка в нужное время и место.
  5. Минимальные затраты.

Ориентируйтесь на эти факторы при создании стратегии по снижению расходов. Подходите к решению задач комплексно, оптимизируя закупочную, транспортную и складскую логистику. Грамотная мобилизация внутренних резервов помогает добиться значительного экономического эффекта и с лихвой компенсирует потраченное время и усилия. Особенно заметную выгоду приносит автоматизация процессов.

Читайте также

  • Контакты
  • Конфиденциальность данных
  • Лицензионный договор

Соглашение о конфиденциальности

и обработке персональных данных

1.Общие положения

1.1.Настоящее соглашение о конфиденциальности и обработке персональных данных (далее – Соглашение) принято свободно и своей волей, действует в отношении всей информации, которую ООО «Инсейлс Рус» и/или его аффилированные лица, включая все лица, входящие в одну группу с ООО «Инсейлс Рус» (в том числе ООО «ЕКАМ сервис»), могут получить о Пользователе во время использования им любого из сайтов, сервисов, служб, программ для ЭВМ, продуктов или услуг ООО «Инсейлс Рус» (далее – Сервисы) и в ходе исполнения ООО «Инсейлс Рус» любых соглашений и договоров с Пользователем. Согласие Пользователя с Соглашением, выраженное им в рамках отношений с одним из перечисленных лиц, распространяется на все остальные перечисленные лица.

1.2.Использование Сервисов означает согласие Пользователя с настоящим Соглашением и указанными в нем условиями; в случае несогласия с этими условиями Пользователь должен воздержаться от использования Сервисов.

1.3.Сторонами (далее – «Стороны) настоящего Соглашения являются:

«Инсейлс» – Общество с ограниченной ответственностью «Инсейлс Рус», ОГРН 1117746506514, ИНН 7714843760, КПП 771401001, зарегистрированное по адресу: 125319, г.Москва, ул.Академика Ильюшина, д.4, корп.1, офис 11 (далее — «Инсейлс»), с одной стороны, и

либо физическое лицо, обладающее дееспособностью и признаваемое участником гражданских правоотношений в соответствии с законодательством Российской Федерации;

либо юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;

либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;

которое приняло условия настоящего Соглашения.

1.4.Для целей настоящего Соглашения Стороны определили, что конфиденциальная информация – это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности (включая, но не ограничиваясь: информацию о продукции, работах и услугах; сведения о технологиях и научно-исследовательских работах; данные о технических системах и оборудовании, включая элементы программного обеспечения; деловые прогнозы и сведения о предполагаемых покупках; требования и спецификации конкретных партнеров и потенциальных партнеров; информацию, относящуюся к интеллектуальной собственности, а также планы и технологии, относящиеся ко всему перечисленному выше), сообщаемые одной стороной другой стороне в письменной и/или электронной форме, явно обозначенные Стороной как ее конфиденциальная информация.

1.5.Целью настоящего Соглашения является защита конфиденциальной информации, которой Стороны будут обмениваться в ходе переговоров, заключения договоров и исполнения обязательств, а равно любого иного взаимодействия (включая, но не ограничиваясь, консультирование, запрос и предоставление информации, и выполнение иных поручений).

2.Обязанности Сторон

2.1.Стороны соглашаются сохранять в тайне всю конфиденциальную информацию, полученную одной Стороной от другой Стороны при взаимодействии Сторон, не раскрывать, не разглашать, не обнародовать или иным способом не предоставлять такую информацию какой-либо третьей стороне без предварительного письменного разрешения другой Стороны, за исключением случаев, указанных в действующем законодательстве, когда предоставление такой информации является обязанностью Сторон.

2.2.Каждая из Сторон предпримет все необходимые меры для защиты конфиденциальной информации как минимум с применением тех же мер, которые Сторона применяет для защиты собственной конфиденциальной информации. Доступ к конфиденциальной информации предоставляется только тем сотрудникам каждой из Сторон, которым он обоснованно необходим для выполнения служебных обязанностей по исполнению настоящего Соглашения.

2.3.Обязательство по сохранению в тайне конфиденциальной информации действительно в пределах срока действия настоящего Соглашения, лицензионного договора на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договора присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ, агентских и иных договоров и в течение пяти лет после прекращения их действия, если Сторонами отдельно не будет оговорено иное.

2.4.Не будут считаться нарушением настоящего Соглашения следующие случаи:

(а)если предоставленная информация стала общедоступной без нарушения обязательств одной из Сторон;

(б)если предоставленная информация стала известна Стороне в результате ее собственных исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, осуществленной без использования конфиденциальной информации, полученной от другой Стороны;

(в)если предоставленная информация правомерно получена от третьей стороны без обязательства о сохранении ее в тайне до ее предоставления одной из Сторон;

(г)если информация предоставлена по письменному запросу органа государственной власти, иного государственного органа, или органа местного самоуправления в целях выполнения их функций и ее раскрытие этим органам обязательно для Стороны. При этом Сторона должна незамедлительно известить другую Сторону о поступившем запросе;

(д)если информация предоставлена третьему лицу с согласия той Стороны, информация о которой передается.

2.5.Инсейлс не проверяет достоверность информации, предоставляемой Пользователем, и не имеет возможности оценивать его дееспособность.

2.6.Информация, которую Пользователь предоставляет Инсейлс при регистрации в Сервисах, не является персональными данными, как они определены в Федеральном законе РФ №152-ФЗ от 27.07.2006г. «О персональных данных».

2.7.Инсейлс имеет право вносить изменения в настоящее Соглашение. При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения.

2.8.Принимая данное Соглашение Пользователь осознает и соглашается с тем, что Инсейлс может отправлять Пользователю персонализированные сообщения и информацию (включая, но не ограничиваясь) для повышения качества Сервисов, для разработки новых продуктов, для создания и отправки Пользователю персональных предложений, для информирования Пользователя об изменениях в Тарифных планах и обновлениях, для направления Пользователю маркетинговых материалов по тематике Сервисов, для защиты Сервисов и Пользователей и в других целях.

Пользователь имеет право отказаться от получения вышеуказанной информации, сообщив об этом письменно на адрес электронной почты Инсейлс — contact@ekam.ru.

2.9.Принимая данное Соглашение, Пользователь осознает и соглашается с тем, что Сервисами Инсейлс для обеспечения работоспособности Сервисов в целом или их отдельных функций в частности могут использоваться файлы cookie, счетчики, иные технологии и Пользователь не имеет претензий к Инсейлс в связи с этим.

2.10.Пользователь осознает, что оборудование и программное обеспечение, используемые им для посещения сайтов в сети интернет могут обладать функцией запрещения операций с файлами cookie (для любых сайтов или для определенных сайтов), а также удаления ранее полученных файлов cookie.

Инсейлс вправе установить, что предоставление определенного Сервиса возможно лишь при условии, что прием и получение файлов cookie разрешены Пользователем.

2.11.Пользователь самостоятельно несет ответственность за безопасность выбранных им средств для доступа к учетной записи, а также самостоятельно обеспечивает их конфиденциальность. Пользователь самостоятельно несет ответственность за все действия (а также их последствия) в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя, включая случаи добровольной передачи Пользователем данных для доступа к учетной записи Пользователя третьим лицам на любых условиях (в том числе по договорам или соглашениям). При этом все действия в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя считаются произведенными самим Пользователем, за исключением случаев, когда Пользователь уведомил Инсейлс о несанкционированном доступе к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи.

2.12.Пользователь обязан немедленно уведомить Инсейлс о любом случае несанкционированного (не разрешенного Пользователем) доступа к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи. В целях безопасности, Пользователь обязан самостоятельно осуществлять безопасное завершение работы под своей учетной записью по окончании каждой сессии работы с Сервисами. Инсейлс не отвечает за возможную потерю или порчу данных, а также другие последствия любого характера, которые могут произойти из-за нарушения Пользователем положений этой части Соглашения.

3.Ответственность Сторон

3.1.Сторона, нарушившая предусмотренные Соглашением обязательства в отношении охраны конфиденциальной информации, переданной по Соглашению, обязана возместить по требованию пострадавшей Стороны реальный ущерб, причиненный таким нарушением условий Соглашения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3.2.Возмещение ущерба не прекращают обязанности нарушившей Стороны по надлежащему исполнению обязательств по Соглашению.

4.Иные положения

4.1.Все уведомления, запросы, требования и иная корреспонденция в рамках настоящего Соглашения, в том числе включающие конфиденциальную информацию, должны оформляться в письменной форме и вручаться лично или через курьера, или направляться по электронной почте адресам, указанным в лицензионном договоре на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договоре присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ и в настоящем Соглашении или другим адресам, которые могут быть в дальнейшем письменно указаны Стороной.

4.2.Если одно или несколько положений (условий) настоящего Соглашения являются либо становятся недействительными, то это не может служить причиной для прекращения действия других положений (условий).

4.3.К настоящему Соглашению и отношениям между Пользователем и Инсейлс, возникающим в связи с применением Соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.

4.3.Все предложения или вопросы по поводу настоящего Соглашения Пользователь вправе направлять в Службу поддержки пользователей Инсейлс www.ekam.ru либо по почтовому адресу: 107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12 БЦ «Stendhal» ООО «Инсейлс Рус».

Дата публикации: 01.12.2016г.

Полное наименование на русском языке:

Общество с ограниченной ответственностью «Инсейлс Рус»

Сокращенное наименование на русском языке:

Наименование на английском языке:

InSales Rus Limited Liability Company (InSales Rus LLC)

Юридический адрес:

125319, г. Москва, ул. Академика Ильюшина, д. 4, корп.1, офис 11

Почтовый адрес:

107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12, БЦ «Stendhal»

ИНН: 7714843760 КПП: 771401001

Банковские реквизиты:

В ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) АО, г.Москва,
к/с 30101810500000000222, БИК 044525222

Как улучшить логистику в компании

Именно столько времени потребуется Вам для того, чтобы руководствуясь ниже представленными рекомендациями составить план оптимизации логистики компании.

В условиях высокой конкуренции и тотального сокращения затрат компании стремятся к минимизации расходов в каждом звене логистической системы, что не всегда благотворно влияет на ситуацию в целом. В примерах, представленных ниже, представлены ситуации, в которых методология логистического менеджмента не применяется, что приводит к значительным финансовым потерям для компании.

Например, менеджеры по закупкам компании «HerrmannTradeCompany» для сокращения расходов и получения скидок на заказываемую у поставщиков продукцию, принимают решение о покупке более крупных партий товара. В следствие этого, цена за единицу товара сокращается, закупщик получает дополнительную скидку за партию в следствие чего удается сократить затраты на закупку на 8%, в денежном эквиваленте (250 тыс. долл). В то же время, расходы на хранение более крупных партий товаров увеличились на 270 тыс. долл.

Другой пример неоптимального сокращения расходов: департамент логистики компании «ЛэндБридж» для сокращения расходов на аренду принимает решение о переносе распределительного центра (РЦ) из Москвы в Московскую область. В результате того, что решение о переносе РЦ принималось без учёта транспортной работы, расположения и объемов отгрузок от поставщиков и потреителям, в течение первых же 3 месяцев работы увеличение затрат на транспортное обеспечение превысило экономию от сокращения арендной платы, а годовые потери компании составили более $850000.

Таким образом, для оптимизации логистики на предприятии необходимо применять комплекс мероприятий, позволяющих снизить издержки не только в отдельном элементе цепи поставок, а в совокупности во всей цепи.

Для этого необходимо воспользоваться методологией логистического менеджмента. Логистический менеджмент это совокупность способов и методов управления процессом товародвижения, основывающихся на определении оптимальных параметров (критерием оптимума могут быть минимальные общие логистические издержки, уровень сервиса, предоставляемого клиентам, уровень рисков в цепях поставок).

Функциональные области логистики

Метод оптимизации

Достигаемый результат

Закупки

Внедрение системы управление запасами

Уменьшение затрат на закупку (в среднем, до 28 — 30%)

Избежание накопления неликвидов

Внедрение системы анализа финансовой устойчивости поставщиков

Минимизация рисков по закупке продукции

Склад

Внедрение концепции JIT

Оптимизация расходов на хранение продукции

Сокращение расходов на транспортировку от 10% до 30%

Реконструкция внутренней технологии

Повышение эффективности работы склада на 15-40%

Транспорт

Решение об использовании собственного или наемного транспорта

Сокращение себестоимости перевозок до 40%

Внедрение системы маршрутизации

Сокращение затрат за счёт минимизации холостых пробегов на 30%-40%

В разных компаниях разный уровень логистического менеджмента , свои проблемы и сформировать универсальный план оптимизации логистики для всех предприятий невозможно. Но основываясь на представленных ниже методах оптимизации можно составить индивидуальный план по повышению эффективности движения товаропотока на предприятии.

В первую очередь необходимо начать с планирования продаж и операций, что позволит оптимизировать закупки и уровень запасов. Необходимо проанализировать весь ассортимент закупаемой продукции и определить ту его часть, которая приносит максимальный эффект, ведь «20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий — лишь 20 % результата». Для этого можно воспользоваться методикой ABC-анализа: разделить весь ассортимент на группы по востребованности товара от наиболее популярных, быстрооборачиваемых товаров к самым низкопотребляемым и нерентабельным. В свою очередь, XYZ-анализ позволит оценить регулярность сбыта той или иной группы товаров. На основе сочетания этих методов можно оптимизировать ассортимент, что приведет к уменьшению затрат на закупки и поможет избежать накопления излишней продукции.

Во-вторых, необходимо определить поставщиков продукции, составив рейтинг. Для этого необходимо определить основные критерии выбора поставщика, например: надежность поставки, цена, качество товара, условия платежа, возможность внеплановых поставок, финансовое состояние поставщика. Определить удельный вес каждого критерия. Например, если необходимо заказать продукцию, дефицит которой недопустим, то самый большой удельный вес будет у надежности поставки. Затем поставщики оцениваются по каждому критерию по бальной системе от 0 до 10. Затем рейтинг поставщика рассчитывается как сумма произведений бальной оценки величины критерия на удельный вес критерия. Поставщик, имеющий самый высокий рейтинг и является лучшим поставщиком для Вашей компании.

После оптимизации процедуры закупок и нормирования запасов возможно выбрать наиболее эффективную модель складской логистики .При решении этого вопроса необходимо учитывать финансовые возможности предприятия, объем товарооборота и другие. Собственный склад дает возможность изменять стратегию сбыта и расширять спектр предоставляемых клиентам услуг. Но использование собственного склада экономически оправдывается при стабильно высоком спросе на продукцию. При нестабильном спросе, низком товарообороте, сезонном спросе на товар, а так же при внедрении на новые рынки выгоднее использовать склады логистических операторов. При выборе местоположения склада (собственного, арендуемого или СОП) необходимо ориентироваться не только на минимальную цену, но и возможные затраты на транспортировку товаров.

Так же следует подумать о реконструкции внутренней технологии работы склада. И в первую очередь встаёт вопрос о выборе технологии грузообработки и оптимизации складского технологического процесса на складе.

В ходе оптимизации логистики не стоит забывать, что значительную роль здесь играет человеческий фактор. Именно сотрудники склада принимают товар, размещают его на полках и комплектуют при заказе. Для повышения эффективности сотрудников предлагаем разработать мотивационную модель оплаты труда. Для каждой категории работников склада разработать оригинальную систему поощрения и взысканий, прозрачную и понятную каждому сотруднику, например на основе сдельной оплаты труда.

Оптимизация транспортной логистики позволит сократить затраты на перевозку товаров и время обслуживания клиентов за счёт увеличения количества перевозимых товаров, увеличения точек доставки, уменьшения затрат на заработную плату (за счёт сокращения количества водителей), уменьшения количества транспортных средств.

Первый вопрос который встаёт здесь — какой вид транспортировки грузов выбрать: использовать собственный транспорт для доставки грузов или пользоваться услугами транспортно-экспедиционной компании. С одной стороны, себестоимость перевозок с помощью привлечения транспортно-логистических компаний примерно на 40% ниже за счет высокой производительности транспорта [1]. С другой стороны, при использовании собственного транспорта компаний не будет зависеть от тарифов на услуги, появляется возможность более точного планирования перевозок и повышается качество услуг, оказываемых клиентам.

При использовании собственного или наемного транспорта необходимо формировать оптимальные маршруты доставки товаров. Для этого необходимо прежде всего выбрать критерий оптимизации — длина маршрута или время доставки, а так же учитывать такие параметры как зона доставки, график работы клиентов, порядок доставки груза, количество клиентов в рейсе. Можно использовать маятниковые или кольцевые маршруты. Необходимо разрабатывать такие маршруты, которые позволяют сократить количество порожних пробегов.

Введение мониторинга пробега и расхода по ГСМ. Помимо стандартной системы учёта расхода ГСМ, в которую входит учёт километража, количества израсходованного топлива и чеки заправок, подающиеся водителями, необходимо использовать современные системы контроля расхода топлива, основанные на ГЛОНАСС GPS мониторинге, которые позволяет сократить затраты на ГСМ до 40% [2].

Как улучшить логистику в компании

В проекте Dig(IT)al рассказываем о технологиях, которые помогут вам заработать. Переходите на цифровую сторону бизнеса.

Логистика с самого начала была краеугольным камнем высокого уровня клиентского сервиса. В начале запуска бизнеса мы решили, что для качественного сервиса требуется хорошо управляемая команда, поэтому от идеи с аутсорсом было принято решение отказаться сразу в пользу найма в штат.

Сегодня у BIANCA открыто более 35 пунктов приема в Москве. В компании предлагают ежедневный сервис «Химчистка с доставкой», который предполагает сбор и доставку вещей в химчистку. Доставка осуществляется бесплатно при любой сумме заказа по Москве и от 2500 рублей — до 40 км от МКАД.

Изначально выездной сервис работал с ручным планированием маршрутов, которое вместе с дальнейшей корректировкой занимало несколько часов. В рамках IT-стратегии в BIANCA решили автоматизировать этот процесс с помощью технологий «Яндекс.Маршрутизации». Автоматизация внедрялась с целью сокращения времени планирования маршрутов, а также для повышения качества сервиса за счет сокращения временных интервалов.

Оценить слабые места доставки

Прежде чем приступать к автоматизации логистики, в BIANCA провели маркетинговое исследование, чтобы выяснить слабые места доставки. В результате опроса в компании выяснили, что клиентам выездного сервиса не хватает профессиональной консультации и удобных временных интервалов.

Временные интервалы — это промежутки времени, в которые компания предлагает клиенту встречу с водителем-представителем компании. Существуют широкие временные интервалы, когда для получения заказа нужно ждать курьера в неопределенное время с 10 утра до 10 вечера. А при узких временных интервалах клиент может получить заказ, например, с 10 до 12 утра или с 4 до 6 вечера — значит, курьера не придется ждать весь день.

Очевидно, что с точки зрения клиентского опыта: чем уже временной интервал доставки, тем это удобнее для клиента. Однако, каждое сокращение временного интервала требует от компании увеличения ресурсов. Ведь обещая клиентам узкие временные интервалы, курьеры могут ездить на один адрес несколько раз: один клиент выберет доставку утром, а его сосед — вечером. Это увеличивает общий пробег машин и время выполнения маршрутов.

В BIANCA предлагали клиентам трехчасовые временные интервалы. Чтобы повысить качество клиентского сервиса, мы задумались над снижением временного промежутка до одного часа. Моделирование с помощью системы автоматического планирования маршрутов показало, что при часовых интервалах спрос перекроет предложение.

Так как внедрение пришлось на начало пикового сезона, то эксперимент с часовыми интервалами решили отложить до традиционного снижения активности летом. Компромиссом стали двухчасовые временные интервалы со сбором у клиента вещей на следующий день и доставкой через два дня после сбора (стандартная чистка занимает двое суток).

Внедрить цифровые решения

Выездной сервис в BIANCA стал полноценным оцифрованным процессом, который начинается со сбора информации о заказах. Чтобы удержать множество параметров и особенностей заказов, в компании используют систему тегов, которые присваиваются к заказам, машинам, хабам (распределительным центрам) и командам водителей.

Совпадающие теги у машины и заказа служат подсказкой для алгоритма, что этот заказ нужно определить в машину с тем же тегом. Каждому из них присваиваются свои теги, которые обозначают территорию или тип заказа (одежда, ковры, шторы). Каждый из четырех хабов BIANCA в Москве помечен своим территориальным тегом, поэтому заказы автоматически распределяются исходя из совпадающих территорий.

Тегами помечаются и команды водителей, так как некоторые из них отвечают только за сбор заказов определенного типа. Так, существует отдельная команда водителей, которая работает только со сбором и доставкой штор, в их задачи входит снятие и прикрепление штор к гардине. Для этого используется комбинация тега на шторы и изделия — он помогает дозаполнять плавающий спрос на услуги монтажа/демонтажа штор. Кроме того, в системе тегов важную роль играет и автопарк.

Так, для перевозки одежды в машине должны быть установлены специальные кронштейны, на которые она будет повешена. Тогда как для ковров крепления не нужны: они могут ехать в машине без специального оборудования. Для большей гибкости в период повышенного спроса мы начали использовать автопарк каршерингового сервиса. Несмотря на то, что в этих машинах есть важное ограничение — в них нет кронштейнов — в компании успешно задействовали их под сбор грязных изделий, которые не требуют сложной транспортировки.

Мы не хотим заменять своих квалифицированных водителей, поэтому пользуемся только арендой транспортных средств, но не людей.

Однако, в случаях, когда речь идет о клиентском сервисе, делаем исключение и пользуемся услугами сторонних подрядчиков. Так удается не ломать построенные маршруты и оставить клиента удовлетворенным.

После того, как заказ обработан, он распределяется в одно из имеющихся временных окон и назначается тому или иному водителю. Специфика работы компании предполагает процент отмен и переносов, которые увеличиваются к вечеру.

Чтобы не терять время работы водителей, в BIANCA в ручном режиме распределяют на освободившиеся слоты новых клиентов. Логист или контакт-центр самостоятельно связываются с водителем и сообщают ему об изменениях в маршруте и добавлении новой точке сбора.

Чтобы контролировать уровень удовлетворенности клиентов, в компании ведут мониторинг по отменам. Этот отчет работает в связке со специальной мониторинговой системой, которая отслеживает движение транспорта, — это помогает не только видеть количество отмен, но и анализировать их причины.

Кроме того, мониторинг транспорта позволил лучше оценивать своевременность попадания в интервал. Данные и аналитика просчитываются по итогам месяца. Сейчас своевременность приезда составляет 80%, так как в компании следуют строгой политике по работе с нарушениями временных окон.

Так, в оставшиеся 20% включаются не только поздние, но и ранние приезды, а также опоздания на три секунды. Сейчас среднее время опоздания составляет 10-15 минут, а большая часть из них связана с человеческим фактором: например, водитель не смог дозвониться до клиента.

В сети также работают с VIP-клиентами и компаниями, которые по объемам заказов могут быть равны 30-50 стандартным клиентам. Поэтому для них в компании работают с жесткими временными окнами, процент точного попадания во временной интервал составляет 95-99%.

Совсем недавно компания внедрила on-demand доставку: клиенты BIANCA могут отдавать вещи курьерам в течение часа после оставления заявки. По планам эти и другие цифровые решения, внедренные в рамках IT-стратегии, позволят повысить качество клиентского сервиса.

Как автоматизация доставки затронула HR-процессы

Выездной сервис BIANCA состоит из трех отделов:

  1. Call-центр, который принимает заказы.
  2. Водители-экспедиторы, которые забирают заказы у клиентов и привозят им обратно чистые вещи.
  3. Администраторы-приемщицы, которые работают с вещами, привезенными водителями: они отвечают за прием и связь с клиентами.

В компании полтора года назад ввели систему грейдирования — один из методов мотивации персонала. Внедрение мониторинговой системы, которая отслеживает информацию по поездкам позволила внедрить грейдирование и для водителей-экспедиторов. Данные по доставкам и рабочим сменам каждого водителя анализируются, а потом сравниваются с результатами других водителей этого хаба. В результате эффективность водителя напрямую связывается с его зарплатой.

Система грейдирования привела к росту эффективности каждого сотрудника — теперь с тем же объемом справляется меньшее количество людей.

Освободившийся ресурс перенаправили на другие участки, которые требовали усиления. Это позволило сэкономить на подборе нового персонала и оборудованию дополнительных рабочих мест. Мы считаем важным, что при системе грейдирования люди не только стали эффективнее работать, но и больше зарабатывать.

Несмотря на наличие системы мотивации выездной команды, мы не останавливаемся на достигнутом. Не так давно была введена уникальная система мотивации, которая предполагает повышение квалификации водителя и дает ему возможность совершать продажи новым клиентам.

Специально для этого был сформирован уникальный QR-код для каждого сотрудника, пройдя по которому заполняется короткая форма-заявка. За каждый новый лид BIANCA выплачивает премию. Что важно — «потолок» отсутствует, поэтому теперь водители лично могут влиять на свой дополнительный доход и увеличивать прибыль компании.

В ближайших планах BIANCA добавление безналичных чаевых во время сбора обратной связи у клиентов. При этом сумма будет распределяться между водителем и остальными участниками процесса (фабрика, КЦ, логисты, администраторы), которые сопровождали заказ клиента.

Чек-лист, как оценить качество сервиса

Мы считаем, что качество клиентского опыта может и должно быть систематизировано. Для этого в компании работают по следующему чек-листу:

5 идей оптимизации логистики

Логистические затраты есть на каждом предприятии. Первоначально, когда бизнес находится в домашних условиях, все товары можно хранить дома и самостоятельно контролировать их. В дальнейшем, с развитием предприятия, все запасы будут храниться на складе, дополнительно потребуется персонал, появятся логистические затраты. Важно оптимизировать складские процессы так, чтобы все риски были сведены к минимуму, и не возникало непредвиденных проблем.

Логистические затраты есть на каждом предприятии. Первоначально, когда бизнес находится в домашних условиях, все товары можно хранить дома и самостоятельно контролировать их. В дальнейшем, с развитием предприятия, все запасы будут храниться на складе, дополнительно потребуется персонал, появятся логистические затраты. Важно оптимизировать складские процессы так, чтобы все риски были сведены к минимуму, и не возникало непредвиденных проблем.

Оптимальным решением будет продумать все вопросы ещё при проектировании и оснащении склада. Нужно иметь представление, для каких грузов склад предназначен. Для некоторых категорий продукции понадобится закупка дополнительного оснащения. Например, холодильного оборудования, если ваша деятельность связана с продажей продуктов или общепитом. Затем нужно составить схему расположения стеллажей и запланировать товарооборот.

Однако есть методы оптимизации издержек, когда логистические процессы уже запущены. Их стоит взять на вооружение, когда вы чувствуете усиление конкуренции, открываете новые подразделения, хотите свести к минимуму транспортные издержки.

1. Сокращение количества перевозчиков.

Часто менеджеры компаний под каждый маршрут подбирают перевозчика, предложившего меньшую стоимость. Между тем, многие транспортные компании практикуют снижение стоимости на большой объём услуг. К тому же льготные условия вам могут предложить, дабы остаться в «списке» избранных поставщиков.

2. Оптимизация пространства.

Проследите, что при упаковке товаров используется всё доступное пространство. Это касается как индивидуальной упаковки грузов, так и способов их укладки на поддоны для перевозки. Такой способ позволит уменьшить количество поддонов и упаковочных материалов, а в итоге – снизить затраты на каждую отдельную перевозку.

3. Автоматизация логистических процессов.

Такой метод основан на использовании компьютерных технологий, которые повышают эффективность логистических операций. Сюда относится стратегия ERP, которая способна выполнять такие задачи, как управление цепочками поставок и планирование различных ресурсов (трудовые, финансовые, ценные бумаги) предприятия.

4. Механизация складских работ.

Подразумевает собой использование технологий вместо ручного труда человека. Человек не может работать эффективнее оборудования по следующим причинам: из-за сложной работы он может уволиться, и потребуется время, чтобы найти замену; человек может заболеть, в связи с чем работы будет выполнено меньше; человек не может работать без перерывов и иные причины.

5. Применение информационной системы WMS.

Расшифровывается она как Warehouse Management System и представляет собой систему управления, использующую технологию управления складами на расстоянии путем идентификации адреса места хранения и удаленного управления сотрудниками компании. Вся информация заносится в базу через штрих-коды. Есть несколько версий WMS систем управления складами:

  • со стандартными опциями — для маленьких предприятий;
  • специально созданные, настраиваемые — для крупных предприятий со сложной индивидуальной системой;
  • адаптируемые — для средних и крупных компания, не создающих чрезвычайно сложные товары, которые могут подстроиться под требования рынка и пользователя.

Логистика склада — это не только сложная наука, но ещё и «организм», который постоянно развивается и совершенствуется. Что требует от руководства предприятий и персонала постоянного обучения и непрерывного практического опыта.

Полезно

Повысить уровень сервиса при выполнении заказов контрагентов, сформировать понимание процессов взаимодействия в логистической цепи поставок, узнать какие инфраструктурные решения применимы для организации логистической деятельности предприятия, а также научиться выбирать наиболее подходящие современные технологии автоматизации учета и управления складскими процессами (WMS) на рынке информационных систем можно на курсе Учебного центра «Финконт»:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *