Размеры нефтяных танкеров
Суда, перевозящие сырую нефть и нефтепродукты, разделены на размеры. В глобальном танкерном флоте нефти и нефтепродуктов используется система классификации для стандартизации условий контракта, установления стоимости доставки и классификации судов для контрактов на фрахтование. Эта система, известная как система оценки средних ставок (AFRA), была создана Royal Dutch Shell шесть десятилетий назад, а группа London Tanker Brokers (LTBP), независимая группа торговых брокеров, контролирует систему.
AFRA использует шкалу, которая классифицирует танкерные суда в соответствии с дедвейтом тонн — показатель пропускной способности судна для перевозки грузов. Ориентировочная мощность судна в бочках определяется с использованием, по оценкам, 90% дедвейта судна, который умножается на коэффициент пересчета баррель на метрическую тонну, характерный для каждого типа нефтепродуктов и сырой нефти, в качестве плотности жидкого топлива Различаются по типу и классу.
Меньшие сосуды по шкале АФРА — танкеры общего назначения (GP) и среднего диапазона (MR) — обычно используются для перевозки грузов нефтепродуктов на относительно коротких расстояниях, например, от Европы до Восточного побережья США. Их меньший размер позволяет им получить доступ к большинству портов по всему миру. Танкер GP может перевозить от 70 000 баррелей и 190 000 баррелей автомобильного бензина (3,2-8 млн. Галлонов), а танкер MR может перевозить от 190 000 баррелей и 345 000 баррелей автомобильного бензина (8-14,5 млн галлонов).
Суда класса Long Range (LR) являются наиболее распространенными судами в глобальном танкерном флоте, поскольку они используются для перевозки как нефтепродуктов, так и сырой нефти. Эти суда могут получить доступ к самым крупным портам, которые поставляют сырую нефть и нефтепродукты. Танкер LR1 может перевозить от 345 000 баррелей и 615 000 баррелей бензина (14,5-25,8 миллионов галлонов) или от 310 000 баррелей до 550 000 баррелей легкой сырой нефти.
Большая часть глобального танкерного флота классифицируется как AFRAMAX. Суда AFRAMAX — корабли от 80 000 тонн дедвейта и 120 000 тонн дедвейта. Этот размер корабля популярен среди нефтяных компаний в логистических целях, и многие суда были построены в рамках этих спецификаций. Поскольку диапазон AFRAMAX существует где-то между шкалами LR1 и LR2 AFRA, LTBP не публикует оценку фрахта специально для судов AFRAMAX.
За всю историю АФРА танкеры росли в размерах, и были добавлены новые классификации. В связи с расширением глобальной торговли нефтью были добавлены очень крупный неочищенный перевозчик (VLCC) и сверхбольшой сырой перевозчик (ULCC), и более крупные суда обеспечили лучшую экономическую эффективность для поставок сырой нефти. VLCC несут ответственность за большинство поставок сырой нефти по всему миру, в том числе в Северном море, где находится контрольный показатель цен на нефть марки Brent. VLCC может перевозить от 1,9 миллиона до 2,2 миллиона баррелей сырой нефти типа West Texas Intermediate (WTI).
Классификация танкеров в зависимости от дедвейта
В зависимости от дедвейта и размерений, танкеры для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов делятся на ряд классов. Следует отметить, что публикуемая в различных источниках информация о классификации танкеров имеет некоторые отличия в терминологии, величинах дедвейта и размерениях судов. Автор приводит (как в дальнейшем и для балкеров) вариант классификации, принципиально укладывающийся в общепринятые каноны.
Seawaymax – данное определение относится к судам, максимальные размеры которых (по информации сборника Правил плавания «SeawayHandbook» это длина 222,5 м., ширина 23,2 м., осадка 7,92 м. и высота над ватерлинией 35,5 м.) позволяют проходить Водным путем реки Святого Лаврентия (официальное название системы каналов и шлюзов от Монреаля до Великих озёр), из Атлантического океана в Великие озера в Северной Америке. Данное понятие не означает, что это суда только для указанного региона. По всему миру это танкеры, перевозящие нефтепродукты и неагресивные химические грузы. Суда дедвейтом до 10 тыс. т заняты перевозкой малых партий нефти и химических продуктов в прибрежном морском плавании на коротких линиях. Танкеры дедвейтом 10–60 тыс. т перевозят нефтепродукты крупным потребителям. Танкеры дедвейтом порядка 20 тыс. т предназначены для арктического плавания, они обеспечивают круглогодичную перевозку грузов в северных районах, имеют ледопроходимость до 5 м.
Panamax – размеры судов лимитируют габариты шлюзов Панамского канала.
Aframax– размеры судов в тарифной системе танкеров AFRA (Average Freight Rate Assessment), что не имеет никакого отношения к Африке. Просто страны-экспортеры нефти, не входящие в ОПЕК (ОРЕС — The Organization of the Petroleum Exporting Countries) используют данную классификацию в связи с тем, что порты и подходные каналы, через которые эти страны экспортируют свою нефть, не способны принимать более крупные танкеры.
Suezmax – для танкеров лимитирующей величиной для транзита Суэцким каналом является осадка.
VLCC (или Malaccamax) – крупнотоннажные танкеры (VeryLargeCrudeCarrier) с осадкой до 21 метра, лимитирующей проход Малаккским проливом.
ULCC – супертанкеры (UltraLargeCrudeCarrier), термин, характеризующий крупнейшие в мире танкеры.
В настоящее время в эксплуатации находится около 90 судов дедвейтом от 200 000 до 279 000 тонн и порядка 380 судов дедвейтом 280 000 – 320 000 тонн, наиболее популярных в классе VLCC. Известно только семь судов типа ULCC дедвейтом свыше 320 000 тонн.
Крупнейшим, когда-либо построенным супертанкером класса ULCC являлся «Knock Nevis» (последнее название). Дедвейт этого судна – 564 763 тонны, что составляет 4,1 миллиона баррелей нефти. Его длина – 458 метров, ширина – 69 метров, осадка в грузу – 24,6 метра. Известный миру прежде под именами «SeawiseGiant», «HappyGiant», «JahreViking» он был построен в 1981 г. В 2004 г. выведен из эксплуатации, до 2009 г. использовался как плавучее нефтехранилище на месторождении Аль-Шахин (Катар). В 2010 г. отправился в свой последний рейс в Индию, где был порезан на металл, унеся с собой в прошлое эпоху супертанкеров-полумиллионников.
Классификация нефтеналивных танкеров и танкеров-газовозов по размерам
Классификация судов по размерам вызвана необходимостью учитывать навигационную обстановку.
По назначению танкеры подразделяются на:
- нефтеналивные,
- химовозы, ,
- танкеры — водородовозы, проектируются в настоящее время для доставки жидкого водорода ( LH2).
Терминология описания состоит из двух слов: 1- привязка по географии, 2- описывает размер
Handysize
Handymax / Supramax
Суда размером Handymax или Supramax имеют дедвейт от 35000 до 60000 т, длину 150-200 метров
Seawaymax
Aframax
Suezmax
Суда типа Suezmax — это нефтеналивные танкеры, способные с полной загрузкой проходить через Суэцкий канал, и исключительно связан с нефтяными танкерами.
Существуют ограничения : глубина водного пути составляет 16 м, высота моста в канале — 68 м, максимально допустимая ширина судна -70,1 м.
Сколько баррелей нефти в танкере
Супертанкер — крупнотоннажный океанский танкер типа VLCC (Very Large Crude Oil Carrier), водоизмещением от 160 000 тонн и более; используется, как правило, для транспортировки сырой нефти. Супертанкеры, чья вместимость превышает 320 000 тонн, называются ULCC (Ultra-large crude carrier). Длина супертанкеров превышает 300 метров. В порту заметить супертанкер практически не реально. Грузовые операции на таких огромных судах происходят на специализированных терминалах, находящихся далеко от берега. Связано это с тем, что большая осадка супертанкеров не позволяет им войти в большинство мировых портов.
Заметим, что значительные размеры этих судов, а также количество перевозимого груза, делают их крайне инерционными. К примеру, в случае аварийной остановки полностью остановить судно можно не ранее чем через 3 км (и этот процесс может занять до 15-ти минут). Диаметр циркуляции может составлять до 2-х километров. Эти показатели могут отличаться в зависимости от размера и загрузки судна.
Довольно часто супертанкеры используются как гигантские плавучие хранилища нефти, либо конвертируются в суда типа FPSO (Floating production and Storage).
Супертанкер Knock Nevis
Крупнейшим супертанкером в период с 1979 по 2010 г. являлся Knock Nevis (в настоящее время судно уже утилизировано). Дедвейт этого судна — 564 763 тонны, что составляет 658 362 м.куб. (4,1 миллиона баррелей) нефти.
Длина Knock Nevis составляла 458,45 метра, ширина 68,86 м. Осадка в грузу – 24, 61 метра.
История судна
В 1979 году судно было спущено на воду. Построено оно было в Японии на верфи Oppama компании Sumitomo Heavy Industries. Первоначально судно называлось Seawise Giant и строилось для греческого судовладельца, однако компания обанкротилась еще до поставки судна. Вследствие чего судоверфь продала судно компании OOCL, которая в свою очередь отправила судно на доработку — были добавлены дополнительные секции корпуса, благодаря чему дедвейт был увеличен с первоначальных 480 тысяч тонн до 564 763 тонн. В 1981-м году судно введено в эксплуатацию под названием Seawise Giant и работало на маршрутах между Ближним Востоком и США.
Самый большой танкер в мире
Во время ирано-иракской войны в 1986-м году судно пострадало от ракет Exocet и затонуло на мелководье вблизи иранского острова Kharg Island. Тогда была объявлена полная конструктивная гибель судна. В 1988-м, спустя несколько месяцев после окончания войны норвежская компания KS-Company приобрел полузатопленное судно, организовал работы по снятию с мели и отбуксировал на ремонт на сингапурскую верфь Keppel Shipyard. В 1989-м судно переименовано в Happy Giant.
Позже компания KS-Company перешла под управление норвежского судовладельца Jorgen Jahre и судно было опять переименовано в Jahre Viking. В 1991-м снова запущено в эксплуатацию. Площадь палубы судна составляет 31451 квадратных метра, осадка в грузу 24,611 м. При полной загрузке судно не могло пройти не только Суэцким и Панамским каналом, но также и Ла-Маншем.
В 2004-м году супертанкер был куплен норвежской компанией First Olsen Tankers и переоборудован в ОАЭ на верфи Dubai Dry Docks в нефтехранилище FSO (Floating Storage and Offloading unit). Судно опять было переименовано. Новое название — Knock Nevis. На протяжении всего последующего времени судно было постоянно пришвартовано на нефтяном поле Qatar Al Shaheen в водах Катара в Персидском заливе.
В декабре 2009-го судно продано и ушло на скрап в Аланг (Индия). В последний рейс оно было переименовано в Mont. В 2010-м судно было утилизировано.
Характеристики судна
- Название: Knock Nevis
- IMO номер: 7381154
- Gross Tonnage: 260,941
- Net Tonnage: 214,793
- Водоизмещение в грузу: 646,642 т
- Водоизмещение в балласте: 81,879 т
- Длина наибольшая: 458.45 м
- Ширина: 68.8 м
- Осадка: 24.611 м
- Пропульсивная установка: Паровая турбина
- Скорость: 16 узлов
- Вместимость: 4,240,865 баррелей
- Дедвейт: 564,763 т
- Тип судна: ULCC (Ultra Large Crude Carrier)
- Предыдущие названия: Seawise Giant; Happy Giant; Jahre Viking
- Последнее название: Mont
Супертанкеры класса TI
На сегодняшний день самыми крупными действующими супертанкерами считаются танкеры класса TI. Всего было построено 4 танкера этого класса для судоходной компании Hellespont Group. Строились суда южно-корейской компанией Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering, и были введены в эксплуатацию в 2002 — 2003-х годах. Первоначально танкеры назывались Hellespont Alhambra, Hellespont Fairfax, Hellespont Metropolis и Hellespont Tara.
В 2004 году бельгийский судовладелец Euronav NV со своими партнерами приобрели все четыре судна. В связи с чем они были переименованы в TI Oceania, TI Europe, TI Asia и TI Africa.
Технические характеристики судов:
- Тип: Ultra Large Crude Carrier
- Дедвейт: 441,893 т
- Водоизмещение: 67591 т (порожнем), 509484 т (в грузу)
- Длина: 380 м
- Ширина: 68 м
- Осадка: 24.5 м
- Грузовместимость: 3,166,353 баррелей (503,409,900 L)
- Главный двигатель: HSD-Sulzer 9RTA84T-D
- Мощность ГД: 50,220 BHP
- Эксплуатационная скорость: 16.5 уз (17,5 уз. в балласте)
В 2009 и 2010 годах TI Asia и TI Africa были переоборудованы в суда типа FSO (Floating storage and offloading) – суда для хранения и отгрузки нефти. В 2017-м (TI Europe) и в 2019-м (TI Oceania) также были переоборудованы в FSO.